Этапы восприятия в психологии: Этапы восприятия

Этапы восприятия

12Следующая ⇒

По видам деятельности.

2.2.2.6.1. Художественное.

2.2.2.6.2. Естественно-научное (техническое).

2.2.2.6.3. Музыкальное.

2.2.2.6.4. Гуманитарное.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются и в результате возникают сложные виды восприятий.

Например, восприятие информации на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие[YUN1].

 

2.2.3. Операции восприятия.

Обнаружение – начальная фаза развития любого сенсорного процесса, на ней субъект может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул.

Различение – сначала происходит формирование перцептивного[11] образа эталона, а когда он сформирован, происходит осуществление опознавательного действия.

Идентификация — отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.

Опознание — включает отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

 

2.2.4. Свойства восприятия.

1. Целостность – внутренняя взаимосвязь частей и целого в образе.

Проявляется в: объединении разных элементов в целом; независимость образования целого от качества составляющих его элементов.

2. Константность – мы воспринимаем окружающие предметы, как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п., независимо от условий восприятия.

3. Структурность – мы воспринимаем обобщенную структуру из ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4. Осмысленность – связано с пониманием сущности предметов.

5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

6. Обобщенность – отнесение образа к некоторому классу объектов.

7. Предметность – объект воспринимается как обобщенное в пространстве и времени отдельное физическое тело, отнесенное к определенному классу.

8. Проекция – отнесенность предметного образа к реальному миру.

9. Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности воспринимающего, его прежнего опыта, интересов, эмоционального состояния, что сказывается на полноте, точности, эмоциональной насыщенности восприятия.

1.

Выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту.

2. Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории.

4. Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

5. Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

 

2.2.6. Особенности восприятия информации.

1. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным.

2. Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что это стресс. Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

3. Задавая вопрос, следите за глазами, когда человек отвечает. Как правило, если отводит глаза в сторону, значит, вспоминает, чтобы сказать правду. Важно, в какую сторону. Смотрите схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

 

4. Когда человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи. А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос, сообщает. Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

 

2.2.6.1 Психологические особенности восприятия учебной информации.

Восприятие читаемой информации зависит от:

12Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Восприятие: законы организации и свойства

Человек постоянно получает информацию о каких-то ситуационных моментах. Рассмотрим вопрос о ее преобразовании в цельное и осмысленное. В психологии существуют основные закономерности организации восприятия, выделенные учеными путем проведения многочисленных экспериментов. Некоторые закономерности могут быть проявлены не только при восприятии, но и при механизмах общения, взаимодействия.

Основные закономерности перцепции

Первый закон восприятия гласит о том, что любой предмет или образ воспринимается человеком как фигура, возникающая на определенном фоне. Человеческий мозг выстраивает структуру сигналов так, что всё, имеющее значение, выстраивается как фигура, то есть ясно и отчетливо осознается. Человек может описать, что он воспринимает посредством слуха, зрения, тактильного контакта.

Понятия фигуры и фона относительны. При переключении внимания фон может быть воспринят как фигура и наоборот. Приведем пример двойственных изображений, где фигура и фон меняются местами. В приведенном ниже рисунке можно увидеть два профиля черного цвета на белом фоне или вазу белого цвета на черном фоне.

Рисунок 1. Иллюстрация двойственности изображения Э. Рубина

Это свойство относится не только к зрению, но и к другим чувствам. При общем шуме в аудитории, вдруг кто-то произносит вашу фамилию, она мгновенно становится фигурой на фоне шума. Присутствие аромата духов среди группы курильщиков тоже фигура. То есть фигурой является то, что имеет для человека смысловую нагрузку и связано с его прошлым опытом или ожиданиями, намерениями и желаниями.

Данный закон применим при восприятии человека на фоне других людей, на социальном фоне. Образ формируется в зависимости от того, на фоне каких людей воспринимается человек, их поведения, внешнего вида. А.Маслоу, психолог, родоначальник гуманистической психологии, проводил эксперименты, доказывая это положение. Они связаны с перцепцией прекрасного и отталкивающего.

Пример 1

Он показывал испытуемым фотографии обычных людей, но сняты они были в неприглядной, иногда, страшной обстановке. Испытуемые характеризовали их как психотиков, параноиков или преступников.

Это доказывает то, что в уродливом окружении, люди воспринимаются в соответствии с этим окружением как плохие, неприглядные.

Второй закон восприятия гласит о целостности, которая проявляется в том, что человеческий мозг сводит отдельные фрагменты в фигуру, имеющую простой или полный контур. Предмет, музыка, фраза, представленные в виде отдельных фрагментов, будут собираться мозгом в одно целое, то есть будет происходить добавление частей, которых не хватает. Когда формируется образ другого человека, он достраивается, если не хватает информации для создания его полного образа, информация додумывается.

Третий закон восприятия гласит о влиянии на восприятие ожиданий и предположений. Ведь мир воспринимается человеком, в зависимости от своих ожиданий. При проведении исследований испытуемым предложили изображение, которое одинаково может быть воспринято как цифра 13 и как буква В. Если этот знак появлялся в числовом ряду, все воспринимали его как цифру 13, если в буквенном ряду, как букву В. То есть, человек воспринимает информацию так, как ожидает. Это относится не только к предметам, но и к восприятию других людей, информации. Человек строит образ партнера по общению после телефонного звонка. Он придумывает его внешность, приписывает ему качества, которых ждет. При встрече выясняется соответствует партнер его ожиданиям или нет.

Свойства восприятия

Для ситуаций общения важны такие свойства восприятия как активность, константность, контекстность, осмысленность, апперцептивность.

Активность. Когда наше внимание сосредоточено только на одном стимуле или группе объединенных стимулов, они воспринимаются активно, остальные объекты окружающего мира являются фоном и не находят активного отражения в нашем сознании.

Константность. У человека присутствует понимание мира как явления организованного, постоянного и неизменного. Например, белая бумага воспринимается как белая даже при свете луны, отблесках огня. Если смотреть на велосипедное колесо под углом, то человеческий глаз видит эллипс, но воспринимается оно все равно как круглое. На константность влияет прошлый опыт. При общении это свойство проявляется постоянно, образ человека константен. Человек может меняться в зависимости от возраста или условий, а восприниматься он будет все равно в соответствии с тем образом, который сложился.

Контекстность. На процесс восприятия всегда влияет какой-то контекст. Ни один акт поведения, ни одна мыслительная операция не происходит в физическом и психологическом вакууме. В процессе общения важна ситуация, в которой взаимодействуют партнеры.

Осмысленность. Восприятие имеет тесную связь с общением, языком. Сознательно воспринимающийся предмет выделяется, мысленно называется, то есть относится к конкретной группе, классу, разряду, связывается с определенной словоформой, осуществляется осознанный поиск наиболее приемлемого толкования. Далее, имеющиеся данные определяют ситуацию, и человек определяет место для себя в этой ситуации. Восприятие образа человека осмысленно. Через слова, которыми обозначают воспринимаемого (учитель, врач, художник, больной, клиент) в его образ включаются знания общего характера о данной групповой принадлежности, которые сложились в процессе жизнедеятельности.

Апперцептивность. Восприятие зависит от общего содержания психической жизни. Важна роль предшествующего перцептивного опыта, так как особенности восприятия вытекают как раз из практического и жизненного опыта человека. Человеческая деятельность неотделима от процесса восприятия. Восприятие зависит не только от раздражителя, характера и степени раздражения, но и от субъекта. Восприятие принадлежит не глазу и уху, а конкретному человеку. На точность и ясность восприятия, влияют иллюзии (эффекты) перцепции и личностные особенности индивида: знания, мотивации, интересы, установки, эмоции.

Стадии восприятия

Стадии или фазы перцепции сменяют друг друга: обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все фазы сохраняются в процессе общения, благодаря им, обеспечивается адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешнего информационного контура. Участники общения формируют чувственный опыт. Например, избирательность восприятия позволяет выделить наиболее важные ситуативные моменты. Структурность дает возможность воспринимать ситуацию в определенном порядке. Апперцептивность позволяет увязывать воспринимаемую информацию с опытом и декодировать ее.

Подпороговое восприятие

При исследовании ощущений установлена необходимость достижения вызывающим сигналом определенной величины, чтобы возникло действие раздражителя на органы чувств. Такая величина носит название абсолютного нижнего порога ощущения или порога чувствительности.

Сигнал, поступивший из внешнего мира, должен преодолеть физиологический порог для того, чтобы быть воспринятым. На сознательном уровне воспринимаются не все сигналы, преодолевшие физиологический порог. Сознательное опознание наступит только в том случае, если будет превышен третий порог – порог восприятия.

Физиологический порог может изменяться только с возрастом, вообще, это явление генетическое. А порог восприятия может изменяться в зависимости от уровня бодрствования мозга, внимания мозга к сигналу, преодолевшему физиологический порог.

Информация, остающаяся за порогом восприятия, попадает в зону чувствительности, в которой возбуждающиеся рецепторы не передают сообщение сознанию. Существует гипотеза о том, что в подсознательной зоне сигналы обрабатываются какими-то системами человеческого мозга. Эти сигналы синтезируются в неосознаваемые образы и составляют резерв – хранилище спонтанно возникших образов и свободных ассоциаций. Они проявляются в сновидениях, проявлении интуиции.

Подпороговое восприятие дает возможность организму человека отвечать на поступающие сигналы иначе, чем на сигналы, принятые и оцененные сознанием. Именно эти особенности подпорогового сознания используются в сфере рекламы и воздействии на психику СМИ. Зная особенности подпорогового восприятия, можно повысить коммуникативные навыки. Множество микросигналов (изменение тонуса мышц лица, изменение цвета кожи, вздрагивание ресниц) не доходят до уровня сознания, а сосредотачиваются на уровне подсознания. Их восприятие на подпороговом уровне позволяют интуитивно чувствовать ложь, обман, волнение и выстраивать свое поведение соответственно.

стадий процесса восприятия

Понимание стадий процесса восприятия

ВосприятиеОткрывается в новом окне