«Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки»
Литература 10 класс
Тема: Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.
Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X;
· обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым;
· опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.
· на примере главы романа показать проявление роста самосознания русского общества второй половины XIX века;
· раскрыть основную проблематику романа;
· развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.
Планируемые результаты:
· 1.Предметные УУД: знать и уметь определять жанровые особенности прозаического произведения, выявлять проблематику текста, определять его идейное своеобразие, формулировать авторскую позицию, выявлять средства характеристики действующих лиц и уметь оперировать ими.
· 2.Метапредметные УУД: осуществлять смысловое чтение текста, выделять в нем существенную информацию, сравнивать, классифицировать явления по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи явлений, осуществлять формулировку проблемы и поиск разнообразных способов решения задач.
· 3.Личностные УУД: осуществлять включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, определять ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности (развитие познавательных интересов, творческих способностей): осознание ценности чувства любви в жизни человека, воспитание чувства патриотизма.
· 4.Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение (позицию), учитывать мнения других, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическую речь и владеть диалогической формой речи.
· 5.Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Тип урока: урок изучения нового материала на основе практической работы с романом.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети», фрагменты фидеофильма
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Проверка домашнего задания
II. Мотивация учебной деятельности
Представьте, что вы меня просите о чем-то, а я отвечаю вам отказом, о чем бы вы не попросили. Как вы думаете, почему я так делаю? (так хочется учителю, вследствие определенных правил и принципов, которых придерживается учитель). Мы изучаем с вами роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся)
Да, сегодня мы рассмотрим правила и принципы Евгения Базарова, главного героя романа.
Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека, или, наоборот, сделать его счастливым? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в ходе нашего урока
Сообщение темы урока
III. Актуализация знаний учащихся. Проверка и контроль выполнения домашнего задания.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?
3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?
6. Как вы понимаете смысл названия романа?
7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).
IV. Работа над темой урока
Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (просмотр фрагмента видеофильма).
1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.
2.Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)
3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)
4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)
Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?
2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.) (просмотр фрагмента видеофильма).
3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)
6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».)
7. Как относятся к Базарову простые люди?
8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
Что такое нигилизм?
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание всего, общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (запись в терадь)
Содержание и анализ X главы романа.
(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)
План:
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками.
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Рефлексия. Подведение итогов урока
Написание синквейна по теме «Базаров»
-Что вы сегодня делали на уроке?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-О чем задумались?
Оценки за урок
Домашнее задание
Написать сочинение – эссе «Мои размышления по поводу урока «Нигилизм и его последствия».
Практическая работа
Тема: Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий.
Задания для практической работы
Задание № 1
1. В чем заключается смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Как вы это можете объяснить?
2. В чем заключается основной конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Почему между ними не может быть никакого компромисса? По каким социальным и нравственным вопросам возникают споры? Как ведут себя спорящие стороны?
3. Назовите внешние отличия героев (внешность, одежда, манера поведения и манера разговора).
Задание № 2
1. На примере описания мест, где проживают братья Кирсановы докажите, что помещики безразличны не только к судьбе крестьян, но и к судьбе России.
Задание № 3
1. Выпишите из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. 3) изобразительно-выразительные средства, какую роль они играют в художественном тексте?
Материал для выполнения практической работы
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)
И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».
В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же — нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы. Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил. У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.
Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..»
Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»
Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее. По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища».
Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он — лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».
Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия — следствие художественной одаренности его натуры — поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.
Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией. Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова.На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».
Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, — его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, — вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой… Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова.
При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ». Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов — лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения – Евдокия Кукшина — изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде. Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова.
Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники — недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.
Как стать счастливым нигилистом
Нужно знать
Теоретически стремление к осмысленной жизни благородно. Основополагающие концепции сообщества, этики, логики, морали, сознания и равенства родились в результате исследования смысла. От Аристотеля и Платона до всего творчества Джона Хьюза стремление бороться со смыслом всего этого вдохновило на создание великих произведений искусства, литературы и кино. Но сегодня что-то пошло не так, и погоня за смыслом внушает больше беспокойства, чем благоговения. Поиск перешел от частного занятия к товарному продукту.
Возникновение бессмысленного смысла
Позвольте мне продемонстрировать с помощью игры «Найди бессмысленный смысл». В следующий раз, когда вы окажетесь в супермаркете, аптеке или любом другом непросвещенном торговом месте, обратите внимание на то, что пытаются предложить продукты. Можно было бы ожидать шквал заверений о качестве и полезности: «в этом нуте мало натрия», «эта маска для лица не вызывает раздражения». Но, все чаще, устремления выше. Шоколадный батончик — это не обезжиренное (обезжиренное) сухое молоко и сахар, это шанс создать семейный момент из поколения в поколение. Губная помада — это не пуля цвета, чтобы осветить нарисованное лицо, а оружие радикального самовыражения.
Вместо того, чтобы информировать население философски реализованных, возвышенных существ, вездесущность всего этого мелкого смысла оказала неблагоприятное воздействие, подпитывая наше привычное, современное недомогание неудовлетворенности, разъединения и выгорания.
Фиксация на том, чтобы сделать все сферы существования общими значимыми, создала утомительные реальности, в которых все вдруг действительно, действительно имеет значение . Ежедневные информационные бюллетени наводняют наши почтовые ящики, предписывая бесконечные задачи и цели для размышления и пометки как завершенные. В душе слушаем подкасты о том, как сделать этот день посчитайте , затем вытрите полотенце и запишите несколько минут осознанного дневника о том, чего нам удалось добиться за день до этого.
Но по мере того, как значение переходит от долгосрочного исследования к ежедневной метрике, возникают новые проблемы. Когда мы не можем сразу найти смысл в наших действиях, работе, отношениях и потребительских товарах, мы чувствуем себя тревожными, пустыми неудачниками. Когда-то благородное стремление, которое создавало культуру и помогало нам добиваться достойного существования, становится просто еще одной задачей в бесконечном контрольном списке «хорошей жизни», которую мы никогда не можем отметить.
Нигилизм как решение
Так какая же альтернатива? Является ли ответ принятием состояния бессмысленного нигилистического хаоса? Да, в значительной степени. По крайней мере, это то, что сработало для меня.
Последние несколько лет меня поглотил нигилизм. Читая это, было бы справедливо предположить, что все было не так радужно. Но мое погружение в противоречивую философию не было мрачным путем отчаяния и безнадежности. Наоборот. Это стало одним из самых ярких и укрепляющих моментов в моей жизни.
Отказ от стремления искать и придавать значение всем вещам изменил то, как я оцениваю и трачу время. Это бросило вызов тому, на чем я сосредотачиваюсь и, самое главное, тому, что я игнорирую. Я обнаружил, что своего рода оптимистический или «солнечный» нигилизм подчеркивает тонкую красоту существования, абсурдность жизни и волнующий хаос повседневности. Но я забегаю вперед. Чтобы понять силу солнечного нигилизма, необходимо начать с самой философии.
Самое широкое объяснение нигилизма утверждает, что жизнь бессмысленна, а системы, на которые мы подписываемся, чтобы дать нам чувство цели, такие как религия, политика, традиционные семейные структуры или даже само понятие абсолютной истины, являются фантастическими человеческими конструкциями; изобретения, чтобы сделать случайность существования более упорядоченной. Или, как выразился Фридрих Ницше, олицетворение нигилизма: «Всякое верование, любое признание чего-либо истинным обязательно ложно, потому что истинного мира просто не существует».0005
Далее, американский философ Дональд Кросби делит нигилизм на четыре основные формы: моральную, эпистемологическую, космическую и, возможно, самую известную, экзистенциальную. Моральный нигилизм отвергает фундаментальные представления о добре и зле; гносеологический нигилизм спорит с абсолютной истиной; космический нигилизм считает природу безразличной и враждебной по своей сути; и, наконец, мы приходим к экзистенциальному нигилизму, во многом кульминации всех этих соображений, который, вероятно, не дает большинству людей спать по ночам — основная идея состоит в том, что в жизни нет смысла, все бессмысленно.
Прочитав все это, можно справедливо утверждать, что нигилизм — это своего рода облом. Эти идеи действительно представляют опасность превращения в своего рода ядовитый нигилизм, который оставляет человека подавленным и подавленным. Какой смысл что-то делать, если ничего не имеет значения? Если нет врожденного понимания добра и зла, зачем пытаться вести нравственную жизнь? Если все бессмысленно, зачем вообще вставать с постели?
Очищающая сила солнечного нигилизма. должно быть. В отличие от этой бесконечной одержимости поиском (или, слишком часто, покупкой) смысла, это может быть освобождением.
Когда я размышляю о бессмысленности жизни, я начинаю с того, что вспоминаю, что в масштабах всей человеческой истории я действительно очень мало значу (довольно космический подход). Мои проблемы и опасения неактуальны. Все мои успехи и неудачи будут забыты. Как и достижения и промахи всех вокруг меня (экзистенциальный нигилизм в чистом виде).
В то время как я могу чувствовать себя маленьким в масштабах бесконечного и апатичного времени, мельчайшие элементы моей жизни начинают расширяться. Если ничего не имеет значения в долгосрочной перспективе, я переключаюсь на этот момент. Я понимаю, что настоящее, каким бы обыденным оно ни было, столь же мимолетно, преходяще, хрупко и легко забываемо, как величайшие события в истории человечества.
Нигилизм заставляет задуматься о том, что я делаю и на что не обращаю внимания. Пронизано ли то, что другой человек думает обо мне, большим смыслом (или бессмысленностью) по сравнению с кистью жасмина, кувыркающейся через соседский забор? Не совсем. Так почему же я поглощен одним, игнорируя другое?
По его собственному описанию, Ницше «философизировал [d] молотком», разбивая большие идеи и бросая вызов своим читателям, чтобы они увидели, что можно реформировать с помощью кусочков. Таким образом, нигилизм, как и все философии, является инструментом для исследования частей нашей жизни. Как и любой инструмент, его можно взять и положить, использовать для созидания или разрушения; результаты и исполнение зависят от намерения пользователя. Вам решать, попадете ли вы в деструктивные колеи токсичного нигилизма или выберете что-то полегче. У вас может не быть цели, но у вас есть свобода воли. Именно об этом прочтении нигилизма я думаю, когда думаю о жизни без смысла.
Но как подобрать такой инструмент и использовать его с пользой? Это руководство поможет вам принять солнечный нигилизм и избежать его токсичной альтернативы.
Подумайте об этом
Поймите разницу между пассивными и активными формами нигилизма
Проблемы, которые бросает нигилизм, не остались незамеченными Ницше, у которого был элегантный способ объяснить, как философия может служить разрушительной или созидательной сила. По его словам, пассивные нигилисты впитывают сообщения о бессмысленности и находятся под угрозой. Они боятся пустоты, поэтому изо всех сил стараются заполнить ее любым подношением. Как написал Нолен Герц в Aeon в 2020 году, эта форма слепой самозащиты является «опасной формой самоуничтожения».
Он добавил: «Вера только ради того, чтобы верить во что-то, может привести к поверхностному существованию, к самодовольному принятию веры во что-то, во что верят другие, потому что вера в что-то (даже если окажется, что в это не стоит верить) будет рассматриваться пассивным нигилистом как предпочтительнее, чем рискнуть не верить в что-либо …’
Так мы снова попадаем в ловушку бессмысленных значение. Или стоять в проходе супермаркета, пытаясь убедить себя, что банка нута действительно имеет значение.
В качестве более конструктивной альтернативы Ницше предложил людям эволюционировать в активных нигилистов . То есть смотреть в бездну и видеть отсутствие смысла не как трагедию, а как возможность. Считать это пространством, которое нужно заполнить вашими собственными ценностями, определить, каким вы хотите быть в мире и во что вы верите. Активного нигилиста хаос не пугает, он воспринимает его как шанс создать что-то новое и лучшее.
В своем путешествии к солнечному нигилизму я остановился где-то посередине. Меня не ужаснуло отсутствие абсолютной правды, но и писать свою я не торопился. Скорее, я решил сделать паузу, посмотреть в пустоту и подумать о свободе небытия.
Будьте бдительны к бессмысленному смыслу
В то время как нигилизм может подтолкнуть к размышлению и расширить ваш взгляд на существование, коммерческое присвоение смысла играет на уязвимости пассивного нигилиста, способствуя эпидемии эгоизма нашей эпохи. Он не только побуждает вас сосредоточивать все действия вокруг себя, но и обманчиво представляет это как благородный поступок. Когда вы прибегаете к такого рода личному мифотворчеству, вы разрешаете себе тратить много времени на размышления о собственной жизни, действиях и опыте.
Выступая перед журналом Politico в 2020 году, Вирджиния Хеффернан, автор книги Magic and Loss: The Internet as Art (2016), сказала: «недавняя фантазия об «оптимизации» жизни — для максимальной производительности, продуктивности, Эффективность – создала надомную промышленность, которая пытается превратить самую унылую жизнь в героическую». вы участвуете в священном действии — позиционируя каждый бренд, продукт или услугу как нечто значимое.
Эти старинные трусы действительно символ бунтарства или просто удобный предмет гигиены? Действительно ли бутылка острого соуса в моем холодильнике указывает на то, что я иконоборец и искатель острых ощущений, или просто указывает на крепкую кишечную флору? Действительно ли мой банк помогает мне инвестировать в семейные ценности и общество, или я просто ценю низкие комиссии, если ежемесячно вношу определенную сумму?
Во время написания этой статьи я случайно увидел рекламу Florence by Mills, новой линейки средств по уходу за кожей для подростков от актрисы Милли Бобби Браун (я ценю алгоритм, распознающий мой юношеский дух). Весь ассортимент выполнен в знакомых пастельных тонах и беззубом послании «расширять возможности молодых людей через что-то что-то», характерное для многих продуктов личной гигиены. Но особенно выделялась маска Feed Your Soul Love U a Latte. Оказывается, никогда не поздно проповедовать, что просветления можно достичь за 15 минут местного лечения.
Я надеюсь, что молодые люди, просматривающие эти продукты, достаточно устойчивы, чтобы не поддаваться таким нарративам; что они могут сделать паузу, чтобы спросить, что эти дешевые биржи призывают их инвестировать эмоционально или финансово. Сделает ли эта покупка их счастливыми, или это пример того, от чего предостерегала Хеффернан, когда говорила, что мы стремимся сделать так, чтобы «самые мрачные жизни звучали героически»?
Признать счастливую сторону нигилизма
Пропагандируя нигилизм как противоядие от коммерциализации смысла, я часто сталкиваюсь с одними и теми же повторяющимися вопросами: если нет смысла, то зачем что-то делать? Зачем вставать с постели? Мойте ваши волосы? Относиться к другому человеку с добротой? Не упасть в дрожащую кучу?
Мне вспомнился эпизод ситкома Netflix The Good Place (2016-20). Чиди — персонаж, который оказывается философом-моралистом — переживает своего рода экзистенциальный кризис, который вдохновляет на эти вопросы. Во время своего срыва он ведет класс студентов-философов по основным путям, по которым человечество пыталось найти смысл и понять, как жить «этической жизнью». Перебирая аргументы этики добродетели, консеквенциализма и деонтологии, он, наконец, заявляет, что все эти пути к смыслу ведут в никуда (стоит посмотреть сериал, чтобы услышать, как Чиди объясняет, почему), прежде чем сделать вывод, что нигилизм — единственная логичная философская точка зрения. у него полный крах.
Хотя я люблю Чиди, я нахожу эту сцену разочаровывающей из-за того, как узко она представляет причину и следствие. Меня всегда удивлял такой ответ. Ведь вы вставали сегодня утром с постели, чтобы искать смысл жизни или выпить чашечку кофе? Опять же, действительно ли такие великие вопросы приносят такое великое утешение?
В отличие от Чиди, другой деятель поп-культуры показывает, как нигилизм может вдохновить на большее счастье. В фильме «Пляжный бездельник » (2019) Мэтью МакКонахи играет Мундога, эпикурейца, когда-то культового писателя из Флориды. Это одурманивающая и красочная история об излишествах и гедонизме, которая включает в себя много выпивки, наркотиков, уклонение от ответственности и секс. Всем этим занимаются с небольшими последствиями.
Смотря Пляжный бездельник , вы чувствуете, что видели этот фильм раньше, вы знаете, что нужно ждать падения, когда Мундог рухнет под тяжестью своих уклончивых обязанностей, и система настигнет его. За исключением того, что падение никогда не приходит. Увидев его на кинофестивале South by Southwest, критик Хазем Фахми написал: «Вместо того, чтобы просто не затрагивать эти вопросы, фильм делает все возможное, чтобы напомнить нам, что ничто в этом странном измерении не имеет значения». не заботится ни о чем, он живет для удовольствия. Ближе к концу фильма он излагает мантру своей жизни репортеру: «Мы здесь, чтобы хорошо провести время». За все эти разрушения и явное пренебрежение правилами, ценностями и последствиями Мундог не наказан. К концу фильма он был удостоен Пулитцеровской премии и нескольких миллионов долларов. Хотя, по форме, он показывает и их бессмысленность (не буду спойлерить финал).
Принятие Moondog нигилизма показывает, что, когда вы перестаете сосредотачиваться на чем-то более важном, вы можете задавать более простые, но более полезные вопросы: как выглядит счастье прямо сейчас? Что доставило бы мне удовольствие сегодня? Как я могу достичь чувства удовлетворения в этот момент? В большинстве случаев ответы не сложные. Маленькие радости уже под рукой – время, проведенное с близкими, вкусная еда, прогулка на природе, чашечка кофе. Или, в случае с Moondog, много выпивки и вечеринок.
Нигилизм не должен превращаться в эгоизм
Опыт Moondog кажется мне замечательным, но он приводит ко второй проблеме, связанной с нигилизмом. Возможно, это не сделает вас несчастным, но как насчет всех, кто вынужден проводить с вами время? Если ничего не имеет значения, вы не являетесь частью какого-то более крупного плана и не несете ответственности ни по одному своду правил. Если вы мотивированы только тем, что вам нравится в данный момент, что мешает вам действовать только в своих интересах?
Ницше помнил об этих болевых точках, написав в Beyond Good and Evil (1886): «Тот, кто сражается с монстрами, может быть осторожен, чтобы не стать из-за этого монстром». И если долго вглядываться в бездну, бездна вглядывается и в тебя». Но вместо того, чтобы быть простой ужасающей черной дырой, пустота может побудить к размышлению. Это пространство, которое можно заполнить чем угодно. Таким образом, нигилизм может служить кричащим зеркалом, отражающим и искажающим ваши собственные убеждения. Подойдите к нему с болью и страхом, и эти чувства будут усилены. Ищите способ оправдать грубое поведение, и вы его найдете.
Взгляни в бездну
Попробуйте сами. Найдите минутку, чтобы по-настоящему подчиниться своей малости во Вселенной. Признавать тебя бессмысленно. Что тебе все равно. Что ваше имя, эго, репутация, семья, друзья и любовь скоро исчезнут.
Это не должно быть разрушительным опытом. Как только дискомфорт пройдет и ваше эго утихнет, остановитесь и задумайтесь: как изменилось ваше понимание собственного времени и энергии? Действительно ли ваша работа так важна в сочетании с осознанием того, что даже величайшие достижения в истории человечества в конечном итоге будут потеряны для времени? Действительно ли проблемы, люди или ситуации, которые вызывают у вас стресс или боль, заслуживают беспокойства, если вы помните, что никто никогда не вспомнит о них и не повлияет на них?
Единственное реальное воздействие этих земных забот — это то, от чего они вас уводят: вещи, которые могут не иметь значения, но, по крайней мере, приносят вам радость.
Сосредоточение внимания на масштабе собственной жизни и на том, насколько она незначительна, также позволяет вам спросить: хорошо, если я не имею значения, как и вопросы, которые занимают так много времени, как мир проявить себя иначе? Если я больше не центр своей собственной вселенной, что занимает это место?
Вы можете начать задаваться вопросом, что вы хотите сохранить после того, как уйдете, и что нужно защищать и ценить.
Недавно я обдумывал эти моменты, наблюдая масштабное массовое столкновение с нигилизмом — получение первых изображений с космического телескопа Джеймса Уэбба. Снимки показали невообразимое множество далеких галактик, существовавших миллиарды лет назад. Это было ошеломляющее зрелище, которое разрушило любое наше представление о времени, масштабе и расстоянии, не говоря уже о потенциале жизни и реальностях, выходящих за рамки наших собственных. Отвечая на это, казалось, что весь мир массово пробудился к индивидуальному непоследствию.
Но реакцией была не массовая депрессия или безнадежность. Это был трепет. Люди удивлялись красоте и масштабам миров, которые они никогда не могли по-настоящему понять. Они увидели, как их собственные жизни едва ли регистрируются на космическом уровне, что наша собственная галактика не была даже вспышкой. Это чувство собственной бессмысленности смиряло. Он не разбивал сердца людей, а волновал их, напоминал о непостижимой красоте и величии бытия. Люди были благодарны за то, что они были точкой в бесконечном небе, были частью этого космического гобелена, пусть даже на бессмысленный момент.
Это требует мужества, но вы тоже можете обнаружить, что бездна переориентирует ваше внимание на то, что, как вы надеетесь, продлится немного дольше, чем вы сами. Искусство, сообщество, люди, которых вы любите, их право чувствовать себя в безопасности, уважать и чувствовать себя хорошо. Если вы ищете, куда бы перенаправить всю эту ранее эгоистичную энергию, начните с этого. Вместо экзистенциального беспокойства, психологического уничтожения или эгоистичного отказа вы можете найти облегчение в более серьезных причинах.
Попробуйте легкую медитацию на смерть
Когда я подавлен, воспоминание о том, что однажды меня не будет, заставляет все, что меня напрягает, казаться незначительным. Принятие этой окончательности превращает пресное окружение, которое я игнорирую, в непреодолимый буфет запахов, образов и впечатлений, которые внезапно кажутся невероятно редкими.
Эта «осознанность смерти» занимает центральное место в работе ученого в области искусственного интеллекта и буддийского учителя Никки Миргафори. Чтобы получить доступ к этому чувству, она советует попробовать форму «медитации смерти», чтобы помочь противостоять своему страху смерти и испытать странное чудо, которое может исходить от этого.
Чтобы попробовать, она инструктирует медитировать с мантрой «это может быть мой последний вздох». Теория состоит в том, что, делая это, вы понемногу работаете с ужасом, наблюдая за тем, что выходит на поверхность во время практики, и противостоите каждому страху, пока в конце концов не достигнете состояния покоя.
Миргафори утверждает, что, приняв свою смертность и столкнувшись с непостоянством жизни, вы можете привести свой образ жизни в соответствие со своими истинными ценностями. Отсутствие у многих людей интереса к размышлениям о смерти — и, следовательно, о том, насколько драгоценна и мимолетна наша жизнь — позволяет многим тратить свое время впустую.
Могу сообщить, что это ужасное упражнение. Это похоже на репетицию ваших последних мгновений, приглашая ваш разум наполниться страхом, сожалением, тоской, потерей, любовью и благодарностью. Когда вы представляете, что каждый вдох будет вашим последним, каждый вдох становится подарком по прибытии. Даже после того, как вы закончите, невозможно не начать остаток дня с некоторым восторгом от того, что вы живы.
Делая это, я вспоминаю слова Эпикура: «Смерть нас не касается, потому что, пока мы существуем, смерти нет». А когда она наступит, нас уже не будет». Эпикур не верил в жизнь после смерти ни в наказание, ни в награду. Он учил, что жизнь и все, что она может предложить, происходит с нами прямо сейчас.
Так же, как нигилизм стал ассоциироваться с ограниченным разрушением, Эпикур часто ассоциируется с гедонизмом и неустанной погоней за эгоистичными удовольствиями. Но на самом деле он был уверен, что такой образ жизни уведет людей от материализма и жадности. Его «принцип удовольствия» защищал жизнь и делание добра, утверждая, что, имея одну драгоценную жизнь, нельзя терять ни минуты на чувство вины или тревогу из-за боли, причиненной другим. Единственный способ чувствовать себя по-настоящему хорошо — это хорошо относиться к людям.
Помните о бессмысленных удовольствиях
В заключение я хотел бы немного облегчить ситуацию. Один из способов переключить внимание на бессмысленное удовольствие, которое на самом деле составляет основу нашей жизни, — это составить список «приятных вещей». В течение дня старайтесь записывать моменты, людей и события, которые делают вас счастливыми.
Я занимаюсь этим уже много лет. Просматривая собственные бессвязные списки, я всегда удивляюсь простоте записей: запах свежего базилика, отличная шутка, встреча двух собак на улице. По отдельности они безобидны (и обычно их не замечают), но вместе они придают моим дням нескончаемую сладость. Научившись обращать на них внимание, я возвращаюсь к тому, что на самом деле приносит утешение в течение дня, и учит меня не упускать из виду сейчас за обещание однажды .
Так часто в погоне за большим смыслом мы стираем не только радость этих забытых наслаждений, но и их коллективную силу. Да, стая галах на моей полосе природы, или плач под песню Пола Келли, или судорожная энергия Junior Bake Off (мои последние записи) не меняют жизнь, но нужно время, чтобы заметить и оценить их. , они образуют сумму своих частей. Горстка заветных битов становится хорошим днем, хорошей неделей, хорошим годом, хорошей жизнью. Бессмысленно, конечно. Драгоценный, абсолютно.
Ключевые моменты – Как стать счастливым нигилистом
- Возникновение бессмысленного смысла. Поиск смысла раньше был благородным занятием, но стал коммерческим и теперь вызывает больше тревогу, чем благоговение.
- Нигилизм как выход. Это философия, утверждающая, что жизнь бессмысленна. При осторожном обращении это может быть освобождением.
- Очищающая сила солнечного нигилизма. Это своего рода оптимистический нигилизм, подчеркивающий тонкую красоту существования, абсурдность жизни и волнующий хаос повседневности.
- Понять разницу между пассивными и активными формами нигилизма. Пассивные нигилисты пытаются заполнить пустоту чем угодно; активные нигилисты неустрашимы и заполняют пространство своими ценностями.
- Будьте внимательны к бессмысленному смыслу. Чтобы избежать пассивного или ядовитого нигилизма, стоит быть бдительными и остерегаться способов, которыми мир пытается убедить вас в том, что вы участвуете в священном действии.
- Узнайте счастливую сторону нигилизма. Когда вы перестанете сосредотачиваться на чем-то более важном, вы обнаружите, что можете задавать более простые, но более полезные вопросы, например: как выглядит счастье прямо сейчас?
- Нигилизм не должен превращаться в эгоизм. Когда вы смотрите в бездну, это переориентирует ваше внимание на то, что, как вы надеетесь, продлится немного дольше, чем вы сами.
- Попробуйте легкую медитацию на смерть. Могу сообщить, что это ужасное упражнение. Но когда вы представляете, что каждый вдох ваш последний, каждый вдох становится подарком по прибытии.
- Помните о бессмысленных удовольствиях. От запаха свежего базилика до отличной шутки — начните список «приятных вещей». Бессмысленно, конечно. Драгоценный, абсолютно.
Почему это важно
Молодые философы, принимающие нигилизм
Чтобы увидеть воодушевляющие и серьезные примеры применения нигилизма, посмотрите, как его исследуют молодые философы. Особого внимания заслуживают два выступления подростков на TEDx. В 2018 году Элиас Скьолдборг, ученик средней школы Harwood Union High School в Вермонте, использовал платформу, чтобы представить свой взгляд на «оптимистический нигилизм». Короче говоря, он утверждает, что если жизнь бессмысленна — и мы не привязаны к какой-то более важной экзистенциальной задаче или цели — тогда мы можем также сосредоточиться на поиске счастья во время этой краткой, бессмысленной вспышки сознания, которую мы называем существованием.
Когда он говорит: «Если ты умрешь прямо сейчас, в целом это ничего не изменит. Если бы ты никогда не родился, никого бы это не волновало», — преподносит он это как хорошую новость. Он добавляет: «То, что жизнь не имеет смысла, не является причиной… для грусти». Скорее, он объясняет, что если наша жизнь бесполезна, то единственная наша директива — это выяснить, как найти счастье в нашей мгновенной вспышке сознания. . Скьолдборг предложил своей аудитории заняться хобби, помогать другим, решать проблемы, а не создавать их, и просто стараться изо всех сил.
Скьёльдборг не одинок в своих наблюдениях. В своем выступлении годом ранее Сиддхарт Гупта, студент международной школы Кодайканал в Индии, также рассказал о том, как ему помог нигилизм. Назвав свое выступление «Исповедь экзистенциального нигилиста», он объяснил, как его вера в бесполезность жизни дала ему «возможность найти смысл во всем, что я делаю».
Тем временем на YouTube Хадиджа Мбоуе, гамбийско-канадский видеоблогер по социологии и СМИ, недавно рассмотрела нигилизм и абсурдизм в видео, спрашивая, имеет ли жизнь ценность, если она была бессмысленным случайным явлением в безразличной вселенной. Одетый в ярко-оранжевую футболку с графическим принтом и подходящим макияжем, Мбоу выглядел, как любой другой яркий член поколения Z, спрашивая: «Что означает наша жизнь, наше существование, если мы не верим, что нас поместили сюда на какое-то время?» причина?» так же легко, как если бы они реагировали на вирусное видео с мукбангом. Опираясь на ссылки из столь широкой области, как Джеймс Болдуин и RuPaul’s Drag Race , Мбоу задает важные вопросы, на которые не следует давать скучные и унылые ответы. Вместо этого взгляды этого видеоблогера вдумчивы, исследовательны и, в конечном счете, обнадеживают.
Каждое поколение склонно доказывать, почему их обстоятельства особенно ужасны. Но для молодых людей, достигающих совершеннолетия во время затяжных кризисов пандемий, климатических катастроф и потрясений в мировой экономике, у них могут быть веские основания для того, чтобы им приходилось особенно тяжело. Тем не менее, греясь в вышеупомянутых размышлениях этих философов со свежим лицом, чувствуешь себя немного легче не только от их конструктивной интерпретации нигилизма, но и от стойкости, которую он им, кажется, предлагает.
Ссылки и книги
В моей книге Солнечный нигилист: как бессмысленная жизнь может сделать вас по-настоящему счастливым (2021) я исследую не только современную тенденцию чрезмерно вкладываться в смысл, но и более мрачные последствия таких отношений . В частности, как это пересекается с нашими представлениями о работе, любви, семье, капитализме и политике. Я также исследую, как люди могут распутать себя, и как приятно это делать.
Литературные любимицы Оттесса Мошфег, Мелисса Бродер и Лиза Таддео часто возвращаются в своих работах к темам тысячелетнего нигилизма. Между тем, писатели Джиа Толентино, Сьюзан Зонтаг и Дженни Оделл более широко рассматривают наш интерес к смыслу, ценности и общности, пересекаясь с этими идеями. Их глубокие фолианты письма поучительны для чтения — я предлагаю начать с 9 книг Толентино.0015 Trick Mirror (2019) и Оделла «Как ничего не делать» (2019), обе книги настолько же удобоваримы, сколь и просветительны (и лично они были надежным поводом для светской беседы в течение последних нескольких лет).
Я уже упоминал телешоу The Good Place (посмотрите его, если вы еще этого не сделали), но нигилизм присутствует во многих других наших любимых развлекательных предложениях, таких как BoJack Horseman (2014-20) , мультфильм, который рассказывает о группе людей и антропоморфных животных, которые путешествуют по Голливуду, славе и своим собственным циклам амбиций и разрушения. В одном из нигилистических моментов мистер Арахисовое масло, милый и туповатый лабрадор, успешный телевизионный актер, утешал свою тогдашнюю жену, нежно напоминая ей: «Вселенная — жестокая, безразличная пустота. Ключ к счастью не в поиске смысла. Чтобы просто занять себя неважной ерундой, и в конце концов ты умрешь». Обещаю, это смешнее, чем кажется.
Нигилизм проник и на другие экраны. Фильмы «Все везде и сразу » (2022) и « Палм-Спрингс » (2020) показывают, насколько забавными и напыщенными могут быть эти идеи. Хотя моим личным любимым нигилистическим ресурсом-сюрпризом может быть просто SpongeBob SquarePants (1999-). Если болтливая губка не может убедить вас в хаотичном очаровании существования, то я не уверен, что сможет.
Проблема не в лицемерии. Нигилизм — это
Джейкоб Т. Леви
С каждой сменой администрации приходят обвинения в лицемерии. Те, кто правил указом, вдруг узнают об опасности односторонней президентской власти, а те, кто считал указы безупречным нарушением разделения властей, начинают их использовать, не упуская ни единого шага. Сторонники федерализма пользуются преимуществами национального единообразия. Насколько рано начинать протестовать против новой администрации? Когда критика президента перерастает в неуважение к президенту? Должны ли мы настаивать на терпеливом двухпартийном подходе или достаточно сказать, что «выборы имеют последствия» и главный — победитель? Должны ли чиновники относиться к решению суда как к последнему слову и закону страны или отстаивать свое понимание Конституции?
С удручающей регулярностью сторонники и эксперты переходят на другую сторону политических принципов в зависимости от того, кто выигрывает, а кто проигрывает.
В худшем случае лицемерие может быть своего рода яростным проецированием своих грехов на других; подумайте о чиновнике, наполненном отвратительной самодовольством по поводу сексуального поведения других людей, чья личная жизнь не выдерживает критики. Или он может превратить ценности в простые темы для обсуждения и лишить их реальной силы. Но то, что великий политический теоретик из Гарварда Джудит Шклар назвала «антилицемерием», является отдельной темой для разговора. Это ленивый заменитель вынесения и защиты реальных оценочных суждений; Мне не нужно показывать, какие принципы являются хорошими, если я могу просто показать, что вы нарушаете свои собственные. Эта стратегия поощряет движение по нисходящей спирали; наличие более высоких стандартов всегда увеличивает вероятность того, что кто-то не будет соответствовать им. В культуре, которая не может согласиться с общими моральными суждениями, но с удовольствием разоблачает лицемеров, простой стратегией может быть полное отсутствие стандартов.
В своих комментариях [президент Трамп], похоже, отказался от мысли, что правонарушения вообще существуют.
Французский писатель XVII века Ларошфуко назвал лицемерие «данью, которую порок платит добродетели». Обыкновенное политическое лицемерие того рода, которое мы наблюдаем, когда партии обмениваются властью, обычно носит именно такой характер. Внепартийный лицемерно повторяет принципы, которые он нарушил буквально вчера — например, «важные правовые изменения должны быть внесены законодательным актом Конгресса, а не указом исполнительной власти». Но при этом он переформулирует нормы и принципы, которые должностные лица, учреждения и граждане могут использовать в качестве ориентиров. Без этого переформулирования сами нормы потеряли бы свою силу и были бы забыты.
В 2017 году нас должно волновать не столько лицемерие, сколько его отсутствие. Некоторые лицемеры не испытывают стыда, но хотя бы формально признают, что есть вещи, за которые должно быть стыдно (нормы, которые нарушает другой). Администрация Трампа действует в другом, бессовестном плане.
В недавнем интервью ведущий Fox News Билл О’Рейли спросил президента Трампа о его восхищении президентом России Владимиром Путиным, сказав, что «Путин — убийца». Ответ Трампа поразил: «Убийц много. У нас много убийц. Что, по-твоему, наша страна такая уж невинная?
В разоблачении американцами авторитарных режимов, диктаторов, поджигателей войны и убийц часто проявлялось настоящее лицемерие. Соединенные Штаты пролили много крови, в том числе невинной и гражданской. Нам не нужно возвращаться к холодной войне с убийствами ЦРУ и поддержкой кровавых латиноамериканских диктатур, чтобы увидеть это. Кампании администрации Обамы по войне с беспилотниками более чем достаточно.
Но само это лицемерие было признанием того, что Америка стремилась добиться большего. Общественность ожидала, а элиты, по крайней мере, пытались создать правительство, которое могло бы претендовать на моральное превосходство.
Трамп пожимает плечами, отказываясь от стремления к идеализму. Зачем заморачиваться стандартами? Зачем вообще относиться к политическим убийствам как к достойным критики? Зачем признавать, что, даже допуская неподобающее поведение Америки, нынешний путинский режим обвиняют в гораздо худших поступках: убийствах критически настроенных журналистов, политических диссидентов, совершении военных преступлений от Чечни до Сирии?
Президент не просто намекнул, что правительство — это морально серый бизнес, который всегда связан с насилием и правонарушениями. В своих комментариях он, похоже, отказался от мысли, что правонарушение вообще существует.
Больше говорили — но очень похоже — о возможности того, что Трамп либо не считает правду важной, либо не думает, что она существует.
Подумайте о постоянной, наглой лжи администрации Трампа о легко проверяемых фактах, от уровня насильственных преступлений до фальсификации выборов и инаугурационных толп. Нет никакого реального притворства говорить правду; добродетель правдивости не получает своей обычной дани.