Этапы развития по эриксону: 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Содержание

Описания развития личности в согласии с периодизацией, составленной Эриксоном

Эрик Эриксон – это один из последователей Фрейда, которому удалось расширить рамки психоаналитической теории. Более того, ему удалось даже выйти за них, поскольку он принял решение рассматривать процесс психосоциального развития ребенка по более распространенной системе отношений в социуме.

  • Факторы, влияющие на развитие личности
  • Показатели развития личности
  • Этапы развития
    • Орально-сенсорная стадия
    • Мышечно-анальная стадия
    • Локомоторно-генитальная стадия
    • Предпубертатный период
    • Подростковый или пубертатный период
    • Период ранней зрелости
    • Зрелость
    • Поздняя зрелость

Факторы, влияющие на развитие личности

Существуют некоторые особенности становления личности. Их определяют экономический и культурный уровни развития социума.

Возрастное развитие полноценной личности, обладающей значимым содержанием, зависит от того, какие требования и условия ставит окружающее общество по достижении им каждого из возрастных этапов. Однако последовательность всех стадий развития будет разной в каждом конкретном случае. Она находится в зависимости от биологического начала. В процессе созревания ребенка возникает необходимость прохождения некоторой последовательности этапов развития. На каждом из них он получает новое качество. Оно зафиксируется в его личности и останется с ним на протяжении всей жизни.

Показатели развития личности

Обычно к 17–20 годам постепенно образовывается идентичность личности. Она развивается благодаря тому, что в разные периоды жизни является составляющей разных социальных общностей, например:

  • нации;
  • социального класса;
  • профессиональной группы и т.д.

При этом каждая личность всегда переживает состояние связи с этими общностями. Идентичность в качестве психосоциальной тождественности дает возможность принять себя со всем множеством своих возрастных связей со своим окружением, а также очерчивает пределы системе ценностей, идеалов, планов и потребностей. Идентичность также рассматривается в качестве необходимого условия психического здоровья. Если она не успевает сформироваться вовремя, человек неспособен найти подходящее место в обществе, а отсюда уже появляются значительные проблемы с самооценкой и психикой.

Показатель идентичности может быть окончательно сформирован к юношескому возрасту. Это характеризует то, что к тому моменту человек прошел несколько идентификаций: смог отождествить себя с родителями, семьей, друзьями, пройти через половую идентификацию и пр. Их прохождение определяет воспитание, которое получил ребенок, потому что именно от него зависит мировосприятие личности.

Также важным моментом в развитии каждого индивидуума является кризисность.

Стоит отметить, что каждый из этапов развития ставит личность в кризисные ситуации. Часто они принуждают к выбору и побуждают вырабатывать новое личностное качество. Пройдя через несколько таких ситуаций, личность формирует в себе мировоззрение и глубинное отношение к происходящему, в том числе к себе и своему окружению.

По ходу взросления человеку придется принимать полярные решения и делать это неоднократно:

  • доверие или его отсутствие;
  • инициатива или пассивность;
  • компетентность или неполноценность и т.д.

Когда выбор уже сделан – в личности закрепляется соответствующее качество, а его потенциальная противоположность останется где-нибудь в отдаленных закоулках личности и в будущем

может проявиться при встрече с серьезными жизненными проблемами.

Этапы развития

Вышеописанная периодизация, которую составил Эриксон, определяет следующие периоды развития:

  1. Орально-сенсорная.
  2. Мышечно-анальная.
  3. Локомоторно-генитальная.
  4. Предпубертатный.
  5. Пубертатный.
  6. Ранняя зрелость.
  7. Зрелость
  8. Поздняя зрелость.

Орально-сенсорная стадия

Соответствует возрасту младенцев. Формирует доверие или недоверие к окружающему. Если ребенок развивается в прогрессивном темпе, он делает выбор в пользу доверительного отношения. Но как у младенцев может проявиться такое отношение?

Его легко кормить, он спокойно и безмятежно спит, его внутренние органы не напряжены, кишечник работает без перебоев. Он не показывает признаков гнева, раздражительности или тревоги, когда мать исчезает из поля зрения, потому что всегда точно знает, что она вернется и любые его потребности будут удовлетворены. Нежность, любовь и ласка, с которой мать обращается со своим ребенком, значительно влияет на первый жизненный опыт ребенка. Согласно механизму интроекции, малыш вбирает в себя образ мамы. Так образовывается первая ступенька идентичности новой личности.

Мышечно-анальная стадия

Соответствует раннему возрасту. Возможностей у ребенка резко становится намного больше. Теперь он может ходить и демонстрировать независимость. Однако роль активного в этот период поиска способов быть самостоятельным не должна растоптать уже созданное доверие. Роль родителей в том, чтобы помочь его сохранить. Они могут сделать это с помощью некоторых ограничений на желания ребенка, даже если он требует, присваивает без разрешения, разрушает что-то, потому что в данном случае часто цель ребенка в том, чтобы проверить собственные силы.

Эта стадия важна тем, что какие-то требования или ограничения родителей формируют у ребенка чувства сомнения и стыда. Другими словами, он ощущает на себе внимание других, это ему не нравится, поэтому он пытается стать невидимым или отвернуть глаза окружающих от него. Но так как это невозможно, личность формирует в себе стыд за ошибки, неловкость или провинности. Когда взрослые осуждают малыша слишком часто, он начинает бояться ошибок, формируется подавленность, настороженность, он теряет умение общаться и становится скованным. Если не пресекать попытки ребенка достичь независимости, он привыкнет настаивать на своем и не будет понимать четких границ свободы самовыражения и ее разумных ограничений.

Локомоторно-генитальная стадия

Обычно совпадает с периодом дошкольного возраста. Малыш пробует себя в роли активного познавателя окружающей среды, пытается подражать взрослым и моделировать ситуации из их жизни. Учится быстро и жадно. С удовольствием выполняет поручения. Следующей ступенькой в периодизации после самостоятельности является проявление инициативы. В случаях, когда дети ведут себя агрессивно – их инициативу ограничивают.

У ребенка возникает чувство тревожности и развивается ощущение вины. Появляются новые внутренние контролеры, в числе которых совесть и моральные показатели ответственности за то, о чем ребенок думает, что он делает и чего хочет. Так что взрослые зачастую напрасно пытаются перегрузить совесть малыша.

Слишком большой груз неодобрения и частые наказания за незначительные проступки вызывают затяжное чувство вины, боязнь перед наказанием за потаенные желания, склонность мстить. Инициатива подавлена, ее место может занять пассивность. Во время этого периода Эриксон определяет прохождение ребенком половой идентификации, когда он начинает осваивать одну из форм поведения – мужскую или женскую.

Предпубертатный период

Стадия, которая соответствует младшему школьному возрасту. Другими словами, он предшествует периоду полового созревания. Наступление четвертой стадии, когда ребенка учат трудолюбию, пытаются внушить важность овладевания знаниями и навыками. Школа становится личной системой, которая формирует культуру, предоставляет набор успехов и разочарований.

Тут ребенок может получить шанс набраться опыта в труде и взаимодействии с социумом. Период младшей школы — попытка начать профессиональную идентификацию через ощущение себя в определенной профессии.

Подростковый или пубертатный период

Период самого глубокого кризиса. Детство заканчивается, и этот большой пройденный путь выбрасывает на берег сформированную идентичность. Она объединяет и преобразует все прошедшие идентификации личности. Более того, в их список добавляется что-то новое, поскольку повзрослев человек становится частью других социальных групп, а значит, получает о себе новую информацию.

Если у человека не получается принять себя и найти место в социуме, он доходит до диффузности идентичности. Суть ее в том, что у личности наблюдается инфантильное желание как можно дольше оттягивать вхождение в темпы взрослой жизни с наличием постоянного, местами усиливающегося чувства тревоги, опустошенности и изоляции от известного и понятного. Иногда подобное состояние проявляется во враждебном отношении к окружающим, к установленным социальным ролям, которые являются общепринятыми или желанными со стороны общества.

Период ранней зрелости

Взрослый человек сталкивается с вопросом близости или интимности. Как раз на этой стадии дает о себе знать настоящая сексуальность. При этом человек готов не только к физической, но и к социальной близости. По окончании поисков и окончательного утверждения своего я он идет на то, чтобы слиться с идентичностью любимого человека. Сохранность близких отношений с друзьями или любимыми требует того, чтобы индивидуум был верным, готовым жертвовать и быть нравственно сильным.

При этом зрелый человек не боится потерять себя в этих отношениях. Он становится готовым к созданию семьи.

Эриксон описывает эротический, романтический и нравственный смысл этого периода. Брак рассматривается как способ проявить заботу, уважение и желание взять на себя ответственность за любимого человека. Если на этом этапе человек не способен на любовь и установление доверительных отношений с другими – рано или поздно он познает всю полноту изоляции и чувства одиночества.

Зрелость

Крайне продолжительная возрастная стадия. Самую важную роль играет то, какое отношение личность сформировала к результатам своего труда и к своим отпрыскам, к способам реализации имеющихся возможностей передачи опыта представителям следующего поколения. Эриксон обращает внимание на то, что старшее поколение в семье часто зависит от младшего. При этом зрелый человек остро ощущает потребность в том, чтобы быть нужным.

Если продуктивность отсутствует, как и потребность заботиться о ком-то, будь то люди, дела или идеи, может возникнуть безразличие ко всему, и тогда личность будет сосредоточена только на себе. Эгоисты, балующие себя как ребенка, смогут получить лишь застои и довольно бедную личную жизнь.

Поздняя зрелость

На последней стадии под названием «поздняя зрелость» происходит значительная по масштабам интеграция, поскольку в эту пору человек пожинает плоды всех предыдущих стадий развития личности. Индивидуум осознает необходимость принять пройденные им дороги как должное и обрести целостность своей личности. Только на этом этапе возникает жизненная мудрость. Бросив взгляд в прошлое, человек может высказать удовлетворение прожитым. А поскольку все жизненные достижения человек теперь понимает как свое продолжение, он перестает бояться смерти.

Если человек недоволен своим опытом и воспринимает жизнь только в качестве цепочки ошибок и утраченных возможностей, он не сможет осознать свою целостность. Изменить что-либо уже невозможно, это раздражает, а потому человек начинает грызть себя изнутри и в итоге впадает в отчаяние.

Этапы развития личности

эпигенетическая теория, стадии развития личности: VIKENT.

RU

Название теории происходит от греческих слов: «epi» — над, сверх, после и «genesis», что означает происхождение.

Согласно модели Эрика Эриксона, человеческое существование зависит от трёх взаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного.

«Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня  психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности.

Задача младенческого возраста — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения.

Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

Задача «игрового» (дошкольного) возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

В период обучения в школе встаёт новая задача — формирование трудолюбия и умения  обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в  понимании собственного «Я» […]

Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Психология развития. Словарь / Под ред. А.Л. Венгера, М., «Пер’сэ», 2005 г., с. 45-46.

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»

Жизненная стратегия творческой личности Г.С. Альтшуллеру

Стадии развития Эриксона — теории обучения

• Теории развития ребенка, теории идентичности, теории и модели обучения • 1

Теория восьми стадий личности и психосоциального развития.

Эрик Эриксон, немецкий психоаналитик, находящийся под сильным влиянием Зигмунда Фрейда, исследовал три аспекта идентичности: эго-идентичность (я), личную идентичность (личностные идиосинкразии, которые отличают человека от другого, социальную/культурную идентичность (набор социальных ролей). человек может играть) [1] .

Содержание

Участники
Ключевые концепции
Ресурсы и ссылки

Участники

  • Эрик Эриксон (1902–1994)

Ключевые понятия

Психосоциальная теория развития Эриксона рассматривает влияние внешних факторов, родителей и общества на развитие личности от детства до взрослой жизни. Согласно теории Эриксона, каждый человек должен пройти через серию из восьми взаимосвязанных стадий на протяжении всего жизненного цикла [2] .

1. Младенчество: от рождения до 18 месяцев

Основное доверие или недоверие – надежда

В течение первого или второго года жизни основное внимание уделяется способности матери и отца воспитывать и заботиться о ребенке, особенно в Условия визуального контакта и прикосновения. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем должным образом заботятся и с ним обращаются. Если ребенок не испытывает доверия, у него может развиться неуверенность, бесполезность и общее недоверие к миру.

2. Малыш/ранний детский возраст: от 18 месяцев до 3 лет

Самостоятельность или стыд – воля

Второй этап происходит в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе у ребенка есть возможность повысить самооценку и самостоятельность, поскольку он или она осваивает новые навыки и различает правильное и неправильное. Ухоженный ребенок уверен в себе, ведет себя скорее с гордостью, чем со стыдом. В это время у «ужасных двоек» могут проявиться и неповиновение, истерики, упрямство. Дети, как правило, уязвимы на этом этапе, иногда чувствуя стыд и низкую самооценку из-за невозможности освоить определенные навыки.

3. Дошкольник: от 3 до 5 лет

Инициатива против чувства вины – цель

В этот период мы испытываем желание копировать взрослых вокруг нас и проявлять инициативу в создании игровых ситуаций. Мы придумываем истории с Барби и Кеном, игрушечными телефонами и миниатюрными машинками, разыгрывая роли в пробной вселенной, экспериментируя с образцом того, что, по нашему мнению, значит быть взрослым. Мы также начинаем использовать это замечательное слово для исследования мира — «ПОЧЕМУ?»

В то время как Эриксон находился под влиянием Фрейда, он преуменьшал значение биологической сексуальности в пользу психосоциальных особенностей конфликта между ребенком и родителями. Тем не менее, он сказал, что на этом этапе мы обычно вовлекаемся в классическую «Эдипову борьбу» и разрешаем эту борьбу посредством «социальной ролевой идентификации». Если мы разочарованы естественными желаниями и целями, мы можем легко испытать чувство вины.

Самые значимые отношения с основной семьей.

4. Школьный возраст Ребенок: от 6 до 12 лет

Трудолюбие против неполноценности – компетентность

На этом этапе, часто называемом латентным, мы способны учиться, создавать и реализовывать множество новых навыков и знаний, тем самым развивая чувство промышленности. Это также очень социальная стадия развития, и если мы испытываем неразрешенные чувства неадекватности и неполноценности среди наших сверстников, у нас могут быть серьезные проблемы с точки зрения компетентности и самооценки.

Поскольку мир немного расширяется, наши самые важные отношения связаны со школой и районом. Родители больше не являются полными авторитетами, какими они были когда-то, хотя они по-прежнему важны.

5. Подросток: от 12 до 18 лет

Идентичность и смешение ролей – верность

До этой пятой стадии развитие зависит от того, что делается с человеком. На данный момент развитие теперь зависит в первую очередь от того, что человек делает. Подросток должен изо всех сил пытаться обнаружить и найти свою собственную идентичность, ведя переговоры и борясь с социальными взаимодействиями и «приспосабливаясь», развивая чувство морали и правильное от неправильного.

Некоторые пытаются отсрочить вступление во взрослую жизнь и уйти от ответственности (мораторий). Те, кто не справляется с этой стадией, как правило, испытывают путаницу ролей и потрясения. Подростки начинают развивать сильную привязанность и преданность идеалам, делам и друзьям.

6. Молодые люди: от 18 до 35 лет

Близость и солидарность или изоляция – любовь

В юношеском возрасте люди склонны искать общения и любви. Некоторые также начинают «осесть» и заводить семьи, хотя, похоже, в последние годы их отбросили еще дальше.

Молодые люди стремятся к глубокой близости и удовлетворительным отношениям, но в случае неудачи может возникнуть изоляция. Значимые отношения на этом этапе связаны с супругами и друзьями.

7. Средний возраст Взрослый: от 35 до 55 или 65 лет

Созидание против самопоглощения или стагнации – забота

Карьера и работа являются наиболее важными вещами на этом этапе, наряду с семьей. Середина взрослой жизни — это также время, когда люди могут взять на себя большую ответственность и контроль.

На этом этапе работа над установлением стабильности и идеи Эриксона о генеративности — попытка создать что-то, что изменит общество. На этом этапе распространенными страхами являются бездеятельность и бессмысленность.

На этом этапе могут произойти серьезные жизненные сдвиги. Например, дети уходят из семьи, карьера может измениться и так далее. Некоторые могут бороться с поиском цели. Значимые отношения – это отношения в семье, на рабочем месте, в местной церкви и других сообществах.

8. Поздний взрослый: от 55 или 65 до смерти

Целостность против отчаяния – Мудрость

Эриксон считал, что большая часть жизни готовится к стадии среднего взросления, и последняя стадия требует больших размышлений. Став пожилыми людьми, некоторые могут оглядываться назад с чувством целостности, то есть удовлетворенности и удовлетворения, прожив значимую жизнь и внося ценный вклад в общество. У других может быть чувство отчаяния на этом этапе, когда они размышляют о своем опыте и неудачах. Они могут бояться смерти, пытаясь найти цель своей жизни, задаваясь вопросом: «В чем смысл жизни? Стоило ли это?»

Дополнительные ресурсы и ссылки

Ресурсы

  • Завершенный жизненный цикл (расширенная версия): собственная хорошо написанная книга Эриксона, которая объясняет этапы и кризис идентичности непосредственно из первых рук.
  • Справочник по теории и исследованиям идентичности [набор из 2 томов]: этот впечатляющий справочник привносит «единство и ясность в разнообразную и разрозненную литературу». представление точек зрения многих различных теоретических школ и эмпирических подходов: психологии (например, нарративной, теории социальной идентичности, неоэриксоновской теории) и других дисциплин (например, социологии, политологии, этнических исследований).

Ссылки

  1. Эриксон, Э. Х. (1994). Идентичность: Молодость и кризис (№ 7). WW Нортон и компания.
  2. Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество. WW Нортон и компания.
[цитировать]
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!

Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF с обзорами и руководствами на этом сайте без рекламы?

Загрузите официальную версию Learning Theory In Plain English 9Электронная книга 0123 (Том 1 из 2) мгновенно

39,95 $ 9,95 $!

Получить электронную книгу

Скидка на премиум-членство!

Новогодняя акция: Скидка 30% на Премиум-членство!

Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!

Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 декабря 2023 г.

Разблокируйте доступ для участников!

Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры

и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.

Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.

Полезные загрузки
  • Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2

    Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.

    9,95 $
  • Теории обучения на простом английском, том. 2 из 2

    Получите официальную электронную книгу Learning Theory in Plain English, том 2 из 2. Эта электронная книга содержит вторую половину руководств и резюме.

    8,95 $
  • Лучшие ледоколы Том. 1

    Электронная книга лучшего руководства по ледокольной деятельности с подробными пошаговыми инструкциями, шаблонами и многим другим. Только лучшие ледоколы для занятий. Отлично подходит для создания командной работы и помогает студентам лучше узнать друг друга! 63 страницы.

    6,94 $
  • Отличные групповые игры! Руководство по активности

    Пошаговые инструкции к лучшим групповым играм, занятиям и ледоколам. Рекомендуется для студентов, лагерей, корпоративных встреч, семейных встреч и многих других мест. Более 300 страниц в файле PDF для печати и БЕЗ рекламы!

    5,95 $
  • Теории обучения Печатные карточки для изучения

    Хотите быстрый способ запомнить и изучить теории обучения? Получите печатные карточки для изучения теорий обучения! Набор из 80 карточек с теориями и моделями обучения.

    Цветовая маркировка по категориям, готовые к печати в двойном размере. Приблизительно 9 карточек на печатном листе (18 листов, лицевая и оборотная стороны). Отличный инструмент для учебы!

    1,97 $

Краткий обзор восьми стадий развития Эриксона

Эрик Эриксон опубликовал книгу Детство и общество, , в которой он описал восемь стадий психосоциального развития и определил возраст, в котором, по его мнению, проблемы были наиболее критическими.

В 1950 году Эрик Эриксон опубликовал книгу Детство и общество, , в которой он описал восемь стадий психосоциального развития и определил возраст, в котором, по его мнению, проблемы были наиболее критическими. Эриксон отмечал, что на каждом этапе человек сталкивается с проблемой или, по определению Эриксона, с «психосоциальным кризисом».

Хотя слово «кризис» обозначает некоторый уровень опасности или дисфункции, Эриксон использует этот термин в более дарвиновском смысле: человека подталкивают к росту и адаптации. Он предположил, что на каждом этапе люди должны преодолевать экологические, биологические и социальные силы (отношения).

Благоприятный исход на каждом этапе создавал то, что он называл «добродетелью» или силой. Неполный или отрицательный результат на этапе, вероятно, повлияет на будущие этапы и усложнит функционирование человека по мере его продвижения по жизненному циклу. Эриксон признал, что человек может работать над решением этих проблем или возвращаться к ним на протяжении всей своей жизни.

Каждый «психосоциальный кризис» представлен как один против другого. Эриксон описал, что успех на этапе больше связан с балансированием обеих сторон уравнения, а не с достижением одной или другой. Например, человек на стадии 5 должен найти баланс между развитием личности (ценностей, ролей, убеждений) и устранением ролевой путаницы. Эта способность принимать смешение ролей служит позже, когда роли меняются на протяжении всей жизни. Например, когда человек становится партнером в отношениях или родителем. Способность справляться с путаницей ролей позволяет нам успешно адаптироваться к новым ролям.

Даже когда добродетель достигнута, позже она может поставить новые задачи. Например, человек может достичь компетентности. Тем не менее, это может повлиять на идентичность, когда их достижения определяют их идентичность (я есть то, что я делаю, а не я тот, кто я есть). Часто это отражает не столько проблему с этапами идентичности или отрасли, сколько более раннюю стадию, на которой они не смогли успешно пройти. В этом случае компетентность может стать способом адаптации на предыдущем этапе. Например, можно предположить: «Если я могу добиться чего-то сам, мне не нужно доверять другим» (Стадия 1). Когда предыдущий этап не завершен или не решен, человеку, возможно, придется решить этот этап, прежде чем он успешно достигнет успеха на текущем этапе.

Как опекуну или родителю, понимание этих этапов и стратегий позволяет нам распознать, на каком этапе развития находится ребенок, или понять, как события в прошлом могли повлиять на развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *