Эрик эриксон теория развития личности: Эрик Эриксон: эго-теория личности

Содержание

3.3. Эго-теория развития личности (Э. Эриксон) . Психология и педагогика

Эрик Эриксон (1902–1994) исследовал, как происходит формирование и развитие сознания человека, его «ЭГО», и каким образом общество, окружающие люди влияют на «ЭГО». Теория Эриксона возникла из практики психоанализа, он трактует структуру личности так же, как и Фрейд (как состоящую из «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я»; стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются. Но Эриксон считал, что не столько бессознательное «ОНО», сколько именно сознание – «ЭГО» составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития «ЭГО» является достижение социальной адаптации.

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей – он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет.

Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и эгоидентичность — чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности.

Например, на первой стадии раннего детства, в младенчестве, без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

Так, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие его человеческой психики и обусловливающий положительный или негативный исход. Результат его развития на этом этапе: позитивный результат – у младенца формируется базальное[13] доверие к миру, людям, оптимизм; негативный результат – формируется недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за мокрые штанишки. Ребенок чувствует социальное неодобрение, возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие

автономии и стыда. Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.

На третьей стадии, в возрасте трех-пяти лет, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается и формируется в игре ребенка. Игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе, она очень важна для развития творческих задатков ребенка, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители очень подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, ведет к закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

На четвертой стадии, в младшем школьном возрасте, ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают его за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю жизнь. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается

вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

На пятой стадии, в подростковом возрасте, формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

Ведущей деятельностью, более всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство непризнания себя со стороны окружающих людей.
Таким образом, пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее распылению или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

В юношеском возрасте (16 лет – 22 года) происходит профессиональное самоопределение, формирование собственного мировоззрения и закрепление устойчивых отношений (дружеских, любовных) с другими людьми. Но при негативном варианте развития у юноши может наблюдаться

размытая идентичность (не имеет профессиональных интересов, нет жизненных планов, сам не знает, что хочет), неустойчивость мнений, либо преждевременная идентичность (другие люди, чаще всего родители, приняли за юношу все решения по выбору его профессии, даже порой выбора семейного партнера, а сам юноша не имеет собственных мнений, своего целостного «ЭГО»), поверхностность отношений с людьми, сексуальная неразборчивость, одиночество.

Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость, (с 20–23 лет до 30–33 лет) соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период становления, самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

На шестой стадии, молодость, для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Седьмая, центральная, стадия — этап развития зрелой личности. Развитие идентичности идет всю жизнь под воздействием со стороны других людей, особенно собственных детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33–35 лет, когда достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.д. Затем наступает недолгий период стабилизации – от 35 до 40–43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, человек уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие – 45–55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви, в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги, или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. На этой восьмой стадии человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря, что поставленные ранее цели были ошибочные и уже ничего невозможно исправить. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Результаты первых четырех стадий психосексуального развития почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды (влияние родителей, культуры, типа общества), а разрешение последующих кризисов больше зависят от «ЭГО» человека, и меньше зависят от внешних факторов. Развитию личности нет пределов – оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества «ЭГО» и меняется.

Стадии развития личности и положительные-отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона — презентация

Первый слайд презентации

Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

Изображение слайда

Слайд 2

2 Эрик Эриксон 1902 — 1994

Изображение слайда

Слайд 3

3

Изображение слайда

Слайд 4

Старость Интеграция ___ Разочарование в жизни Зрелость Творчество ____ застой Молодость Интимность __ изоляция Юность Идентичность диффузия идентичности Школьный возраст (латентная стадия) Достижение ___ неполноценность Возраст игры (фаллическая стадия) Инициативность чувство вины Ранний возраст (анальная стадия) Автономия ____ сомнение, стыд Младенчество (оральная стадия) Доверие __ недоверие 4

Изображение слайда

Слайд 5: Отличия от классического психоанализа

Концепция Э. Эриксона сильно отличается от классического психоанализа. Эриксон не признает сексуальность в качестве основной детерминанты развития. Модель развития личности Э. Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной. Он полагает, что социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее важен, чем биологический и физический аспекты. 5

Изображение слайда

Слайд 6: Отличия от классического психоанализа

2) Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, акцентирует внимание не на Оно, а на развитии Я ( Эго ) индивида, поэтому его считают представителем эго‑психологии. На каждой стадии Эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества. 6

Изображение слайда

Слайд 7: Отличия от классического психоанализа

3) если Фрейд подчеркивает значимость влияния родителей на развитие личности ребенка, то Э. Эриксон – исторические условия, особенности культуры и общества, в которых формируется Эго ребенка 7

Изображение слайда

Слайд 8: Отличия от классического психоанализа

4) Э. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всего жизненного пути, от рождения до смерти. 8

Изображение слайда

Слайд 9

Каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. 9

Изображение слайда

Слайд 10

Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду обществом (вызов общества развивающейся личности) и которая должна разрешиться для того, чтобы человек перешел на следующую стадию. 10

Изображение слайда

Слайд 11

11 Кризис, по Э. Эриксону, – поворотный пункт, особый момент в человеческой жизни, «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой»

Изображение слайда

Слайд 12

Неразрешенная задача переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя, по Э. Эриксону, все‑таки возможно. 12

Изображение слайда

Слайд 13: Младенчество (0-1 год) орально-сенсорная стадия

1. Базисное доверие против недоверия ( basic trust vs. mistrust ): надежда ( hope ) Первая стадия, которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (З. Фрейд). Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом посттравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. 13

Изображение слайда

Слайд 14

Опыт общения ребенка с матерью является решающим фактором для установления баланса ощущений безопасности и тревоги. Сочетание чуткой заботы о ребенке с уверенностью в правильности своих действий, а также последовательное и предсказуемое обращение с ребенком создает у него веру в себя и в окружающий мир 14

Изображение слайда

Слайд 15

Первый признак доверия к матери появляется, когда малыш готов позволить ей удалиться, не испытывая при этом чрезмерной тревоги или негодования. 15

Изображение слайда

Слайд 16: Раннее детство (1 – 3 года) мышечно-анальная стадия

2.  Автономия против стыда и сомнения ( autonomy vs. shame, doubt ): воля ( will ) Воля, самоконтроль / слабоволие Вторая стадия, которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1–3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или сильной волей. Разумная дозволенность, внешний контроль, убеждающий ребенка в собственных силах и возможностях, поддержка способности ребенка самостоятельно делать выбор в пределах разрешенного способствуют становлению автономии ребенка. В ситуации гиперопеки или, наоборот, отсутствия поддержки у ребенка развиваются чувство стыда перед другими, сомнения в своей способности управлять собой и контролировать окружающий мир. 16

Изображение слайда

Слайд 17: Возраст игры (3-6 лет) инфантильно-генитальная стадия

3. Инициатива против вины ( initiative vs. guilt ): целеустремленность (purpose) смелость ставить и достигать поставленные цели, которой не мешают чувство вины и страх наказания. Ребенок ставит цели, упорно их добивается, что‑то предпринимает, фантазирует. Основное занятие этого возраста – игра. Именно в игре у ребенка развивается самостоятельность, решительность, чувство свободы и собственной власти над окружающим. Если родители поддерживают у ребенка стремление к цели, поощряют его самостоятельную и энергичную игру, фантазию и любознательность, то идет формирование инициативности. В противном случае развивается чувство вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки, чувство собственной никчемности и чрезмерной зависимости от других. 17

Изображение слайда

Слайд 18: Школьный возраст (6-12 лет) психосексуальный мораторий

4.  Трудолюбие против неполноценности ( industry vs. inferiority ) Компетентность ( competence ) – это «непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избыточного чувства неполноценности» Эта стадия систематического обучения в школе, овладения многочисленными навыками и умениями, освоения культурного наследия. Ребенок приучается «получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию» Опасность на этой стадии состоит в чувстве неадекватности и неполноценности, которое развивается вследствие ощущения собственной неумелости, отсутствия хороших результатов, неспособности занять достойное место среди сверстников, сомнения в возможности овладеть социально значимыми умениями 18

Изображение слайда

Слайд 19: Юность (12-20 лет)

5. Идентичность против диффузии ролей ( identity vs. role diffusion, или role confusion ) верность ( fidelity ) Верность — способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства Идентичность — внутреннее чувство целостности. «Кто я?» Пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества. 19

Изображение слайда

Слайд 20

20 Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Эриксон назвал психосоциальным мораторием. Для обретения идентичности общество предоставляет человеку дополнительное время. В современном обществе это студенческий возраст.

Изображение слайда

Слайд 21: Молодость (20 -25 лет)

6. Близость (интимность) против изоляции ( intimacy vs. isolation ): любовь ( love ) поддержание взаимности в отношениях, способность оставаться верным таким отношениям, даже если они требуют жертв и компромиссов. только на этой стадии достигается и может полностью проявиться истинная генитальность – установление подлинной взаимности, примирение любви и сексуальности, готовность совместно регулировать такие важные аспекты своей жизни, как любовь, работа, отдых. Главная опасность на этой стадии заключается в избегании контактов, требующих полной близости, стремлении никого не пускать в свой внутренний мир, «сохранить дистанцию», что ведет к чувству одиночества, к изоляции. 21

Изображение слайда

Слайд 22: Зрелость (26 -64 года)

22 Производительный труд и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и творчестве. «Зрелый человек, — писал Эриксон, — нуждается в том, что� бы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться». При этом речь необязательно идет только о собственных детях.»

Изображение слайда

Слайд 23: Зрелость (26 -64 года)

7.  Генеративность против стагнации ( generativity vs. stagnation ): забота ( care )  включает в себя ответственность за других людей, за важные для человека результаты и идеи, Генеративность – способность заботиться о собственных детях или, шире, о следующем поколении, продуктивность и креативность, выражающиеся в производстве материальных и духовных ценностей. При неблагоприятной ситуации развития наблюдается чрезмерная сосредоточенность на себе, поглощенность личными потребностями, желаниями или собственными успехами. Это приводит к застою, инертности, чувству ненужности, бессмысленности жизни. 23

Изображение слайда

Слайд 24: Старость

8. Целостность эго против отчаяния ( ego integrity vs. despair ): мудрость ( wisdom ) «осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» Целостность Эго выражается в принятии своего жизненного цикла с его победами и поражениями, в ощущении порядка и осмысленности как собственной жизни, так и мира вокруг Отсутствие или утрата интеграции Эго ведет, по мнению Э. Эриксона, к страху смерти, непринятию собственной жизни, к отвращению по отношению к себе и другим, возникает отчаяние, поскольку не осталось времени, чтобы попытаться прожить жизнь по‑другому. 24

Изображение слайда

Слайд 25

25 1924-2001

Изображение слайда

Слайд 26

«От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам — прочесть после моей смерти. Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание». 26 1924-2001

Изображение слайда

Слайд 27

27 Ради Бога, заклинаю вас, не вздумайте что-нибудь переименовывать, особенно родное село. Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.

Изображение слайда

Слайд 28

28

Изображение слайда

Слайд 29

29 Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

Изображение слайда

Слайд 30

30 В период обучения в школе встает новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Изображение слайда

Слайд 31

31 Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

32 базовая вера против базового недоверия рождает надежду / отдаление; автономность против стыда и сомнения — волю / импульсивность ; инициативность против вины — целеустремленность / апатию; трудолюбие против чувства собственной неполноценности — компетентность / инерцию ; идентичность против диффузии идентичности — верность / отречение; близость против одиночества — любовь / замкнутость ; порождение против самопоглощенности — заботу / отвержение ; эго�интеграция против потери интереса к жизни — мудрость / презрение.

Изображение слайда

Эрик Эриксон стадии разработки

Эрик Эриксон стадии разработки

Реклама

1 из 42

Верхний обрезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Реклама

Реклама 90 003

Реклама

Эрик Эриксон стадии разработки

  1. Эрик Эриксон: Восемь стадий Разработка Рокки 20123529 Дэн 20082449
  2. Содержимое Кто такой Эрик Эриксон? — Фон Стадии развития 1–4 (Рокки) Стадии развития 5 – 8 (Дан) Дополнительные работы и критика 11 22 33 44
  3. Эрик Эриксон: Отец Психосоциальное развитие «Дети любят и хотят быть любимыми и они очень предпочитают радость свершение к триумфу ненавистного отказ. Не путайте ребенка с его симптом» — Эрик Эриксон
  4. Биография Эрика Эриксона • Родился 15 июня 1902 г., Франкфурт, Германия. • Умер 12 мая 1994 г., Массачусетс, США. • Национальность американец/немец • Области психологии развития • Влияет на Зигмунда Фрейда/ Анну Фрейд • Ввел термин «Развитие продолжительности жизни». • Теории ключевых идей социальных Психологическое развитие Эрик Эриксон 1902-1994
  5. Биография Эрика Эриксона • Он был художником и учителем в конце 1920-х годов, когда встретил Анну Фрейд, австрийский психоаналитик. При поддержке Анны он начал учиться детский психоанализ в Венском психоаналитическом институте. • Он иммигрировал в США в 1933 году и преподавал в Йельском и Гарвардском университетах. • Именно в этот момент своей жизни он заинтересовался влиянием общества и культуры на развитие ребенка. Чтобы удовлетворить свое любопытство, он изучал группы детей американских индейцев, чтобы помочь сформулировать его теории. Изучение этих детей позволило ему соотнести личность рост с родительскими и общественными ценностями.
  6. Область исследований • Он изучал группы детей аборигенов, чтобы узнать о влиянии общества и культуры на развитие ребенка. Отсюда он разработал ряд теорий, самая известная из которых — его психосоциальное развитие. • Он считал, что люди должны разрешать различные конфликты по мере их развития. через каждую стадию развития в жизненном цикле. • Теория Эриксона состоит из восьми стадий развития. Каждый этап характеризуется иным конфликтом, который должен быть разрешен индивидуальный. Если человек не может разрешить конфликт в определенный этап, они будут противостоять и бороться с ним позже в жизни.
  7. ЭЛЕМЕНТЫ • Эго-идентичность • Сила эго • Конфликт
  8. Эго Идентичность • Эго-идентичность развивается человеком взаимодействие и то, как человек становится более осознанным к себе и их окружение.
  9. Сила эго • Сила эго связана с личностью становится компетентным в разных областях жизни, став компетентными в жизни, они чувствовать себя более важным.
  10. Конфликт • Конфликт – это поворотный момент, во время которого индивидуумы борются за достижение некоторых психологическое качество. Иногда упоминается как психосоциальный кризис, это может быть время уязвимости и силы, по мере того, как человек работает над успех или неудача.
  11. Эрик Эриксон и 8 стадий развития • Самые известные теории личности и разработка. • Личность развивается последовательно заранее определенные этапы. • Психосоциальный, а не психосексуальный. • На каждом этапе развития конфликты действуют как поворотные моменты в жизни.
  12. Личность • Личность состоит из всех относительно устойчивые и самобытные стили мышления, поведение и эмоциональные реакции, которые характеризуют приспособления человека к окружающие ситуации
  13. Зачем изучать личность? • Определите закономерности в том, как люди вести себя. • Объясните разницу между люди. • Изучите, как люди ведут себя в жизни (The хорошо и плохо). • Как улучшить жизнь.
  14. Психосексуальные стадии Развитие-Зигмунд Фрейд • Оральная стадия (от рождения до 1 года) сосание/удовольствие ртом • Анальная стадия (от 1 до 3) • Контроль дефекации • Фаллическая стадия (от 3 до 6) • Открытие репродуктивных органов • Латентный период (от 6 до 13) • Когнитивные навыки, приобретаемые в то время, когда интерес к сексуальности на заднем фоне • Генитальная фаза (подростковый возраст) • Возникают сексуальные интересы
  15. Психосоциальное развитие • Относится к эмоциональному и психологическому изменения в жизненном цикле, происходящие в контексте социального среда.
  16. Психосоциальное развитие • Согласно Эриксону – Каждая часть личность имеет определенное время в жизни промежуток времени, когда он должен развиваться, если он собирается развиваться вообще. Если он не развивался на расписание, остальная разработка неблагоприятно изменены. Индивидуум затем мешал эффективно действовать с реальностью.
  17. Психосоциальные стадии • Стадия 1. Доверие против недоверия • Стадия 2. Автономия против стыда и сомнений • Стадия 3 – Инициатива против чувства вины • Стадия 4. Трудолюбие против неполноценности • Стадия 5. Идентичность и путаница ролей • Стадия 6 – Близость или изоляция • Стадия 7 – Генерация против стагнации • Стадия 8 – Целостность против отчаяния
  18. Стадия 1 — Доверие против недоверия • Возраст- от рождения до 18 месяцев • Конфликт – доверие и недоверие • Отношения – Мать • Сила- Надежды • Вопрос- Могу ли я доверять миру? • Ключевое событие – подача
  19. Стадия 1 — Доверие против недоверия • Дети полностью зависят от других • Доверие: Устанавливается, когда детям дают адекватное тепло, прикосновение, любовь и физическая помощь-Надежный и надежный. • Недоверие: вызвано неадекватным или непредсказуемым уходом и простудой, равнодушным и отвергающим родителей- Ненадежный, непредсказуемый и Опасный.
  20. Этап 2- Автономия против стыда и сомнения • Возраст- от 18 месяцев до 3 лет • Конфликт – автономия против стыда • Отношения – родители • Сила-воля • Вопрос- Можно ли быть мной? • Ключевое событие — приучение к туалету
  21. Этап 2- Автономия против стыда и сомнения • Автономия: Делать что-то для себя такие как контроль над телом и выбор. — Безопасный и уверенный в себе. • Стыд: чрезмерная защита или высмеивание родителей. может вызвать у детей сомнения в способностях и стыдиться своих действия — неадекватность и неуверенность в себе.
  22. Этап 3 — Инициатива против чувства вины • Возраст- от 3 до 6 лет • Конфликт-инициатива против чувства вины • Отношения – семья • Сила- цель • Вопрос- Могу ли я сделать, двигаться и действовать? • Ключевое событие – независимость
  23. Этап 3 — Инициатива против чувства вины • Инициатива: родители подкрепляют, отдавая свобода детей играть, использовать воображение, и задавайте вопросы- Креативные, Конструктивные. • Чувство вины: может возникнуть, если родители критикуют, мешать играть или препятствовать ребенку вопросы — всегда ошибаться, не удалось исследовать мир. • Инициатива и вина должны быть сбалансированы для того, чтобы иметь моральное суждение.
  24. Стадия 4. Трудолюбие против неполноценности • Возраст- от 6 до 12 лет • Конфликт-индустрия против неполноценности • Отношения – соседи, школа • Сила- Компетентность • Вопрос- Могу ли я сделать это в мире? людей и вещей? • Ключевое событие – школа
  25. Стадия 4. Трудолюбие против неполноценности • Детям приходится справляться с новыми социальными и академические требования • Трудолюбие: возникает, когда ребенка хвалят за продуктивная деятельность, такая как рисование и здание- Чувство компетентности • Неполноценность: возникает, если усилия ребенка считается грязным или неадекватным Слабое чувство собственного достоинства, Неспособность принять ответственность
  26. Этап 5- Идентичность против ролевой путаницы • Возраст- от 12 до 18 лет. • Конфликт: идентичность и смешение ролей • Отношения – сверстники, образец для подражания • Сила-верность • Вопрос- Кто я? кем я могу быть? • Ключевое событие – отношения с коллегами
  27. Этап 5- Идентичность против ролевой путаницы • Дети усваивают несколько разных ролей. • Идентичность: индивидуальная организация побуждения, способности, убеждения и опыт в непротиворечивый образ себя. Кто мы есть. • Путаница в ролях: неспособность установить индивидуальная идентичность, отделенная от семья и нет сверстников отношения и планы на профессия- диффузия эго
  28. Стадия 6 — Близость против изоляции • Возраст- от 19 до 40 лет • Конфликт — близость против изоляции • Отношения — друзья, партнеры • Сила-Любовь • Вопрос- Могу ли я любить? • Ключевое событие – любовные отношения
  29. Стадия 6 — Близость против изоляции • Создание семей • Близость: Способность заботиться о других и поделиться с ними опытом — Прочные отношения • Изоляция: чувство одиночества и безразличия ибо в жизни- Одиночество
  30. Этап 7- Генерация против стагнации • Возраст – от 40 до 65 лет. • Конфликтогенерация против стагнации • Отношения – домашнее хозяйство, коллеги по работе • Сила-уход • Вопрос- Могу ли я сделать свою жизнь значимой? • Ключевое событие – воспитание детей
  31. Этап 7- Генерация против стагнации • Первичная задача развития является одной из приносить пользу обществу и помогать направлять будущее поколение. • Генерация: заинтересованность в руководстве следующим поколение- Социальная активность, Воспитание • Застой: когда человек только заботиться о собственных потребностях и Комфорт- Материальные блага, Физическое благополучие, непродуктивное
  32. Стадия 8-Честность против отчаяния • Возраст- 65 лет до смерти • Конфликт – Честность против отчаяния • Отношения — человечество, мой вид • Сила- Мудрость • Вопрос- Это нормально быть мной? • Ключевое событие – осмысление и принятие своей жизни
  33. Стадия 8 — Целостность против отчаяния • На последних этапах жизни люди выглядят назад над их жизнями и судить их. • Целостность: самоуважение; развился, когда люди жили богато и ответственно- Чувство мудрости и смысла • Отчаяние: возникает, когда предыдущая жизнь события воспринимаются с сожалением; испытывает душевную боль и угрызения совести Сожаление, горечь
  34. Эриксона Психосоциальное развитие Возраст (Годы) Стадия Психосоциальная Кризис Психосоциальный Сила Относящийся к окружающей среде Влияние 1 Детское доверие против недоверия Надежда Материнская 2-3 Раннее детство Автономия vs. Стыд и сомнение Сила воли Оба родителя или заменители взрослых 4-5 Дошкольная инициатива против чувства вины Цель Родители, семья и друзья 6-11 Индустрия среднего детства против. Неполноценность Школа компетенций 12-18 Подростковая идентичность и роль путаница Верность сверстников 18-35 Молодость Близость vs. Изоляция Любовь Супруг, любовник, друзья 35-65 Средний возраст Генерация vs. Застой Забота Семья, общество Старость Старость Целостность против отчаяния Мудрость Все люди
  35. Оценка в теории Эриксона • Психоисторический анализ – Применение теории продолжительности жизни к жизни исторические деятели • Психологические тесты: – Инструменты на основе кризиса поэтапно
  36. Исследования по теории Эриксона • Генерация — Вызывает потребность чувствовать себя ближе к другим – коррелирует с экстраверсией, открытостью новый опыт — Вероятность участия в общественной жизни отношения
  37. Исследования по теории Эриксона • Зрелость – Высокая целостность эго: потратил много времени на просмотр их жизни • Этническая идентичность – Этнические меньшинства: значительная этническая идентичность фактор, определяющий самоощущение
  38. Вклад Эриксона • Он внес значительный вклад в развитие детей, изучая группы детей коренных американцев и разработал концепция кризиса идентичности. • Его интересовали отношения между обществом/культурой и развитие ребенка, которое он назвал «психосоциальным развитием». • Этот интерес привел его к разработке восьми стадий развития. • На каждом этапе человек сталкивается с кризисом развития. • Чтобы перейти к следующему этапу, человек должен решить кризис.
  39. Критика Эриксона • Неоднозначные термины и понятия • Отсутствие точности • Некоторые термины нелегко измерить эмпирически • Опыт работы на сцене может относиться только к мужчины • Кризис идентичности может касаться только тех, достаточно богат, чтобы исследовать личности

Реклама

8 стадий психосоциального развития Эриксона – объяснение

Эрик Эриксон был специалистом в области психологии развития и психоаналитиком, внесшим свой вклад в изучение развития, предоставив нам этапы психосоциального развития. Он считал, что личность человека развивается через 8 стадий, от младенчества до взрослой жизни.

Каждая стадия включает в себя кризис, когда человек достигает успеха или терпит неудачу, что приводит к дальнейшему развитию. Эти кризисы называются психосоциальными, потому что они представляют собой психологические потребности, которые сталкиваются с социальными потребностями.

Фрейд и Эриксон

Фрейд и Эриксон выдвинули две важные теории развития личности. Эриксон был вдохновлен стадиями развития личности Фрейда. Фрейд выделял психосексуальные стадии, сосредоточенные на удовольствии и сексуальных аспектах развития. Эриксон также выделил психосоциальные этапы, ориентированные на развитие личности на протяжении всей жизни.

Разница между стадиями Фрейда и Эриксона
S. No. Стадии Фрейда Стадии Эриксона
1. Он сосредоточился на важности кормления и удовольствия в младенчестве. Он говорил о важности заботы и заботы воспитателя о ребенке.
2. Его теория была сосредоточена на либидо в детстве. Его теория сосредоточена на социальных и родительских взаимодействиях в детстве.
3. Его теория охватывает период от детства до взрослой жизни и утверждает, что большая часть личности развивается в раннем детстве. Эриксон предложил подход продолжительности жизни, от младенчества до старости, отмечая развитие на всех стадиях.
4. Теория Фрейда придавала большое значение сферам удовольствия и не включала все возрасты или социальные сферы жизни. Теория Эриксона была более обширной, включала социальные взаимодействия и придавала значение каждому возрасту и стадии.
Стадия 1: Доверие против недоверия

Эта стадия является первой и наиболее важной стадией психосоциальных стадий Эриксона. На этой стадии развитие происходит от рождения до 1 года. На этом этапе человек является младенцем и, таким образом, зависит от своих опекунов в плане безопасности и заботы.

Важную роль здесь играет доверие, которое формируется в соответствии с качеством и надежностью опекунов. Здесь младенец во всем полагается на родителя, включая еду, безопасность, любовь и заботу.

Если потребности младенца удовлетворены, он или она сможет доверять опекуну. Это будет означать успех на данном этапе. Если потребности не удовлетворены, он или она не сможет доверять опекуну. Это будет означать неудачу на данном этапе.

Если доверие развито, люди смогут доверять другим в своем окружении и будут чувствовать себя в безопасности. Недоверие, сформировавшееся из-за ненадежности опекунов, может привести к страху перед окружающей средой и ненадежным представлениям о мире.

Ни один ребенок не будет развиваться в условиях полного доверия или полного страха. По словам Эриксона, идеальный баланс был бы идеальным. У людей будет надежда, но в идеальных случаях они также будут знать о потенциальных опасностях.

Стадия 2: Автономия или стыд

Это вторая стадия развития, которая происходит в раннем детстве. Личный контроль и автономия являются основными моментами этого этапа. Здесь дети становятся самостоятельными, самостоятельно выполняя основные обязанности, например, выбирая одежду или чистя зубы.

Воспитатели могут помочь своим детям самостоятельно выполнять эти основные действия. Позволяя им делать этот выбор, воспитатели поощряют автономию, что приводит к тому, что дети чувствуют себя в безопасности и уверенно. Это будет означать успех на данном этапе.

Когда опекуны стыдят или винят детей, когда они не справляются с этими функциями, это может привести к отсутствию личного контроля или автономии, что приводит к стыду или сомнениям. Это будет означать неудачу на данном этапе.

Эриксон заявил, что идеальный баланс между автономией и стыдом привел бы к воле, которая относится к действиям с контролем и намерением, но в определенных пределах и с осторожностью.

Кроме того, на этом этапе также проводится приучение к горшку, так как это основная функция и навык, которым дети учатся заниматься самостоятельно. По Эриксону, развитие этой функции приводит к ощущению контроля и автономии.

Стадия 3: Инициатива или чувство вины

Это третья стадия психосоциального развития, которая происходит в дошкольном возрасте. Основное внимание на этом этапе уделяется действию и инициативе. На этом этапе дети участвуют в игре и контролируют свои социальные взаимодействия. На этом этапе они используют власть и влияние, чтобы направлять социальные взаимодействия.

Успех на этом этапе приводит к ощущению способности и целеустремленности, а неудача на этом этапе приводит к чувству вины или сомнения. Когда дети используют слишком много власти, они могут столкнуться с неодобрением или небрежностью, что может привести к чувству вины. Это будет означать неудачу на данном этапе.

По словам Эриксона, здоровый баланс между двумя чувствами ведет к цели. Цель здесь означает волю и способность действовать и принимать решения.

Стадия 4: трудолюбие против неполноценности

Это четвертая стадия психосоциального развития, которая происходит в возрасте 5-11 лет, в основном в раннем школьном возрасте. Эти годы наполнены академическими требованиями и социальными ролями. Если дети успешно справляются с этими ролями, они чувствуют себя компетентными, а если они терпят неудачу, может ощущаться чувство неполноценности.

Социальные взаимодействия и развитие могут заставить детей гордиться своими достижениями и достижениями. Получение признательности или признания за эти достижения со стороны воспитателей или учителей может помочь детям почувствовать себя компетентными. Это будет означать успех на данном этапе.

С другой стороны, недооценка или обильная критика могут привести к чувству неполноценности. Это будет означать неудачу на данном этапе.

По словам Эриксона, здоровый баланс между двумя компонентами может привести к компетентности, которая относится к вере в выполнение поставленных перед ними задач.

Стадия 5: Идентичность или замешательство:

Это пятая стадия психосоциального развития, которая происходит в подростковом возрасте. На этом этапе основное внимание уделяется развитию идентичности или самоощущения. Этот этап потенциально может повлиять на всю оставшуюся жизнь. Здесь идентичность относится к убеждениям или мнениям, которые определяют жизнь человека. Эта идентичность формируется опытом человека и влиянием вокруг него.

Эта личность помогает управлять действиями, поведением и мыслями. Успех на этом этапе ведет к верности, которая относится к жизни в соответствии с ожиданиями общества, а неудача приводит к замешательству или отсутствию чувства собственного достоинства. Подростки развивают чувство собственного достоинства через изучение интересов или хобби.

Поощрение со стороны опекунов может привести к надлежащему личному исследованию и самоконтролю. Когда люди не могут исследовать или сформировать личные убеждения, это может привести к неуверенности и замешательству в отношении себя.

Кроме того, эго-идентичность — это концепция, предложенная Эриком Эриксоном. Это относится к самоощущению, которое люди развивают посредством социального общения, и является неотъемлемой частью этого этапа. Новый опыт и убеждения могут изменить и сформировать эго-идентичность. Проблемы могут помочь в росте или повреждении эго-идентичности.

Стадия 6: Близость или изоляция

Это шестая стадия психосоциального развития, которая происходит в раннем взрослом возрасте. Личные отношения находятся в центре внимания на этом этапе. Молодые люди, как правило, развивают любящие, близкие отношения с другими людьми в течение своей жизни.

По словам Эриксона, важно развивать прочные отношения с другими людьми. Успех на этом этапе выглядит как формирование крепких, длительных отношений, а неудача — как изоляция. Любовь достигается, когда люди преуспевают на этом этапе. На этом этапе отмечаются значимые отношения и длительные связи.

Кроме того, Эриксон заявил, что чувство собственного «я» или идентичности (предыдущий этап психосоциального развития) необходимо для формирования здоровых, крепких отношений.

Стадия 7: Генерация против стагнации

Это седьмая стадия психосоциального развития, которая происходит во взрослом возрасте. Развитие семьи и карьеры находится в центре внимания на этом этапе. Успех на этом этапе характеризуется ощущением полезности, а неудача на этом этапе может привести к ощущению отстраненности и отдаленности от мира.

Этот этап характеризуется воспитанием детей в активной общественной работе. Успех на этом этапе включает в себя добродетель заботы, которая заключается в чувстве связи с партнером или семьей и гордости за свои достижения.

Стадия 8: Целостность против отчаяния

Это последняя стадия психосоциального развития, наступающая в пожилом возрасте. Этот этап отмечен оглядыванием на жизнь и чувством удовлетворения или сожаления. Успех на этом этапе выглядит как чувство мудрости, а неудача на этом этапе приводит к сожалению или отчаянию.

Когда люди оглядываются на свою жизнь и чувствуют удовлетворение, они обретают покой. Когда люди оглядываются назад и чувствуют себя неудовлетворенными, они могут бояться покончить с собой, не добившись ничего великого. Эта мысль принесет отчаяние и горечь. Когда люди оглядываются назад и чувствуют удовлетворение, они обретают целостность и мудрость, даже находясь на грани смерти.

Applications of Psychosocial Development Theory:
  • В контексте психического здоровья на психосоциальных стадиях Эриксона было проведено множество клинических шкал и исследований.
  • Эти этапы можно использовать для лечения клиентов, у которых были проблемы с адаптацией или изменениями в их жизни.
  • Его можно использовать, чтобы помочь людям с запутанной идентичностью, гендерными проблемами и тем, кто не может обрести чувство собственного достоинства.
Критика теории психосоциального развития:
  • Основная критика, с которой сталкиваются эти этапы, заключается в том, что они были разработаны с учетом потребностей и личностей европейских или американских мужчин. Это может сделать теорию менее применимой к другим группам населения.
  • В теории есть путаница, поскольку Эриксон не уточнил, необходимо ли завершение одного этапа для перехода к следующему этапу или нет.
  • Этапы основаны на социальных нормах, которые могут быть актуальны не для каждой культуры.
Сводная таблица
Этапы Возраст Психосоциальный кризис Задача развития Достоинство/Результат
Доверие и недоверие Год рождения-1 Могу ли я доверять своему окружению/миру вокруг меня? Воспитатели должны быть доступны для ребенка в случае необходимости. Надежда
Автономия или стыд 1-3 Могу ли я самостоятельно выполнять важные базовые задачи? Воспитатели должны позволять ребенку делать некоторые вещи самостоятельно. Приучение к горшку также происходит на этом этапе. Воля
Инициатива против чувства вины 3-5 Могу ли я сам проявлять инициативу? Ребенок должен делать что-то и принимать решения самостоятельно. На этом этапе можно принять план или инициативу и реализовать их. Назначение
Трудолюбие или неполноценность 5-11 Правильно ли я исполняю свои социальные и академические роли? Здесь ребенок сосредотачивается на академических обязанностях и больше участвует в социальном взаимодействии. Компетенция
Идентичность против замешательства 12-18 Это кто я? Человек обнаруживает свои собственные интересы, симпатии, антипатии и убеждения, которые определяют мысли и поведение. Верность
Близость против изоляции 18-40 Могу ли я любить и быть любимым в ответ? На этом этапе у человека развиваются отношения и связи. Любовь
Генерация против стагнации 40-65 Что я еще дал этому миру? Человек обращает внимание на семью и развитие карьеры и оглядывается на свой вклад в мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *