Эрих фромм основные идеи: Эрих Фромм: пророк любви и свободы

Эрих Фромм: пророк любви и свободы

В жизни нет иного смысла, кроме того,
какой человек сам придает ей.
                                                                Эрих Фромм

На его взгляды оказали влияние самые различные философские доктрины и течения, такие как иудаизм, психоанализ, марксизм и даже дзен-буддизм. Размышления Фромма на гуманистические, религиозные и социологические темы не только обсуждаются в узких профессиональных кругах, но и известны широкой публике. Его работы «Искусство любить» и «Иметь или быть» стали бестселлерами и остаются актуальными по сей день.

Эволюция взглядов: от ортодоксального иудаизма  к психоанализу

Эрих Фромм родился во Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных евреев. Прадедушка по отцовской линии был известным раввином, который написал несколько работ на религиозные темы. Отец Фромма хоть и занимался торговлей, но строго придерживался традиций и активно участвовал в жизни франкфуртской еврейской общины. Эрих Фромм так описывает свое детство в одном из интервью: «Я был единственным ребенком (что уже само по себе очень плохо) у двух очень невротичных и боязливых родителей, которые происходили из ортодоксальных еврейских семей с традицией раввинов». С детства он изучал Талмуд и воспитывался в атмосфере ортодоксального иудаизма, что, безусловно, повлияло на его становление как философа.

После окончания школы Фромм начал изучать право во Франкфуртском университете, но быстро понял, что карьера адвоката не его призвание  и через год перешел к изучению социологии, психологии и философии в Гейдельберге, где в 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Альфреда Вебера.
Огромное влияние на взгляды будущего философа оказало знакомство с раввином Рабинковым, который давал уроки по теории иудаизма и еврейской философии. Рабинков познакомил Фромма с гуманистической интерпретацией иудейской традиции. Под его влиянием Фромм отошел от ортодоксального иудаизма и постепенно обратился к идеям Фрейда.

С психоанализом Фромм познакомился благодаря Фриде Райхман (впоследствии первая жена Фромма), которая была его терапевтом. В 1924 году он начал изучать психоанализ во Франкфуртском университете, а затем в Берлинском институте психоанализа. После завершения обучения он стал вести частную клиническую практику, которой впоследствии занимался на протяжении следующих 35 лет. С 1930 года он работал во Франкфуртском институте социальных исследований заведующим кафедрой социальной психологии.

Неофрейдизм и фрейдомарксизм

После прихода к власти националсоциалистов Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в США, где начал преподавать в Колумбийском университете Нью-Йорка. В это время он познакомился с представительницей неофрейдизма Карен Хорни, которая ставила под сомнение и пересматривала идеи Фрейда.

Постепенно Фромм стал отдаляться от фрейдистских принципов в своей практике и впоследствии стал одним из главных критиков фрейдизма. Он считал, что важной составляющей в формировании личности наряду с Эдиповым комплексом, инстинктом жизни и смерти является культурная среда и общество: «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность».

На формирование гуманистической концепции Фромма огромное влияние оказали работы Карла Маркса. С ними он познакомился еще во время Первой мировой войны, когда, глубоко ошеломленный происходившим вокруг безумием, начал искать ответы на вопросы об иррациональном поведении масс. В книге «Здоровое общество», вышедшей в 1955 году, четко прослеживается влияние ранних работ Маркса. Он полностью соглашался с Марксом в том, что социально-экономическая обстановка является определяющей для человеческого поведения, однако не видел решения ни в капиталистическом укладе, ни в коммунистическом строе Советского Союза. В итоге, переработав идеи Маркса он пришел к идее социалистического гуманизма, и связал воедино идеи марксизма и психоанализ: «Я хотел понять законы, которые управляют жизнью отдельного человека, и законы общества, то есть человека в его социальном существовании. Я пытался найти абсолютную истину в концепциях Фрейда, убрав те предположения, которые нуждались в пересмотре. Я пытался сделать то же самое с теорией Маркса и, наконец, пытался прийти к синтезу, объединив понимание и критику обоих мыслителей».

Философский гуманизм

Эрих Фромм считал концепцию свободы фундаментальной частью человеческой природы и психологического здоровья и утверждал, что многие проблемы возникают, когда человек пытается совершить «бегство от свободы» и соответствовать нормам общества. Авторитаризм он называл одним из способов этого бегства: принимая чужую власть, человек становится частью механизма и снимает с себя ответственность за принятие решений. С этой точки зрения он переосмыслил и библейскую историю об Адаме и Еве и интерпретировал ее не как первородный грех, а как первый акт принятия самостоятельного решения.

Фромм также поставил под сомнение активно тиражировавшийся в двадцатом веке образ романтической любви. В самой популярной из своих книг – «Искусство любить» – Фромм рассматривал любовь не как «сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости», а как навык, которому необходимо научиться. Фромм утверждал, что попытки любить обречены на неудачу, если человек не будет развиваться как личность и расти. По его мнению, истинная любовь включает четыре основных элемента: заботу, ответственность, уважение и знание.

Всю свою жизнь Эрих Фромм посвятил изучению эволюции интеллектуальных возможностей человека. Его работы наполнены подлинным философским гуманизмом и верой в людей.

Эрих Фромм умер в 1980 году в Швейцарии, не дожив несколько дней до своего 80-летия и выхода десятитомного издания работ.

Александра Полякова

Эрих Фромм: концепции, идеи, взгляды и псевдомышление

«Несчастная судьба многих людей – 
следствие несделанного ими выбора»

Эрих Фромм, «Кредо»

 

Немецкий психолог. Один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

В 1933 году Эрих Фромм переехал в США.

Эрих Фромм был не согласен с психоаналитической концепцией личности Зигмунда Фрейда и разработал собственную концепцию. В 1941 году он выпустил книгу: Бегство от свободы / Escape from Freedom,  где утверждал, что современный западный человек – продукт культуры, которым движет как стремление к идентичности (уникальности, неповторимости), так и стремление принадлежать к социуму.

По мнению Эриха Фромма, современные неврозы – это неудачные попытки разрешения конфликта между указанными выше противоположными стремлениями… Результат неразрешения конфликта: одиночество и сомнения в осмысленности своей жизни.

«Бегство от свободы и ориентация на обладание — отступление от человеческой природы, «грех против Духа Святого». Добро в гуманистической этике — утверждение жизни, раскрытие человеческих сил. Добродетель — ответственность по отношению к собственному существованию. Зло — помеха развитию человеческих способностей; порок — безответственность по отношению к себе. Таково кредо гуманистической философии Фромма».

Надеждина В., 100 великих идей и книг, которые помогут Вам изменить свою жизнь к лучшему, Минск, «Харвест», 2007 г. , с. 230.

 

В 1973 году в книге: Анатомии человеческой деструктивности / The anatomy of human destractiveness, 1973) Эрих Фромм делает вывод, что: «… человеку вовсе нет нужды перерастать дочеловеческую историю. Он ни в коем случае не является разрушителем по самой своей природе. Присущая ему деструктивность — это благоприобретённое свойство. Именно история совратила человека, породив в нём погромные и гибельные страсти. Свобода — одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.

Человек вожделеет роли и свободы. Но только ли так? Ницше и Кьеркегор обратили внимание на тот факт, что большинство людей не способно на личностный поступок. Они мелки, безлики и предпочитают руководствоваться сложившимися в обществе духовными стандартами.

Эрих Фромм анализирует особый феномен — бегство от свободы. Само нежелание принять свободу имеет многочисленные следствия. Оказывается, вовсе не свобода порождает разрушительность, как предполагалось ранее, а именно воздержание от собственной воли, неготовность пользоваться плодами человеческой субъективности парадоксальным образом приводит к деструктивности. Раб, конформист только по видимости социально благотворен. На самом деле задушенная внутренняя свобода и рождает, как подчёркивает Фромм, синдромы насилия.

Итак, Фромм рассматривает рождение разрушительности не в первородном грехе, не в человеческом своеволии, а в предумышленном отказе человека от самого себя, от собственной уникальности. Исследователю кажется опасной не сама свобода, как искусительный дар, а воздержание от нее, феномен человеческой безответственности, бесцельности».

Элиасберг Н.И., Эрих Фромм: гуманистическая этика, в Сб.: XX век: Люди и судьбы / Сост. Н.И. Элиасберг, СПб,  «Иван Фёдоров», 2001 г., с. 306.


Именно Эрих Фромм ввёл в научный оборот термин «псевдомышление» : «…на самом деле людям кажется, что это они принимают решения, что это они хотят чего-то, в то время как в действительности они поддаются давлению внешних сил, внутренним или внешним условностям и «хотят» именно того, что им приходится делать».

Эрих Фромм, Бегство от свободы, Минск, «Попурри», 1999 г., с. 237.

 

Эрих Фромм, «Вводя как противоположность некрофилии понятие биофилии (влюблённости в жизнь), он не жалеет красок для описания этого замечательного явления: «Биофил как тип личности предпочитает конструктивную деятельность охранительной. Он стремится скорее кем-то быть, чем что-то иметь. У него есть воображение, и он любит искать новое, а не подтверждать старое. Он ценит в жизни неожиданность больше, чем надёжность. Он видит целое прежде частей, структуры предпочитает совокупностям. Он стремится воздействовать любовью, разумом и примером, но не силой, не разъединением, не администрированием и не манипулированием людьми как вещами. Поскольку он находит радость в жизни, во всех её проявлениях, он не принадлежит к числу страстных потребителей искусственных «развлечений» в модных упаковках.  Этика биофилии основана на выработанных ею представлениях о добре и зле. Добро — всё, что служит жизни, зло — всё, что служит смерти». Среди ярких биофилов Фромм называет Альберта Швейцера и Альберта Эйнштейна».

Кацура А.В., В погоне за белым листом, М., «Радуга», 2000 г., с. 51.

 

Учителя в университете: Макс Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт. Кром этого, на его творчество оказали влияние произведения:  К. Маркса, Ф. Ницше, Б. Спинозы, З. Фрейда, а также идеи буддизма…

Полное руководство по философии Эриха Фромма

Кем был Эрих Фромм?

Эрих Фромм (1900–1980) — немецкий социальный психолог и философ, критиковавший современное капиталистическое общество на основе марксистских и фрейдистских аргументов. Он известен своими книгами, посвященными тому, как создать лучшее общество, и своим анализом любви.

Как психолог, он основывал свои теории на психоанализе Зигмунда Фрейда. На него также повлияли идеалы марксизма, хотя он критически относился к существующему в Советском Союзе социалистическому стилю.

Эрих Фромм (1900-1980) был немецким социальным психологом и философом, критиковавшим современное капиталистическое общество на основе марксистских и фрейдистских аргументов.

Он начал жизнь евреем и был вынужден покинуть нацистскую Германию в 1934 году и переехать в Швейцарию, а затем в США и Мексику. В последующие годы он критически относился к религиозным институтам, которые считал источником разногласий среди людей.

Узнайте больше о жизни и работе Эриха Фромма здесь:

Эрих Фромм (1900–1980)

Эрих Фромм (1900–1980) был немецким социальным психологом и философом, имевшим огромный успех с 1950-х до конца своей жизни в 1980 году. Мы обсуждаем его работы и его отношение к марксизму и Фрейду.

Эрих Фромм о психологии капитализма

Одной из основных тем творчества Эриха Фромма был психологический анализ капиталистического общества. Подобно тому, как Фрейд анализировал индивидуума, Фромм стремился анализировать целые общества и экономические системы.

В своих работах «Иметь или быть» и «Бегство от свободы» Эрих Фромм диагностирует глубокое несчастье современных западных мужчин как результат несовершенной экономической системы. Капитализм, по его мнению, заставляет нас делать упор на обладание материальными благами («обладание» вещами) и пренебрегать качествами нашего характера (нашим «бытием» как личности).

Подробнее о «Иметь или быть»:

Иметь или быть

Эрих Фромм различает два способа существования. Можно прожить свою жизнь в «модусе обладания» или в «модусе бытия».

Эрих Фромм не одинок в своей критике капитализма. От Диогена и Эпикура до современных активистов минимализма, от древних времен до наших дней существует давняя традиция философов, предполагающих, что долговременного счастья может быть легче достичь, если мы не сосредоточимся в первую очередь на материальных выгодах. Подробнее о том, сколько денег нам действительно нужно, читайте здесь:

Сколько денег нам нужно?

От Диогена и Эпикура до Эриха Фромма существует давняя традиция, предполагающая, что мы могли бы быть счастливее с меньшим количеством материальных благ.

В одной из своих самых читаемых работ «Бегство от свободы» Эрих Фромм отмечает, что свобода, которую мы привыкли видеть как нечто положительное, на самом деле может восприниматься как угроза. В средневековых обществах, например, публичное поведение и выбор были прописаны до мельчайших деталей, и это, хотя и лишало людей свобод, давало им уверенность в безопасном и четко определенном месте в обществе.

Современное общество отняло эти заверения. Свобода, которую мы имеем в выборе работы, друзей, партнеров и образа жизни, также означает, что каждый выбор, который нам приходится делать, сопровождается неуверенностью и беспокойством. Читайте здесь для более подробного обзора анализа Фромма темной стороны человеческой свободы:

Эрих Фромм: бегство от свободы

Эрих Фромм утверждает, что иногда сама свобода может быть причиной страха и беспокойства, заставляя нас искать способы «убежать от свободы». Авторитаризм, деструктивность и подчинение автомату — вот три способа, которыми мы пытаемся справиться со свободой, которой боимся.

И, наконец, вот небольшая статья, в которой обобщаются и применяются идеи Эриха Фромма к современным капиталистическим обществам. Капитализму, чтобы работать, требуется большое количество одинаковых потребителей с одинаковым вкусом. Это противоречит видению человеческой жизни как индивидуальной, уникальной и ценной в своей уникальности. Подробнее здесь:

Эрих Фромм о психологии капитализма

Эрих Фромм указывает, что для того, чтобы капитализм работал, требуется большое количество одинаковых потребителей с одинаковыми вкусами.

Эрих Фромм о технологиях и прогрессе

Важной частью критики капитализма Эрихом Фроммом является его анализ технического прогресса.

Технологии, по словам Фромма, развились на Западе для поддержки капиталистических структур труда и производства. Следовательно, оно призвано служить тем, кто распоряжается капиталом и средствами производства, и противоречит счастью общества в целом. Обещания, которые технология дала с начала промышленной революции, не были выполнены. По словам Фромма, сейчас мы менее счастливы и менее удовлетворены своей жизнью, чем были бы без современных технологий. Подробнее о взглядах Фромма на технический прогресс читайте здесь:

Эрих Фромм: Общество, технологии и прогресс

По словам философа Эриха Фромма, мечта о бесконечном технологическом развитии привела к истощению природных ресурсов и уничтожению природы.

Но не нужно останавливаться на уровне государств и обществ. Даже если взглянуть на нашу личную жизнь, мы часто можем увидеть пагубное влияние технологий, которые делают нас зависимыми от гаджетов, не способствуя нашему благополучию. Фромм выступает за более разумное использование технологий в нашей повседневной жизни. Подробнее о нашем личном отношении к технологиям читайте здесь:

Эрих Фромм о нашем отношении к технологиям

По словам Эриха Фромма, современные технологии виноваты в постоянном наблюдении, разрушении планеты и повсеместной безработице, вызванной ИИ.

Технологии, по словам Фромма, развились на Западе для поддержки капиталистических структур труда и производства.

Эрих Фромм и проблема счастья

Независимо от более политических работ Эрих Фромм также оказал большое влияние на его анализ личного счастья и любви. В нескольких книгах он противопоставил «западный» «восточному» способу восприятия мира. Это, вероятно, слишком идеализирует «восточный» подход, но все же дает захватывающий анализ того, как мы могли бы обрести больше счастья в нашей собственной жизни, пытаясь увидеть мир по-другому.

Что такое «восточное» счастье?

Есть ли разница в нашем восприятии счастья и жизни на Западе по сравнению с «восточными» культурами? Мы сравниваем Эриха Фромма и Линь Ютана.

В нашей рабочей жизни мы всегда заняты и поэтому, по-видимому, продуктивны. Но Эрих Фромм считает, что мы должны четко отличать то, что он называл простой «занятостью» (в смысле быть занятым бессмысленной деятельностью) от реальной производительности. Например, кто-то, мечтающий наяву, может быть действительно продуктивным, если эта мечтательность важна для его психологического развития или удовлетворения жизнью; в то время как кто-то, бесконечно занятый перекладыванием бумаг по столу, может быть недоволен, несмотря на его внешне высокий уровень активности. Подробнее здесь:

Эрих Фромм о продуктивности

Для Эриха Фромма настоящая деятельность означает полное использование своих талантов для личного роста. Простая демонстрация бизнеса не является признаком продуктивной работы.

Наша личная жизнь в капиталистических обществах страдает от беспорядка во всех его формах, что является еще одним препятствием, которое мешает нам быть по-настоящему счастливыми и умиротворенными. Если мы хотим избавиться от хлама, мы должны, согласно Эриху Фромму, сначала изменить свое отношение к миру. Мы должны изменить то, кто мы есть, и то, как мы относимся к нашим семьям, нашим друзьям, к нашему имуществу. Читайте об этом здесь:

Расхламление разума

Если мы хотим избавиться от хлама, мы должны, согласно Эриху Фромму, сначала изменить свое отношение к миру.

Наша личная жизнь в капиталистическом обществе страдает от беспорядка во всех его формах, что является еще одним препятствием, мешающим нам быть по-настоящему счастливыми.

Эрих Фромм и философия любви

Как психоаналитик в традициях Зигмунда Фройнда, любовь была темой, представляющей центральный интерес для Эриха Фромма. Одна из его самых любимых книг — «Искусство любить», в которой противопоставляются мифы о любви, в которые сегодня часто верят (и продвигают голливудские фильмы и поп-культура), с психологической реальностью любви. Если мы хотим быть счастливыми, нам нужно понять любовь. А чтобы понять любовь, нам нужно прочитать ее анализ Эриха Фромма. Вот еще по теме:

Эрих Фромм: Искусство любить

В своей книге «Искусство любить» (1956) психоаналитик и философ Эрих Фромм (1900-1980) обсуждает, как любовь часто ошибочно воспринимается как пассивное «влюбление». ». Для Фромма любовь — это прежде всего решение любить, стать любящим человеком.

Но недостаточно обсуждать любовь как теоретическое упражнение. В отличие от его огульной критики капитализма, в сфере любви каждый из нас может (и должен) действовать сам за себя. Итак, как мы можем стать по-настоящему счастливыми, любящими людьми? Вот рецепт счастливой личной жизни от Эриха Фромма:

Эрих Фромм: Как стать любящим человеком

Философ и психолог Эрих Фромм считает, что основным источником боли и тревоги для человека является чувство отделенности от других.

Эрих Фромм, психоаналитик в традициях Зигмунда Фройнда, интересовался любовью.

Новое общество Эриха Фромма

Эрих Фромм не только критиковал общество, но и представил собственное утопическое видение идеального мира. На основе критики общества, выдвинутой мыслителями Франкфуртской школы, он развивает собственную концепцию нового общества. Прочтите краткое введение во Франкфуртскую школу здесь:

Диалектика Просвещения

Франкфуртская школа обычно означает объединение мыслителей, которые впервые собрались вокруг Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, Германия.

Франкфуртская школа, в свою очередь, находилась под сильным влиянием Карла Маркса и его идей. Многие идеи в работах Маркса сегодня кажутся немного устаревшими, особенно потому, что наши современные общества, ориентированные на услуги и основанные на информационных технологиях, во многих отношениях работают иначе, чем фабрики промышленной революции времен самого Маркса. Но одна марксистская концепция, сохранившая свое очарование, — это идея «отчуждения». И Франкфуртская школа, и Фромм утверждают, что это отчуждение даже усилилось в наше время до такой степени, что оно успешно мешает нам взять под контроль собственную жизнь и счастье. Обо всем этом читайте здесь:

Что такое отчуждение?

Одной из самых известных его концепций марксизма является идея «отчуждения», которая описывает, как люди отчуждаются от своей работы.

Франкфуртская школа находилась под сильным влиянием Карла Маркса и его идей.

Эрих Фромм разработал свои собственные идеи о «Новом обществе». В нескольких книгах он объясняет, что мы должны изменить, чтобы создать общество, которое будет более способствовать человеческому счастью и процветанию. Найдите все идеи Фромма о новом обществе, объясненные здесь:

Новое общество Эриха Фромма

Философ и социальный психолог Эрих Фромм проанализировал проблемы западных капиталистических обществ. Мы смотрим на его идеи идеального общества.

И, наконец, если мы посмотрим на идеальное общество Эриха Фромма в историческом контексте, мы обнаружим, что британский писатель Олдос Хаксли примерно в то же время развил аналогичные идеи. В своей книге «Остров» Олдос Хаксли отправляет нас в путешествие по вымышленному «острову», представляющему его идеальное общество. Интересно сравнить эти две концепции между собой. Тогда мы сможем увидеть, в чем сходятся эти два великих мыслителя 20-го века, Эрих Фромм и Олдос Хаксли, в своей критике общества, а в чем они расходятся. Читайте об идеальном обществе Олдоса Хаксли здесь:

«Остров» Олдоса Хаксли

Последняя книга фантастического писателя Олдоса Хаксли (1894–1963) «Остров» представляет собой смелую попытку представить себе утопическое общество, которое обеспечивает своих членов всем необходимым для достижения счастья в жизни.

Основные произведения Эриха Фромма

Эрих Фромм был очень плодовитым писателем. Он писал и на немецком, и на английском, но я перечислю здесь только самые важные его английские произведения. Перейдите по ссылкам ниже, чтобы купить самые важные книги, которые обсуждаются в этом руководстве.

Обратите внимание, что это ссылки на книги Kindle, но вы можете изменить тип книги, которую хотите купить, одним щелчком мыши на сайте Amazon.

Лучший выбор Daily Philosophy

Эрих Фромм: иметь или быть?
В этой книге Фромм обсуждает два разных способа поведения и жизни: способ иметь и способ быть.

Партнерская ссылка Amazon. Если вы купите по этой ссылке, Daily Philosophy бесплатно получит небольшую комиссию. Спасибо!

Эрих Фромм: Искусство любить.
Одна из самых влиятельных книг Фромма. Что такое любовь и как добиться успеха в любви? Книга, которая навсегда изменила наш взгляд на любовь.

Партнерская ссылка Amazon. Если вы купите по этой ссылке, Daily Philosophy бесплатно получит небольшую комиссию. Спасибо!

Эрих Фромм: Анатомия человеческой деструктивности.
По объему похож на «Иметь или быть», но больше сосредоточен на психоаналитической основе анализа Фроммом того, что не так с современным обществом.

Партнерская ссылка Amazon. Если вы купите по этой ссылке, Daily Philosophy бесплатно получит небольшую комиссию. Спасибо!

Эрих Фромм: Бегство от свободы.
Книга, диагностирующая тревогу в центре современного западного общества.

Партнерская ссылка Amazon. Если вы купите по этой ссылке, Daily Philosophy бесплатно получит небольшую комиссию. Спасибо!

Хронологическая библиография избранных работ

  • Бегство от свободы (1941)
  • Человек для себя, исследование психологии этики (1947)
  • Психоанализ и религия (1950)
  • Здоровое общество (1955)
  • Искусство любить (1956)
  • Дзен-буддизм и психоанализ (1960)
  • Концепция человека Маркса (1961)
  • Социалистический гуманизм (1965)
  • Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиции (1966)
  • Революция Надежды, к гуманизированной технологии (1968)
  • Анатомия человеческой деструктивности (1973)
  • Иметь или быть? (1976)

◊ ◊ ◊

Заглавное изображение Müller-May / Rainer Funk, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43921778

Поделись этим:

Похожие

Руководства Биографии Современная жизнь Счастье Классика

Эрих Фромм | Американский психоаналитик и философ

Эрих Фромм

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
23 марта 1900 г. Франкфурт-на-Майне Германия
Умер:
18 марта 1980 г. (79 лет) Швейцария
Известные работы:
«Побег от свободы»

Просмотреть весь связанный контент →

Эрих Фромм , (родился 23 марта 1900 г., Франкфурт-на-Майне, Германия — умер 18 марта 19 г.80, Муральто, Швейцария), американский психоаналитик немецкого происхождения и социальный философ, исследовавший взаимодействие между психологией и обществом. Фромм считал, что, применяя психоаналитические принципы для лечения культурных недугов, человечество может создать психологически сбалансированное «разумное общество».

После получения докторской степени. Из Гейдельбергского университета в 1922 году Фромм обучался психоанализу в Мюнхенском университете и в Берлинском психоаналитическом институте. Он начал практиковать психоанализ как ученик Зигмунда Фрейда, но вскоре не согласился с озабоченностью Фрейда бессознательными влечениями и последующим пренебрежением ролью социальных факторов в человеческой психологии.

Для Фромма личность человека была продуктом не только биологии, но и культуры. Он уже приобрел выдающуюся репутацию психоаналитика, когда покинул нацистскую Германию в 1919 году.33 для США. Там он вступил в конфликт с ортодоксальными фрейдистскими психоаналитическими кругами. С 1934 по 1941 год Фромм работал на факультете Колумбийского университета в Нью-Йорке, где его взгляды становились все более противоречивыми. В 1941 году он поступил на факультет Беннингтон-колледжа в Вермонте, а в 1951 году был назначен профессором психоанализа в Национальном автономном университете Мехико в Мехико. С 1957 по 1961 год он одновременно занимал должность профессора в Мичиганском государственном университете и вернулся в Нью-Йорк в 1919 году.62 года в качестве профессора психиатрии в Нью-Йоркском университете.

Викторина «Британника»

Философия 101

В нескольких книгах и эссе Фромм изложил мнение о том, что понимание основных человеческих потребностей необходимо для понимания общества и самого человечества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *