Этапы эксперимент – —

Основные этапы проведения эксперимента, их характеристика. Требования к проведению.

Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.

Первый этап – подготовительный. Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов; определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Второй этап – непосредственное проведение эксперимента. Этот этап должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в психолого-педагогическую практику.

Завершающий этап – подведение итогов эксперимента: описание ре-зультатов осуществления экспериментальной системы мер; характери-стика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты; описание особенностей субъектов экспериментального воздействия; данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Эксперимент по проверке оптимальности предлагаемой системы мер включает следующие этапы:

•     формулирование критериев оптимальности предлагаемой системы мер с точки зрения ее результативности, затрат времени, средств и усилий; 

•     выбор возможных вариантов решения поставленной перед экспериментатором задачи;

•     осуществление выбранных вариантов примерно в одних и тех же условиях;

•     оценка результативности по каждому из вариантов эксперимента;

•     сравнительная оценка всех вариантов эксперимента;

•     выбор из вариантов одного, который дает наилучшие результаты при меньших затратах времени, средств и усилий, или более результативного варианта при тех же затратах.

 

Сущность герменевтики. Характеристика основных методов творческой деятельности.

Герменевтика возникла как практическое искусство преодоления трудностей понимания и истолкования художественных, религиозных и иных текстов. Термин «герменевтика» образован от имени древнегреческого бога Гермеса, покровителя торговли, изобретателя письменности, посредника между людьми и богами. Среди качеств, приписывавшихся древними греками Гермесу, в этимологии слова «герменевтика» были отражены два: умение этого бога истолковывать волю богов и изобретение им знаковых сообщений. В свете имени бога Гермеса, герменевтика есть искусство понимания и истолкования текстов (систем знаков). В этом смысле, т.е. как искусство расшифровки божественных посланий, оно широко использовалось уже Платоном. Его ученик Аристотель, обобщив известные в его время грамматические и логические правила истолкования текстов, написал работу «Об истолковании». Несмотря на то, что уже в древнем мире, прежде всего в работах Платона и Аристотеля, была осознана потребность в разработке особой и общей герменевтической науки, в то время она адекватного удовлетворения не получила.

Возникновение и начальный этап развития герменевтического метода в эпоху античности связаны, во-первых, с запросами греческой педагогики, требовавшей ясного истолкования и перевода изучаемых в школах Греции древних поэтов. Во-вторых, значительный импульс для возникновения герменевтики был дан стремительным развитием греко-арабских связей в области торговли, науки, философии и словесности, которые требовали переводческой и комментаторской деятельности. И, наконец, мощнейший толчок был дан христианством, потребностью в переводах и толкованиях библейских текстов. Крупнейшим теоретическим достижением этого периода является ясная постановка проблемы количества смыслов слова. [3, c. 8]

В средние века герменевтика развивалась главным образом как частная и вспомогательная — филологическая, юридическая или теологическая и т.п. — наука. При этом в рамках, например, теологической герменевтики в I-III века возникли две школы понимания Священного писания — александрийская и пергамская. Они отличаются неприятием идей друг друга и предполагают объединение единомышленников, которых связывает одинаковая концептуальная основа. В частности, первой герменевтической проблемой, которую обсуждают обе эти школы, является проблема: сколько смыслов в слове? Один или несколько (более, чем один)? Александрийская школа по отношению к данной проблеме придерживается мнения, что смыслов в слове много, а Пергамская считает, что в слове имеется один-единственный смысл. Исторически получилось так, что эти две точки зрения, которые ранее казались исключающими, оказались далее примиренными.[5]

Несколько позже, в период патристики, жил и работал великий христианский мыслитель Аврелий Августин, который более 30 лет своей жизни отдал написанию книги «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия». Это, по сути дела, первый фундаментальный, сводный труд по герменевтике. Августин представил теоретический, обобщающий труд, в котором прямо указываются некоторые принципы, которым будет суждено жить века вплоть до наших дней.

У Августина есть четкое определение знака, разделение искусственных и естественных знаков, многие логические идеи. Он впервые в явном виде определяет фундаментальную герменевтическую категорию «понимание». Он говорит, что «понимание есть переход от знака к значению», переход, во время которого осуществляется познание значения путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке. Метод познания значения при пользовании знаками вполне естественно для Августина являлся психологическим. Поскольку людские души родственны, аналогичны друг другу, постольку они, соприкасаясь друг с другом, понимают знаки. Кроме этого у Августина можно найти в начальном варианте один из важнейших принципов, который в дальнейшем войдет в герменевтику — принцип контекстуального подхода, говорящий о том, что мы понимаем знаки не изолированно друг от друга, а в определенном контексте. Правда, у Августина этот контекст еще чисто текстовой. Предполагая применить герменевтику к интерпретации Библии, он приноравливает принцип контекстуального подхода для выполнения своих конкретных целей. Он говорит, что некоторые места Священного писания могут пониматься только в их окружении.

Есть у Августина еще один принцип, используемый в позднейших герменевтиках. Он называется принципом конгениальности, т. е. соразмерности творческих потенциалов исследователя какого-либо текста и его создателя. Этот принцип у Августина выступает в виде тождества «боговдохновенности автора» и «боговдохновенности читателя». Уловить смысл определенного места Священного писания может тот человек, чья «боговдохновенность» будет равна «боговдохновенности» автора.

Что касается августиновского определения знака, то оно несколько отлично от современных семиотических доктрин. Дело в том, что Августин полагал, что значение (смысл) можно постигать абсолютно (лишь в трудных случаях следует обращаться к контексту), что каждый знак обладает значением, имеет внешнюю сторону, при помощи которой человек воспринимает знаки как материальные объекты, чувственно воспринимаемые вещи, внешняя сторона знаков соотносит их с обозначаемыми предметами. Кроме этого существует внутренняя сторона знака (значение), которая и является целью понимания.

Средневековье по отношению к герменевтике было периодом господства идей Августина. Они перелагались, почитались, и, действительно, в них многое можно было почерпнуть. Принципы католической доктрины не требовали существенного пересмотра августиновской герменевтики.

 

 

studopedia.net

Этапы эксперимента.

Количество просмотров публикации Этапы эксперимента. — 3251

 

1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы.

2. Методический этап — ϶ᴛᴏ этап формирования методики исследования и ее плана.

3. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практическим опытом и выявление уровня реакций испытуемых.

4. Аналитический этап представляет собой анализ количественного и качественного результатов.

Выделяется естественный эксперимент, проходящий в условиях обычного обучающего процесса, и лабораторный, при котором специально создаются искусственные условия проведения эксперимента и научного педагогического исследования. Чаще применяется естественный эксперимент, который должна быть длительным или кратковременным. Педагогический эксперимент может разделяться по результативности на констатирующий и развивающий. Констатирующий эксперимент определяет лишь реальное положение явлений в процессе. Развивающий эксперимент необходим тогда, когда проводится специальная организация эксперимента с целью выявления признаков, методов, форм и содержания образования.

Развивающий эксперимент не может проводиться без сравнения результатов нескольких контрольных групп. При данном методе педагогического исследования появляются определœенные трудности: педагогу крайне важно очень хорошо владеть методикой проведения эксперимента͵ нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Методы теоретического исследования. Данные методы представляют из себявыявление отдельных граней, признаков, особенностей, свойств педагогических процессов. Анализируя факты, группируя, систематизируя их, мы определяем в них общее и специфическое, определяем общий принцип или правило. Метод анализа сочетается с методом синтеза, который дает возможность проникнуть в суть исследуемых педагогических процессов.

Индуктивные и дедуктивные методы — ϶ᴛᴏ логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод подразумевает направление движения от частных понятий к общему итогу, дедуктивный, напротив — – от общего положения к частному выводу.

В свою очередь, изучение литературы считает необходимым использование следующих методов.

1. Создание библиографии, т. е. составление списка источников литературы, выбранных для исследуемой проблемы.

2. Реферирование – предполагает краткий пересказ основного содержания одной или нескольких литературных работ.

3. Конспектирование – данный метод означает обязательное составление подробных записей.

4. Аннотирование – имеется в виду сжатая запись всœего содержания литературного источника.

5. Цитирование — ϶ᴛᴏ дословная запись фрагмента текста͵ содержащегося в литературном источнике.

Математические методы. Данные методы в педагогике используются для обработки информационных данных, полученных методами опроса и эксперимента͵ а также для выявления количественных связей между исследуемыми явлениями. Такими методами являются следующие.

1. Регистрация – подразумевается подсчет определœенных качеств у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого данное качество отсутствует.

2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определœенной последовательности с учетом определœения места в данном ряду каждого из исследуемых.

3. Шкалирование — ϶ᴛᴏ введение цифровых данных в результативную оценку отдельных сторон педагогических процессов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, новые педагогические научные знания формируются посредством выступлений ученых-исследователœей на конференциях, через печатные органы, в которых издаются научные статьи, брошюры, книги, через учебники и учебные пособия по педагогике.

3. Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание

Основными этапами педагогического исследования являются: определœение проблемы, цели, выбор темы, объекта и предмета исследования, определœение задач, гипотезы и защищаемых положений.

Определœение проблемы влияет на выбор объекта изучения, которым может стать и сам педагогический процесс или какая-либо сфера педагогической деятельности, непременно имеющая в себе противоречие.

Предметом исследования является отдельная сторона объекта. Иначе говоря, предметом исследования являются стороны объекта͵ наиболее важные с практической и теоретической точки зрения, которые следует исследовать.

Исследовательские задачи всœегда нацелœены на изучение гипотезы, которая являет собой сочетание теоретически обоснованных положений, правдивость которых крайне важно подтвердить.

Логическое и динамическое развитие педагогического исследования считает необходимым реализацию следующих этапов педагогического исследования: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического.

referatwork.ru

Этапы экспериментального исследования. — КиберПедия

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Первым этапом собственно исследования является Первичная постановка проблемы. Исследователь должен уяснить себе, чем он не удовлетворен в современном психологическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т. д.

2. После первичной постановки проблемы наступает Этап работы с научной литературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления.

3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее.

4. Исследователь должен Выбрать экспериментальный инструмент, который позволял бы ему:

а) управлять независимой переменной;

б) регистрировать зависимую переменную.

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную.

5. Планирование экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.

6. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как Популяцию, или Генеральную совокупность. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

7. Проведение эксперимента. В ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, проводит, если это необходимо, обучающую серию. Он варьирует независимую переменную (задачи, внешние условия и др.), проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого.

8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация. Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.



Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

9. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В».

10. Конечным продуктом исследования являются Научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.

Лабораторный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проходит в лабораторных условиях с помощью специальной аппаратуры, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что над ним экспериментируют. Последнее условие иногда может нарушать естественность протекания психических явлений. Этого недостатка лишен естественный эксперимент (термин введен А.Ф.Лазурским в 1910г.): исследование проводится в обычных естественных условиях (например, в процессе урока) и, таким образом, исключается то напряжение у испытуемого, которое возникает в ходе лабораторного эксперимента.

Естественный эксперимент.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.



Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии.

Естественный эксперимент бывает двух видов: констатирующий (изучается какое-то явление, делаются выводы о наличии/отсутствии определенного признака, сумме признаков, особенностей) и формирующий (служит одновременно и средством исследования и средством формирования изучаемого явления, т.е. создаются такие условия, при которых у испытуемых формируются желаемые психические качества (например, культура общения).

Формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела. Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека — насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык — продолжайте формирование.

В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий психолого-педагогический эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Метод тестов.

К психодиагностическим методам относятся тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия.

Тест в переводе с английского означает «проба», «испытание». Термин был введен в практику в конце прошлого столетия американским ученым Дж.Кеттелом, широкое же распространение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине и Т.Симон разработали специальную систему, для определения умственного развития или одаренности детей. Тест — это кратковременное задание, с помощью которого психолог стремится установить определенные психологические качества личности. В некоторых случаях для получения верной информации об испытуемом желательно метод тестов сочетать с другими психологическими методами, т.к. факт решения или нерешения теста еще не определяет внутренних причин изучаемого явления.

Метод опроса.

Опрос – это метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Цель метода – получение информации со слов опрашиваемых. В зависимости от цели исследования, от лимита времени и технических возможностей методы опроса бывают:

· письменными (анкетирование), когда вопросы задаются на бумажном носителе или в электронном виде;

· устными

Письменный опрос позволяет охватить большее кол-во людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная его форма – анкетирование.

1) Анкетирование – предназначенный для самостоятельного заполнения. М. проводиться заочно и анонимно.

Независимо от целей опроса его успех во многом зависит от качества вопросов. Анкета заполняется респондентом самостоятельно и поэтому д. б. предельно ясна респонденту. В противном случае б. получаться недостоверные результаты. Так, наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать ??, непонятные испытуемому. Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему ??. По форме вопросы бывают:

¾ закрытые – респонденту предлагаются варианты ответов и представляется выбор одного или несколько ответов. Подразделяются на ?? типа «да-нет», альтернативные и «вопросы-меню».

¾ открытые – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как пожелает. Напр., отвечая на вопрос: «Что привлекает вас в вашей работе?», респондент указвает основные привлекательные для себя факторы.

¾ полузакрытые – когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое» или «что еще». Напр., «Сообщите, пожалуйста, Ваши мотивы выбора профессии психолога» (нужное подчеркнуть). Респондент подчеркивает выбранный им ответ.

¾ прямые. Прямой вопрос, позволяющий получить прямую информацию от респондента, напр., «Удовлетворены ли Вы своей работой?»

¾ косвенные. Косвенные вопросы – это вопросы, позволяющие получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. С их помощью получается инф-ция, которую трудно получить путем прямых вопросов.

Количество ?? д. б. в пределах разумного. Содержание анкеты по качеству и количеству ?? часто характеризует профессиональную подготовку исследователей. Результат исследования зависит от многих факторов, в т.ч. от обоснованности репрезентативной выборки и умения исследователя установить п-й контакт с респондентами.

Достоинства: возможность массового охвата большого количества лиц в небольшой срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, легкость обработки, проведение анкет не требует квалификации. Недостатки: нельзя предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить в ходе исследования их содержание. Из-за этого анкетирование обладает меньшими возможностями, чем, напр., устная беседа.

2) Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Достоинство: позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, т.к. ??, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Недостатки: требует больше времени для проведения + наличия специальной подготовки исследователя, т.к. степень объективности ответов очень зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя. Бывает двух типов:

¾ Метод беседы. Отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание ?? изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Правильное применение метода беседы предполагает установление исследователем хорошего контакта с испытуемым. Является универсальным и м. применяться на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения.

Беседа служит основным способом получения инф-ции об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях, степени усвоения им учебного материала и т.д. Схема опроса будет различной в зависимости от его целей. Напр., если опрос проводится с целью профессионального отбора, то содержание его вопросов д. б. направлено на выявление степени развитости требуемых для данной профессии качеств личности. При проведении беседы важно уметь слушать собеседника для того, чтобы извлечь полезную информацию. Считается, что умение слушать собеседника – один из критериев коммуникабельности человека.

Достоинства: в отличие от анкетирования, при беседе м. выяснить непонятные вопросы, изменить формулировку вопроса, если он воспринят испытуемым недостаточно правильно. Недостатки: обрывочное восприятие, низкая эффективность при восприятии устной речи (м.б. и у исследователя, и у собеседника)

¾ Интервью – разновидность беседы, беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений. Взаимодействие психолога и испытуемого с глазу на глаз, вопросы задаются по определенному плану.

· Стандартное интервью, предполагающее заранее подготовленные вопросы и задания для испытуемых (прим. для получения начальной, первичной информации о п-х явлениях + для формулировки рабочих гипотез).

· Нестандартное интервью – допускает переформулировку вопросов в процессе опроса без права выхода за предложенную область обсуждения (предъявляет более высокие треб-я к коммуникационным способностям интервьюера).

Метод интервью в психологии отличается от применяемого, напр., в социологии. Иногда опросники для интервью строят по типу социологических анкет, преследующих цель получить много ответов по многим вопросам. Такой подход годится только для первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники, составленные с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, м.дать наиболее ценные результаты для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Достоинство: возможность варьировать вопросы. Недостатки: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить небольшое количество человек.

3) Экспертная оценка – это метод, основанный на использовании знаний др. людей (экспертов), компетентных в изучаемом вопросе. Проводится опрос экспертов, а затем обобщаются ответы. Анализ данных – с помощью приемов статистической обработки. Метод эффективен при исследованиях настроений, отношений в коллективе и п-го климата. Основными этапами метода являются:

· подбор экспертов,

· проверка опроса

· обработка результатов исследования

Экспертный опрос м.б. как анонимным, так и нет. В качестве работы экспертов обычно привлекают авторитетных членов коллектива, руководителей, неформальных лидеров, компетентных в исследуемой области крупных специалистов, людей с большим стажем работы в данной области. + Компетентные лица: воспитатели д/с и школ-интернатов, классные руководители. При этом они должны хорошо знать испытуемых и успешно владеть наблюдаемым процессом. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщения – дело исследователя.

Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Эти методы основаны на самонаблюдении опрашиваемых, поэтому даже если испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и поэтому не всегда верными.

cyberpedia.su

Основные этапы проведения эксперимента

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 10Следующая ⇒

Эксперимент условно можно разделить на три этапа: подготовительный, организационный, итоговый.

Подготовительный этап включает планирование эксперимента. Определяется цель эксперимента. Подбираются объекты (классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Выделяется предмет исследования. Определяется длительность эксперимента, продумываются конкретные методики (анкеты, интервью), устанавливаются контрольные, факторные и нейтральные признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются способы контроля протекания эксперимента, определяются формы фиксации результатов, способы их обработки. Организовывается апробация на небольшом числе испытуемых, а при необходимости вносятся корректировки.

Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния всей системы, для этого необходимо сделать контрольный срез. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе эксперимента, то есть формы регистрации промежуточных срезов.

По итогам первого констатирующего среза подбираются контрольный и экспериментальный классы. Контрольный и экспериментальный классы должны быть одинаковы по количеству учащихся, возрасту, текущей успеваемости, профессиональной подготовке учителя. В первом констатирующем срезе в контрольном классе исследуемые параметры должны быть выше, чем в экспериментальном, а после проведения формирующего эксперимента наоборот – ниже. В этом случае будет доказана выдвинутая гипотеза и можно говорить об эффективности предлагаемых методов обучения. Схема классического эксперимента выглядит следующим образом (см. табл. 2)

Таблица 2

Схема классического эксперимента

ГРУППЫ ПРЕТЕСТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТ-ТЕСТ
Экспериментальная + + +
Контрольная + - +

Этап подведения итогов экспериментальной работы заключается в том, что проводится описание результатов, характеристика условий, при которых были получены благоприятные результаты, описание особенностей учителей-экспериментаторов, оцениваются затраты времени, указываются границы применения апробированной в ходе эксперимента системы мер. В заключение необходимо переходить от эмпирического изучения к теоретической обработке материала, ибо факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов. Обработка материала делается путем вычисления статистик для проверки гипотез, после этого необходимо произвести интерпретацию результатов.

Итак, эксперимент в сфере образования направлен на то, чтобы выявить и подтвердить, что в результате применения новой методики происходит положительный сдвиг по следующим параметрам: а) время обучения сокращается, б) качество учебно-воспитательного процесса улучшается, в) нагрузка на учителя и учащихся снижается.

Основные понятия по теме

ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ – группа испытуемых, которые не подвергаются никаким экспериментальным воздействиям, так как она служит для сравнения во время эксперимента.

ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – группа испытуемых, подвергнутых экспериментальному воздействию (в отличие от контрольной группы).

ЭКСПЕРИМЕНТ [< лат. experimentum – проба, опыт] – 1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

СТОХАСТИЧЕСКИЙ [< гр. stochasis – догадка] – случайный, вероятностный, например, стохастический процесс – процесс, характер изменения которого во времени точно предсказать невозможно.

РЕЦИПИЕНТ – человек, воспринимающий информацию (читатель, слушатель).

Глава 5. Применение опросных методов исследования (беседа, интервью, анкетирование)

Специфика опросных методов

Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Обращение – завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (не основные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов: 1) функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения; 2) вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос; 3) контрольные вопросы, которые используются для проверки данных; 4) поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.

Выделяют прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы – такие, при которых объект интереса исследователя совпадает с содержанием вопроса (Нравится ли Вам профессия педагога-психолога?). Косвенный вопрос, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя расходятся (Согласны ли Вы, что профессия педагога-психолога одна из лучших?).

Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы в свободной анкете предполагают любой ответ. Их применяют для предварительной ориентировке в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа среди нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке. Закрытые вопросы могут быть альтернативные, когда на один вопрос имеется лишь два ответа: «да», «нет». Стандартизированные ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. В этом их достоинство. Полузакрытый вопрос предоставляет возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.

При составлении вопросов педагог-исследователь должен избегать ряда типичных ошибок, которые значительно снижают ценность полученных данных. Ошибки эти заключаются в следующем: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; преобладание закрытых вопросов, которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости, что часто делает полученные результаты с научной точки зрения бессмысленными.

Метод беседы

Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «Когда вы ложитесь спать?».

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

Метод интервью

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

Метод анкетирования

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Виды анкет. Выделяются анкеты-интервью, когда исследователь сам заполняет анкету, уточняя мысли собеседника, выявляя правильность понимания вопроса, выясняя мотивы ответа. Прессовая анкета – отправляется по почте, в конверт закладывается пустой конверт с написанным обратным адресом.

Анкетные данные тем достовернее, чем больше лиц опрошено. Типичными недостатками метода анкетирования являются неточность в формулировке вопросов, что порождает ошибочные ответы. Порой бывает обилие вопросов, сходных по содержанию, вызывающих недоумение и механические ответы без серьезных раздумий. Неумелая мотивировка важности анкетного опроса ведет к попытке угадывания ответов, какой нужен исследователю. И, наконец, неорганизованность в проведении опроса приводит к шуму, консультациям, списыванию друг у друга.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы предоставляют респонденту возможность уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа? Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины? Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на целый блок вопросов. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

Композиция анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Итак, в процессе педагогического исследования необходимо применить наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует. На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования (беседа, интервью, анкетирование). Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: выбранные методы должны соответствовать объекту, предмету и общим задачам проводимого исследования; соответствовать современным принципам научного исследования; соответствовать этапу исследования; гармонично дополнять другие методы в единой методической системе.

Основные понятия по теме

АНКЕТА [< фр. enquete] – 1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным материалом для обобщений.

АНКЕТЕР – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора первичного материала в социологических, педагогических, психологических и других исследованиях с помощью анкеты.

ИНТЕРВЬЮ [< англ. interview] – в социальных исследованиях – беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.

ИНТЕРВЬЮЕР [< англ. interviewer] – лицо, которое проводит интервьюирование.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью интервью.

ИНФОРМАНТ – лицо, включенное в эксперимент и поставляющее какую-либо информацию в виде ответов на вопросы исследователя.

СТРАТА [< лат. stratum – настил, слой] – в социологии – социальный слой, группа людей, выделяемая по какому-либо общему признаку (возрастному, профессиональному, уровню образования и т.п.).

СТРАТИФИКАЦИЯ [< лат. stratum – настил, слой + fasere – делать] – в процессе научного исследования – разделение, расчленение общества (генеральной совокупности) на страты.

РЕСПОНДЕНТ [< англ. respond – отвечать] – тот, кто отвечает на вопросы анкеты; тот у кого берут интервью.

Вопросы и задания для самоконтроля

В чём специфика опросных методов?

Каковы этапы проведения опроса?

Перечислите виды вопросов. Каковы типичные ошибки при составлении вопросов?

Каковы критерии для проверки правильности составления анкеты?




infopedia.su

Понятие, виды и этапы комплексного педагогического эксперимента

Понятие, виды и этапы комплексного педагогического эксперимента

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

В данной теме рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое педагогический эксперимент.
  • Виды педагогического эксперимента.
  • Этапы проведения эксперимента.

Понятие педагогического эксперимента

Применяют эксперимент в роли исследовательского метода для решения научно-методических проблем в психологии и педагогике. Активность и многофакторность процесса в педагогике обусловливают применение определённо комплексного опыта педагога, который поможет найти преимущества и недостатки, объяснить ценности, раскрыть внутренние взаимосвязи и зависимости в явлениях и процессах педагогики. Поэтому этот приём является самым достоверным в исследовании явлений, фиксирования прецедентов, рассмотрения изменений и развития участников процесса в педагогике. Выделяют групповой педагогический эксперимент, который предоставляет возможность изучать причинно-следственные связи, внутренние информаторы развития, что помогает выйти на теоретический этап исследования изучаемых вопросов.

Определение 1

Эксперимент в педагогике – это изменение или активизация конкретных действий для проведения исследования в подходящих, определённо фиксируемых и контролируемых условиях.

Особенности проведения эксперимента в педагогике это:

  • В ход исследования могут вмешаться изыскатели, что является запланированным действием.
  • Возможность несколько раз воссоздать исследуемые явления в разных условиях, что относится к изменению их параметров.

Эксперимент предоставляет возможность разложить действия педагога на несколько составных, изменить условия, в которых они функционируют, рассмотреть и проверить воздействие на результаты конкретных моментов, следить за формированием и развитием конкретных сторон и связей, уточнять полученные результаты. Также эксперимент можно использовать для проверки частных и общих гипотез, определённых выводов, установки и уточнения прецедентов, определения производительности используемых элементов.

Эксперимент в педагогике называют специфическим комплексом всех методов исследования, который способствует научно-обоснованной и доказательной проверке верности назначенного в самом начале исследования предположения.

zaochnik.com

Этапы психологического экспериментального исследования.

Поделись с друзьями

Нужна помощь в написании работы?

Экспериментальное исследование в психологии проводится в несколько этапов. Основными этапами психологического экспериментального исследования являются следующие:

  1. Определение темы, которая ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы. Исследователь должен выяснить, чем он неудовлетворен в современном психологическом знании, где есть пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д. Эмпирическое исследование проводится в трех основных случаях:
    • проверка гипотезы о существовании явления;
    • проверка гипотезы о существовании связи явлений;
    • проверка гипотезы о причинной зависимости одного явления от другого.

Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной связи явлений.

  1. Работа с научной литературой: исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего его явления:
    • поиск определений базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам;
    • составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов и реферативных журналов;
    • результат работы над литературным обзором – это уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования.
  1. Уточнение гипотезы и определение переменных – первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания «Если… то…». Она также должна быть конкретизирована и операционализирована, т.е. входящие переменные должны контролироваться в эксперименте. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы. Тем самым уточняется предмет экспериментального исследования: та сторона психики, на которую направлено экспериментальное воздействие и которая регулирует проведение, регистрируемое в ходе эксперимента. Психолог управляет не психической реальностью, а внешними параметрами ситуации, воздействующими на психику испытуемого. Регистрируя независимую переменную, он исходит из того, что между «переменной-модератором» и параметрами поведения существует функциональная связь. Это основная общая гипотеза — предпосылка любого психологического эксперимента.
  2. Выбор экспериментального инструмента, который позволит:
    • управлять независимой переменной;
    • регистрировать зависимую переменную.

Т.е., должна быть выбрана методика и аппаратура психологического эксперимента. Также условия эксперимента должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять константность величины их воздействия на зависимую переменную. В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Следует лишь избегать перегрузки испытуемого избыточными для исследования тестами.

  1. Планирование экспериментального исследования (планирование необходимо для обеспечения внутренней и внешней валидности эксперимента):
    • выделение внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную;
    • выбор экспериментального плана зависит от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных необходимо контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д.
  1. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Вся совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования – популяция или генеральная совокупность. Множество людей — принимающих участие в исследовании – выборка. Выбор популяции зависит от целей исследования.
    • репрезентативность – состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки; выборка должна качественно и количественно представлять генеральную совокупность, основные типы потенциальных испытуемых, существующие в популяции, и испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольной группам, чтобы все группы были эквивалентными;
    • рандомизация – для того, чтобы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть представлены равные шансы стать реальными участниками исследования; техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупности присваивается индекс, а затем производится  случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте; в этом случае имеются три группы:

ü  вся генеральная совокупность;

ü  группа рандомизации, из которой производится отбор;

ü  экспериментальная рандомизированная группа.

Исследователь также распределяет группы относительно разных условий эксперимента так, чтобы контролировать или учитывать возможные эффекты последовательности дифференцированного переноса и т.д.

  1. Проведение эксперимента – в ходе эксперимента исследователь организует процесс взаимодействия с испытуемым, зачитывает инструкцию, варьирует независимую переменную, проводит сам или с помощью ассистента регистрацию поведения испытуемого. Основными этапами проведения эксперимента являются следующие:
    • подготовка эксперимента – исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, разрабатывает и уточняет инструкцию;
    • инструктирование и мотивирование испытуемых – инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты, испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте;
    • экспериментирование – вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте; перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования; обычно в эксперименте принимает участие и ассистент – он берет на себя вспомогательные задачи.

Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента.

    • завершающий этап – постэкспериментальное интервью – после завершения эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.
  1. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов – обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или при выдвижении экспериментальной гипотезы. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании четыре:
    • о сходстве или различии двух и более групп;
    • о взаимодействии независимых переменных;
    • о статистической связи независимых и зависимых переменных;
    • о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

  1. Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными. Он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы.

Научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала – исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты исследования в соответствующей форме представлены на суд научной общественности.

students-library.com

Планирование эксперимента — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Планирование эксперимента (англ. experimental design techniques) — комплекс мероприятий, направленных на эффективную постановку опытов. Основная цель планирования эксперимента — достижение максимальной точности измерений при минимальном количестве проведенных опытов и сохранении статистической достоверности результатов.

Планирование эксперимента применяется при поиске оптимальных условий, построении интерполяционных формул, выборе значимых факторов, оценке и уточнении констант теоретических моделей и др.

Планирование эксперимента возникло в первой половине XX века из потребности устранить или хотя бы уменьшить систематические ошибки в сельскохозяйственных исследованиях путём рандомизации условий проведения эксперимента. Процедура планирования оказалась направленной не только на уменьшение дисперсии оцениваемых параметров, но также и на рандомизацию относительно сопутствующих, спонтанно изменяющихся и неконтролируемых переменных. В результате удалось избавиться от смещения в оценках.

С 1918 г. Р. Фишер начал свою известную серию работ на Рочемстедской агробиологической станции в Англии. В 1935 году появилась его монография «Design of Experiments», давшая название всему направлению. В 1942 году А. Кишен рассмотрел планирование эксперимента по латинским кубам, которое явилось дальнейшим развитием теории латинских квадратов. Затем Р. Фишер независимо опубликовал сведения об ортогональных гипер-греко-латинских кубах и гипер-кубах. Вскоре после этого в 1946 г. Р. Рао рассмотрел их комбинаторные свойства. Дальнейшему развитию теории латинских квадратов посвящены работы Х. Манна (1947—1950 гг).

Первое глубокое математическое исследование блок-схемы выполнено Р. Боузом в 1939 г. Вначале была разработана теория сбалансированных неполноблочных планов (BIB-схемы). Затем Р. Бо́зе, К. Нер и Р. Рао обобщили эти планы и разработали теорию частично сбалансированных неполноблочных планов (РBIB-схемы). С тех пор изучению блок-схем уделяется большое внимание как со стороны специалистов по планированию эксперимента (Ф. Йетс, Г. Кокс, В. Кокран, В. Федерер, К. Гульден, О. Кемптгорн и другие), так и со стороны специалистов по комбинаторному анализу (Р. Бо́зе, Ф. Шимамото, В. Клатсворси, С. Шрикханде, А. Гофман и др.).

Исследования Р. Фишера знаменуют начало первого этапа развития методов планирования эксперимента. Фишер разработал метод факторного планирования. Йетс предложил для этого метода простую вычислительную схему. Факторное планирование получило широкое распространение. Особенностью факторного эксперимента является необходимость ставить сразу большое число опытов.

В 1945 г. Д. Финни ввел дробные реплики от факторного эксперимента. Это позволило сократить число опытов и открыло дорогу техническим приложениям планирования. Другая возможность сокращения необходимого числа опытов была показана в 1946 г. Р. Плакеттом и Д. Берманом, которые ввели насыщенные факторные планы.

Г. Хотеллинг в 1941 г. предложил находить экстремум по экспериментальным данным с использованием степенных разложений и градиента. Следующим важным этапом было введение принципа последовательного шагового экспериментирования. Этот принцип, в

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *