Букич, Искусство манипуляции 02
Глава третья. Как наши чувства влияют на наши мысли? Людей можно разделить на визуалов. Это люди, которые отдают предпочтение зрению. Аудиалов. Те, кто предпочитает слушать. И киностетиков.
Таким людям нравится ощущать поверхность, температуру или форму предмета. И в зависимости от того, какое из ощущений мы предпочитаем, у нас вырабатывается тот или иной взгляд на мир. То есть, узнав, в какой группе людей относится наш собеседник, мы поймем, как он смотрит на мир.
Обычно люди, мыслящие образами, смотрят влево вверх, когда они что-то вспоминают, и вправо вверх, когда создают новые мысли. Когда человек вспоминает звуки, он смотрит влево, когда он придумывает новые звуки, вправо. Вспоминая физические ощущения, человек смотрит вправо вниз, а когда человек мысленно говорит сам собой и решает логические проблемы, он смотрит вниз влево.
Чтобы потренироваться, задайте человеку наводящие вопросы.
Если он визуал, то намного чаще будет использовать слова «видел», «посмотрел», «покажи» и тому подобное. У аудиала это говорить, слушать, кричать и т. д. У киноэстетика – касаться, чувствовать или сжимать. а дигитальные люди часто употребляют слова думать помнить или понимать в книге приведено намного больше слов и выяснив какому типу относится человек вы можете присоединиться к нему употребляя слова из той же системы например у визуала вы можете спросить не видит ли он дополнительные возможности у аудиала не хочет ли он выслушать аргументы а у кинэстетика не чувствует ли он что пора завершить сделку обратите внимание и на темп речи человека. У визуала темп быстрый, у киноэстетика медленный, а у аудиала находится где-то посередине.
Когда вы будете проводить презентацию, вам нужно будет не только рассказать о своем продукте, но и проиллюстрировать ваши слова картинками. Также раздайте людям брошюры или листовки, чтобы они могли подержать их в руках и лучше понять содержание вашей речи. Так вы сразу создадите рапорт со всеми людьми.
Глава четвертая, как распознать противоречивые сигналы. Чтобы понять, врет вам человек или нет, нужно следить за сигналами, которые отображаются на его лице или жестах, и правильно их истолковывать.
Сейчас мы рассмотрим некоторые сигналы, которые могут сказать нам, что человек лжет, но они не являются стопроцентной гарантией этого, поэтому всегда обращайте внимание на контекст, и старайтесь не делать поспешных выводов. Когда человек лжет, он волнуется, поэтому зрачки у него будет расширяться. При моргании, его глаза обычно дольше остаются закрытыми, чем у честного человека, таким образом он пытается спрятаться.
Направление глаз поможет вам узнать, вспоминает человек то, что с ним случилось, или придумывает что-то на ходу. При этом, если он проговорит эту мысль себе заранее, он сможет спокойно повторить ее, глядя вам в глаза. Человек, который врет, часто касается своего лица. Поэтому, если он чешет нос после своих слов, постоянно поправляет очки, дергает замочку уха или прикрывает рот, то он, скорее всего, врёт.
Тон голоса у человека тоже может поменяться. Его голос автоматически станет тоньше и громче, а говорить он будет быстрее обычного. В его речи могут появляться паузы, там, где их быть не должно. Таким образом люди пытаются выиграть время. Ещё он старается выстроить свои предложения такими длинными, чтобы говорил только он, так как врун боится, что его прервут и выведут на чистую воду.
Другие же, наоборот, говорят слишком короткими предложениями. Если вы заметили, что человек повторяется снова и снова, или ходит вокруг да около, не отвечая на вопрос прямо, это тоже явный признак обмана. Например, если он раз за разом говорит «Я весь вечер был один, смотрел телевизор, затем лег спать», вы можете спросить «А что ты смотрел?».
В этот момент вы сразу увидите, как появится пауза, так как человеку нужно время, чтобы придумать ответ. Человек, говорящий неправду, часто начинает свою речь с фразы «Ты мне не поверишь, но…» или «Знаю, это звучит невероятно, но…» Таким образом, он старается придать своим словам достоверность.
Также в его речи появляются слова-паразиты, с помощью которых он тянет время. В общем, если вы видите кардинальные изменения речи собеседника, значит он что-то темнит.
Глава 5. Методы скрытого манипулирования. Самый простой способ заставить человека подумать о чем-то, это запретить ему думать об этом. Все вы наверняка знаете фразу «Не думай о розовом слоне». В этом случае, когда мы говорим «что-то не делать», нам хочется этого. Например, говоря ребёнку «не качайся на стуле», вы одновременно подталкиваете его делать это, так как он будет представлять в голове, как это качаться на нём, и он вообразит, как это здорово. И каждый раз при виде стула, у него появится желание снова это сделать.
Или когда у человека, который завязался алкоголем спросить «Ты ведь больше не выпиваешь?», или сказать «Не пей больше». он и сам не заметит, как рука потянется к бутылке. Поэтому вместо того, чтобы просить кого-то не делать что-либо, скажите прямо, что вы хотите, чтобы он сделал. Так гораздо больше шансов получить желаемый результат.
Глава шестая. Как вызывать эмоции. Все люди в своей жизни сталкиваются с якорением. Например, если вы несколько раз затеяли ссору с девушкой в кровати, то в будущем, ложась в кровать, вы сразу начнете испытывать раздражение и злость. Так как кровать будет связана с негативными эмоциями. Но это также может быть какой-то вкус, запах или песенка. Или если вы обнимаете ребенка только тогда, когда ему грустно, впоследствии он свяжет объятия и грусть вместе.
Когда человек будет в хорошем настроении, используйте какой-нибудь якорь. Слово, изображение, запах или вкус. Для того, чтобы впоследствии поднимать человеку настроение, используя его. Или задействуйте сразу несколько якорей. Их можно закрепить даже для самого себя, чтобы вызывать приятные эмоции, когда это необходимо.
Так, если вы продавец машин, сперва вы можете рассказать клиенту анекдот, где можете сделать акцент на слове «хороший». А затем, показав ему какую-либо машину, сказать «я уверен, что это хороший выбор». И клиенту сразу станет хорошо, так как он включит нужную вам эмоцию.
Вы можете закрепить якорь, когда человек смотрит комедию. Но закреплять его вам нужно на самом пике, когда человек испытывает максимальные эмоции, то есть хохочет.
Ну и в конце вы можете удивить людей. Например, скажите девушке, чтобы она представила своего бойфренда. Затем вспомнила, как звучит голос бывшего. А потом представила, как обнимает своего любимого актера и какие чувства при этом испытывает.
Затем скажите, чтобы она подумала об одном из этих парней. И по глазам вы поймете, о ком она думает. В книге приведена еще пара фокусов. А на этом книга подошла к концу.
Подписывайся на канал, ставь лайк, нажимай на колокольчик и оставляй в комментариях свое мнение о данной книге.
Пока!
Читать онлайн «Полный курс НЛП», Л. Майкл Холл – Литрес, страница 3
Предикаты
Для вашего удобства я привожу подробный список предикатов. Несколько месяцев я составлял этот список при помощи текстового редактора во время подготовки к проповеди. Этим я преследовал две цели. Во-первых, я хотел увеличить свой словарный запас. Во-вторых, я хотел убедиться в том, что в своих высказываниях использую все три репрезентативные системы. Если вы желаете включить собеседников в свой разговор, вам нужен словарь, который содержит слова-предикаты всех трех репрезентативных систем.
Визуальные предикаты
Блестящий
Бросить взгляд
Вглядываться
Видеть
Визуализировать
Внешний вид
Воображать
Всматриваться
Выглядеть
Выставлять
Выявлять
Графический
Демонстрировать
Замечать
Излучать
Изображать
Исчезать
Казаться
Колоритный
Любоваться
Маскироваться
Мелькать
Мерцать
Мигать
Мрачный
Наблюдать
Обнаружить
Освещать
Осматривать
Отражать
Показывать
Предвидеть
Представлять
Привлекательный
Просматривать
Прятать
Разглядывать
Ракурс
Раскрывать
Рассвет
Рассматривать
Сверкать
Светиться
Следить
Смазанный
Смотреть
Смутный
Таращиться
Темный
Туманный
Тусклый
Фокусироваться
Яркий
Ясный
Аудиальные предикаты
Аплодировать
Бесшумно
Болтать
Бормотать
Булькать
Вздыхать
Визжать
Вопить
Вопрошать
Ворчать
Восклицать
Высказываться
Гармонировать
Глухой
Говорить
Громко
Декламировать
Делать созвучным
Дискуссия
Жаловаться
Заикаться
Звать
Звонкий
Звучать
Кричать
Мелодичный
Называть
Намек
Неслышный
Обсуждать
Объявлять
Объяснять
Осведомляться
Отвечать
Отзываться
Переводить
Петь
Поддакивать
Предложение
Произносить
Пронзительный
Просить
Рассказывать
Резонанс
Рычать
Слушать
Слышать
Спорить
Спрашивать
Тихо
Тишина
Упоминать
Хмыкать
Шумный
Кинестетические предикаты
Бежать
Бесчувственный
Бить
Бороться
Весить
Волнующий
Впечатлять
Давление
Движение
Держать
Драка
Дрожать
Жесткий
Жирный
Застенчивый
Комфортный
Крошиться
Крутить
Ласковый
Мыть
Мягкий
Набитый
Настроение
Неподвижный
Нести
Обремененный
Оживить
Подпрыгивать
Прочный
Прыжок
Работа
Разбивать
Раздражать
Ранить
Расстраивать
Сгибать
Сила
Склоняться
Смешивать
Спокойный
Страдать
Твердый
Теплый
Тереть
Топтать
Торопиться
Трогать
Трясущийся
Тянуть
Увлекать
Удобный
Ускользать
Ущипнуть
Хватать
Царапать
Чистить
Чувствовать
Обонятельные/вкусовые предикаты
Аромат
Вкус
Горький
Душистый
Дымный
Едкий
Запах
Затхлый
Кислый
Острый
Привкус
Свежий
Сладкий
Соленый
Неопределенные предикаты
Быть осведомленным
Верить
Вопрос
Думать
Знать
Легкомысленный
Меняться
Мотивировать
Бессмысленный
Обрабатывать
Опыт
Осознать
Отмечать
Понимать
Понятный
Постигать
Принимать во внимание
Размышлять
Решать
Смысл
Сознательный
Считать
Учиться
Хороший
Предикатные фразы
[6]Визуальные
Без тени сомнения
Бросить взгляд
В облике
В свете
Взгляд с высоты птичьего полета
Внутренний взор
Восхитительное зрелище
Вставать перед глазами
Глаза в глаза
Мне кажется
Нарисовать картину
Невооруженный взгляд
Недальновидный
Перед мысленным взором
Показывать в выгодном свете
Получить представление
Приготовить декорации
Присматривать за кем-либо
С точки зрения
Смотреть в никуда
Смотреть в перспективе
Смутная идея
Туманная мысль
Увидеть мельком
Узкий кругозор
Хорошенькая, как картинка
Хорошо различимый
Ясная точка зрения
Ясно видно
Ясный путь
Аудиальные
Быть услышанным
Выражать себя
Громко и ясно
Дай мне аудиенцию
Дать отчет об
Детальный рассказ
Звонить во все колокола
Звонить по телефону
Изложи твои намерения
Лишиться дара речи
Манера речи
Мурлычет как котенок
Обращать внимание на
Озвучить мнение
Основной докладчик
Писать музыку
По правде говоря
Поговорить по-мужски
Превратиться в слух
Придержи язык
Сделать выговор
Сила языка
Скрытое послание
Слово за слово
Услышанный голос
Уста сплетника
Ясно выраженный
Кинестетические
Активное участие
Быть усталым
Вступить в контакт
Выскочило из головы
Горячая голова
Держаться, сдерживаться
Достучаться
Жаркий спор
Изменить к лучшему
Ловкий делец
Надоедливый человек
Начать сначала
Острый, как гвоздь
Парить в воздухе
Перебивать
Поджать губы
Понять что-либо
Прийти к пониманию
Проскользнуть
Прочная основа
Раскрыть карты
Рука об руку
Сводиться к чему-либо
Сохранять спокойствие
Тревожный момент
Улавливать что-либо
Уловить смысл
Упорствовать
Управлять собой
Установить взаимоотношения
Установить контакт
Ухватиться за что-либо
Шиворот-навыворот
Дигитальные
Выяснить ситуацию
Не принимать в расчет
Получить отчет
Практический результат
Служить фактором
Упражнение на присоединение к предикатам
Это упражнение нужно выполнять втроем. Распределите роли участников «A», «Б» и «В». «A» выступает в роли оператора, «Б» – в роли испытуемого или клиента, а «В» – в роли советника или металичности.
1. «Б» покидает комнату и подготавливает монолог по какому-нибудь актуальному для себя вопросу на две-три минуты. Сделайте этот первый монолог позитивным.
2. Когда «Б» возвращается, он рассказывает монолог «A». «A» отвечает «Б», используя те типы предикатов (визуальные, аудиальные, кинестетические), которые использовал «Б».
3. В конце упражнения «Б» сообщает «A», насколько он преуспел в присоединении к предикатам. Сначала отметьте положительные результаты, указав на те случаи, когда присоединение к предикатам произошло. Потом отметьте, когда «A» не смог присоединиться к предикатам или пропустил их. «В» выступает в роли консультанта, соглашаясь или не соглашаясь с «Б».
4. Поменяйтесь ролями: «A» становится «Б», «Б» становится «A». Повторите упражнение еще раз, как описано выше.
Ключи глазного доступа
Принятая в НЛП модель понимания и изменения поведения использует репрезентативные системы в качестве основных строительных блоков в здании субъективности. Эти системы описывают процесс, посредством которого мы понимаем мир, создаем его репрезентацию и оперируем им. Весь человеческий опыт является результатом внешнего и внутреннего восприятия сенсорных данных. Чтобы использовать это понимание, мы должны развить у себя способность узнавать репрезентативные системы, используемые конкретным человеком. Удивительно, но
Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации. Мы можем обратить внимание на ключи глазного доступа. Движения глаз указывают нам на репрезентативную систему, к которой человек получает доступ в данный момент. Бэндлер и Гриндер сделали это открытие на раннем этапе развития НЛП. Они обратили внимание на то, что когда они задают определенные вопросы в аудитории, люди перед тем как ответить, смотрят в одном и том же направлении. На основе этих предварительных наблюдений Джон и Ричард разработали НЛП.
Как позднее отметил Вудсмолл (Woodsmall, 1990), они обнаружили, что «…осуществляемые людьми внутренние и внешние процессы коррелировали исдвижениями глаз, и с предикатами». В книге «Структура магии, том I и II» (Bandler & Grinder, 1975/1976) Бэндлер и Гриндер описали теорию репрезентативных систем, которая сейчас является основой НЛП. Однако первое описание паттернов глазного доступа появилось в их классической работе «Из лягушек – в принцы» (Band-ler & Grinder, 1979), публикация которой положила начало нынешней популярности НЛП. Так как движения глаз предоставляют нам нужную информацию, мы можем использовать их для установления раппорта.
Ключи глазного доступа – движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации).
Переживаемые людьми внутренние и внешние процессы коррелируют и с движениями глаз, и со словами-предикатами.
Вспомните, приходилось ли вам обращать внимание на движения глаз человека, когда он говорил или слушал. Эти движения глаз не случайны. Каждое движение глаз указывает на определенные процессы в нервной системе. Когда большинство правшей смотрят вверх и влево, они вспоминают увиденное ранее (визуальная обработка данных из памяти). Когда они смотрят вверх и вправо, они конструируют образ, собирая вместе его части, которые они могли никогда до этого не видеть.
Джон и Ричард обнаружили, что мы можем следить за латеральными движениями глаз человека и, таким образом, узнавать, когда человек передает визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентацию информации.
Движение глаз влево указывает на воспроизведение по памяти слов. Движение глаз вправо указывает на конструирование предложений. Если человек смотрит вниз и влево, он ведет внутренний диалог – обычно о важных ценностях и принципах. В данном случае наблюдается синестезия (комбинация, слияние) двух чувств человека: он говорит себе обозначающие чувства слова, касающиеся какого-то важного для него предмета. Когда человек смотрит вниз и вправо, он получает доступ к кинестетическим данным (ощущения) и эмоциям. Взгляд перед собой часто указывает на то, что человек создает картины; однако многие люди при этом ведут внутренний диалог.
Синестезия – «одновременное переживание» сенсорного опыта в двух или более модальностях, автоматическая связь одной репрезентативной системы с другой; например, синестезия V-K может предполагать восприятие слов или звуков как окрашенных в определенные цвета.
Движения глаз и направление взгляда не приводят к возникновению внутреннего опыта, а отражают обработку информации в нервной системе и указывают на нее. Однако из-за того, что мозг и нервная система интерактивно функционируют как целостная система, сознательное управление латеральными движениями глаз может помочь стимулировать соответствующую репрезентативную систему. Таким образом, когда я смотрю вверх и влево, я стимулирую ту часть мозга, которая хранит картины моего прошлого. Попросите члена вашей семьи вспомнить его первый велосипед и посмотрите за движением его глаз.
Вудсмолл (Woodsmall, 1990) написал следующее о научном обосновании ключей глазного доступа:
«Ученые обнаружили фундаментальный древний механизм в глубинах мозга, который физиологически связывает движения глаз и сенсорные воспоминания. Называемое “ретикулярной формацией”, это плотное скопление нейронов является сенсорным фильтром мозга, оно принимает решение о том, какие сообщения являются достаточно важными для того, чтобы послать их в сознание для внимательного изучения.
Нервы, контролирующие движения глаза (глазодвигательный, блоковый и отводящий), которые мы будем называть просто глазодвигательными нервами, берут начало в ретикулярной формации. Считается, что, когда глаз инстинктивно или преднамеренно движется к конкретному положению, ретикулярная формация активируется и посылает в мозг импульс, стимулирующий конкретное сенсомоторное воспоминание».
На схеме (рис. 1.2) показаны значения движений и положений глаз у большинства правшей. Как вы видите, на рисунке человек изображен лицом к вам, то есть с вашей точки зрения. Стрелки показывают то, что вы видите, если смотрите прямо на него. На рис. 1.3 приведена та же информация в сопоставлении с лингвистическими ключами для каждой из репрезентативных систем.
Рис. 1.2. Схема положений глаз (Young, 1999)
Рис. 1.3. Лингвистические ключи доступа (Young, 1999).
Схема не относится ко всем без исключения людям. У левшей и людей с зеркальной локализацией функций мозга могут наблюдаться обратные паттерны.
Верна ли схема для каждого человека? У левшей и людей с зеркальной локализацией функций при воспроизведении и конструировании будут наблюдаться обратные паттерны. У них визуальное и аудиальное воспроизведение происходит при взгляде вправо. Визуальное и аудиальное конструирование происходит при взгляде влево. Однако некоторые из них могут все же получать доступ к аудиально-дигитальной и кинестетической системам в соответствии со схемой, хотя и эти закономерности могут быть обратными.
Более того, у некоторых людей паттерны движения глаз выражены не так сильно, как нарисовано на схеме. У них отмечаются более тонкие движения. Вданном случае для того, чтобы заметить изменение положения глаз, нужно наблюдать гораздо внимательнее. Когда вы смотрите за глазами, внимательно слушайте слова-предикаты. Они дадут вам дополнительную информацию об обработке/репрезентации данного человека. Когда вы «составите карту» глазодвигательных паттернов какого-нибудь человека, вы обнаружите, что он имеет склонность к их регулярному и последовательному использованию.
Какое отношение это имеет к раппорту? Непосредственное. Когда глаза человека движутся вверх, вы можете с большой долей вероятности предположить, что он рассматривает внутренние картины. Таким образом, если вы обратитесь к нему при помощи визуальных слов, вы окажетесь настроенным на него. В своих наблюдениях обратите внимание на то, что многие люди перед тем, как начать говорить, помещают глаза на «исходную позицию». При этом даже до того, как они начнут говорить, вы получите очень хороший шанс узнать репрезентативную систему, которую они будут использовать!
Недавно я (Б. Б.) пытался установить раппорт с клиенткой. Ее глаза и лицо были направлены вниз и влево. Поэтому я спросил: «Раз уж вы думаете о том, о чем мы говорили, можно поинтересоваться, к какому выводу вы склоняетесь?» Это высказывание так сильно соответствовало ее внутреннему состоянию, что позволило мне достичь продолжительного раппорта и помогло ей осознать свой внутренний диалог.
Позаботьтесь о том, чтобы использовать этот метод осмотрительно. Избегайте пристальных взглядов. Большинству людей не понравится, если вы начнете таращиться на них. Пока что для развития навыка используйте телевизионные ток-шоу. Так как «глаза – зеркало души», мы теперь можем творчески использовать эту идею для развития наших коммуникативных навыков.
Знание ключей глазного доступа может оказать нам еще бо́льшую помощь при установлении и поддержании раппорта, если мы будем использовать их с целью определить, когда можно говорить, а когда следует помолчать. Так как предикаты информируют нас о том, какую систему использует и осознает человек, мы называем ее «ведущей системой».
Ведущая система
Ключи доступа информируют нас о том, какую репрезентативную систему использует человек для воспроизведения информации. Наша ведущая система и наша основная репрезентативная система часто не совпадают.
Наша ведущая система и наша основная репрезентативная система часто не совпадают. Предположим, я задаю вопрос: «Как вас зовут?» – и ваши глаза движутся вниз и влево. Это наводит на мысль, что ваша ведущая система – аудиально-дигитальная. Я также знаю, что когда ваш взгляд направлен вниз и влево, вы не будете ни слушать, ни обрабатывать внутреннюю информацию. На эту миллисекунду, или минуту, я должен буду остановиться, замолчать и дать вам время для усвоения информации. После того как мы поделились информацией, человеку необходимо ее обработать. Он должен «уйти в себя» и внутренне осмыслить полученные сведения. Он может поднять глаза и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально-дигитальную систему или использовать кинестетические ощущения. Чтобы поддержать раппорт, вам стоит сделать паузу и дать ему время для обработки информации.
Если вы не сделаете этого и продолжите говорить, в то время как человек получает доступ к информации, вы можете благополучно потерять раппорт. Втот период времени, когда человек «уходит в себя», он не слышит и не может слышать вас. К чему приведет постоянное прерывание мыслительных процессов другого человека? Это помешает вам даже установить раппорт, так как не позволит человеку завершить свои мысли. Итак, наблюдайте за движениями глаз. Когда движения глаз человека указывают на то, что он получает доступ к информации посредством своей ведущей системы, дайте ему время на обработку данных.
Возможные отклонения (Young, 1999)
● Глаза движутся в сторону, обратную той, что указана на схеме: возможное латеральное обращение. Может быть, человек – левша?
● Глаза последовательно движутся сначала в одну точку, а затем в другие: человек получает доступ к ведущей системе для того, чтобы сделать то, что вы просите.
● Глаза никогда не занимают какое-то конкретное положение: возможно, у человека заблокированы системы V, А или К, и, таким образом, он избегает этого положения.
● Глаза принимают нетипичные положения; например, человек смотрит вверх и говорит: «Я чувствую, что…». Возможно, это паттерн синестезии.
● Глаза неподвижны: кажется, что они вообще не двигаются. Если они на самом деле совсем неподвижны, значит, человек получил непосредственный доступ к информации. В поиске нет необходимости, как, например, в случае, когда человека спрашивают, как его зовут.
● Люди могут не расслышать или не понять, что вы сказали: они сбиты с толку. Они могут находиться «в трансе» – это значит, что они заняты другими мыслями.
● Глаза движутся взад и вперед, например, влево и вправо: возможно, человек что-то ищет, или высматривает, или сравнивает два изображения.
● Глаза постоянно занимают несоответствующие положения: возможно, человек только что классифицировал предметы другим способом и привыкает к другому стилю функционирования. Возможно, у человека нервное истощение.
● Глаза, по-видимому, движутся во всех направлениях: это может указывать на замешательство или возбужденное внутреннее состояние. Возможно также, что человек определяет, куда поместить различные классы информации в терминах VАК.
Упражнение: составление карты паттернов глазного доступа
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа
Чтобы облегчить составление карты паттернов глазного доступа, используйте приведенные ниже вопросы. Задавая их, удостоверьтесь в том, что вы смотрите на человека, карту паттернов которого составляете. Если вы будете читать вопросы, его глаза изменят положение, прежде чем вы успеете посмотреть на них! Данный метод работает лучше всего, если задавать вопросы в процессе разговора. Тогда человек не будет заниматься самоанализом и попытается «увидеть» свой ответ! Если вы будете отвечать на вопросы этого упражнения, просто позвольте себе отвечать свободно и спонтанно, не обращая внимания на движения своих глаз. Самосознание (рефлексивное осознание) вносит путаницу, так как второй мыслью человека будет: «Позвольте мне визуально вспомнить, как двигались мои глаза!». Итак, просто расслабьтесь и отвечайте естественно и непринужденно.
Питер Янг (Young, 1999) отмечает:
«Используемые вами слова влияют на внутреннюю обработку информации другим человеком; прежде всего они влияют на то, какие мысленные операции будет выполнять человек. Если вы хотите, чтобы он использовал конкретную репрезентативную систему, ваш язык должен четко указывать на это».
И наоборот, если вы хотите узнать, как люди обрабатывают информацию в левой половине своего мозга, используйте несенсорный язык. Если вы говорите: «Вспомни то время, когда…», – вы оставляете человеку право решать, при помощи какого способа это сделать. Таким образом, он может еще раз увидеть конкретную обстановку, услышать чей-то голос, ощутить знакомое чувство, связанное с этим событием, или ощутить конкретный вкус или запах, которые у него навсегда ассоциированы с тем временем.
Предупреждение. Иногда, задавая вопросы о прошлых переживаниях, вы можете получить немедленные кинестетические ответы, так как старые воспоминания могут быть связаны с причиняющими боль чувствами. Предположим, человек, будучи ребенком, получил тяжелую травму в своей спальне, а вы задали вопрос: «Какого цвета были стены твоей детской спальни?» Не ожидайте в этот момент паттерна движений глаз, соответствующего визуальному припоминанию. Вы немедленно получите кинестетический ответ и другую сенсорную обратную связь, такую как покраснение лица и наполненные слезами глаза. Когда такое происходит, я (Б. Б.) иногда говорю клиенту: «С этим воспоминанием у вас связаны некоторые эмоции, не так ли?» Это может поддержать и усилить раппорт.
Vr: Визуальное припоминание. Припоминание образа или картины. Вообразите цвет, который вам нравился больше всего, когда вы были ребенком. Представьте цвет стен вашей спальни в то время. Представьте, во что вы были одеты вчера.
Vc: Визуальное конструирование. Выдумывание картин, которых вы никогда не видели. Представьте ваш автомобиль покрашенным в зеленый цвет с желтыми точками. Представьте себя с волосами, выкрашенными в красный цвет. Представьте светофор с зеленым фонарем вверху и красным внизу.
Ar: Аудиальное припоминание. Припоминание слышанных когда-то в прошлом звуков или голосов. Услышьте вашу любимую песню. Как она звучит? Услышьте еще раз мое последнее высказывание. Услышьте звук прибоя на берегу океана.
Аc: Аудиальное конструирование. Создание и выдумывание новых звуков. Назовите седьмое слово в песне «Ночь перед рождеством». Услышьте меня, говорящего голосом Дональда Дака. Услышьте звук, который производит падение в воду большой скалы.
Примечание. Когда вы составляете карту на основе этих вопросов, внимательно наблюдайте за человеком, потому что он может сначала осуществить аудиальное воспроизведение «звучания звуков», а уже потом конструировать, как будет звучать ваш голос при подражании Дональду Даку.
К: Кинестетика. Чувства, ощущения, эмоции. Почувствуйте ваши ощущения, когда вы проводите рукой по густому меху. Почувствуйте, что вы испытываете по отношению к любимому человеку. Почувствуйте ощущения при нырянии в очень холодную реку или бассейн.
Аd: Аудиально-дигитальная система. Внутренняя беседа, диалог, общение с самим собой. Погрузитесь в себя и повторите варианты, которые вы рассматривали при принятии последнего важного решения. Прочитайте про себя ваше любимое стихотворение. Расскажите себе о том, чего вам по-настоящему хочется достигнуть в жизни.
Почему люди склонны смотреть влево или вправо, вверх или вниз, когда пытаются вспомнить что-то или событие? | Notes and Queries
Почему люди склонны смотреть влево или вправо, вверх или вниз, когда пытаются вспомнить что-то или событие? | Примечания и вопросы | Guardian.co.uk
| NOOKS AND CRANNYS Почему люди склонны смотреть влево или вправо, вверх или вниз, когда пытаются вспомнить что-то или событие?
|
guardian. co.uk © Guardian News and Media Limited 2011
Больше, чем кажется на первый взгляд
Отвращение к глазам или преднамеренное прерывание зрительного контакта во время заикания — это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Это гораздо больше, чем просто поведение. Чтобы полностью понять отвращение глаз, важно изучить его с нескольких точек зрения. К ним относятся: 1) определение надлежащего зрительного контакта, 2) позитивное намерение, стоящее за отвращением взгляда, 3) когнитивные и эмоциональные аспекты отвращения взгляда, 4) восприятие слушателем отвращения взгляда.
Сначала мы должны попытаться определить соответствующий зрительный контакт . В языке есть система под названием прагматика. Прагматика — это языковая система, управляющая социально приемлемым невербальным и вербальным языком. Это включает в себя, помимо прочего, позу тела, очередность, «вежливость» и зрительный контакт. Правильный зрительный контакт не означает смотреть в глаза слушателю, как олень в свете фар. На самом деле это невозможно, потому что люди следуют определенному образцу зрительного доступа к сигналам, когда они извлекают и/или формулируют информацию. Например, правша будет смотреть вверх и влево при доступе к изображениям, смотреть вверх и вправо при создании изображений, смотреть вниз при доступе к эмоциям и смотреть влево и вправо соответственно при доступе или создании диалога (слов) *. Итак, естественное и необходимое движение глаз при разговоре. Если вы заикаетесь или оказываете услуги тем, кто заикается, вы знаете, как распознать отвращение глаз.
Существует относительно последовательное положительное намерение за отвращением глаз. Пионер терапии заикания Дин Уильямс писал о позитивных намерениях, стоящих за многими формами заикания**. Отвращение глаз — это не неврологический тик (неконтролируемое движение тела). Отвращение взгляда — это произвольное действие, запрограммированное и обусловленное подсознательно. Отвращение глаз вызывается комбинацией познания (ограничивающие мысли) и ограничивающие убеждения о реакции слушателя. Люди, которые заикаются, могут пытаться защитить себя от реакции слушателя. Если да, то они читают мысли или предполагают, что знают реакцию слушателя. Это часто связано с чувством вины и стыда за заикание. Суровое исправление со стороны взрослых, поддразнивание, издевательства и другие негативные переживания в молодости могут помочь объяснить основу привычки отвращения взгляда. Термин «основа» используется для обозначения того, что эти переживания являются ориентирами для познания и эмоций; убеждения, что заикание — это «плохо», «неприемлемо», «недопустимо» и так далее. Когда ребенок накладывает клеймо на поведение заикания, укореняются познания и ограничивающие убеждения. Я наблюдал отвращение глаз у детей в возрасте 3 лет к взрослым в возрасте 70 лет (конечно, существуют и более старые случаи). Маленьким детям нужна помощь в изменении поведения. Подростки через взрослых должны принимать владения над поведением, чтобы интегрировать новые модели общения и беглости.
В заикании существует связь между разумом и телом . Например, человек может предвидеть заикание при слове «контакт», отвести взгляд от слушателя, напрячь язык у нёба и произнести «к-к-к-контакт». Часто этого просто недостаточно. Затем он может воспроизвести момент заикания, почувствовать себя виноватым, читать мысли и усомниться в своей способности произнести слово «контакт» в следующий раз.
Недавно я брал интервью у 41-летнего адвоката, который заикается. Диалог был следующим:
ТМ: «…Я замечаю, что ты каждый раз отводишь взгляд, когда заикаешься. Это то, что вы делали в течение некоторого времени?
ВВ: «Да, если подумать, я делаю это все время ».
ТМ: «Как ты узнаешь, когда нужно отвести взгляд?»
ББ: «Я смущаюсь»
ТМ: «Как тебе удается смущаться, когда ты заикаешься?»
ВВ: «Интересно, что они думают обо мне?» (чтение мыслей)
ТМ: «Пожалуйста, заполните для меня пустое место. Если люди видят или слышат, как я заикаюсь, они думают (пусто)?»
ВВ: «Я неадекватен» (ограничивающее убеждение)
ТМ: зеркальное отражение комментария «Ты думаешь, что ты неадекватен»
ВВ: пожимание плечами «Да… Наверное, я думал об этом.
ТМ: «Это сослужило тебе хорошую службу?»
ВВ: «Определенно нет!»
Именно здесь я смоделировал два способа заикаться на моем имени. Я попросил его просмотреть оба примера и сказать мне, какой из них показался ему более удобным. Сначала я посмотрел ему прямо в глаза и сказал: «Меня зовут Т-Т-Т-Т-Т-Т-им» с видимым напряжением во рту. Во-вторых, я удерживал зрительный контакт для «Меня зовут», а затем избегал зрительного контакта для «Т-Т-Т-Тим». (Фактическое заикание во рту было сделано как можно более идентичным.) Когда его спросили, что делает его более комфортным, он был непреклонен, что пример с зрительным контактом сделал его более комфортным. Он продолжал говорить, что это сделало ему удобнее, когда я заикаюсь при зрительном контакте. Когда его спросили, что он думает обо мне, когда я отворачиваюсь, он ответил «боится». Испуганный, неудобный и напуганный — типичные ответы, которые я слышу в этом упражнении. Это эмпирическое упражнение помогает людям, которые заикаются, решить, что они хотят поддерживать зрительный контакт. Одно дело интеллектуально понимать важность зрительного контакта. Совершенно другое — эмоционально посвятить себя этому.
Отвращение к глазам может иметь глубокое влияние на отношения. Например, недавно я провел сеанс семейного консультирования с участием 18-летнего мужчины с тяжелым заиканием и его родителей. Когда его спросили о положительном намерении отвести взгляд во время заикания, 18-летний парень ответил: «Я думаю, что беспокою их, когда блокирую… мне требуется так много времени, чтобы произнести слово… иногда я просто скажи «забудь» и уходи». Его родители сообщили, что они тоже всегда отводили взгляд. Когда их спросили об их положительном намерении отвести взгляд, они ответили: «Мы думали, что ему будет легче… меньше давления… мы просто хотели помочь». Вы видите коммуникативную стену, которая была построена между ребенком и родителями? Случилось так, что наиболее тяжелое и хроническое заикание у юноши было в окружении родителей. Все они стремились поддерживать зрительный контакт в моменты модификации заикания. Они заметили улучшение беглости речи и гораздо более здоровые отношения за пару дней. Отвращение взгляда делает слушателя менее комфортным, а заикание кажется большим препятствием. Это беспроигрышная привычка.
Когнитивный и аффективный феномен отвращения взгляда можно исследовать по-другому. Прагматически правильный и комфортный разговор предполагает соответствующий зрительный контакт. Когда человек использует отвращение глаз, он периодически отстраняется от разговора. В частности, когда они отводят взгляд, они читают мысли, физически напряжены и заикаются — они усиливают состояние заикания. Чарльз Ван Рипер однажды сказал: «Заикание — это все, что вы делаете, чтобы не заикаться». Отвращение к глазам — 9Стратегия избегания 0150 — стараться не заикаться и не прослыть заикающимся. Тяжесть заикания, тревога и физическое напряжение — все увеличиваются во время отвращения взгляда. Люди, которые заикаются, сначала думают, что это помогает — до тех пор, пока не испытают контраст прямого зрительного контакта. Сохранение расслабленности и уверенности в себе является необходимым условием для использования любых стратегий формирования или модификации беглости речи. Нужно намеренно поддерживать зрительный контакт во время ожидания или осознания заикания. Таким образом, динамик связан, присутствует и находится «здесь и сейчас». Нужно развить остроту ума, чтобы распознать побуждение отвести глаза, а затем взять на себя обязательство установить зрительный контакт и перейти к слову. Это обязательство, конечно же, запрещало бы любое использование междометий (т. е. «э-э», «гм») или любых слов-заполнителей перед словом, которого боятся. Если вы хотите плавать, вы должны войти в воду.
Звонок по телефону — еще одна ситуация, когда можно оценить отвращение глаз. Используя зеркало, люди, которые заикаются, могут смотреть на себя во время телефонного звонка. Если они избегают зрительного контакта с собой во время заикания, существуют аналогичные познания и ограничивающие убеждения. Положительное намерение отвращения взгляда состоит в том, чтобы защитить себя от столкновения с реальностью, что он заикается. В этот момент действуют страх заикания и стыда. Целенаправленный зрительный контакт в зеркале во время модификации заикания может быстро снижают чувствительность человека, страдающего заиканием, к поведению заикающихся. Добровольное заикание при зрительном контакте, разговоре лицом к лицу или телефонных звонках может помочь ускорить десенсибилизацию.
Независимо от разнообразия логопедических стратегий, используемых или предпочитаемых заикающимся человеком, успех зависит от общения со слушателем. Это требует приверженности к целенаправленному зрительному контакту , когда заикание ожидается или ощущается.
Таким образом, люди, которые заикаются (pws), должны признать, что жизненно важно поддерживать зрительный контакт в момент ожидания или осознания заикания . Когда заикающийся был моложе, за отвращением глаз скрывалось положительное намерение (чтобы защитить себя от возможной реакции слушателя), и чтобы двигаться дальше, нужно иметь новое положительное намерение — быть связанным, противостоять страху и обрести свободу. Говорящий. Нужно убедиться, что зрительный контакт является предпосылкой для способности вызывать состояние уверенности и расслабления. Следовательно, успех при использовании стратегий беглости речи напрямую зависит от удержания зрительного контакта. Убеждения и познания, которые заменят старые, ограничивающие, могут включать в себя: самопринятие, ощущение безопасности и уверенности при целенаправленном зрительном контакте, ощущение себя достойным оратора, уверенность в том, что слушатели одобрят зрительный контакт во время заикания и/или модификации заикания, и что другие терпимо относятся к несговорчивости речи.