Этапы психосоциального развития по эриксону: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Стадии психосоциального развития

Эпигенетическая теория Э. Эриксона

Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994)

Американский психолог, психоаналитик, автор эпигенетической теории развития личности (Центральная идея эпигенетической теории состоит в том, что основополагающее влияние на наследственность оказывает не геном, а эпигенетическая система (ЭС) — совокупность факторов, воздействующих на онтогенез). Хотя Эриксон всегда настаивал, что является фрейдистом, критики считали его «Эго-психологом», поскольку, в то время как консервативный фрейдизм в центр внимания ставил Ид, Эриксон акцентировал важность Эго.

Основные положения теории Эрика Эриксона

Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротизма до влечения к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл.

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:

  1. личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

  2. общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития

Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.

Центральным понятием эпигенетической теории развития Эриксона является модус эго 

 преимущественный способ проявления человеческого «я» в той или иной жизненной ситуации (план личности).

стадия

возраст

Психо-социальный кризис

Сильная сторона

Орально-сенсорная

0-1 год

Базовое доверие – недоверие к миру

Надежда

Мышечно-анальная

2-3 года

Автономия – стыд, сомнение

Способность к волеизъявлению

Локомоторно-генитальная

4-6 лет

Инициативность – вина

Целеустремленность

Латентная

7-11 дет

Трудолюбие – некомпетентность

Компетентность

Подростковая

12-18 лет

Достигнутая (гармоничная) идентичность — диффузная идентичность

Верность себе

Молодость (ранняя взрослость)

19-35 лет

Близость – изоляция

Любовь

Взрослость

35-60 (65) лет

Продуктивность – застой

Забота

Зрелость (старость)

От 65 лет

Эго-интеграция – отчаяние

Мудрость

I стадия.

Орально-сенсорная Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.

Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается 

доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность. Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.

II стадия. Мышечно-анальная Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст 2-й – 3-й годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.

Модус эго – возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. 

Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая 
склонность к сомнению и стыду
.

III стадия. Локомоторно-генитальная Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. 

Модус эго – интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере.

Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии. На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок 
навсегда становится разделившимся внутри себя
: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности. Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни. 

IV стадия. Латентная Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.  Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение – во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества. Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.

V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст 12 – 18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. 

Модус эго – Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”. Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.

VI стадия. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст. Задача этапа: близость против изоляции. 

Модус эго – поиск близких отношений, создание семьи.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле. Опасность стадии – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости –одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

Восемь стадий развития по Эриксону

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание.

Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Таблица психосоциальных стадий развития, свойственных им конфликтов, социальных условий и обусловленного ими исхода
Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года): Орально-сенсорная
Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?
Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Доверие
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность Недоверие
Стадия 2 (от 2 до 3 лет): Мышечно-анальная
Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять собственным поведением?
Разумная дозволенность, поддержка. Автономия
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия Стыд и сомнение
Стадия 3 ( от 4 до 5 лет): Локомоторно-генитальная
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Поощрение активности, наличие возможностей. Инициатива
Отсутствие возможностей, неодобрение активности Вина
Стадия 4 (от 6 до 11 лет):Латентная
Предмет конфликта развития: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки. Трудолюбие
Плохое обучение, отсутствие руководства Чувство неполноценности
Стадия 5 (от 12 до 18 лет): Отрочество и юность
Предмет конфликта развития: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Идентичность
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания Смешение ролей
Стадия 6 (ранняя взрослость): Молодость
Предмет конфликта развития: Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
Душевная теплота, понимание, доверие. Близость
Одиночество, остракизм Изоляция
Стадия 7 (взрослость): Взрослость
Предмет конфликта развития: Что я могу предложить будущим поколениям?
Целеустремленность, продуктивность. Генеративность
Обеднение личной жизни, регрессия Стагнация
Стадия 8 (зрелость): Зрелость
Предмет конфликта развития: Доволен ли я прожитой жизнью?
Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Целостность эго
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью Отчаяние

Стадия 1. Доверие или недоверие.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

Стадия 2.Автономия или стыд и сомнение.
Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

Стадия 3.Инициатива или чувство вины.
Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

Стадия 4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Стадия 5.Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Стадия 6.Близость или изоляция.
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

Стадия 7. Генеративность или стагнация.
Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

Стадия 8. Целостность эго или отчаяние.
На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

Тэги : Эриксон стадии развития восемь кризисов психосоциальная адаптация психология

#

Тэги : #

Стадии психосоциального развития Эриксона

Каковы стадии психосоциального развития Эриксона?

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые люди кажутся более уверенными и независимыми, в то время как другим не хватает доверия и близости? Ответ может лежать в теории психосоциального развития Эрика Эриксона.

Теория Эриксона предполагает, что люди проходят восемь стадий развития, каждая из которых имеет свои уникальные проблемы и решения. Понимание этих этапов может помочь нам лучше понять себя и других и с большей легкостью справляться с жизненными трудностями.

В этой статье мы рассмотрим теорию психосоциального развития Эриксона, восемь стадий и то, как они влияют на нашу жизнь.

Немецкий психолог Эрик Эриксон предложил психосоциальную теорию, показывающую, что люди проходят через восемь стадий из психосоциальной борьбы за свою жизнь. Эта психосоциальная борьба способствует развитию личности людей на протяжении всего их развития.

Восемь психосоциальных стадий, предложенных Эриксоном, следующие: доверие или недоверие (младенчество), автономия или стыд и сомнение (детство), инициатива или вина (дошкольный возраст), трудолюбие или неполноценность (школьный возраст), идентичность. против ролевой путаницы (подростковый возраст), близости против изоляции (молодой взрослый возраст), генеративности против стагнации (средний взрослый возраст) и целостности эго против отчаяния (поздний взрослый возраст).

Каждый этап включает в себя определенную психосоциальную борьбу, которую необходимо решить, чтобы перейти к следующему этапу. Успех или неудача в этой борьбе способствует развитию личности и самосознания человека.

 

Раскрытие психосоциальной теории Эрика Эриксона

0003 Эрик Эриксон предложил знания об обоих психологическое как , а также социальное развитие. Структура мышления Эриксона проверяет природу отношений в жизни людей на определенных этапах жизни.

В основе теории Эриксона лежит концепция чувства независимости. Он считал, что у людей в ранние годы развивается чувство независимости, и что это чувство продолжает расти и развиваться на протяжении всей их жизни.

По мере того, как люди проходят этапы психосоциального развития, они сталкиваются с различными проблемами, которые помогают им развить большее чувство независимости и автономии. Например, в раннем возрасте дети должны научиться отстаивать свою независимость, все еще полагаясь на поддержку и руководство своих опекунов.

В более позднем возрасте люди могут столкнуться с проблемами, связанными с карьерой, отношениями и личной идентичностью, и все это способствует их чувству независимости и самодостаточности.

Социальные отношения являются ключевым аспектом психосоциальной теории Эриксона. На подростковом этапе люди начинают формировать близкие отношения за пределами своей семьи, что может способствовать их чувству идентичности и принадлежности.

По мере того, как они становятся взрослыми, эти отношения становятся еще более важными, поскольку люди налаживают романтические отношения, дружбу и профессиональные связи. Согласно теории Эриксона, способность формировать и поддерживать здоровые социальные отношения имеет решающее значение для общего психосоциального развития.

Теория восьми стадий развития Эрика Эриксона предполагает, что эго-идентичность людей растет на протяжении всей их жизни в течение следующих конкретных стадий:

Младенчество — недоверие против базового доверия;

Малыш – Сомнение и стыд против автономии;

Дошкольный возраст – Вина против инициативы;

Школьный возраст – Неполноценность против трудолюбия;

Подростковый возраст – Путаница идентичности против идентичности;

Молодость – Изоляция против близости;

Средний возраст – Застой против генеративности;

Старость – Отчаяние против честности.

Психосоциальные стадии Эриксона

 

Стадии психосоциального развития как строительные блоки на протяжении всей жизни.

Эрик Эриксон считает, что ни один из этих этапов не заканчивается одним и не начинается другим. Но каждый из них может пересекаться.

Если человек не овладел определенной стадией жизни, он может перейти на любую другую стадию позже. Например, если малыш не может преодолеть неуверенность в себе и стыд, его чувства будут продолжать влиять на его развитие по мере того, как он будет проходить другие фазы детства.

Тем временем он продолжит продвигаться по более поздним стадиям психосоциального развития.‌

Дети на пятой стадии психосоциального развития Эриксона, которая происходит в подростковом возрасте, сосредоточены на развитии чувства идентичности. Они могут экспериментировать с различными ролями и поведением, пытаясь понять, кто они и где они вписываются. отношения и поиск цели в жизни.

Стадия подросткового возраста является следующим строительным блоком в теории психосоциального развития Эриксона. На этом этапе люди сталкиваются с проблемой развития чувства независимости и автономии, а также формирования сильного чувства идентичности.

Это может быть трудным временем для многих подростков, поскольку они пытаются справиться с социальным давлением и познать себя. Однако успешное прохождение этого этапа может привести к прочной основе для последующих этапов развития.

Психосоциальные результаты Эриксона

 

Понимание различных психосоциальных стадий

Стадия 1 — младенчество

6 психосоциальное развитие зависит от

возникновение или отсутствие доверия . Стадия младенчества начинается с рождения и в основном продолжается до достижения ребенком возраста 18 месяцев, что связано с изучением младенцами окружающей их среды.

В младенчестве ребенок полностью зависит от заботы о нем других. Когда маленького ребенка не кормят или он плачет, а его потребности удовлетворяются кормлением и уходом за ним, возникает чувство доверия. С течением времени ребенок узнает, что он может доверять своим опекунам в выполнении своих требований.

Однако, если потребности ребенка не удовлетворяются или ими пренебрегают, развивается чувство недоверия. Неудача в построении доверия на этом этапе приведет к невозможности установить доверие позже. Из-за этого он может чувствовать себя безнадежно в случае любой сложной жизненной ситуации.

 

Стадия 2 — Детский возраст

Стадия Детский возраст начинается в возрасте 18 месяцев и продолжается до 2–3 лет. На этом этапе развитие малыша сосредоточено на чувстве самостоятельности и чувстве стыда. или сомнения. В дошкольном возрасте ребенок учится делать что-то самостоятельно.

Благодаря похвале они закладывают основу для чувства автономии и веры в себя. Если малышу не разрешают работать самостоятельно или его обескураживают, он может оставаться сомневающимся, обескураженным и стыдиться своих способностей.

 

Этап 3 — Дошкольный

Развитие человека на дошкольном этапе вращается вокруг чувства вины и инициативы. Дошкольный этап начинается, когда ребенок достигает 3-летнего возраста, и продолжается до 5-летнего возраста. На этом этапе дети дошкольного возраста обращают внимание на то, чтобы делать что-то самостоятельно, и стараются сформировать представление о целях и задачах.

Когда детей дошкольного возраста поощряют, они чувствуют себя более склонными проявлять инициативу и действовать самостоятельно. У них появляется чувство цели в жизни. Если опекун ребенка обескураживает или критикует ребенка, у него скорее разовьются чувства вины и отчаяния.

 

Стадия 4 — Ранние школьные годы

В ранние школьные годы стадия развития личности вращается вокруг трудолюбия и неполноценности, которая начинается в возрасте шести лет и продолжается до одиннадцати лет.

На этом этапе у ребенка формируется понимание своей уникальности или индивидуальности. Ребенок наблюдает за достижениями в спорте и школе и ищет поддержки и похвалы у окружающих.‌ Ребенок чувствует себя продуктивным и компетентным, если сверстники, воспитатели и учителя дают ему сильное чувство выполненного долга и поддержку.

Однако отсутствие положительного подкрепления достижений детей может вызвать у них чувство неполноценности и некомпетентности.

 

Стадия 5 — Подростковый возраст

На этапе Подростковый возраст основное внимание в развитии уделяется смешению ролей и идентичности. Стадия подросткового возраста начинается почти в 12 лет и продолжается до восемнадцати лет. Это этап, когда начинается кризис идентичности. В подростковом возрасте люди пытаются развить свою личность и определить цели и приоритеты своей будущей жизни.

Они развивают свое положение в мире. Если на этом этапе они получат много обязанностей, у них может развиться психосоциальный кризис, и они не смогут развить сильное чувство идентичности, что приводит к хаосу в отношении их целей и задач.

 

Стадия 6 — Молодость

На этой психосоциальной стадии основное внимание в развитии по-прежнему уделяется изоляции и близости. Стадия взросления начинается в возрасте 19 лет и продолжается до сорока лет. На шестом этапе психосоциального развития люди создают и строят отношения. Люди могут чувствовать необходимость строить значимые, а также близкие отношения с друзьями, семьей и другими людьми. Молодые люди, скорее всего, будут чувствовать себя одинокими и изолированными, если у них проблемы с отношениями.

 

Стадия 7 — Средняя взрослость

Рост на седьмой стадии связан с эгоцентризмом или застоем и генеративностью . Стадия средней взрослости начинается в возрасте 40 лет и продолжается до 65 лет. Чувство ответственности и заботы называется генеративностью.

Люди обращают внимание на окружающих и хотят передать детям то, чему они научились. Однако, если человек не может выступать в качестве наставника на каком-то уровне, у него может развиться чувство неадекватности и чувства горечи и разочарования.

Это приводит к чувству одиночества и беспокойства со стороны его друзей, семьи и сообщества. против отчаяния. Стадия поздней взрослости начинается в возрасте 65 лет и продолжается всю оставшуюся жизнь.

Целостность против отчаяния означает, что если человек доволен своей жизнью, он будет стареть изящно. Чувство целостности означает, что он будет испытывать чувство гордости за то, чего он достиг, и будет делиться своими знаниями с другими.‌

Если человек не испытывает чувства достижения в своей прошлой жизни, ему может быть грустно. В этой ситуации человек склонен к развитию чувства вины и проводит остаток своей жизни в сожалениях.

 

Эриксоновские этапы развития личности

Заключительные мысли о теории психосоциального развития Эриксона

В отличие от стратегии психоанализа, предложенной Фрейдом, Эриксон дает более комплексное и широкое представление о человечестве. Одна из основных сильных сторон теории психосоциального развития заключается в ее способности связывать значительное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни человека.

Еще одна сильная сторона теории психосоциального развития Эрика Х. Эриксона заключается в том, что она определяет поздние и средние этапы взрослой жизни как важные и активные этапы развития личности, в то время как существует несколько теорий, которые считают обе эти стадии бессмысленными.

Однако Теория Эриксона также не лишена критики. Огромная слабость теории психосоциального развития Эриксона заключается в том, что сам Эриксон упомянул, что эта теория неспособна продемонстрировать причину возникновения каждой стадии психосоциального развития.

Кроме того, некоторые критики утверждают, что теория уделяет слишком много внимания роли культуры и общества в формировании развития человека и недостаточно — роли биологии и генетики.

Другие утверждают, что теория слишком сосредоточена на ранних годах жизни и не принимает во внимание постоянное развитие, которое происходит на протяжении всей жизни человека.

Наконец, некоторые критики утверждают, что теория слишком широка и не дает достаточно конкретных рекомендаций для родителей, педагогов и других специалистов, работающих с людьми на разных стадиях развития.

Этапы психосоциального развития Эриксона

Назад

Дополнительная помощь

Этапы психосоциального развития Эриксона были представлены в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Восемь стадий человеческого развития начинаются с рождения и продолжаются до старости. Они основаны на биологических, психологических и социальных факторах, с которыми каждый человек может столкнуться в своей жизни.

Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями – положительной/синтонической и отрицательной/дистонической.

Каковы стадии Эриксона?

Стадия Психосоциальный кризис Основная добродетель Возраст
1. 290 Надежда От рождения до 18 месяцев
2. Автономия против Стыд и сомнение Воля От 18 месяцев до 3 лет
3. Инициатива против вины Цель 3-6 лет
4. Трудолюбие vs. Неполноценность Компетентность 6-12 лет
5.1 Индивидуальность 5.1 91 Верность 12-20 лет
6. Близость против изоляции Любовь 12-20 лет
7. Генерация против застоя

91 Застой

91 0 35-65 лет

8. Целостность против отчаяния Мудрость 65 лет-смерть

Этапы:

    месяцы
  1. Доверие (
  2. Mitrust) 04 Если дети получают постоянную заботу и внимание к своим потребностям, они чувствуют себя в безопасности. У них появится уверенность в том, что все в порядке.
  3. Самостоятельность против стыда и сомнений (от 18 месяцев до 3 лет) Малыши учатся самоконтролю, видят себя личностями и отстаивают свою волю.
  4. Инициатива или чувство вины (3-6 лет) У дошкольников появляется чувство цели, они исследуют и делают что-то самостоятельно, а также сотрудничают с другими для достижения целей. Они понимают социальное одобрение.
  5. Трудолюбие против неполноценности (6-12 лет) Дети младшего возраста начинают соревноваться и делать то же, что и их сверстники. Они сравнивают себя с другими и сосредотачиваются на приобретении навыков, достижении результатов и ощущении своих способностей.
  6. Идентичность и смешение ролей (12–20 лет) Подростки переживают изменения в своем теле и в том, как они видят себя будущими взрослыми. Они начинают придерживаться своих принципов и убеждений, развивая чувство собственного достоинства и уверенность в себе.
  7. Близость или изоляция (20–35 лет) Молодые люди должны иметь сильное чувство идентичности и сосредоточиться на поиске компании и близости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *