Этнопсихология как наука
Министерство Образования РФ
Тольяттинский
Государственный
Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Этнопедагогика и этнопсихология»
на тему:
«Православная
и народная педагогика»
Выполнила:
группа
Преподаватель:
Тольятти – 2012
Содержание
- Введение…………………………………………………………
..3 - Этнопсихология
и другие науки……………………………….
- Предмет, основные понятия этнопсихологии………………..5
- Задачи этнопсихологии как науки…………………………….8
- Заключение……………………………………………………
…14 - Список
литературы……………………………………………..1
5
Введение
Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук.
Вместе с тем этническая психология должна развиваться в тесном сотрудничестве с другими науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта — явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей.
Долгое
время общепризнанной категорией этнической
психологии считалось понятие
Психологию представителей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень часто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психологических, а не каких-то других закономерностей.
Этнопсихология и другие науки
Этническая психология — это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.
Философия, методологически и теоретически осмысливает, главным образом, социальное и, частично, психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей.
Социология и культурология в свою очередь всегда изучали качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологические концепции их развития. Социология стремится продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия культурных отношений между различными этносами.
Этнология (этнография) была изначально ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных изменений) того или иного народа.
Психологическая наука, а также ее отрасль социальная в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики людей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирования.
Сфера
проявления национальных особенностей
психики индивида достаточно обширна,
по этой причине закономерно выделилась
и стала продуктивно развиваться особая
отрасль социальной психологии — этнопсихология (с греч. племя, народ+ душа+ учение).
Предмет, основные понятия этнопсихологии
Предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать.Структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т. д. представителей той или иной нации. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих и особенных черт национальной психики, национального характера людей, составляющих содержание и формы проявления этнопсихологических феноменов.
Национально-
Таким образом, этнопсихология — это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга. Она в свою очередь является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными- психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей — реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфически свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.
Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи занимаются изучением собственно национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования.
Во-вторых,
социологи и этнографы
Методология
этнической психологии — это наиболее
общие представления об идейных
позициях этой науки, основных закономерностях
познания и осмысления ею национально-психологических
особенностей представителей конкретных
этнических общностей. Методология
этнической психологии определяется своеобразием
ее предмета: чтобы успешно исследовать
национально-психологические
Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов ее осуществления. С другой, — национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.
Принцип личностного подхода требует при изучении любых национально-психологических особенностей учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности с характерными для них чувствами, мыслями, переживаниями и т. д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания.
Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. Последние производны от материальной жизни и материального бытия людей. При их осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономерностями, которым они подчиняются в своем развитии, влияя тем самым и на психологию человека.
Следует помнить и о принципе относительности всех психологических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.
Задачи этнопсихологии как науки
Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают:
1. Всестороннее осмысление и
2.
Изучение специфики
3. Исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах.
Этнопсихология как наука
4.
Анализ и выявление
5.
Изучение специфики
6. Исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения представителей конкретных этнических общностей.
7.
Сравнительное (
8.
Выявление отличительных
9. Изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей.
10. Обоснование важнейших
11.
Исследование национально-
12.
Выработка практических
13.
Всестороннее изучение
14.
Социальное и психологическое
прогнозирование развития
Решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими наукам, с которыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.
Участвуя
в деятельности по изучению политического
самосознания людей разной национальной
принадлежности, этнопсихологии в свою
очередь предоставляют
Этнопсихология должна решать свои задачи во взаимодействии с педагогической наукой изучающей закономерности воспитания и обучения людей. Воспитательная работа особенно среди представителей различных наций и народов имеет свою специфику, которую необходимо принимать во внимание. Эти факторы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием национальной психологии, он может и должен находить тем самым наиболее весомые аргументы в деле повышения качества воспитательной деятельности.
Обучение представителей различной этнической принадлежности требует учета закономерностей проявления их национальной психики, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т. д.
Наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология в формировании культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций. Этнопсихология, вместе с другими науками исследуя психологическое содержание составных элементов культуры межнациональных отношений, может приходить к значимым научным выводам относительно путей повышения эффективности деятельности по формированию доверительности, согласия, взаимопомощи во взаимоотношениях представителей конкретных этнических общностей нашего государства.
Осуществляться все это должно на базе тщательного изучения и всестороннего анализа содержания и направленности конкретных видов взаимодействия представителей различных этнических общностей, выявления негативных установок в ходе различного рода контактов людей той или иной национальной принадлежности, определения путей и средств выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в разных национальных регионах.
Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняшних условиях развала прежних национальных отношений, появления разногласий между населяющими Россию этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изучение и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся национально специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны их жизни и деятельности, взаимодействия и сотрудничества приобретают новый важный смысл, требуют приоритетного внимания со стороны всех категорий населения и руководства страны. В этих условиях этнопсихология должна развиваться не спонтанно и хаотически, как это часто случалось раньше, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследований представителей многих отраслей знаний.
Заключение
Психологию представителей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень часто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психологических, а не каких-то других закономерностей.
Этническая психология — это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.
Широкие
возможности в
Долг всех ученых России сегодня, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности представителей всех наций и народностей, проживающих у нас, и тем самым способствовать решению многих национальных проблем, развитию дружбы и взаимопомощи людей разрой этнической принадлежности.
Решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими наукам, с которыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.
Список литературы
1. Крысько В.Г.
Этнопсихология и
2. Крысько В.Г. Этническая психология.М., 2007.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.
4. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Деловая книга., 2006.
5. Ольшанский Д.В.
Политическая психология. СПб., 2006.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – TheStoryOfPsychology
On By the storyofpsychologyIn Anthropological Psychology
Различные теории, предложенные в психологии, представляют нам множество идей по одной и той же теме. Например, «Интеллект». Интеллект можно объяснить как с помощью теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, так и с помощью теста интеллекта Бине. Очевидно, что тест Бине не может объяснить все типы интеллекта, поэтому он считается устаревшим. Здесь следует сосредоточить внимание на влиянии культуры на теории, предложенные вышеупомянутыми психологами. Тщательное изучение этих теорий показывает истинную величину влияния, которое культуры оказали на создание этих теорий.
На протяжении многих лет культура играла титаническую роль в формировании теорий. Глядя на простой пример Бине и Гарднера, это можно заметить. Бине было приказано французским правительством выявлять относительно слабых учеников в школьном контингенте Франции. Это произошло в конце 19 -го -го века во Франции, где образование становилось доминирующей частью населения страны. Правительство Франции недавно приняло закон, согласно которому дети в возрасте от 6 до 14 лет должны в обязательном порядке посещать школу. Это стало важным изменением в культуре Франции. Соблюдение закона об образовании никогда прежде не наблюдалось.
Бине разработал тест для правительства, чтобы легко отделить обычных студентов от ненормальных. Цель его теории была определена культурой, в которой он жил. На контрасте мы можем видеть Говарда Гарднера. Гарднер был студентом Гарвардского колледжа. Он не придумал теорию, пока сам не стал профессором Гарвардского университета. Он выступил с этой теорией в 1999 году, и в своей революционной статье он упомянул, что именно его явный интерес к тому, как люди, а точнее студенты, интересуются символами, привел его к изучению интеллекта.
На сущность теории влияет среда, в которой она создана. Понимание теории включает понимание контекста теории, особенно в социальных науках. Такой предмет, как «История и системы психологии», требует, чтобы его ученики понимали автора, а также философию.
Еще одна проблема в психологии — общепринятое мнение, что это преимущественно западная тема. Идеи и философия, составляющие предмет, только угождают или формируются западными учеными и теоретиками. Ассоциация этнопсихологии Южной Африки — одна из таких организаций, которая пытается использовать альтернативные модели для изучения и анализа поведения, чтобы более справедливо представлять психологию незападных групп. Он считает, что не все модели, представляемые Западом, учитывают потребности и поведение людей других этнических групп.
Многие теории, представленные в современной психологии, основаны на идеологиях. Формирование этих идеологий происходит в западной и европейской части мира. Например западная ею о востоке, что восточная культура в основном является коллективной. Это приводит их к ошибочным предположениям о восточной культуре. Неправильные и устаревшие данные, проецируемые с помощью метода исследования, не подходящего для конкретной культуры, воспринимаются на Западе как признак невежества и недостатка знаний.
С идеологией, согласно которой целью науки является лучшее знание мира, была создана область этнопсихологии. Этно — это сокращенная форма от «Этническая принадлежность». Эта ветвь психологии направлена на всестороннее понимание человеческого разума, справедливое для всех культур, рас и других существующих различий. Такая дисциплина не только увеличивает шансы на большую точность наших знаний, но и ускоряет процесс. Темп нашего обучения увеличивается по мере того, как мы учимся, поскольку надежность наших знаний увеличивается. Это происходит потому, что мы меньше наступаем на неточные и неверные данные.
Другим важным аспектом является повышение качества наших знаний. Это происходит по мере того, как мы сталкиваемся с различными идеями об изучении психологии, которые охватывают более широкую исследовательскую группу. Информация от другой этнической группы помогает нам добавить больше ориентиров в наше исследование. Наука — это область, где скептицизм — это то, на что смотрят с большим уважением. Наличие большой исследовательской группы с этнически разнообразной толпой в сочетании с методом исследования, учитывающим различные культуры, которые она изучает, приведет к лучшему знанию психологии. В этом случае уважение означает наилучший способ понять различные культуры, присутствующие в исследовании.
Этнопсихология — это область, целью которой является лучшее понимание человеческого поведения. Роль культуры огромна и из-за того, что ученые в этой области сами являются выходцами с Запада, не имеют всеобъемлющего представления об идеологиях Востока. Это, очевидно, не означает, что этнопсихология запрещает жителю Запада теоретизировать о Востоке или африканцу теоретизировать о Западе. Это просто означает, что любой ученый, желающий узнать о родной культуре другого человека, может изучить ее, не будучи неверным в своем описании своих знаний или воздействия, и не игнорируя этнические чувства человека.
Это действительное расширение антропологической психологии, очень активно обсуждаемое на эту тему во всем мире. Масштабы этой темы огромны, поскольку каждый день появляются новые культуры. Воздействие новой информации и резкое улучшение качества жизни приводят людей к стремительному возрасту. Этот возраст требует более быстрого приобретения знаний. Это увеличение темпов приобретения знаний часто приводит к принятию ложных фактов в соответствии с темпами эпохи.
Быстрое получение знаний оправдано скоростью возникновения проблемы, но это не должно происходить за счет неточной информации. Правильно сказано, что
« Не бояться незнания, но понятия ложного знания »
- Лев Толстой
(Автор)
Этнопсихология – это область, которая помогает нам достичь цели познания этнически правильной психологии. Как начинающие психологи, мы должны следить за тем, чтобы такая школа мысли продвигалась и прославлялась.
Ананд Рай
1533201
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Активные соединения и атомы общества: растения, тела, умы и культуры в работе кенийских этноботанических знаний
. 2009 авг; 39 (4): 599-634. дои: 10.1177/0306312709104075.P Венцель Гайслер 1 , Рут Дж. Принс
принадлежность
- 1 Институт социальной антропологии Университета Осло, Норвегия. [email protected]
- PMID: 19848110
- DOI: 10.1177/0306312709104075
P Wenzel Geissler et al. Soc Stud Sci. 2009 г. Август
. 2009 авг; 39 (4): 599-634. дои: 10.1177/0306312709104075.Авторы
P Венцель Гайслер 1 , Рут Дж. Принс
принадлежность
- 1 Институт социальной антропологии Университета Осло, Норвегия. [email protected]
- PMID: 19848110
- DOI: 10.1177/0306312709104075
Абстрактный
В этой статье рассматривается ряд исследований в области паразитологии, ботаники, фармакологии, психометрии и этнопсихологии, посвященных знаниям кенийских деревенских детей о лекарственных травах. Мы следим за этой работой по созданию и упорядочиванию знаний, показывая, что различные дисциплинарные взгляды на тела, лекарства, знания, детей и культуры, полученные в результате этого исследования, стремились обосновать знание относительно объективной реальности и что они стремились сделать известны миру в специфической форме отдельных и сопоставимых сущностей с индивидуальными свойствами и способностями. Основываясь на последующих этнографических наблюдениях за врачеванием в той же деревне, мы намечаем другую, контрастирующую модальность познания, которая ставит онтологию выше эпистемологии. Медицинское знание и его преобразующая способность находятся здесь не внутри сущностей, а между ними; не в объективной реальности, а в эффектах; «знать» означает «собираться вместе» с подразумеваемым влиянием друг на друга. Мы используем этот этнографический набросок другой формы знания в качестве фона, на котором можно противопоставить воображаемое, формировавшее наше предыдущее исследование. Помимо резкого контраста между деревенским лечением травами и фармакологическим лабораторным анализом, мы расширяем нашу аргументацию, переходя от естественных наук к социальным наукам, от исследований растений и веществ к исследованиям людей, разума и культур; от лабораторий до этнопсихологических тестов, культурных моделей и, наконец, эконометрики. Мы предполагаем, что путем повторения определенного научного воображаемого, преобразования людей (и нечеловеческих существ) в известные вещи натурализуется специфическое понятие человека и связанная с ним политическая экономия знания. Оглядываясь назад на наше участие в этой последовательности исследований, мы понимаем, что, вопреки нашим намерениям, наше включение в качестве «социологов» в междисциплинарный научный проект могло усугубить, а не смягчить его потенциально проблемные последствия.
Похожие статьи
- Этноботаника и фитотерапия в современной комплементарной и альтернативной медицине: обзор публикаций в области ИиК медицины 2001-2013 гг.
Попович З., Матич Р., Бойович С., Стефанович М., Видакович В. Попович З. и соавт. J Этнофармакол. 2 апр. 2016; 181:182-92. doi: 10.1016/j.jep.2016.01.034. Epub 2016 22 января. J Этнофармакол. 2016. PMID: 26807912
- Вещества, отношения и вездесущность тела: обзор этномедицины Ашенинка (Западная Амазония).
Ленартс М. Ленартс М. J Этнобиол Этномед. 2006 10 ноября; 2:49. дои: 10.1186/1746-4269-2-49. J Этнобиол Этномед. 2006. PMID: 17096839 Бесплатная статья ЧВК.
- Связь мать-ребенок. Знание и оценка дикорастущих пищевых растений в Ваянаде, Западные Гаты, Индия.
Крус Гарсия Г.С. Крус Гарсия GS. J Этнобиол Этномед. 2006 12 сентября; 2:39. дои: 10.1186/1746-4269-2-39. J Этнобиол Этномед. 2006. PMID: 16968535 Бесплатная статья ЧВК.
- Этноботанические и научные аспекты Malva sylvestris L.: тысячелетняя фитотерапия.
Gasparetto JC, Martins CA, Hayashi SS, Otuky MF, Pontarolo R.