Итоговое сочинение: Каждый человек ищет смысл жизни (3 варианта)
Многомудрый Литрекон уделяет много сил и времени поискам смысла жизни. Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: Каждый человек ищет смысл жизни. Аргументы он взял из книг «Обломов», «Гроза», «Война и мир», «Юшка», «Шинель», «Герой нашего времени».
Вариант 1
(456 слов) Сегодня мы все чаще слышим о том, что поисками смысла жизни занимается каждый человек, и в связи с этим нам предлагаются различные тренинги и курсы. Но правда ли это? Такие оптимистичные выводы о сознательности и высокой духовности человечества явно претенциозны и преувеличены. Искание своего пути свойственно далеко не многим из нас, обо всех и говорить не приходится. В подтверждение этому мы можем найти многочисленные литературные примеры.
Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим лишь нескольких героев, которые ищут смысл в жизни. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Но этих героев объединяет одно обстоятельство — одиночество в обществе и даже в семейном кругу. Их никто не понимает и не поддерживает. Их искания безразличны большинству людей. Андрей тяготится обществом жены, ведь она не задается подобными вопросами и сильно отличается от мужа. Пьер и вовсе выглядит в высшем свете чудаком: ведет себя не так, говорит не то, делает что-то непонятное. Пока оба героя ищут смысл жизни, мечутся и пробуют себя в различных ипостасях, их знакомые, родственники, друзья занимаются более приземленными делами: зарабатывают деньги, как Берг, стремятся к повышению или выгодному браку, как Друбецкой, а то и просто живут в свое удовольствие, как Анатоль Курагин. Их бытие только материальное, не осмысленное, наполненное суетой. Женщины в романе и вовсе постигают свое предназначение интуитивно и не ставят перед собой вопросов. Данный пример позволяет сделать вывод, что поиски смысла жизни — явление не массовое, а индивидуальное.
Аналогичную ситуацию мы видим в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В купеческой среде, как и в дворянской, люди не заботятся об осмысленности бытия — живут как придется. Богачи скаредничают и преумножают капитал, бедняки унижаются, чтобы получить свою долю. Почти все интересы героев — материальные и приземленные. Жадный и глупый старик Дикой, как и образованный юноша Борис, как и религиозные странницы, как и ханжа Кабанова, говорят чаще всего о быте, деньгах и семейных дрязгах. Они зациклены на правилах, обрядах, традициях, но зачем это все — никто не знает и не думает. Так, Кабаниха изнуряет упреками и наставлениями всех домочадцев, режиссирует целый спектакль на проводах Тихона, чтобы соответствовать обычаям, но смысл всего этого она установить не в состоянии, да это ей и не нужно вовсе. Уровень образования и сознательности в «темной царстве» крайне низок, поэтому никто не задается вечными философскими вопросами. Стремление к этому мы наблюдаем у Катерины, но она со своими возвышенными духовными запросами остается в одиночестве. И Варвара, и Тихон, и другие герои рефреном повторяют, что не понимают Катерину. Этот пример демонстрирует печальную правду: люди в большинстве своем не задумываются о сути бытия.
Таким образом, далеко не каждый человек ищет смысл жизни. Это стремление свойственно только тем, кто имеет высокий уровень образования, духовность, нравственные ориентиры и яркую индивидуальность. Остальные же люди существуют «на автомате» и не задумываются о том, куда и зачем ведет их жизненный путь.
Вариант 2
(508 слов) Как известно, каждый человек ищет свой смысл жизни. Даже самые скромные, незаметные и, казалось бы, живущие бессознательно люди находятся в поиске предназначения. Они могут не говорить об этом и редко задумываться над самой постановкой вопроса, но все же мнение о предназначении есть у каждого. Данное утверждение доказывают примеры из литературы.
Так, Н.В. Гоголь в повести «Шинель» поднял проблему маленького человека, которого принято недооценивать и даже дискредитировать. По его мнению, даже кроткие, бессловесные и совсем не примечательные люди тоже имеют смысл в жизни и ищут свое предназначение. То, что они смиряются с незавидной и незаметной судьбой, не должно вводить наблюдателя в заблуждение. У них тоже есть внутренний мир, где возникают вечные вопросы, стремления, ценности. Акакий Акакиевич, писарь при департаменте, был «мальчиком для битья» у своих коллег и одиноким, никому особенно не нужным человеком без семьи и детей. Но даже ему были присущи поиски сути бытия. В образе новой шинели для него воплотилось все то, чего ему так не хватало: уважение, свое место в обществе, ощущение собственной значимости для людей. Ради признания и объединения с социумом он и терпел все муки безрадостного существования. Башмачкин стремился к людям и в них видел свой стимул к жизни. Даже в своей службе он видел необходимость для общества, а потому любил свое дело, даже несмотря на маленькую зарплату. Этот пример подтверждает, что всем людям важно установить свое предназначение.
Даже совсем примитивные и необразованные люди ищут смысл жизни и не только свой. В этом мы убеждаемся, читая рассказ А. Платонова «Юшка». В маленьком городке живет странный человек, который возбуждает любопытство соседей и знакомых. Юшка — болезненный и раньше времени одряхлевший мужчина средних лет. Он одинок и замкнут, не имеет семьи и детей, но все его деньги, скопленные ценой неимоверных ограничений, куда-то деваются. Естественно, это порождает подозрения у его окружения. Но и это еще не все: Юшка регулярно сталкивается с агрессией и насилием со стороны местных жителей. Но он никому не отвечает злом на зло, даже если речь идет о детях. Он видел в этой жестокости выражение слепой и неумелой людской любви. Такая жизненная позиция ставила его знакомых в тупик. Многие из них задавали Юшке вопросы, пытаясь выяснить, зачем он живет? Кому он нужен? Уже одно то, что простых и невежественных людей интересуют ответы на такие серьезные вопросы, доказывает, что все мы ищем свой смысл бытия. И у Юшки он был, хоть герои поняли это после его смерти. Оказывается, Ефим, обреченный болезнью на раннюю смерть, дал сиротке дорогу в жизнь. Он отдавал все деньги на воспитание и образование девочки, которая лишилась семьи. В результате она выросла и стала врачом. Она поселилась в городе Юшки и помогала всем тем, кто когда-то издевался над ее благодетелем. Даже у скромного и, казалось бы, «жалкого» помощника кузнеца была благородная цель, в которой он видел свое предназначение.
Таким образом, каждый человек задумывается над своим местом в этом мире и формирует цели, задачи, стремления. Все мы размышляем о том, каков смысл жизни, зачем мы встаем с утра и куда идем? Даже если люди неохотно говорят об этом или вовсе молчат, это еще не значит, что их этот вопрос не волнует.
Вариант 3
(506 слов) В мире есть ничтожно мало истин, которые можно применить абсолютно ко всем людям. Каждый из нас по-своему уникален, поэтому нельзя сказать, что всем нам, например, присущи поиски смысла жизни. Кто-то действительно ищет и находит предназначение, занимается самоанализом, а кто-то просто наслаждается каждым мгновением и плывет по течению. Обе позиции достойны уважения, ведь в философских вопросах нет правильных и неправильных ответов. О многогранности отношения человека к собственному предназначению писали многие авторы.
Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил читателя с героем, который не искал смысла жизни, а просто жил в свое удовольствие. Илья Ильич был честен по отношению к себе и другим, поэтому перестал подстраиваться под окружение и делать то, что ему не нравится. Он не участвовал в гонке за чинами и держался подальше от пустой городской суеты. Он не хотел производить выгодное впечатление и получать признание в обществе, поэтому не читал модной литературы и не бывал в театре. О семье он тоже не задумывался и жил в одиночестве. Герой довольствовался малым, не служил и не стремился к увеличению дохода. Все свое время он посвящал сибаритству и грезам. Много спал, много ел, думал о своем и пребывал в полной гармонии с собой. В таком существовании нет смысла в общепринятом значении этого слова. Обломов не имеет целей и задач, перспектив и интересов. Он не вносит вклада в общественное благоустройство. Он не задается философскими вопросами о своем месте в мире. Герой плывет по течению, но наслаждается этим плаванием и никому не приносит вреда. Ему поиски смысла жизни не свойственны. Но он интуитивно находит его в удовольствии от каждого дня.
Совсем другое отношение к этому вопросу у Григория Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он внимательно анализирует свою роль в жизни других людей и свои цели. Чтобы ничего не упустить, Григорий ведет дневник и описывает малейшие перемены в своем эмоциональном состоянии и сокровенные мысли. По мнению Печорина, он выступает «топором в руках судьбы». Он видит свое предназначение во власти над людьми и во всех них ищет лишь наслаждение для себя и спасение от скуки: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…». Григорию все надоело, он ни к чему не стремится. Он равнодушен ко всему, даже к перспективе собственной смерти. Тем не менее, он самолюбив, тщеславен, эгоистичен, поэтому в каждом явлении или событии находит повод развлечься и получить заряд бодрости. Он охотно участвует в авантюрах и любовных похождениях, но все это быстро ему приедается. Для него жизнь — источник легкомысленных забав и услад, череда приключений, и смысл у нее может быть один — удовлетворение потребностей властного и волевого человека. Печорин, в отличие от Обломова, активно ищет смысл жизни, но находит лишь практическое применение для нее.
Таким образом, далеко не все люди идут высшее содержание в собственной жизни. Многие из нас лишь получают удовольствие от каждого мгновения и пассивно внимают велениям своей судьбы. Кто-то ищет и даже формулирует смысл бытия, но находит лишь тень от ответа на свой вопрос. Каждый из нас должен самостоятельно сформировать свое отношение к этим поискам. Возможно, далеко не всем людям нужно тратить время и силы на этот процесс.
В чем смысл жизни? (по рассказу Горького «Старуха Изергиль»)
Смысл жизни – проблема, поднятая М. Горьким в рассказе «Старуха Изергиль». В произведении выделяется три образа, которые отличаются друг от друга. Данные исключительные герои, которые действуют в исключительных условиях, по-разному относятся к своей жизни. Из этого следует вопрос: так в чем же смысл жизни?
Смыслом своей жизни Ларра выбирает собственные цели и желания. Ради них герой готов пойти на все, даже на убийство. Ларра хочет владеть всем, чем он только пожелает. Поэтому его задевает тот факт, что понравившаяся ему девушка, которой он хотел овладеть, отказала ему. Ларра безжалостно убивает ее, показывая всем вокруг, что он готов пойти против всего общества, чтобы добиться желаемого. Фактически эгоизм становится центром жизни Ларры, он думает лишь о самом себе. Поэтому смысл жизни данного героя можно сформулировать следующим образом: жить только ради себя, не задумываясь о жизни других людей.
Совершенно противоположным является жизнь смелого и храброго Данко. Смыслом его существования становится служение ближним. Когда племя Данко находилось в смертельной опасности, герой решил восстать против несправедливости. Данко решил отправиться в путь не ради своего спасения, а ради освобождения всего народа. Герой выбирает смыслом своей жизни бескорыстную помощь окружающим людям. Жизнь будет наполнена смыслом только тогда, когда человек сможет принести пользу другим людям. Именно поэтому Данко вырывает свое сердце из груди и пользуется им как факелом, с помощью которого герою удалось привести народ к победе над злыми и темными началами.
Смысл жизни старухи Изергиль, повествующей о жизни как Ларры, так и Данко, чем-то схож с образом жизни Ларры. Героиня также выбирает жизнь ради себя. Удовольствие и любовные наслаждения – вот чем жила старуха Изергиль в молодости. Однако ее эгоизм отличается от эгоизма Ларры тем, что она не отрицала заслуг других людей, не считала себя лучше всех. Старуха Изергиль всю свою жизнь стремилась найти неизвестный для самой себя идеал, и это становится ее смыслом жизни. Героиня упрекает рассказчика, олицетворяющего молодое поколение, в том, что они не умеют брать от жизни все, что им необходимо. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, однако подтверждает мысль о том, что ей так и не удалось найти то, чего она так долго и упорно искала.
М. Горький открыто не выражает свою позицию относительно смысла жизни. Очевидно, что поведение Ларры осуждается автором, который призывает не быть таким, как герой первой части рассказа. Ларра всячески стремился к свободе, которую в итоге и получил. Однако этот смысл жизни стал наказанием для героя. Фактически автор наказывает своего героя за гордость, эгоизм и бессмысленное существование.
Идеалом для автора становится героический поступок Данко, который в качестве смысла жизни выбрал служение людям и бескорыстную помощь. Пылающее сердце Данко, от которого остались голубые языки огня, является символом правильного жизненного пути.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Внешний и внутренний смысл жизни
Многие люди во многих случаях задаются вопросом о смысле жизни. Несмотря на множество хороших достижений, у успешных людей бывают моменты, когда они задумываются о важности всего этого. Даже счастливые люди, стремящиеся получать удовольствие от жизни, постепенно начинают верить, что их жизнь бесполезна. Однако важно понимать, что вопросы о жизни в основном возникают в таких случаях, как трагедия, разбитое сердце или несчастье (Вон, 2013). К несчастьям можно отнести расизм, смерть близкого человека, болезнь, неудачу в карьере или бизнесе, бедность.
Удивительно, но философы двадцатого века не рассматривали смысл жизни, несмотря на то, что многие считали, что философия в основном посвящена смыслу жизни. Они считали вопрос о смысле жизни бессмысленным. К счастью, некоторые философы начали работать над этим вопросом в последние четыре десятилетия. Большинство из них сосредоточились на смысле жизни как на качествах, которые делают жизнь человека интересной и достойной жизни.
По мнению философов, общими аргументами об элементах смысла жизни, по мнению философов, являются видение жизни, любовь, наличие объективных нравственных благ, творчество и создание мира, полного счастья и любви. Некоторые люди также верят, что высшее существо дает смысл жизни вне человечества, как Бог, универсальный принцип или метафизический порядок. Поэтому они верят, что цель жизни, которую определяет Бог, придает им смысл жизни. Также, по мнению пессимистов, жизнь не имеет смысла, но смысл в нее вносят люди (Вон, 2013). То есть они привносят смысл в жизнь, решая, кем они хотят быть. Кроме того, философ Артур объясняет, что страдание сильно влияет на жизнь людей и их путь к определению смысла жизни, поскольку подталкивает их к решению, что они хотят делать. Таким образом, внутренний смысл жизни объясняет, что люди сами придают смысл жизни. Следовательно, внутренний смысл жизни — это то, что большинство людей называют смыслом жизни.
Согласны ли вы с Эдвардсом в том, что продолжительность жизни сама по себе не определяет ее смысл?
Большинство людей, отстаивающих внешний смысл жизни, подходят к жизни с религиозной точки зрения. В идеале они верят, что жизнь человека имеет определенный смысл, потому что она является частью Божьего плана. Важно отметить, что согласно экстерналистскому подходу планы Бога включают все в мире. Кроме того, согласно этому плану, у людей есть роль в действиях и назначении жизни в соответствии с их Божьим планом (Vaughn, 2013). Следовательно, чтобы люди могли получить значимый опыт, они должны привести свою цель в соответствие с Божьим планом. Они привязаны к тому, чтобы быть особым типом человека, отличным от других.
Эдвардс, один из великих философов, занимавшихся темой смысла жизни, утверждал, что жизнь имеет смысл, несмотря на ее продолжительность. То есть неважно, короткий он или длинный. С точки зрения субъективистов, смысл жизни зависит от целей и желаний человека (Вон, 2013). Таким образом, субъективист имеет осмысленную жизнь, если он достигает своих целей и удовлетворяет свои желания. Таким образом, он предполагает, что смысл жизни можно осознать только в настоящем, поскольку можно прожить короткую блаженную жизнь, достигнув своих целей и удовлетворив свои желания, или прожить более долгую жизнь и достичь своей цели в жизни.
Эдвард критикует идею о том, что человек может обнаружить свою цель в жизни на определенном этапе в будущем, привнося смысл в свою жизнь, что обусловлено тем фактом, что люди больше всего беспокоятся о ближайшем будущем и настоящей жизни. Следовательно, человек считает жизнь значимой в своем настоящем, не учитывая годы, которые люди могут оставаться на земле (Vaughn, 2013). Следовательно, я согласен с идеей Эдвардса о взаимосвязи между длиной одного человека и смыслом жизни. В конце концов, жизнь в настоящем делает нас гораздо счастливее, чем надежда на счастье в будущем.
Ошибки о смысле жизни
Иддо Ландау объясняет, как их избежать
К моему удивлению, большинство людей, с которыми я говорил о смысле жизни, сказали мне, что они не думали, что их жизнь имеет смысл достаточно. Многие даже представили свою жизнь как откровенно бессмысленную. Но я часто находил проблематичными причины, которые мои собеседники приводили для своих взглядов. Я думал, что многие не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, и не предпринимали действий, которые могли бы улучшить их состояние.
(Некоторые из них после нашего обсуждения согласились со мной.) Большинство людей, сетовавших на бессмысленность жизни, даже затруднялись объяснить, что они понимают под этим понятием.Я начну с краткого разъяснения понятия смысла жизни, а затем укажу на несколько из многих ошибок, которые, по моему опыту, часто совершают люди, считающие свою жизнь недостаточно осмысленной. Это, я надеюсь, может помочь некоторым людям понять, как сделать свою жизнь более значимой, а другим перестать безосновательно верить в то, что их жизнь бессмысленна.
В обычной речи «значение» используется двумя основными способами. Нужно иметь дело с такими понятиями, как интерпретация, прояснение и понимание, например, «красный свет означает «стоп». Другой связан с такими понятиями, как ценность, ценность или важность, например, «разговор, который у нас был вчера, был для меня очень важным». Следуя современным дискуссиям, проведенным, в частности, Джоном Коттингемом, Таддеусом Метцем и Сьюзен Вульф, я думаю, что в дискуссиях о смысле жизни «смысл» используется в основном во втором смысле.
Рассмотрим несколько примеров: психолог-экзистенциалист Виктор Франкл рассказывает в своей книге «Человек в поисках смысла », как, будучи узником нацистских концлагерей во время Второй мировой войны, он заметил, что некоторые из его сокамерников сохранили чувство смысла. в то время как другие этого не сделали. Те, кто сохранил свое чувство смысла, сделали это, сохранив некоторые ценные области своей жизни. Сам Франкл, например, намеревался после освобождения написать книгу, книгу, основанную на его опыте в лагерях, о значимости и о том, как это может помочь в решении многих, казалось бы, не связанных между собой психологических проблем. Этот проект имел для него ценность и помог ему сохранить смысл жизни и выжить, пока он находился в лагерях. Что придавало смысл жизни некоторых других заключенных, так это важность перспективы снова увидеть свои семьи после войны и заботиться о них. Третьи сохраняли чувство собственного достоинства, помогая другим заключенным. С другой стороны, те, кто не сохранил свое чувство смысла, были теми, для кого не осталось ничего достаточно стоящего или ценного.
Таким образом, смысл жизни связан с достоинством или ценностью.Точно так же в своей полуавтобиографической книге Моя исповедь Толстой рассказывает, как в определенный момент своей жизни он пережил кризис бессмысленности. Он рассказывает, как обнаружил, что задает вопросы о до сих пор ценимых, центральных аспектах своей жизни, такие вопросы, как «ну и что?» или «что из этого?». Например, он считал себя великим писателем, может быть, лучшим русским и одним из величайших в мире. Но потом, рассказывает он, он спросил себя: «Ну и что?». Точно так же он думал о своем зажиточном, процветающем поместье. Но тут же закрался вопрос: «Что из этого?». Точно так же у него была большая счастливая семья, члены которой были здоровы. Но опять возник вопрос: «И что?». До того, как он начал ощущать свою жизнь бессмысленной, ему было совершенно ясно, что важно быть великим писателем, иметь здоровую семью и т. д. Он сможет снова увидеть свою жизнь значимой только тогда, когда сможет вернуться к восприятию тех или иных аспектов своей жизни как ценных.
Приведенные выше примеры взяты из писаний светил, но беседы, которые у меня были с мирянами, которые говорили мне, что они перестали воспринимать жизнь как осмысленную, также предполагают, что значимость основана на ценности. Например, я разговаривал с родителями, которые рассказали мне, что с тех пор, как они потеряли своего ребенка в автокатастрофе, им стало трудно воспринимать жизнь как осмысленную. В их жизни было что-то очень ценное, а когда этого не стало, жизнь казалась им бессмысленной. Они снова увидят в жизни смысл только в том случае, если найдут другие вещи, которые, по их мнению, имеют достаточно высокую ценность.
Другой человек сказал мне, что считает жизнь бессмысленной, потому что ей не удалось стать центральной фигурой в своей академической сфере. Опять же, для нее (в то время) главным или единственным вопросом ценности было превосходство в ее карьере. Поскольку она была слепа к другим вопросам, которые могли бы иметь значение в ее жизни, она чувствовала, что ее жизнь бессмысленна, если она не достигла единственной вещи в жизни, которую считала в то время ценной.
Мы также можем увидеть тесную связь между осмысленностью и ценностью, если рассмотрим распространенные пессимистические аргументы в пользу бессмысленности жизни. Один из часто слышимых аргументов (который также появляется в философской литературе) указывает на нашу возможную смерть и уничтожение. Как, среди прочего, отмечает Томас Нагель (хотя и не принимает этот аргумент), через несколько лет или столетий после нашей смерти никто не вспомнит ни о нас, ни о том, что мы сделали. Через миллион лет мир будет точно таким, каким он был бы, если бы мы не сделали того, что сделали; более того, оно будет даже в точности таким, каким оно было бы, если бы нас вообще никогда не существовало. Некоторые называют это причиной того, что жизнь бессмысленна. Но предположение, стоящее за этим аргументом (проблемное предположение, на мой взгляд), состоит в том, что то, что мы делаем в жизни, не может быть достаточно ценным, если оно не сохраняется вечно.
Еще один известный аргумент утверждает, что если рассматривать нашу жизнь в контексте всей вселенной, она кажется бессмысленной. Возможно, мы действительно влияем на наше непосредственное окружение, такое как наша семья, друзья и рабочее место. Но мы не имеем никакого влияния почти на все остальные части огромной, гигантской вселенной. Мы живем в уголке ничтожной Солнечной системы в ничтожной галактике. Отношение между всей нашей галактикой и космосом в целом меньше, чем отношение между пылинкой в этой комнате и всей страной. Наше недостаточное воздействие почти на всю вселенную, утверждает аргумент, делает нашу жизнь бессмысленной. Но и этот аргумент (опять же, на мой взгляд, проблематичный аргумент) предполагает, что наша жизнь бессмысленна, потому что, если ее рассматривать в правильном контексте, все, что мы делаем в жизни, оказывается недостаточно ценным.
То же самое относится и к другим аргументам в пользу бессмысленности жизни. Аргумент из парадокса конца, например, указывает на то, что после достижения цели, ради которой мы много работали, мы часто чувствуем, к удивлению, что эта цель не имеет большого значения. Парадоксально, но быть на пути к цели было лучше, чем достигать ее. Но если цель действительно недостойна, недостойным становится и средство ее достижения, то есть путь к ней. Опять же, осмысленность связана с достоинством или ценностью.
Это справедливо и для других аргументов в пользу бессмысленности жизни. Я считаю, что на все из них есть хорошие ответы, но хочу сосредоточиться в данном контексте только на том, что смысл жизни основан на достоинстве или ценности. Действительно, я полагаю, что когда люди жалуются на бессмысленность своей жизни, они жалуются на то, что в их жизни нет достаточной ценности. Люди, которые спрашивают, в чем смысл жизни, спрашивают, что может иметь в жизни достаточную ценность. Осмысленная жизнь — это та, в которой имеется достаточное количество аспектов достаточной ценности, а бессмысленная жизнь — это та, в которой недостаточно достаточного количества аспектов достаточной ценности.
Отмечать эту тесную связь между осмысленностью и ценностью важно, так как это позволяет нам сделать много выводов, которые могут быть полезны для людей, считающих свою жизнь недостаточно осмысленной.
Одним из следствий этого является то, что взгляды людей на бессмысленность их жизни, даже если их сильно держат, могут быть ошибочными. Мы знаем, что в других аспектах ценности люди часто ошибаются. Некоторые ошибочно считают себя плохими родителями, а другие ошибочно считают себя хорошими. Некоторые считают себя худшими супругами или лучшими супругами, чем они есть на самом деле. Одни люди необоснованно полагают, что искусство, которое они производят, не так уж и хорошо, а другие необоснованно полагают, что их искусство превосходно. Точно так же многие недооценивают или переоценивают свое чувство юмора, знания или умение играть на скрипке. Мы видим это и во всех других сферах ценности. И если это так для всех сфер ценности, то, вероятно, так будет и для смысла жизни.
Удивительно, но многие люди, считающие свою жизнь недостаточно осмысленной, абсолютно уверены, что это так; они убеждены, что их представления о смысле жизни должны быть точными и достоверными. Однако тот факт, что осмысленность основывается на ценности, предполагает, что в этой ценностной сфере, как и в других, мы не можем просто «знать» наверняка, осмысленна или не осмысленна наша жизнь. Как и в других сферах ценности, так и в этой нам необходимо исследовать и узнавать о проблеме, перепроверять наши стандарты, исследовать неявные предположения, которые могут повлиять на наши взгляды, рассматривать аргументы за и против наших мнений, учиться на опыте других. другие, и советуйтесь с людьми. Люди, считающие свою жизнь бессмысленной (так же, как и люди, считающие свою жизнь значимой), вполне могут ошибаться.
Другое значение состоит в том, что степень смысла жизни может быть увеличена или уменьшена. Некоторые люди, которые по хорошим или плохим причинам считают свою жизнь недостаточно осмысленной, относятся к этому состоянию как к константе, как если бы это была данность, которую нельзя изменить. Но в других сферах ценности мы видим, что степени ценности могут меняться и часто меняются. Иногда со временем они даже просто меняются сами по себе. Но очень часто мы также можем их изменить. Например, выбирая различные действия, я могу стать более нравственным или менее нравственным человеком, чем я есть сейчас. Я также могу влиять на степень воздействия на меня естественной или художественной красоты и, следовательно, на меня. Я могу разрушить или построить дружеские отношения, улучшить или ухудшить свое здоровье, практиковать или пренебрегать своим немецким языком. Было бы удивительно, если бы в этой особой сфере ценности, смысла жизни дело обстояло иначе, чем во всех других сферах.
Замечание о том, что смысл жизни основан на ценности, также указывает нам, что мы должны делать, чтобы повысить осмысленность своей жизни: мы должны улучшить то, что мы считаем ценным в нашей жизни. Мы можем либо привнести в нашу жизнь новые аспекты ценности; увеличить уже существующие аспекты стоимости; или детривиализовать и заново осознать существующую ценность, которую мы перестали замечать из-за знакомства и привычки. Многие люди, в том числе те, кто считает свою жизнь недостаточно осмысленной, посвящают за один вечер больше времени и усилий размышлению о том, на какой фильм пойти, чем за всю свою жизнь размышлениям о том, что может сделать их жизнь более осмысленной.
Последний вывод, который я хочу здесь обсудить, касается уникальности. Многие люди считают, что для того, чтобы их жизнь была значимой, их жизнь должна быть уникальной. Однако в большинстве сфер ценности уникальность не важна. Правда, в нескольких сферах это важно: например, в творчестве ценность зависит (среди прочего) от оригинальности; простое повторение того, что уже создали другие художники, не имеет ценности. Оригинальность, в свою очередь, предполагает уникальность, по крайней мере, на момент представления произведения искусства. Точно так же научные и академические достижения ценятся (среди прочего) за их оригинальность и новаторство. Простое повторение чужих выводов не имеет большой ценности. И это также означает, конечно, что в то время, когда научные результаты впервые представляются, они должны быть уникальными.
Однако во многих других ценностных сферах – да, в большинстве из них – уникальность не важна. Один мой знакомый несколько месяцев работал волонтером в проекте иммунизации в Африке. То, что он сделал, не было уникальным; это было очень похоже на то, что делали другие добровольцы. Ценность его деятельности заключалась не в ее уникальности, а скорее в его помощи в предотвращении инвалидности и смерти и облегчении страданий. Точно так же любовь между родителем и ребенком делает ценной не ее отличие от любой другой любви между другими родителями и детьми; ценность в теплоте и душевной близости. Это значение не уменьшается, если другие люди тоже пользуются очень похожей связью. Это относится также к эстетическим или мистическим переживаниям. То, через что проходит человек в таких переживаниях, вполне может быть очень похоже на то, через что проходят другие, когда у них есть собственный подобный опыт. Ценность этих переживаний делают не специфические различия между собственным и чужим эстетическим или мистическим опытом. Уникальность здесь не важна. Это также верно в отношении ценности честности, радости, ответственности, здоровья, любознательности и большинства других сфер ценности.