Этапы психология развития: Основные этапы развития психологии | MindMeister ментальными картами

Содержание

Возрастная психология — что такое, развитие, этапы

Психология

19.05.2021  |   1395 просмотров

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Забронировать место

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Подробнее

Скрыть

С годами физические возможности человека меняются: из беспомощного младенца он вырастает в сильного и способного взрослого, а затем превращается в слабого старика. А что происходит с психикой? Она тоже не остается статичной и претерпевает изменения. Закономерности возрастного развития психических функций изучаются отдельным направлением психологии. Она отслеживает развитие личности и соотносит его с возрастными трансформациями. Что стоит за определением «возрастная психология»?  Какими проблемами занимается и какие инструменты использует?

Что изучает возрастная психология человека?

Возрастная психология — направление психологической науки, занимающееся изучением преобразований психики человека, изменений его поведения и личностных качеств на протяжении жизненного пути.

Основное отличие от других направлений в том, что она сосредоточена на динамике развития. Предметом возрастной психологии  выступают тенденции, закономерности, которые обеспечивают развитие; объектом — психика человека в различных возрастных состояниях.

Главной задачей возрастной психологии является формирование модели развития индивида, которая будет отражать особенности существования в любом возрасте.

Возрастная психология изучает:

  • этапы преобразования личности и их последовательность;
  • факторы, которые влияют на индивидуальность;
  • особенности обучения и освоения навыков на различных жизненных этапах.

Возрастная психология пересекается с психологией развития. Эти две области тесно примыкают друг к другу.

Возрастная периодизация в психологии

Разработаны разные подходы в описании процесса формирования личности. В психологии принято считать, что он под влиянием определенных причин протекание внутренних трансформаций может как ускоряться, так и замедляться. Так формируются возрастная периодизация — смена жизненных этапов, в которых психическое развитие человека претерпевает серьезные изменения. Дискретные периодизации делят на 3 группы:

  • по внешнему фактору,
  • по внутреннему фактору,
  • на основании выбранного признака.

В современной психологии выделяют следующие периоды возрастного развития в формирования личности:

  1. Период новорожденности (до двух месяцев после рождения). Характеризуется первым психологическим кризисом в жизни ребенка. Происходит адаптация к внешнему миру. Заканчивается — появлением «комплекса оживления».
  2. Младенчество ( 2 –12 месяцев). Характеризуется активным развитием двигательных навыков. На этом этапе взросления отмечается становление восприятия, некоторых видов памяти, а к окончанию периода — сенсомоторного интеллекта.
  3. Раннее детство (1 – 3 года). Возрастная психология этого периода сосредоточена на игровой деятельности и развитии мелкой моторики. Идёт активное формирование и воспроизведение пассивной речи. 
  4. Дошкольный период  (3 – 7 лет). Появляется необходимость в общении и совместных играх. Формируется способность воспринимать себя через чужую оценку. К концу периода закладывается способность рассуждать, выстраивать причинно-следственные связи.
  5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет). В этом возрастном периоде игровая деятельность сменяется обучением. С точки зрения психологии этот этап считается устойчивым и спокойным. У ребенка развивается самоконтроль, старание, трудолюбие.
  6. Подростковый период (11 – 14 лет). Происходят психологические и физические изменения на фоне гормональной перестройки в организме. Одновременно усиливается стремление к самостоятельности, проявлению независимости, но падает самооценка и уверенность в себе. Усиливаются внутренние переживания. Психология считает период пубертата — самым сложным возрастным кризисом. У подростков активно развивается интеллектуальные и творческие способности.
  7. Юность (15 – 23 года). Закладывается система собственного мировоззрения и убеждений, молодые люди начинают критически оценивать свои мысли и действия, планировать жизнь в перспективе.
  8. Зрелый возраст (30 – 60 лет). Самый активный период в жизни. Человек занимается профессиональной реализацией, ищет собственное призвание. В этот период чаще всего люди вступают в брак и заводят детей. Появляется осознанная готовность к материнству или отцовству. В 30 – 40 лет наступает пик творческой деятельности.
  9. Пожилой возраст (60 – 75 лет). Начиная с этого возрастного этапа, происходит угасание физической активности. Часто переживается психологический кризис из-за прекращения трудовой деятельности. Происходит снижение чувствительности.
  10. Старость (75 – 90 лет). Становятся заметными нарушения памяти, снижается желание общаться, чувствуется упадок эмоционального фона.  
  11. Долгожительство (более 90 лет).

Для каждого из этих этапов периодизации предусмотрен отдельный раздел возрастной психологии, в котором описываются наиболее сложные моменты личностного развития, возрастные кризисы, с которыми может столкнуться человек, и способы их преодоления.

 

Основные методы исследования в возрастной психологии

Методы исследования возрастной психологии были взяты из других смежных направлений. Основными из них являются:

  1. Наблюдение. Оптимальный метод для работы с детьми дошкольного возраста. Залогом качества полученных данных — регулярность проведения и его тщательное планирование.
  2. Эксперимент. Это отличный метод для использования в работе с детьми. Он позволяет спрогнозировать и вызвать именно те процессы и ситуации, которые хотелось бы исследовать.
  3. Тестирование. Применяется преимущественно в работе со школьниками. Лёгкий, быстрый и информативный сбора данных.
  4. Беседа. Этот метод заключается в получении ответа на необходимый вопрос при личном общении с ребенком.
  5. Анализ продуктов деятельности. Этот метод базируется на анализировании работ конкретного человека. Для выводов о соответствии  развития ребенка возрастным нормам в психологии применяется принцип единства сознания и деятельности: через его рисунки, поделки и тестовые работы специалист может сделать вывод о психологическом состоянии.

Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»

Пройти тест

Большинство методов  исследования, применяемых в возрастной психологии, являются исследовательскими. В результате их проведения можно получить необходимую информацию, новые факты и закономерности.

Если у вас остались вопросы по темам возрастной психологии и психологии развития, то ответы  можете найти в статьях нашего блога «Психология». В них  подробно рассматриваются психологические особенности людей разного возраста: обсуждаются вопросы семейной психологии, даются рекомендации по воспитанию и обучению детей, рассказывается о возрастной психологии людей преклонного возраста.

Вебинар

26 января

19.00

Ведущий вебинара

Павел Лебедько

Развитие эмоционального интеллекта

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется

 

Даю согласие на обработку своих персональных данных

Этапы развития психологии — презентация онлайн

Похожие презентации:

Этапы развития психологии

Краткий очерк истории психологии

Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины

Общая психология

Становление и современное состояние психологии как науки

Развитие психологии и происхождение сознания

Этапы развития психологии.

(Лекция 2)

Этапы развития предмета психологии

Введение в курс «Основы психологии» Психология как наука. Методы психологии. Психика человека

Психология как наука

1. этапы развития психологии

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Презентацию готовил: Вячеслав Быков
МИТРО 2015

2. Этапы Психологии как науки

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч
лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием
естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным
методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить
эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение,
поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и
механизмы психики.
I этап: психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад)
Первая попытка систематизации знаний о психике
была сделана философом-энциклопедистом
Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), которого по
праву считают основателем не только психологии,
но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля
состояла в том, что он первым постулировал
функциональную взаимосвязь души (психики) и
тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, –
реализация биологического существования
организма. Учение Аристотеля заложило основы
нового психологического мировоззрения – душа
перестала трактоваться как мифологический
двойник тела и впервые была осмыслена как
организующий механизм жизнедеятельности
живых организмов.
Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе
психологии внесли древнегреческие и древневосточные врачи.
Обогатил медицинскую
психологию врачебной
этикой, а психологию
учением о
темпераментах.
Александрийские врачи Герофил и Эразистрат
отделили нервы от сухожилий и связок и
установили их взаимосвязь с работой мозга.

6. Основные исторические этапы развития психологической науки

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Первые представления о психике
были связаны с анимизмом (лат.
анима – дух, душа) – древнейшими
взглядами, согласно которым у
всего, что существует на свете, есть
душа.
Душа
понималась
как
независимая от тела сущность,
управляющая всеми живыми и
неживыми предметами.
II этап:
психология как наука о сознании (с XVII в.)
С XVII века начинается новая эпоха в развитии знания.
Она характеризуется попытками осмыслить душевный
мир человека преимущественно с общефилософских,
умозрительных
позиций,
без
необходимой
экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650)
приходит к выводу о полнейшем различии,
существующем между душой человека и его телом:
тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух
неделим. Однако душа способна производить в теле
движения. Декарт заложил основы детерминистской)
концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса
как закономерного двигательного ответа организма на
внешнее физическое раздражение.
Немецкий философ Г. Лейбниц
(1646-1716),
отвергнув
установленное
Декартом
равенство психики и сознания,
ввел понятие о бессознательной
психике. В душе человека
непрерывно идет скрытая работа
психических сил – бесчисленных
малых перцепций (восприятий).
Из них возникают сознательные
желания и страсти.
Немецкий ученый
Христиан Вольф (1705 –
1757) издал первые
крупные научнопсихологические труды
«Эмпирическая
психология» (1732) и
«Рациональная
психология» (1734) и ввел в
научный оборот термин
«психология».
Вольф Христиан
Д. Локку принадлежит
заслуга введения в
науку понятия
«ассоциация», под
которой понимались
сочетание, связь идей.
После Д. Локка в
психологии
утвердился всеобщий
объяснительный
принцип человеческой
психики – принцип
ассоциации (связи)
идей, образов.
Джон Локк
Огромную популярность приобретает френология (от
гр. «френ» – душа, ум), автором которой является
австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он
предложил карту мозга, в соответствии с которой
различные способности размещены в определенных
участках. Френология побудила ученых к
экспериментальному изучению размещения,
локализации психических функций в головном мозге.
Ф. Галль считал, что извилины в коре больших
полушарий головного мозга и являются местом
локализации «умственных сил».
Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882),
появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила
человека и животных и объяснила общность их телесного
устройства. В своих трудах («Происхождение человека»,
1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч.
Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с
психикой животных и приводит убедительные доводы к
доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но
и у животных.
В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий
психологии – категория поведения. В работе «Происхождение
видов» (1859) ученый показал роль приспособительных
механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом
развитии. Под влиянием дарвинизма возникают новые
отрасли психологии: зоопсихология, генетическая,
сравнительная.
Чарльз Дарвин
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было
связано с созданием специальных научноисследовательских
учреждений

психологических лабораторий и институтов,
кафедр в высших учебных заведениях, а также с
внедрением
эксперимента
для
изучения
психических явлений. Первым вариантом
экспериментальной
психологии
как
самостоятельной научной дисциплины явилась
физиологическая психология немецкого ученого
В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире
психологической лаборатории. В области
сознания, полагал он, действует особая
психическая
причинность,
подлежащая
научному объективному исследованию.
III этап:
психология как наука о поведении возникает в XX в.
Важную роль в выделении психологии как
самостоятельной отрасли знания сыграли
разработка метода условных рефлексов в
физиологии и практика лечения психических
заболеваний, а также проведение
экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон
предложил программу построения новой
психологии. Бихевиоризм признавал в качестве
единственного объекта психологического изучения
поведение, поведенческие реакции. Сознание как
явление, не поддающееся наблюдению, было
исключено из сферы бихевиористской психологии.
IV этап:
психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики
Современность. Психология как наука, изучающая объективные
закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает
внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и
состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также
его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки
изменялось понимание предмета психологии.
На современном этапе развития психологии предметом является человек
как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции,
закономерности становления и функционирования психики человека, его
способности отражать мир, познавать и регулировать свое
взаимодействие с ним.
Таким образом, сформировались
основные принципы психологии:
1) признание причинной обусловленности
психических явлений материальной
действительностью
2) изучение психических явлений в развитии
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и
деятельности
4) исследование психики человека с учетом
взаимосвязи биологических и социальных факторов.

16. Задачи психологии

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2) научиться управлять ими;
3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности
деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения
психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной
жизнедеятельности;
4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология
имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;
5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает
содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

Стадии развития человека по Эриксону

  1. Поведенческая психология

Теория Эрика Эриксона о стадиях человеческого развития.

Постоянная ссылка Распечатать |


Источник(и)
  • Таблица этапов развития человека: https://en. wikipedia.org/wiki/Erik_Erikson

Наиболее читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Следите за миром психолога

Понимание жизни как процесса развития

Источник: изображение H. B. с Pixabay

Как бы сложно ни было справиться со значительными жизненными изменениями, как я уже писал ранее, изменения — это единственная константа в течение этой единственной драгоценной жизни, которая у нас есть. Действительно, сама жизнь представляет собой непрерывный рост и изменения, которые переносят людей с одной фазы или стадии развития на другую — от младенчества к более старшему возрасту. В то время как некоторые возрасты и стадии развития могут быть идеализированы, романтизированы или предпочтены другим, в каждом из них есть свои чудеса и свои проблемы.

Одной из наиболее уважаемых моделей человеческого развития является модель Эрика Эриксона, психоаналитика и психолога, занимающегося вопросами развития. Впервые опубликованная в 1950 году в его книге «Детство и общество » — и расширенная и уточненная в более поздних книгах, в частности, «Идентификация и жизненный цикл » — концепция Эриксона подчеркивает влияние семейных и социальных взаимодействий на эмоциональное развитие на восьми этапах, которые проходят через всю жизнь. , от младенчества до старости.

Согласно Эриксону, рост происходит по мере того, как мы преодолеваем последовательность проблем, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Наше самоощущение постоянно развивается благодаря новому опыту и информации, которую мы получаем в процессе взаимодействия с другими людьми. Согласованное и здоровое самоощущение и чувство самоэффективности возникают благодаря удовлетворению потребностей развития и опыту компетентности, в то время как неполное и неполноценное ощущение себя, наряду с чувством неадекватности, являются результатом неудовлетворенных потребностей развития и отсутствия успех.

Стадии психосоциального развития Эриксона

Многие люди рассматривают каждую из восьми стадий психосоциального развития Эриксона как отдельные и отдельные, но в действительности эти стадии не начинаются четко и не заканчиваются четко; они часто перекрываются и сливаются друг с другом. «Успешное» завершение каждого этапа приводит к приобретению критических психологических сил и ресурсов, которые переносятся на последующие этапы. Хотя проблемы, возникающие при прохождении стадии, переходят на более поздние этапы и снижают возможность их успешного согласования, можно завершить работу на более ранних этапах в более позднее время.

Эти этапы универсальны в том смысле, что все проходят их в одинаковом порядке. Хотя существуют определенные возрастные диапазоны, связанные с каждой стадией, они приблизительны: сколько времени люди проводят на каждой стадии и сколько им лет, когда они переходят с одной стадии на другую, могут быть разными для каждого человека. Отчасти это связано с часто значительной разницей между хронологическим возрастом человека и тем, насколько старым или зрелым он является эмоционально. Более того, на каждом этапе развития есть свои серьезные проблемы — как для детей, так и для их родителей. Ни один этап не обязательно является более легким или более сложным, хотя для некоторых родителей одни этапы могут казаться более легкими и предпочтительнее других.

Каждый этап ставит перед детьми и родителями новые и разнообразные задачи. Традиционная интерпретация состоит в том, что каждая стадия завершается решающим позитивным или негативным результатом, характерным для определенного этапа, например, доверие или недоверие на первом этапе, которые задают тон для следующего этапа. Однако я думаю, что бинарная природа этой перспективы слишком ограничивает. Вместо стадии младенчества (от рождения до 18 месяцев), ведущей либо к базовому доверию, либо к общему недоверию к миру, я вижу их как существующие в континууме, в котором результат для большинства находится где-то посередине. Между крайностями черного и белого на каждом этапе находятся мириады оттенков серого.

Первые три стадии развития (и большая часть четвертой) сосредоточены на росте детских корней. Пятая и шестая стадии (подростковый возраст и юность) делают акцент на построении и расправлении детских крыльев.

Стадия 1: младенчество (от рождения до 18 месяцев) — доверие или недоверие

Если на этом этапе младенец получает заботливый, последовательный, предсказуемый и надежный уход, у него разовьется базовое чувство доверия, которое мир — безопасное место, и что другие будут «там» для него или нее. Это чувство доверия распространяется на будущие отношения, позволяя человеку чувствовать себя в безопасности, даже когда возникают трудности.

И наоборот, если уход за младенцем отстраненный, непоследовательный, непредсказуемый и/или ненадежный, результатом будет фундаментальное недоверие к миру как к безопасному месту и ощущение, что личные потребности, скорее всего, останутся неудовлетворенными. Это распространяется на будущие отношения и негативно влияет на веру человека в то, что другие будут рядом с ним или с ней.

Стадия 2: детский возраст (от 18 месяцев до 3 лет) — автономия против стыда и сомнения

На этой стадии у детей развиваются начальные физические способности, включая обучение ходьбе. Они открывают для себя растущий набор навыков и способностей, таких как манипулирование игрушками и надевание одежды и обуви. Их растущее чувство себя отличным от своих родителей проявляется в других заявлениях о независимости: намеренном уходе от родителей, желании сделать выбор в отношении того, что им есть и какую одежду носить, и, что наиболее печально известно, в отказе.

В идеале родители должны обеспечить благоприятную среду, которая побуждает их детей исследовать свои способности и делать столько, сколько они могут сделать самостоятельно и для себя. Такая среда дает детям возможность ошибаться и, в свою очередь, учиться на этом опыте. Например, когда позволяют время и обстоятельства, настроенные родители позволяют своим детям пытаться одеться самостоятельно, а не автоматически предполагают, что они не могут сделать это самостоятельно, и вмешиваются, чтобы помочь. В идеале родители находят в себе терпение позволять своим детям пробовать до тех пор, пока они либо не добьются успеха, либо не попросят о помощи. Необходимо поощрять и поддерживать автономию и развитие навыков, в то время как помощь предоставляется по мере необходимости.

Когда это происходит, у детей появляется чувство личного контроля, физической компетентности и независимости. Когда это не так, они сомневаются в своих навыках и способности влиять на окружающую среду, что способствует возникновению чувства зависимости и чувства неадекватности.

Этап 3: Возраст игры (от 3 до 5 лет) — Инициатива или чувство вины

На этом этапе дети продолжают развивать независимость и компетентность и все больше влияют на свое окружение. Это происходит благодаря постоянному взаимодействию с другими детьми в детском саду или дошкольном учреждении, а также в различных формах игр, которые дают детям возможность испытать свои навыки межличностного общения. Дети планируют мероприятия, придумывают игры и рассказы и участвуют в мероприятиях со сверстниками — как организованных, так и неформальных. В идеале, они учатся как вести, так и следовать. В этот период дети также внимательно наблюдают за окружающими их взрослыми и активно имитируют их поведение.

Когда дети получают опыт включения и принятия в этих контекстах, у них развивается чувство комфорта при проявлении инициативы и чувство базовой уверенности в своих способностях принимать решения. И наоборот, если усилия детей подавляются или обескураживают из-за критики или контроля со стороны взрослых или сверстников, результатом является чувство вины и ощущение более низкой самооценки, того, что они меньше других.

Стадия 4: Школьный возраст (от 5 до 12 лет) — трудолюбие или неполноценность

На этом этапе, также называемом латентным возрастом, мир детей расширяется по мере того, как они переживают и должны научиться справляться с новыми требованиями посредством введения школьного и формального образования. Они становятся способными усваивать большое количество новых знаний и развивать новые навыки, связанные с чтением, письмом, элементарной математикой и аналитическим мышлением. Учителя берут на себя важную роль, поскольку они помогают детям освоить определенные навыки, а отношения со сверстниками приобретают все большее значение и становятся важным источником самооценки.

Если родители и учителя поощряют и подтверждают обучение и достижения детей на этом этапе, у детей повышается чувство компетентности и самоэффективности, а также растет уверенность в своих способностях достигать целей. Если родители, учителя и другие важные взрослые отговаривают или не поддерживают каким-либо образом, или если дети не добиваются больших успехов в школе, спорте или начинаниях, связанных со сверстниками, возникает чувство неполноценности и затяжные сомнения в своих способностях.

Мой следующий пост будет посвящен той стадии развития, которую большинство людей, особенно родители, считают наиболее вызывающей тревогу и стресс, — пугающей стадии подросткового возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *