Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность.
От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого — существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.
Младенец и ребенок
Этапы развития личности младенца:
1. Зарождение как биологическая индивидуальность.
Свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы.
2. Наличие Я, растущего в Я большое.
Младенец — личность, если у него есть Я, растущее в Я большое. Это, к сожалению, бывает не всегда. Смотри Я младенца
3. Формирование самоотношения «Я есть и хочу быть».
Невербально, неосознаваемо, но младенец еще в утробе матери и первые месяцы жизни может по-разному отнестись к себе. Это может быть самоотношение «Я есть и хочу быть» (выбор личности) либо “Я не хочу быть” или “Я не знаю, есть ли я”… Смотри Я младенца
4. Ребенок начинает осознавать себя как отдельное (от мамы и окружающих) и неповторимое «Я».
5. Доверие к миру. (здоровый фон для последующего развития)
Я – ОК, ты – ОК, мир – нравится. Этап Доверие по Эрику Эриксону.
6. Ребенок, когда заявляет о своих желаниях и сильно настаивает на своих потребностях — уже личность.
Личность начинается со своего хочу у ребенка. Хочу, которое он может и смеет проявить и на котором он может настоять. Смотри Кризис трех лет, Хочу и Надо, Этап Самостоятельность по Эрику Эриксону
7. Ребенок становится внутренне социальным.
Ребенок уже не равен своим природным влечениям, может подчинять свои природные влечения социальным нормам.
См. Первое рождение в ст. Личность рождается дважды8. Свобода и предприимчивость.
Ребенок сам себе придумывает занятия. Этап Предприимчивость по Эрику Эриксону
Итог этого этапа развития личности — Человек-ребенок, Иждивенец
Подросток и молодой человек
Этапы развития личности подростка и молодого человека в порядке возрастания требований:
1. Умелость, организованность.
Организованные игры, знакомство с очередностью и последовательностью. Этап Творчество по Эрику Эриксону
2. Самоощущение, самосознание, понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков.
Интерес к собственному внутреннему миру, вопросы себе и о себе.
3. Своеобычность, наличие собственного взгляда и своего стиля.
Умение жить своей головой, принимать собственные решения. Личность здесь — это внутренний стержень в человеке, что выделяет его из его окружения, что противостоит окружению и делает человека сильнее, чем его окружение. То, что делает человека выше генетики и шаблонов.
4. Самостоятельность в решениях, умение справляться с препятствиями и добиваться своего.
Когда считаю себя правым, преодолеваю сопротивление окружающих.
Развитая личность имеет волю — способна стать выше своего непосредственного (сегодняшнего) хочу во имя будущих интересов (это формулируется как Надо). Смотри Хочу и Надо, Воля, Второе рождение личности в ст. Личность рождается дважды
5. Честность, смелость, порядочность.
Это ценностно двухмерный мир: есть Зло, и есть Добро, между ними четкая граница, нужно быть всегда за правду и не врать никогда. Смотри Развитие нравственных ориентиров
6. Умение отстаивать свое мнение, свои права, свое достоинство.
Способность настаивать на своем, когда это свое уважается окружающими. Я — человек, а человека надо уважать!
7. Картина жизни.
Идеал дружбы, любви, семьи, общества. Этап Идентификации личности по Эрику Эриксону
Взрослый человек
Этапы развития личности взрослого человека в порядке возрастания требований:
1. Зрелые отношения. Понимание и опыт, что такое дружба и любовь. Знакомство с Близостью, умение и интерес быть в Близости.
Речь не о сексе (как таковом), а об особых отношениях, где люди близки и дороги друг другу. Смотри Близость. Этап Близость и одиночество по Эрику Эриксону
2. Зрелость как Мужчины (как Женщины).
Мужчина, который состоялся как Мужчина и утвердил свое Я в глазах себя, общества и женщин — личность. Смотри Развитие личности мужчины по Сергею Шишкову.
3. Зрелая заботливость, увязывание своих интересов с интересами других.
4. Зрелость жизненного опыта. Понимание своего жизненного пути. Мудрость.
Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется… Смотри Развитие нравственных ориентиров, Четвертая позиция Знание своих жизненных целей, ответственный выбор своего жизненного пути. Цельность (а не безнадежность) — по Эрику Эриксону
5. Зрелая активность. Умение действовать не потому что, а для того чтобы. Проактивность. Лидерство, Непрерывное развитие.
Умение ставить свои цели, прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Развитая личность — тот, кто действует не потому что, а для того чтобы. Соответственно, тот кто имеет свои цели, может прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Кто действует потому что — массовая личность. Способность непрерывно развиваться, опережая в своем развитии окружающих. Проактивность — обязательная составляющая развитой личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность (массовая личность).
6. Зрелая социальная ответственность.
Взрослый, который оставил след своей жизни в памяти многих — большая личность. Позиция Ангела. Этап Общечеловечность — самопоглощенность по Эрику Эриксону
Выборы
Выборы естественной личности задает не она сама, а ее окружение. Самоопределяющаяся личность делает свои выборы сама.
Выбор направления развития начинается с выбора общей жизненной направленности: Рост и Развитие, Личная жизнь и Семья, Дело и Бизнес. Позднее человек уточняет выбор и выстраивает свою личность под выбранное направление жизни. Смотри Вершина роста и развития личности
Выбор высоты: Потребитель, Творец.
Основные этапы становления личности профессионала
Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2(7) Февраль, 2017
УДК 740
Дата публикации 28.02.2017
Шойимова Шохиста Санакуловна
Shoyimova Shoxista Sanakulovna
Пулатхонова Дильдора Тураходжаевна
Pulatxonova Dildora Turaxodjaevna
Аннотация: В статье рассматривается понятие профессиональное становление, раскрываются этапы профессионального становления личности, определенные стадии развития в сходные возрастные периоды.
Ключевые слова: профессиональное становление личности, стадии профессионального развития, профессионал, уровень становления
Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан, г. Ташкент
Tashkent pediatric medical Institute, Uzbekistan, Tashkent
Abstract: The article discusses the concept of professional development, stages of professional formation of the personality, certain stages of development at similar ages.
Keywords: professional formation of the personality, stage of professional development, professional level of development
Современный этап развития общества характеризуется, тем что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.
В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Зеер рассматривает «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [2, c.35]. К.М.Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом, связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [4. c.34]. Профессиональное становление личности нельзя искусственно оторвать от жизненного пути человека в целом. Большинство людей проходит через определенные стадии развития в сходные возрастные периоды, причем им соответствуют и стадии профессионального развития.
Разработано несколько периодизаций профессионального пути человека (например, Д. Сьюпера, Е.А. Климова, Т. В. Кудрявцева и др.) Профессиональное развитие личности большинство авторов рассматривают как интеграцию по сути двух процессов: развитие личности в онтогенезе, то есть на всем жизненном пути, и профессионализация личности с периода начала профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности. В несколько обобщенном виде это может быть изложено следующим образом:
I.Допрофессиональное развитие:
1. Стадия предыгры («эпоха раннего детства», по Б.Д. Эльконину) – от рождения до 3-х лет, когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2. Стадия игры (период дошкольного детства) – с 3 до 6– 8 лет. Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя…). 3. Стадия овладения учебной деятельностью (период младшего школьного возраста) – с 6–8 до 11 – 12 лет. Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.
II. Развитие в период выбора профессии
4. Стадия оптации (подготовка к жизни и труду, выбор профессии) – с 11 –12 до 14–18 лет. Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется «оптантом». Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, «оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии.
III. Развитие в период профессиональной подготовки и
дальнейшего становления профессионала
5. Стадия профессионального обучения – с 15–18 до 19– 23 лет. это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. 6. Стадия профессиональной адаптации – с 19–21 до 24–27 лет. Приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности. Это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет. 7. Стадия развития профессионала – с 21–27 до 45—50 лет. Совершенствование личностной структуры профессионала, развитие операционных качеств, формирование методов и способов психологического обеспечения трудового процесса, развитие приемов самооценки, саморегуляции, самосовершенствования и т. д.
Это влечет за собой перестройку требований к личности профессионала и сопровождается такими особенностями его развития и становления, которые в определенной степени характерны для 6-й или даже 5-й стадии.
8. Стадия реализации профессионала – с 45–50 до 60–65 лет. Полная или частичная реализация профессионального потенциала, стабилизация основных операционных структур, личностные черты носят, как правило, устойчивый характер, облик личности построен, достаточно хорошо выражена компенсация некоторых психических функций, намечаются признаки снижения активности, корректируются жизненные цели.
9.Стадия спада – с 61–66 и более лет. Прогрессивное снижение профессиональной активности или сужение ее сферы, угасание многих профессиональных интересов, перестройка жизненных установок, изменение ценностных ориентации, возникновение противоречий между функциональными возможностями личности и намерениями, желаниями, ближайшими целями, ухудшение функционального состояния (болезни, расстройства), резко меняющее жизненную направленность. [1, с.130-132].
К.М.Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала [4, с.37].
В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина):
- Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:
— адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;
— профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;
— стимулирование различных форм самостоятельности и активности;
-формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;
— принятие субъект-субъектных взаимоотношений;
— нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.
- Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:
— развитие потребности в профессиональной реализации;
— актуализация познавательной рефлексии;
— овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;
— развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;
— развитие мышления, понимания.
- Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:
— развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;
— поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;
— выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.
- Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:
— субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;
— умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;
— усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;
— систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;
— нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— полная готовность к профессиональной деятельности [5, с. 59].
Т.В.Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
- Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.
- Профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия – это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.
- Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
- Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством всё большую привлекательность приобретает сама деятельность [2, с.16].
Анализ использованной психологической литературы доказывает неравномерность этапов профессионального становления личности, обозначая ее как индивидуальную траекторию профессионального роста. Таким образом, можно сделать вывод, что успешность профессионального становления определяется следующими показателями:
— активность личности;
— фактор осознанности себя как профессионала;
— способность к саморазвитию;
— наличие профессионально важных качеств и способностей;
— ценностно-смысловые отношения к профессиональной деятельности;
-творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
— профессиональная компетентность;
— готовность преодоления напряженной ситуации, успешного выполнения поставленной задачи.
Список литературы
1. Бодров В.А.. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ – 511 с – (Современное образование).. 2001
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности// Психологический журнал. 1997. № 6. с.35 – 44.
3. Климов А.Е. Введение в психологию труда. – М., 1998.
4. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов,1991.135с.
5. Психология и педагогика / Под ред.: К.А. Абульханова – Славская, Н.В. Василина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин. М., 1988. 305 с.
← Предыдущая статьяВлияние особенностей темперамента студентов на поведение в конфликтных ситуациях
Следующая статья →Психологические барьеры в профессионально – педагогическом общении
Расскажите о нас своим друзьям:
Психология формирования личности
Личность — это то, о чем люди склонны много думать. Когда мы знакомимся с новыми людьми, будь то на работе, в школе или на общественных мероприятиях, мы часто сразу же сосредотачиваемся на их личности. Хороши ли они, полезны, общительны или застенчивы — это лишь некоторые из вещей, которые мы оцениваем, когда оцениваем окружающих нас людей.
Что такое развитие личности?
Именно наша личность делает нас такими, какие мы есть, но как именно формируется наша личность? Развитие личности было главной темой, интересующей некоторых из самых выдающихся мыслителей в области психологии. С момента возникновения психологии как отдельной науки исследователи предлагали множество идей, объясняющих, как и почему развивается личность.
Развитие личности относится к тому, как с течением времени появляются организованные модели поведения, составляющие уникальную личность каждого человека. Многие факторы влияют на личность, включая генетику, окружающую среду, воспитание и социальные переменные. Возможно, наиболее важно то, что постоянное взаимодействие всех этих влияний продолжает формировать личность с течением времени.
Ключевые теории
Наша личность делает нас уникальными, но как развивается личность? Как именно мы становимся теми, кто мы есть сегодня? Какие факторы играют наиболее важную роль в формировании личности? Может ли личность измениться?
Чтобы ответить на этот вопрос, многие видные теоретики разработали теории, описывающие различные ступени и этапы, встречающиеся на пути развития личности. Следующие теории сосредоточены на различных аспектах развития личности, включая когнитивное, социальное и моральное развитие.
Стадии психосексуального развития Фрейда
Зигмунд Фрейд не только является одним из самых известных мыслителей в области развития личности, но и остается одним из самых противоречивых. В своей хорошо известной теории стадий психосексуального развития Фрейд предположил, что личность развивается поэтапно, что связано с конкретными эрогенными зонами. Он предположил, что невыполнение этих этапов приведет к проблемам с личностью во взрослой жизни.
Структурная модель личности Фрейда
Фрейд не только теоретизировал о том, как личность развивалась в детстве, но также разработал структуру общей структуры личности. Согласно Фрейду, основная движущая сила личности и поведения известна как либидо. Эта либидинозная энергия подпитывает три компонента, составляющих личность: Ид, Эго и Супер-Эго.
id — это аспект личности, присутствующий при рождении. Это самая основная часть личности, которая побуждает людей удовлетворять свои самые основные потребности и побуждения.
Эго — это аспект личности, которому поручено контролировать побуждения Ид и заставлять его вести себя реалистично.
Суперэго является последним аспектом развития личности и содержит все идеалы, мораль и ценности, пропитанные нашими родителями и культурой. Эта часть личности пытается заставить эго вести себя в соответствии с этими идеалами. Тогда Эго должно быть посредником между первичными потребностями Ид, идеалистическими стандартами Супер-Эго и реальностью.
Концепция Фрейда об ид, эго и суперэго получила известность в массовой культуре, несмотря на отсутствие поддержки и значительный скептицизм со стороны многих исследователей. Согласно Фрейду, именно три элемента личности работают вместе, создавая сложное человеческое поведение.
Этапы психосоциального развития Эриксона
Восьмиэтапная теория человеческого развития Эрика Эриксона — одна из самых известных теорий в психологии. В то время как теория основывается на стадиях психосексуального развития Фрейда, Эриксон решил сосредоточиться на том, как социальные отношения влияют на развитие личности. Теория также выходит за рамки детства и рассматривает развитие на протяжении всей жизни.
На каждой стадии психосоциального развития люди сталкиваются с кризисом, в ходе которого необходимо выполнить задачу. Те, кто успешно завершает каждый этап, выходят с чувством мастерства и благополучия. Те, кто не разрешает кризис на каждом этапе, могут бороться с этими навыками до конца своей жизни.
Стадии когнитивного развития Пиаже
Теория когнитивного развития Жана Пиаже остается одной из наиболее часто цитируемых в психологии, несмотря на то, что подвергается серьезной критике. Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытания временем, центральная идея остается важной и сегодня: дети думают иначе, чем взрослые.
Согласно Пиаже, дети проходят серию из четырех стадий, отмеченных характерными изменениями в их образе мышления. То, как дети думают о себе, других и окружающем мире, играет важную роль в формировании личности.
Стадии нравственного развития Кольберга
Лоуренс Кольберг разработал теорию развития личности, которая сосредоточена на росте нравственного мышления. Опираясь на двухэтапный процесс, предложенный Пиаже, Кольберг расширил теорию, включив в нее шесть различных этапов.
Теория подвергалась критике по целому ряду причин. Одна из основных критических замечаний заключается в том, что она не учитывает в равной степени представители разных полов и культур. Теория Кольберга остается важной для нашего понимания того, как развивается личность.
Личность включает в себя не только врожденные черты, но и развитие когнитивных и поведенческих моделей, которые влияют на то, как люди думают и действуют. Темперамент является ключевой частью личности, которая определяется унаследованными чертами.
Характер — это аспект личности, находящийся под влиянием опыта, который продолжает расти и меняться на протяжении всей жизни. В то время как личность продолжает развиваться с течением времени и реагировать на влияния и жизненный опыт, большая часть личности определяется врожденными чертами и опытом раннего детства.
Кендра Черри
Развитие личности: возраст 0–2
В течение младенчества и ясельного возраста дети легко привязываются к другим. Подростки обычно формируют свои первоначальные первичные отношения со своими родителями и другими членами семьи. Поскольку младенцы полностью зависят от опекунов в еде, одежде, тепле и уходе, Эрик Эриксон определил, что главная задача детей на этом первом психосоциальном этапе жизни — научиться доверять своим опекунам. По мере того как они формируют отношения и развивают организованное самоощущение, первые несколько лет жизни детей закладывают основу как для непосредственного, так и для последующего психосоциального развития, включая появление просоциального поведения, или способности помогать, сотрудничать и делиться с другими.Личность включает в себя те устойчивые психологические характеристики, которые делают каждого человека уникальным. И дети, и взрослые проявляют личность черты (долгосрочные характеристики, такие как темперамент) и состояния (изменчивые характеристики, такие как капризность). В то время как продолжаются серьезные споры о происхождении и развитии личности, большинство экспертов сходятся во мнении, что черты личности и состояния формируются в раннем возрасте. Сочетание наследственных, психологических и социальных влияний, скорее всего, ответственно за формирование личности.
Младенцы обычно эгоцентричны, или эгоцентричны и в первую очередь озабочены удовлетворением физических желаний, таких как голод.
По Фрейду, слишком слабая или слишком сильная стимуляция определенной эрогенной зоны (чувствительной области тела) на определенной психосексуальной стадии развития приводит к фиксация (буквально застревание) на этом этапе. Возможна множественная фиксация на нескольких этапах. В случае младенцев фиксация на оральной стадии порождает черты взрослой личности, сосредоточенные вокруг рта. Оральные привычки взрослых могут принимать форму переедания, употребления алкоголя и курения. Взрослые особенно склонны к регрессу к такому детскому поведению фиксации во время стресса и расстройства.
После Фрейда теоретики предложили дополнительные взгляды на развитие личности младенцев. Возможно, наиболее важным из этих событий является 9 Мелани Кляйн.0073 теория объектных отношений . По Кляйн, внутреннее ядро личности проистекает из ранних отношений с матерью. В то время как Фрейд предполагал, что страх ребенка перед могущественным отцом определяет личность, Кляйн предположил, что потребность ребенка в сильной матери важнее. Другими словами, основное человеческое стремление ребенка состоит в том, чтобы вступать в отношения с другими, и первые отношения, которые ребенок устанавливает, обычно устанавливаются с матерью.
Почему фраза «объектные отношения»? Почему Клейн использовал слово «объект», а не «человек»? После интенсивного наблюдения и изучения многих детей Кляйн предположил, что младенец привязывается к объекту, а не к человеку, потому что младенец не может полностью понять, что такое человек. Ограниченная перспектива младенца может обрабатывать только развивающееся восприятие того, что такое человек.
В этой теории объектных отношений младенец взаимодействует с матерью, в основном во время зрительного контакта и кормления грудью. Затем младенец усваивает образ матери — хороший или плохой, — который может отражать, а может и не отражать то, какой на самом деле является мать. В конце концов, в ходе сложного психологического процесса приспособления к потере и разлуке ребенок учится различать себя и объект на самом базовом уровне. Если все идет хорошо, психологически здоровый ребенок способен различать хорошее и плохое, себя и объект. Если все идет не так, ребенок не может принять хорошие и плохие стороны себя и матери; ребенок может быть не в состоянии отделить представление о плохой матери от хорошего себя.
Согласно теории объектных отношений, девочки лучше психологически приспособлены, чем мальчики. Девочки становятся продолжением своих матерей; в результате девочкам не нужно разлучаться со своими матерями. С другой стороны, мальчики должны отделиться от своих матерей, чтобы стать независимыми. Эта точка зрения противоречит теории Фрейда, согласно которой у мальчиков развивается более сильное суперэго (совесть), чем у девочек, потому что у мальчиков есть пенисы, а у девочек нет. Согласно Фрейду, его теория супер-эго подтверждает, почему мальчики легче решают свои проблемы.0073 Эдипов конфликт (детский сексуальный интерес мужчины к матери с сопровождающейся агрессией по отношению к отцу), чем девочки Конфликт Электры (детский сексуальный интерес женщины к отцу с сопутствующей агрессией по отношению к матери).