Вопрос о смысле жизни. ( Школьное сочинение-рассуждение.): 1993ast — LiveJournal
?- Философия
- Общество
- Лытдыбр
- Cancel
- Mood: позитивное
- Music: Земфира — «Самолёт»
На протяжении всеё своей жизни человек постоянно задаёт себе вопросы: » А в чём мысл жизни? Для чего я живу?» И ни один из нас до конца не может найти ответ на этот «проклятый» вопрос.
Смысл жизни — тема столь же важная, как и сама жизнь. Стремление к познанию смысла свойственно каждому из нас. Издавна человек ставил перед собой вопросы, в чём сущность человеческого бытия. Мнгие философы и писатели пытались ответить на вопросы: для чего живёт человек? Для чего он пришёл в этот мир? Что каждый из нас оставит в этом мире после себя? Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а длячего и для кого живёт человек? Эти вопросы интересовали людей во все времена. Но, к сожалению,часто ответы на эти вопросы так и остаются глубоко запрятанными в нашем подсознании, и нам бывает очень трудно объяснить и чётко сформулировать к чем мы стремимся и что хотим от этой жизни.
В одной из статей психолога Семёна Людвиговича Франка плднимается вопрос о смысле жизни. В этой статье психолог не ищет ответы на «проклятые» вопросы о предназначении человека, он размышляет о стремлении человека к познанию смысла своей жизни. С. Л. Франк задаёт риторические вопросы,ответы на которые так и остаются не разгаданными; говорит о том, что «люди с головой погрузились в будничные заботы» и «отмахнулись» о поиска смысла и цели жизни.
В последнее время люди НЕ часто задумываются над смыслом своей жизни,считая это бесполезным занятием и пустой тратой времени. Люди настолько увязли в быту,что убрали из своей жизни самое главное- смысл и цель. У кажого человека свои цели в жизни. Для кого-то это просто покупка новой мебели или набора кастрюль, а кому-то нужна шикарная квартира и хорошая машина. А кто-то вовсе считает,что в жизни нет и быть не может никакого смысла. Есть и такие люди,считающие что мы живём для того,чтобы родить и воспитать детей,создать семью. Но в любом случае в каждом из нас заложено оставить что-то после себя. Сколько людей,столько и мнений!
Tags: Размышления
SubscribeПро труд!?.
Труд—это смысл жизни! Особенно для женщин,которые согласно статистике трудятся больше мужчин. Хотя трудоголиками обычно становятся именно мужчины.…
(no subject)
Лично мне не хватает добрых,отзывчивых и благородных людей. Идёшь по улице,час пик,упала,стало вдруг плохо—а они все идут своей дорогой,не обращая…
Улюбайтесь,господа,улыбайтесь!!
Наверное,я не смогу управлять двигателем мыслей,который надёжно встроен в мой мозг. Я привыкла к быстрой смене жизненных картинок перед своими…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Проблема смысла жизни в философии
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Самарский государственный медицинский университет Росздрава
Кафедра философии и культурологии
Реферат по философии
на тему:
« Проблема смысла жизни в философии»
Самара 2011
ПЛАН
:
ВВЕДЕНИЕ ……. ..…………………………………………………………….
Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания
1.1 Смысл жизни ……………………………………………………………….5-7
1.2 «Идеальные типы» философского самовосприятия человека …………8-10
Судьба и поиски смысла жизни
2.1 Судьба
и жизненный путь….…………………………………………….
2.2 Поиски
смысла жизни……………………………………………………15-
3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации……………..16-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….20-21
Список
используемой литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни.
Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.
Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком.
Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге. Это практическая, жизненная проблема. Оказываясь в критической ситуации, человек каждый раз «выбирает» себя, решает вопрос о смысле своего существования. Как только он перестает размышлять об этом, он перестает быть человеком, превращается в вещь, застывает в определенных границах, срастается с определенной социальной ролью, навеки изгоняется из мира свободного выбора. Проблема человека как практическая проблема всегда стояла и будет стоять перед каждым из нас: в определенные моменты жизни человек проблематизирует свое существование, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути.
Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная «техника» проблематизации человеком своего собственного существования — философия. Именно философия организует «пространство выбора» человеком самого себя, она как бы предлагает выработанные философской мыслью на протяжении столетий различные системы ценностных координат человечности.
Философия
окончательный выбор «образа человечности»
оставляет за самим человеком. Поэтому
она не может диктовать человеку, каким
он должен быть. Философия не может быть
сведена и к науке о сущем — к простой констатации
того, каков человек «на самом деле». Философия
как «техника» размышления человека о
самом себе есть форма теоретического
знания о возможном.
Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания
1.1 Смысл жизни
Смысл жизни связан с вопросом «Ради чего жить?», а не с вопросом о том, как поддерживать жизнь. Отношение человека как сознательного, мыслящего существа к своей жизни и самому себе находит отражение в смысле и цели его жизни. Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели.
Так в чем же состоит смысл жизни? Этот вопрос всегда стоял перед философами, и ответ на него рассматривался с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.
В первом понимании смысл жизни — элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.
Наибольшую
верность поиску абстрактно-всеобщего
смысла жизни человека сохранила религиозная
философия. Она связывает смысл человеческой
жизни с созерцанием и воплощением божественного
начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой
святыне, приобщением к истине и высшему
благу. Русский религиозный философ С.
Франк считал, что мир сам по себе бессмыслен
и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь
человека. Но человеческий разум — уже
прорыв бессмысленности.
Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Он доступен лишь душе, испытывающей беспокойство, томление, неудовлетворенность, «искание смысла». Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» — писал С. Франк.
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.
Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.
Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.
В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.
В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
В Новое время философы выделили разум как главную черту человека. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо.
Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.
Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.
Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. [3]
Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали четкими представлениями, какая жизнь лучше всего, а, следовательно, и более всего осмыслена.
Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.
В
мире ценностных ориентаций человека
непреходящее значение имеет вера, акт
принятия чего-либо как ценностно-положительного.
Вере предшествует сомнение, которое переводится
в веру в результате философского анализа.
1.2 «Идеальные типы»
философского самовосприятия человека
М. Шелер выдвинул пять «идеальных типов» философского самовосприятия человека, которые и составляют «пространство выбора» себя, предоставленное всей историей философии отдельному человеку. Шелер не связывает их просто с этапами философской мысли.
Все они имеют право на существование и в наше время, все они находят отклик в душе человека и по сей день.
Первая «идея человека», по мнению Шелера, это идея религиозной веры как сущности человека. Подлинная история человеческой души с этой точки зрения — это ее божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение. Христианство с его учением о Богосыновстве приписывает человеку «метакосмическое» значение, приподнимая его над природой. Но прочная божественная основа человеческого бытия вступает в противоречие с земной формой человеческого существования. Отсюда — ощущение надлома, кошмар первородного греха, отягощенность человека природным, страх перед всем земным.
Второй
идеальный тип — тип homo sapiens, человека как
носителя разума. Логос, сознание, дух
возвышают человека над всем сущим уже
у греков периода классики. Человек несет
в себе божественное активное начало,
которого нет в остальной природе. Это
начало в человеке родственно Божественному
Логосу, оно не меняется в зависимости
от обстоятельств, эпохи. Эти учения, по
мнению Шелера, могли быть как теистическими
(рассматривающими Бога в качестве запредельной
миру совершенной личности), так и пантеистическими,
растворяющими Бога в мире. Сплетаясь
с первым образом человека, эта идея настолько
овладевает массовым сознанием, что становится
сама собой разумеющейся, человек к себе
начинает относиться только как к рупору
разума, тождественного нравственности
и красоте.
Третья идея человека — это представления о человеке как о homo faber, «человеке работающем», развиваемые в рамках натурализма, позитивизма, прагматизма. Способность к мышлению не специфична для человека, считают сторонники этого представления о человеке. Между человеком и животным существуют только количественные различия. Дух — это пассивное «следствие», сопровождающее желания человека, его инстинктивные влечения. Разум выполняет лишь техническую, приспособительную функцию. Истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие — это знаки пользы или вреда вещи, события для человека; никакого особого содержания в себе не заключают. Человек — это существо, пользующееся знаками, использующее орудия, это «мозговое существо», обладающее таким техническим, подсобным орудийным средством, как интеллект. Эта «идея человека» объединяет полностью или частично самые разные философские школы: сенсуализм Демокрита и Эпикура, позитивизм Фр. Бэкона, Д. Юма, Дж. Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, эволюционные учения Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка. На эту идею опираются «великие психологи влечений» Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, З. Фрейд и сам М. Шелер. Эту идею, как считает М. Шелер, разделял и К. Маркс. В человеке нет стремления к самосовершенствованию; все, что кажется таковым, — это лишь бегство от удовлетворения влечения. Существует три основных системы влечений, которым соответствуют три типа человека. В основе первой системы лежит влечение к продолжению рода, в основе второй — влечение к власти, третья во главу угла ставит влечение питания. Первую систему влечений поставил в центр своей концепции З. Фрейд, вторую — Н. Макиавелли и Ф. Ницше; третья система влечений стала исходным пунктом концепции К. Маркса.
Смысл жизни | Разнообразие ценностей: очерки морали, смысла и любви
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазнообразие ценностей: очерки морали, смысла и любвиМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазнообразие ценностей: очерки морали, смысла и любвиМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Вольф, Сьюзен, «Смысл жизни», Разнообразие ценностей: очерки морали, смысла и любви (2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 декабря 2014 г. ), https://doi.org/10.1093 /acprof:oso/9780195332803.003.0008, по состоянию на 24 июня 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазнообразие ценностей: очерки морали, смысла и любвиМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРазнообразие ценностей: очерки морали, смысла и любвиМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе проводится различие между вопросом о смысле жизни и вопросом о том, что делает жизнь (более или менее) значимой. Рассматривая парадигмы, возможно, бессмысленных жизней, глава строит характеристику осмысленной жизни как жизни, которая активно и, по крайней мере, в некоторой степени успешно участвует в проектах положительной ценности. В главе утверждается, что положительная ценность не ограничивается моральной ценностью, но то, что считается положительной ценностью, не является полностью субъективным вопросом. Поскольку осмысленная, а не бессмысленная жизнь гармонирует с признанием того, что мы — пылинки в огромной наполненной ценностями вселенной, осмысленная жизнь позволяет избежать практического солипсизма. Утверждается, что даже если человеческая жизнь как таковая не имеет смысла, это не является препятствием для способности людей жить осмысленной жизнью.
Ключевые слова: Смысл жизни, бессмысленная жизнь, осмысленность, практический солипсизм, положительная ценность
Предмет
Моральная философияКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеМудрость Альбера Камю: Истинный смысл жизни | Томас Оппонг | Личностный рост
Мудрость Альбера Камю: Настоящий смысл жизни | Томас Оппонг | Личностный рост | MediumХотя жизнь по своей сути трагична, смысл скрыт в оценке повседневных переживаний
Опубликовано в·
Чтение через 5 мин.·
7 июня 2022 г. Фото: Wikimedia был большой философский вопрос с незапамятных времен. Жизнь полна неуверенности и трагедии. Легко потеряться и запутаться. Но есть в мире и красота.Автор: Томас Оппонг
13,6 тыс. подписчиков
·Писатель дляПисатель | Куратор | Привычки | Философия | Психология. Как видно из Forbes, Inc. и Business Insider. Мои популярные эссе можно найти здесь: https://thomasoppong.com
Еще от Томаса Оппонга и Личного роста
Томаса Оппонга
в
Мудрость Алана Уоттса: 6 идей для осмысленной жизни в 5 Минут
Преодолеть иллюзию контроля
·Чтение через 6 мин. ·2 июняДжон П. Вайс
в
Жизнь так ужасна и прекрасна одновременно
Как вы держите все это в своем сердце?
·8 min read·10 июняJohn P. Weiss
in
Почему аудитория должна быть последней
Примите силу редукционизма и искренней чистоты в своей работе
·Чтение через 6 мин. ·3 июняТомас Оппонг
в
Метод спокойной жизни — 5 привычек сверхспокойных людей
Отпустите привязанность к конкретным результатам или ожиданиям 002 Посмотреть все от Томаса Оппонга
Рекомендуем из Медиума
Натан Смит
из
Соткано из Сети Индры
Самоисследование в межличностном мире
·12 мин чтения·4 дня назад 900 03Дариус Фору
5 стоических уроков счастья, которые я хотел бы знать раньше
У меня нет машины времени, но, разделив с вами эти уроки, я надеюсь, что смогу помочь вам сэкономить время
·6 мин чтения ·16 июняСписки
Истории, которые помогут вам жить лучше
21 история·171 сохранение
Продуктивность 101
20 историй·209 сохранений
Руководство по выбору, планированию и А достижение личных целей
13 историй· 177 сохранений
Некоторые из моих любимых личных эссе
16 рассказов·92 сохранения
Седрик Джонсон, доктор философии
in
Почему люди переходят от религии к духовности
90 035 (Эта публикация отражает историю из моих будущих мемуаров «Сердца Wide Open — оставляя религию, нахождение веры »)
· 6 мин.