Этапы восприятия в психологии: Развитие восприятия: Psychology OnLine.Net

Развитие восприятия | Psylist.net

Словари ↓

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Развитие восприятия. В течение жизни человека восприятие проходит сложный путь развития. Особенно интенсивно Р. в. происходит в первые годы жизни ребенка. При этом в онтогенезе человеческого восприятия решающую роль играют не столько созревание и приспособление врожденных анатомо-физиологических механизмов, сколько усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Возникновение более высоких уровней детского восприятия связано с изменениями в характере детской деятельности, предъявляющей к восприятию все более высокие требования (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Ребенок рождается с относительно высокоразвитой анализаторной системой, с рядом безусловных ориентировочных рефлексов, которые заключаются в установке рецепторных аппаратов, обеспечивающей оптимальное восприятие раздражителей. Уже на протяжении первого полугодия жизни ребенка (1 — 6 месяцев) в условиях правильно поставленного взаимодействия со взрослыми, которое вызывает и организует у ребенка ориентировку на внешние воздействия, в восприятии происходят значительные изменения. Возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой (3 — 5 месяцев). На этой основе возникают интерсенсорные связи между ориентировочными реакциями в различных рецепторных системах (зрительной, слуховой, осязательной). Ведущее место в этих связях принадлежит оральному обследованию объектов, контролирующему их зрительное восприятие. Ребенок начинает воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В 5 месяцев ребенок узнает мать. Восприятие становится предметным. Возраст 6 — 12 месяцев характеризуется быстрым развитием двигательной системы (локомоций и манипулирования). У детей появляется первая форма ведущей деятельности — предметные действия и манипуляции. Предметная деятельность требует константности восприятия которая постепенно и складывается. В свою очередь, основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения органов, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей раннего (1 — 3 года) и дошкольного (3 — 7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1 — 4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции.

Похожие материалы в разделе Словари:

  • Атрофии головного мозга системные
  • Температурная чувствительность
  • Психотерапия
  • Автоматизм
  • Инертность
  • Сенсуализм
  • Виды речи
  • Андропауза
  • Интерференция навыков
  • Проприо(ре)цепторы

Этапы обработки и восприятия информации. — Студопедия

Поделись  

Выделяют 5 главных этапов, основанных на модели информации В.Мак-Гира:

1. Контакт.

2. Внимание.

3. Понимание.

4. Принятие.

5. Запоминание.

Контакт

Внимание

Стимулы Понимание Память

Принятие

Запоминание

Контакт происходит при физическом приближении к раздражителю-стимулу, что активизирует одно или несколько чувств.

Внимание – это направление познавательных ресурсов на поступающий раздражитель-стимул. Оно зависит от личных (индивидуальных) факторов и характеристик стимулов. Личные факторы представляют собой индивидуальные особенности человека, которые влияют на внимание. Характеристики раздражителей – стимулов контролируются и часто используются компаниями в борьбе за внимание потребителей. Это может быть размер, цвет, интенсивность, контраст, новизна и др. Так, повышенная интенсивность – громкий звук, яркий цвет – всегда вызывает повышенное внимание.

Понимание связано с интерпретацией раздражителя. Здесь можно выделить два главных процесса: классификацию и актуализацию. Классификация – это процесс отнесения раздражителя-стимула к определенному классу. Отнесение обязательно базируется на определенных ощущениях и отношениях, которые вызывает данный раздражитель-стимул. Актуализация – это число малых связей, устанавливаемых между раздражителем и жизненным опытом, целями человека. Актуализация обычно осуществляется в форме семантической или вербальной переработки информации. На понимание информации оказывают существенное влияние многие факторы. Условно их можно разделить на личные и характеристики раздражителя.

Принятие информации. Понимание и принятие информации – разные процессы. Аудитория может понимать информацию, но не принимать ее. Принятие информации зависит от степени развитости познавательных реакций. Но бывают ситуации, когда на этот процесс влияет эмоциональность. Эмоциональные реакции вызываются раздражителями-стимулами. Важно отметить, что оптимистичные эмоциональные реакции помогают принятию информации, а негативные мешают. Иными словами, коммуникатору необходимо концентрировать внимание реципиентов на положительных аспектах, связанных с информацией, а не на отрицательных.

Запоминание. На этом этапе происходит перенос интерпретации и аргументов в долгосрочную память. В процессе запоминания участвуют разные системы хранения информации: мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная и генетическая.

Мгновенная информация – это первый этап обработки поступающей информации. С ее помощью мозг удерживает в течение 0,3 – 1 сек. Довольно полную и точную картину, воспринимаемую органами чувств. Затем информация поступает в кратковременную память, где хранится в течение нескольких минут, обобщается, кодируется и передается в промежуточную память. Здесь она хранится до сна. Во время сна информация малыми порциями поступает из промежуточной памяти в кратковременную, которая отключена от внешней среды и ее хранилище свободно. Каждая порция обрабатывается последовательно в две фазы. Первая фаза (период «медленного сна») – логическая обработка, дополнительное обобщение и оценка информации. Вторая фаза (период «быстрого сна») – перевод обработанной информации в определенные участки структуры долговременной памяти, где она связывается с хранящимся материалом. Долговременная память может хранить информацию сколь угодно долго, позволяя ее неоднократно использовать без ущерба для хранения. Более того, долговременная память от повторного обращения к ней только улучшается.

Генетическая информация передается из поколения в поколение через гены. Установлено, что носителем долговременной и генетической информации является одна и та же молекула ДНК. Можно предположить, что информация, поступившая в хранилище долговременной памяти, может генетически передаваться последующим поколениям.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы влияют на внимание?

2. Что следует понимать под актуализацией понимания?

3. Как связаны между собой мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная память?

Основная литература:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004. – С.59-81.

2. Немов Р.С. Общая психология / Р.С.Немов. – СПб.: Питер, 2006.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2003.

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

2. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.



стадий процесса восприятия

Восприятие — это не просто физический или механический акт; люди принимают активное участие в этом процессе. Особенностью восприятия является то, что это личностный процесс, обеспечивающий каждому из нас неповторимый взгляд на мир. Однако он не всегда дает точное представление о мире.

Процесс восприятия вращается вокруг способов, которыми мы выбираем, организуем и интерпретируем информацию, поступающую к нам через наши органы чувств. Таким образом, процесс восприятия происходит в три фазы:

  • выбор,
  • организация и
  • интерпретация.

Три фазы происходят относительно бессознательно и почти одновременно. Мы обсудим каждый по очереди ниже.

1.1 Восприятие включает выбор

Избирательность означает выбор информации. Вокруг вас все время есть сенсорные стимулы — образов, звуков, запахов, текстур — но вы фокусируете свое внимание на очень немногих из них. Например, когда вы глубоко поглощены книгой, маловероятно, что вы услышите тиканье будильника или шум уличного движения на заднем плане. Только когда ваша концентрация теряется, вы обращаете внимание на эти звуки.

Этот феномен часто объясняют, сравнивая органы чувств с приемниками, настроенными на прием всех видов информации, а мозг — с управляющим механизмом, который делает информацию значимой. Первый этап процесса восприятия заключается в том, что из разнообразия информации, получаемой вашими органами чувств, ваш мозг выбирает ту, которая уместна в конкретной ситуации.

На процесс отбора влияют два фактора: избирательное воздействие и избирательное внимание.

  1. Селективное воздействие

    Ключевым фактором нашего взгляда на мир является то, насколько мы открыты для стимулов и переживаний. Из всех сенсорных стимулов, конкурирующих за наше внимание, мы склонны выбирать только те, которые подтверждают нашу систему отсчета — наши существующие отношения, ценности и убеждения. Точно так же мы склонны игнорировать те переживания, которые не соответствуют нашим существующим отношениям, ценностям и убеждениям (см. Gamble & Gamble, 1987).

    Вот почему, например, большинство людей покупают газеты, редакционная политика которых подтверждает их существующие политические взгляды. Они подвергают себя информации, с которой уже согласны, и игнорируют информацию, противоречащую их политическим взглядам. Когда мы общаемся с другими, мы делаем аналогичный выбор, позволяя себе быть открытыми для одних стимулов и исключая другие. Ограничение нашего воздействия на некоторые сообщения или части сообщений может привести к неточному восприятию того, что происходит вокруг нас.

  2. Избирательное внимание

    Понятие, связанное с избирательным воздействием, называется избирательным вниманием .

    Внимание выбора описывает, как мы видим то, что хотим видеть, и слышим то, что хотим слышать. Помимо физических ограничений наших чувств (таких как проблемы со слухом или зрением), факторами, влияющими на избирательное внимание, являются наши интересы и потребности .

    Если вы интересуетесь, например, футболом (ставки на спорт), вы услышите всю статистику, представленную во время спортивной радиотрансляции, тогда как тот, кто не интересуется, может услышать только звук голоса вещателя.

    Водителю автобуса, в который вы садитесь, необходимо обращать внимание на светофоры, пешеходов и другие транспортные средства, тогда как вы, пассажир, можете не знать об этих достопримечательностях, так как вам не нужно их замечать.

    Аналогичный процесс происходит при общенииОткрывается в новом окне