22. О вере в Бога
22.1. Что подразумевается под верой в Бога и зачем нужна вера?
– Вера в Бога – это всецелый ответ души христианина на действие благодати Божией и Его Откровение о Себе. Проявляется она в доверии Богу и верности Ему.
Господь наш Иисус Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В послании святого апостола Павла к Евреям сказано, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
22.2. Достаточно ли веровать в Бога только в сердце своем?
– Веровать в Бога только в сердце своем недостаточно, потому что веру нужно также исповедовать, «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).
Человек, который в Бога верует, но веру не исповедует, подобен сыну или дочери, которые своих родителей знают, но за таковых их не признают, а перед людьми от них отрекаются и их стыдятся.
Веру в Бога исповедуют молитвой, участием в богослужении и церковных таинствах, жизнью по вере, добрыми делами, защитой веры от ее противников и исповеданием веры устами. «Человек оправдывается делами, а не верою только… Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:24,26).
22.3. Чем укрепляется вера?
– Для укрепления веры следует чаще ходить в храм Божий, слушать проповеди и поучения, вдумчиво читать Евангелие с пояснениями и наставления святых отцов, искать и вопрошать духовно опытных людей, общаться с верующими, молиться и просить Бога об укреплении веры, часто исповедоваться и причащаться. Молитва должна быть как живой разговор с Богом, а не формальное вычитывание правила по молитвослову.
Вера усиливается молитвой, а сохраняется удалением от общения с людьми, творящими злое. Надо избегать случаев, которые могут возбуждать страсти.
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко: ее надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека.
22.4. В Какого Бога веруют православные христиане?
– Православные христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях. Христианин может приобщиться к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего существа. Невозможно приобщиться к тайне Троицы, пока ум не сделается просветленным и преображенным.
Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21–22). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его (Ин. 6-8). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит (Ин. 14:16–17; 15:26). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
22.5. Откуда можно получить правильное представление о Боге?
– Из Нового Завета можно получить истинное и наиболее полное представление о Боге. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30), и: «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин. 12:45). В нескольких местах Спаситель говорит, что Он есть Сын Божий. Неоднократно в речи Господа встречается и упоминание о Святом Духе, Который ниспосылается от Отца по ходатайству Сына.
Новый Завет говорит о Боге как о едином существе в трех Лицах – об Отце, Сыне и Святом Духе. Единый Бог есть Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Это три Лица, живущие в полноте любви. Полнота любви и есть единство. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из трех Лиц, так что они являют собою не трех богов, но одного, единого Бога. И вместе с тем в Нем – три Божественные Личности, три Лица, три Ипостаси. Это сочетание единства и множественности остается для человеческого воображения непознаваемой тайной.
Откровение в Новом Завете о природе Божественного воспринимается человеческим разумом как непостижимая тайна. Но тогда не является ли это наилучшим свидетельством в пользу того, что учение о Святой Троице имеет Божественное происхождение?
Ошибкой было бы думать, что в силу непостижимости учения о Святой Троице человек не может иметь никакого верного представления о Боге. Конечно, это знание всегда будет неполным и несовершенным, но человек способен приобретать некоторое ведение о Святой Троице из рассмотрения видимого мира и природы человека, сотворенного по образу Божию, то есть по образу Святой Троицы.
Одна из природных аналогий – это солнце, исходящие от него лучи и свет, подобно тому, как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух. Другой подобный же пример – огонь, который дает свет и тепло, имеющие между собой единство и различие. Можно указать и другие аналогии. Например: корень дерева, его ствол и ветвь.
Более глубокие аналогии можно указать в богоподобной природе человека. Единой человеческой душе присущи ум, слово и дух, животворящий тело. Ум – образ Отца; слово (непроизнесенное слово обыкновенно называют мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа. Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо, как в Троице Три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо.
22.6. Какое у Бога имя?
– В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства.
Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь обозначает верховное господство Бога над всей Вселенной. Имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их. «Да святится имя Твое», – обращаются верующие к Богу в молитве «Отче наш». То есть да будет Твое имя свято не только на небесах, в духовном мире, но и здесь, на земле: да святится оно в людях, чтобы и они стали святы.
Бог также называется Мудростью, Истиной, Светом, Жизнью, Спасением, Искуплением, Избавлением, Воскресением, ибо только в Боге осуществляется спасение человека от греха и вечной смерти, воскресение к новой жизни.
Бог назван Правдой и Любовью. Имя Правды подчеркивает Божественную справедливость: Он Судья, наказывающий за зло и награждающий за добро. Так во всяком случае воспринимает Бога Ветхий Завет. Однако Новозаветное Благовестие открывает, что Бог, будучи справедливым и правосудным, превосходит всякое представление о справедливости: «Не называй Бога правосудным, – пишет преподобный Исаак Сирин (VII в.). – Где правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?» Ветхозаветное представление о справедливости Бога Новый Завет восполняет учением о Его любви, превосходящей всякую справедливость. «Бог есть любовь», – говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4:18). Это самое возвышенное определение Бога, самое истинное из того, что можно сказать о Нем. Как говорит святитель Григорий Богослов, это имя «угоднее Богу больше всякого другого имени».
22.7. Почему Иисуса Христа называют Спасителем? Что такое спасение и от чего Он спасает?
– Спасение есть исцеление от греха и его последствий, воссоздание падшей человеческой природы Божественной благодатью через веру в Иисуса Христа и подвиг исполнения евангельских заповедей, увенчивающийся блаженным соединением с Богом в вечности.
Грех, совершенный первым человеком и получивший название «первородного», как тяжкая болезнь стал передаваться по наследству его потомкам. Люди были подвергнуты смерти, так как добровольно отпали от источника вечной жизни – Бога, а стали исполнять злую волю диавола.
Своими силами человек не мог избавиться от греха, поскольку «человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника; потому что сам повинен греху …брат не может искупить брата своего; и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти» (св. Макарий Великий).
Для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей из рабства смерти ценою крови Сына Своего Единосущного.
Так как Божество не может пострадать, тем более пролить кровь и умереть, потому что Оно бесстрастно, бестелесно и вечно, то для спасения людей Сыну Божию нужно было принять человеческое естество, воплотиться, вочеловечиться.
Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого падшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин).
Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением с Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге.
К Своему пришествию Господь готовил человеческий род многочисленными знамениями и чудесами, благодеяниями и наказаниями, дарованием подготовительного Ветхого Завета и пророчествами. Все это было необходимо, чтобы люди смогли распознать Спасителя, понять и принять Его учение.
22.8. Что такое благодать и как она действует?
– Благодать – нетварная Божественная энергия, сила или действие, в котором Бог являет Себя человеку, преодолевающему с Его помощью грех и достигающему соединения с Богом. Само слово «благодать» означает благой, добрый дар, потому что невозможно «вынудить» Бога войти в жизнь человека.
По учению Церкви, благодать есть сверхъестественный дар Бога человеку. В Священном Писании она часто называется силой: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8), «Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор. 12:9).
Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом». Святой Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе.
Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит святой Силуан Афонский, – каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. Оно сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову святого Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.
Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет святой Иустин Попович. – Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность».
По учению святого Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.
22.9. Что такое зло, и откуда оно появилось?
– В христианском богословии утверждается, что зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо «сущностью», потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не являются самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь отсутствие добра. Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла и страданий, Он не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир – все это по природе является добрым и прекрасным. Но разумным личным существам (ангелам и людям) дана свобода воли, и они могут направлять свою свободу против Бога, отпадать от Источника добра и тем самым порождать зло. Зло, а вслед за ним и страдания вошли в мир вследствие падения, которое произошло сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе. Зло произошло от злоупотребления свободной волей.
22.10. Если Бог есть, то почему Он допускает страдания безвинных младенцев?
– Страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следствием вошедшего в жизнь греха. Об этом свидетельствуют первые страницы Библии: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16) – слова, обращенные к Еве после грехопадения. «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;… в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17–19) – слова, сказанные Адаму. Страдания даны людям как средство вразумления и исправления их; страдания и сама смерть, по выражению святого Василия Великого, «пресекают возрастание греха». Внимательное наблюдение показывает, что виновниками болезней и страданий в подавляющем большинстве случаев бывают сами люди, создавая искусственные, ненормальные условия для своего существования.
Если отвергнуть существование Бога, то тем более невозможно объяснить смысл страданий. Тогда в бедах – полная безысходность, в скорбях – безутешность, а жизнь человека – сплошная бессмыслица. Только с признанием Бога становится виден в страданиях смысл, ведь если есть Бог, то скорби – бессильны. Потому что любая скорбь временна, а Бог – вечен. И в таком случае страдания и даже безвременная кончина детей на самом деле уже не конец, а призвание в мир иной, лучший и вечный.
Часто людям трудно поверить в то, что человеку, тем более невинному, может быть полезно страдать. Но не имевший греха Христос показал на примере собственной жизни – путь к славе Воскресения пролегает через скорби Голгофы. Если люди не видят смысла того, что попускает Бог, то это еще не значит, что смысл отсутствует. Ведь за сумраком земных скорбей и несправедливостей откроется свет вечной, блаженной жизни. Поэтому Бог не всегда избавляет детей от скорбей и страданий, но являет Свой пусть и непостижимый, но мудрый Промысл, чтобы сохранить их души для участи лучшей.
Человеческая жизнь не ограничена смертью тела. Человек живет на земле не сам по себе, но вместе с ближними – будь то семья, нация или человечество в целом. И события, которые происходят с каждым человеком, могут иметь ключевое значение для окружающих. Именно об этом Господь напомнил Своим ученикам, когда те задали Ему вопрос о человеке, родившемся слепым: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2–3).
22.11. Если Бог милосерден, как Он может допустить, чтобы будущие мучения были вечными?
– Бог ада не создавал, как не создавал Он и вообще никакого зла. Бог любит всех людей и ждет ответной любви, свободного выбора в пользу добра. Ад – следствие противоположного выбора, результат сознательного отказа от Божией любви.
Вот в каких словах излагает православную точку зрения на ад и вечные муки святитель Феофан Затворник: «Говорят: милосердие Божие не допустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того, но что делать с теми, кто полон зла, а измениться не хочет? Они сами себя ставят за пределами милости Божией – и остаются там по своему свободному выбору… Мы видим перед собой людей, ожесточенных во зле: если они не изменятся в земной жизни, то останутся такими же и по смерти, то есть навсегда. Когда придет всему конец – а ему прийти неизбежно – где окажутся эти ожесточенные? Уж конечно, не вместе с теми, кто очистил душу от зла. Вот и ад! Не Бог виновник ада и вечных мучений, а люди. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Того и ждет от нас Господь; за тем Он и на землю приходил, за то и принял смерть на Кресте. Если Он желает безгрешности, то значит, и желает избавить каждого от вечных мук. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад этому; для того Он и дал нам узнать про ад, чтобы всякий поостерегся туда попасть».
Душа человека, покидая бренное тело, переходит в вечность, где нет времени, а значит, нет и кардинальных изменений, возможных в земном переменчивом мире. В вечности есть лишь раскрытие личного духовного самоопределения, ставшего явным за время земной жизни. И потому одни души предстанут в свете благодати Божией, к которой они всем сердцем стремились, а другие – во тьме грехов, поглотившей внутренний мир человека. Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Бога, а итог внутреннего самоопределения человека. Выбор добра или зла, проявившийся за время земной жизни, становится решающим в отношении пригодности человека к Небесному Царству. Господь Бог создал человека со свободной волей, которая выражается в глубоком личностном самоопределении, хочет или не хочет такой человек быть с Богом. Господь к спасению призывает, но не принуждает, потому что рай, полученный по принуждению, уже не рай.
22.12. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
– Потому что Богу не угодно вынужденное добро. Добро истинное – это плод свободного, добровольного и сознательного человеческого выбора и произволения.
Бог, Который есть любовь, сотворил человека по Своему образу и подобию. Он дал человеку свободную волю, как высочайший дар, чтобы человек сам выбирал между добром и злом.
Если отнять у человека Богом дарованную свободу (свободную волю и свободу нравственного выбора), то он превратится в робота, лишенного любви и радости. Истинная добродетель происходит от свободного произволения, а не от вынужденной необходимости. Понятия добра и зла неизбежно предполагают понятие свободы. Невозможно говорить о дурных и хороших поступках человека, когда они не зависят от его волеизъявления. Человеческое доброделание имеет нравственную ценность и награду от Бога лишь тогда, когда совершается добровольно и сознательно. Творившие добро воскреснут для вечной жизни, а делавшие зло будут осуждены (см. Ин. 5:29).
22.13. Почему рождаются больные дети, инвалиды? Является ли это Божиим наказанием за грехи?
– Души и здоровых, и больных равноценны пред Господом. Всем, желающим спасения в вечности, предоставляется эта возможность. Многим же через страдание, очищающее и исцеляющее, хотя в человеческом понимании это кажется иногда жестоким.
Рождение ребенка-инвалида – тяжелый крест для родителей.
Но Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Божия любовь и милость изливаются на всех. Кому-то посылаются болезни и скорби, но терпением их достигается спасение.
Ухаживая за ребенком-инвалидом с упованием на Божию помощь, сердца близких людей умягчаются состраданием, видя, как страдает невинное существо. Вся их жизнь – постоянное попечение и забота. Главное – не роптать, а всегда помнить: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог», говорится в русской пословице.
Есть ли Бог на свете?
Есть ли Бог на свете? | Нижегородская правдаКарта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде
Действует с 23 августа 2022 года.
Скачать
Главная | Общество | Есть ли Бог на свете?
Общество
Читайте нас в
«Доказательство Канта, — тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, — также неубедительны. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством. — Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич…» Никогда не задумывались, за что нашему калининградскому профессору грозили Соловки? Эти пасхальные дни, которые послужили, в том числе, и фоном для гениального романа Булгакова, — отличный повод задуматься над этим вопросом.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Поделиться
Самое популярное
Новости партнеров
Новости МирТесен
с
Идеи существования Бога во всем мире
В мире есть семь континентов, на всех из которых проживают разные национальности, пытающиеся жить хорошей жизнью и ищущие Бога, с которым можно общаться. Существование Бога оказалось в центре внимания как вершина всех исследований. Существует ли Бог? Кто Он и можно ли Его узнать? Как Ему следует поклоняться и признавать? Может ли смертный человек говорить с бессмертным Богом? Поиск Бога актуален всегда и по разным причинам, будь то богатство или мир, но это проблема, с которой постоянно приходится сталкиваться.
Будучи самым густонаселенным континентом, его крупнейшими странами являются Китай, Индия, Казахстан, Саудовская Аравия, Индонезия, Иран, Пакистан, Монголия и многие другие, поэтому неудивительно, что Азия является родиной многих религий, таких как христианство, Иудаизм, буддизм, конфуцианство, индуизм, ислам, джайнизм, синтоизм, сикхизм, даосизм и зороастризм.
Множество религий ясно указывают на стремление к Богу. Каждая религия ищет конечного Бога или определенного духовного Бога. Независимо от того, принимает ли религия теистическую или нетеистическую форму, конечной целью является общение с божеством. Вопрос не в существовании Бога, а в том, кто из них верховный Бог.
Сигне Коэн (2009), исследователь азиатских религий, объясняет, как Будда отверг идею Бога-творца. Более того, буддийские философы утверждают, что вера в вечного Бога является «…не чем иным, как отвлечением для людей, ищущих просветления». Поэтому лучше искать просветления, чем сосредотачиваться на неуместных богах. Кто-то может возразить, что поиск просветления — это способ для мужчин искать автономию. В каком-то смысле это отрицание существования Бога.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейПо словам Прадипа Кумара Рэя (2021 г. ), чарвака, также называемая локаята, считала, что мы должны отрицать существование Бога, а также все, что не поддается проверке. Они были школой мысли в Индии в 6 веке до нашей эры. Они считали, что жизни после смерти не существует, и предавались чувственным удовольствиям. Они верили в всеобъемлющую и приятную жизнь, потому что не существовало другого мира, кроме настоящего. Они отвергли идею наличия души и существования Бога.
История Азии полна божеств, и неудивительно, что в современном мире все еще преобладает вера в различных божеств. Месопотамия, исторический регион Западной Азии, может похвастаться богиней плодородия Иштар (Деянира Моррис: 2022). Она была богиней секса, а также богиней войны.
Человечество часто считало, что за всем, что происходит в жизни людей, должен стоять дух или Бог. Должен быть бог войны, процветания или дождя. Какой бы ни была потребность или цель человека, за этим стоит Бог. Библейский Бог также является Богом войны. Израильтяне полагались на своего Бога, чтобы побеждать в войнах. Всегда существовала вера в Бога или богов.
Религиозные верования в Европе (Франция, Германия, Италия и Великобритания являются одними из основных стран) разнообразны, причем христианство является самой распространенной религией. В своих исследованиях Оливер Рой (2020) заявляет, что Европа, без сомнения, является продуктом христианства (в частности, латинского христианства).
Существовало общее убеждение, что Бог превыше всего и Ему следует поклоняться. По словам Эми Троулин (2021), раннесредневековое искусство явно христианское. Христианство повлияло на все виды искусства. Существование Бога широко признавалось и считалось причиной существования; это дало людям цель.
Хотя многие европейцы все еще верят в существование Бога, это не обязательно означает Бога Библии. Большинство людей ходят в церковь несколько раз в год, в основном на Рождество и Пасху. Бог десяти заповедей, чистота и верность были разбавлены. Его доктрины и правила были помещены на коктейльный столик, где люди могут выбирать и выбирать то, что они хотят оставить и выбросить.
Продвигается либеральное мышление, и людей, которые строго следуют заповедям Бога, обычно не одобряют и называют фанатиками. Хотя существование Бога признано, его наставления и образ жизни не в полной мере восприняты современным европейским обществом.
Идеи Африки о существовании Бога
Почитают ли африканцы Бога или предков — бесконечный спор. Нужно приобрести глубокие знания африканской культуры, чтобы разгадать тайны африканского культа. Это поклонение предкам? Или это поклонение Богу через предков как посредников?
Бог рассматривается как Высшее Существо и создатель неба и земли, и не считается, что живые могут напрямую приблизиться к нему. Доктор Велафи Бхедлиндаба Мхизе, писатель и поэт, высоко ценимый знаток африканских традиций, пишет о том, что африканские предки рассматриваются как духовные посредники.
Для африканца никогда не возникало сомнения в существовании Бога. Ведь считается, что предки способны общаться с высшим Богом, получая и посылая Ему просьбы из земного царства. Африканские христиане обычно чтят своих предков и посещают праздники предков. Для них эти ритуалы так же важны, как молитва для римо-католиков, которые молятся, перебирая всех исторических христианских святых.
Возможно, спор заключается в вопросе о владении. Чтобы живые могли общаться с предками, должен быть избранный сосуд. Создается впечатление, что предки обладают этим сосудом и могут через него говорить. В христианстве это иногда считается демонической одержимостью.
Несомненно, религия проникла во все уголки Земли. Антарктида может похвастаться как минимум семью церквями. По словам Джона Мисачи (2017 г.), христианство было впервые установлено в Антарктиде капитаном Энеем Макинтошем в 19 г.16. Первая религиозная служба была проведена в 1947 году Уильямом Менстером с участием около 2000 человек из разных конфессий. Христианство было тогда объединяющим фактором для Антарктиды.
Хотя христианство является доминирующей религией, в Антарктиде проживали мусульмане и атеисты, но их процентное соотношение по сравнению с христианством не имеет большого значения.
Представления Южной и Северной Америки о Боге
Южная Америка
Во многих странах Южной Америки католицизм является основной религией. Есть свобода вероисповедания и четкое отделение церкви от государства. Протестантизм — религия меньшинства. Тем не менее, он все еще подпадает под христианство. Другие религии, практикуемые в Южной Америке, включают иудаизм и буддизм.
Несмотря на разнообразие религий, признание существования Бога неоспоримо. Католицизм значительно повлиял на искусство, философию и право. Католицизм и его религиозные обряды также смешаны с африканской магией, порождая ужасную практику вуду (Оливия Барретт: 2022). Вуду утверждает, что души умерших живут рядом с живыми. Сюда входит вера в загробную жизнь. Она классифицируется как «синкретическая» вера и обычно исповедуется тайно.
Это напряженное исследование духовного мира есть жажда ответов, которые выходят за пределы могилы. Что еще существует за пределами физического мира? А если Бог существует, то почему Он кажется безмолвным?
Южноамериканское христианство сосредоточено на благополучии и возвышении людей. Он фокусируется на миролюбивом Боге. Они верят в изменения к лучшему. Вера в Бога по-прежнему сильна. Преобладание католицизма привило веру во всемогущего Бога, который является сторонником социальной справедливости и равенства.
Северная Америка в основном состоит из трех стран: США, Канады и Мексики. Доминирующей религией, которую практикуют, является христианство. В Америке значительное количество людей меняет религию в течение жизни. Возможно, причиной может быть жажда большего в религии. По мере того, как люди развиваются, их поиск знаний и полноценной религии усиливается.
Исследования исследовательского центра Pew Research Center показали, что число американцев, абсолютно уверенных в существовании Бога, сокращается. Некоторые вообще не верят в существование Бога.
Существует новая тенденция верить в высшую силу, но не в библейского Бога. Это могло бы объяснить взрыв универсализма; вера, утверждающая, что все религии основаны на универсальных истинах и могут привнести цель и смысл в жизнь всех людей. С точки зрения непрофессионала, Универсализм — это сплав всех религий. Это не устраняет библейского Бога, но ставит его на уровень всех других богов; это исключает его как верховного всемогущего Бога.
Идеи Австралии о существовании Бога
Самый маленький континент на Земле, иногда называемый «островным континентом», Австралия представляет собой уникальный континент, состоящий из одной страны. Когда дело доходит до существования Бога или высшей силы, австралийские женщины верят и более открыты этому, чем мужчины (Наташа Мур: 2021). Мужчины более скептически относятся к существованию Бога, высшей силы или сверхъестественного.
Удивительно, но молодое поколение более открыто для идеи, что есть нечто большее, чем то, что мы видим и осязаем. Новые поколения склонны экспериментировать с религией. Они ищут то, что находится за пределами физического. Они более открыты для новых идей, не ограничены традицией. Для молодых существование Бога реально, а духи и ангелы реальны. Их разум готов исследовать сверхъестественное.
Вера в то, что у людей есть душа, т. е. что люди больше, чем материя, весьма распространена в Австралии. Однако это не обязательно означает веру в существование Бога. По данным Австралийского статистического бюро, число людей, сообщающих об отсутствии религии в Австралии, постоянно растет, особенно среди подростков.
Религия и ее концепции постоянно меняются. В современном обществе идея единого Бога больше не является доминирующей, и большее значение придается духовному сознанию. Мир постоянно меняется, меняются и представления о Боге. Кажется, что Бог сформирован таким, каким человек хочет, чтобы Он был; Бог, который принимает блуд, прелюбодеяние, идолопоклонство и когда-то неприкасаемые проблемы гомосексуализма, теперь считается приемлемым. Если кто-то верит в Бога, избегающего гомосексуализма, он и его Бог рассматриваются как отсталые.
Возможно, миру нужен Бог, соответствующий его развитому образу жизни, а не древний седобородый Бог, который не соответствует прогрессивным ценностям. Большинство людей предпочитают быть духовными, но не религиозными. Можно ли кого-то обвинить в путанице в вопросе о Боге? У христианства были проблемы с церковью еще в VI веке до н. э., когда священник Арий отрицал божественность Христа (Игорь Радулович: 2021). Это была лишь одна из причин созыва Никейской конференции. Возникла острая необходимость четко определить вопросы, связанные с Троицей. Но если так сложно решать вопросы внутри, как остальной мир должен решать проблему существования Бога?
Пантеизм | Определение, убеждения, история и факты
Ральф Уолдо Эмерсон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Бенедикт де Спиноза Пьер Леру
- Похожие темы:
- акосмизм имманентность панентеизм монизм мистика природы
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
пантеизм , учение о том, что вселенная в целом есть Бог и, наоборот, что нет Бога, кроме объединенной субстанции, сил и законов, проявляющихся в существующей вселенной. Родственная доктрина панентеизма утверждает, что Бог включает вселенную как часть, но не все свое существо.
И «пантеизм», и «панентеизм» — термины недавнего происхождения, придуманные для описания определенных взглядов на отношения между Богом и миром, которые отличаются от представлений традиционного теизма. Как отражено в приставке «пан-» (греч. pas , «все»), оба термина подчеркивают всеобъемлющую включенность Бога по сравнению с Его обособленностью, подчеркиваемой во многих версиях теизма. С другой стороны, пантеизм и панентеизм, поскольку они подчеркивают тему имманентности, т. е. внутреннего присутствия Бога, сами по себе являются версиями теизма, понимаемого в его самом широком смысле. Пантеизм подчеркивает тождество между Богом и миром, панентеизм (греч. en , «в»), что мир включен в Бога, но что Бог больше, чем мир.
Прилагательное «пантеист» было введено ирландским деистом Джоном Толандом в книге «Истинно изложенное социнианство » (1705). Существительное «пантеизм» впервые употребил в 1709 году один из противников Толанда. Термин «панентеизм» появился гораздо позже, в 1828 году. Хотя термины появились недавно, они ретроспективно применялись к альтернативным взглядам на божественное бытие, встречающимся во всех философских традициях как Востока, так и Запада.
Природа и значение
Пантеизм и панентеизм можно исследовать посредством трехстороннего сравнения с традиционным или классическим теизмом, рассматриваемым с восьми различных точек зрения, т. е. с точки зрения имманентности или трансцендентности; монизма, дуализма или плюрализма; времени или вечности; мира как разумного или нечувствующего; Бога как абсолютного или относительного; мира как реального или иллюзорного; свободы или детерминизма; и сакраментализма или секуляризма.
Поэтическое чувство божественного внутри и вокруг людей, которое широко выражается в религиозной жизни, часто рассматривается в литературе. Он присутствует в платоническом романтизме Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа, а также у Альфреда, лорда Теннисона, Ральфа Уолдо Эмерсона и Иоганна Вольфганга фон Гёте. Выражения божественного как интимного, а не чуждого, как внутреннего и близлежащего, а не отдаленного, характеризуют пантеизм и панентеизм в отличие от классического теизма. Такая имманентность поощряет человеческое чувство индивидуального участия в божественной жизни без необходимости посредничества какого-либо учреждения. С другой стороны, он может также поощрять бесформенный «энтузиазм» без сдерживающего влияния институциональных форм. Кроме того, некоторые теоретики усмотрели непристойность в точке зрения, которая позволяет легко противостоять божественному и присваивать его себе. Следовательно, классический теизм придерживался трансцендентности Бога, его существования над вселенной и за ее пределами. Признавая, однако, что, если разделение между Богом и миром становится слишком экстремальным, человечество рискует потерять связь с божественным, панентеизм — в отличие от пантеизма, который придерживается божественной имманентности — утверждает, что божественное может быть одновременно трансцендентным и имманентным. в то же время.
Философии монистичны, если они показывают сильное чувство единства мира, дуалистичны, если они подчеркивают его двойственность, и плюралистичны, если они подчеркивают его множественность. Пантеизм типично монистический, находящий в единстве мира чувство божественного, связанное иногда с мистической интуицией личного единения с Богом; классический теизм дуалистический в понимании Бога как отделенного от мира и разума от тела; а панентеизм типично монистический в отстаивании единства Бога и мира, дуалистический в убеждении об отделенности сущности Бога от мира и плюралистический в серьезном отношении к множеству видов существ и событий, составляющих мир. Одна из форм пантеизма, присутствовавшая на ранних стадиях греческой философии, утверждала, что божественное есть один из элементов мира, функция которого состоит в том, чтобы оживлять другие элементы, составляющие мир. Эта точка зрения, называемая гилозоистической (греч. hyle , «материя» и zōē , «жизнь») пантеизм не монистический, как большинство других форм пантеизма, а плюралистический.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Время или вечность
Большинство, но не все формы пантеизма понимают, что вечный Бог находится в тесной связи с миром, тем самым минимизируя время или делая его иллюзорным. Классический теизм утверждает, что вечность находится в Боге, а время — в мире, но полагает, что, поскольку вечность Бога включает в себя все время, временной процесс, происходящий сейчас в мире, уже завершен в Боге. Панентеизм, с другой стороны, поддерживает временно-вечного Бога, который стоит в противопоставлении с временным миром; таким образом, в панентеизме темпоральность мира не отменяется, и время сохраняет свою реальность.
Мир как разумный или неразумный
Каждая философия должна занимать позицию где-то в диапазоне от концепции вещей как бесчувственной материи до одной из вещей как психических или разумных. Материализм придерживается первой крайности, а панпсихизм — второй.