Есть ли смысл жизни человека: В чем смысл жизни и нужно ли его искать, рассказали психологи

В чем смысл жизни и нужно ли его искать, рассказали психологи

 «В чем заключается смысл жизни?» – практически каждый человек хотя бы раз задавал себе этот вопрос. Кто-то быстро и уверенно находит ответ на этот вопрос и живет в гармонии с собой. А некоторые начинают страдать из-за неопределенности, путаться в собственных размышлениях и терять себя. Интересными мнениями о поисках смысла жизни поделились психологи с lifehacker.ru.

Смысла жизни на самом деле не существует?

В психотерапии нет термина «смысл жизни» как такового, утверждает Глеб Багрянцев. Но само явление стало интересовать людей еще со времен античности. И исследуется оно по сей день.

 «Наиболее близкое к смыслу жизни понятие в ней — ценности. Это некое состояние и представление о себе, которое человек стремится поддерживать в течение какогото периода времени, часто даже всей жизни. Ценности у всех разные: быть богатым, компетентным, признанным, иметь друзей», – говорит Глеб Багрянцев, психотерапевт.
Искать самому или одолжить?

Некоторые считают, что человеку нужно самостоятельно определять свои ценности и, соответственно, выстраивать свой жизненный путь. Только результат личного поиска человека и собственный выбор могут сделать его счастливым.

«Ваш выбор вряд ли подойдёт вашему соседу. Более того, его предназначение может вступить в конфликт с вашим», – считает Мария Эриль руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech.

Однако психолог Андрей Смирнов отмечает, что смысл жизни может быть и навязанным. Например, в СССР пропаганда внушала, что надо добросовестно трудиться во имя идей коммунизма. Японским солдатам говорили, что их предназначение — умереть за императора. В античности верили, что главный смысл – в удовлетворении своих желаний и наслаждении.

«Даже навязанный смысл жизни мог сделать человека счастливым, освободить его от сомнений и мучительных поисков, избавить от страха смерти. Но не всегда. Нередко, если предназначение навязано, ожидания оказываются обманутыми», – передает Андрей Смирнов, магистр психологии, практический психолог.
Нашел, но тебе не нравится?

Психологи отмечают, что смысл жизни не обязательно должен представлять что-то грандиозное или общепринятое. Им может стать любое занятие, приносящее удовольствие: занятия танцами, искусство, разведение редких видов растений и многое другое. Самое главное – не бояться искать, пробовать что-то новое, быть открытым к переменам и двигаться вперед.

«Считаете ли вы себя счастливым человеком или нет? Когда счастья в жизни не хватает, надо проанализировать, соответствует ли то, чем вы занимаетесь, вашим ценностям. Если текущее кажется бессмысленным, нужно понять, что у вас всегда есть пространство для изменений», – дает совет Глеб Багрянцев.
Психологи советуют…

Глобальный философский вопрос на самом деле можно решить несложными способами.

«Начните с малого, не старайтесь сразу свернуть горы. Достигайте небольших целей каждый день. Неважно, чем вы занимаетесь — фиксируйте результат и конкретные шаги», – рекомендует Олег Иванов, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.
  • Напишите обо всех переживаниях на бумаге. Это поможет сконцентрироваться на тех проблемах, которые нуждаются в решении. Вы сможете увидеть, что тревожит вас больше всего.
  • Найдите свои сильные стороны. Найдите то, что нравится вам и приносит удовольствие.
  • Окружите себя людьми, которые вдохновляют вас. Избегайте любых токсичных отношений.
  • Обратитесь к психологу

Не бойтесь обратиться за помощью к специалисту, если чувствуете, что не можете справиться сами. Иногда тоска, грусть и отсутствие интереса к происходящему могут свидетельствовать о более серьезных недугах.

Где искать смысл жизни, если вы его потеряли, и нужно ли это делать

29 декабря 2021 Жизнь

Жить достойно и радостно под силу каждому. Главное — понять, что вам нравится.

Сложно поверить, что можно существовать просто так. Появиться на этот свет обязательно нужно для чего‑то. Причём желательно для чего‑то грандиозного. А если годы идут, а предназначение туманно, смысл жизни можно потерять. Или нельзя? Разбираемся вместе с психологами.

Что такое смысл жизни и есть ли он вообще

По словам психотерапевта Глеба Багрянцева, в психотерапии нет термина «смысл жизни» как такового. Однако специалисты исследовали и продолжают исследовать само явление.

Некоторые считают, что человеку нужно постоянно определять свой путь самостоятельно. Тогда предназначение становится опорой и делает жизнь более комфортной. С другой точки зрения, поиск смысла — основной мотиватор существования, а не сопутствующий процесс.

Глеб Багрянцев

Психотерапевт.

Я занимаюсь диалектико‑поведенческой терапией. И наиболее близкое к смыслу жизни понятие в ней — ценности. Это некое состояние и представление о себе, которое человек стремится поддерживать в течение какого‑то периода времени, часто даже всей жизни. Ценности у всех разные: быть богатым, компетентным, признанным, иметь друзей.

Психолог Андрей Смирнов отмечает, что смысл жизни может быть как выбранным самостоятельно, так и навязанным. В советские времена пропаганда внушала, что надо добросовестно трудиться во имя идей коммунизма. Японским солдатам говорили, что их предназначение — умереть за императора. Некоторые философы античности считали, что смысл жизни в удовольствиях и наслаждениях. Есть из чего выбирать.

Андрей Смирнов

Магистр психологии, практический психолог.

Даже навязанный смысл жизни мог сделать человека счастливым, освободить его от сомнений и мучительных поисков, избавить от страха смерти. Но не всегда. Нередко, если предназначение навязано, ожидания оказываются обманутыми. Человек разочаровывается и переживает глубочайший экзистенциальный кризис.

И вот тут‑то, по словам психолога, нужно осознать, что смыслом жизни не обязательно должно быть что‑то грандиозное или общепринятое. Им может стать любое хобби: рисование, музыка, разведение кошек и многое другое.

С Андреем Смирновым согласен и Глеб Багрянцев. Он полагает, что не стоит переживать, если ваша миссия кажется недостаточно масштабной. Более того, когда цели слишком велики и нереалистичны, они могут демотивировать.

Обязательно ли жизни нужен смысл

Тотальное непонимание, зачем вы живёте, может отравлять существование.

Мария Эриль

Психолог, психотерапевт, руководитель направления «Психология коммуникации» компании Business Speech.

Работая в терапии, я часто сталкиваюсь с людьми в кризисе. Они говорят, что не понимают, почему не ощущают радости и осмысленности жизни, когда у них есть хорошая работа и благополучная семья. Им всё равно чего‑то недостаёт.

Без смысла человек не ощущает наполненности жизни. Давайте вспомним пирамиду Маслоу, вершиной которой является самореализация. Самореализация и смысл жизни — близкие понятия. Все мы задаём себе вопросы: «Для чего я живу? Что после меня останется? Как я меняю этот мир?»

Ответом на них и смыслом конкретной жизни, по словам Эриль, может быть только результат личного поиска человека. Ваш выбор вряд ли подойдёт вашему соседу. Более того, его предназначение может вступить в конфликт с вашим.

Но искусственно конструировать смысл не стоит. Многое зависит от того, страдаете ли вы от его отсутствия и почему вообще решили, что у вас нет предназначения.

Глеб Багрянцев

Психотерапевт.

Стоит ли искать смысл жизни? Для этого нужно честно ответить на вопрос: считаете ли вы себя счастливым человеком или нет? Когда счастья в жизни не хватает, надо проанализировать, соответствует ли то, чем вы занимаетесь, вашим ценностям.

Если текущее кажется бессмысленным, нужно понять, что у вас всегда есть пространство для изменений. Если проанализировать ежедневную деятельность, можно выявить то, что поддаётся изменениям.

Задача каждого из нас не в том, чтобы найти абсолютную истину или универсальный ответ. Главное — услышать себя, осознать свои ценности и, опираясь на них, создать собственный смысл.

Как найти смысл жизни

Если вы вдруг почувствовали, что потерялись и не можете определиться, куда двигаться дальше, психолог Олег Иванов советует сделать следующее.

Опишите на бумаге все свои переживания

Так вы сможете понять, что конкретно вас беспокоит. Например, тревожит нестабильная финансовая ситуация, сложности во взаимоотношениях с партнёром или родственниками. Вы поймёте, какая именно сфера жизни нуждается в большем внимании.

Постарайтесь «нащупать» свои приоритеты

Определите важнейшие для вашего сегодняшнего состояния точки и сосредоточьтесь на них.

Олег Иванов

Психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.

Начните с малого, не старайтесь сразу свернуть горы. Достигайте небольших целей каждый день. Неважно, чем вы занимаетесь — фиксируйте результат и конкретные шаги.

Постарайтесь понять, какая деятельность приносит вам удовольствие

А ещё — где вы сами можете оказаться полезным. Многие люди находят себя, именно когда помогают кому‑то ещё. Даже небольшое участие в жизни других, волонтёрская деятельность придают стимул для саморазвития.

Присмотритесь к окружению

Возможно, рядом с вами есть токсичные люди, общение с которыми создаёт ощущение отсутствия смысла жизни. Они могут снижать вашу самооценку, навязывать своё мнение, сеять сомнения. Постарайтесь избегать таких людей, общайтесь с теми, кто готов поддерживать вас.

Обратитесь к психологу

Если чувствуете, что не справляетесь и никак не можете избавиться от ощущения душевной пустоты, не бойтесь проконсультироваться у специалиста. Обращаться за помощью, если внутри вас что‑то надломилось — нормально.

Читайте также 🧐

  • 13 способов сделать жизнь насыщенной и яркой
  • 4 вещи, которые важнее счастья
  • Как сэндвич с ветчиной поможет найти смысл жизни

Секрет осмысленной жизни проще, чем вы думаете

Кажется, что некоторые люди проводят всю свою жизнь неудовлетворенными, в поисках цели. Но философ Иддо Ландау предполагает, что у всех нас есть все необходимое для осмысленного существования.

По словам Ландау, профессора философии Хайфского университета в Израиле и автора книги «В поисках смысла в несовершенном мире », вышедшей в 2017 году, люди ошибаются, когда считают свою жизнь бессмысленной. Ошибка основана на их неспособности признать, что действительно имеет значение, вместо этого они чрезмерно сосредотачиваются на том, чего, по их мнению, не хватает в их существовании. Он пишет в The Philosopher’s Magazine :

Реклама

К моему удивлению, большинство людей, с которыми я говорил о смысле жизни, сказали мне, что они не считают свою жизнь достаточно значимой. Многие даже представили свою жизнь как откровенно бессмысленную. Но я часто находил проблематичными причины, которые мои собеседники приводили для своих взглядов. Я думал, что многие не задавали соответствующих вопросов, которые могли бы изменить их взгляды, и не предпринимали действий, которые могли бы улучшить их состояние. (Некоторые из них после нашего обсуждения согласились со мной.) Большинство людей, сетовавших на бессмысленность жизни, даже затруднялись объяснить, что они понимают под этим понятием.

Другими словами, Ландау считает, что люди, которые чувствуют себя бесцельными, на самом деле неправильно понимают, что такое смысл. Он один из многих мыслителей, которые задавались трудным вопросом: «Что такое осмысленная жизнь?»

Вопрос о смысле

Ответы философов на этот вопрос многочисленны, разнообразны и в разной степени практичны. Философ 19-го века Фридрих Ницше, например, сказал, что сам вопрос бессмысленен, потому что посреди жизни мы не в состоянии понять, имеет ли значение наша жизнь, и выйти за пределы процесса существования, чтобы ответить на него, невозможно.

Однако те, кто думает, что смысл можно различить, делятся на четыре группы, как пишет Таддеус Мец в Стэнфордском философском словаре. Некоторые сосредоточены на Боге и верят, что только божество может обеспечить цель. Другие приписывают взгляд, ориентированный на душу, думая, что что-то в нас должно продолжаться за пределами нашей жизни, сущность после физического существования, которая придает жизни смысл. Кроме того, есть два лагеря «натуралистов», ищущих смысл в чисто физическом мире, известном науке, которые попадают в категории «субъективистских» и «объективистских».

Реклама

Два лагеря натуралистов расходятся во мнениях относительно того, создает ли смысл человеческий разум или эти условия абсолютны и универсальны. Объективисты утверждают, что существуют абсолютные истины, которые имеют ценность, хотя они могут не соглашаться в том, что они собой представляют. Например, одни говорят, что творчество дает цель, в то время как другие считают, что добродетель или нравственная жизнь придает смысл.

Субъективисты, в том числе и Ландау, считают эти взгляды слишком узкими. Если смысл возникает через познание, то он может исходить из любого количества источников. «Большинству в этой области кажется, что не только творчество и нравственность являются независимыми источниками смысла, но и что есть источники помимо этих двух. Вот лишь несколько примеров: совершить интеллектуальное открытие, воспитывать детей с любовью, заниматься музыкой и развивать превосходные спортивные способности», — предлагает Мец.

Для субъективистов, в зависимости от того, кто и где мы находимся в любой данный момент, ценность любой данной деятельности варьируется. Жизнь имеет смысл, говорят они, но ее ценность создается нами в нашем сознании и может меняться со временем. Ландау утверждает, что смысл — это, по сути, чувство ценности, которое мы все можем получить по-разному — из отношений, творчества, достижений в данной области или щедрости, среди других возможностей.

Переосмысление своего мышления

Тем, кто чувствует себя бесцельным, Ландау предлагает переосмысление. Он пишет: «Осмысленная жизнь — это та, в которой есть достаточное количество аспектов достаточной ценности, а бессмысленная жизнь — это та, в которой нет достаточного количества аспектов достаточной ценности».

Реклама

По сути, он говорит, что значение похоже на уравнение: добавьте или вычтите переменные-значения, и вы получите большее или меньшее значение. Итак, скажем, вы чувствуете себя бесцельным, потому что вы не так успешны в своей профессии, как мечтали. Теоретически вы могли бы извлечь смысл из других начинаний, таких как отношения, волонтерская работа, путешествия или творческая деятельность, и это лишь некоторые из них. Также может случиться так, что вещи, которые вы уже делаете, действительно имеют смысл, и вы недостаточно цените их, потому что вы сосредоточены на одном факторе ценности.

Он приводит в пример психолога-экзистенциалиста Виктора Франкла, пережившего заключение в нацистских концлагерях во время Второй мировой войны и написавшего книгу « Человек в поисках смысла». Цель Франкла, его желание жить, несмотря на заточение в самых суровых условиях, исходили из его желания впоследствии написать о пережитом. Франкл также отметил, что у других, кто выжил в лагерях, была определенная цель — они были полны решимости увидеть свои семьи после войны или помочь другим заключенным жить, сохраняя чувство человечности.

Ландау утверждает, что любой, кто верит, что жизнь может быть бессмысленной, также принимает на себя важность ценности. Другими словами, если вы думаете, что жизнь может быть бессмысленной, значит, вы верите, что существует такая вещь, как ценность. Вы не нейтральны в этой теме. Таким образом, мы также можем увеличивать или уменьшать ценность нашей жизни с помощью практики, усилий, действий и размышлений. «Я могу разрушить или построить дружеские отношения, улучшить или ухудшить свое здоровье, практиковать или пренебрегать своим немецким языком. Было бы удивительно, если бы в этой особой сфере ценности, смысла жизни дела обстояли иначе, чем во всех других сферах», — пишет он.

Чтобы жизнь была ценной или значимой, она не обязательно должна быть уникальной. Вера в то, что особенность связана со смыслом, — это еще одна ошибка, которую совершают многие люди, по мнению Ландау. Он считает, что это заблуждение «приводит к тому, что некоторые люди без необходимости видят свою жизнь как недостаточно осмысленную и упускают способы приумножить смысл жизни».

Реклама

Он также отмечает, что все постоянно меняется: мы переезжаем, знакомимся с новыми людьми, получаем новый опыт, сталкиваемся с новыми идеями и стареем. По мере того как мы меняемся, наши ценности меняются, как и наше чувство цели, над которым мы должны постоянно работать.

Вы есть, значит, вы имеете значение

Кто-то может возразить, что Ландау слишком упрощен. Конечно, существование должно быть чем-то большим, чем простое присвоение ценности тому, что у нас уже есть, и мышление по-другому, если мы не можем распознать цель в своей жизни.

На самом деле есть еще менее сложные подходы к осмысленности. В Philosophy Now Тим Бэйл, профессор политики Лондонского университета королевы Марии в Великобритании, дает чрезвычайно простой ответ: «Смысл жизни не в том, чтобы быть мертвым».

Хотя это может показаться скромным, многие философы предлагают аналогичные ответы, хотя и не такие содержательные. Философ Ричард Тейлор предполагает, что не усилия и достижения делают жизнь значимой, написав в книге 1970 года « Добро и Зло , »: «Дня было достаточно для себя, как и жизни». Другими словами, поскольку мы живем, жизнь имеет значение.

Реклама

Такой простой ответ может сбить с толку. А недоброжелатели могут возразить, что ничто не может иметь значения, учитывая необъятность Вселенной и краткость нашей жизни. Но это предполагает, что наша цель является фиксированной, жесткой и назначенной извне, а не гибкой или продуктом ума.

Ответ на вопрос

Существуют и другие подходы. Кейси Вудлинг, профессор философии и религиоведения в Университете Прибрежной Каролины в Южной Каролине, предлагает в Philosophy Now ответ на вопрос о значимости как таковой. «То, что придает человеческой жизни смысл или значимость, — это не простое проживание жизни, но размышление о проживании жизни», — пишет он.

Преследование целей и задач — фитнес, семья, финансовый успех, успехи в учебе — все это прекрасно и хорошо, но, по мнению Вудлинг, это не имеет особого смысла. Однако важно задуматься о том, почему мы преследуем эти цели. Принимая рефлексивную точку зрения, значение само по себе нарастает. «Это близко к известному высказыванию Сократа о том, что жизнь без анализа не стоит того, чтобы жить, — пишет Вудлинг. — Я осмелюсь сказать, что жизнь без анализа не имеет смысла».

Тайна есть смысл

В восточной философской традиции есть еще один простой ответ на трудный вопрос о смысле жизни — ответ, который не может быть точно сформулирован, но ощущается через глубокое наблюдение за природой. Китайский мудрец шестого века Лао-Цзы, который, как говорят, продиктовал Дао Дэ Цзин , прежде чем покинуть цивилизацию и уединиться в горах, считал, что вселенная придает нам ценность.

Реклама

Как и Вудлинг, он будет утверждать, что цели не имеют значения и что не достижения делают нашу жизнь значимой. Но, в отличие от Вудлинга, он предполагает, что смысл возникает из-за того, что он является продуктом самого мира. Никаких усилий не требуется.

Вместо размышлений Лао-цзы предлагает глубокое понимание сущности бытия, которое таинственно. Мы, подобно рекам и деревьям, являемся частью «пути», которая состоит из всего и создает все, и о которой никогда нельзя по-настоящему узнать или рассказать. С этой точки зрения жизнь непонятна, но она по своей сути осмысленна — какое бы положение мы ни занимали в обществе, как бы мало или много мы ни делали.

Жизнь имеет значение, потому что мы существуем внутри и среди живых существ, как часть прочной и непостижимой цепи существования. Иногда жизнь жестока, пишет он, но смысл проистекает из настойчивости. В Дао говорится: «Тот, кто упорствует, — это человек цели».

Есть ли смысл в человеческом существовании?

В романе Курта Воннегута 1959 года « Сирены Титана » он подчеркивает важность осознания смысла жизни, одновременно критикуя человечество за ожидание единственного окончательного ответа на вопрос о смысле жизни. Среди этой идеи лежит комментарий Воннегута о подчинении человечества и отсутствии свободы воли, несмотря на врожденную склонность верить и ценить идею своей свободы воли. Почти каждый персонаж романа так или иначе ищет смысл жизни или вселенной. В то время как роман отвечает на значение

человеческая жизнь во вселенной рассказа, он фокусируется на идее, что у жизни нет внутренней или внутренней цели, а есть просто индивидуальный поиск удовлетворения. В то время как сюжет изображает жесткое влияние внешней силы на всю человеческую историю, также подчеркивается нормальность восприятия собственной свободы воли.

Сирены Титана рассказывает историю очень богатого и очень удачливого молодого человека по имени Констант, которого манипулирует, чтобы он записался в марсианскую армию человеком по имени Румфорд. Румфорд — аристократ, который случайно пролетел на своем частном космическом корабле со своей собакой через место в космосе, известное как хроносинкластическая воронка. С тех пор, как это произошло, они оба могли видеть будущее/прошлое, читать мысли и материализоваться/дематериализоваться в разных точках вселенной по регулярному графику. Константом и Беатрис, женой Румфорда, ловко манипулируют, чтобы они зачали ребенка (Хроно) и отправились на Марс, где их разум стирается и они разделяются. После того, как марсиане вторгаются на Землю, их убивают из-за неподготовленности к современному человеческому оружию. Это было частью плана Румфорда; он использует вину людей как слабость, делающую их уязвимыми для манипуляций. Именно тогда он раскрывает свою новую религию, уча, что Бог безразличен к человеческому существованию и не играет никакой роли в удаче. Констант, застрявший на Меркурии со своим напарником Боазом, примерно три года спустя находит способ сбежать на космическом корабле. Когда он уезжает на Землю, он появляется во дворе одной из новых церквей Румфорда, и его выставляют дураком с Беатрис и Хроно, личности которых раскрываются. Все трое сосланы на Титан (луну Сатурна) на космическом корабле с односторонним движением.

Когда они прибывают, им выясняется, что самим Рамфордом также манипулировали жители планеты под названием Тральфамадор. Единственным другим обитателем Титана является Сало, тральфамадорский робот. Сало совершил аварийную посадку на Титане, пытаясь добраться как можно дальше с сообщением для отдаленного населения. У тральфамадорцев есть способность передавать контроль через вселенную со скоростью, в три раза превышающей скорость света. Это навык, который они использовали, чтобы доставить ему запасную часть корабля Сало на Титане. Становится ясно, что тральфамадорцы манипулировали и контролировали всю историю человеческой жизни на Земле. Кульминацией такого влияния, по-видимому, является просто маленький металлический талисман на удачу, которым Хроно обладал с тех пор, как нашел его, когда вырос на Марсе. Румфорд навсегда исчезает из-за солнечной вспышки, и Сало в печали разбирает себя, поскольку они стали очень близкими друзьями.

Персонажи Константа, Боаз и Беатрис каждый демонстрируют свою собственную трансформацию во время романа и находят цель в своей жизни. Ближе к концу своей жизни, после кончины Беатриче, Констан находит мир с контролем над своей жизнью, решив, что «цель человеческой жизни, независимо от того, кто ее контролирует, состоит в том, чтобы любить всех, кто рядом, чтобы быть любимым». (320). Это осознание является решением дуги характера Константа, оставляя его преобразованным человеком со сложной моралью и самопониманием, на которые он не мог быть способен в начале. После того, как Боаз и Констант ссорятся из-за того, что Констант уничтожил пульт, который позволял Боазу управлять им, Боаз достигает кульминации в арке своего собственного персонажа. Это знаменательный момент для Вооза, который довольно долго демонстрировал извращенное удовольствие, контролируя других. «Не быть одиноким, не бояться — Вооз решил, что это главное в жизни» (185). С этого времени Вооз демонстрирует скромную мораль и становится другом Константа. Когда Констант узнает, как сбежать от Меркурия, Боаз остается позади, потому что он нашел ценный смысл в своей жизни, просто заботясь о животных, которые живут в пещерах и питаются вибрациями.

Обсуждая свою книгу с Константом, Беатрис приходит к самодовольному выводу, что «самое худшее, что может случиться с кем-либо, — это то, что никто ни для чего его не использует» (317). Это показывает идею, которая позволяет Беатрис смириться с тем фактом, что ни одна из ее жизней не находится под ее контролем. Это повторяется позже, когда Беатрис благодарит Константа за то, что он использовал ее незадолго до ее смерти. Каждый из этих трех персонажей нашел цель в своей жизни, и в результате обрел удовлетворение и покой.

В романе содержится четкий посыл, критикующий человеческую цивилизацию за стремление найти простое и совершенное решение смысла всей жизни. Воннегут использует легенду о том, как был создан первый тральфамадорец, как аллегорию своих предсказаний для человечества. Сало рассказывает легенду, объясняя, как изначальные тральфамадорские существа оказались захвачены созданными ими машинами. Он говорит, что «бедняги были одержимы идеей, что все существующее должно иметь цель, и что одни цели выше других» (279). ). Эта одержимость поиском цели распространена в обществе и во многих случаях описана в книге. Несмотря на то, что тральфамадорские машины сосуществовали в стабильном и, казалось бы, постоянном правительстве в течение сотен миллионов лет, спуск первоначальных жителей на бойню их творениями, безусловно, является преднамеренным предупредительным сигналом. Эти же опасения позже упоминаются в описании одной из скульптур, которые Сало вырезал, чтобы проводить время на Титане, наблюдая за Землей через монитор своего космического корабля. Статуя описывается как стоящая «над чудовищными заботами человечества». (294). Воннегут также оскорбляет человеческий менталитет через описание рассказчиком интереса Сало к людям, заявляя, что «земляне всегда вели себя так, как будто в небе был большой глаз», и что «большой глаз был единственной аудиторией, которая действительно заботила землян». (281). Это представление о постоянных попытках умилостивить какое-то высшее существо — обычная человеческая черта.

Ожидание найти простые ответы на сложные вопросы, а также инстинкт обращения к высшему существу осуждаются Воннегутом, поскольку он считает их контрпродуктивными и жалкими.

Воннегут также использует роман, чтобы предположить, что человечеству не хватает свободы воли, а значит, удачи и ответственности. В этой истории Румфорд объясняет Константу, Беатрис и Хроно, что «все, что когда-либо делал каждый землянин, было искажено», это было спланировано и находилось под влиянием другой планеты с определенной целью, работающей в гораздо более длительном временном масштабе, чем земляне (302). . В результате эти персонажи борются с тем фактом, что у них не было настоящей свободы воли всю свою жизнь. Мало того, они также борются с тем фактом, что за последние 200 тысяч лет всей Землей полностью манипулировали с относительно тривиальной целью помочь инопланетной машине доставить сообщение где-то за пределами нашей Солнечной системы, сообщение, которое они позже узнают. быть «Приветствие». Смысл этой сюжетной линии, конечно, не буквальный, а комментарий о человечности.

Воннегут использует инопланетный контроль над разумом как метафору систематического влияния человеческого общества, по сути, чей-то жизненный путь предопределен культурой, в которой он вырос. Последние слова книги (за исключением эпилога) звучат после того, как Сало в печали разбирает себя. Хроно решает оставить свой счастливый талисман (заменяющую часть Сало) среди осколков Сало, потому что «волшебные силы вселенной снова соберут все воедино. Они всегда так делали» (307). Это подразумевает неотъемлемое естественное состояние или решение, которому суждено произойти. Хотя предопределение является повторяющимся мотивом на протяжении всего романа, также ясно изображена отчаянная человеческая потребность защищать и ценить свою свободную волю. Румфорд демонстрирует это, когда объясняет: «Я испытываю определенную гордость, какой бы глупой и ошибочной ни была эта гордость, тем, что принимаю собственные решения, исходя из собственных соображений» (29).0). Для людей естественно верить в собственный неограниченный выбор, но влияние, которое оказывает на людей социальное и культурное давление, подавляет нашу свободную волю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *