Этический кодекс психолога практического психолога: Этический кодекс практического психолога — Психологос

Содержание

Этический кодекс педагога-психолога — Психологос

Этический кодекс педагога-психолога, службы практической психологии образования России

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1.

Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

6 этических принципов, которые сохранят репутацию психолога

Главная / Блог / 6 этических принципов, которые сохранят репутацию психолога

Время на чтение: 8 минут

|

9 августа 2021

Получайте наши статьи в мессенджерах

Читайте в статье:

  • Принцип уважения
  • Принцип конфиденциальности
  • Принцип ответственности
  • Принцип честности
  • Принцип компетентности
  • Обсуждение условий сотрудничества

Соблюдение профессиональной этики в работе психолога защищает репутацию специалиста и его клиентов. Разберемся, на какие принципы нужно опираться консультанту. И на примерах рассмотрим, чем может обернуться их нарушение.

Принцип уважения

Психолог уважает достоинство и права клиента. Он свободен от предрассудков, против любой дискриминации, толерантен к мировоззрению и образу жизни клиента.

Консультант сохраняет беспристрастность, полностью и безусловно принимает клиента. Он не навязывает ему своих ценностей, убеждений и принципов.

Пример. Девушка обратилась к психологу с запросом: «У меня все хорошо — есть любимый человек, хорошая работа, друзья, но я все равно не чувствую себя счастливой». Психолог спросил, есть ли у нее дети. Клиентка ответила, что нет, и это ее осознанный выбор. Консультант проигнорировал это и начал транслировать свои ценности и убеждения: «Вам нужно выйти замуж и родить ребенка. В этом женское счастье и предназначение». Клиентка отказалась продолжать терапию. Если бы консультант придерживался принципа уважения, то принял бы позицию клиентки и предложил объективно во всем разобраться: когда появляется это чувство, от чего усиливается и ослабевает и т. д.


Принцип конфиденциальности

Согласно профессиональной этике психолога — все, что рассказывает клиент, остается втайне. Однако есть несколько исключений.

До того, как клиент начнет говорить, специалист озвучивает исключения из правил конфиденциальности, чтобы разделить ответственность между участниками процесса консультирования: собой и клиентом.

Исключения:

  • Суицидальный риск у клиента.
  • Сообщение о совершенном тяжком преступлении (изнасилование, разбой, грабеж и другие преступления, угрожающие жизни и здоровью).
  • Психическое заболевание клиента, из-за которого он нуждается в госпитализации.
  • Получение информации о насилии над несовершеннолетними или жестоком обращении с ними.
  • Официальный запрос от прокуратуры или суда о подтверждении факта обращения, либо раскрытия содержания беседы.

В таких случаях можно опираться на план действий, предложенный Р. Кочюнасом в книге «Основы психологического консультирования»:

  1. Принять меры по защите потенциальной жертвы или клиента, если он опасен сам для себя.
  2. Проинформировать клиента и жертву об опасности его действий, возможных последствиях.
  3. Проинформировать об опасности близких людей жертвы / клиента.
  4. Сообщить в правоохранительные органы о том, что стало известно.

Принципы этики психолога требуют, чтобы специалист предварительно сообщил клиенту о своих намерениях. Например, сказал: «Вы понимаете, что это преступление, за которое положено уголовное наказание? Я должен сообщить об этом в полицию».

А как же клиентские кейсы? Если психолог хочет поделиться случаем клиента с супервизором или опубликовать историю как пример из практики, нужно письменное согласие клиента. В нем указывают, что именно и где человек разрешает рассказывать о себе.

Частные психологи и специалисты по найму действуют в рамках законов:

  • Федеральный закон «О персональных данных» от 27. 07.2006 N 152-ФЗ. Определяет принципы и условия обработки персональных данных, права лиц, чьи данные собраны для обработки, и обязанности лиц и организаций, которые обрабатывают информацию.
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Определяет принципы охраны здоровья, права и обязанности людей в сфере здравоохранения, ответственность за нарушение закона.

Если консультант публикует или рассказывает кому-то историю клиента без его согласия, он нарушает Закон о персональных данных. Если имена в истории заменены, но по другим данным можно понять, о ком идет речь, — это нарушение Закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».


Принцип ответственности

Профессиональная этика практического психолога базируется на принципе «не навреди». Он отвечает за выбор методов терапии, свои слова и действия. Консультант должен рассказать клиенту понятными словами о плане и методах терапии, возможных рисках, если они есть.

Пример. Во время сеанса EMDR (ДПДГ) клиент почувствовал себя плохо: закружилась голова, охватила тревога. Он оказался не готов к встрече с травматическими воспоминаниями — эмоции поглотили его. Психолог планировал решить проблему клиента за несколько сеансов, но на следующую сессию клиент не пришел, испугавшись своей реакции. Чтобы этого не случилось, психолог должен был заранее рассказать о методе и возможных рисках: «Иногда клиенты отмечают, что в процессе проработки воспоминания становятся ярче. Из-за этого боль может усилиться, вы можете испытать страх, грусть, злость. Может закружиться голова, захочется кричать. Я обучу вас технике саморегуляции, чтобы вы могли бороться с подобными проявлениями. А если тревога станет слишком сильной и понадобится помощь, то я буду рядом».

Специалист также должен сообщить клиенту, если планирует использовать:

  • метод, который он ранее не применял;
  • экспериментальную технику.

Кроме правила «не навредить», принцип ответственности включает важное правило «не вступать в личные отношения с клиентами». Между психологом и клиентом могут быть только профессиональные отношения, а не дружеские или любовные.

Привнесения личного аспекта в деловые отношения ведет к негативным последствиям.

Пример. После длительной терапии клиентка предложила специалистке стать подругами. Психолог согласилась, но со временем заметила, что граница между дружбой и работой стирается: подруга звонит и поднимает темы, относящиеся к терапии, вынуждая психолога консультировать ее в свободное время. Специалистка понимает, что нарушает уже не только принцип ответственности, но условия сотрудничества. Она прекращает дружбу — клиентка обижается и прекращает терапию — проблема не решена. Согласно принципу ответственности, психолог должна была отказать клиентке: сказать, что дружба противоречит этике, и предложить обсудить это на сессии. Важно разграничить понятие дружбы и терапевтического альянса — определить, какие чувства и потребности скрываются за предложением клиентки.

Как психологу застраховаться от неприятностей в работе?

Получите шаблон терапевтического контракта и используйте с каждым клиентом

Принцип честности

Психолог несет ответственность за информацию, которую он дает клиентам или коллегам. Следит за тем, чтобы она не была искажена.

Например, в рекламе консультант должен объективно рассказывать о себе и о своей работе.

Пример. Психолог в рекламе обещал 100% гарантию решения проблем. На терапию пришел сложный клиент и бросил ему вызов: «А вы сможете пробить мои слои защиты? У других психологов не получилось». Клиент не выполнял домашние задания и не хотел брать на себя ответственность за изменения. Он занял детскую позицию и ждал, что психолог даст «волшебную таблетку». Прогресса нет, реальность не соответствует рекламной «100% гарантии». В итоге клиент бросает терапию и оставляет на странице психолога негативный отзыв. Чтобы подобного не случилось, нужно трезво оценивать свои возможности и быть честным в рекламе.

Принцип компетентности

Чтобы консультировать, психолог должен иметь соответствующее образование и документ, подтверждающий его.

Начиная работу с клиентом, специалист гарантирует, что обладает знаниями и навыками для работы с его запросом.

Если до или в процессе работы психолог понимает, что случай выходит за его компетенции, он должен отказаться от клиента или передать его своему коллеге, который более компетентен в этом вопросе.

Пример. Консультант специализируется на работе с парами, но в рекламе позиционирует себя как семейного психолога. К нему обращается пара с ребенком — 10-летний сын часто врет. У психолога нет компетенций для решения таких семейных проблем, но он соглашается, боясь потерять клиента и получить плохой отзыв. По его мнению: признать некомпетентность = признать свой непрофессионализм. Он не знает, что причину проблем у детей до 16 лет нужно искать в поведении родителей, и сконцентрирован на ребенке. Ребенок врет, потому что боится наказания от строгих родителей. Ища проблему в нем, психолог поддерживает дисфункцию семьи. Проблема не решится. Согласно принципу компетентности, психолог должен был сразу отказаться от работы с запросом, для которого у него нет подходящей квалификации.

Обсуждение условий сотрудничества

Перед началом работы психолог озвучивает стоимость услуг. Он определяет ее исходя из своей квалификации и платежеспособности клиента. Цена фиксируется в психологическом контракте. Там же прописывают и другие условия сотрудничества, например, частоту встреч, оплату пропущенных консультаций, опоздания.

Пример. Клиент написал на странице психолога негативный отзыв: «Консультант специально увеличивает количество сессий, чтобы получить больше денег. В работе он использует странные методы — просит, чтобы я представил себя в прошлой жизни, в роли отца, бабушки, дедушки и других»‎. Оказалось, что психолог не сообщил клиенту о том, сколько планирует провести консультаций, не уточнил, что использует метод регрессивной терапии  — все это он должен сделать перед первой консультацией, до начала работы. Он не обсудил с клиентом условия сотрудничества и нарушил еще один принцип — ответственности, так как регрессивная терапия — это не общепринятый и не доказанный наукой метод.

Этические принципы — это основа работы психолога. Независимо от того где, с кем и в каком направлении работает специалист, он должен опираться на эту базу. Так он защитит своих клиентов и свою карьеру — не останется без работы и не потеряет репутацию.

Полезные материалы по теме:

  • Составляем терапевтический контракт пошагово. Шаблон в подарок
  • Нужны ли психологу в России профильное высшее образование и лицензия?
  • Как открыть частную практику с нуля. Чек-лист для психолога в подарок
  • Чек-лист. 9 ошибок начинающего психолога
  • работа психолога

Психологическая практика: Этические кодексы, модели и вопросы

Этические кодексы

В психологической практике этика поведения может считаться одним из основных компонентов профессиональной компетентности. Этическое поведение подразумевает способность проявлять уважение к разнообразию и достоинству пациентов, участников исследования и других лиц, с которыми психолог взаимодействует в профессиональном контексте.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы доставим на заказ Психологические расстройства Бумага с учетом ваших требований с хорошей скидкой

Скидка на использование

322 Специалисты онлайн

В области пренатальной психологии консультирование и исследования являются основными видами деятельности, и, как и все другие профессиональные практики, они должны выполняться в соответствии с применимыми этическими стандартами и принципами. Этические принципы психологов и Кодекс поведения, разработанные Американской психологической ассоциацией (АПА), являются одним из наиболее полных ресурсов, обеспечивающих поддержку психологов в их работе, принятии решений и развитии отношений.

Этический кодекс APA охватывает множество областей практики (обучение, исследования, супервизия, терапия и т. д.), и в нем можно найти принципы и предложения, которые подойдут практически для любой сложной ситуации. Кодекс предоставляет необходимую информацию о нюансах психологической практики, установлении профессиональных отношений, использовании личных данных пациентов и основных конструктах компетентности психологов (Американская психологическая ассоциация [АПА], 2010).

Этический кодекс APA можно использовать в качестве руководства для развития этического поведения и развития важных профессиональных и личных качеств или в качестве основного источника знаний, к которому можно обратиться в случае возникновения этической дилеммы.

Дополнительные ресурсы для применения в профессиональной практике будут включать Этический кодекс Американской ассоциации консультирования (ACA) и Принципы профессиональной этики Национальной ассоциации школьных психологов (NASP). Целью Кодекса этики ACA является продвижение профессиональных ценностей у психологов и повышение их приверженности этике (American Counseling Association [ACA], 2014).

Кодекс охватывает область консультирования, уделяя особое внимание важным вопросам благополучия клиентов, конфиденциальности, согласия на освидетельствование и другим аспектам отношений между консультантом и клиентом. Более того, Кодекс этики ACA дает исчерпывающее описание профессиональной роли психологов на разных уровнях: социальном, межличностном и организационном (ACA, 2014). Обращаясь к данному ресурсу этических знаний, можно повысить осведомленность о степени профессиональных границ в консультировании, ответственности и ограничениях.

Своевременная доставка!

Получите 100% свободную от плагиата документацию по индивидуальному заказу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

Вопросы, рассмотренные в Кодексе, могут помочь в развитии компетентности и профессионализма. Однако основным недостатком Кодекса этики ВДА является его ограниченная тематическая направленность: он информирует о проблемах в области консультирования, но его применение в некоторых других областях практики, таких как исследования, в значительной степени ограничено.

Подобно Кодексу ACA, Принципы профессиональной этики NASP связаны с конкретной сферой деятельности. Принципы NASP затрагивают вопросы, связанные с работой школьных психологов, и основной слабостью ресурса можно считать ограниченный тематический охват. Тем не менее Принципы NASP характеризуются универсальностью, а некоторые из них могут быть соотнесены с другими профессиональными областями: терапией, оценкой, наставничеством и т. д. NASP описывает качества, которые следует воспитывать во всех специалистах-психологах: уважение, справедливость, и справедливость (Национальная ассоциация школьных психологов [NASP], 2002).

Принципы также касаются вопросов компетентности и ответственности, норм установления профессиональных отношений и роли психолога в обществе и профессии (NASP, 2002). Таким образом, Принципы NASP могут стать полезным источником информации в процессе принятия этических решений.

Этические вопросы в особых условиях

Организационная и производственная психология

В организационной и производственной среде психологи выполняют множество задач по поддержке деятельности организации, оценке удовлетворенности сотрудников работой и созданию позитивной и дружественной рабочей среды. Организационные психологи могут консультировать менеджеров по разработке стратегий улучшения корпоративной культуры, повышения морального духа подчиненных и производительности. В производственных условиях профессионалы могут также проводить исследования, контролировать коллег или консультировать людей по их личным проблемам.

Получите академическую работу, написанную на заказ

Всего за 13,00 долларов США   11 долларов США за страницу вы можете получить академическую работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Эффективное выполнение указанных обязанностей зависит от компетенции и уровня знаний психолога. Более того, для предоставления качественных услуг и эффективного выполнения профессиональных задач важно знать этические принципы практики и потенциальные дилеммы, которые могут возникнуть в организациях.

Наиболее распространенной этической дилеммой, которая может возникнуть в практике организационных психологов, является конфликт профессиональных или личных интересов и рабочих обязанностей. Конфликт интересов можно отнести к ситуациям, когда профессиональная самостоятельность и самостоятельность психолога нарушаются под влиянием работодателя. В результате такой ситуации индивидуальный клиент, то есть сотрудник организации, не будет доверять психологу из-за опасения, что тот займет неблагоприятную позицию по отношению к его интересам (Odre des Psychologues du Quebec, 2005). Описанный случай препятствует компетентной деятельности и объективности специалиста, и, таким образом, можно сказать, что данная ситуация противоречит профессиональным интересам психолога.

Прежде всего, профессионал всегда должен ставить интересы клиентов превыше всего и избегать возможности неправомерного использования личной информации или невозможности действовать объективно или автономно (Odre des Psychologues du Quebec, 2005). Таким образом, психологи должны информировать работодателей о характере их обязанностей и этических соображениях практики. Конфликты интересов, связанные с разглашением личной информации сотрудников, ее неправильным толкованием или использованием в пользу работодателя, могут нарушать Стандарт 3. 04 APA: Избегание вреда, в котором говорится, что специалистам необходимо избегать ситуаций, которые могут нанести психологический, социальный, или эмоциональное благополучие людей (АПА, 2010).

Кроме того, неправильное использование процедур оценки и их результатов противоречит принципам информированного согласия и конфиденциальности. При работе с уполномоченными клиентами, такими как сотрудники организаций, психологи должны информировать их о типе накопленных данных, которые могут быть раскрыты, и кому они могут быть переданы до начала оценки или консультации (ACA, 2014). .

Клиенту всегда должна быть предоставлена ​​возможность отказаться от услуг по оценке или консультированию. Таким образом, во избежание ситуаций, предполагающих нарушение этических кодексов и возникновение конфликта интересов, психологу необходимо согласовать степень вовлеченности работодателя в психологическую практику и сотрудничать с ним профессионально и этично.

В соответствии с этическими стандартами психологам следует избегать установления личных взаимоотношений с клиентами или участия в профессиональных отношениях с друзьями, членами семьи и другими лицами, с которыми у них ранее были интимные отношения (ACA, 2014). При консультировании или тестировании друга или члена семьи бывает сложно разграничить личные и профессиональные взаимоотношения, а вовлечение эмоций может исказить результаты и снизить уровень профессиональной объективности.

Также важно соблюдать стандарты профессиональных отношений внутри организации. Согласно стандарту APA 3.05 «Множественные отношения», психолог должен воздерживаться от вступления в отношения в случае возникновения риска эксплуатации (APA, 2010). Это означает, что даже если специалист находится в близких отношениях с коллегами или руководителями, он не может обсуждать накопленную личную информацию и использовать ее во благо организации или управленческих решений. Грамотный психолог откажется заниматься неэтичной практикой и всегда будет соблюдать принцип профессиональной объективности.

Организационные психологи также несут ответственность за организационную диагностику, вмешательство и оценку. Поэтому важно обратить внимание на Стандарт 2 APA: Границы компетенции, согласно которому профессионалы должны работать только в областях своей специализации (APA, 2010).

Для эффективного внедрения психологических тестов для оценки профессиональных навыков или когнитивных и интеллектуальных способностей работников практикующим специалистам необходимо поддерживать профессиональный рост и заниматься развитием самокритики, которая поможет оценить их профессиональные компетенции и способностей адекватно. Таким образом, психолог будет придерживаться стандарта APA и избежит случаев предвзятости теста, неправильной интерпретации и недобросовестного использования результатов.

Школьная психология

Психологи выполняют широкий спектр задач, направленных на выполнение образовательной миссии в школах: психологическая оценка и консультирование, образовательные тесты, продвижение и поддержание дружественной школьной среды, в которой все учащиеся чувствовали бы себя принятыми. В школьном контексте специалисты должны следовать многим этическим стандартам для поддержки благополучия детей. Принципами и стандартами, применимыми к школьной среде, являются информированное согласие, конфиденциальность, достоверность и справедливость тестов, уважение прав и достоинства человека.

Поскольку дети не несут юридической ответственности за свои решения, работа школьного психолога подразумевает общение и сотрудничество с воспитателями учащихся. Когда учащегося направляют в образовательную или психологическую службу оценки или консультирования из-за поведенческих проблем, психолог должен выполнить стандарт информированного согласия до начала процедур.

Однако в некоторых случаях, например, при обращении учащегося самостоятельно или в чрезвычайных ситуациях, когда психолог может подозревать, что учащийся подвергается риску причинения себе вреда или представляет опасность для окружающих, уведомление родителей не требуется (NASP, 2002). В неэкстренных случаях психологи всегда запрашивают согласие родителей и информируют их о характере, целях, задачах, затратах и ​​потенциальных рисках процедур, в которых будут участвовать учащиеся.

И учащимся, и их родителям должна быть предоставлена ​​возможность отказаться от предлагаемых услуг, и, несмотря на характер их выбора, компетентный специалист школы всегда будет уважать решения и права учащихся (NASP, 2002).

Действуя по принципу включения, профессионал учитывает культурные и языковые различия несовершеннолетних учащихся и их опекунов. Языковое разнообразие может создавать препятствия для предоставления услуг и проведения оценивания, поэтому предлагается использовать человеческие и информационные ресурсы, которые облегчили бы общение с разными учащимися. Более того, психологам необходимо способствовать принятию учащимися индивидуальных, социальных, культурных и других демографических различий, а также устранять потенциальное влияние предубеждений и предубеждений на ход их работы (АПА, 2010).

Профессионал уважает разнообразие и учитывает социокультурные различия, физические и интеллектуальные способности людей на каждом этапе своей практики: при получении согласия, установлении отношений, разработке образовательных тестов и при проведении оценки или консультирования. Следуя этим этическим нормам, можно избежать недоразумений и свести к минимуму дискомфорт, который может быть вызван проводимыми процедурами.

При проведении педагогического тестирования психологи должны действовать в пределах своей компетенции и должны избегать ситуаций, в которых отсутствие опыта и знаний может привести к неправильной интерпретации результатов тестирования, установлению неверного диагноза, неадекватности направление учащихся на специальное образование. При использовании компьютеризированной или бумажно-карандашной версии тестов психологам необходимо учитывать все нормы и стандарты поведения, временные рамки, потребности и возможности учащихся, условия тестирования и другие факторы, которые могут повлиять на соответствие принципу эквивалентности и равноправия. Надежность и достоверность результатов зависят от учета всех этих факторов при применении как компьютеризированных, так и бумажно-карандашных вариантов тестов.

Этическое обязательство по предоставлению профессиональных услуг в рамках компетенции психологов считается основным принципом этической практики, который может привести к снижению погрешности тестирования (APA, 2010). Чтобы избежать рисков неправильного использования теста, оценка должна проводиться компетентным специалистом. В этом случае валидность результатов тестирования повысится, а риск негативного влияния на самочувствие студентов будет предотвращен.

При проведении педагогического тестирования психологи также должны руководствоваться принципом справедливости. Согласно Совету по персоналу штата Калифорния (CSPB) (2003 г.), концепция справедливости связана с профессиональной ответственностью при администрировании, подсчете очков, отчетности и интерпретации результатов тестов. Справедливость подразумевает «отсутствие предвзятости, справедливое отношение к процессу тестирования, равенство результатов тестирования и возможность учиться» (California State Personnel Board [CSPB], 2003).

Концепция справедливости качественно отличается от концепции предвзятости теста, потому что несправедливое использование результатов теста не обязательно указывает на то, что тест предвзят. Но в то же время отсутствие предвзятости теста можно рассматривать как предпосылку справедливости результатов теста (Американская ассоциация исследований в области образования [AERA], APA и Национальный совет по измерению в образовании [NCME], 1999).

Таким образом, для повышения достоверности и достоверности данных психологам необходимо следовать стандартизированным процедурам при проведении и проведении тестов, а также осознавать тот факт, что интерпретация теста во многом зависит от уровня профессионализма и технический прогресс в школе. Также важно учитывать этнические, культурные и социальные характеристики участников, которые могут спровоцировать необъективность теста, чтобы уменьшить их влияние на результаты оценивания.

Этическая дилемма в пренатальной психологии

Диагностика и оценка младенцев и их матерей в области пренатального развития имеют множество психологических, эмоциональных и этических последствий. Консультирование в пренатальной психологии часто связано с передачей важной информации о неблагоприятных исходах развития, факторах риска и потенциальных последствиях воздействия негативного опыта на младенца (Macer, 1998). Общение с пациентами на такие деликатные и личные темы создает множество проблем в процессе принятия этических решений.

В ситуации, когда беременная женщина с диагнозом психического расстройства, такого как хронический стресс или депрессия, обращается за профессиональной рекомендацией и заключением, психолог может чувствовать моральные барьеры для информирования пациентки о вероятности когнитивного или физиологического недоразвития младенца . Трудность возникает из-за того, что передаваемая информация может усилить дистресс матери и продлить воздействие на плод.

Для выработки адекватного решения в сложной ситуации возможна реализация пятиступенчатой ​​модели этического принятия решений, также известной как ИДЕАЛ. Модель включает пять основных этапов: определение, разработка, исследование, действие и оглядывание назад (Knapp & VandeCreek, 2006). Этическая проблема в указанном случае кроется в возможности нанесения вреда благополучию матери и плода после информирования ее о вероятности негативных исходов развития.

В то же время предоставление важной информации пациентке и ее своевременное направление на фетальный скрининг может привести к разработке эффективного поведенческого вмешательства, направленного на улучшение эмоционального состояния матери. Более того, в случае выявления по результатам скрининга каких-либо отклонений в развитии, можно будет вовремя принять меры для минимизации негативных последствий для ребенка.

Согласно этическому принципу благодеяния, «психологи стремятся приносить пользу тем, с кем они работают, и заботятся о том, чтобы не причинить вреда» (АПА, 2010, с.3). Информирование пациентки с депрессией о влиянии ее состояния на течение беременности полезно для нее, поскольку в этом случае появляется возможность предупреждения тяжелых неблагоприятных исходов. Тем не менее, можно предложить использовать методику недирективного консультирования для снижения риска нарастания дистресса (Macer, 19 лет).98).

Также важно информировать клиентку о положительных сторонах ранней диагностики, чтобы стимулировать ее к обращению к когнитивно-поведенческой терапии и повысить эффективность интервенционных практик.

Согласно модели этического релятивизма добродетель и заслуга не являются абсолютными явлениями, а зависят от культурных, социальных и индивидуальных особенностей (Mcdonald, 2010). Исходя из этого представления, интерпретация информации о риске также зависит от индивидуальных особенностей психологов и пациентов. В процессе общения психолог должен попытаться определить потенциальную реакцию клиента на получение информации о риске и действовать соответственно.

Когда один пациент может воспринять информацию о риске как преимущество раннего лечения, другой человек может сосредоточиться на негативной стороне новостей. Поэтому решение психолога об объеме и характере предоставляемой информации должно исходить из ситуативного контекста.

Согласно формалистической теории Канта, моральная воля каждого человека автономна и независима от этических норм, налагаемых социальными институтами (Tavory, 2011). Автономия принятия этических решений может рассматриваться как основная ценность и основа всеобщих этических законов. Подобно модели этического релятивизма, формалистическая теория акцентирует внимание на индивидуализме этического принятия решений – он зависит от контекста конкретной ситуации, личных сильных и слабых сторон вовлеченных в нее лиц.

Применяемые этические модели предлагают рассматривать этические вопросы с разных точек зрения, и все они имеют ценность. Однако можно сказать, что пятиступенчатая модель принятия решений связана с практической пользой больше, чем две другие. Реализация шагов IDEAL помогла тщательно изучить проблему, найти альтернативы, оценить их и выбрать наиболее подходящую. Можно сказать, что модель этического релятивизма и формалистической теории могут быть эффективно применены для решения некоторых мелких этических вопросов в силу их неувязки с этическими нормами и нечеткими границами их реализации.

Ссылки

Американская ассоциация консультирования (2014 г.). Этический кодекс ACA . Веб.

Американская ассоциация исследований в области образования, Американская психологическая ассоциация и Национальный совет по измерению в образовании. (1999). Стандарты педагогического и психологического тестирования . Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация исследований в области образования.

Американская психологическая ассоциация. (2010). Этические принципы психологов и кодекс поведения . Веб.

Кадровый совет штата Калифорния. (2003). Краткое изложение стандартов образовательного и психологического тестирования . Веб.

Кнапп, С., и ВандеКрик, Л. (2006). Практическая этика для психологов: позитивный подход . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Мейсер, Д. (1998). Этика и пренатальная диагностика. В А. Милунский (ред.), Генетические нарушения и плод: диагностика, профилактика и лечение (стр. 999-1024). Балтимор, США: Издательство Университета Джона Хопкинса.

Макдональд, Г. (2010). Этический релятивизм против абсолютизма: последствия для исследований. European Business Review, 22 (4), 446-464. Веб.

Национальная ассоциация школьных психологов. (2010). Принципы профессиональной этики . Веб.

Odre des Psychologues du Quebec. (2005). Конфликт ролей и конфликт интересов (Часть 2) . Веб.

Тавори, И. (2011). Вопрос о моральном поступке: Формалистская позиция. Социологическая теория, 29 (4), 272-293,341. Веб.

практическое руководство для психологов в каталоге SearchWorks

Ответственность
Селия Б. Фишер.
Издание
3-е изд.
Выходные данные
Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE, c2013.
Физическое описание
xxxii, 423 с. ; 26 см.

Доступно онлайн

В библиотеке

Зеленая библиотека

Найти Стеки

Предметы в стопках
Телефонный номер Примечание Статус
БФ76. 4 .Ф57 2013 Неизвестный

Описание

Создатели/Соавторы

Автор/Создатель
Фишер, Селия Б.

Содержание/Резюме

Библиография
Включает библиографические ссылки (стр. 373-396) и предметный указатель.
Содержимое
  • Благодарности Предисловие Об авторе ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ И ПРЕДЫСТОРИЯ
  • Глава 1. Этический кодекс психолога: как мы к этому пришли?
  • Глава 2. Раздел «Введение и применимость», преамбула и общие принципы: что они означают?
  • Глава 3. Этический кодекс APA и принятие этических решений ЧАСТЬ II. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
  • Глава 4. Стандарты решения этических вопросов
  • Глава 5. Стандарты компетентности
  • Глава 6. Стандарты человеческих отношений
  • Глава 7. Стандарты неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности
  • Глава 8. Стандарты рекламы и других публичных заявлений
  • Глава 9. Стандарты ведения учета и сборы
  • Глава 10. Стандарты образования и обучения
  • Глава 11. Стандарты исследований и публикаций
  • Глава 12. Стандарты оценки
  • Глава 13. Стандарты терапии. Приложение A: Этические принципы психологов и кодекс поведения, Американская психологическая ассоциация (2002 г., с поправками от 1 июня 2010 г.).
  • (источник: данные книги Нильсена)
Сводка издателя
Эта известная книга демистифицирует Принципы психологии и Этический кодекс APA. Селия Б. Фишер, возглавлявшая Целевую группу APA по Кодексу этики, предлагает руководство для инсайдеров о том, как студенты и опытные специалисты могут эффективно и этично вести себя в практической и научной психологии, избегать этических нарушений Кодекса и, что наиболее важно, сохранять и защищать основные права и благополучие тех, с кем они работают.
(источник: данные книги Нильсена)

Субъекты

Субъекты
Отношения между профессионалами и пациентами > этика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *