Особенности чувств и эмоций: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций в психологии

1. Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции

Тема 5. Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования

Вопросы:

1.Эмоции и чувства, их природа, особенности и основные функции.

2.Виды эмоций.

3.Управление эмоциями.

4.Воля.

5.Психические состояния и образования.

Литература:

основная – 8,с.239-259;13,с.123-141;18,с.424-461

дополнительная – 1,2,5,9,10,19,27,30,31.

Взаимодействуя с окружающим миром, познавая и изменяя его, человек не является бесстрастным автоматом и созерцателем. Действуя, он переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. В познании проявляет себя отношение, которое в свою очередь есть результат познания. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Процессы познания и эмоциональные процессы связаны и дополняют друг друга.

Эмоции и чувства – взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности.

Эмоциями считают более простые, непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, удивление, радость) на какие-то внешние его особенности.

По мнению некоторых авторов эмоции сохранились и развились у человека в ходе эволюции психики именно потому, что они помогают ему успешно ориентироваться в информационно неопределенной среде. Когда человек не располагает достаточной информацией для рациональной оценки ситуации, возникающее переживание помогает оценить её по принципу: «Да» – «Нет», т.е., возникающие положительные эмоции как будто говорят ему «Да» или «Ситуация не опасна», а отрицательные «Нет» или «Здесь что-то не так».

Чувство – это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, они могут продолжаться месяцы и даже годы. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер (например, испытываемое человеком

95

чувство любви может стать причиной появления многих ситуативных эмоций: гордости любимым человеком, огорчения из-за его неудач, страха и т.п.).

Эмоции можно охарактеризовать следующими признаками. Во-первых, в отличие от других познавательных процессов, например, восприятия, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. имеют положительный или отрицательный знак, например: радость – печаль.

Следовательно, можно сказать, что эмоции – это психологические про-

цессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

При этом эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое человек производит, или воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам.

Эмоциональная жизнь человека наполнена разнообразным содержанием: эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям (надежда, разочарование). Характер и динамика ситуативных эмоций определяется как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются.

Эмоции и чувства выполняют две основные функции: сигнальную и регулятивную. Во-первых, они есть сигналы о том, что из происходящего в мире имеет значение для конкретного человека, что имеет отношение к его потребностям. И действительно, все, что не значимо для человека, не вызывает у него никаких чувств и эмоций. Во-вторых, эмоции и чувства выполняют еще и регулятивную функцию, т.е., они определяют в известной мере поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами человеческой деятельности, порождая влечения, стремления к представляемой и мыслимой цели.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

•эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги

ворганизме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для человека, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и восстановительных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться;

•знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оценивается как негативное. Положительные эмоции побуждают действия поддержки позитивного события, отрицательные – побуждают действия, направленные на устранение контакта с негативным событием;

96

• степень контроля эмоции. Различают два состояния: сильного эмоционального возбуждения (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняется ориентация и контроль, и крайнего возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональные процессы-переживания всегда сопровождаются у человека рядом непроизвольных и сознательных движений и отражаются в его мимике, жестикуляции, изменениях голоса, ряде физиологических реакций: сердцебиении, изменении дыхания, сужении или расширении кровеносных сосудов и т.п.

Эмоции человека различаются степенью осознанности, достаточно часто причины возникающих переживаний осознаются недостаточно отчетливо, либо совсем не осознаются. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что эмоции являются инте-

гральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (например, страха, гнева, радости и др.), и сопровождающиеся неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов (работе сердца, дыхании, сужении или расширении кровеносных сосудов, выбросе определенных гормонов и т.

п.), а также специфическими двигательными реакциями (мимикой, жестикуляцией и др.)

Эмоции и чувства субъективны, они не могут возникнуть и существовать вне определенного субъекта.

Эмоции бывают стеническими и астеническими. Стенические отличаются действенностью, они побуждают человека к поступкам, увеличивают напряжение сил, активизируют организм, поднимают настроение. Астенические эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, они расслабляют человека, подавляют его активность.

Особенности эмоций и чувств человека обобщены и приведены в виде схемы на рис. 5.1, а основные характеристики эмоций – на рис. 5.2

Эмоции и чувства человека имеют общественно-историческую природу. Это означает, что у человека они связаны с его многочисленными потребностями, которые развиваются и изменяются в ходе общественно-исторического развития.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Эмоции испытывают и животные, но у них они непосредственно обусловлены естественными потребностями и связаны с инстинктами. У человека различные направления общественно-трудовой деятельности продолжают или развивают различные направления и стороны эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие общественных межчеловеческих отношений порождает моральные чувства. Выделение из практической деятельности теоретической порождает интеллекту-

97

альные чувства (любознательность, любовь к истине), в процессе создания произведений искусства и восприятия их формируются эстетические чувства.

Особенности эмоций и чувств

Чувства и эмоции взаимосвязаны, взаимообусловлены, но не равнозначны.

Одно и тоже чувство человек может переживать по-разному.

Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию.

Например, чувство ответственности может переживаться в виде:

•радости за успех порученного дела,

•беспокойства в случае затруднений,

•стыда в случае его провала и т. д.

Чувства и эмоции относительно независимы от воли человека.

Особенностью эмоций и чувств является их «иррадиация».

Для эмоций и чувств характерна амбивалентность(двойственность) переживаний.

Возникновение и исчезновение эмоций и чувств не зависит от желания и воли человека.

Иррадиация эмоций и чувств проявляется в их распространении на все, что связано с объектом наших чувств.

Амбивалентность состоит в том, что один и тот же объект в одно и тоже время вызывает противоречивые переживания, обычно это связано с тем, что отдельные особенности сложного объекта поразному влияют на потребности и ценности человека.

 

Очень

часто высшие

 

 

чувства

вступают в

 

6

конфликт с теми чувст-

 

вами, которые счита-

 

 

 

 

ются более низкими.

 

Например, чувство чести и чувство долга

– с чувством страха.

Рис. 5.1 Особенности эмоций и чувств человека.

98

Основные характеристики эмоций

Качественные характеристики

Динамика протекания

Динамика внешнего выражения (эмоцио- нальной экспрессии)

Положительные

Знак Отрицательные

Удивление

Радость

Модальность Гнев

Отвращение

Разочарование и др.

Длительность

Интенсивность и др.

Мимика

Речь

Пантомимика

Влияние на пове-

Стенические

дение и деятель-

 

ность

Астенические

 

Рис. 5.2 Характеристики эмоций.

Следует иметь в виду, что то или иное отношение к окружающему миру не обязательно будет принимать форму эмоции. Оно может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях же отношение к окру-

99

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Содержание статьи:

  • Развитие эмоциональной сферы среди детей раннего возраста
  • Особенности эмоционального развития детей первого года
  • Особенности и задачи эмоционального развития на втором году
  • Развитие эмоциональной сферы на третьем году

Наряду с физическим и нейропсихическим развитием в раннем возрасте важно развитие эмоций и чувств. Эти способности очень важны для любого человека, включая малышей первых лет жизни. Первые три года жизни малыша – это время, когда он учится проявлять всю палитру чувств, обучается правильному распознаванию и верному выражению своих чувств, переживаний и эмоций.

Особенное внимание нужно уделять эмоциональному развитию детей раннего возраста. Именно в это время он постепенно открывает для себя и осваивает новые чувства – это радость и грусть, эмпатию, сопереживание, восхищение, негатив, злость и даже ярость. Всеми этими эмоциями нужно уметь управлять, адекватно реагировать на подобные эмоции окружающих – этому нужно учиться.

Развитие эмоциональной сферы жизни малыша – длительный, поэтапный процесс, который существенно зависит от обстановки в семье, участия родителей и окружающих людей, занятий по развитию эмоциональной сферы. За счет положительных эмоций и позитивного подкрепления формируется и совершенствуется способность к запоминанию информации и развивается речь.

Развитие эмоциональной сферы среди детей раннего возраста

В начальной стадии, пока не развита речь, ребенок общается с окружающими его взрослыми или детьми именно через проявление различных эмоций. Чтобы выразить свои чувства, желания или требования ребенок должен уметь выражать различные эмоции – позитивные и негативные.

В сравнении со взрослыми, дети выражают свои эмоции более резко, сильно и бурно, они еще не умеют контролировать себя, им нужно для этого время. Они непосредственно и живо, сразу же реагируют на любые события целыми эмоциональными потоками, которые могут не контролироваться. Чем младше ребенок, тем менее осознанными они будут и тем более неустойчивыми и длительными будут проявления.

Так, если ребенок расстроен или раздражен, он может горько плакать, практически безутешно рыдать, но если что-то отвлекло и переключило его внимание, через пару минут он уже заливисто смеется.

Основная задача родителей – развитие эмоционального интеллекта путем создания максимально благоприятной среды в окружающей ребенка обстановке. Если кроха растет в общей атмосфере доброжелательности и любви, внимания к его потребностям, он почти всегда выражает позитивные эмоции, жизнерадостный и активный. И такой подход крайне важен для того, чтобы происходило формирование полноценной личности, закладывало основы позитивного отношения к окружающим людям. Если эмоции ребенка развиваются по устойчивому естественному сценарию, его нервно-психическое развитие формируется правильно.

Особенности эмоционального развития детей первого года

В течение первого года жизни эмоциональное развитие имеет целый ряд особенностей, которые типичны для младенчества. Эмоциональные реакции кратковременные, они очень бурные в своем выражении, но неустойчивые и быстро истощаются. Формирование эмоционального возбуждения обладает сильным влиянием на поведение ребенка в целом. Дети этого возрастного периода крайне впечатлительные, их эмоции резко меняются от положительных к отрицательным, особенно при наличии в окружении других детей. В этом периоде типично так называемое «эмоциональное заражение». Если малыш начинает плакать, то его начинают поддерживать и окружающие его дети этого же возрастного периода.

Полезные советы для данного возрастного периода:

  • родителям нужно ставить себе задачи взаимодействовать с крохой таким образом, чтобы достичь его спокойствия и радостного расположения духа;
  • много играть с малышом, часто быть рядом, чтобы он ощущал присутствие родного человека.

Негативные эмоции у детей данного возраста наиболее часто возникают при нарушениях режима дня, ощущении голода, употреблении новых продуктов, вкус которых незнаком, при умывании или укладывании, если малыш недостаточно насытился общением со взрослыми, если не созданы условия для самостоятельных игр. Кроме того, детей этого возраста могут раздражать попытки разорвать сильную привязанность к одному из членов семьи, рассогласованность в процессе воспитания, разные требования от членов семьи к малышу.

Особенности и задачи эмоционального развития на втором году

Эмоциональная сфера двухлетки претерпевает целый ряд серьезных изменений. Они все больше привязываются к его предметной деятельности, успешности ее осуществления. Эмоции вызывают объекты взаимодействия и ситуация в целом, действия самого малыша и окружающих взрослых, полученный результат и моменты игры. В этот период возникают и позитивные, и негативные реакции. Так, выраженный интерес к игрушкам на фоне неумения ими правильно манипулировать провоцирует злость, раздражение или гнев, сильное огорчение. Подобные реакции говорят о том, что нет сформированности способа действия, поэтому нужно помочь ребенку, подсказать и показать – что нужно делать, как действовать.

Если возникают положительные и яркие эмоции, возгласы и улыбки, частое обращение ко взрослым, это указывает на то, что малыш понял смысл действий, освоил их и желает получить одобрение от мамы-папы при самостоятельных попытках его произвести.

Если ребенок активен, спокоен и сосредоточен, это указывает на то, что ему интересно освоение этого вида деятельности. А положительные эмоции демонстрируют удовлетворение его потребностей в познавательной и двигательной активности. Кроха переживает уже эмоции, которые связаны с определенными умениями или результатами своей деятельности, а также социальными моментами. Так, на втором году при приближении к маме или папе других детей малыш может беспокоиться и бросается под защиту взрослых.

Общение с другими детьми только зарождается, оно еще неполноценно. К концу второго года дети могут начать играть в определенные игры и получать от этого удовольствие. Эмоции уже связаны с сюжетами и действиями. Расширение эмоций происходит за счет самосознания – ребенок узнает себя в зеркале, называет себя сначала в третьем лице, а к трем годам уже местоимением «я».

Развитие эмоциональной сферы на третьем году

В этом возрасте возникают эмоциональные реакции на сюжетные игры, взаимодействие с другими детьми и взрослыми. Но пока дети еще не умеют соблюдать правила запреты, ограничения, плюс примешивается кризис трехлетки. Нередко возникают бурные эмоциональные реакции – крики, гнев, злость, особенно при недостижении тех целей, которые были поставлены.

В общении с детьми возникают трудности, которые провоцируют различную палитру эмоций – при ущемлении интересов возникает агрессивность, эгоцентричность, невозможность сопереживания. Поэтому дети могут драться, щипаться, причинять боль. Они не переносят эти действия на себя и не осознают их последствий.

К трем годам возникает уже эстетическое чувство – дети воспринимают музыку, яркие краски, одежду и украшения, стремятся изучать природу. У них вызывает восторг и бурю эмоций все блестящее, ярко окрашенное, но дети уже отличают красоту от уродства. Возникают первые эмоции влюбленности, ревности, зависти, соперничества. Дети стремятся приковать к себе внимание взрослых.

Автор статьи

Грек Елена Анатольевна

Врач высшей квалификационной категории

Специальность: иммунолог

Стаж: 24 года

характеристик эмоций | Эмоциональные переживания

Вы когда-нибудь задавались вопросом, как и почему мы становимся эмоциональными? Во-первых, важно отметить схожие характеристики эмоций, независимо от того, какую эмоцию они испытывают.

Вот краткая разбивка некоторых общих характеристик эмоций:

  • Существует чувство, набор ощущений, которые мы испытываем и осознаем. Однако наша способность испытывать любые эмоции не обязательно означает, что мы осознаем какая эмоция ощущается).
  • Эмоциональный эпизод может быть кратким, иногда всего несколько секунд, но иногда он может длиться намного дольше. Важно помнить, что если это длится часами, то это настроение, а не эмоция.
  • Речь идет о том, что важно лично для вас.
  • Мы воспринимаем эмоции как происходящие с нами, а не выбранные нами.
  • Процесс оценки, в ходе которого мы постоянно сканируем окружающую среду в поисках важных для нас вещей, обычно происходит автоматически. Другими словами, мы не осознаем нашу оценку, за исключением случаев, когда она растянута во времени.
  • Существует рефрактерный период, который первоначально фильтрует информацию и знания, хранящиеся в памяти, предоставляя нам доступ только к тому, что поддерживает эмоции, которые мы испытываем. Продолжительность рефрактерного периода варьируется в зависимости от человека и обстоятельств и может длиться от нескольких секунд до намного, намного дольше.
  • Мы начинаем осознавать, что мы эмоциональны, как только начинается эмоциональное переживание, когда первоначальная оценка завершена. Как только мы осознаем, что находимся во власти эмоции, мы можем переоценить ситуацию.
  • Существуют универсальные эмоциональные темы, отражающие нашу эволюционную историю, в дополнение ко многим культурным вариациям, отражающим наш индивидуальный опыт. По сути, мы начинаем эмоционально относиться к вещам, которые имели отношение к нашим предкам, а также к тем, которые, как мы обнаружили, имеют значение в нашей собственной жизни.
  • Желание испытать или не испытать эмоцию во многом мотивирует наше поведение.
  • Эффективный сигнал — четкий, быстрый и универсальный, часто в форме выражения лица, информирует других о том, что чувствует эмоциональный человек.
  • Сфабрикованные эмоциональные выражения могут быть обнаружены с трудом по большей асимметрии, отсутствию специфических мышечных движений, типичных для настоящих выражений, но трудновыполнимых произвольно, и расхождению во времени выражения с тем, что соответствует произносимым словам.
  • Эмоции, замаскированные улыбкой, они все еще просачиваются в верхние веки, брови и лоб.

Научитесь читать эмоции самостоятельно

Мы знаем, что может быть трудно понять все концепции и процессы наших собственных эмоций, не говоря уже об интерпретации эмоциональных переживаний других. С онлайн-программой Micro Expressions Training Tools вы можете научиться определять микровыражения и другие невербальные эмоциональные сигналы, которые раскрывают истинные чувства людей. Получите доступ к новаторским исследованиям, которые государственные учреждения, образовательные учреждения и компании из списка Fortune 500 по всему миру применяют в своей деятельности.

Пол Экман — известный психолог и один из первооткрывателей микровыражений. В 2009 году журнал TIME назвал его одним из 100 самых влиятельных людей мира. Он работал со многими государственными учреждениями в стране и за рубежом. Доктор Экман собрал более 50 лет своих исследований, чтобы создать комплексные обучающие инструменты для чтения скрытых эмоций окружающих.

Начать обучение Просмотреть все сообщения

оценкаэмоциональныйэмоциимимикачувстванастроениеощущения

Эмоции, настроение и черты характера | Эмоции: философское исследование

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции: философское исследованиеМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции: философское исследованиеМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Goldie, Peter,

‘Emotion, Mood, and Traits of Character’

,

The Emotions: A Philosophical Exploration

(

Oxford,

2002;

online edn,

Oxford Academic

, 1 ноября 2003 г.

), https://doi.org/10.1093/0199253048.003.0006,

, по состоянию на 3 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции: философское исследованиеМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭмоции: философское исследованиеМоральная философияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Эмоции, настроение и характер переплетаются в жизненном повествовании. Настроения преднамеренны; опираясь на работу Роберта Мусиля об эмоциях, утверждается, что эмоции и настроение различаются степенью специфичности их объекта. Черты характера — это склонность иметь определенные мысли и чувства. Идея о том, что понятие характера в корне ошибочно — фундаментальная ошибка атрибуции — подвергается сомнению. Иногда люди не действуют в соответствии со своими чертами, и это можно объяснить ссылкой на извиняющую причину: нерациональное влияние на мышление или чрезмерное влияние на мышление. Более подробно обсуждаются эксперименты Милгрэма по послушанию.

Ключевые слова: черты характера, наклонности, эмоции, оправдание причины, фундаментальная ошибка атрибуции, Милграм, настроение, эксперименты с послушанием

Субъект

Моральная философия Философия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *