Eq уровень – Эмоциональный интеллект — Википедия

Содержание

Эмоциональный интеллект — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2019; проверки требуют 9 правок.

=Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач[1]. Относится к гибким навыкам.

Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности

[2].

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным»[3].

Дети которые начинают изучать эмоциональный интеллект уже с малых лет более успешны в учебе, они быстро устанавливают коммуникации, они реализуются в жизни быстрее, чем люди не владеющие эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект основа стрессоустойчивости. Навыки стрессоустойчивости = навыки эмоционального интеллекта: навыки

ru.wikipedia.org

Тест EQ | Синдром Аспергера

Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
1. Мне легко понять, что другой человек хочет присоединиться к разговору
2. Я предпочитаю животных людям
3. Я пытаюсь идти в ногу с модой и современными веяниями
4. Мне сложно объяснить другим вещи, которые я понимаю легко, а они не понимают их с первого раза
5. Я вижу сны почти каждую ночь
6. Мне действительно нравится заботиться о других людях
7. Я предпочитаю попытаться решить собственные проблемы самостоятельно, а не обсуждать их с другими
8. Мне сложно понять, что делать в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием
9. Обычно я лучше всего себя чувствую по утрам
10. Люди часто говорят мне, что я захожу слишком далеко в отстаивании своей позиции в дискуссиях
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
11. Я не очень беспокоюсь, если опаздываю на встречу с другом
12. Дружба и отношения слишком сложны, и я склонен не беспокоиться о них
13. Я не нарушаю правила и законы, сколько бы незначительными они ни были
14. Нередко мне сложно понять, груб или вежлив человек
15. В разговоре я склонен сосредоточиться на своих собственных мыслях, а не на том, о чём может думать слушающий меня человек
16. Я предпочитаю розгрыши словесному юмору
17. Я живу сегодняшним днём, а не завтрашним
18. Когда я был ребёнком, мне нравилось разрезать червей, чтобы посмотреть, что случится
19. Я быстро улавливаю, если кто-нибудь говорит одно, но имеет в виду другое
20. У меня очень жесткие понятия о морали
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
21. Мне сложно понять, почему некоторые вещи так сильно расстраивают людей
22. Мне легко поставить себя на место другого человека
23. Я думаю, что хорошие манеры — наиболее важное, чему родители могут научить детей
24. Мне нравится поступать спонтанно, импульсивно
25. Мне легко предугадать чужие чувства
26. Я быстро подмечаю, если кто-то в компании чувствует себя неловко или стесняется
27. Если я случайно оскорбил человкка, то думаю, что это его проблема, а не моя
28. Если кто-нибудь спрашивает меня, понравилась ли мне его стрижка, я отвечаю правдиво, даже если она мне не понравилась
29. Я не всегда понимаю, почему человек чувствует себя оскорбленным из-за замечания
30. Люди часто говорят мне, что я очень непредсказуемый
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
31. Я получаю удовольствие, оказываясь в центре внимания на любом общественном мероприятии
32. Вид плачущих людей не очень расстраивает меня
33. Мне нравится дискутировать о политике
34. Я очень прямолинейный, и другие люди видят в этом грубость, хотя она не намеренная
35. Ситуации, связанные с общением, редко сбивают меня с толку
36. Другие люди говорят мне, что у меня хорошо получается понимать их чувства и мысли
37. Когда я общаюсь с людьми, я склонен говорить про их впечатления, а не про свои
38. Я расстраиваюсь, когда вижу, что животному больно
39. Я способен принимать решения, не испытывая влияния чувств других людей
40. У меня не получается расслабиться, пока я не сделаю всё, что запланировал на день
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
41. Мне легко понять, интересно или скучно то, о чём я говорю, слушающему меня человеку
42. Я расстраиваюсь, когда вижу испытывающих страдания людей в выпусках новостей
43. Друзья часто рассказывают мне о своих проблемах, потому что они называют меня понимающим человеком
44. Я могу понять, когда веду себя навязчиво, даже если другой человек мне этого не говорит
45. У меня часто появляются новые увлечения, но они мне быстро наскучивают, и я начинаю заниматься чем-то другим
46. Люди иногда говорят мне, что я захожу слишком далеко, когда кого-то дразню
47. Я побоялся бы пойти на большие американские горки
48. Другие люди часто говорят, что я бесчувственный, но я не понимаю причину таких слов
49. Я считаю, что присоединяться или нет к новой компании — это личное дело человека
50. Обычно меня эмоционально не затрагивает просмотр фильма
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
51. Мне нравится быть очень организованным в повседневной жизни, я часто составляю списки дел, которые нужно сделать
52. Я могу быстро и интуитивно понять чувства другого человека
53. Мне не нравится рисковать
54. Я легко догадываюсь, о чём другой человек хотел бы поговорить
55. Я понимаю, когда человек скрывает свои настоящие чувства
56. Перед принятием решения я всегда взвешиваю все за и против
57. Мне не приходится явно и осознанно обучаться правилам поведения в обществе
58. У меня хорошо получается предсказывать чужие действия
59. Я склонен эмоционально вовлекаться в проблемы друзей
60. Я обычно способен понять точку зрения другого человека, даже если не согласен с ней
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен

aspergers.ru

проверь свой эмоциональный интеллект – PROFI.RU — За профи говорят дела

Эмоциональный интеллект или коэффициент EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с IQ, Intelligence Quotient) — это способность личности:

  • понимать чувства и эмоции других людей и себя;
  • улавливать эмоциональную подоплёку в межличностных отношениях;
  • пользоваться эмоциями для регулирования отношений и для мотивации.

 

1. На большой вечеринке твои друзья исчезли, и ты оказалась в окружении незнакомых тебе людей. Как ты будешь с ними общаться?

Назову своё имя и посмотрю, что произойдёт дальше.

Просто постою и послушаю, о чём они говорят.

Постараюсь вставить уместный комментарий по теме разговора.

2. У твоего партнёра есть черта характера, которая тебя крайне нервирует. Твои действия?

Поговорю с ним об этом и постараюсь объяснить свои чувства.

Буду высмеивать эту его особенность.

Постараюсь не обращать на это внимания. Никто не идеален.

3. «Где бы я сейчас была, если бы не ты!» «Ты сегодня классно выглядишь!» «Какие милые туфельки!» — скажи честно, когда ты последний раз говорила кому-то комплимент?

Так сегодня и говорила!

Пару лет назад был повод…

На этой неделе.

4. На свидании с новым парнем ты замечаешь, что он зажат и чувствует себя скованно. Твоя реакция?

Мне тоже сразу станет неуютно в его обществе! Может, я как-то странно выгляжу?

Начну с ним оживлённый разговор, постараюсь узнать о нём побольше.

У нас точно ничего не получится. Впрочем, не важно. Нужно как следует оглядеться, возможно, в этом кафе есть более интересные личности.

5. Подруги сплетничают о знакомой всем вам девушке, которой ты симпатизируешь. Что ты скажешь?

Тоже расскажу о ней какую-нибудь сплетню.

Постараюсь сменить тему разговора — не стоит плохо отзываться о человеке за его спиной.

Ничего не скажу. Позже расскажу этой девушке, что о ней судачат.

6. Уже давно тебя очень раздражает поведение коллеги. Как ты будешь реагировать на очередные её неуместные действия?

Громко выскажу своё мнение. Мне станет легче, после того как я выплесну раздражение.

Ничего не буду предпринимать. Возможно, её поведение изменится со временем само.

Мимоходом брошу в её сторону язвительную насмешку.

7. Твоя подруга купила новое платье, которое ей очень нравится. К сожалению, оно ей совсем не идёт. Она просит тебя высказать своё мнение.

Солгу, что в этом платье она отлично выглядит.

Скажу, что материал шикарный, а принт супермодный.

Хоть это и жестоко, но скажу ей: «Дорогая, в этом платье ты похожа на сардельку».

8. Твой друг решил порвать с тобой, но ты всё ещё любишь его и хочешь сохранить отношения. Твои действия?

Закачу скандал.

Откровенно скажу о своих чувствах, попытаюсь понять причину разрыва и оценить шансы исправить ситуацию.

Скажусь больной и попрошу помощи.

9. У тебя был тяжёлый день, буквально всё шло наперекосяк. Как ты дашь это понять окружающим?

Никак. Улыбнусь и сделаю вид, что всё отлично.

По мне явно видно, что я сегодня в плохом настроении. И лучше не попадаться мне на пути.

Отпущу пару колких замечаний, чтобы разрядиться. Думаю, от этого мне станет легче.

10. Твою близкую подругу бросил молодой человек. Что ты будешь делать, чтобы её поддержать?

Поведу её в клуб. Танцы, незнакомая компания и новые знакомства — лучшее средство, чтобы отвлечься.

Скорее уж буду думать о себе, как бы меня не бросил мой партнёр.

Она должна сама рассказать мне, чего бы ей хотелось. Если ей нужно просто поговорить, то этого будет достаточно.

11. В последнее время у твоего друга много работы, и вы стали проводить меньше времени вместе. О чём ты подумаешь?

Скорее всего, ни о чём, так как ничего не замечу, ведь я и сама вся в делах.

Ясно — у него появилась другая. Начну его контролировать.

Постараюсь поговорить с ним по душам, узнать, всё ли у него в порядке.

12. Часто ли на улице с тобой заговаривают незнакомые люди, прося подсказать дорогу, время или как-то незначительно помочь?

Да, это происходит часто. Странно, правда?

Нет, такого со мной никогда не случается.

Редко.

13. Ты дала подруге надеть своё любимое платье на важное свидание. Прошло уже два месяца, но подруга не спешит возвращать наряд.

Эта дружба доживает последние деньки. Такие подруги мне не нужны.

Переживу утрату платья. Дружба для меня важнее материальных ценностей.

Ещё раз напомню, что это — моё любимое платье, приду к ней домой и попрошу его сразу вернуть.

14. Ты плачешь, когда смотришь мелодрамы, например, «Титаник», «Грязные танцы» и т.д.?

Конечно. Люблю такие фильмы, и платочки у меня всегда под рукой!

Редко. Я не фанат слёз.

Рыдать? Я? На фильме?!

15. Ты выходишь из крупного торгового центра после удачного шопинга, внезапно спотыкаешься и падаешь. Что ты чувствуешь?

Краснею и быстро поднимаюсь, надеюсь, что меня никто не заметил.

Оглядываюсь и уничтожаю взглядом каждого, кто на меня таращится.

Встаю, улыбаюсь про себя и иду дальше по своим делам.

16. Тебе представили новую коллегу. Вы решили пойти вместе на обед. О чём ты будешь с ней разговаривать?

Сплетничать обо всех коллегах, которые мне неприятны.

Объясню, какие традиции сложились у нас в коллективе.

Расспрошу её о личной жизни, я же должна знать всё об этой новенькой.

17. В субботу вечером ты хочешь пойти в новый клуб. Как ты начнёшь об этом разговор, чтобы убедить своих друзей пойти с тобой?

Мне обязательно нужно…

Можно было бы…

Как вы смотрите на то, если мы…

18. Тебе кажется, что твои отношения с лучшей подругой в последнее время стали несколько прохладными. Что ты предпримешь?

Если она позвонит, я просто не возьму трубку. Она сама поймёт, что я больше не хочу с ней общаться.

Скажу подруге, что я обеспокоена нашими отношениями.

Ничего. Дружба есть дружба, ей нужно дорожить. Все люди меняются.

profi.ru

10 признаков высокого EQ

Когда в 1990 году был открыт и описан эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI), стало наконец понятно, почему в семи случаях из 10 люди со средним IQ достигают в жизни большего, чем те, чей IQ выше среднего. После четверти века исследований ученые сходятся в одном: именно показатель эмоционального интеллекта, или эмоциональный коэффициент (EQ), отличает людей выдающихся от обычных: 90% выдающихся представителей общества имеют высокий EQ.

Несмотря на всю его важность, найти точные критерии для «вычисления» эмоционального интеллекта не так-то просто. Однако есть несколько признаков, наличие которых указывает на высокий уровень эмоционального развития. Подумайте о том, насколько они применимы к вам, — это поможет понять ваши сильные и слабые стороны.

1. У вас богатый эмоциональный словарь

Все люди испытывают множество разных чувств, но далеко не все способны осознать и назвать свое эмоциональное состояние в данный момент. Исследования показывают, что этим навыком владеют только 36% из нас. Все прочие же сталкиваются с трудностями оттого, что не понимают своих эмоций, а это зачастую ведет к иррациональным и бессмысленным поступкам.

Люди с высоким EQ владеют искусством отписывать оттенки и полутона переживаний: где обычный человек скажет, что чувствует себя «плохо», эмоционально развитый опишет свои чувства точнее: «я раздражен», «зол», «унижен», «напряжен», «расстроен». Чем точнее подобрано слово, тем яснее причина и то, как с ней бороться.

2. Вас интересуют люди

Будь он экстраверт или интроверт, человек с высоким EQ интересуется другими людьми. Это любопытство — прямое следствие склонности к эмпатии, то есть умения ставить себя на место собеседника. Благодаря ей эмоционально развитые люди гораздо легче налаживают контакт с окружающими.

3. Вы открыты изменениям

Обладатели высокого EQ постоянно меняются и приспосабливаются к обстоятельствам. Вместо того чтобы бояться изменений, они ждут их и продумывают свои действия наперед.

4. Вы умеете отказывать

Эмоциональный интеллект, помимо прочего, подразумевает самоконтроль. Умение отказывать себе и другим — важнейший признак эмоционального развития.

Исследование, проведенное в Университете Южной Каролины, показало, что необходимость сказать «нет» вызывает напряжение, однако люди с высоким EQ умеют отказывать прямо, избегая обтекаемых формулировок типа «Я не думаю», «Не уверен, что смогу». Прямо отказавшись от новой задачи, мы тем самым показываем, насколько нам важны уже взятые на себя обязательства.

5. Вы отдаете, не ожидая ничего взамен

Неожиданный подарок всегда производит сильнейшее впечатление. К примеру, вы обсуждали со знакомым какого-то писателя, чью последнюю книгу он еще не читал. Вы заканчиваете разговор, вполне довольные друг другом, и договариваетесь когда-нибудь еще встретиться. В следующий раз вы берете с собой ту самую последнюю книгу и вручаете своему знакомому. Чем не идеальное начало для дружбы?

6. Вы наслаждаетесь тем, что у вас есть

Когда мы размышляем о том, за что можем благодарить судьбу, наше настроение автоматически улучшается, а уровень гормона стресса — кортизола — снижается в среднем на 23%. Привычка каждый день благодарить судьбу не только повышает настроение, но и придает жизненных сил, чтобы справляться с трудностями и открывать новые горизонты.

7. Вы достаточно спите

Мало что так сильно вредит EQ, как недостаток сна. Во сне мозг буквально перезаряжается, проматывая и сортируя воспоминания дня. Люди с высоким EQ понимают, что недосып снижает их интеллектуальные и эмоциональные способности и повышает уровень стресса, поэтому они всегда заботятся о том, чтобы как следует выспаться.

8. Вы никому не позволяете портить вам радость

Если то, счастливы вы или печальны, зависит от мнения других людей, вы больше не контролируете собственную жизнь. Эмоционально развитый человек радуется без оглядки на других, пусть даже вокруг все считают, что радуется он совершенно напрасно. Конечно, совершенно игнорировать внешний мир и чужие мнения невозможно, но никто не запретит вам относиться к ним с долей иронии — и тогда никто не сумеет отнять у вас чувства собственного достоинства.

9. Вы умеете переключаться

Умение отвлечься от суеты повседневности — тоже признак высокого эмоционального интеллекта. Этот навык важен потому, что если вы на связи 24/7, все время что-нибудь делаете, переделываете, подрабатываете — ваш уровень стресса довольно скоро зашкалит. Необходимо время от времени отключаться — уехать на дачу, выключить ноутбук, не подходить к телефону: дайте своему телу и разуму передышку. Они отблагодарят вас сторицей.

10. Вы не стремитесь к совершенству

Эмоционально развитые люди знают, что совершенства не существует, и не пытаются достичь его. Все мы не без греха и все мы несовершенны, так что если в качестве цели поставить недостижимый идеал, результат оставит у нас гложущее чувство незаконченности и неудачи, с которым не захочется браться за новое дело.

Гораздо правильнее не стремиться к идеалу, а действовать поэтапно, разбив большую задачу на несколько маленьких, чтобы радоваться уже достигнутому и предвкушать будущие успехи.

Читайте также

www.psychologies.ru

Эмоциональный интеллект (EQ) | | Статьи iTeam

Зачастую мы задаемся вопросом: почему те, кто окончил школу с золотой медалью, институт – с красным дипломом, а потом еще и успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы в бизнесе да и вообще в жизни, чем их одноклассники-троечники? Почему высокий уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом того, что человек найдет хорошее место работы, будет много зарабатывать и вообще самореализуется в жизни? Этими вопросами задались и многие западные психологи. В ходе ряда исследований ответы были найдены.

В 1995 г. вышла книга Даниеля Гольмана “Эмоциональная культура: Почему она может иметь большее значение, чем IQ”, которая буквально произвела фурор. Даниель Гольман суммировал весь предыдущий опыт исследований в данной области и в доступной форме смог донести до читателей феномен EQ – эмоционального интеллекта, уровень которого и отвечает за успех в жизни каждого отдельно взятого человека. Оказалось, что высокие баллы по тесту IQ, являющиеся основанием для принятия на престижные и высокооплачиваемые места работы, вовсе не являются гарантией того, что сотрудник будет эффективно работать и завоюет успех для себя и своей компании. Гораздо важнее получить высокие баллы по EQ-тесту. Новая теория явилась толчком для пересмотра критериев отбора персонала.

Нова ли теория EQ?

Для России термин “эмоциональная культура” пока считается новым. Об этом говорит хотя бы то, что в книжном магазине Ozon.ru нам удалось обнаружить лишь пять книг по соответствующей тематике в противовес 337 книгам, предлагаемым сайтом Amazon.com. Хотя сама по себе теория EQ далеко не нова. Активные исследования в сфере эмоционального интеллекта начались еще в 1940 г. – Дэвид Вечлер, один из отцов IQ-тестирования, настаивал на том, что большое значение имеют “эмоциональные факторы”, а “неинтеллектуальные аспекты общих способностей” обязательно должны включаться в любое “полное” исследование человеческой личности. К сожалению, измерение эмоциональных способностей не было включено в IQ-тест. Однако исследования в данной области были продолжены: в 1948 г. Р.В. Липер выдвинул идею “эмоционального мышления” и даже разработал соответствующий опросник, в 1955 г. Альберт Эллис работает над методикой логического исследования эмоций, которая получила название Rational Emotive Therapy. И уже в 1980 г. над феноменом эмоциональной культуры задумывается Реувен Бар-Он, который находит ответы на многие вопросы относительно эмоций и их роли в успехе. Но его исследования были неподтвержденными до тех пор, пока не был готов инструмент для их обоснования. Тогда Бар-Он разрабатывает тест, известный как бар-оновский EQ-i (Emotional Quotient inventory), модель EQ Бар-Она была представлена в 1996 г. и сразу вызвала большой интерес. Фактически к этому времени теория EQ оформилась окончательно.

Дилемма: IQ или EQ

Противники метода EQ, как правило, делают ставку на то, что показатель IQ является более важным, чем баллы по EQ. Хотя на самом деле никакой дилеммы здесь не существует. Более того, тесты на EQ и на IQ не исключают, а лишь эффективно дополняют друг друга.

Тест на IQ позволяет узнать уровень интеллектуального развития человека, его логические и аналитические способности, что, безусловно, является очень важным фактором при принятии на работу. По последним теориям известно, что уровень IQ закладывается в нас генетически и окончательно сформировывается примерно к 17 годам, после этого изменить его практически невозможно, а к старости IQ медленно, но неумолимо снижается.

Когда работодатель принимает сотрудника на работу, руководствуясь лишь его высоким баллом по IQ, потом может выясниться, что новичок совершенно не может ужиться в коллективе, заражает всех своим пессимизмом или не может решить элементарные рабочие проблемы. О чем это говорит? Лишь о том, что при высоком уровне IQ сотрудник лишен задатков эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это система навыков, которая присуща практическим людям, это личные и социальные аспекты общих способностей, здравый смысл и чувствительность, это умение ощущать политическую и социальную обстановку, справляться со стрессом, принимать верные решения, руководствуясь рациональными соображениями и интуицией, грамотно строить отношения с окружающими, находить выгодные для себя компромиссы и управлять своими импульсивными порывами. Когда эти аспекты личности не развиты, не спасет никакой высокий IQ, общаться с таким человеком будет очень тяжело. Эмоциональный интеллект, в отличие от IQ, можно развивать, причем как самостоятельно, так и с помощью специальных тренингов. Кроме того, с возрастом EQ сам по себе возрастает. Но, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить.

EQ-тестирование в России

Единственная проблема с применением EQ, которая существует на настоящий момент в России, состоит в отсутствии адаптированных профессиональных тестов по определению этих способностей. Дело в том, что особенность теста на EQ заключается в невозможности его интерпретации непрофессионалом. Например, бар-оновский тест EQ-i включает 133 вопроса. Этот тест, прежде чем поступить в массовое распространение, был проверен на 4000 респондентов, причем тестирование было потом повторено еще дважды на тех же людях. Тестирование проводилось в США, Канаде, Израиле, Германии, Южной Африке, Нигерии, Швеции, Нидерландах, Индии и Аргентине. После сведения данных можно было с уверенностью говорить о надежности и достоверности теста. На данный момент тест прошли более 42 000 человек в 36 странах мира. Когда подводятся итоги по тесту, используются специальные профили. То есть показатели теста неминуемо имеют различия у представителей разных слоев населения – в зависимости от возраста, социального положения, профессии (для успеха в разных отраслях бизнеса главенствующую роль могут принимать те или иные области эмоционального интеллекта). Рекомендации человеку, выполнившему тест, выдаются на основе профиля, который включает высшие оценки по разным сферам EQ у людей, наиболее близких ему по социальному положению. Например, существуют специальные профили для врачей, медсестер, менеджеров в торговых компаниях, менеджеров в страховых компаниях, для директоров крупных предприятий, для спортсменов и даже для безработных. В России подобные масштабные исследования не проводились, т.е. говорить о наличии специальных профилей не приходится, хотя не может не радовать тот факт, что, как показывают исследования, существенных различий в интерпретации EQ для разных стран мира нет. Этот тест можно назвать интернациональным.

Профессионализм в сведении оценок по тесту EQ важен еще и потому, что человек бывает склонен оценивать себя, мягко говоря, не слишком объективно. Поэтому тест интерпретируется не только по баллам в каждой отдельной сфере, но и в целом. Кроме того, в тест включены специальные ловушки, которые обычному человеку незаметны, но при этом по ним профессионал может определить, где респондент был не совсем откровенен.

Бесспорно, в России скоро должны появиться профессиональные тесты EQ и профили к ним, так как это уже является требованием времени, но что же делать, пока их нет в наличии? Доверять тестам, не прошедшим массовую проверку на надежность и достоверность, по меньшей мере опрометчиво. Не использовать методику EQ – тоже нерационально. Выходом из данной ситуации является одна особенность эмоционального интеллекта. Все области эмоционального интеллекта известны, и уровень EQ можно повысить, не только основываясь на оценках теста, но и просто руководствуясь здравым смыслом. Любой человек, в принципе, может сделать это самостоятельно, но для компаний было бы более эффективным устраивать для сотрудников тренинги по повышению уровня IQ.

Что собой представляет EQ?

Эмоциональная культура, по мнению Бар-Она, включает 5 областей, или сфер, и 15 разделений, или шкал, внутри этих областей:

внутриличностная сфера:

  • самоанализ;
  • ассертивность;
  • независимость;
  • самоуважение;
  • самореализация;

межличностная сфера:

  • эмпатия;
  • социальная ответственность;

сфера приспособляемости (адаптивность):

  • понимание (адекватная оценка) действительности;
  • гибкость;
  • умение решать проблемы;

сфера умения справиться со стрессом:

  • переносимость стресса;
  • контроль над импульсами;

сфера общего настроения:

  • оптимизм;
  • счастье.

Когда у человека слабо развита одна или несколько сфер эмоциональной культуры, это неминуемо влечет проблемы. Они могут касаться отношений с коллегами или семьей, или внутреннего ощущения собственной бесполезности, или возникновения разного рода страхов. Рассмотрим все сферы эмоционального интеллекта подробнее.

Внутриличностная сфера

Внутриличностная сфера – это то, что принято относить к области внутреннего “я” человека. Это то, насколько человек в ладах с собственными чувствами, какого мнения он о себе и своей деятельности. Успех в данной области означает, что человек ощущает себя сильным и самостоятельным в жизни и работе, что он умеет выражать свои чувства и мысли, готов постоять за свои убеждения.

Самоанализ

Самоанализ предполагает, что человек различает собственные чувства и эмоции и понимает, чем они вызваны.

Пример. Иван Александрович, директор полиграфической фирмы, с утра обнаружил, что, несмотря на свое обещание, жена не погладила ему рубашку. Остальные рубашки уже давно лежат в корзине с грязным бельем. А к тому времени, когда он встал, жена уже ушла на работу. В итоге Иван Александрович был вынужден сам гладить рубашку, из-за чего выехал из дома позже обычного и попал в пробку. На работу он тоже опоздал, а когда зашел в офис, то узнал, что заезжал важный клиент и, не дождавшись его, уехал. Раздраженный Иван Александрович идет в свой кабинет, куда следом за ним заходит секретарь. Она кладет ему на стол свежие газеты и начинает рассказывать, кто ему звонил и по какому поводу. Но Иван Александрович прерывает ее криком: “Вечно ты заходишь, когда тебя не зовут, еще и в дверь не постучала! И вообще я только зашел, дай мне хоть отдышаться и не приставай со своими звонками! Уволить тебя давно пора за такое поведение!”. После этих слов секретарша уходит, весь рабочий настрой у нее испорчен. Она не понимает, за что на нее рассердился шеф, ведь она все сделала так, как он сам и требует. Иван Александрович через некоторое время остывает и, увидев заплаканные глаза секретарши, понимает, что вел себя неправильно и просто сорвал на ней плохое настроение.

Этот пример наглядно показывает, как человек не умеет распознавать свои эмоции и контролировать их. Ведь Иван Александрович разозлен вовсе не поведением секретарши, а тем, что ему пришлось гладить рубашку, стоять в пробке, и тем, что он упустил клиента. По приходу в офис его раздражение достигло предела, но, если бы он умел распознавать свои чувства, он мог бы сказать секретарше: “Зайди ко мне с газетами и отчетом по звонкам через час. Ни с кем меня пока не соединяй”. За это время он смог бы успокоиться, а потом здраво оценить ситуацию.

На эмоциональный самоанализ опирается большинство эмоциональных способностей человека. Когда человек понимает, откуда произрастают его чувства и эмоции, он может сам себе давать в них отчет и контролировать их. Без самоанализа невозможно дальнейшее совершенствование эмоционального интеллекта.

Помимо того что человек должен уметь анализировать собственное поведение, он должен научиться и анализировать реакцию окружающих на себя и свои действия. Как только он поймет, что именно в его поведении вызывает негативное или позитивное отношение со стороны других людей, он сможет эффективнее самосовершенствоваться.

Целью эмоционального самоанализа является определение собственных “болевых точек” и контроль над ними. Все люди склонны периодически злиться, разочаровываться, раздражаться, но далеко не все в состоянии контролировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны, и не срываться на окружающих. Но умение распознавать свои эмоции и пускать их в безопасное русло может прийти с опытом – достаточно постоянно анализировать свое поведение, свои чувства и реакцию окружающих на себя.

Ассертивность (самоутверждение)

Ассертивность – это умение выражать свои чувства (гнев и радость, дружеские и сексуальные чувства), быть способным высказать свои убеждения и мысли (отстаивать свое мнение, свою позицию, несмотря на противостояние противоположной стороны, и даже если это эмоционально тяжело), быть в состоянии отстаивать свои личные права (не позволять себя эксплуатировать, донимать и использовать). Ассертивность предполагает, что человек выказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии.

Пример. Анна – типичный интроверт, она работает помощником юриста в юридической конторе. Она окончила юридический институт с красным дипломом и надеялась, что, проработав немного в роли помощника, обязательно получит повышение и ее допустят до настоящих дел. Пока же ее работа заключалась в подготовке простых документов, которые явно были ниже уровня ее компетенции. На совещаниях по разным судебным делам у нее всегда возникало собственное мнение по поводу обсуждаемых вопросов, но она стеснялась его высказать. В итоге после полугода работы ее не повысили, а место, на которое она так надеялась, дали бойкому Роману, который рта не закрывал на совещаниях. Анна поняла, что надо что-то делать. Она прочла много книг про экстравертов и интровертов и выработала для себя схему поведения. На очередном совещании она попросила слово и высказала свои мысли по поводу обсуждаемого дела. Все были очень удивлены, ведь никто и не предполагал, что у тихой Анны есть свой собственный взгляд. Роман попытался спорить с Анной, но она привела доказательства правильности своей позиции. Анна продолжила в том же духе и через некоторое время наконец получила повышение.

Ассертивность ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Агрессивность – это нападение, а ассертивность – отстаивание собственной позиции с учетом чувств и мнений других людей. Агрессивностью тоже можно добиться многого, но агрессивных людей избегают и недолюбливают, людей же, обладающих ассертивностью, уважают и считаются с их мнением. Ассертивность может предполагать какой-либо компромисс между мнениями двух людей, и в любом случае ассертивность строится на доводах рассудка и доказательствах своей правоты без ущемления мнения противоположной стороны.

Независимость

Независимость – это умение управлять собой, самостоятельно контролировать свои чувства, мнения и поступки, не полагаться ни на кого при принятии решения (что не исключает умения советоваться и принимать чужую точку зрения). Независимые люди действуют самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. В своих решениях они опираются на уверенность в себе и собственную внутреннюю силу.

Пример. Алина работала менеджером по продажам. Каждый раз, когда клиент сам точно не знал, какой именно товар ему нужен, и спрашивал совета у Алины, она просила его немного подождать, а сама начинала спрашивать у своих коллег, что лучше ему посоветовать. Алина и сама прекрасно знала ассортимент, но она считала, что другие люди обязательно посоветуют что-то лучше. Услышав мнение одного коллеги, она спрашивала у другого, а потом у третьего. Остальные менеджеры в результате считали, что Алина и их мнению не доверяет так же, как собственному. Когда клиент наконец дожидался ответа Алины, она все равно толком ничего не могла ему посоветовать, так как боялась взять на себя ответственность даже за столь малое решение. Не удивительно, что вскоре Алину уволили.

Умение принимать решения самостоятельно – это умение независимых людей. Человек, который боится взять на себя ответственность за решение, никогда не достигнет успеха в жизни и не сделает карьеры.

Самоуважение

Самоуважение – это умение уважать себя и принимать себя таким, какой ты есть, т.е. знать о всех своих положительных и отрицательных чертах, уметь на основе своих плюсов выстроить для себя возможности и знать о неприятностях, которыми чреваты минусы. При этом не осуждать себя за свои недостатки, а мириться с ними или работать над их искоренением. От самоуважения напрямую зависят чувство уверенности в себе, самостоятельность и грамотная самооценка.
Не надо путать самоуважение с самолюбованием и самодовольством. Самоуважение предполагает видение всех своих недостатков и при этом не допускает взгляда на других людей свысока. Человек, наделенный самоуважением, признает, что другие люди также обладают этим качеством, и уважает их за это.
Бывает, что человек настолько ценит присущие ему положительные качества, что на их основе ставит перед собой совершенно недостижимые цели. Это большая ошибка.

Пример. Людмила устроилась секретарем в крупную компанию. Через месяц работы она сказала мужу: “Знаешь, по-моему, я уже разбираюсь во всей их кухне гораздо лучше многих работников. Скоро они объявляют открытый конкурс среди сотрудников на замещение вакантной должности начальника одного из отделов. Я думаю подать заявку на это место и уверена, что мою кандидатуру большинство одобрит”.
Решение Людмилы очень опрометчиво. Нельзя прыгнуть выше своей головы. Возможно, она и достойна повышения по службе, но явно не до уровня начальника отдела. Людмиле надо более реалистично оценивать свои шансы. Ведь то, что ее кандидатуру не одобрят, может нанести ей серьезную психологическую травму. Лучшим вариантом было бы узнать все возможности по построению карьеры в данной организации и составить себе план постепенного продвижения по служебной лестнице. Тогда со временем Людмила смогла бы претендовать на должность топ-менеджера.

Постановка перед собой заоблачных планов чревата психологическими срывами и, как следствие, самобичеванием. Тогда как реальный взгляд на существующую обстановку, тщательное планирование и прогнозирование своих поступков, основывающееся на знании своих сильных и слабых черт, позволяют достичь успеха.

Самореализация

Самореализация – это способность реализовать свои скрытые возможности и свой потенциал. Самореализация позволяет человеку вести осмысленную, богатую приятными событиями и полную жизнь. Человек, который стремится раскрыть свой потенциал, занят интересной деятельностью, может постепенно раскрывать себя в течение всей жизни, получая от этого удовольствие. Самореализация делает возможной постановку долгосрочных целей и их реализацию за счет собственного потенциала. Развитие собственных талантов порождает дополнительную энергию для самосовершенствования и достижения успеха. Люди, которые идут по пути самореализации, счастливы тем, что они делают, и стремятся всегда достичь большего и еще полнее раскрыть свои таланты.

Стремление к самореализации – это умение ставить перед собой цели и добиваться их. Все люди когда-нибудь дают себе обещания, но мало кто в состоянии их выполнить. Это связано с тем, что кроме собственно постановки цели необходимо наметить пути ее достижения, направленные на реальные и легко достижимые действия.

Пример. Федор с детства мечтал стать художником-иллюстратором. Он закончил художественную школу, а затем и художественное училище, его работы много раз выставлялись на различных конкурсах и завоевывали призовые места, а учителя отмечали в нем несомненный талант. После окончания училища Федор решил, что теперь-то место художника-иллюстратора точно будет за ним. Но оказалось, что в единственном в его городе книжном издательстве эта вакансия уже занята, а новичков брать никто не собирается. Федор расстроился. Параллельно с этим ему предложили другую работу – идти учителем рисования в школу, но он решил отказаться от этого места, так как это было совсем не то, о чем он всю жизнь мечтал. Он сел и стал думать, где еще могут понадобиться художники-иллюстраторы. Через некоторое время у него был готов план действий. Он разослал свои работы в самые крупные издательства по разным городам России, а также отправил их в редакции газет и журналов своего города. В итоге Федор получил несколько предложений по удаленной работе из издательств других городов, а также устроился на постоянную работу в один из городских журналов. Таким образом Федор получил работу, о которой мечтал, и на стал растрачивать свой талант на ту работу, которая ему не нравилась.

Пример показывает не только то, что необходимо ставить перед собой цели и выполнять их, но и то, что необходимо выбирать именно ту работу, которая вам по душе. Зачастую люди идут на ту или иную работу только из-за того, что там платят больше денег. В итоге они могут достаточно качественно выполнять свои обязанности, но в них никогда не появится того огонька, который присущ людям, действительно любящим свое дело и самореализовывающимся в нем. Делая работу, которая нравится, человек может достичь огромных успехов, важно лишь понять, что именно вызывает наибольший интерес. Возможно, то, что человек привык считать своим хобби, в действительности может стать его работой (будь то разведение цветов, кулинария или шитье).

Самореализация и занятие любимым делом позволяют человеку жить полной жизнью и быть ею довольным. Поэтому очень важно, чтобы работающие в любой компании люди действительно любили свою работу.

Межличностная сфера

Область межличностных отношений – это сфера, отвечающая за искусство общения. Люди, обладающие высоким эмоциональным развитием в данной области, вызывают к себе доверие окружающих, обладают чувством ответственности, эффективно взаимодействуют с другими людьми и работают в команде.

Эмпатия

Эмпатия – это умение понимать чувства других людей, “встать на их место и посмотреть на мир их глазами”, понять, почему люди поступают так, а не иначе. Люди с развитой эмпатией “эмоционально читают” и внимательно относятся к окружающим, их интересуют взгляды на мир и чувства других людей.
Научиться эмпатии – это значит научиться понимать скрытые подтексты в заявлениях других людей, улавливать эмоции окружающих и строить диалог, опираясь на эти знания.

Пример. У менеджера по продажам Павла была назначена встреча в 5 часов с клиенткой Анастасией. По дороге у Павла сломалась машина, он вынужден был ее оставить на улице и добираться до места встречи на общественном транспорте, из-за чего и опоздал на встречу на 20 минут. Как назло, он даже не смог предупредить Анастасию о том, что задерживается, – все телефоны в офисе Анастасии были заняты. Павел знал, что Анастасия будет очень рассержена – она ненавидела непунктуальных людей. Когда Павел наконец приехал к Анастасии, она встретила его гневной тирадой: “Сколько я могу Вас ждать? Мы назначали встречу на 5 часов!”. На это Павел ответил: “Анастасия, я понимаю, что Вы очень рассержены, и, конечно, у Вас есть масса дел кроме того, чтобы меня ждать целых 20 минут. Но у меня сломалась машина, а дозвониться к Вам в офис и предупредить я не смог. Не буду у Вас и дальше отнимать время на пустые объяснения, извините меня за опоздание и давайте, не теряя больше времени, сразу приступим к делу”.

Оправдание Павла является эмпатическим. Он понимает, почему зла Анастасия, и показывает ей, что он целиком разделяет ее точку зрения. При этом он объясняет и свое поведение и переходит к деловой беседе. Павел повел себя правильно, ведь если бы он начал просто оправдываться перед Анастасией и лепетать объяснения, она его вряд ли бы вообще захотела слушать. Еще хуже было бы, если Павел попытался показать, что это он обиженная сторона, а не Анастасия, ведь это у него сломалась машина, а телефон был занят у нее. Но путь взаимных обвинений вообще ни к чему хорошему не привел бы.

Люди, умеющие делать эмпатические заявления, располагают к себе окружающих, ведь они учитывают в первую очередь именно их точку зрения, а не упирают на свою правоту. Важно только не путать эмпатию с сочувствием, любезностью и слепым признанием точки зрения собеседника. Сочувствие ставит человека как бы выше собеседника, чего вовсе нет в эмпатии. Любезность – это умение говорить человеку приятные вещи, а эмпатия предполагает обращение к чувствам человека. И, наконец, люди, обладающие эмпатией, совершенно не обязательно принимают точку зрения собеседника – они просто признают возможность существования не только своего мнения и готовы уважать чувства и мысли других людей. В этом смысле эмпатия обязательно должна поддерживаться ассертивностью.

Кроме того, эмпатия помогает сдерживать гнев и вспыльчивость. Прежде чем окончательно разозлиться и начать наступать на собеседника, нужно на минуту попытаться представить себе его чувства и его точку зрения. Если поставить себя на место этого человека не получается, необходимо узнать его мнение, выслушать и понять, и лишь потом принимать какие-то решения.

Социальная ответственность

Социальная ответственность – это умение быть заинтересованным в сотрудничестве, желать вносить свой вклад в общее дело, быть действительно инициативным членом социума. Люди, обладающие высокой социальной ответственностью, поступают ответственно, даже когда не получают от этих поступков личной пользы, действуют совместно с другими членами общества и на благо им, принимают общественные правила поведения и следуют им, живут в согласии с совестью. Эти люди понимают меру ответственности за других людей, поэтому могут взять на себя заботу о группе. Они отзывчивы и используют свои таланты и потенциал не только для собственной выгоды, но и на благо другим людям.

Социальная ответственность важна не только для отдельно взятого человека, но и для компаний. Сегодня репутация любой социально ответственной компании гораздо выше, чем компании, пренебрегающей данными обязательствами.

Сфера приспособляемости (адаптивности)

Сфера приспособляемости отвечает за умение оценить широкий круг возникающих проблем, найти пути их решения. Люди, наделенные высоким уровнем адаптивности, находят пути выхода из затруднительных ситуаций на работе и в семейной жизни.

Понимание (адекватная оценка) реальности

Понимание реальности – это способность увидеть разницу между своим взглядом на мир, своим воображением и реально существующей ситуацией. Люди, умеющие адекватно оценивать реальность, видят вещи такими, какими они и являются в действительности, не подменяя их своими ожиданиями или страхами. Эти люди опираются на объективные данные и факты, умеют их интерпретировать, они прагматичны и наделены реалистичным взглядом на мир. Адекватный взгляд на действительность предполагает некую сосредоточенность на окружающих вещах, способность не отвлекаться от внешнего мира и умение анализировать его сигналы.

Пример. Придя утром на работу, Дина поздоровалась со своей непосредственной начальницей Тамарой. Но обычно веселая Тамара не улыбнулась Дине и, не отрываясь от компьютера, очень сухо с ней поздоровалась. Дина прошла на рабочее место и стала думать, что же могло быть причиной такой реакции Тамары. Она решила, что отчет, который она вчера сдала Тамаре, был плохой. К обеду Дина была уже сама не своя, она поминутно ждала, что Тамара вызовет ее для объяснения, и нервничала, в мыслях она уже даже обдумала, что ответить, если Тамара решит ее уволить. В обеденный перерыв Ольга, подруга Дины, заметила ее нервное поведение и спросила, что случилось. Дина ей рассказала об утреннем инциденте и своих опасениях, на что Ольга только рассмеялась: “Дина, неужели ты не заметила, что Тамара сегодня весь день такая? Она ни с кем толком не общалась и ни разу не улыбнулась. Если бы она была недовольна нашей работой, она бы давно об этом сказала, ты же знаешь ее – она всегда так делает! Ты не подумала, что у нее могут быть какие-то личные проблемы или ей просто нездоровится, а ты здесь вовсе ни при чем”.

В этом примере Дина сделала выводы, совершенно не опираясь на реальную картину действительности: она не обратила внимания на то, что Тамара со всеми общается сухо, забыла, что обычно Тамара говорит о недостатках в работе сразу, и даже не предположила, что у Тамары тоже могут быть какие-нибудь личные проблемы. Дина сделала все выводы на основе своих страхов и подозрений. Зато Ольга всю ситуацию оценила верно и не сделала никаких скоропалительных выводов.
Адекватная оценка действительности предполагает, что человек умеет “читать ситуацию”, он заранее не думает о худшем, но при этом и не смотрит на мир сквозь розовые очки. Он лишь внимательно следит за тем, что вокруг него происходит.

Гибкость

Гибкость – это умение перестраивать свои мысли, действия и чувства сообразно складывающейся ситуации. Люди, обладающие гибкостью, умеют приспосабливаться к действительности и к ее изменяющимся условиям, реакция у них быстрая, они склонны к совместной работе и не проявляют тупого упрямства. Если эти люди понимают, что сделали ошибку, они ее признают и, соответственно, меняют свое поведение. Перемена их мыслей и действий – это не признак непостоянства, они изменяют мнение, основываясь на фактах, событиях, новой информации. Такие люди признают точку зрения окружающих, открыты для новаторства и свежих идей.

Пример. Алексей Владимирович – директор кондитерской фабрики. Некоторое время назад ему стали поступать предложения о закупке принципиально нового оборудования. Он ознакомился с этими предложениями и решил, что подобное вложение денег совершенно бессмысленно. Но вскоре он узнал, что позиции его фабрики стали слабеть по отношению к позициям конкурентов. Он заказал маркетинговое исследование, чтобы выяснить, где скрыта проблема. Оказалось, что дело в новом оборудовании – конкуренты его закупили. Алексей Владимирович вторично изучил все предложения по покупке оборудования и понял, что недооценил предлагаемые возможности. Он связался с поставщиками и выяснил все, что они могут предложить. Алексей Владимирович пусть и с опозданием, но приобрел оборудование, причем даже по более выгодной, чем у конкурентов, цене, плюс просил немедленно оповещать его о новинках в этой области. Немного спустя фабрика смогла отвоевать свои позиции на рынке за счет того оборудования, что было закуплено, и еще дополнительного технического обеспечения, которое приобрел Алексей Владимирович, обогнав в этом всех конкурентов.

Этот пример показывает, что гибкие люди, даже если совершают ошибку, в состоянии быстро перестроиться и изменить свое мнение, не зацикливаясь на неудаче.

Гибкие люди умеют подстраиваться под перемены, они смотрят вперед и оценивают все предоставляющиеся перспективы. Люди же негибкие упрямо придерживаются своей точки зрения, от чего очень многое теряют.

Умение решать проблемы

Умение решать проблемы – это способность видеть только назревающую или уже имеющуюся сложность, четко сформулировать ее, развить и воплотить план по эффективному ее решению. Решение проблемы состоит из нескольких этапов: умение понять, что проблема существует, и чувствовать себя достаточно компетентным и мотивированным для ее решения, определить и сформулировать суть проблемы, опираясь на имеющуюся информацию, найти максимальное количество решений для данной проблемы, выбрать одно из решений и начать его реализовывать, оценить результат и начать заново, если проблема все еще не решена. Люди, умеющие решать проблемы, не боятся смотреть в глаза неприятностям, они собранны и методичны в своих действиях.

Пример. Нина Петровна недавно пришла на вакантное место начальника отдела продаж и сразу столкнулась с проблемой. С некоторого времени постоянные клиенты стали отказываться от услуг компании, что выливалось в серьезные финансовые потери. Как оказалось, предыдущий начальник не смог справиться с этой проблемой и из-за этого уволился. Нина Петровна же не собиралась терять место работы, на которое только устроилась. Она попыталась разобраться в ситуации. Поговорила с менеджерами, которые “вели” ушедших клиентов, собрала совещание отдела для выяснения их мнения на этот счет и прояснения текущей ситуации, а также лично обзвонила руководство компаний, которые отказались от сотрудничества с их фирмой, и выяснила причины, побудившие их к этому, а также потенциальную возможность возобновления контрактов. После этого Нина Петровна села и, руководствуясь собственным мнением, точкой зрения своих сотрудников и претензиями клиентов, наметила все возможные пути решения проблем. Некоторые из них она потом отмела как неудачные, оставшиеся же оценила по достижимости, реальности и степени рискованности. В итоге было выбрано одно решение, которое она и стала реализовывать. Она сообщила об этом своим сотрудникам, проинструктировав их относительно новой линии поведения. Нина Петровна постоянно просматривала отчеты о продажах и через некоторое время с радостью обнаружила, что не только прекратился отток клиентов, но и некоторые ушедшие фирмы возобновили свои контракты.

Пример Нины Петровны показывает, что человек не должен тушеваться перед лицом проблем. Необходимо грамотно оценить ситуацию и найти пути выхода из нее.
Проблемы – это часть нашей жизни, и умение спокойно их решать – необходимое требование для любого человека. Люди, постоянно прячущиеся от проблем, чувствуют себя загнанными, испытывают стресс и теряют уверенность в себе.

Сфера умения справляться со стрессом

Сфера умения справляться со стрессом отвечает за способность противостоять стрессу, при этом не задействуя нервный фактор, не впадая в апатию и не опуская рук. Люди, умеющие справляться со стрессом, не сдаются перед лицом проблемы, стараются быть невозмутимыми и не допускают импульсивности в поступках. Такие люди умеют эффективно справляться со всеми, даже сверхсложными, задачами на работе и дома, они гораздо лучше сохраняют свое физическое и душевное здоровье.

Переносимость стресса

Переносимость стресса – это умение противостоять неблагоприятным событиям и проблемам, не отступая и активно справляясь со стрессом. Люди, обладающие этим качеством, способны подбирать образ действий для работы со стрессовой ситуацией, могут относиться с оптимизмом к любым изменениям и нововведениям, знают, что они в состоянии решить проблемы, внутренне уверены, что они, даже если не в состоянии управлять стрессовой ситуацией, могут каким-то образом влиять на нее, не теряя при этом самообладания и позитивного взгляда на жизнь. Такие люди легче переносят различные кризисы, они не дают отрицательным эмоциям выбить себя из колеи или загнать в депрессивное состояние. Из любой ситуации они прежде всего ищут разумный выход.
Если выход из сложившейся ситуации разумные люди обычно найти в состоянии, то справиться с эмоциональными проявлениями стресса бывает сложнее. В этом случае очень помогает овладение разными методиками расслабления: йогой, акупунктурой и др. Разным людям подходят различные методики, но из всего их разнообразия вполне можно выбрать подходящий вариант.

Контроль над импульсами

Контроль над импульсами – это способность удержать себя от немедленной импульсивной реакции на события, подумать, прежде чем приступать к действию. Люди, умеющие контролировать импульсы, умеют сдерживать свое агресс

Автор: И.Сироткина

blog.iteam.ru

Как узнать, что у вас низкий уровень эмоционального интеллекта, и что с этим делать

Вопросы для самопроверки

1. Адекватен ли я в оценке своих возможностей?

Наверняка вам встречались очень скучные люди, которые искренне считают, что у них отличное чувство юмора. Или графоманы, утверждающие, что они прекрасные писатели или журналисты. Или фотографы, делающие снимки, которые нравятся только им самим, а остальные просто не понимают художника… 
С большой долей вероятности это люди с низким уровнем EQ.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект предполагает, что человек хорошо знает свои сильные и слабые стороны, развивает достоинства и борется с недостатками, которые мешают жить не только ему, но и окружающим.

Чтобы наверняка распознать человека с низким уровнем эмоционального интеллекта, скажите ему, что он не понимает чувств других людей. В ответ последует заявление, что он лучший эмпат, чем вы и все окружающие вместе взятые.

Признак низкого уровня EQ: вы часто ощущаете, что вас не понимают и не ценят, не признают заслуг, несправедливо критикуют, неправильно оценивают.

2. Много ли я критикую?

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, очень критичны по отношению к другим. Призыв понять и простить — не для них. Они раздражаются, когда их просят войти в положение, быть снисходительным, любят осуждать и раздавать советы.

Как правило, люди с низким уровнем эмоционального интеллекта считают, что другие слишком чувствительны (потому что они не чувствуют то же самое). Могут пошутить за гранью, в неподходящий момент, высмеять недостатки: обычно это делается якобы во благо, чтобы раскрыть глаза на правду. Они не осознают, что таким образом могут сделать человеку хуже, усилить его боль, сделать несчастным.

Причина проста: люди с низким уровнем EQ не понимают, что чувствуют другие.

Признак низкого уровня EQ: если человек реагирует на вашу шутку болезненно, вы делаете вывод, что он слишком эмоционален, придаёт слишком большое значение глупостям. Если от вас просят проявления эмоций в ответ, это вызывает досаду, раздражение, злость.

3. Принимаю ли я чужую точку зрения?

Ещё одна особенность обладателей низкого EQ — любовь к спорам и негибкость. Такие люди настолько искренне уверены в своей правоте, что переубедить их невозможно. Они отказываются принимать аргументы, отличные от их точки зрения, считают их заведомо лживыми.

Признак низкого уровня EQ: вы часто заводите спор на пустом месте (поводом может стать что угодно) и всегда требуете от оппонента предоставить большое количество аргументов. В словесную битву вовлекается множество людей: друзья, близкие и коллеги. Спор зачастую становится эмоционально выматывающим для всех сторон.

4. Обвиняю ли я других в своих ошибках?

Неумение управлять своими чувствами часто приводит к эмоциональным вспышкам. Человеку, который имеет более высокий уровень EQ, проще их не допускать, ведь он понимает, что происходит с ним, и старается контролировать эмоции.

Но совершенно иная картина у тех, кто обладает низким уровнем EQ. Контролировать то, что ты не понимаешь, очень сложно. Поэтому окружающие, имеющие более развитый эмоциональный интеллект, оценивают такие вспышки как неадекватность.

Признак низкого уровня EQ: вы обычно вините в своём неадекватном поведении не себя, а других людей или какие-то обстоятельства. Это происходит инстинктивно, так как вы не осознаёте, что сами стали причиной эмоциональной вспышки. Вы уверены, что выбора у вас не было, а окружающие просто этого не понимают. Из-за этого вы чувствуете себя жертвой, вам обидно.

5. Скрываю ли я свои истинные эмоции?

Особенность людей с низким уровнем EQ — неспособность справиться с ситуациями, которые вызывают сильные эмоции. Они стараются их избегать. А потому скрывают свои истинные эмоции от других.

Признак низкого уровня EQ: вам сложно поддерживать дружеские и любовные отношения. Вас раздражает необходимость идти на уступки и искать компромиссы, считаться с мнением человека рядом. Вы не находите в себе чувства сострадания, вам сложно понять, как именно можно и нужно поддерживать близкого человека.

6. Могу ли я поставить себя на место другого?

Здесь всё просто: так как при низком уровне эмоционального интеллекта человек не понимает ни свои, ни чужие эмоции, он лишён эмпатии. При этом в некоторых случаях он может попытаться сопереживать (например, его могут растрогать бездомные котята и щенки). Но в отношениях с людьми всё иначе.

Признак низкого уровня EQ: вы никогда не задумываетесь, что бы чувствовали, какие эмоции переживали, оказавшись на месте другого человека.

Ещё несколько особенностей людей с низким уровнем EQ

  • Им неинтересны люди, они не хотят понять, каков их характер, что скрывается за поступками.
  • Они испытывают негативные эмоции, но зачастую не могут понять их причину.
  • Они сосредоточены на себе, не всегда замечают, что другие нуждаются в помощи.
  • Они боятся ошибок и не делают из них выводы, тяжело приходят в себя после неудачи, часто зацикливаются на промахах, занимаются самобичеванием.
  • Они не доверяют интуиции, считают, что это глупо.
  • Они плохо адаптируются к новым условиям, не любят перемены.
  • Они не умеют слушать и слышать.

Для того чтобы определить уровень своего эмоционального интеллекта, также можно пройти тест, разработанный психологом Николасом Холлом.

Как развить эмоциональный интеллект

  • Изучите себя. Для этого вам нужно на протяжении определённого времени (например, недели) записывать события и то, какие эмоции они у вас вызвали. Пишите обо всём: с какими чувствами проснулись утром, что ощущаете, когда выпьете первую чашку кофе, едете на работу, получаете нагоняй от начальника, встречаетесь с друзьями и так далее.
  • Определите, как ваш организм реагирует на разные эмоции. Чувствуете ли вы бабочек в животе, когда влюблены? Как ведёте себя во время стресса: вам хочется плакать или, напротив, крушить всё вокруг? Что происходит, когда вы устаёте? Каково послевкусие сильных эмоций, которые вы испытали?
  • Найдите связь между эмоциями и вашим поведением. К примеру, если вы раздражены, то переносите негатив на того, кто рядом. Или, если вам стыдно, вы предпочитаете ни с кем не общаться. Проанализируйте эту взаимосвязь и определите для себя, что бы вы хотели изменить.
  • Найдите свой источник положительных эмоций. Это может быть посещение любимого кафе, вкусный кофе, улыбка ребёнка, красивый вид из окна, прогулка по лесу. Это будет ваш неприкосновенный запас для тех случаев, когда потребуется позитивная подпитка. Станьте оптимистом.
  • В общении с другими людьми будьте максимально открытыми и спокойными. Чётко аргументируйте свою позицию, но не давите.
  • Чтобы научиться принимать другую точку зрения, попробуйте проанализировать, к примеру, телевизионные дебаты. Встаньте на сторону одного оппонента, а затем другого.
  • Развивайте эмпатию: чаще ставьте себя на место других, пытайтесь представить, какие эмоции испытывает человек, как ему можно помочь.
  • Интересуйтесь другими людьми, их мнением, позицией. Попробуйте угадывать их эмоции по жестам, мимике, голосу.
  • Определите, как вы сами действуете на людей. Раздражаете или радуете? Нервируете или успокаиваете? Вы можете задать этот вопрос близким людям, но не расстраивайтесь из-за неприятных ответов. Всегда есть возможность это исправить.
  • Помните: когда вы начнёте понимать модели своего поведения, контролировать его станет проще. Вы сможете не поддаваться эмоциям, а осознанно решать, как именно поступать в том или ином случае.

lifehacker.ru

18 признаков людей с высоким уровнем эмоционального интеллекта

Когда термин «эмоциональный интеллект» (EQ) стал известен широкой общественности, он объяснил, почему люди со средним уровнем IQ в 70% случаев оказывались более успешными, чем люди с высоким уровнем IQ. Эта аномалия бросала тень на широко распространенное предположение о том, что IQ — это единственное, что обуславливает успех.

Десятилетний опыт исследований в области EQ позволил предположить, что именно он является неотъемлемой составляющей успеха. Связь между уровнем эмоционального интеллекта и успехом очень сильна — примерно 90% успешных людей могут похвастаться высоким уровнем EQ.

Эмоциональный интеллект — это нечто неосязаемое, но при этом оно влияет на поведение человека, его взаимодействие с другими людьми и процесс принятия личных решений.

Несмотря на то, что эмоциональный интеллект очень важен, его очень сложно измерить, чтобы выявить недостатки и поработать над ними. Разумеется, вы всегда можете пройти научно обоснованный тест (например, из книги «Эмоциональный интеллект 2.0», но, к сожалению, за это придется заплатить. Проанализировав результаты опроса более миллиона человек, я выяснил, какими качествами обладают все люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Вот они:

1. Внушительный запас эмоциональных слов

Все люди испытывают эмоции, но лишь некоторые могут понятно их описывать. Наше исследование доказывает, что лишь 36% населения может похвастаться богатым запасом эмоциональных слов, и это плохо, потому что неправильное описание эмоций часто приводит к недопониманию, нерациональным решениям и другим контрпродуктивным действиям.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта владеют своими эмоциями, потому что понимают их и используют подходящие слова, чтобы их описывать. В то время как обычный человек утверждает, что «чувствует себя плохо», человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может сказать, что он «рассержен», «расстроен», «подавлен» или «угнетен». Чем точнее выбраны слова, тем понятнее эмоции, которые испытывает говорящий, и тем адекватнее реакция слушателя.

2. Любознательность по отношению к окружающим

Люди с высоким эмоциональным интеллектом всегда интересуются окружающими, вне зависимости от склада характера. Эта любознательность вызвана умением сочувствовать, а именно умение является неотъемлемой составляющей эмоционального интеллекта. Чем больше вы волнуетесь об окружающих и том, что с ними происходит, тем сильнее ваш интерес.

3. Готовность к изменениям

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта проявляют гибкость и постоянно адаптируются к изменяющимся условиям. Они знают, что страх перемен может полностью их парализовать, поставив под угрозу успехи и счастье. Они умеют предвидеть изменения и всегда планируют свои действия на такой случай.

4. Знание своих слабостей и недостатков

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не просто понимают эмоции, но и знают, что удается им хорошо, а что — плохо. Кроме того, они знают, кто и что отвечает за их успехи. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет им в полной мере пользоваться своими сильными сторонами и скрывать слабости, которые могут отбросить их назад.

5. Способность оценивать характеры

По большей части, высокий уровень эмоционального интеллекта сводится к социальной осведомленности, то есть умению «читать» других людей и понимать, через что они проходят. Со временем это умение перерастает в способность читать характеры. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта видят в окружающих открытые книги, понимают, о чем те думают и к чему стремятся, даже если кто-то пытается это скрыть.

6. Неспособность обижаться

Человек, который точно знает, что он из себя представляет, никогда не обижается, если окружающие говорят или делают что-нибудь не то. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта уверены в себе, открыты для новых идей и по-хорошему «толстокожи». Они умеют смеяться над собой и позволяют окружающим делать то же самое, потому что четко видят разницу между юмором и деградацией.

7. Умение отказывать (себе и другим)

Эмоциональный интеллект — это прежде всего самоконтроль. Это умение отказываться от удовольствий и избегать импульсивных действий. Исследование, проведенное учеными из филиала Калифорнийского университета в Сан-Франциско, доказывает, что люди, которым сложно кому-то в чем-то отказать, чаще испытывают стресс и профессиональное выгорание и больше подвержены депрессиям. Для многих отказ — это серьезное испытание, однако «нет» — это мощное слово, которого не стоит бояться. Когда приходит время сказать «нет», люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не употребляют фраз вроде «Не думаю, что могу это сделать» или «Я не уверен». Отказываясь от новых обязательств, они воздают должное существующим обязательствам и получают возможность их исполнить.

8. Умение прощать себя за ошибки

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют дистанцироваться от своих ошибок, но не забывают о них. Они не перебирают свои ошибки снова и снова, но всегда вспоминают о них, если им требуется что-то в себе изменить. Они видят эту тонкую грань между памятью и забвением. Если вспоминать об ошибках слишком часто, можно полностью разувериться в себе, но если о них совсем забыть, их можно повторить. Этот зыбкий баланс основывается на умении видеть в ошибках возможности для роста и, оступившись, возвращаться на правильный путь.

9. Стремление давать, ничего не требуя взамен

Когда кто-то что-то дает вам, ничего не требуя взамен, это производит сильное впечатление. К примеру, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта, заметив чей-то интерес к имеющейся у него книге, может бескорыстно одолжить ее, а все потому, что он строит крепкие взаимоотношения, постоянно думая об окружающих.

10. Незлопамятность

Негативные эмоции, которые окружают всех злопамятных людей, неизбежно вызывают у них стресс. Вспоминая об обидах, многие подсознательно запускают в себе механизмы выживания, пытаются защищаться или атакуют в ответ. Разумеется, когда угроза реальна, такая реакция вполне допустима, но если речь идет о делах давно минувших дней, она разрушительно действует на организм и со временем может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Ученые из университета Эмори доказали, что постоянный стресс повышает давление крови и провоцирует сердечные заболевания. Безусловно, когда мы храним обиду, мы испытываем стресс, и люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта стараются этого избегать. Они забывают об обидах и тем самым заботятся о своем здоровье.

11. Умение противостоять недоброжелателям

Общение со «сложными» людьми раздражает и выматывает. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта полностью контролируют процесс взаимодействия с недоброжелателями, анализируя свои чувства. Если такому человеку требуется поговорить с недоброжелателем с глазу на глаз, он использует рациональный подход. Он не позволяет эмоциям собой овладеть, не впадает в гнев и не подпитывает конфликт. Он пытается понять точку зрения собеседника и найти решение, которое всех удовлетворит. Даже в самой безнадежной ситуации человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта воспринимает происходящее с изрядной долей скептицизма и не позволяет себя унижать.

12. Отсутствие стремления к совершенству

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не стремятся к совершенству, потому что знают, что его не существует. Людям свойственно допускать ошибки — такова их природа. Если вы стремитесь к совершенству, вы постоянно испытываете горечь поражения, которая снижает или вовсе уничтожает мотивацию. В результате вы тратите массу времени на жалобы и мысли о том, что можно было бы сделать по-другому, вместо того, чтобы двигаться вперед, наслаждаться достигнутым и ставить перед собой новые цели.

13. Умение ценить то, что есть

Размышления о том, за что вам следует благодарить судьбу, улучшают настроение и снижают уровень гормона стресса — кортизола — примерно на 23%. Исследователи из Калифорнийского университета в Дейвисе отметили, что люди, выработавшие в себе привычку ежедневно благодарить судьбу, чаще пребывают в отличном настроении и испытывают приливы сил. Скорее всего, низкий уровень кортизола играет в этом далеко не последнюю роль.

14. Умение отключаться

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют хорошо отдыхать. Отдых позволяет им контролировать уровень стресса и жить сегодняшним днем. Если вы готовы заниматься рабочими вопросами 24 часа в день, 7 дней в неделю, вы постоянно испытываете давление. Вам стоит время от времени отходить от компьютера и даже выключать телефон, чтобы давать мозгу и телу небольшую передышку. Исследования доказывают, что этот простой прием ощутимо снижает уровень стресса. Технологии позволяют людям мгновенно передавать сообщения, поэтому многим кажется, что они не могут позволить себе отключиться, однако отдых, в который постоянно вклиниваются рабочие письма и звонки, никогда не бывает продуктивным.

15. Ограниченный прием кофеина

Чрезмерные дозы кофеина вызывают выработку адреналина, который отвечает за включение механизма «бей или беги». Этот механизм не позволяет мыслить рационально, а заставляет действовать как можно быстрее, чтобы обеспечить выживание. Это неплохо, если за вами гонится дикий медведь, и совершенно неприемлемо, если вы разбираете электронную почту.  Под действием кофеина мозг и тело подвергаются сильному стрессу, и все поступки совершаются под действием эмоций. Кофеин долго выводится из организма, а потому последствия его приема не проходят бесследно. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, как вреден кофеин, и не злоупотребляют им.

16. Здоровый сон

Значение здорового сна очень сложно переоценить. Он положительно влияет на уровень эмоционального интеллекта и снижает уровень стресса. Когда вы спите, ваш мозг в буквальном смысле перезаряжается, упорядочивает накопленные за день воспоминания или избавляется от них. В результате вы просыпаетесь со свежей головой. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта знают, что недосып сокращает умственные способности, ухудшает память и заставляет проявлять невнимательность. Здоровый сон должен стать вашим основным приоритетом.

17. Отсутствие самоуничижения

Чем больше вы думаете о себе в негативном ключе, тем большую власть над вами имеют эти мысли. Стоить помнить, что мысли — это еще не факты. Когда мы считаем, что какое-то событие никогда не происходит (или, наоборот, постоянно происходит), наш мозг просто преувеличивает масштаб угрозы. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют отделять мысли от фактов, выходить из негативных циклов и двигаться вперед, к новым горизонтам.

18. Самодостаточность

Люди, чье удовольствие и удовлетворение начинает зависеть от мнения окружающих, уже не являются хозяевами своего счастья. Когда человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта чувствует, что сделал что-то хорошее, он не обращает внимания на замечания со стороны. Разумеется, вы не можете запретить окружающим выражать свое мнение, но вы ни в коем случае не должны сравнивать себя с ними и подчиняться их желаниям. Ваша самооценка должна исходить изнутри, что бы ни говорили вокруг.

educateinspirechange.org, перевод: Айрапетова Ольга

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *