Роль родителей в развитии речи детей: Роль родителей в речевом развитии ребёнка

Роль родителей в речевом развитии ребёнка

Роль родителей в речевом развитии ребёнка.

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с младенчества слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой сформируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро определит, уделяется ли в семье должное внимание речевому развитию ребёнка.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:

  1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
  2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка — образец для речи детей. Недопустимо подлаживание под детскую речь, «сюсюканье».
  3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте о прочитанном.
  4. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.
  5. Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: «ну вот»,«так сказать», «короче»
  6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».
  7. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе.

Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите вместе  снежинки. Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а не дне останется грязная вода.

Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный. Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Солнечный день или пасмурный. Идет снег или нет (снегопад). Если дует ветер и метёт снег (вьюжно). Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

  1. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.

Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием. Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 — 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи играет правильное воспитание в семье.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко.

Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь. Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не следует, нагружая ребенка занятиями. Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее. Логопеды и психологи, а также педагоги дошкольных заведений рекомендует устанавливать продолжительность развивающих занятий с ребенком в возрасте 4-5 лет около 30 минут, и логопедических занятий около 15 минут. Более длительные занятия по развитию речи утомят кроху, а длительная артикуляционная гимнастика тяжела для выполнения ребенком такого возраста.

 Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.

Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильно. Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей. Слова должны произносится одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным. Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас. Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки. Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.

 

Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).

 

         Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта. При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р». Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой. Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях. Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами: врожденные аномалии языка и неба; приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ; нарушение прикуса; подъязычная уздечка слишком коротка. В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть. Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая. Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы.

 

 Подготовили учителя-логопеды: Бордунова А. В.,  Белинская И В.

Роль родителей в помощи детям в развитии речи

Главная страница Новости открытого доступа Новости образования Роль родителей в помощи детям в развитии речи

© Татьяна Томсикова |

Боб Рейтемайер, исполнительный директор ICAN, акцентирует внимание на решающей роли родителей в оказании помощи детям в развитии речи

Во время летних каникул демографический состав поезда, направляющегося на работу, меняется. В однодневных поездках гораздо больше семей, поэтому вместо газет, ноутбуков и относительной тишины здесь комиксы, планшеты и чудесный звук детских голосов. Работая в сфере развития детской коммуникации, я знаю, что роль родителей в помощи детям в развитии речи является ключевой, поэтому мне всегда интересно наблюдать, как много родители разговаривают со своими детьми.

Учитывая количество времени, которое дети проводят дома по сравнению с детским садом или школой, неудивительно, что родители так важны для языкового развития своих детей. Но исследования показали, что то, как родители разговаривают со своими детьми, может предсказать, насколько опытными они станут в общении. Это также влияет на то, насколько хорошо они учатся в школе. В рамках одного крупномасштабного проекта, в ходе которого дети из дошкольного возраста перешли в школу, было установлено, что действия родителей и опекунов реально влияют на развитие детей; такие виды деятельности, как чтение детям, разучивание песен, посещение их и создание регулярных возможностей для игр с друзьями дома, были связаны с улучшением обучения.

Во время моего пути на работу в августе я вижу это воочию. Там, где семьи открыто разговаривают со своими детьми, указывая на вещи, задавая вопросы и отвечая на них, их дети полностью вовлечены и часто изучают новые слова. Одно удовольствие сидеть и наблюдать.

Многие из вас, читающие это, могут подумать — это же очевидно, не так ли? Ну, вы могли бы так подумать, но это часто не так. В 2018 году детская благотворительная организация I CAN совместно с Королевским колледжем логопедов подготовила отчет Bercow: десять лет спустя.

В нем сообщается о результатах обзора обеспечения детей и молодых людей с речевыми, языковыми и коммуникативными потребностями (SLCN). Одним из ключевых выводов было отсутствие осведомленности общественности о важности детского общения и языка. В опросе, проведенном в рамках обзора, 77% родителей, обеспокоенных речевыми и языковыми трудностями своего ребенка, считали, что необходимая им информация либо недоступна, либо ее трудно найти, а в ходе дальнейшего опроса почти половина родителей так и сделала. не знают, чего ожидать от своего ребенка в возрасте двух лет.

Общеизвестно, что многие дети не развивают языковые навыки, необходимые для поступления в школу. В опросе школьных руководителей о готовности к школе самой большой проблемой была плохая речь и язык у детей: 97% респондентов определили это как проблему, а 47% назвали ее наиболее серьезной. На самом деле, надежные исследования показывают, что в некоторых районах Великобритании около 50% детей начинают ходить в школу с задержкой развития речи.

Это значительное число: половине детей в некоторых классах трудно сидеть и слушать, они говорят всего несколько слов и не могут связать предложение.

В настоящее время все больше и больше известно о том, насколько важен язык для детей в возрасте пяти лет. Это самый важный фактор в их чтении в возрасте 11 лет, и он может предсказать результаты экзаменов в возрасте окончания школы. Детям нужны хорошие языковые навыки, чтобы учиться, поэтому плохой язык ставит детей в невыгодное положение с самого начала.

Но есть и хорошие новости.

Тот факт, что родители играют важную роль в развитии речи детей младшего возраста, не остался незамеченным. Летом 2018 года Дамиан Хайндс, тогдашний госсекретарь по вопросам образования, заявил, что число детей, начинающих школу с плохой коммуникацией, неприемлемо. Он поставил перед собой цель вдвое увеличить это число в течение следующих десяти лет, и Министерство образования запустило кампанию, чтобы помочь изменить среду домашнего обучения, с сопутствующим веб-сайтом для родителей под названием Hungry Little Minds.

Национальные кампании, такие как Small Talk Национального фонда грамотности, Tiny Happy People или Hungry Little Minds BBC, предоставляют столь необходимую информацию родителям и опекунам. На местном уровне есть много примеров отличной информации и ресурсов, например, в Ноттингемшире, Уорикшире, Стоуке или Вустершире.

Часто разным родителям нужна информация в разных форматах, поэтому в ICAN мы изучаем различные способы поддержки родителей в сообществах по всей Англии. Мы возглавляем финансируемый Министерством образования проект под названием «Измени разговор о языке», который сочетает в себе семинары с родителями, сеть родительских защитников и доступное приложение, чтобы у семей был выбор, как они получают необходимую им информацию. Наш веб-сайт Talking Point — это универсальное хранилище действительно полезной информации с онлайн-инструментом для родителей, с помощью которого они могут следить за тем, как их ребенок начинает говорить, слушать и понимать в раннем возрасте.

Для родителей, желающих поговорить с кем-то более непосредственно, наша бесплатная справочная линия предоставляет возможность поговорить с опытным логопедом.

Часто говорят, что быть родителем — самая трудная работа в мире. Для родителей-новичков одной из причин, по которой это так сложно, особенно в самые первые дни, является огромное чувство ответственности, которое приходит с рождением ребенка. Это также может быть лучшая работа в мире, и один из способов сделать ее таковой — помочь родителям понять, как они могут положительно повлиять на развитие своего ребенка. Поощрение речи, начиная с того момента, когда ребенок еще находится в утробе матери, является одним из очень важных элементов человеческого развития, поэтому давайте работать вместе, чтобы распространять информацию буквально!

Профиль участника

Боб Рейтемайер

Главный исполнительный директор

I Can

Телефон: +44 (0) 20 7843 2510

Электронная почта: info@ican. org.uk

Веб -сайт: посетите веб -сайт

твиттер: . Веб -сайт . Подпишитесь на Twitter

Соответствующие академические статьи

Следите за правительством открытого доступа

Последние отчеты об образовании

Последние электронные книги об образовании

Развитие ребенка 101: активная роль родителей имеет жизненно важное значение для улучшения языкового развития ребенка

детей, они обещают относиться к ним как к умным, способным личностям и всегда избегать детского лепета.

«Мы договорились использовать полные предложения и описательные слова, когда это возможно, и в результате наш шестилетний сын и наша трехлетняя дочь могут вести беседы на разные темы и часто удивляют нас своими точками зрения. «, — сказал Тони Гарза.

Исследования показывают, что дети, которые слышат меньше слов в первые несколько лет жизни, имеют тенденцию медленнее обрабатывать речь, чем дети, которые слышат обычную и более сложную речь, обращенную именно к ним. Этот недостаток, известный как «разрыв слов», предсказывает более медленный рост словарного запаса.

Однако, если родитель или опекун принимает активное участие в языковом развитии своего ребенка и часто читает вслух, это создает прочную основу, необходимую для его успешной учебы на протяжении всей жизни.

Профессор психологии Стэнфорда Энн Фернальд недавно заявила, что первые результаты программы, разработанной психологами Стэнфорда, показывают, что обучение родителей тому, как разговаривать со своими малышами, может улучшить языковое развитие ребенка.

— Мы проверяем две гипотезы, — сказал Фернальд. «Во-первых, можно помочь уязвимым родителям получить знания и навыки, которые на самом деле приведут к изменению поведения, увеличивая количество словесных взаимодействий с маленькими детьми. И, во-вторых, когда родители научатся более активно заниматься таким образом, их дети продемонстрируют больший прогресс в языковых навыках, имеющих решающее значение для успешной учебы в школе».

Last Spring, First 5 Калифорния отреагировала на убедительные исследования важности раннего развития мозга для детей в возрасте от 0 до 5 лет, запустив новую кампанию в средствах массовой информации штата, призывающую родителей и опекунов разговаривать, читать и петь с младенцами и малышами.

«Важно не только поддержать исследование, которое породило у родителей потребность разговаривать и вербализовать своего ребенка, но я также хочу подчеркнуть, насколько это важно для взаимодействия. Пусть ребенок увидит предмет и прикоснется к нему, пока вы говорите об этом предмете. Третье — использовать это время вместе, чтобы укрепить связь между опекуном или родителем и ребенком», — сказал директор по исследованиям и оценке First 5 LA Армандо Хименес.

Синтия Сантана, специалист по поддержке программ Универсального дошкольного учреждения Лос-Анджелеса, сказала, что родители могут использовать повседневные занятия как возможность поддержать языковое развитие ребенка.

«Во время купания и приема пищи родители могут реагировать на попытки ребенка общаться (жесты, лепет) для пополнения словарного запаса», — сказала Сантана. «Для малышей и дошкольников лучше всего задавать открытые вопросы, чтобы их ребенок мог выразить свои идеи, мысли и чувства».

Гарза, учитель дошкольного специального образования, соглашается: «Одна из стратегий, которая оказалась полезной для нас, — это «трансляция», когда мы намеренно описываем то, что наблюдают наши дети, например, складывают одежду, убирают на кухне, моют машину или даже сделать бутерброд. Мне нравится называть это подходом Вин Скалли».

«Язык позволяет малышам удовлетворять повседневные нужды и нужды, а также дает им возможность выражать свои мысли и эмоции», — сказал Гарза. «Дети будут подражать тому, что они слышат и видят, поэтому родители должны моделировать язык, который они хотят, чтобы их дети использовали».

Для получения дополнительных ресурсов о том, как родители могут улучшить языковое развитие своего ребенка, посетите:

Все о детях младшего возраста

От нуля до трех

NAEYC for Families

PBS

7 октября 2021 г. | Статьи, Родители

Празднование Дня коренных народов День коренных народов — хотя и не является федеральным праздником — отмечается во второй понедельник октября во многих городах и штатах США, включая город Лос-Анджелес, округ Лос-Анджелес и Калифорния. День…

29 сентября 2021 г. | Статьи, Родители

Празднование Месяца филиппинской американской истории Каждый год Соединенные Штаты отмечают филиппинско-американскую историю в течение октября. Будучи второй по величине азиатско-американской группой в стране и третьей по величине этнической группой в Калифорнии, филиппинские американцы…

14 сентября 2021 г. | Статьи, новости и ресурсы, родители

Празднование Месяца национального латиноамериканского наследия 2021 года: 15 сентября – 15 октября Латиноамериканские общины — крупнейшая группа этнических меньшинств в Соединенных Штатах, по данным Pew Research Center — внесли огромный вклад в историю, культуру и достижения…

23 августа 2021 г. | Родители

Для этой новой мамы доула была ключом к радостным родам Когда Терика Хамет узнала, что беременна в прошлом году, ее первоначальная радость вскоре сменилась тревогой. «Я подумала: «А что, если я умру?» — сказала она. Ее страх не был напрасным. Черные женщины в округе Лос-Анджелес…

19 августа 2021 г. | Родители

Выходи и играй: как часто дошкольники играют на улице со своими родителями? Чуть более половины детей дошкольного возраста ежедневно выходят на улицу, чтобы поиграть с родителями, и часто это зависит от таких факторов, как пол ребенка, мать…

16 августа 2021 г. | Грамотность, родители, готовность к школе

Воспитание двухграмотных и двуязычных детей дает удвоенные преимущества У меня отвисла челюсть, когда я впервые услышала, как мои малыши болтают по-испански. Окупилось ли наконец все это чтение на испанском? Ответ: да. (Вместе с небольшой помощью Доры.) В нашем доме мы…

3 августа 2021 г. | Родители, Race Equity

Неделя грудного вскармливания чернокожих проходит с 25 по 31 августа! Когда дело доходит до грудного вскармливания, расовая справедливость становится проблемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *