Этический кодекс психолога в россии в консультировании: Этический кодекс психолога-консультанта — Психологос

Этический кодекс психолога-консультанта — Психологос

1. Общие нормы

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.

п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т. п., отличные от их собственных.

1.4. Недискриминация

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование психологов-консультантов • результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное вознаграждение

• Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение профессиональном и научной документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные выступления и публикации

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

2.1. Избегание ложных или неверных утверждений

(а) Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

(в) Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

2.2. Свидетельства и подтверждения

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка и вмешательство

3.1. Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

3.2. Использование психологического инструментария

(а) Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

(c) Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

(d) Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

(e) Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

3.3. Интерпретация данных

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

3.4. Создание тестовых оценок и интерпретаций

Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

3.5. Объяснение полученных результатов

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

3.6. Обеспечение безопасности психологического инструментария

Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

4. Процедурные нормы

4.1. Информирование клиента

(а) При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

(в) Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

(с) Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.

4.2. Осознанное согласие

(а) Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

(1) способен дать согласие; (2) получил значимую информацию относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно оформлено.

(в) В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

(с) Дополнительно, психологи-консультанты: (1) информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.

4.3. Взаимоотношения с парой и с семьей

(а) В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1) кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

(в) Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами

Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

4.6. Прерывание помощи

(а) Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

(в) Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

4.7. Окончание профессиональных отношений

(а) Психологи-консультанты не бросают клиентов.

(в) Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

(с) Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения

5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами

(а) В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.

(в) Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

(с) Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

5.2. Сексуальные отношения

(а) Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать ее нарушения.

(б) Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.

5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность

6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности

(а) Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

(1) вопросы конфиденциальности; (2) необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.

(в) Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

6.2. Сохранение конфиденциальности

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

(а) Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

6.5. Разглашение информации

(а) Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных консультаций; (3) защиту клиентов.

(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

(с) При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

6. 6. Конфиденциальная информация о базе данных

(а) При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

(в) Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

(с) Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлеинях

(а) В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

(в) Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

6.8. Защита записей и данных

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7. Решение этических вопросов

7.1. Знание Этического Кодекса

Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

7.2. Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

7.4. Неформальное устранение этических нарушений

В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

7.5. Сообщение об этических нарушениях

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

7.6. Необоснованные претензии

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.

Этический кодекс психолога службы практической психологии в системе образования — Деятельность и перспективы

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности психолога. К ним относятся клиническая и консультативная психологическая практика, диагностика, обучение, тренинг и супервизорство, создание тестовых и измерительных методик, обучающее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств и другие подобные занятия.

Соответствие деятельности психолога положениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации факты грубого нарушения Этического кодекса могут быть квалифицированы как несоответствие занимаемой должности, и повлечь за собой меры, предусмотренные трудовым законодательством. Для решения спорных этических вопросов создается этическая комиссия в составе областного научно-методического совета службы практической психологии образования.


Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным. (В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.)

4. Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой учреждения, где он работает.

5. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. (Вся психологическая информация может заноситься в специальную карту, которая шифруется при регистрации клиента.)

6. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

7. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

8. Администрация образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к ситуации образования.

2. Принцип компетентности

1. Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.

2. Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.

3. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

4. В интересах оптимального выполнения своей задачи психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.

5. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения, членом научно-методического совета службы практической психологии и другими специалистами).

6. Новые психолого-педагогические программы, используемые в повседневной массовой практике, утверждаются на областном научно-методическом совете службы практической психологии.

7. Психолог имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

4. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

5. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследований.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методическое объединение) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с детьми, их родственниками, педагогами, другими участниками образовательного процесса и общественностью.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. В случаях, когда необходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина (ребенка, педагога и т. п.).

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать информации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, студентов, супервизоров и других участников исследований. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм уважать личность человека, с которым работает.

3. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будут нарушено право на конфиденциальность.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию областного научно-методического совета службы практической психологии образования.

4. Психолог при рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает конфиденциальность и авторские права.

5. После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе диагностики или психологического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.

 

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

 

4. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

9. Принцип морально – позитивного эффекта профессиональных действий психолога

1. Психолог должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.

2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам заказчика.

3. При выступлениях в средствах массовой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения в общественном мнении или эмоциональном состоянии адресата.

4. Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

Этический кодекс Российского психологического общества

Дом

Документы

Кодекс этики RPS Клятва российского психолога

Преамбула

  1. Настоящий Кодекс этики составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 27. 07.2006 №152-ФЗ «Об обращении с персональными данными», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией Права человека, Хельсинкская декларация WMA — Этические принципы медицинских исследований с участием человека, Всеобщая декларация этических принципов для психологов и Мета-кодекс этики Европейской федерации ассоциаций психологов.
  2. Комитет по этике Российского психологического общества является консультационным и руководящим органом по этическим вопросам в профессиональной деятельности психологов.
  3. Термин «психолог» относится и применяется к лицу с высшим образованием в области психологии.
  4. Термин «Клиент» относится к физическому лицу, семье или группе (включая организацию или сообщество), получающим услуги психолога (обучение, консультации, специальное обучение, обучение, терапия, лечение, профессиональный отбор и оценка) или принимающим участие в психологических исследованиях в качестве участника.
  5. Настоящий Кодекс распространяется на все виды психологических услуг, которые он определяет. Этические принципы настоящего Кодекса распространяются на все виды психологической помощи, в том числе на дистанционную психологическую помощь через сеть Интернет.
  6. Профессиональная деятельность психологов в любой области знаний характеризуется их ответственностью перед клиентами, обществом и дисциплиной психологии и основана на общественном доверии, которое зарабатывается и поддерживается соблюдением норм этического поведения, изложенных в настоящем Кодексе.
  7. Кодекс этики №
  8. служит целям внутреннего регулирования профессионального поведения психологов, регулирования отношений между психологами и обществом, а также служит основанием для применения санкций за нарушение этических принципов профессионального поведения.

I. Этические принципы психологов

Психологи интегрируют этические соображения в свою профессиональную деятельность и принимают в качестве фундаментальных универсальные моральные ценности, такие как уважение достоинства и самоопределения всех людей, а также обязательство способствовать благополучию и развитию общества. Эти соображения лежат в основе профессиональной деятельности психологов в профессиональном, морально-этическом измерениях.

  1. Этический принцип: уважение

    Психологи уважают достоинство и ценность всех людей, уделяя особое внимание их правам, гарантированным Конституцией Российской Федерации и международными договорами по правам человека.

    Принцип уважения включает:

    1. Общее уважение
      1. Психологи уважают индивидуальные, культурные и ролевые различия, включая (но не исключительно) различия, связанные с возрастом, инвалидностью, образованием, этнической принадлежностью, полом, языком, национальным происхождением, расой, религией, сексуальной ориентацией, семейным положением и социально-экономическим статусом. .
      2. В своей профессиональной деятельности психологи не допускаются к несправедливой дискриминации по какому-либо признаку и избегают предвзятости. Психологи не позволяют личностным характеристикам, условиям, статусу или предпочтениям клиента каким-либо образом влиять на их профессиональные суждения, включая, но не ограничиваясь, выбор методов и процедур психологической работы, а также выводы, основанные на данных исследований.
      3. В своей профессиональной деятельности психологи не допускаются к несправедливой дискриминации по какому-либо признаку и избегают предвзятости
      4. В своей профессиональной деятельности психологи заботятся о том, чтобы никоим образом не навредить здоровью, благополучию, репутации и социальному статусу клиента и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Психологи принимают меры предосторожности для защиты конфиденциальной информации, полученной с помощью или хранящейся на любом носителе, и не разглашают ее ни при каких обстоятельствах без надлежащего и недвусмысленного согласия клиента.
      2. Результаты исследования представлены таким образом, чтобы исключить возможность причинения вреда клиенту, студенту, психологу или психологической науке.
      3. Данные исследований и оценок, полученные при работе со студентами и их обучении, защищены и обрабатываются в соответствии с этим стандартом. То же самое относится и к данным, полученным от клиентов.
      4. В тематических исследованиях психологи заботятся о защите анонимности и достоинства рассматриваемого клиента.
      5. Психологи воздерживаются от попыток получить информацию о клиенте, выходящую за рамки потребностей законтрактованной психологической деятельности.
      6. Клиент имеет право запретить третьим лицам вмешиваться в отношения клиент-психолог.
      7. Психологи заботятся о защите результатов исследований от их нежелательного раскрытия. Психологи признают, что небрежное отношение к ведению, хранению, сохранению и уничтожению данных исследований может нанести вред клиенту, самим психологам и обществу. Тщательное хранение и обработка любых данных, связанных с работой, должны быть организованы должным образом.
    3. Информированное согласие
      1. Прежде чем оказывать профессиональные услуги или проводить исследования, психологи получают информированное согласие клиентов, информируя их о характере деятельности, защите и ограничениях конфиденциальности, обращении с рабочими записями, публикациями и отчетами. Для лиц, которые по закону или иным образом не могут дать информированное согласие, психологи получают согласие от должным образом уполномоченного представителя.
      2. Психолог предоставляет клиенту соответствующую информацию обо всех важных этапах в ходе психологической деятельности. Клинические психологи информируют пациентов о возможных потенциальных рисках выбранного метода лечения и по возможности предлагают альтернативные методы, в том числе выходящие за рамки психологического поля.
      3. Психологи получают информированное согласие клиентов перед любой записью их голосов или изображений во время консультаций или терапии. Это правило распространяется и на запись телефонных разговоров клиента с психологом.
      4. Психологи также получают прямое согласие клиента, прежде чем предоставлять такие записи или любые другие данные клиента третьим лицам.
      5. Участие физических лиц в психологических исследованиях или экспериментах основано на их добровольной волеизъявлении и информированном согласии. Когда психологи проводят исследование, психолог информирует человека или людей при первом контакте или при первой же возможности о цели исследования, процедурах и любых предсказуемых рисках, дискомфорте или неблагоприятных последствиях, используя язык, который разумно понятен этому человеку. или лиц. В начале исследования психолог убеждается, что достоинство и благополучие участников соблюдены, введены соответствующие меры предосторожности, а возможность непредвиденных рисков сведена к минимуму.
      6. Если научные ценности оправдывают задержку или сокрытие информации о характере, результатах и ​​выводах исследования, психологи принимают разумные меры для снижения потенциальных рисков для психологического благополучия, физического здоровья, личных ценностей или достоинства участников. Подведение итогов проводится как можно раньше, предпочтительно по завершении эксперимента, при условии, что такое подведение итогов возможно и безвредно для благополучия, личных ценностей и достоинства участника.
    4. Уважение автономии клиента
      1. Психологи признают и уважают способность отдельных лиц, групп и сообществ самостоятельно принимать решения, в том числе касающиеся вступления или прекращения профессиональных отношений.
      2. Любое физическое лицо может быть клиентом при условии, что это лицо юридически, физически и умственно способно самостоятельно заключать контракты или давать информированное согласие. Если лицо ограничено в этих возможностях, решение о вступлении в профессиональные отношения с психологом принимает уполномоченный на то представитель.
      3. Психологи признают право клиента на получение второго мнения у другого психолога, за исключением случаев, когда такое привлечение невозможно по закону.
  2. Этический принцип: компетентность

    Психологи ценят постоянное развитие и поддержание высоких стандартов компетентности в своей профессиональной деятельности, а также важность сохранения своей способности функционировать оптимально в пределах признанных пределов своих знаний, навыков, обучения, образования и опыта.

    Принцип компетентности включает:

    1. Профессиональная этика
      1. Психологи хорошо понимают профессиональную этику и этическое поведение, в том числе принципы настоящего Кодекса. В своей работе психологи используют как профессиональные, так и этические суждения.
      2. Психологи несут ответственность за то, чтобы их собственная деятельность, деятельность их сотрудников и их студентов соответствовали профессиональным стандартам.
      3. Психологи стремятся к тому, чтобы работающие под их непосредственным руководством также соответствовали требованиям настоящего Кодекса и чтобы от них не требовалось работать за пределами своей компетенции.
      4. Во взаимодействии со специалистами других профессий психологи сохраняют профессиональную честность, уважение и готовность помочь.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Психологи оказывают услуги только в пределах своей компетенции, исходя из своего образования и профессионального опыта.
      2. Только психологу разрешается осуществлять прямую (опрос, оценка, интервью, терапия, тренинг и т.п.) и косвенную (биографический метод, наблюдение и т.п.) профессиональную деятельность с клиентом.
      3. Психологи осуществляют психодиагностическую беседу, наблюдение, образовательное вмешательство на уровне, который создает и поддерживает доверие и удовлетворение в отношениях клиент-психолог
      4. В случае болезни клиента психологическая работа может проводиться только с согласия врача клиента или уполномоченного представителя.
    3. Компетентность в выборе средств
      1. Теоретические основания, приемы, процедуры и методы обработки данных, выбранные психологом, соответствуют и соответствуют курсу терапии, оценки или исследования. Выбранные методы психодиагностики соответствуют стандартам, признаны безопасными, действительными и адаптированными для клиента.
      2. Психологи используют научно признанные и одобренные методы сбора и управления данными, которые не зависят от научных предпочтений психолога, социального статуса или личного отношения к клиенту.
      3. Психологи не фабрикуют данные и не делают ложных, вводящих в заблуждение или мошеннических заявлений относительно своих исследований. Если психологи обнаруживают существенные ошибки в своих опубликованных данных, они принимают разумные меры для их исправления и публикуют исправленные данные.
    4. Поддержание компетентности в области этики
      1. Психологи прилагают постоянные усилия для развития и поддержания своей компетентности в области этики психологической работы (или исследований).
    5. Признание обесценения
      1. В случае, если прекращение психологических услуг по субъективным или объективным причинам может причинить вред клиенту, психолог прилагает разумные усилия для облегчения передачи и продолжения ухода, направляя клиента к альтернативным поставщикам услуг в зависимости от ситуации.
      2. Психологи воздерживаются от практики, когда их профессиональная компетентность серьезно нарушена.
  3. Этический принцип: Ответственность

    Психологи ценят свою ответственность перед клиентами, широкой публикой, а также перед профессией и наукой в ​​области психологии, включая предотвращение вреда и предотвращение неправомерного использования или злоупотребления их вкладом в общество.

    Принцип ответственности включает:

    1. Общая ответственность
      1. Перед проведением исследования психолог берет на себя ответственность за разумно предсказуемые научные и социальные факторы, которые, как можно ожидать, прямо воздействуют на лиц и организации, участвующие в исследовании, и косвенно влияют на общественное доверие к дисциплине психологии и восприятие социальных ценностей .
      2. Психологи полностью осознают характер отношений между исследователем и участником и берут на себя ответственность за безопасность и благополучие участников как в физическом, так и в психологическом аспектах. Такая ответственность возрастает в случаях, когда в исследованиях участвуют лица с наркотической зависимостью и лица, ограниченные в своих действиях, а также когда возможности участников заведомо ограничиваются замыслом и проведением эксперимента
      3. Психолог прекращает оказание психологических услуг, когда становится достаточно ясно, что их продолжение вряд ли принесет пользу или вред клиенту.
    2. Безвредность
      1. Психолог не занимается какой-либо научной или профессиональной деятельностью, если только его процедуры не безопасны для здоровья, достоинства, частной жизни и благополучия клиента и не выходят за рамки профессиональной деятельности, заключенной по контракту.
    3. Решение этических дилемм
      1. Психологи признают, что этические дилеммы неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Психологи берут на себя ответственность попытаться решить такие дилеммы с помощью соответствующего сочетания размышлений, наблюдения и консультаций.
      2. В случае, когда психологам необходимо экспертное мнение для решения своих этических дилемм, они обращаются за этической консультацией в Комитет по этике Российского психологического общества.
  4. Этический принцип: честность

    Психологи ценят честность, точность, ясность и справедливость в общении со всеми людьми и стремятся способствовать честности во всех аспектах своей научной и профессиональной деятельности. Психологи уважают своих коллег; иметь четкое представление о своих профессиональных ролях, обязанностях и ответственности.

    Принцип целостности включает:

    1. Признание ограничений личных и профессиональных способностей
      1. Психологи признают ограниченность собственных знаний, методов, выводов и взглядов, а также своей профессии и открыты для сотрудничества со специалистами других профессий.
    2. Честность
      1. Как можно раньше в профессиональных или научных отношениях психологи и получатели психологических услуг достигают соглашения, определяющего компенсацию и другие достаточные условия, такие как, но не ограничиваясь: распределение обязанностей между психологом, клиентом и третьей стороной партийный плательщик; и обработка результатов исследований и ограничения их применения. В профессиональных отношениях с клиентами, а также при приеме на работу профессиональные принципы психологов стоят выше любых коммерческих интересов. Прежде чем брать на себя какие-либо обязательства, связанные с работой, психологи разъясняют своим потенциальным работодателям, что они действуют в пределах своей профессиональной компетенции, связаны юридическими, моральными и этическими обязательствами по сохранению конфиденциальности информации, связанной с работой, и что только психологи могут регулировать свою профессиональную деятельность. Психологи прямо указывают на невозможность исполнения требований и просьб неэтичного и непрофессионального характера. Психологи обеспечивают и знакомят работодателей с нормами настоящего Кодекса.

        Реклама и другие публичные коммуникации психологов служат только цели оказания помощи потенциальным клиентам в принятии обоснованных решений о возможности установления профессиональных отношений. Психологи не участвуют в рекламе или других публичных сообщениях, которые являются ложными, вводящими в заблуждение или мошенническими в отношении их исследований, практики или другой трудовой деятельности. Психологи не рекламируют свои имена или какие-либо методы профессиональной деятельности. Психологи не делают преувеличенных заявлений об эффективности предлагаемых ими услуг, не заявляют о своем профессиональном превосходстве, не делают оскорбительных заявлений в отношении других практикующих врачей и не заявляют, что гарантируют успешный результат. Психологи не используют активные маркетинговые стратегии продвижения своих профессиональных услуг, в том числе, но не ограничиваясь: привлечением клиентов скидками; награждение лиц или организаций за привлечение клиентов; и поощрение третьих лиц к распространению похвалы или любой другой рекламной информации.

    3. Точность
      1. Быть честным и точным в представлении информации в исследовательской и практической работе.
      2. В психологическом обслуживании и исследовательской работе психологи используют терминологию, принятую в психологической науке, предоставляют данные, на которых основаны их выводы, включая их математико-статистическую обработку, и получают положительные отзывы компетентных специалистов. Любому психологическому исследованию предшествует анализ соответствующей научной литературы.
      3. Примите разумные меры, чтобы гарантировать, что представленная информация не будет искажена другими, и исправить любые обнаруженные искажения.
    4. Предотвращение эксплуатации и конфликта интересов
      1. Избегайте установления отношений, которые могут нанести ущерб профессиональной объективности или иным образом привести к эксплуатации или конфликту интересов с клиентом.
      2. Воздерживаться от злоупотребления профессиональными отношениями с целью продвижения своих сексуальных, религиозных, политических, идеологических, личных или финансовых интересов.
      3. Признать, что конфликты интересов и несправедливость власти могут сохраняться после формального прекращения профессиональных отношений, так что профессиональные обязанности могут по-прежнему применяться.
      4. Психолог воздерживается от вступления в личные отношения с лицом, с которым психолог состоит в профессиональных отношениях.
    5. Профессиональные обязанности
      1. Психологи не скрывают результаты исследований или данные, на которых основаны их выводы из научных кругов. В своих публикациях психологи стараются общаться максимально полно, объективно и недвусмысленно, стараются не использовать информацию, которая может быть неверно истолкована, сохраняя анонимность всей информации об участниках исследования. Психологи признают, что критика и обсуждение собственных выводов и взглядов служат развитию науки, и воздерживаются от их подавления.
      2. Психологи уважают своих коллег и воздерживаются от несправедливой критики их профессиональной деятельности.
      3. Психологи не участвуют в недобросовестной конкуренции, включая, помимо прочего, принуждение или принуждение коллег к отказу от своей практики или изменению ее сайта.
      4. Когда психологи считают, что другой психолог мог нарушить этические или профессиональные нормы, они пытаются решить проблему, конфиденциально доводя ее до сведения этого человека.

II. Нарушение этики

  1. Поведение, квалифицируемое как нарушение этики, включает: игнорирование, неверное толкование или умышленное нарушение норм настоящего Кодекса, преследующее личную выгоду или являющееся следствием несогласия с нормами и принципами, изложенными в настоящем Кодексе. Нарушение Кодекса является основанием для подачи жалобы.
  2. Любое лицо или организация может сообщить о неэтичном поведении, направив письменную жалобу в Комитет по этике Российского психологического общества. Все жалобы рассматриваются и разрешаются Комитетом по этике Российского психологического общества.
  3.  Санкции в отношении психологов за нарушение норм Кодекса этики могут включать публичное предупреждение, приостановление или лишение сертификата профессионального психолога с последующим уведомлением широкой общественности, потенциальных клиентов и других психологических объединений.
  4. Информация о введенных санкциях является общедоступной и передается психологическим ассоциациям других стран.
  5. В случаях серьезных нарушений этических принципов настоящего Кодекса Российское психологическое общество вправе привлечь психолога или организацию психологов в суд.

Настоящий Кодекс утвержден Конгрессом Российского психологического общества 14 февраля 2012 года.

  • О
  • Структура

  • Документы

  • Новости
  • Банковские реквизиты
  • Связаться с нами

Международное сотрудничество

Консультирование и русская культура — Консультирование сегодня

В России консультирование часто не считается серьезной профессией. К сожалению, то же самое можно сказать и о любой стране, которая когда-то была частью СССР. Существует очень ограниченное количество консультационных центров немедицинского образца, особенно в сельских районах страны. Печальная правда, однако, заключается в том, что большая часть населения России даже не знает о таких услугах.

Антон Иванов (первый автор этой статьи) вырос в России. После пяти лет в Соединенных Штатах, будучи студентом второго курса программы консультирования, он остро осознал существенные различия между двумя странами, когда речь шла об их взглядах и практике консультирования. У него есть желание рассказать американским вожатым о своей стране и народе.

Исторический контекст: Остатки советского режима

Чтобы полностью понять менталитет россиян в отношении консультирования, необходимо углубиться в историю страны. В советское время (1922–1991 гг.) консультационные и психологические услуги либо были недоступны, либо отвергались правительством и населением. Таким образом, такие услуги были крайне редки. Из-за отсутствия консультационных услуг россияне с проблемами психического здоровья или наркоманией и алкоголизмом исторически лечились врачами с помощью лекарств.

Работы Зигмунда Фрейда были переведены на русский язык в советское время и были одним из немногих источников знаний о психотерапии для советских терапевтов. Однако вскоре его работы были запрещены, как и многие работы других западных практикующих. Для тех, кто ищет более подробный обзор истории и современного развития консультирования в России, мы предлагаем прочитать статью Кристин Л. Карри, Марины В. Кузьминой и Руслана И. Надюка «Профессия консультанта в России: исторические корни, современные тенденции и Будущие перспективы», октябрь 2012 г. Журнал консультирования и развития .

Исторически сложилось так, что людей с диагностированными серьезными психическими расстройствами в России часто направляли в психиатрические больницы медицинского профиля, где права на конфиденциальность обычно не учитывались. Когда записи были раскрыты, граждане часто подвергались стигматизации и позору, что ограничивало их возможности трудоустройства и сводило к минимуму их шансы на жизнь без проверки. Во многих российских сообществах простое упоминание о том, что родители обращаются за психиатрической помощью для своих детей или самих себя, может иметь негативные последствия. Когда такая информация стала достоянием общественности, репутация семей оказалась под угрозой, и их часто заклеймили как «неблагополучных». К сожалению, эти взгляды остаются преобладающими и сегодня.

Еще больше усугубляя клеймо, правительство использовало психиатрию как инструмент для подавления идей, которые отличались от общепринятой идеологии, называя повстанцев «психически неуравновешенными». Поскольку призрак проблем с психическим здоровьем использовался, чтобы отговорить инакомыслие, такие термины, как психология , психиатрия и психотерапия , стали вызывать страх у населения.

Чтобы еще больше усложнить ситуацию, идея о том, что социальные факторы или факторы окружающей среды могут вызывать определенные проблемы с психическим здоровьем, была категорически отвергнута; единственная допустимая точка зрения заключалась в том, что все психические расстройства имеют биологическую причину. В результате люди, страдающие от психологических проблем, часто преуменьшали свои симптомы, чтобы не обращаться к врачу. Когда русские люди болеют, они часто шутят, что «проблема исчезнет сама собой» или «уже поздно лечить проблему; это неизлечимо».

На протяжении всей истории России ее жители часто обращались за консультацией и психологической помощью к «целителям», которые, как считается, обладают «хорошей» энергией, святыми силами, умением решать проблемы людей и способностью предвидеть события. Целители часто назначают травы, которые считаются полезными. Россияне также практикуют бальнеотерапию, принимают грязевые ванны и посещают спа-салоны, чтобы снизить уровень стресса и решить физиологические проблемы. Большинство россиян редко обращаются к врачу по поводу проблем с психическим здоровьем. Вместо этого многие русские предпочитают обсуждать свои проблемы с друзьями на кухне за бутылкой водки.

Как исторически, так и сегодня россияне уважают и доверяют армии, церкви и национальному лидеру. Во времена кризиса русский народ вдохновлялся и объединялся надеждой, которую он возлагал на своих лидеров и церковь. Люди по-прежнему полагаются на Русскую православную церковь в «решении» своих проблем. Люди идут в церковь, чтобы священники ответили на все их вопросы, и в надежде волшебным образом избавиться от проблем с психическим здоровьем, выпив святую воду или посетив общественные богослужения. Россияне считают священников авторитетными фигурами и доверяют им гораздо больше, чем психотерапевтам. К сожалению, священники мало или совсем не обучены консультированию и полагаются на свои собственные знания, чтобы помочь людям, имеющим проблемы с психическим здоровьем.

Проблемы и проблемы, связанные с консультированием

Проблемы психического здоровья россиян аналогичны проблемам, встречающимся в других странах, но эти проблемы усугубляются глубоко укоренившейся политической политикой и социальными установками, которые сочетаются с серьезными социально-экономическими трудностями. Присутствуют высокие показатели депрессии, тревоги, употребления наркотиков и алкоголя, расстройств пищевого поведения, разводов, самоубийств и безработицы. Другие факторы образа жизни способствуют высокому уровню заболеваемости раком и СПИДом, что приводит к снижению средней продолжительности жизни. Расизм, местные и международные войны и религиозная дискриминация еще больше усугубляют стресс. В стране, где большая часть населения живет за чертой бедности, мало что можно сделать, чтобы предотвратить высокий уровень депрессии и апатии. Недавние экономические санкции усугубили эти проблемы.

В русской культуре многие мужчины рассматривают брак как потерю свободы, тогда как женщины обычно рассматривают брак как важный шаг на пути к счастливой жизни. Женщины часто рассматриваются как низший пол, предпочитающий зависимость и мечтающий только о семье, в то время как мужчины ведут себя напористо и предпочитают независимость. Многие дети мужского пола воспитываются в спартанских условиях, в которых проявления эмоций и расспросы родителей редко допускаются. К сожалению, агрессивные действия слишком часто подкрепляются. Сочетание этих факторов привело к высокому уровню домашнего насилия и общей враждебной культуре по всей России, что сделало семейное консультирование насущной необходимостью.

Хотя сексуальность широко обсуждается среди россиян, родители, учителя и священники скептически относятся к половому воспитанию и не решаются им воспользоваться. Незапланированные беременности привели к высокому уровню абортов. В статье 2001 года в журнале Canadian Medical Association Journal Барбара Сиббалд отметила, что русские женщины делали в среднем шесть абортов за свою жизнь. Распространенность незапланированных беременностей также привела к переполнению детских домов, в которых живут брошенные дети и дети, отобранные у родителей из-за наркотической и алкогольной зависимости. Понятно, что существует острая потребность в доступе к противозачаточным средствам, половому воспитанию, услугам семейного консультирования и лечению от наркомании и алкоголизма.

Текущее состояние и основные потребности

Вообще говоря, консультирование в России на десятилетия отстает от Соединенных Штатов с точки зрения принятия, образования и теоретического развития. Тем не менее, как отметили Карри, Кузьмина и Надюк, консультирование признано отраслью социальной работы и начинает набирать силу в России. Тем не менее, программы обучения консультантов, подобные тем, которые широко распространены в колледжах США, крайне редки в России. Консультирование все еще находится в нескольких шагах от того, чтобы стать жизнеспособной профессией в России, и необходимо решить ряд вопросов, прежде чем оно будет рассматриваться как законная, функционирующая организация.

Например, требования к обучению и сертификации различаются в зависимости от страны и не устанавливаются и не регулируются каким-либо руководящим органом. К сожалению, это привело к тому, что многочисленные шарлатаны и неквалифицированные специалисты заявляют, что предоставляют «консультации». В настоящее время очень немногие учебные заведения рассматривают возможность предоставления студентам практических занятий или стажировок. Это оставляет многих начинающих консультантов плохо подготовленными к реальной практике. Кроме того, выдающимся студентам с высшим образованием не гарантируется трудоустройство, если они не имеют социальных и административных связей. Кроме того, низкий доход вожатых не привлекает многих студентов в эту область.

После визита делегации Американской ассоциации психологов в Россию в 2006 году в статье Counseling Today сообщалось, что российские психологи склонны изучать одну теорию и использовать ее исключительно. Похоже, что существует ограниченный объем обучения по теориям. Таким образом, идея адаптации подходов консультантов к индивидуальной личности и проблемам клиента обычно не практикуется. Очевидно, что крайне необходима расширенная подготовка по более широкому спектру подходов.

В стране, где коррупция слишком часто является нормой и где этические кодексы не рассматриваются как обязательные, соблюдение строгих этических стандартов, существующих в Соединенных Штатах, не придается особого значения. В своей статье Сиббалд отметила, что сексуальные отношения между практикующими врачами и клиентами являются обычным явлением, и этические стандарты в отношении таких отношений не соблюдаются. В частности, из-за исторически сложившегося недоверия россиян к службам охраны психического здоровья важно, чтобы формальные этические принципы были установлены, преподавались и контролировались. Пока российская общественность не научится верить в то, что ее консультанты будут защищать конфиденциальность, службы охраны психического здоровья не закрепятся в России.

Потенциальные потребности иммигрантов из России в консультировании  

Многим иммигрантам из России были бы полезны консультационные услуги, предлагаемые в Соединенных Штатах, но консультанты, недооценивающие значение культурных различий, могут помешать этому процессу. В главе книги 2004 года «Культурно-компетентная практика с детьми и семьями иммигрантов и беженцев » Тамар Грин описала некоторые из основных психологических проблем, с которыми россияне сталкиваются, приезжая в Соединенные Штаты. Эти вызовы включают культурный шок, который включает в себя переход от социалистического к капиталистическому обществу и от нерелигиозной или русской православной атмосферы к американской духовной среде. Кроме того, иммигранты должны справляться с языковыми барьерами, безработицей, базовыми знаниями о покупках, навигацией в медицинской системе, одиночеством и изоляцией.

Хотя дети быстрее адаптируются к американской среде, они по-прежнему испытывают такие проблемы, как чувство пренебрежения со стороны родителей, получение помощи в учебе и отсутствие чувства защищенности в новой среде. Проходя процесс адаптации, эти молодые люди могут получить психологическую травму. Грин отметил, что они ищут себя в среде, в которой у них совершенно разные имена и акценты. Кроме того, они изо всех сил пытаются найти новых друзей, стремятся соответствовать американскому стилю одежды и пытаются развивать новые увлечения и интересы, которые сильно отличаются от того, что они знали дома, в России. В то же время российские родители, адаптирующиеся к этой новой среде, одинаково подавлены и не могут уделять детям столько времени, сколько им хотелось бы. Тем не менее, обладая сильными и стойкими навыками выживания, русские научились сохранять свою культуру и идентичность, справляясь с изменениями и осваиваясь в других странах.

Русские обычно относятся к врачам как к авторитетным фигурам и с готовностью передают им свои проблемы. Точно так же, если русские клиенты решат попробовать консультирование, они могут ожидать, что консультант возьмет на себя ответственность за их проблемы, и, вероятно, будут следовать советам консультанта без вопросов. Из-за этих характеристик личностно-ориентированные подходы к консультированию вряд ли подойдут для таких клиентов.

Кроме того, из-за сурового характера русской культуры большинству россиян сложно понять эмпатию. Ольга Бондаренко, доцент кафедры психологии Нижегородского государственного университета в России, отмечает в статье, что россияне часто ошибочно принимают эмпатию в терапии за сочувствие или жалость, что для них менее приемлемо (см. 9).0351 бит.лы/23eZEZj ). По этой причине гораздо более подходящими являются директивные методы.

Можно также отметить, что русская культура склонна к философии, а россияне любят подходить к проблемам с философской точки зрения. Экзистенциальные подходы в консультировании могут наилучшим образом учесть эту культурную особенность.

Еще одна черта русской культуры — нежелание ждать. Таким образом, темпы консультирования могут стать проблемой, поскольку русские ожидают немедленных результатов. Кроме того, многие иммигранты просто не могут позволить себе длительное лечение из-за финансовых ограничений. Точно так же мышление многих россиян заключается в том, что деньги следует вкладывать во что-то осязаемое, например, в электронику, одежду, автомобили или дома. Инвестирование в консультирование, скорее всего, покажется им чуждым и даже бесполезным из-за их неспособности понять его преимущества и сразу увидеть результаты. Консультантам нужно будет объяснить иммигрантам из России, что консультирование в США — более медленный и осознанный процесс.

Русская культура является коммунистической и коллективистской, и, поскольку большой процент населения живет в расширенных домохозяйствах, семья, вероятно, будет неотъемлемой частью жизни этих клиентов. В российских школах и учреждениях детей называют по фамилии, тем самым еще больше продвигая идеологию о том, что семья превыше всего. В отличие от американской культуры, семейный акцент русской культуры сильно ограничивает идею индивидуальности, если не устраняет ее полностью. Консультанты должны помнить об этом, пытаясь разработать решения проблем для российских клиентов.

Чтобы лучше понять этих клиентов, практикующие врачи должны помнить, что русские могут казаться сварливыми, замкнутыми, скрытными, подозрительными, тихими, тревожными и довольно застенчивыми, потому что они часто жили в состоянии неуверенности. Многие пожилые люди были травмированы разделением Советского Союза, которое привело к потере страны, земли, валюты, политических лидеров и, самое главное, идентичности. Нередко можно встретить русских стариков, которые все еще надеются и мечтают однажды снова жить в социалистическом обществе, подобном бывшему СССР.

Из-за отсутствия опыта и понимания консультирования, консультационные вмешательства остаются новыми для большинства иммигрантов из России. Если бы суд приказал им прийти на консультацию, они, вероятно, сочли бы этот процесс странным и выразили бы исключительно скептицизм в отношении его полезности. Кроме того, у этих клиентов может быть укоренено историческое культурное отношение к услугам по охране психического здоровья, из-за чего они могут казаться сопротивляющимися этому процессу. Консультанты должны знать об этом аспекте консультирования россиян и быть готовыми к нему.

Как и представители других культур, русские любят критиковать и жаловаться на противоположное мышление и отношение, с которыми они сталкиваются у других россиян и у российского правительства. Неуместно консультанты могут обнаружить, что некоторые русские иммигранты не близки или не отзываются положительно о других русских иммигрантах. Однако, если такие чувства возникают на сеансах консультирования, консультанты должны быть осторожны в согласовании с этими точками зрения, чтобы присоединиться к клиенту. По иронии судьбы, русские иммигранты могут чувствовать себя оскорбленными и неуважительными из-за американского консультанта, который выражает негативное отношение к русским и их родине.

Подавляющие контрасты

Чтобы понять суть русской культуры и удовлетворить потребности россиян в консультациях, нужно понимать историю страны и уникальные особенности ее народа. Эта статья была написана, чтобы заглянуть в этот часто неправильно понимаемый мир.

Пребывание в Соединенных Штатах в течение пяти лет помогло мне (Антону) лучше понять полезность консультирования и его конечную пользу для россиян. Участие в консультационной программе усилило мое желание видеть, как сфера консультирования растет в России и ею пользуются русские иммигранты. Полагаю, что некоторая информация, изложенная в этой статье, может быть применима и при работе с выходцами из стран бывшего СССР или другими русскоязычными иммигрантами.

Тем не менее, консультанты в Соединенных Штатах должны понимать, что консультирование чуждо большинству россиян. Это не то, что удовлетворяет потребности тех, кто пришел из общества или существует в нем, в котором основное внимание уделяется выживанию, а не личностному росту. Мы надеемся, что консультационные услуги в России будут развиваться и что благодаря пониманию русской культуры консультанты в этой стране будут лучше подготовлены к обучению и консультированию россиян.

 

****

 

Антон Иванов из Орла, Россия, учится на втором курсе программы клинического консультирования по психическому здоровью в Государственном университете Восточного Теннесси (ETSU).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *