Этапы процесса мышления направленного на решение задач, или как вызвать музу | by Alex Voloshyn | Блог-портфолио Волошина
В школе не рассказывают о невидимых процессах, которые лежат в основе работы связанной с решением задачи. Непонятно почему детей не учат думать и приходится учиться этому когда отсутствие такого навыка становится критичным. Попробуем в этом разобраться.
В последнее время меня интересуют методы направленного мышления для решения задач разной сложности и генерации новых идей, и так сложилось, что мне подвернулось несколько источников с информацией которые описывают алгоритмы такого мышления. Как утверждает Эдвард де Боно в своей книге “Научите себя думать”, мышление иногда можно намеренно сделать искусственным и целенаправленным, иначе мы принимаем все как должное и полагаем, что выполняем определенные действия, хотя в действительности делаем совсем не то. Далее рассмотрим несколько алгоритмов запуска процесса мышления.
Техника рождения идей
Этот алгоритм я нашел в книге Джеймса Вебб Янга “Техника рождения идей”, он описывает простейший процесс с помощью которого производятся на свет идеи (используется для рекламы):
- Сбор сырой информации, включая как непосредственные материалы по теме, так и любые другие из вашего багажа общих знаний.
- Обработка материала в голове.
- Инкубационный период, когда вы даете подсознанию возможность заняться анализом (важно, нужно забыть на время о задаче).
- Непосредственное рождение идеи — этап “Эврика!”
- Окончательное формирование и доработка идеи для ее практического применения.
Стратегия решения проблем
В книге “Психология критического мышления” даются стратегии и описания разных рецептов для определения проблем и поиска путей решения.
Планирование является одним из самых главных навыков мышления, который используется для управления поведением и его регуляции. План дает конкретную схему, следуя которой шаг за шагом человек приближается к достижению желаемой цели. При этом следует обдумать по меньшей мере четыре способа достижения конечной цели, даже если задача кажется четко поставленной. Такой подход увеличит размеры пространства задачи и обеспечит более благоприятные возможности для поиска оптимального решения.
Планы решения задач могут отличаться друг от друга, большинство же складывается из пяти основных шагов:
- Осознание того, что задача действительно существует.
- Формулировка задачи, в которую включается определение исходного положения и окончательной цели.
- Выработка и оценка возможных решений.
- Выбор оптимального решения.
- Реализация выбранного пути решения задачи с целью его проверки.
Модель естественного планирования
В книге Девида Алена “Как разобраться с делами“ дается описание модели естественного планирования. Для выполнения практически любого действия ваш мозг совершает пять шагов:
- определяет цель и принципы;
- визуализирует результат;
- проводит мозговой штурм;
- осуществляет организацию;
- определяет следующие конкретные действия.
Эти пять фаз планирования проекта наступают естественным образом, чем бы вы ни занимались в течение дня. Так вы создаете что-то новое, будь то ужин в ресторане, приятный вечер, новый продукт или новая компания (подробнее о пяти шагах).
Этапы классического процесса мышления
Алгоритм был найден в книге Тео Компернолле “Мозг освобожденный”, он описывает этапы “классического” процесса мышления, направленного на решение задач (в этой книге ты найдешь еще много всего полезного):
- Отбор полезной информации, а для этого — анализ и упорядочивание данных с позиции логики.
- Поиск дополнительной информации и других заслуживающих доверия точек зрения.
- Синтез всех данных, поиск взаимосвязей между ними и получение целостной картины задачи.
- Выявление основных принципов задачи, более глубокое понимание и генерация её нового смысла. Для этого потребуется взглянуть на “объект” под разными углами.
- Выбор оптимального решения — лучшего из всех, которое можно выбрать на основе имеющихся знаний.
- Если поступает новая информация, данные, знания или идеи, придется повторить весь процесс сначала.
Пять этапов мышления
Этот алгоритм мышления описан в книге Эдварда де Боно “Научите себя думать” описывает этапы направленного мышления. Для отображения самого процесса он использует в качестве метафоры схему фильтра для кофе.
Особый тип фильтра для кофе. Сверху вы наливаете воду, а снизу выходит очищенный кофе.Затем отображает процесс мышления в виде схемы из 5-ти кубиков и описывает шаги.
Представьте, что эти пять кубиков образуют своеобразную перерабатывающую трубу. Из трубы выходят результаты вашего мышления.Собственно, теперь расшифровка этих этапов (почему у них такая странная аббревиатура мне неизвестно):
К — обозначает цель, намерение мышления. Куда мы направляемся? Что мы хотим получить на выходе?
УЧ — обозначает информацию, которой мы уже обладаем и которой нам недостает. Что за ситуация? Что мы о ней знаем? Этот этап включает и восприятие.
ПРО — это этап возможностей. Здесь мы создаем возможные решения и подходы. Как нам сделать это? Какое принять решение? Этот этап также является порождающим.
ТАК — сужает, проверяет и выбирает возможности. Это этап заключений, решений и выбора, этап результата.
ПО — обозначает «шаг действия». Что вы собираетесь с этим делать? Какой шаг предпринять потом? Какие действия станут результатом вашего мышления?
Дизайн-мышление
С этой методологией я познакомился еще до того как нашел вышеописанные алгоритмы. Хотя она и заточена под использование дизайнерами, как можно заметить, в её основе лежат все те же принципы.
Этапы по методологии Дизайн-мышлениеСуществует много вариаций этой методологии, здесь описаны основные шаги:
- Исследования. Собираем информацию из всех возможных источников для того, чтобы увидеть полную картину и изучить проблему со всех сторон.
- Фокусировка на проблеме. После сбора информации определяем проблему, которую нужно решить, и фокусируемся на ней.
- Генерация идей. Генерируем различные гипотезы и идеи, которые могут решить основную проблему.
- Выбор идеи. Анализируем идеи и выбираем ту которая должна решить проблему.
- Прототип. На основе идеи разрабатываем несколько решений в виде прототипов, чем больше прототипов — тем лучше.
- Тестирование. Тестируем прототипы на живых пользователях и выбираем вариант, который решает проблему наилучшим образом.
- Реализация. Когда тестирование проведено успешно можно приступать к реализации, то есть ставить задачу программистам и дизайнерам.
- Анализ результата и повторение процесса.
И напоследок несколько советов, которые были найдены в книге Дайаны Халперн “Психология критического мышления”:
- Искать разные пути достижения цели а затем выбирать наилучший.
- Обеспечивать себя достаточным количеством информации и упражнений для выработки творческих навыков.
- Задавать необходимые вопросы и определять наличие задачи.
- Определять качество идеи по её последствиям (результат воплощения идеи в жизнь).
- Всячески вознаграждать себя за оригинальные и полезные идеи, чтобы получать удовольствие от процесса.
- Пытаться находить решения в нестандартных ситуациях, проявлять настойчивость при неудачах (неудача тоже результат).
- Составлять приблизительный план поиска решений (например: распознавание неизвестных факторов, поиск информации, выработка возможных решений, взгляд на задачу с различных точек зрения и определение целей).
- Избегать навешивая ярлыков, отнесения задачи к уже известной категории задач и поспешного принятия решений (как правило это происходит из-за лени проводить сбор информации или в спешке).
Вывод
Исходя из всего вышеизложенного можно заметить, что, все алгоритмы очень схожи и их можно свести к одному фундаментальному принципу запуска креативного процесса:
- Постановка задачи.
- Сбор информации.
- Синтез идей.
- Выбор идеи.
- Реализация.
Приходи на онлайн-курс, который помогает изучить четкую методику и сделать проект для портфолио. Зписывайся на курс по ссылке 👉 https://hyperschool-digital-product-design.webflow.io/
Что такое дизайн-мышление: основные этапы процесса
Термином «дизайн-мышление» (от англ. design-thinking) обозначают не просто тип мышления, но и методологию решения задач в самых разных областях: образовании, бизнесе, а также повседневной жизни. Эта практика отличается тем, что основывается не на аналитическом, а на творческом подходе к решению проблем. Метод дизайнерского мышления может применяться для разработки любых систем: от построения стратегии продвижения до создания модели клиентского сервиса.
Что такое дизайн-мышление
Слово «дизайн» в этом термине используется в значении: проектирование, конструирование, создание чего-то нового. Данный метод используется в разработке ориентированных на пользователя продуктов и подразумевает нестандартное решение проблем.
Процесс дизайн-мышления основан на нескольких принципах:
- умении поставить себя на место пользователя, понять, какие чувства и эмоции он испытывает – все инновации в конечном итоге должны быть ориентированы на людей;
- способности охватывать проблемы как в целом, так и во всех деталях;
- готовности к экспериментам, пробам и ошибкам – не стоит бояться выходить за границы собственных знаний и способностей.
При создании удобных и полезных для пользователя продуктов и сервисов, необходимо вникнуть в потребности тех, для кого они будут предназначены. Такой подход позволяет глубоко погрузиться в клиентский опыт, задать верные вопросы и помогает креативно, неочевидным способом решить возникающие в работе проблемы.
Методология хорошо зарекомендовала себя при создании цифровых продуктов. Дизайн-мышление часто используется в UX/UI-дизайне и разработке при создании структуры и интерфейсов веб-сайтов и различных приложений.
Применение дизайн-мышления в бизнесе помогает увеличивать число лояльных клиентов, так как потребители получают продукт, максимально учитывающий их интересы. Данный подход также развивает креативное мышление в командах.
Кроме того, дизайн-мышление помогает ускорить выход новых продуктов на рынок и способствует снижению трат, поскольку этот метод предполагает проведение исследований и экспериментов, благодаря которым создаются удачные и жизнеспособные решения.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Этапы дизайн-мышления
В дизайн-мышлении выделяют следующие этапы:
Разберем этапы на примере создания сайта или приложения.
Этап 1. Эмпатия
На этом этапе вам необходимо погрузиться в проблемы пользователей, исследовать их опыт, понять истинные переживания и мотивацию, определить их запросы, взглянуть на продукт их глазами. Основной задачей является сбор достаточного количества данных, чтобы вы могли «почувствовать себя в чужой шкуре», это поможет понять проблемы потребителя. Чтобы выполнить детальное исследование, команде стоит провести глубинные интервью, понаблюдать за поведением пользователя и его привычками. Также следует заняться сбором информации в различных открытых источниках: соцсетях, средствах массовой информации, статистических отчетах.
Этап 2. Фокусировка
Задачей этого этапа является обработка и анализ всей полученной информации, ее систематизация и выделение главной проблемы клиента. Ваша цель – сформулировать конкретный вопрос, который станет ключевым для дальнейшей работы. Для обозначения важных наблюдений и их визуального оформления удобно использовать стикеры или карточки.
Этап 3. Генерация идей
На этой стадии нужно постараться найти как можно больше различных решений для одного вопроса. Здесь допускаются любые инсайты и самые неожиданные ответы. Активная групповая работа команды разнопрофильных специалистов, собравшихся вместе, напоминает мозговой штурм. На этом этапе не стоит критиковать предложения и отбрасывать идеи. После того как будет сгенерировано максимум разнообразных идей, переходите к следующему этапу, чтобы заняться отбором наиболее жизнеспособных из них.
Этап 4. Выбор идеи
Теперь из всех собранных идей вам следует выбрать одну идею продукта, лучше всего удовлетворяющую потребность потенциального пользователя, и полностью сконцентрироваться на ней. Команда может проголосовать за одно единственное решение или объединить несколько идей в одну.
Этап 5. Прототипирование
Когда решение принято, из подручных материалов и при помощи несложных инструментов нужно создать несколько прототипов сайта или приложения, чтобы проверить, сработают ли ваши идеи на практике, и глубже понять, как можно решить поставленную задачу наиболее эффективным образом. Не тратьте на изготовление прототипов много времени и средств, чтобы вам не жалко было отбросить идею, если она окажется нерабочей.
Этап 6. Тестирование
Если прототип работает, следующий шаг – получение обратной связи от потенциального клиента. Отдайте прототип пользователю и проследите за тем, каким образом он взаимодействует с продуктом. Тут важно фиксировать комментарии: что потребитель считает удобным, а что ему не нравится и по какой причине. Изучив отзывы клиентов, вы сможете доработать свой продукт по результатам этих откликов.
Заключение
Методику дизайн-мышления, идея которой принадлежит американскому экономисту, политологу и психологу Герберту Саймону, можно использовать практически повсеместно. Она эффективна при разработке продуктов, отлично подходит для активизации работы команды и развития креативного мышления. Использование дизайн-мышления позволяет решать сложные или нестандартные задачи, помогает бороться со страхом неудач, способствует развитию предприимчивости.
Многие известные компании успешно создают продукты и услуги, ориентированные на человека, применяя дизайн-мышление. К этому методу прибегал сервис для поиска недвижимости ЦИАН. Компания провела серию глубинных интервью, чтобы определить, что же нужно пользователям. Банк ВТБ при помощи дизайн-мышления построил карту путешествия потребителя, где детально прописан типичный день клиента и видны его потребности. Также можно привести в пример компанию X5 Retail Group, которая, используя методику дизайн-мышления, проектирует новые магазины «Пятерочка» и «Перекресток» и переоборудует имеющиеся для удобства людей с ограниченным возможностями.
Дизайн-мышление используют и многие иностранные бренды: Netflix, General Electric, Philips Lighting, IBM, Samsung и др.
Кроме того, этот метод может быть полезен не только в бизнесе, но и в решении личных задач, например, в организации пространства в квартире или в планировании отпуска.
6 шагов критического мышления — Reasoninglab
Интерфейс Rationale был разработан, чтобы предоставить путь для критического мышления. От сбора исследований до взвешивания доказательств и формулирования суждения — «Обоснование» поможет вам.
Взгляните на эти 6 шагов критического мышления с примерами, чтобы продемонстрировать путь к лучшим результатам.
Шаг 1: ОРГАНИЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
У нас нет проблем с поиском информации. Главное, чтобы информация была подобрана и структурирована надлежащим образом. С картами группировки Rationale вы можете перетаскивать информацию из Интернета в свое рабочее пространство с помощью блокнота и включать цвет, гиперссылки и изображения. Структурированные пирамидальные карты помогают учащимся структурировать информацию таким образом, чтобы выявить связи между основной темой и ее различными темами или категориями.
Шаг 2: СТРУКТУРНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Многие люди выражают свое мнение, но редко аргументируют его. Карты рассуждений мотивируют людей поддерживать свои ответы и учитывать разные мнения. Он использует цветовые соглашения для отображения рассуждений: зеленый для причин, красный для возражений и оранжевый для опровержений. Он также включает индикаторные или связующие слова, чтобы связь между утверждениями была ясно понята.
Шаг 3: РАССМОТРИТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Проверка веских аргументов заключается в том, насколько хороши доказательства, лежащие в основе утверждений. Блоки оснований Rationale предоставляют средства для определения основания, на котором дается утверждение. Значки служат визуальным ориентиром в отношении диапазона использованных исследований и убедительности предоставленных доказательств.
Шаг 4: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
Мы часто говорим об анализе аргументов. Это может означать несколько вещей, в том числе рассмотрение логической структуры аргумента, чтобы убедиться, что он действителен или правильно сформирован, а также определение предположений или сопутствующих предпосылок. Для тех, кому требуется более высокий уровень анализа, Rationale предлагает формат карты анализа, показывающий взаимосвязь между основными предпосылками и дополнительными посылками.
Шаг 5: ОЦЕНКА АРГУМЕНТОВ
После того как аргументы за и против проблемы логически структурированы, их необходимо оценить. Обоснование служит визуальным руководством для оценки утверждений и доказательств: чем ярче цвет, тем сильнее аргумент, а значки обозначают приемлемые или отклоненные утверждения. При изучении этого процесса оценки аргументов цвет и значки обеспечивают немедленное понимание и передачу вывода.
Шаг 6: СООБЩЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Представление идей в устной или письменной форме имеет решающее значение и часто является отличительной чертой между хорошими результатами и средними. В «Обосновании» есть шаблоны написания эссе и писем для развития навыков и уверенности. Шаблоны обеспечивают инструкции и генерацию прозы. При экспорте имеется структурированный план эссе с подробными инструкциями, помогающими понять четкую и систематизированную прозу.
Как думать эффективно: шесть стадий критического мышления
Продолжайте читать БЕСПЛАТНО
Шесть уровней критического мышления
Исследователи определили шесть предсказуемых уровней критического мышления:
- Нерефлексивный мыслитель 70d
- 4
- Начинающий мыслитель
- Практикующий мыслитель
- Продвинутый мыслитель
- Мастер-мыслитель
Более эффективное использование ума не происходит автоматически. Продвижение вверх по этой пирамиде мышления зависит от развития ваших навыков критического мышления.
7,37 тыс. прочтений
Нерефлексивный мыслитель
Это люди, которые не размышляют о мышлении и не учитывают последствия неосмысления . Их ведут предубеждения и заблуждения.
Они непоследовательно применяют такие стандарты, как точность, релевантность, точность и логика.
6.42K просмотров
Мыслитель с вызовом
Люди на этом интеллектуальном уровне осознают важность мышления и знают, что отсутствие мышления может привести к серьезным проблемам.
- Они признают, что в их собственных мыслительных процессах может быть много недостатков, но не могут определить все слабости.
- Они могут заметить некоторые случаи собственного самообмана.
- У них может быть ощущение, что правильное мышление включает в себя ориентироваться в предположениях, выводах и точках зрения, но только на базовом уровне.
4,44 тыс. прочтений
Начинающий мыслитель
Мыслящие на этом уровне могут попытаться взять под контроль свое мышление во всех областях своей жизни . Они знают, что в их мышлении могут быть слепые пятна, но сначала предпринимают ограниченные шаги для их устранения.
- Они осознают себя в своих мыслях.
- Они начинают анализировать концепции и предубеждения, лежащие в основе их идей, и вырабатывают более высокие внутренние стандарты ясности, точности и логики, при этом осознавая, что их эго играет важную роль в их решениях.
- Они могут немного покритиковать свой умственный подход.
3,94 тыс. чтений
Мыслитель-практик
Они не только признают свои недостатки, но и обладают навыками их устранения.
- Они регулярно анализируют свои мыслительные процессы.
- У них все еще может отсутствовать систематический способ проникновения в суть своих мыслей, и они могут не распознавать самообманные рассуждения.
Чтобы добраться до этой стадии, важно обрести интеллектуальное упорство.
3,49 тыс. прочтений
Продвинутый мыслитель
Мыслитель высокого уровня имеет сильных привычек . Они могут анализировать свое мышление с проницательностью. Они могут определить некоторые из предвзятых аспектов своего мышления и других . Они обладают:
- «интеллектуальным пониманием» для развития новых мыслительных привычек
- «интеллектуальной целостностью» для распознавания непоследовательностей и противоречий в своей жизни
- «интеллектуальным сочувствием» для того, чтобы поставить себя на место других, чтобы действительно понять их
- «интеллектуальная смелость» противостоять идеям и убеждениям, в которые они не обязательно верят, и испытывать негативные эмоции по отношению к ним
3,21K прочтений