Эзотерика и психология: Психология, мистика и эзотерика — Психологос

Психология, мистика и эзотерика — Психологос

В современной практической психологии немало как эзотерики, так и настоящей мистики. Думается, что так быть не должно. Психология — это научное знание о человеке и его поведении. Все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке). Эзотерика же, в отличие от научного знания, претендует на владение тайным знанием о человеке, владение знанием, доступным только «посвященным». То, что вам расскажут эзотерики, к науке отношения не имеет, и эзотерические прозрения проверить никаким образом невозможно: им можно либо верить, либо нет.

Мистика от научного знания еще дальше. Эзотерику часто путают с мистикой и духовными учениями, но это неверно. Если эзотерика в практической психологии преподносит себя все-таки как психология, как знание о человеке, то мистика предстает перед нами как духовное учение, как учение о строении мира, созданном Высшими Силами.

Если вам рассказывают о свете чакр, открытых лишь избранным, это скорее эзотерика.

Если вас информируют, что «раз нам дано право жить на Земле в период Великого Перехода, мы должны развить в себе все необходимые Божественные Качества, расширить свое сознание, правильно развязать (трансмутировать) все негативные кармические узлы, завязанные нами в прошлых жизнях и помочь Учителям Человечества, Чоханам Лучей, всей Иерархии Света, Земле и Человечеству осуществить квантовый скачок, который и будет являться ИСХОДОМ — подведением итогов нашего эволюционного развития и накопленного нами опыта в течении всех наших прошлых жизней и началом нового цикла эволюционного развития», — это уже скорее мистическое учение.

Академическая психология заботится о своем научном имидже, и эзотерику, пока крайней мере пока, близко к себе не подпускает. Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии, основания которой также не могут быть признаны научными. Что касается практической психологии, то ситуация гораздо более сложная и тревожная.

Если практическую психологию понимать как психологию, базирующуюся на научной базе, то практическая психология с эзотерикой несовместимы. В реальности большáя часть книг и личностных тренингов, продающихся под шапкой практическая психология, проходят в эзотерической традиции либо имеют явный эзотерический оттенок.

Причина? К эзотерике, как к чему-то тайному и доступному только кругу избранным, тянется большое число (не самых образованных) людей. Приобщиться к тайному — статусно, и обещает чудо на халяву.

Большая часть интересующихся эзотерикой — те же, кто любит мистику: любящие развлечь себя мечтами женщины.

По отзывам А.Свияша, «Я прекращаю писать книги в эзотерическом ключе, уже надоели бестолковые женщины».

При этом, среди эзотериков есть и очень серьезные практики и мыслители, чей опыт в первую очередь медитативной практики во многом совпадает с опытом, изложенным в книгах Елены Блаватской, Алисы Бейли и Рудольфа Штайнера. Наиболее известные российские авторы, работающие в области практической психологии в эзотерическом ключе: Олег Гадецкий, Вадим Зеланд, Алексей Капранов, Юрий Рыжов, Александр Свияш (ранние книги).

Если убрать стилевое оформление, то большинство психологических книг (и практик) в эзотерической традиции содержат вполне традиционное психологическое содержание. Нормальная, дельная психология в эзотерической упаковке. Что касается психологической психотерапии, то мистика и эзотерика там не просто присутствует, а укоренились и заняли господствующие позиции: научный подход не в чести и воспринимается как дурной тон и недалекость.

Увлечение последних лет — расстановки по Хеллингеру, где мировоззренческой основой является мистика и эзотерика.

Как одно из последствий увлечения психологами мистикой и эзотерикой — разочарование умных и дельных людей в психологии вообще и психологических тренингах в частности. Встретившись с этим на тренингах раз и другой, дельные люди начинают полагать (видимо, не без оснований), что люди делятся на разумных людей и тех, кто увлекается психологией. Подробнее об этом смотри Якобы тренинги якобы личностного роста

Психология и эзотерика: точки соприкосновения на пути к себе

Эзотерика и психология – есть ли между ними связь? Часто можно услышать, прочитать в СМИ, наткнуться на форумах в интернете рассуждения о том, что психологи, организующие различные тренинги, мало чем отличаются от адептов различных эзотерических и мистических учений. И приемы у них схожие, такие же «мутные», непонятные и странные, если не сказать больше.

Причем одни люди с восторженным придыханием рассуждают о эзотерике: невыразимом мистическом опыте, просветлении и пробуждении необычных способностей, а другие вообще не склонны принимать всерьез психологические тренинги, считая психологов шарлатанами.

Кто же из них прав? И есть ли связь между духовной практикой древних религиозных культов и современными психологическими методиками?

Что такое эзотерика

Прежде чем говорить о возможности использования эзотерических техник в психологических целях и для саморазвития, поиска пути к себе, надо сначала разобраться в том, что такое эзотерика. Многие люди считают ее чем-то вроде мистики (контактов со сверхъестественным) или шарлатанства, то есть сознательного обмана. Ни то, ни другое не соответствует действительности, хоть в эзотерических знаниях и присутствуют элементы мистики, а обманщики и шарлатаны нередко манипулируют понятиями эзотерики.

Эзотерика (или эзотеризм) – это древние, тайные знания, доступные только посвященным. Часть из них, действительно, содержат информацию о методах воздействия на сознание. Эзотерические знания присутствуют во всех религиозных системах, причем большинство этих знаний давно перестали быть тайными и доступны всем людям. Например, тантризм, дзэн, йога, практики исламских суфиев и т. д.

Сегодня тайны эзотерических учений доступны каждому

Эта ранее тайная информация давно изучена, проанализирована учеными, частично она признана полезной, и некоторые приемы воздействия на сознание и изменение физического состояния используются психологами, врачами и даже учителями. Но значительная часть эзотерических учений связана исключительно с религиозными культами и вне их никакой ценности не представляет.

Есть, возможно, и до сих пор какие-то тайные, скрытые знания, которые сберегаются посвященными, хранителями, специальными орденами. Но на то они и тайные, чтобы про них никто не знал.

Эзотерика, психология и воздействие на сознание

Если же говорить об известной эзотерике, то нас интересует, прежде всего, та ее область, которая связана с так называемыми психопрактиками, то есть методами воздействия на психику, изменение сознания человека или группы. Эти методы разрабатывались даже не годами, а столетиями и тысячелетиями.

Психопрактики таких эзотерических учений, как йога, суфизм, тантризм, дзэн направлены на постижение человеком собственного «я», то есть на самопознание, и на изменение сознания, то есть на саморазвитие и поиск пути к себе. Ничего плохого, предосудительного в этом нет, так же как и нет ни мистики, ни апелляции к сверхъестественным (божественным или демоническим) силам. Конечно, совершенство человеческого сознания понималось разными культами по-разному, и идеалы, например, тантризма или каббалы мало подходят для современного человека. Но речь идет не о конечной цели, а о техниках, практических приемах. Так же, например, как овладение техникой быстрого запоминания информации никакого отношения к самой информации не имеет.

Преобразование эзотерического опыта в прикладной психологии

Действительно, и древние культы, и современные психологи нередко практикуют одни и те же методы. Но чаще всего здесь нет осознанного заимствования. Просто эзотерики-мистики и психологи-практики опираются на общие для всех людей психологические законы и механизмы.

Например, если определенную вербальную формулу или фразу убеждающего характера повторять многократно, то можно добиться и изменения своего сознания и изменений в организме в целом. Таким образом даже от многих болезней можно вылечиться или, наоборот, заболеть. Главное – верить в то, что говоришь.

Конечно, с помощью этой психотехники человек крылья обрести не сможет, а вот испытать ощущение свободного полета, счастья – вполне. А уж как человек называет эту словесную формулу: заклинание, заговор, мантра или аффирмация – совершенно не принципиально. В психологии этот прием называется самовнушением и используется во многих аутотренингах.

Психопрактик, «заимствованных» психологией из эзотерических учений, достаточно много, но можно выделить самые известные и эффективные.

  • Медитация – упражнения, вызывающие у человека особое состояние сознания, погружение в себя. Медитация позволяет глубже понять внутренние процессы, освободить сознание от мешающих эмоций и сконцентрироваться на выполнении какого-то упражнения или на решении проблемы.
  • Катарсис – очищение сознания, психики от травмирующих эмоций, снятие психического напряжение, через переживание сильных эмоциональных состояний.
  • Исповедь как возможность выговориться, она широко используется в практике психологов-консультантов, психотерапевтов и психоаналитиков. Имеет огромное психотерапевтическое значение, так как человек, проговаривая то, что его беспокоит, мучает, выносит за пределы сознания травмирующие переживания и негативный опыт.
  • Молитва – словесные формулы, позволяющие человеку испытать состояние катарсиса, выводящие негативную энергию и очищающие душу. Еще более эффективна коллективная молитва, так как срабатывает мощный механизм психического заражения.
  • Мантры – вербальные формулы, используемые в тренингах и аутотренингах.

Это далеко не все древние техники, которые используются психологами во время тренингов и сеансов психотерапии. Их намного больше, и они работаю чаще всего в сочетании психологии и эзотерики, подкрепляя, усиливая друг друга. Но эти практики не имеют отношения ни к мистике, ни к шарлатанству, ни к экстрасенсорике, так как работают с уровнем сознания (или подсознания) нормальных людей, с обычными, не сверхъестественными чувствами.

light.org | Курс 05 Эзотерическая психология

от К.С. Zain

Печатная версия для студентов

Также доступны в следующих форматах:

Печатная версия в твердом переплете | Электронная книга в формате PDF  | Версия для iOS или Android  | Версия для Kindle

Это пятая книга из 21-й серии курсов Братства Света Си Си Зейна по герметическим наукам, астрологии, алхимии, Таро, каббале и оккультизму. Из всех энергий, влияющих на людей, ни одна не оказывает более мощного воздействия, чем их собственные мысли. Направление мышления — самая мощная из всех сил, позволяющих контролировать свою жизнь и судьбу.

В этой книге описывается, как астральное тело (бессознательный разум) формируется мыслью, а также описываются его различные элементы и структура мыслительных клеток. Книга учит вас, как можно изменить астральное тело или подсознание с помощью направленного мышления и индуцированных эмоций. Подробно обсуждаются способы использования и толкования снов, использование демонстрации, утверждения и подсознательного мышления.

Эта книга отформатирована в удобном для учащихся формате 8 1/2 x 11.

Включены учебные вопросы для каждой главы/серийного урока.

Курс 5 из 21 учебной программы Братства Света.

Серийный урок №
Название главы/серийного урока
56 Доктрина эзотерической психологии
57 Разум и интуиция
58 Язык и ценность мечты
59 Желание и как его использовать
60 Почему репрессии — это не мораль
61 Как править звездами
62 Как применить предложение
63 Правильное использование аффирмаций
64 Как мыслить конструктивно
65 Как развить подсознательное мышление
66 Как развить творческое воображение
67 Как продемонстрировать успех

280 страниц 8 1/2 x 11 Студенческий формат Торговая мягкая обложка

ISBN 978-0-87887-504-7

$25,95

-1951), известного астролога, натуралиста и оккультиста, за работы, написанные под эгидой Братства Света в 1914–1934 годах.

Эта совокупность знаний стала известна как Уроки Братства Света.

Эльберт Бенджамин был одним из самых плодовитых астрологических писателей 20-го века. Помимо двадцати трех томов серии «Братство Света», опубликованной под псевдонимом Си Си Зайн, Бенджамин также написал более пятидесяти книг и сотни журнальных статей. Ученый, который овладел всеми физическими науками своего времени, Бенджамин привнес такую ​​же энергию в свои исследования метафизических наук. Подобно работам Бейли, Блаватской, Штайнера и Хайндла, работы К. К. Зейна (Эльберта Бенджамина) повлияли на жизнь тысяч изучающих западный оккультизм.

Элберт Бенджамин родился Бенджамином П. Уильямсом в маленьком городке Адель, штат Айова, 12 декабря 1882 года. Он был прирожденным экстрасенсом и провидцем. В юности его повышенное сознание привело его к контакту с теми, кто перешел с этого плана на другой. Осенью 1898 года он начал свои эзотерические занятия. К 1900 году он связался с Братством Света и начал серьезно изучать астрологию.

Его отец был врачом и дьяконом в церкви Учеников Христа в Айове, где община категорически не одобряла любой интерес к астрологии и оккультизму. По этой причине, переехав в Лос-Анджелес, он сменил имя на Элберт Бенджамин, чтобы защитить свою семью. Весной 19 г.10 декабря он дал обещание написать Двадцать один курс Братства Света, охватывающий астрологию, алхимию и магию, под псевдонимом Си Си Зейн. С этого времени и до своей смерти в 1951 году он посвящал всю свою жизненную энергию и личные ресурсы написанию уроков и созданию Церкви Света как средства распространения учений Братства Света.

НАИМЕНОВАНИЕ: CS05-SF

УФП | запрос документов

Специальная виртуальная панель CFP Occult Psychology: Esotericism, Occultism, and Magic в Southwest Popular/American Culture Association (крайний срок 27 декабря) (конференция 22-27 февраля)

эзотерические и оккультные мировоззрения, обстоятельство, продемонстрированное еще более ясно с публикацией Юнга Liber Novus . Однако, несмотря на то, что имеется обширная литература о пересечениях общего фона психодинамических истоков с оккультной средой, они исследовались менее систематически, а также менее сенсационно. Точно так же, в то время как парапсихология занимает значительное место в популярных культурных знаниях, которые пересекаются с конспирологией, а также изучением паранормальных явлений, систематическое исследование отношений научной психологии с оккультными, эзотерическими, магическими и мистическими мировоззрениями также было менее заметным, хотя и присутствует. тем не менее. Соответственно, различные эзотерические, оккультные и магические мировоззрения либо подразумевали, либо открыто отстаивали антипсихиатрические позиции и/или осуждали научную психологию; Церковь Саентологии является наиболее выдающимся, но отнюдь не единственным примером. Более широкое и широкомасштабное присутствие и интерес представляет поп-культурная концепция и восприятие пересечений и взаимодействий между психологией, парапсихологией, психиатрией и родственными дисциплинами с мировыми эзотерическими, оккультными и магическими верованиями и практиками.

Эти тропы широко распространены в популярной культуре и художественной литературе в различных средствах массовой информации и жанрах, включая приюты с привидениями, демонами, дьяволами и паранормальными явлениями (ср. 9).0135 «Американская история ужасов» , роль приюта Аркхэм как общего мира) является ярким примером. Другие включают приписывание магической или почти магической силы гипнозу и месмеризму, связь парапсихологических исследований и экстрасенсорных способностей, полумифическую силу, приписываемую исправлению мышления, «промыванию мозгов», «черной психологии» (в смысле черных проектов, эстетически эквивалентных к «темным» или «черным» искусствам), психическое вождение (как показано в Ганнибале ), а также психологические и церемониальные пытки, связанные с мифологией и тропами сатанинского ритуального насилия в художественной литературе и в реальных конспирологических концепциях. Еще одна важная область пересечения — это ассоциация парапсихологического исследования с паранормальным исследованием призраков и / или попытками изгнания нечистой силы. Сами эти концепции пересекаются с дьявольским в популярной культуре и в различных эзотерических, оккультных и религиозных мировоззрениях, и эти тропы появляются в многочисленных сверхъестественных ужастиках / приключениях, а также в программах исследования «реальности», таких как Охотники за привидениями .

 Наконец, тесная связь между известными духовными рисками и опасностями эзотерической, оккультной и магической практики и культурными/светскими представлениями о безумии, безумии и психических заболеваниях широко распространена в художественной, а в некоторых случаях и в кажущейся документальной литературе. В то время как Х.П. Лавкрафт не был инициатором пересечения этих тропов, его мифы стали их культовыми и послужили источником вдохновения для огромного количества последующих примеров, наряду с их метапредставлениями в интерактивной фантастике с помощью вариаций механики «здравомыслия». Напротив, выразительное Различие между психическим заболеванием и сверхъестественным/паранормальным поддерживается некоторыми религиозными организациями, занимающимися экзорцизмом (Римско-католическая церковь), и намеренно стирается другими (протестантскими практикующими духовную войну, которые приписывают само психическое заболевание демонической силе). Соответственно, интерпретация готовности совершить магический проступок или даже магическую или оккультную практику как своего рода морального помешательства также имела место в антиоккультном заговоре, но также представлена ​​в художественной литературе, в которой доступ к паранормальным явлениям напрямую связан с духовный и/или психологический риск и угроза, которые также характеризуются ассоциациями с трансгрессией. (Популярным примером в различных игровых СМИ может быть почти неизбежная корреляция психической силы и демонического вторжения в Warhammer  франшиза.) Эти примеры лишь поверхностно касаются множества возможных областей исследований популярной культуры в отношении восприятия и представления взаимодействий между эзотерикой, оккультизмом, магией, психологией и психиатрией, объединенных здесь под общим названием «оккультизм». психология.» Это тема специальной виртуальной онлайн-панели, предназначенной для Области эзотеризма, оккультизма и магии Юго-западной ассоциации народной/американской культуры, которая проводит свою ежегодную конференцию полностью онлайн 22-27 февраля этого года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *