Этапы психология развития человека: Этапы психического развития личности

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции.

2. Поиски объекта и предмета психологии развития.

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции

 

Перспективы развития культурно-исторической концепции, критический анализ ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание возрастной психологии как психологии развития в ХХ в.

В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории всей отечественной психологической науки. Происходит смена общественного строя и одновременно слом господствующей идеологии. Марксизм перестал быть единственным мировоззрением, определяющим все стороны жизни общества. Наука, в том числе и психология, освободилась от необходимости разрабатывать теоретические проблемы на догмах марксистско-ленинской философии.

Для наук об обществе и человеке освобождение от государственной, обязательной идеологии имеет поистине эпохальное значение, создает, по словам Л.С. Выготского, новую ситуацию их развития.

Своеобразие этой ситуации связано с появлением принципиально новых подходов, новых взглядов на, казалось бы, традиционные психологические предметы и явления; а главное — с необходимостью поиска подлинно научных, а не идеологических аргументов в споре с оппонентами. В стране изданы многие запрещенные ранее научные труды, излагающие немарксистские или антимарксистские взгляды на проблемы общества и человека. Для возрастной психологии развития открылись новые горизонты, она столкнулась с необходимостью критического анализа собственных теоретических оснований, учета иных подходов к проблемам психического развития человека.

Современные разработки проблем возрастной психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования.

Изменение социально-экономических и общественных условий, ценностных оснований и целевых ориентиров жизни существенно изменяет характер межпоколенных отношений; а соответственно с позиций культурно-исторической концепции все это главным образом влияет на особенности психического развития современных детей. И в этом заключается своеобразный вызов нашего времени психологу — как исследователю, так и психологу-практику.

Несомненно, что сегодня требуется подлинно культурная позиция в исследовании психологических проблем: свободная ориентация в достижениях мировой психологии и тщательное восстановление широкого полипредметного контекста уже на этапе постановки той или иной проблемы. Психологическое исследование по преимуществу становится комплексным, втягивающим в себя способы познания многих других наук (философии, социологии, педагогики, антропологии и др.)

Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Исходной основой при построении новой психологии развития для авторов выступило соотношение категорий «цивилизация — культура», различение которых является достаточно распространенным в гуманитарных науках. Сопряженными с образом цивилизации являются понятия популяции, государства, производства; с образом культуры — личность, общество, творчество. Различение цивилизации и культуры является общепризнанным и проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в науке и в ее отдельных отраслях.

Основные направления и школы в психологии, по мысли авторов, в большей степени ориентированы на цивилизационную парадигму и в меньшей — на культурную. Вершинная теория в отечественной психологии — культурно-историческая концепция Л.С. Выготского — опирается преимущественно на культурную традицию в науках о человеке. Вместе с тем в этой концепции есть и цивилизационная составляющая; в частности, мысль о том, что внутренний мир человека формируется путем интериоризации инструментально-смыслового содержания культуры, что культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные (наличные, сложившиеся, обыденные и др.) психологические структуры.

На положении о присвоении культуры (а точнее, ее социально-нормированного, деятельностного содержания) строится и психологическая теория А. Н. Леонтьева. «При такой трактовке процесса развития, как присвоения или усвоения человеческого опыта, практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономии, для подлинной активности сознания». Это совершенно четкая и точная характеристика культурно-исторической концепции в ее сугубо деятельностной проекции.

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой ее роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в ее классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел свое выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. Перечислим эти принципы:

1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.

3. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.

5. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основание периодизации детского развития.

6. Зона  ближайшего  развития  как  метод диагностики  способностей и возможного шага развития детей.

7. Амплификация детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка.

8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.

9. Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля.

Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но эмоциональной сферы личности.

10. Опосредствующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.

11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему.

12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня.

Д.Б.Эльконин предпринял попытку построить введение в психологию развития в традиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Автора интересует онтология развития; он считает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием. Фиксация бытия развития осуществляется во всех теориях психического развития, вопрос же заключается в том, как оно есть, как возможно развитие? Д.

Б.Эльконин считает, что развитие  это переход от одного состояния к другому. Работы Б.Д. Эльконина впервые в отечественной психологии позволяют четко различить «реальность развития» и «развитие реальности», акт развития и ход развития, единицу развития и объект развития. Г.А. Цукерман предприняла смелую попытку выстроить одновременно и психологию, и педагогику саморазвития человека. Основной вопрос книги «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» [4] выражается так: когда растущий, взрослеющий человек становится (и в принципе имеет шанс стать) субъектом своего собственного развития? Вопрос ведь не в том, в какой период жизни мы — посторонние (педагоги, взрослые) из внешней позиции назначим этот срок. Принципиально важно, когда сам человек начинает переживать, обнаруживать момент встречи с самим собой, когда он начинает относиться к своей жизни как к предмету практического преобразования — планирования и проектирования своего пути. То, что такого с человеком может и не произойти, слишком хорошо известно и слишком часто встречается.
Но ведь со многими эта встреча случается. Когда? Как? И что делать в этом случае?

 

2. Поиски объекта и предмета психологии развития

 

До конца 80-х гг. такое словосочетание как «психология развития» в отечественной, да и в мировой психологии долгое время употреблялось лишь как общее наименование совокупности исследований в области психического развития человека, на основе которых строились либо теории онтогенетических изменений его психики на разных возрастных этапах, либо теории развития отдельных психологических реалий (интеллекта, личности, мышления и др.). Как специально-научной, самостоятельной дисциплины психологии развития человека фактически не существовало. Лишь в последние годы наметилось движение к ее оформлению в этом качестве. Однако до сих пор стоит вопрос об объекте и предмете психологии развития, ответ на который далеко не однозначен.

Для многих исследователей сегодня становится все более очевидной необходимость расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований и психологии вообще, и психологии развития человека в частности. Одним из важнейших таких оснований В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов называют отечественную религиозно-нравственную философию в лице ее главных представителей — С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Л. Шестова, С.Л. Франка, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Современная психология развития должна ассимилировать достижения отечественной философской мысли, воссоздать само мыслительное пространство понимания человеческой реальности, ее сущности, «собственно человеческого в человеке», а соответственно — разработать категориальные средства описания и объяснения процесса ее становления и развития в онтогенезе.

Аналогичную, общеметодологическую позицию в поиске предельного объекта психологии развития занимает А.Г. Асмолов. Таким объектом для него, как и для вышеуказанных авторов, является сам развивающийся человек. А.Г. Асмолова интересуют системные связи и закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Опираясь на методологию системного подхода к изучению природы человека, на опыт изучения развития личности в разных направлениях исторической и современной психологии, он выявляет закономерности развития человека в контексте эволюции природы, истории общества и построении индивидуального жизненного пути личности. Своеобразным итогом реализованного подхода оказывается лаконичная авторская формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В своей работе «Историко-эволюционный подход в психологии развития» (1996г.) А.Г. Асмолов замечательным образом интерпретирует одну из главных ценностных установок концепции Л.С. Выготского: анализ любой психологической проблемы развития человека, любого ее масштаба требует выстраивания не узко научного, а широкого историко-культурного контекста, из смыслов которого только и может быть сформулирована и в рамках которого точно поставлена сама проблема. Предельно остро формулирует проблему выявления предметной области психологии человека Б. С. Братусь. До последнего времени история и логика развития психологической концепции жестко определялись той или иной философской идеологией, которая задавала общее решение проблемы человека — его природы и предназначения. Сегодня мы уже не можем удовлетвориться ни «лабораторным испытуемым» науки — вместо человека, ни существом идеологическим, «сотканным из идеалов», опять-таки — место человека. Мы должны ввести в рассмотрение не проблему человека, а его самого, во всей его жизненной полноте, а уж подойдет ему та или иная концепция его самого или нет, будет зависеть не от теоретических изысков психологической науки, а от самих реальных людей, их собственного выбора, их устремления, их собственной ответственности.

Б.С. Братусь ставит блестящий, хотя и печальный диагноз современному состоянию психологии человека: «История научной психологии — это история утрат, первой и главной из которых была утрата души» [7]. Действительно, еще в 60-е гг. в Британской энциклопедии было написано: «Бедная, бедная психология! — сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание, а теперь испытывает тревогу по поводу поведения».

Как же исправить это положение? Автор предлагает снять целый ряд оппозиций — противостояний, важнейшая из которых — резкое противопоставление религии и науки в познании психологической реальности. Какими бы «ненаучными», «субъективными» ни казались нам методы, способы религиозного познания, они на поверку проявили себя как более верные и объективные, чем наши научные притязания. Не метод задает реальность, но реальность — метод и подход.

Еще одна оппозиция: «светская психология — христианская психология». По мнению Б.С.Братуся, пришло время отказаться от соблазнительной иллюзии иметь одну (единственную) психологию, имеющую универсальный, общеобязательный и нормативный характер. Ведь не воспринимаем мы как трагедию отсутствие одной — на все времена и народы — философии. Поэтому тем более не трагедия, если рядом будут сосуществовать и сотрудничать психологи самых разных направлений. Но существует и более фундаментальное основание для снятия вышеозначенной оппозиции: если мы осознаем, что наши корни в христианской, а не в какой-либо иной культуре, то и психология в этой культуре может и должна быть христиански ориентированной.

Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека разрабатывает А.Б. Орлов, анализируя соотношение двух духовно-практических реальностей: мира детства и мира взрослости. Он полагает, что современный этап развития человечества — это время кардинального пересмотра традиционных принципов отношений между двумя мирами; только в этом случае появляется шанс «пробиться» к сущности человека, избежать «кажимости», а самому человеку преодолеть неподлинность своего бытия.

А.Б.Орловым были сформулированы основные принципы традиционных отношений между миром детства и миром взрослости.

Принцип субординации: мир детства — это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма: мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей; мир детства — чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении — от взрослых к детям.

Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых.

Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания.

Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов.

Принцип инициации: во всех обществах всегда существовали граница между миром детства и миром взрослых и «процедуры инициации», т.е. перевода человека из одного мира в другой.

Принцип деформации: мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых.

А.Б. Орлов полагает, что основные идеи, концепции, гипотезы, методы и факты современной психологии детства производны именно от традиционных принципов построения отношений между миром взрослых и миром детей. Он считает, что свою основную задачу психология детства всегда видела в изучении мира детства с целью обеспечения его ускоренного и оптимального взросления, создания научно обоснованных технологий обучения и воспитания детей. Все успехи и достижения психологии детства (за очень немногими исключениями) связаны с продвижением по этому пути. Традиционная психология детства — подлинная креатура мира взрослости, одно из наиболее изощренных орудий деформирования мира детства и контроля над ним.

Новая психология детства — это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

Вот принципы этих отношений.

Принцип равенства: мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс».

Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов.

Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип соразвития: развитие мира детства — это процесс, параллельный развитию мира взрослости.

Принцип единства: мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей (Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. ‑ М.,1995).

Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

В соответствии с этими принципами свою основную задачу гуманистическая психология детства должна видеть в создании психолого-педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития. Собственные разработки гуманистической психологии личности и сущности человека А.Б. Орлов ведет на путях синтеза различных подходов в психологии — аналитической психологии, эзотерической психологии, гуманистической психологии и онтопсихологии. Поиски в этом направлении находятся в начале своего пути.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему метод формирующего эксперимента приобрел такое широкое применение в отечественной возрастной психологии?
  2. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?
  3. В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?

2.       Напишите реферат на одну из предложенных тем:

  1. Дневники наблюдений за развитием ребенка в истории отечественной психологии.
  2. Вклад К.Д. Ушинского в отечественную психологию развития.
  3. Проблема развития в дореволюционной отечественной психологии.
  4. Вклад П. П. Блонского в психологию развития.
  5. Вопросы психологии развития в трудах С.Л. Рубинштейна.
  6. Проблемы психического развития в трудах Л.Н. Леонтьева.
  7. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
  8. Развитие идей Л.С. Выготского в современной психологии.
  9. Экспериментальная разработка проблем психического развития.
  10. Современная возрастная психология в Беларуси.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. ‑ Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999.
  2. Эльконин Д.Б, Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.
  3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. ‑ М.: Тривола, 1994.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. ‑ М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Во­просы психологии. ‑ 1986. ‑№6.
  6. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №2.
  7. Начала христианской психологии / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. ‑ М.,1995

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

13

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

12

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

10

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

13

Хронический стресс и временная саморегуляция у ме- неджеров по продажам

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.80–90

Широкая М.Ю. Горбатых М.В.

подробнееСкачать PDF

10

Адаптивность как пре- диктор изменений функциональных состояний участников морской научной экспедиции в Арктику

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.65–79

Симонова Н.Н. Тункина М.А. Корнеева Я.А. Трофимова А.А.

подробнееСкачать PDF

11

Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64

Блинникова И. В. Матюшин В.В. Гущин М.В. Ланге М.Д.

подробнееСкачать PDF

9

Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52

Абдуллаева М. М.

подробнееСкачать PDF

11

Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41

Белякова Е.Г. Быков С.А.

подробнееСкачать PDF

11

Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.19–28

Карабанова О.А. Молчанов С. В.

подробнееСкачать PDF

8

Профессиональная идентичность в динамике технологического развития информационного общества

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.9–18

Емелин В.А.

подробнееСкачать PDF

9

Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде

Национальный психологический журнал . № . c.3–8

Барабанщикова В.В. Кузнецова А.С.

подробнееСкачать PDF

9

Как слово наше отзовется

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130

Цукерман Г.А.

подробнееСкачать PDF

682

Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125

Утробина В.Г.

подробнееСкачать PDF

703

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118

Лидская Э.В. Панов В.И.

подробнееСкачать PDF

652

Периоды человеческого развития – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Перейти к содержимому

Лора Оверстрит и Люмен Обучение

  • Охарактеризуйте основные периоды развития человека

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов:

  1. Пренатальное развитие
  2. Младенчество и юность
  3. Раннее детство
  4. Среднее детство
  5. Подростковый возраст
  6. Раннее взросление
  7. Средняя взрослость
  8. Поздняя взрослость

Кроме того, к теме «Смерть и умирание» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.

Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут исследованы в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие Рисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития. (Источник изображения: Jacopo Werther, CC BY 2.0)

Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Формируются все основные структуры тела (рис. 1), и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.

Младенчество и детский возраст Рисунок 2 . Основное развитие происходит в течение первых двух лет жизни, о чем свидетельствуют этот новорожденный ребенок и его младший брат. (Источник изображения: Pixabay на Pexels, CC 0)

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с множеством непроизвольных рефлексов и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша (рис. 2). Воспитатели аналогичным образом превращают свои роли из тех, кто управляет расписанием кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.

Раннее детство Рисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями. (Источник изображения: Pixabay, CC0)

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет (рис. 3). В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с поразительным ростом словарного запаса), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников могут первоначально быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, вытянув два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)

Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы (рис. 4). Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.

Подростковый возраст

Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, что сопровождается серьезными социально-эмоциональными изменениями. (Источник изображения: Alexis Brown на Unsplash)

Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода (рис. 5). По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.

Раннее взросление

Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми людьми и теми, кому за 30, часто существуют глубокие различия. (Источник изображения: WOCinTech, CC BY 4.0)

Поздний подростковый возраст, двадцатые и тридцатые годы часто считают ранним взрослением (студентам, которым за тридцать или больше тридцати, может быть приятно услышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других (рис. 6). Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет). ), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.

Средняя взрослость

Рисунок 7. Средняя взрослость охватывает возраст от 40 до 65 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)

Возраст от тридцати (или 40 лет) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно (рис. 7). Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».

Смотри: серия UP


В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как серия UP. Британская команда «Мир в действии» из Гранады, вдохновленная иезуитским принципом «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и ​​страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет., 56 лет, а сейчас 63 года. 

Это видео дает хороший обзор сериала (через призму анализа фильма, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.

Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).

Поздняя взрослость Рисунок 8. Поздняя взрослость обычно рассматривается как возраст 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образа жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которым может быть далеко за 100 лет. (Источник изображения: PXhere, CC 0)

Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с большим количеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые-старые» (65-74 года), «старые-старые» (75-84 года). и «самый старый» (85+ лет; рис. 8). Молодые и старые похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и трудности в повседневной жизни; самые старые-старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Однако здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей — это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушение старения (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .

Смерть и умирание

Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, подходят к ней и справляются с ней, зависит от многих факторов. Фото предоставлено Робертом Полом Янгом,

. Исследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, и они могут иметь общие стадии реакции на утрату (рис. 9).). Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими. Споры вокруг эвтаназии (помощь человеку исполнить свое желание умереть) — активного и пассивного типов, а также самоубийства с помощью врача, и законность в Соединенных Штатах различается.

Попробуйте

Подумайте о собственном развитии. В каком периоде или стадии развития вы сейчас находитесь? Вы сталкиваетесь с похожими проблемами и испытываете сопоставимое физическое, когнитивное и психосоциальное развитие, как описано выше? Если нет, то почему? Отсутствуют ли важные аспекты развития, и если да, то являются ли они общими для большей части вашей когорты или уникальными для вас?

Лицензия

Периоды человеческого развития Лауры Оверстрит и Lumen Learning лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution 4.0, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Этапы развития человека — Самар Образование

Этапы развития человека

Как известно, жизнь человеческого организма начинается с оплодотворенной яйцеклетки в утробе матери. Не только до рождения, но и после рождения в течение многих лет ребенок является беспомощным организмом до тех пор, пока ему не поможет непрерывный процесс роста и развития и он не достигнет зрелости. Когда человек достигает зрелости, его перестают называть подросток и помечен как взрослый член общества. Он должен играть ответственную роль в обществе. Прежде чем называться подростком, его называют ребенком или младенцем и т. д.

Все эти имена младенец, ребенок, подросток, взрослый и т. д. связаны с различными стадиями роста и развития, через которые проходит ребенок от рождения до смерти. . Каждой стадии присущи определенные общие черты развития или практические характеристики. В организме человека происходят своеобразные количественные и качественные изменения в его организме и поведении, с помощью которых можно сказать, в каком возрасте человек к какому определенному этапу своей жизни относится.

Психологи и ученые ведут большие споры относительно этапов человеческой жизни. Индийские мудрецы разделили стадии развития человека на 7 периодов. Даже сегодня в Индии человеческая жизнь делится на эти 7 периодов, которые видятся и понимаются. Эти 7 этапов следующие:

  1. Беременность — от зачатия до рождения
  2. Младенчество — от рождения до 5 лет
  3. Детство — от 5 до 12 лет
  4. Подростковый возраст — от 12 до 18 лет
  5. Молодежь — от 18 до 25 лет
  6. Совершеннолетие — от 25 до 55 лет
  7. Старость — 55 лет до смерти

Западный психолог Колесник разделил процесс развития человека на восемь этапов:

  1. Пренатальный период — от зачатия до рождения
  2. Неонатальный период — от рождения до 3-4 недель
  3. Ранний младенческий возраст — от 1 до 15 месяцев
  4. Поздний младенческий возраст — от 15 до 30 месяцев
  5. Раннее детство — 2`frac{1}{2}` до 5 лет
  6. Среднее детство — от 5 до 9 лет
  7. Позднее детство — от 9 до 12 лет
  8. Подростковый возраст — от 12 до 21 года

Росс разделил процесс развития человека всего на четыре стадии:

  1. Младенчество — от 1 года до 3 лет
  2. Раннее детство — от 3 до 6 лет
  3. Позднее детство — от 6 до 12 лет
  4. Подростковый возраст — от 12 до 18 лет

Этапы младенчества

Особенности тенденции развития и модели поведения на этом этапе (до 5 лет):

(i) Зависимость: — На этом этапе ребенок зависит от матери, отца и других членов семьи в удовлетворении своих основных потребностей. Он беспомощное существо и может двигаться и функционировать только с помощью других. Даже в отношении эмоционального удовлетворения он зависит от других. Он ожидает, что все вокруг него должны любить его и уделять ему всю свою любовь и внимание. Он хочет любить и быть любимым, и в этом обмене он полностью зависит от милости других. Таким образом, ребенок на данном этапе является зависимым.

(ii) Быстрый рост и развитие:- Это период быстрого роста и развития. На этой стадии быстро развиваются как внутренние, так и внешние органы. Наблюдается быстрый рост в плане роста, веса и размеров. Быстрое развитие эмоций, и почти все эмоции развиваются у ребенка на этом этапе. Эта стадия характеризуется интенсивной двигательной активностью и беспокойством.

(iii) Период притворства и фантазии:- Здесь дети живут в мире, который они создали сами. Это период богатого, но безосновательного воображения. Поскольку на этой стадии ребенок имеет ограниченные возможности и стремится к большему, чем он может получить в реальной жизни, он компенсирует себя фантазиями и притворством.

(iv) Самоутверждение:- Несмотря на то, что ребенок беспомощен и зависит от других в удовлетворении своих потребностей, он достаточно самоутвержден. Он пытается доминировать над своими вышестоящими и старшими. Его желания должны исполняться. Он считает, что всегда прав и все вокруг должны ему подчиняться. Он принц, хотя и без короны, и все время пытается самоутвердиться в любых ситуациях.

(v) Эмоционально неустойчивый:- Это период бурных эмоциональных переживаний. Эмоции на этой стадии отличаются интенсивностью, частотой и нестабильностью. Они спонтанны, и младенец едва ли способен контролировать их. Он не в состоянии скрыть свое чувство, и поэтому эмоциональное выражение младенца обычно носит явный характер.

(vi) Эгоистичный и асоциальный:- На этой стадии ребенок почти полностью эгоцентричен и эгоистичен. Он не хочет делиться своими игрушками или отдавать что-либо из своего имущества кому-либо еще. Он хочет, чтобы все, даже любовь, восхищение и привязанность, были зарезервированы для него. Он не заботится о социальных и моральных кодексах и принципах и ставит свои личные интересы во главу угла.

Характеристики умственного развития

(i) Понятие времени не развито: — Для ребенка на этой стадии такие деления времени, как вчера, сегодня, завтра, месяц, год и т. д., не имеют смысла, поскольку он еще не развил понятие времени.

(ii) Развитие любознательности и способности задавать вопросы:- На этом этапе ребенку очень любопытно узнать так много вещей вокруг него. Мир и окружающая среда для него новые. У него есть привычка задавать вопросы, например, что это такое, почему это происходит или не происходит и т. д. Его вопросы практически бесконечны. Ответы его не так интересуют, как задавание вопросов. Его скорость вопросов настолько высока, что он не удосуживается дождаться предыдущих ответов.

(iii) Креативность:- Этот период также характеризуется склонностью ребенка к творческому порыву. Он развивает творческое отношение и часто занимается изготовлением или коллекционированием очень многих вещей. Он пытается получить удовлетворение от осознания того, что он может делать, конструировать и выполнять действия, как это делают его старшие.

(iv) Интеллектуально неразвитый:- Ребенок на этой начальной стадии очень незрел в интеллектуальном плане. Ему не хватает рассуждений и абстрактного понимания. Он может мыслить только конкретными понятиями и не развит в абстрактных рассуждениях и мышлении. Способности к наблюдению, восприятию, концентрации и т. д. также не развиты.

(v) Механическая память:- У ребенка, который мыслил недостаточно развитым интеллектуально, очень хорошая память, но это заучивание без рассуждений, это чисто механическое запоминание. Он может легко зубрить и воспроизводить материал.

(vi) Половое развитие:- Хотя половые органы на этой стадии еще не развиты, половые тенденции находятся в непрерывной стадии развития. Открытия таких психоаналитиков, как Фрейд и другие, ясно показали, что сексуальная жизнь ребенка на этом этапе столь же богата, как и у подростка. Он проходит через три стадии сексуального развития: стадию любви к себе, гомосексуальную и гетеросексуальную.

В этом начальном состоянии ребенок получает удовольствие от собственного тела, сосет большой палец или прикасается к половым органам. Позже он ищет удовлетворения своей половой принадлежности вовне и развивает чувство любви к матери или отцу в зависимости от своего пола. Наконец, у ребенка развивается гетеросексуальная склонность, и в этом отношении ребенок мужского пола привязывается к матери, а ребенок женского пола к отцу.

Этап детства

Когда ребенку исполняется пять лет и он вступает в школьный возраст, начинается этот период детства. Это продолжается до начала полового созревания. В этот период происходят существенные изменения в сфере Физического, интеллектуального, эмоционального и социального аспектов. Внутренние особенности развития на этом этапе можно назвать следующими:

(i) Формирование чувств и комплексов:- Младенчество – это возраст невинности. Ребенок на этом этапе не имеет привычки скрывать свое чувство и сдерживать свои эмоции. Поэтому на этом этапе комплексы не образуются, тогда как на этапе детства рождается очень много комплексов из-за торможения, вытеснения и т. д. На этапе младенчества эмоциональное поведение не превращается в постоянную структуру для порождения чувств. Но на этом этапе детства эмоциональное поведение структурируется в чувства. На этом этапе начинают развиваться различные чувства: религиозные, нравственные, патриотические, эстетические.

(ii) Период медленного и устойчивого роста:- Если младенчество является периодом быстрого и интенсивного роста, то стадия детства характеризуется как период медленного, устойчивого и равномерного роста. Скорость развития, хотя и непрерывная и равномерная, на этой стадии очень низкая.

(iii) Половое развитие: — Что касается полового развития, эта стадия называется « латентный период ». Сексуальная энергия, как правило, на этой стадии остается бездействующей, но с большой силой проявляется в конце этой стадии. Половое поведение детей на этом этапе характеризуется развитием отношения антагонизма и безразличия к противоположному полу. В то время как на этапе младенчества мальчики и девочки играют вместе, дети на этом этапе любят играть с представителями своего пола.

Из-за разнообразия интересов у них постепенно развивается враждебное отношение к противоположному полу. В результате такого антагонистического поведения оба пола естественным образом расходятся. Даже когда они собираются вместе на семейных собраниях, мальчики и девочки этого возраста почти не вежливы друг с другом. Половой антагонизм более выражен у мальчиков, чем у девочек. Они не хотят ничего похожего на девушку. У девочек установка антагонизма, как правило, принимает форму безразличия. Они пытаются игнорировать мальчиков вместо того, чтобы мучить, дразнить и мешать их игре.

(iv) Эмоциональная стабильность и контроль:- Детство в эмоциональном аспекте – это период стабильности и контроля. Интенсивные эмоциональные всплески, обычно находящие свое выражение в двигательной активности и физической форме в младенчестве, на этом этапе редко повторяются. Ребенок учится скрывать свои чувства. Он может контролировать свои эмоции и выражать их подходящими и социально одобренными способами. Его эмоциональное поведение не управляется инстинктивной причиной, но имеет подходящее обоснование.

(vi) Реалистическое отношение:- Ребенок на этом этапе начинает принимать и ценить суровые реалии жизни. Он больше не остается в собственном мире выдумок, фантазий и сказок. Он не совершенный реалист вместо воображаемого идеалиста. Он начинает пристально интересоваться миром реалий и пытается адаптироваться в реальной среде.

(vii) Независимость:- В то время как младенец ищет помощи в любой работе. Даже если он в состоянии сделать это самостоятельно, ребенок на этом этапе желает самостоятельности. Приобретая опыт и развиваясь физически, интеллектуально и социально, он пытается приспособиться к своему окружению. На самом деле на этом этапе он чувствует себя более комфортно в мире и получает удовлетворение, выполняя свою работу своими собственными усилиями. Он становится все более независимым от своих родителей, которых считает просто удобными людьми для обеспечения пищей и кровом.

(viii) Развитие социальной склонности:- В отличие от младенца, который эгоцентричен, ребенок на этой стадии развивает социальные наклонности и усваивает множество социальных добродетелей. Он любит играть в группе и делится своими игрушками с другими. У детей этого возраста развиваются чувства взаимного сотрудничества, командный дух и групповая лояльность. Этот период детства часто называют возрастом банды, поскольку ребенок этого возраста всегда является членом какой-либо группы и у него развивается очень сильное чувство к группе. Он настолько предан своей группе, что иногда даже не обращает внимания на недовольство родителей и учителей.

(ix) Развитие интересов и способностей:- В детстве круг интересов ребенка расширяется, и он проявляет особые способности, симпатии и антипатии к вещам и работе. Дети этого возраста обычно экстравертны и очень любят экскурсии и посещения. У них развивается интерес к чтению различных типов книг. Радио, телевизионные драмы и фильмы имеют для них большую привлекательность. Их интересует все таинственное и романтическое. Между мальчиками и девочками можно увидеть большие различия в характере интересов. Мальчикам интересна деятельность, требующая бесстрашия, смелости и приключений, а девочки склонны к деятельности, требующей нежности, мягкости и других женских качеств.

(x) Интеллектуальное развитие:- Эта стадия является периодом интеллектуального развития. Скорость интеллектуального развития на этой стадии довольно высока, что напоминает скорость физического роста в младенчестве. На этом этапе ребенок требует новых впечатлений и пытается адаптироваться в своей среде и готовится к решению проблем. У него развиваются способности рассуждения, мышления, наблюдения, концентрации, восприятия, воображения и т.д. Он не очень хорошо относится к абстрактному мышлению. Он развивает понятие длины, времени и расстояния и учится выражать себя различными способами.

Стадия подросткового возраста

Психологи-педагоги описывают подростковый период как более важный этап. И большинство учителей согласны с тем, что больше всего проблем в своей преподавательской работе они получают от учащихся на этом этапе. Подростковый возраст начинается в возрасте от 13 до 19-20 лет и, таким образом, включает в себя все три из них, включая предподростковый возраст, ранний подростковый возраст и поздний подростковый возраст.

Характеристики подросткового возраста

Ниже приведены характеристики подросткового возраста:

  1. Подростковый возраст считается важным этапом.
  2. Подростковый возраст – переходный этап.
  3. Подростковый возраст – неоднозначная индивидуальная ситуация.
  4. Подростковый возраст – проблемный возраст.
  5. Подростковый возраст – время открытия уникальности.
  6. Подростковый возраст — время нереальности.
  7. Подростковый возраст – порог взрослой жизни.

(1). Физическое развитие в подростковом возрасте:- Подростковый возраст характеризуется ранним созреванием половых органов. Отмечаются значительные изменения массы тела и роста как мальчиков, так и девочек этой стадии. Девочки выше и тяжелее мальчиков того же возраста в возрасте 11-14 лет, но после 16 лет мальчики весят больше, чем девочки того же возраста. И эта разница остается неизменной и на всю оставшуюся жизнь. При физическом развитии у девочек наблюдаются изменения в виде увеличения груди, сладости в голосе и т. д., а у мальчиков — появление усов, бороды, тяжелого голоса и т. д.

(2). Эмоциональное развитие в подростковом возрасте:- Физиологический стресс достигает своего пика в подростковом возрасте, так как на этом этапе у детей происходят огромные физиологические и железистые изменения, особенно изменения в функции половых желез и гипофиза. Психологи назвали подростковый возраст состоянием бури и стресса. Интенсивность эмоции гнева высока как у юношей, так и у девушек 13—14 лет этой стадии, но к 18—19 годам интенсивность гнева снижается; Потому что теперь он становится физически зрелым. И, контролируя свои эмоции, они учатся выражать себя в обществе.

(3). Социальное развитие в подростковом возрасте: — В подростковом возрасте и мальчики, и девочки должны изучить многие аспекты социальной адаптации, чтобы быть принятыми в качестве полноценных социальных существ. На этом этапе дети проводят большую часть времени в группе своих сверстников. Таким образом, сверстники имеют большее влияние на их отношение, способности и поведение. На этом этапе мальчики и девочки любят свободно общаться с людьми противоположного пола. Теперь они проверяют людей противоположного пола и гомосексуалистов в правильном контексте. Это развивает в них социальный интеллект и помогает социальной сплоченности. На этом этапе мальчики и девочки хотят работать независимо от сопротивления родителей, из-за чего им также приходится сталкиваться с конфликтами и противодействием со стороны родителей.

(4). Умственное развитие в подростковом возрасте:- Согласно Пиаже, когнитивное развитие детей принимает новый подход с подросткового возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *