Эриксон 8 стадий развития личности: 8 стадий развития личности по Эрику Эриксону, Психология – Гештальт Клуб

Содержание

8 стадий развития личности по Эрику Эриксону, Психология – Гештальт Клуб

8 стадий развития личности по Эрику Эриксону

— Автор статьи: Concepture

Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).

 

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

 

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

 

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

 

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир. В этот период происходит формирование общего чувства доверия по отношению к реальности. Это чувство напрямую зависит от уровня получаемой младенцем материнской заботы.

 

Чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства.

При этом младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему. Они должны приобрести способность адекватного удовлетворения своих потребностей с помощью собственного тела. В этом случае младенец будет переносить отсутствие матери (физическую отдаленность от него) безо всякой тревоги. Если же мать в силу собственной несостоятельности не способна проявлять надежность, если она эмоционально отвергает ребенка (нежелательная беременность), первичной установкой младенца будет страх (неуверенность).

 

Еще одной причиной формирования недоверия может быть перенос центра внимания родителей с ребенка на другие занятия: дела по дому, работу или другого ребенка. Наконец, родители, сами чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с принятыми в данной культуре нормами жизни, как правило, создают для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него также появляется чувство недоверия.

 

Последствиями негативного исхода первого этапа являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых. Однако не все так уж безнадежно. Поскольку дилемма «доверие-недоверие» будет проявляться снова и снова на каждой новой стадии развития, у человека всегда есть возможность разрешить ее в следующий раз, и в этом ему может сильно помочь надежда.

 

Следует отметить, что по-настоящему здоровое развитие отнюдь не означает тотального доверия по отношению к миру со стороны ребенка. Оно означает сбалансированное соотношение доверия и недоверия (мера). Ребенок должен научиться понимать, чему не следует доверять, а чему доверять необходимо.

 

2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение

Этот период продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Взаимодействуя с родителями, ребенок обнаруживает, что родительский контроль бывает разным. Он может проявляться как в форме заботы, так и в качестве мер пресечения нежелательного поведения. Со временем ребенок становится способен различать виды предоставленной ему свободы: свободу по типу «пускай попробует» и попустительство как избавление от хлопот (включить телевизор, чтобы чем-то занять).

 

Поскольку в этот период у детей быстро развиваются нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают проявлять самостоятельность в исследовании окружающего их мира. Дети хотят все делать сами (умываться, одеваться, кушать). Также можно наблюдать у них сильное желание исследовать предметы и манипулировать ими. Если родители на этом этапе поощряют самостоятельность ребенка, у него вырабатывается чувство владения своими намерениями, собственным телом и окружающей средой. Но если родители демонстрируют нетерпение и совершают действия вместо ребенка, у последнего возникают стыд за свою неуклюжесть и сомнение в собственных силах.

 

Вследствие того, что стадии развития взаимосвязаны, недоверие, сформировавшееся на первой ступени, может привести к робости и нерешительности, и, в конечном счете, к несамостоятельности. И наоборот, доверие с высокой вероятностью будет гарантировать уверенность, установку «я могу». Средством, способным помочь человеку в случае негативного исхода, является сила воли. Несмотря на травмирующие внешние обстоятельства, у человека всегда есть возможность прекратить последствия их влияния волевым усилием.

 

3. Возраст игры: инициативность – вина

Этот период длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; ребенок уже многое умеет (бегать, кидать камни, пользоваться столовыми приборами). Он начинает сам придумывать для себя занятия, а не просто реагировать или подражать. Инициативность особенно видна в речи детей этого возраста. Они активно начинают придумывать новые слова. Как всегда исход этой стадии может быть двояким.

 

На положительном полюсе находится предприимчивость (инициативность), на отрицательном – чувство вины. Какой из полюсов будет преобладать зависит от реакции родителей на проявления детской инициативы. Например, готовность обстоятельно отвечать на бесчисленные вопросы ребенка формирует в нем интеллектуальную предприимчивость, а предоставление свободы выбора действий (бегать, возиться, бороться) – деятельную предприимчивость.

 

Напротив, если родители показывают пренебрежительное отношение к начинаниям ребенка (вопросы назойливы, игры утомительны, подвижность нежелательна), ребенок начинает испытывать чувство вины. Формирование инициативы существенно дополняет качество самостоятельности. Важно соблюсти баланс. Чрезмерность в поощрении активности ребенка и отсутствие каких бы то ни было ограничений приведет к появлению своеволия и неповиновения, «протестующей независимости». Средством, могущим пробудить инициативность, преодолеть чувство вины и скорректировать своеволие на данном этапе может выступить постановка четких целей.

 

Продолжение следует.

 

Автор — Concepture

Материал http://concepture.club/post/psihologicheskie-teorii-razvitija-cheloveka/lekcija-2-vosem-stupenej-na-puti-k-lichnosti-teorija-erika-eriksona-chast-1#

Фото Sarayut VistaCreate

0

Нравится: 0

0 422 0

Пожаловаться

Ваше сообщение

Статьи о психологии, психотерапии, психотерапевтах и личном опыте.

– Ясно
Автор: Катерина Герман, 17 мая

В мире несколько сотен направлений психотерапии, мы решили выделить основные — общепризнанные и проверенные временем — и составить по ним краткий гид. Мы попытались объять необъятное: уложить каждое направление в 500 знаков было непросто, но надеемся, нам удалось передать суть метода.

Автор: Павел Рыбаков, 28 марта

Мы реагируем на стресс мгновенно — и прежде всего с помощью тела. Почему в сложных ситуациях кто-то «бьет» или «бежит», а кто-то «замирает»? Как связаны наши телесные реакции и детский опыт? Разбираемся в тексте.

Автор: Мария Чершинцева, 27 марта

Мы склонны вычеркивать из памяти неприятные события, где столкнулись с отвержением, разочарованием, утратой или насилием — и когда нас просят о них рассказать, мы можем обнаружить, что едва ли помним, что было. Почему это происходит? Так работает вытеснение — одна из психологических защит, которая запускается в кризисных ситуациях.

Разбираемся, как оно устроено.

Автор: Антон Ольховик (под редакцией Тины Вахрамянц), 13 марта
Почему проблема одного члена семьи — это проблема всей семьи? Может ли ребенок заболеть из-за того, что родители плохо ладят? Почему семейная система может «сопротивляться» изменениям в вашей жизни? Отвечаем на эти вопросы с позиций системной семейной психотерапии.
Автор: Марина Волкова, 13 марта

Почему в ситуациях сильного стресса некоторые из нас делят мир на «черное» и «белое»? Какая психологическая защита за этим стоит?

Автор: Марина Волкова, 2 февраля

Измену принято осуждать и трудно принять — но можно понять, что заставляет человека искать отношения на стороне. Изменяя, мы бессознательно пытаемся сформировать треугольник отношений, который будет более устойчив, чем отношения в диаде. И в этом смысле измена — способ сохранять отношения с партнером, ничего в них не меняя, избегая открытой конфронтации и признания того, что отношения проходят через кризис.

Разбираемся, как именно происходят эти процессы.

Автор: Марина Волкова, 31 января

Секс показывает потребность людей друг в друге, отражает и обеспечивает динамику отношений в паре. Через секс происходит сонастройка партнеров друг на друга. Через секс мы что-то делаем с другим и с самими собой.

Есть понятная, физиологическая сторона секса, а есть символическая. Сложности в сексе или его отсутствие — своего рода симптом, феномен, часть психической реальности человека. Чем может быть секс для нас? Витальной силой, с помощью которой мы переживаем глубину и подлинность жизни, или способом избежать эмоционального контакта? Возможностью разместить агрессию или направить ее на себя?

Далее →

Самое популярное 🔥
  • Как понять, что пора идти к психотерапевту? 279 878 просмотров
  • 10 лучших фильмов (и сериалов) о психотерапии 174 519 просмотров
  • 9 главных запросов, с которыми обращаются к психотерапевту 97 146 просмотров
  • Как устроены абьюзивные отношения? И почему из них так сложно выбраться? 84 833 просмотра
  • Поговорим об отношениях 77 437 просмотров
  • 10 лучших youtube-лекций по психотерапии 65 869 просмотров
  • В чем разница между психологом, психиатром и психотерапевтом? 63 156 просмотров
  • 10 главных психологических защит 58 064 просмотра
  • Как долго надо ходить к психотерапевту? 51 964 просмотра
  • Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический 46 603 просмотра

8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

Эриксон утверждал, что личность развивается в предопределенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.

Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).

Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Этап Психосоциальный кризис Основная Добродетель Возраст
1. Доверие против недоверия Надежда 0 – 1½
2. Автономия против стыда Воля 1½ – 3
3. Инициатива против Вины Назначение 3 – 5
4. Трудолюбие против неполноценности Компетенция 5 – 12
5. Идентичность и путаница ролей Верность 12 – 18
6. Близость против изоляции Любовь 18 – 40
7. Генерация против стагнации Уход 40 – 65
8. Целостность эго против отчаяния Мудрость 65+

Содержимое

1. Доверие против недоверия

Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.

Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.

Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.

Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.

Успех и неудача на первом этапе

Успех на этом этапе приведет к добродетели надежда . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.

Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.

2. Автономия против стыда и сомнения

Автономия в противовес стыду и сомнению — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.

Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.

Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.

Что происходит на этом этапе?

Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.

Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т. д.

Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.

Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.

От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).

Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Гросс, 19 лет).92).

3. Инициатива против вины

Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.

Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».

В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.

Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.

И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.

Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, то у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».

Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.

Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, возникает в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его определенным навыкам.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и у него начинает развиваться чувство гордости за свои достижения.

Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.

Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .

5. Идентичность и путаница ролей

Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность и смешение ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.

Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 1963, с. 245).

Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.

Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.

Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .

Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.

В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.

В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).

Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.

6. Близость или изоляция

Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.

На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.

Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.

Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .

7. Генерация против стагнации

Генерация против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).

С психологической точки зрения, генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .

8. Целостность эго против отчаяния

Целостность эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.

Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.

Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).

По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.

Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.

Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.

Критическая оценка

Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).

Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, они теперь считаются активными и важными периодами личностного роста.

Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.

Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.

Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор человеческого социального и эмоционального развития, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.

Тем не менее, Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.

Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.

Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).

Эриксон против Маслоу

 Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона? 
Маслоу Эриксон
Маслоу предложил ряд мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени.
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические.
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает в себя преодоление психосоциального кризиса.
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов.

Сводка

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают:

Доверие против недоверия

Эта стадия начинается с рождения и длится примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.

Отсутствие этого приведет к недоверию.

Автономия против стыда и сомнения

Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнений.

Инициатива против вины

Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет. Ребенок начинает утверждать контроль и власть над своим окружением, планируя действия, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями.

Успех на этом этапе ведет к целеустремленности.

Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка.

Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.

Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача — к ощущению неполноценности.

Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.

Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.

По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной личности и развития чувства направления в жизни.

Близость против изоляции

Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте примерно от 19 до 40 лет.

В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех ведет к крепким отношениям, а неудача приводит к одиночеству и изоляции.

Генеративность против стагнации

Эта стадия происходит в середине взрослой жизни в возрасте примерно от 40 до 65 лет.

Люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Целостность эго против отчаяния

Этот этап наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворенности и счастья своей жизнью, либо к ощущению глубокого чувства сожаления.

Успех на этом этапе вызывает чувство мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.

Ссылки

Пчела, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.

Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный университет
Press

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.

МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5(2), 100.

Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52(5) , 509.

Дополнительная информация

Эриксон – почему он был важен? Статья о психосоциальных стадиях

Психосоциальное развитие от колледжа до среднего возраста: 34-летнее последовательное исследование

Связь целостности Эго и отчаяния с чертами личности и психическим здоровьем

Психосексуальные стадии развития (Фрейд)

Стадии психосоциального развития Эриксона простым языком

Стадии развития Эриксона названы в честь психолога, специализирующегося на детском психоанализе. На каждом этапе мы сталкиваемся с кризисом. Решая ее, мы развиваем психологические силы, которые помогают нам стать уверенными и здоровыми людьми.

Имя Эрика Эриксона можно заметить снова и снова в журналах для родителей, которые вы просматриваете. Он был наиболее известен своей теорией психосоциального развития.

Психосоциальное развитие — это просто причудливая фраза, которая относится к тому, как индивидуальные потребности человека (психо) сочетаются с потребностями или требованиями общества (социальными).

Теория психосоциального развития Эриксона дает нам возможность рассматривать развитие человека на протяжении всей жизни. Но, как и у всех теорий, у нее есть свои ограничения: Эриксон не описывает точно, как разрешаются конфликты. Он также не подробно описывает, как вы переходите от одного этапа к другому.

Несмотря на это, когда вы читаете восемь этапов ниже, вы можете кивать в знак согласия, узнавая себя или своего ребенка.

От рождения до 12–18 месяцев

Первая стадия теории Эриксона начинается с рождения и продолжается до достижения ребенком первого дня рождения и немного дольше.

Вы, наверное, замечали, что ваш малыш полностью зависит от вас во всем: в еде, тепле, комфорте. Будьте рядом со своим малышом, даря ему не только физическую заботу, но и много любви — не нужно сдерживать объятия.

Удовлетворяя эти основные потребности, вы учите их тому, что они могут на вас положиться. Это создает в них психологическую силу доверия. Чувствуя себя в безопасности, ваш ребенок будет готов познавать мир.

Что происходит, когда вы ошибаетесь? Может быть, вы кричите время от времени. Или вы не хотите читать очередную сказку на ночь. Не волнуйтесь: Эриксон признает, что мы всего лишь люди.

Ни один младенец не растет в идеальном мире. Периодическая турбулентность вызывает у вашего ребенка легкую настороженность. При этом, когда они будут готовы познать мир, они будут следить за препятствиями.

Но что происходит, когда родители постоянно непредсказуемы и ненадежны? Дети, чьи потребности не удовлетворены, будут смотреть на мир с тревогой, страхом и недоверием.

От 18 месяцев до 3 лет

Вы понимаете, что достигли этого рубежа, когда ваш малыш начинает отстаивать свою независимость. Они понимают, что могут делать некоторые вещи сами — и настаивают на этих вещах.

Совет от профессионала: вместо того, чтобы беспокоиться о том, что детский сад поставит под сомнение вашу способность быть родителем из-за того, что ваш малыш носит обувь не на той ноге — после того, как наденет ее на себя — будьте мудры и отпустите его вот так.

На этом этапе у вашего малыша уже есть предпочтения в еде. Так что пусть сами выбирают закуски. Или пусть сами выбирают, какую рубашку надеть. (Совет по выживанию: дайте им две рубашки на выбор.) Конечно, бывают случаи, когда их одежда просто не подходит друг другу. Улыбайтесь и терпите, потому что предоставление им свободы выбора означает помощь в повышении их самооценки.

Еще одна важная новость: ваш малыш готов к приучению к туалету. Умение контролировать свои телесные функции дает им чувство независимости или автономии.

Дети, успешно прошедшие этот этап, будут верить в себя и чувствовать себя уверенно в своих способностях. По словам Эриксона, дети, которым не дают возможности самоутвердиться (в установленных вами пределах), будут бороться с чувством неадекватности и неуверенностью в себе.

От 3 до 5 лет

Это дошкольный возраст. Когда ваш ребенок общается и играет с другими людьми, он узнает, что может проявлять инициативу и контролировать происходящее.

Вы можете поощрять ребенка планировать, достигать целей и брать на себя ответственность, обеспечив ему множество возможностей для взаимодействия с другими людьми. Позвольте им исследовать мир в установленных вами пределах. Отведите их в гости к пожилым людям и раздайте шоколадки. Устройте для них встречи со сверстниками.

И не забывайте, что вы тоже можете быть товарищем по играм. Дайте ребенку возможность руководить шоу, позволив ему быть учителем, врачом или продавцом, а вы будете играть роль студента, пациента или покупателя.

Вот когда ваш ребенок начинает задавать бесконечные вопросы. Иногда ваш миниатюрный философ будет задаваться вопросом, куда деваются собаки после того, как они умерли, когда вы только что устроились, чтобы посмотреть шоу, которое вы пропустили, потому что вы взяли их на второе игровое свидание. Вдохните. Отвечая на эти вопросы с неподдельным интересом, вы вкладываете деньги в позитивную самооценку вашего ребенка.

Этот этап — это нечто большее, чем просто командование. Благодаря как социальному взаимодействию с другими людьми, так и игре, ваш ребенок развивает уверенность в себе и учится получать удовольствие от целеустремленности.

Однако, если родители контролируют или не поддерживают своего ребенка при принятии решений, ребенок может быть не в состоянии проявить инициативу, ему может не хватать амбиций, и он может испытывать чувство вины. Непреодолимое чувство вины может помешать ребенку взаимодействовать с другими и сдерживать его творчество.

От 5 до 12 лет

Ваш ребенок пошел в начальную школу. Здесь они приобретают новые навыки. Здесь также расширяется их круг влияния.

У вашего ребенка много учителей и сверстников. Они могут начать сравнивать себя с другими. Если они решат, что преуспевают в учебе, в спорте, в искусстве или в обществе, у вашего ребенка разовьется чувство гордости и достижений. (Осторожно: они также будут сравнивать свою семью с другими семьями.)

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в одной области, поищите другую область, в которой он может проявить себя. Помогите своему ребенку развить свои сильные стороны в областях, в которых у него есть природный талант.

Они могут не быть гением математики, но, возможно, умеют рисовать или петь. Они естественно терпеливы с младшими детьми? Позвольте им помочь с заботой о своих братьях и сестрах.

Когда ваш ребенок добьется успеха, он почувствует себя трудолюбивым и поверит, что может ставить цели и достигать их. Однако, если у детей повторяется негативный опыт дома или они чувствуют, что общество слишком требовательно, у них может развиться чувство неполноценности.

От 12 до 18 лет

Подростковый возраст. Это ваш шанс обновить навыки глубокого дыхания, которые вы развили, когда ваш ребенок был еще маленьким.

На этом этапе психосоциального развития ваш ребенок сталкивается с проблемой развития чувства собственного достоинства. Они формируют свою идентичность, исследуя свои убеждения, цели и ценности.

На вопросы, с которыми они сталкиваются, нелегко ответить: «Кто я?», «Кем я хочу работать?», «Как я вписываюсь в общество?» Добавьте ко всей этой неразберихе вопрос «Что происходит с моим телом?» и вы, вероятно, помните смятение, которое вы чувствовали в подростковом возрасте. На пути к себе большинство подростков исследуют разные роли и идеи.

Как вы можете помочь своему подростку успешно разрешить этот психосоциальный конфликт?

Хотя Эриксон не совсем ясен, знайте, что поддержка и подкрепление, которые вы даете своему ребенку, жизненно важны для формирования его личности. Кроме того, опыт и социальные взаимодействия вашего ребенка формируют его поведение и идеалы.

Подростки, успешно пережившие этот кризис, уйдут с сильным чувством идентичности. Они смогут отстаивать эти ценности, несмотря на проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущем.

Но когда подростки не ищут себя, у них может не развиться сильное чувство собственного достоинства и не будет ясного представления о своем будущем. Такое же замешательство может возникнуть, если вы, как их родитель, попытаетесь заставить их соответствовать вашим собственным ценностям и убеждениям.

От 18 до 40 лет

Здесь вы, вероятно, начинаете кивать, узнавая себя. Помните, мы говорили, что каждый этап строится на следующем? Люди с сильным чувством идентичности теперь готовы делиться своей жизнью с другими.

Сейчас самое время вложиться в обязательства перед другими. Психосоциальная проблема сейчас, по словам Эриксона, состоит в том, чтобы построить долгосрочные любовные отношения, в которых чувствуешь себя в безопасности.

Когда люди успешно завершают этот этап, они уходят с безопасными отношениями, наполненными преданностью и любовью.

Согласно этой теории, люди, которым не удалось успешно пройти предыдущий этап и у которых нет сильного чувства идентичности, как правило, не могут строить серьезные отношения.

Им не хватает безопасности и тепла любовных отношений, они чаще испытывают одиночество и депрессию.

Связано: Как распознать и преодолеть проблемы с обязательствами

От 40 до 65 лет

Эта седьмая стадия характеризуется потребностью давать другим. На домашнем фронте это означает воспитание детей. Это также может означать участие в общественных благотворительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на улучшение общества.

На рабочем месте люди стремятся преуспевать и быть продуктивными. Не расстраивайтесь, если вы не можете найти время, чтобы все это уместить — возможно, вам просто придется немного подождать, пока маленькие люди в вашем доме перестанут быть такими требовательными.

Люди, успешно завершившие этот этап, получают удовлетворение от осознания того, что вы нужны. Они чувствуют, что приносят пользу своим семьям, обществу и месту работы.

Однако без положительной обратной связи в этих областях люди могут столкнуться с застоем. Разочарованные тем, что они не могут создать семью, добиться успеха на работе или внести свой вклад в общество, они могут чувствовать себя оторванными от жизни. Они могут не чувствовать мотивации вкладывать средства в личный рост или в производительность.

Связано: Ваша продуктивность не определяет вашу ценность

Старше 65 лет

Это стадия размышлений. В позднем взрослом возрасте, когда темп жизни замедляется, люди оглядываются на свою жизнь, чтобы оценить, чего они достигли. Люди, которые гордятся тем, что они сделали, испытывают искреннее удовлетворение.

Однако люди, не завершившие предыдущие этапы, могут испытывать чувство потери и сожаления. Если они считают свою жизнь непродуктивной, они становятся неудовлетворенными и впадают в депрессию.

Интересно, что эта последняя стадия, по словам Эриксона, является одной из фаз. Люди часто чередуют чувства удовлетворения и сожаления. Оглядываясь назад на жизнь, чтобы получить ощущение завершения, это может помочь встретить смерть без страха.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Стадия Конфликт Возраст Желаемый результат
1 Достоп.0020
2 Автономия против стыда и сомнения от 18 месяцев до 3 лет Чувство независимости приводит к убеждению в себе и своих способностях
3 Инициатива против вины 3 до 5 годов против вины 3 до 5 лет. Уверенность в себе; способность проявлять инициативу и принимать решения
4 трудолюбие или неполноценность от 5 до 12 лет чувство гордости и достижения
5 Идентичность или путаница 12–18 лет Сильное чувство идентичности; Четкая картина вашего будущего
6 Интимность против изоляции с 18 до 40 лет Безопасные отношения, заполненные приверженностью и любовью
Genativity против STAGNATION 4025