Есть ли чувства и эмоции у животных: Способны ли животные чувствовать?

Содержание

Способны ли животные чувствовать?

Ученые из Лейденского университета и Утрехтского университета, Нидерланды, выдвинули гипотезу о том, что у животных тоже могут быть чувства. По их словам, это может привести к принципиально новой системе взаимоотношений между видами.

Теги:

Нетленка

Животные

Биология

Психология

Unsplash

Интересно, какие чувства испытывает ваш пес, когда выпрашивает у вас кусочек сосиски…

Многие ученые поддерживают теорию о том, что животные могут испытывать эмоции. Но вопрос о том, есть ли у них еще и чувства, является предметом многочисленных споров, и некоторые ученые-бихевиористы считают, что это не так. Однако когнитивный психолог Мариска Крет и биологи-бихевиористы Йорг Массен и Франс де Ваал готовы опровергнуть это, основываясь на своих наблюдениях.

Прежде всего, нужно понимать разницу между эмоциями и чувствами. «Эмоция состоит из трех компонентов: физиологического, который определяет, как ваше тело реагирует на стимул; поведенческого, который заставляет вас выражать эмоции; и когнитивного, который заставляет вас делать определенный выбор.

Для многих видов животных было показано, что у них есть эмоции», — пишут авторы работы. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чувства же стоит рассматривать как субъективную интерпретацию ваших собственных эмоций. Например, негативные эмоции могут заставить вас чувствовать себя несчастным. Способность испытывать чувства также позволяет сопереживать эмоциям другого человека и думать о том, как вы можете ему помочь. Авторы работы отмечают, что для этого должен присутствовать важный когнитивный принцип: способность воспринимать точку зрения этого другого, то есть иметь способность к эмпатии. 

Уже было проведено много исследований эмоций и чувств у животных. Эмоции можно изучать экспериментально. Такие опыты часто проводятся с приматами, птицами и даже пчелами. Поскольку эмоция предполагает физиологическую реакции, ее легко «поймать» прибором, например, тепловизором. 

Намного сложнее объективно оценить, какие чувства испытывает животное. Когда ученые изучают чувства людей, они задают добровольцам вопросы, но с животными такие эксперименты провести невозможно.   

Однако есть много свидетельств того, что животные могут интерпретировать эмоции и копировать их. А это значит, что у существа есть определенная склонность к эмпатии. «Некоторые животные могут сопереживать желаниям других, и недавно было показано, что шимпанзе, например, понимают желания собратьев», — пишут авторы работы. 

Ученые полагают, что сейчас научному сообществу нужно сосредоточиться на наблюдательных исследованиях, чтобы увидеть, как разные виды реагируют на эмоции. Также авторы считают, что пока не доказано обратное, человеку стоит верить, что животные способны чувствовать. Это может сделать наш мир добрее и этичнее.

Ученые разобрались в эмоциях собак: «Как трехлетние дети»

Наука 23354

Поделиться

«Он совсем как человек: все понимает, все чувствует, просто сказать не может» — такое утверждение часто можно слышать от многих владельцев собак.

Порою нам кажется, что наш четвероногий друг настолько впечатлителен, отзывчив и эмоционален, что мы начинаем его очеловечивать. Но способны ли собаки чувствовать так же, как мы?

Выводы большинства исследователей, изучавших психологию и поведение собак, в этом плане одновременно и оптимистичны, и пессимистичны. Да, собаки так же, как и мы, способны испытывать эмоции. Но они у четвероногих более примитивны.

По предположениям многих ученых, интеллект собаки примерно соответствует интеллекту трехлетнего ребенка. Если пользоваться этой аналогией, то можно сказать, что пес, как и маленький ребенок, способен испытывать страх, тревогу, любовь, радость, счастье. Но вот вторичные эмоции — такие как вина, стыд, смущение, ревность, презрение, гордость и верность (в более тонком смысле, чем преданность хозяину) — собаки, как и дети до трех лет, испытывать не способны.

Но почему же тогда по возвращении владельца домой нашкодивший пес прижимает ушки или прячется под кровать, выглядывая виновато из своего укрытия? И почему после того, как его наказали или отругали, он начинает как бы подлизываться к хозяину, демонстрируя, что ему стыдно и он хочет загладить свою вину?

Доктор Сьюзан Хейзел из Университета Аделаиды (Австралия) считает, что за тысячелетия существования рядом с человеком собаки адаптировались и научились принимать виноватый вид перед своим хозяином, как только его поведение говорит о том, что он рассержен (а считывать настроение человека по мимике и жестам собаки умеют очень хорошо). Животные очень быстро понимают, что если принять позу подчинения (прижать ушки, перевернуться на спинку, начать ластиться и заглядывать в глаза человеку и т.д.), он сменит гнев на милость и наказания не последует (либо оно прекратится). Иными словами, собака будет вымаливать прощение не потому, что она чувствует свою вину и ей стыдно, а лишь с целью поменять отношение человека к ней. Причину же гнева хозяина она может и не осознавать.

Ученые Будапештского университета имени Л.Этвеша провели любопытный эксперимент с участием более чем 60 домашних собак. На стол клали вкусную еду и питомца оставляли один на один с пищей, предварительно запретив брать ее. Кто-то из животных съедал еду, кто-то — нет. По возвращении человека специалисты наблюдали, как ведут себя четвероногие. Предположение о том, что собаки начинают вести себя виновато только после того, как их поругают, а не потому, что нарушили запрет, полностью подтвердилось. Более того, сами владельцы собак не могли с точностью определить по поведению своих питомцев, нарушили те запрет или нет, пока им об этом не сообщали экспериментаторы.

Шотландский специалист по поведению животных Элейн Хенли поясняет: «Чувство вины или стыда, конечно же, собакам приписывают люди. Зато животные способны реагировать на тон голоса, движения и даже запах владельца. Они распознают также и запах гнева».

Иногда позу подчинения собаки после наказания или какого-то запрета люди также ошибочно принимают за обиду питомца. Однако на самом деле это не так. Собака не обиделась, а просто по своему опыту знает, что если уйдет и ляжет в уголке, отвернувшись, сердце человека смягчится.

Могут ли наши хвостатые питомцы ревновать? Собаки — высокоорганизованные социальные существа. Но, увы, то, что мы принимаем за их ревность, лишь разновидность иерархического инстинкта. Любимого хозяина пес воспринимает прежде всего как вожака стаи (а стая — это ваша семья либо круг ваших близких друзей, постоянно находящихся в вашем доме). Любое животное знает, что вожак имеет исключительное право первым подойти к пище, занять лучшее место для отдыха и так далее.

Поэтому каждый член стаи будет стремиться быть поближе к вожаку, иными словами, подняться по иерархической лестнице. У собаки это выражается, например, в стремлении залезть в кровать к хозяину, вытеснив оттуда его супругу или ребенка, требовать поиграть с ней, когда хозяин занят кем-то другим, рычать на соперника и так далее. Со стороны это выглядит комично, но объяснение у такого поведения, как видим, вполне научное.

Способны ли наши четвероногие друзья сопереживать? Во время одного из экспериментов ученые собрали собак разных пород и включили им для прослушивания разнообразные звуки.

Помимо музыки и шума животным проигрывали плач и всхлипывание человека. Удивительно, но именно на эти звуки острее всего реагировали псы. Это свидетельствует о том, что собаки четко понимают всю эмоциональную силу человеческого плача и переживают, слыша его. Возможно, даже сопереживают.

«Мы точно знаем, что у собак есть чувства. Однако о том, что конкретно они испытывают, мы пока можем только догадываться по их внешнему поведению», — констатирует Элейн Хенли.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы и предложения направляйте на [email protected]

Подписаться

Авторы:

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27455 от 29 июля 2017

Заголовок в газете: Что чувствует собака?

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • 4 июня – Троица, что можно, а что строго запрещено делать в большой православный праздник

    Фото 34785

    Псков
  • В батальоне «Крым» рассказали об использовании Украиной тактики НАТО

    16235

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Удар молнии не оставил выбора: история единственного учителя биологии в Чите

    Фото 15567

    Чита
  • Эксперты объяснили популярность онлайн-сделок с готовым бизнесом в регионах

    Фото 10869

    Нижний Новгород

    Александр Прокопенков

  • Остаться любой ценой: руководитель профкома ГБ № 1 Нижнего Тагила Татьяна Усатова, которой, по мнению ТФОМС, незаконно платили зарплату, снова пытается обжаловать свое увольнение

    10430

    Екатеринбург

    Денис Стрельцов

  • Губернатор Алтайского края открыл фонд «Защитники Отечества» и дал поручения по первым обращениям

    Фото 9569

    Барнаул

    Александр Захаров

В регионах:Ещё материалы

Чувствуют ли животные эмоции? — OneKind Planet Biology

Вы когда-нибудь задумывались, испытывают ли животные эмоции так же, как мы? На этой странице мы исследуем, что такое эмоции, посмотрим на некоторые научные исследования и ответим на очень важный вопрос: « животные испытывают эмоции ?».

Что такое эмоции?

Что такое эмоции? Это сложный вопрос, настолько сложный, что ученые не могут прийти к единому ответу [1]. Словарь говорит, что эмоции — это « чувства, такие как счастье, любовь, страх, гнев или ненависть, которые могут быть вызваны ситуацией, в которой вы находитесь, или людьми, с которыми вы находитесь».0004» [2]. Это означает, что они являются нашей реакцией на то, что с нами происходит. Например, если вы гладите щенка, вы чувствуете себя счастливым, но если вы спорите с другом, вы чувствуете грусть или злость.

Эмоции вызывают у нас физиологические реакции, такие как учащенное сердцебиение, и поведенческие, такие как улыбка, хмурый взгляд или крик [3]. Именно эти реакции показывают окружающим, что мы чувствуем.

Животные испытывают эмоции?

В 2018 году самка косатки более двух недель носила с собой мертвого детеныша. Демонстрация горя и печали? Мы так думаем, и не только мы [4].

Тем не менее, это сложная тема для изучения. Люди десятилетиями спорили о том, испытывают ли животные эмоции, задавая такие вопросы, как «как узнать, испытывает ли животное эмоции?» Они не могут сказать нам. Способность чувствовать эмоции также зависит от вида. Они не все одинаковые — взгляд пауков на мир сильно отличается от взглядов собак!

Короткий ответ: да, животные чувствуют эмоции. Вам нужно только посмотреть на собаку, виляющую хвостом, чтобы увидеть это, но это также подтверждается исследованиями, некоторые из которых мы рассмотрим ниже. Животные взволнованы, счастливы и напуганы так же, как и мы. Люди все-таки животные [5].

Тематические исследования

Ученые изучали эмоции многих видов, поэтому давайте рассмотрим некоторые из них.

Эмоции у свиней

В 2013 году исследование на свиньях показало, что люди проявляют поведение, связанное с негативными эмоциями, когда ожидают или испытывают плохой опыт, которым в данном случае было отделение от других. Это поведение включало в себя замирание, засовывание ушей назад и низкое опускание хвоста. Положительное поведение, такое как игра, лай и движение хвостом, наблюдалось до или во время хорошего опыта, когда им предоставляли компанию и доступ к загону, наполненному соломой, торфом и шоколадным изюмом. Исследование также показало, что обученные животные передавали эмоции необученным, которые не знали, хорошие они или плохие ожидаются [6]. Это показывает, что эмоции одной свиньи могут влиять на других, что очень важно при рассмотрении вопросов благополучия животных и ведения сельского хозяйства, поскольку многие животные содержатся близко друг к другу. Результаты подтверждаются и другими исследованиями на свиньях, такими как [7].

Эмоции у пчел

Возможно, пчелы — не первое животное, которое приходит на ум, когда вы думаете об эмоциях, но в 2016 году ученые сделали открытие — пчелы могут чувствовать себя счастливыми, когда им дают угощение. Продолжая теорию о том, что люди более оптимистично реагируют на новые ситуации, когда они счастливы, и быстрее восстанавливаются после негативных ситуаций, ученые проверили, как пчелы реагируют на сладкое лакомство. Сначала они научили пчел ассоциировать определенные области и цвета с сладкой или простой водой. Затем они дали некоторым пчелам сладкую воду, немного простой воды и открыли новое пространство с новым цветом. Пчелы, которым давали сахар, посещали новое место быстрее, чем те, которым давали только обычную воду, что говорит о том, что они были более оптимистичны в отношении возможности получения сладкого лакомства. Тем, кому давали простую и сладкую воду, потребовалось одинаковое количество времени, чтобы посетить известные районы. После лакомства пчелы также быстрее восстанавливались и быстрее начинали питаться после имитации нападения хищника [8, 9].].

Эмоции у рыб

Наше последнее исследование посвящено рыбе. В исследовании, опубликованном в 2017 году, рассматривается вопрос о том, реагируют ли морские лещи физиологически и поведенчески на положительный и отрицательный опыт. Эмоциональные состояния идентифицировали путем измерения уровня гормона стресса кортизола, мониторинга активности мозга и оценки поведенческого поведения. Результаты показывают, что дорада по-разному реагируют на одно и то же событие в зависимости от того, воспринимают ли они его как положительное или отрицательное [10, 11].

Заключительные мысли об эмоциях у животных

Эмоции завораживают. Однако интерес — не единственная причина изучать их на животных. Понимание того, как животные чувствуют и реагируют на различные ситуации, может помочь нам улучшить жизнь тех, о ком мы заботимся.

Ссылки

[1]          Т. Шефф, «Что такое эмоции? Физическая теория», Review of General Psychology, vol. 19, нет. 4, стр. 458–464, 2015 г.
[2]          Collins English Dictionary, «Emotion», март 2019 г.. [В сети]. Доступно: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/emotion.
[3]          Черри К., «Эмоции и типы эмоциональных реакций», март 2019 г. [Онлайн]. Доступно: https://www.verywellmind.com/what-are-emotions-2795178.
[4]          Л. Катберт, «Касатка, оплакивающая своего детеныша, показывает сложность эмоций косаток», август 2018 г. [Онлайн]. Доступно: https://www.nationalgeographic.co.uk/animals/2018/08/orca-mourning-her-calf-shows-complexity-killer-whale-emotions.
[5]          М. Бекофф, Эмоциональная жизнь животных: Ведущий ученый исследует радость, печаль и сочувствие животных — и почему они важны, Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира, 2010.
[6]          I. Reimert, J. E. Bolhuis, Б. Кемп и Т. Б. Роденбург, «Индикаторы положительных и отрицательных эмоций и эмоционального заражения у свиней», Physiology & Behavior, vol. 109, pp. 42-50, 2013.
[7]          I. Reimert, JE Bolhuis, B. Kemp и T.B. Rodenburg, «Эмоции на свободе: эмоциональное заражение и роль окситоцина у свиней», Animal Cognition, vol. 18, нет. 2015. Т. 2. С. 517–532.
[8]          Э. Бенсон, «Не волнуйтесь, пчелы счастливы: у пчел обнаруживаются эмоции и настроение», сентябрь 2016 г. [Онлайн]. Доступно: https://www.newscientist.com/article/2107546-dont-worry-bee-happy-bees-found-to-have-emotions-and-moods/. [По состоянию на март 2019 г. ].
[9]          C. J. Perry, L. Baciadonna и L. Chittka, «Неожиданные вознаграждения вызывают дофамин-зависимые положительные эмоции, подобные изменениям состояния у шмелей», Science, vol. 353, нет. 6307, стр. 1529-1531, 2016.
[10]        Phys.org, «Эмоциональные состояния, обнаруженные у рыб», октябрь 2017 г. [Онлайн]. Доступно: https://phys.org/news/2017-10-emotional-states-fish.html. [По состоянию на апрель 2019 г.]
[11]        Cerqueira M., Millot M., Castanheira M.F., Félix A.S., Silva T., Oliveira G.A., Oliveira C.C., Martins C.I.M. и Oliveira R.F. «Когнитивная оценка стимулов окружающей среды вызывает эмоциональные состояния у рыб». Научные отчеты, том. 7, 2017.

Эмоции животных: описательные и предписывающие определения и их значение для сравнительной перспективы

Адамс К.Д., Дикинсон А. Действия и привычки: вариации представлений во время инструментального обучения. В: Спир Н.Э., Миллер Р.Р., редакторы. Обработка информации у животных: механизмы памяти. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс; Хиллсдейл, Нью-Джерси: 1981. стр. 143–165. [Google Scholar]

Амзель А. Фрустративное отсутствие вознаграждения при частичном подкреплении и обучении различению: немного недавней истории и теоретическое расширение. Психол. 1962; 69: 306–328. [PubMed] [Google Scholar]

Андерсон А.Дж., Адольфс Р. Основа для изучения эмоций у разных видов. Клетка. 2014; 157:187–200. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Бах Д.Р., Даян П. Алгоритмы выживания: сравнительный взгляд на эмоции. Нац. Преподобный Нейроски. 2017;18:311–317. [PubMed] [Академия Google]

Balleine B. Инструментальное исполнение после изменения первичной мотивации зависит от стимулирующего обучения. Дж. Эксп. Психол. Аним. Б. 1992; 18: 236–250. [PubMed] [Google Scholar]

Баллейн Б., Дикинсон А. Инструментальная производительность после девальвации подкрепления зависит от стимулирующего обучения. QJ Exp. Психол. 1991; 43Б: 279–296. [Google Scholar]

Баллейн Б. , Дикинсон А. Сознание — интерфейс между аффектом и познанием. В: Корнуолл Дж., редактор. Сознание и человеческая идентичность. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд: 1998. стр. 57–85. [Google Scholar]

Баллейн Б., Дикинсон А. Целенаправленное инструментальное действие: непредвиденное и стимулированное обучение и их корковые субстраты. Нейрофармакол. 1998; 37: 407–419. [PubMed] [Google Scholar]

Баллейн Б., Дикинсон А. Роль стимулирующего обучения в инструментальной переоценке результатов с помощью сенсорного специфического насыщения. Аним. Учиться. Поведение 1998; 26:46–59. [Google Scholar]

Барретт Л.Ф., Мекита Б., Охснер К.Н., Гросс Дж.Дж. Опыт эмоций. Анна. Преподобный Психолог. 2007; 58: 373–403. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Барретт Л.Ф. Эмоции как естественные виды? Перспектива. Психол. науч. 2006; 1: 28–58. [PubMed] [Google Scholar]

Бейтсон М., Дезире С., Гартсайд С.Е., Райт Г.А. Возбужденные медоносные пчелы проявляют пессимистические когнитивные искажения. Курс. биол. 2011;21:1070–1073. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Berridge K.C., Kringelbach M.L. Аффективная неврология удовольствия: вознаграждение у людей и животных. Психофармакология. 2008; 199: 457–480. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Бланшар Р.Дж., Хеберт М.А., Феррари П.Ф., Паланца П., Фигейра Р., Бланшар Д.К., Пармиджани С. Защитное поведение диких и лабораторных (швейцарских) мышей: батарея тестов защиты мышей. Физиол. Поведение 1998; 65: 201–209. [PubMed] [Google Scholar]

Блюмштейн Д. Т. Переселение в пригород: онтогенетические и эволюционные последствия жизни на островах, свободных от хищников. Дж. Биогеогр. 2002; 29: 685–692. [Google Scholar]

Bolles R.C., Fanselow M.S. Перцептивно-защитно-восстановительная модель страха и боли. Поведение наук о мозге. 1980;3:291–301. [Google Scholar]

Боллес Р. К., Хольц Р., Данн Т., Хилл В. Сравнение обучения стимулом и обучения реакции в ситуации наказания. Учиться. Мотив. 1980; 11: 78–96. [Google Scholar]

Bolles R.C. Подкрепление, ожидание и обучение. Психол. 1972; 95: 394–409. [Google Scholar]

Боли М., Сет А.К., Уилке М., Ингмундсон П., Баарс Б., Лорейс С., Эдельман Д.Б., Цучия Н. Сознание у людей и нечеловеческих животных: последние достижения и направления на будущее. Передний. Психол. 2013;4:e00625. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Бреланд К., Бреланд М. Неправильное поведение организмов. Являюсь. Психол. 1961; 16: 681–684. [Google Scholar]

Брилот Б.О., Ашер Л., Бейтсон М. Стереотипы о скворцах более «пессимистичны» Аним. Познан. 2010; 13:721–731. [PubMed] [Google Scholar]

Браун П.Л., Дженкинс Х.М. Автоформирование клюва голубя. Дж. Эксп. Анальный. Поведение 1968; 11: 1–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Берман О., Макгоуэн Р., Мендл М., Норлинг Ю., Пол Э., Рен Т., Килинг Л. Использование предвзятости суждений для измерения положительного аффективного состояния в собаки. заявл. Аним. Поведение науч. 2011; 132:160–168. [Академия Google]

Карточка Г., Дикинсон М.Х. Зрительно опосредованное моторное планирование в реакции побега дрофилы. Курс. биол. 2008;18:1300–1307. [PubMed] [Google Scholar]

Чен С., Ли А.Ю., Боуэнс Н.М., Хубер Р., Кравиц Е.А. Борьба с плодовыми мухами: модельная система изучения агрессии. проц. Натл. акад. науч. США 2002; 99: 5664–5668. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Клейтон Н.С., Далли Дж., Гилберт Дж., Дикинсон А. Кэширование пищи западными кустарниковыми сойками (Aphelocoma californica) чувствительно к условиям восстановления. Дж. Эксп. Психол. Аним. Поведение проц. 2005; 31: 115–124. [PubMed] [Академия Google]

Коллиер Г., Джонсон Д.Ф., Морган С. Функция величины подкрепления в закрытой и открытой экономике. Дж. Эксп. Анальный. Поведение 1992; 57: 81–89. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Colwill R.M., Rescorla R.A. Инструментальное реагирование остается чувствительным к обесцениванию подкрепления после интенсивного обучения. Дж. Эксп. Психолог.: Аним. Поведение проц. 1985; 14: 155–164. [Google Scholar]

Дэвис А.С., Никол С.Дж., Рэдфорд А.Н. Влияние снижения вознаграждения на поведение и физиологию цыплят. Аним. Поведение 2015; 105:21–28. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Даян П., Баллейн Б.В. Вознаграждение, мотивация и обучение с подкреплением. Нейрон. 2002; 36: 285–298. [PubMed] [Google Scholar]

Dayan P., Berridge K.C. Основанное на моделях и без моделей павловское вознаграждение за обучение: переоценка, пересмотр и откровение. Познан. Оказывать воздействие. Поведение Неврологи. 2014; 14:473–492. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Дикин А., Браун В.Дж., Ходж Дж.Л., Пол Э.С., Мендл М. Задача экранного клева для исследования когнитивных искажений у кур-несушек. ПЛОС Один. 2016;11:e0158222. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

де Боно М., Марик А.В. Нейрональные субстраты сложного поведения у C. elegans. Анну. Преподобный Нейроски. 2005; 28: 451–501. [PubMed] [Google Scholar]

de Waal F.B.M. Что такое животная эмоция? Анна. Академик Нью-Йорка науч. 2011;1224:191–206. [PubMed] [Google Scholar]

Дикинсон А. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 1980. Современная теория обучения животных (Проблемы поведенческих наук) [Google Scholar]

Дикинсон А., Баллейн Б. Мотивационный контроль целенаправленного действия. Аним. Учиться. Поведение 1994;22:1–18. [Google Scholar]

Дикинсон А., Баллейн Б. Причинное познание и целенаправленное действие. В: Heyes C., Huber L., редакторы. Эволюция познания. Массачусетский технологический институт Пресс; Кембридж, Массачусетс: 2000. стр. 185–204. [Google Scholar]

Дикинсон А., Баллейн Б. Роль обучения в работе мотивационных систем. В: Пашлер Х., Галлистел Р., редакторы. Справочник Стивена по экспериментальной психологии. Джон Уайли и сыновья; Нью-Йорк: 2002. стр. 497–533. [Академия Google]

Дикинсон А., Баллейн Б. Гедоника: когнитивно-мотивационный интерфейс. В: Крингельбах М.Л., Берридж К.С., редакторы. Удовольствия для мозга. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд: 2009. стр. 74–84. [Google Scholar]

Долан Р.Дж., Даян П. Целевые привычки в мозгу. Нейрон. 2013; 80: 312–325. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Дуглас С., Бейтсон М., Уолш С., Бедью А., Эдвардс С.А. Обогащение окружающей среды вызывает оптимистические когнитивные искажения у свиней. заявл. Аним. Поведение науч. 2012;139: 65–73. [Google Scholar]

Даффи Э. Психологическое значение концепции возбуждения или активации. Психол. 1957; 64: 265–275. [PubMed] [Google Scholar]

Экман П., Дэвидсон Р.Дж. О.У.П.; Оксфорд: 1994. Природа эмоций: фундаментальные вопросы. [Google Scholar]

Фрик К.М., Стиллнер Э.Т., Бергер-Суини Дж. Мыши — это не маленькие крысы: различия видов в однодневной задаче в водном лабиринте. Нейроотчет. 2000; 11:3461–3465. [PubMed] [Google Scholar]

Гендрон М. Определение эмоций. Краткая история. Эмот. 2010; 2: 371–372. [Академия Google]

Грей Дж.А. Академическая пресса; Лондон: 1975. Элементы двухпроцессной теории обучения. [Google Scholar]

Грей Дж.А. Тревога как парадигма эмоции. бр. Мед. Бык. 1981; 37: 193–197. [PubMed] [Google Scholar]

Гринспен Р. Дж., Тонони Г., Сирелли С., Шоу П. Дж. Сон и плодовая муха. Тренды Нейроси. 2001; 24: 142–145. [PubMed] [Google Scholar]

Гриндли Г.К. Формирование простого навыка у морских свинок. бр. Дж. Психол. 1932; 23: 127–147. [Академия Google]

Хардинг Э.Дж., Пол Э.С., Мендл М. Поведение животных. Когнитивное искажение и аффективное состояние. Природа. 2004; 427(6972) 312-312. [PubMed] [Google Scholar]

Харлоу Х.Ф., Стагнер Р. Психология чувств и эмоций. Психол. 1933; 40:84–194. [Google Scholar]

Hershberger W.A. Подход через зеркало. Аним. Учиться. Поведение 1986; 14: 443–451. [Google Scholar]

Хинде Р.А., Stevenson-Hinde J. Academic Press; Лондон: 1973. Ограничения в обучении: введение в проблемы. [Академия Google]

Ходос В. Прогрессивный коэффициент как мера силы вознаграждения. Наука. 1961; 134: 364–372. [PubMed] [Google Scholar]

Hull C.L. Эпплтон-Сенчури-Крофтс; Нью-Йорк: 1943. Принципы поведения. [Google Scholar]

Изард К.Э. Многие значения/аспекты эмоций: определения, функции, активация и регулирование. Эмот. 2010; 2:363–370. [Google Scholar]

Джонс С., Пол Э.С., Даян П., Робинсон Э.С.Дж., Мендл М. Павловское влияние на обучение различается между крысами и мышами в уравновешенной задаче на предвзятость суждений «годен/нет». Поведение Мозг Res. 2017; 331: 214–224. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Клейнгинна П.Р., Клейнгинна А.М. Категоризированный список определений эмоций с предложениями по согласованному определению. Мотив. Эмот. 1981; 5: 345–379. [Google Scholar]

Ланг П. Дж. Эмоции и мотивация: к согласованным определениям и общей цели исследования. Эмот. 2010;2:229–233. [Google Scholar]

Леду Дж., Фелпс Л., Альберини К. О чем мы говорим, когда говорим об эмоциях. Клетка. 2016; 167:1443–1445. [PubMed] [Google Scholar]

Леду Дж. Переосмысление эмоционального мозга. Нейрон. 2012; 73: 653–676. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Лебестки Т., Чанг Дж.С., Данкерт Х., Зельник Л., Ким Ю.К., Хан К.А., Вольф Ф.В., Перона П., Андерсон Д.Дж. Две разные формы возбуждения у дрозофилы противоположно регулируются ортологом дофаминового D1-рецептора DopR через разные нейронные цепи. Нейрон. 2009; 64: 522–536. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

MacGinitie GE, MacGinitie N. McGraw-Hill Book Company; Нью-Йорк: 1968. Естественная история морских животных. [Google Scholar]

Макфейл Э. М. Кларендон; Оксфорд: 1982. Мозг и интеллект у позвоночных. [Google Scholar]

Матосин Н., Франк Э., Энгель М., Лум Дж.С., Ньюэлл К.А. Негативное отношение к отрицательным результатам: обсуждение разрыва между научной ценностью и научной культурой. Дис. Модель мех. 2014;7:171–173. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Мигер Р.К., Дарос Р.Р., Коста Дж.Х.К., фон Кейзерлингк М.А.Г., Хётцель М.Дж., Вири Д.М. Влияние степени и времени социального жилья на обратное обучение и реакцию на новые объекты у молочных телят. ПЛОС Один. 2015: e0132828. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Мендл М.Т., Пол Э.С. Пчела счастлива. Наука. 2016;353(6307):1499–1500. [PubMed] [Google Scholar]

Мендл М., Берман О.Х.П., Пол Э.С. Интегративная и функциональная основа для изучения эмоций и настроения животных. проц. Р. Соц. Б-Биол. науч. 2011;277(1696):2895–2904. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Мендл М., Пол Э.С., Читтка Л. Поведение животных: эмоции у беспозвоночных? Курс. биол. 2011; 21: Р463–Р465. [PubMed] [Google Scholar]

Mendl M.T. Работа под давлением: стресс и когнитивная функция. заявл. Аним. Поведение науч. 1999;65:221–244. [Google Scholar]

Милленсон Дж. Р. Макмиллан; Нью-Йорк: 1967. Принципы анализа поведения. [Google Scholar]

Миллер С., Конорски Дж. Об одной форме условного рефлекса. Дж. Эксп. Анальный. Поведение 1969; 12: 187–189. (Перевод Б. Ф. Скиннера: Sur une particulière des reflex Conditionnels. Les Compte Rendus des Seances de la Société Polonaise de Biologie, 1928, 49, 1155–1157) [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

O ‘Коннелл М.Ф. Временные распределения ответа во время дискретного пробного обучения крыс. Дж. Эксп. Анальный. Поведение 1979;31:31–40. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Olmstead M.C., Kuhlmeier V.A. Издательство Кембриджского университета; Кембридж: 2015. Сравнительное познание. [Google Scholar]

Панксепп Дж. К общей психобиологической теории эмоций. Поведение наук о мозге. 1982; 5: 407–422. [Google Scholar]

Панксепп Дж. Основные эмоциональные цепи мозга млекопитающих: есть ли у животных аффективная жизнь? Неврологи. Биоповедение. 2011; 35:1791–1804. [PubMed] [Академия Google]

Паркер Р.М.А., Пол Э.С., Берман О.Х.П., Браун В.Дж., Мендл М. Условия содержания влияют на реакцию крыс на два типа неопределенности в задаче когнитивной предвзятости различения вознаграждения. Поведение Мозг Res. 2014; 274:73–83. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Пол Э.С., Хардинг Э.Дж., Мендл М. Измерение эмоциональных процессов у животных: полезность когнитивного подхода. Неврологи. Биоповедение. 2005; 29: 469–491. [PubMed] [Google Scholar]

Pearce JM Psychology Press, Hove & New York; 2008. Обучение и познание животных: введение. [Академия Google]

Perry CJ, Baciadonna L., Chittka L. Неожиданные вознаграждения вызывают у шмелей дофамин-зависимые положительные эмоциональные изменения. Наука. 2016;353(6307):1529–1531. [PubMed] [Google Scholar]

Prinz J.J. О.У.П.; Оксфорд: 2004. Реакции кишечника: перцептивная теория эмоций. [Google Scholar]

Prinz J. Для валентности. Эмот. 2010; 2:5–13. [Google Scholar]

Рамасей Р. А., Аллан Б.Дж.М., Маккормик М.И. Пластичность реакции побега: предшествующий опыт хищника повышает эффективность побега у коралловых рифовых рыб. ПЛОС Один. 2015;10:e0132790. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Rangel A., Camerer C., Montague P.R. Структура изучения нейробиологии принятия решений на основе ценностей. Нац. Преподобный Нейроски. 2008; 9: 545–556. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Rolls E.T. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд: 1999. Мозг и эмоции. [Google Scholar]

Rolls E.T. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд: 2005. Объяснение эмоций. [Google Scholar]

Rolls E.T. Издательство Оксфордского университета; Оксфорд: 2014. Объяснение эмоций и принятия решений. [PubMed] [Академия Google]

Рассел Дж.А., Вайс А., Мендельсон Г.А. Сетка аффектов – одноэлементная шкала удовольствия и возбуждения. Дж. Перс. соц. Психол. 1989; 57: 493–502. [Google Scholar]

Рассел Дж.А. Ядро аффекта и психологическая конструкция эмоции. Психол. 2003; 110:145–172. [PubMed] [Google Scholar]

Schneirla T. Теория эволюции и развития двухфазных процессов, лежащих в основе приближения и ухода. В: Джонс М.Р., редактор. Симпозиум Небраски по мотивации. Университет Небраски Пресс; Линкольн: 1959. С. 1–42. [Google Scholar]

Сенгупта П. Генерация и модуляция хемосенсорного поведения у C. elegans . Архив Пфлюгера. Евро. Дж. Физиол. 2007; 454: 721–734. [PubMed] [Google Scholar]

Sheffield F.D. Связь между классическим обусловливанием и инструментальным обучением. В: Prokasy WF, изд. Классическое кондиционирование: симпозиум. Эпплтон-Сенчури-Крофтс; Нью-Йорк: 1965. стр. 302–322. [Google Scholar]

Шервин С.М. Могут ли беспозвоночные страдать? Или насколько надежен аргумент по аналогии? Аним. Вельф. 2001; 10: S103–118. [Академия Google]

Скиннер Б. Ф. Эпплтон Сенчури; Нью-Йорк: 1938. Поведение организмов. [Google Scholar]

Спенс К.В. Издательство Йельского университета; Нью-Хейвен: 1956. Теория поведения и обусловливание. [Google Scholar]

Стивенсон П.А., Дьяконова В., Риллих Дж., Шильдбергер К. Октопамин и зависимая от опыта модуляция агрессии у сверчков. Дж. Нейроски. 2005; 25:1431–1441. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Thorndike E.L. Макмиллан; Нью-Йорк: 1911. Интеллект животных: экспериментальные исследования. [Академия Google]

Тинберген Н. О целях и методах этологии. З. Тирпсихол. 1963; 20: 410–433. [Google Scholar]

Тинкельпо О.Л. Экспериментальное исследование репрезентативных факторов у обезьян. Дж. Комп. Психол. 1928; 8: 197–236. [Google Scholar]

Tolman EC Century; Нью-Йорк: 1932. Целенаправленное поведение животных и людей. [Google Scholar]

Tolman E.C. Существует несколько видов обучения. Психол. 1949; 56: 144–155. [PubMed] [Google Scholar]

Trimmer PC, Houston A.I., Marshall JAR, Mendl MT, Paul ES, McNamara JM Anim. Познан. 2011; 14: 465–476. [PubMed] [Академия Google]

Ван Свиндерен Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *