Это русский менталитет: Российский менталитет — Психологос

Содержание

Черты русского менталитета — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Я с недоверием отношусь к науке психология и психологам в частности. Но сейчас это все модно. Предлагаю читателям оценить популярную в интернете статью.

В ней Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, называет черты менталитета россиян, которые невозможно не узнать как в себе, так и в соотечественниках.

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны.

Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.

Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).

Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.

Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

Poll #2045384

Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 386

Согласны ли вы с этими пунктами?

View Answers

Целиком и полностью

179(46.6%)

Есть что то единичное похожее

145(37.8%)

Одни передергивания и русофобия

60(15.6%)

Tags: Психология

Telegram channel

Менталитет: что это, есть он или нет

Замечали, как многое можно объяснить фразой «такой у них/у нас менталитет»? Почему эта загадочная субстанция объединяет и обособляет людей? Что такое менталитет и есть ли ему место в современном мире?

  • Что такое менталитет
  • Особенности менталитета разных стран
  • Менталитет и культурные традиции
  • Так существует менталитет или нет?

Что такое менталитет

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных и культурных особенностей, а также ценностей человека или группы, чаще — целого народа. Само слово «менталитет» происходит от латинского mentis — душа, дух, ум.

Считается, что первым этот термин использовал французский этнолог и антрополог Люсьен Леви-Брюль в 1910 году. Он сравнивал мышление современных людей и представителей первобытного племени. «Первобытный менталитет» настолько отличался от современного, что ученый дал ему отдельное название.

Популярным термин «менталитет» стал благодаря исследованиям исторической школы «Анналов». Французские ученые использовали психологический подход к истории и изучали ее через призму человека, но уже через его коллективные черты, а не индивидуальные. Основатели «Анналов» подчеркивали, что менталитет — это нечто изменчивое и подвижное, как и сама жизнь, и именно через смену «уникальных и неповторимых менталитетов» ученые старались показывать особенности исторических эпох.

Постепенно термин «менталитет» перекочевал в психологию, социологию, философию и публицистику. Четкого научного определения у менталитета все еще нет, тем не менее, исследователи, ссылаясь друг на друга, продолжают изучать это явление и писать научные работы.

Сегодня менталитет народа трактуется уже как «глубинные структуры сознания, в основе своей постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи». У менталитета появилось новое свойство — статичность и неизменяемость.

Особенности менталитета в разных странах

Исследователь ментальности народов мира Георгий Гачев пишет: «Моя работа — определить особые качества каждого народа, его субстанцию, характер мышления, психики и особых талантов, потому что народы — как музыкальные инструменты, один — скрипка, другой — гобой, третий — орган и т.д. Все музыканты, но тембр разный. Вот этот тембр и определяю».

Япония

Япония — небольшая островная страна, она часто страдает от цунами, тайфунов и землетрясений. Именно с этими географическими и климатическими условиями обычно связывают национальные черты японцев. Например, безграничную вежливость и заботу друг о друге, ведь только сообща можно выживать на такой неспокойной земле.

Вид на Фудзияму (Фото: Unsplash)

Александр Мещеряков, доктор исторических наук, профессор РГГУ, член президиума Российской ассоциации японоведов:

«У японцев очень сильно развито представление о том, что все они — члены одного сообщества, поэтому никого нельзя обижать. Человека, привыкшего тянуть одеяло на себя и не думать о других, там просто не будут уважать. Западные правила, согласно которым каждый должен добиться успеха, а победитель получает все, в Японии не действуют. Очень важный фактор — ограниченность территории и изолированность от событий, происходящих на материке».

Россия

Большинство стереотипов о русском народе тоже связаны с географией страны, а именно с ее огромными территориями. Отсюда возникло популярное понятие «широкой русской души». Вот, что писал об этом философ Николай Бердяев в сборнике «Судьба России»: «Необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на душу русского народа. В психологию его вошли и безграничность русского государства, и безграничность русских полей. Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ».

О противоречивости русского народа писал культуролог Дмитрий Лихачев в работе «Раздумья о России»: «Национальный характер русских далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости».

США

О национальном характере американцев тоже сложились устойчивые представления. Например, что жители США крайне патриотичны — мы легко представляем, как каждый их дом украшен национальным флагом, а в школах уроки не начнутся, пока не прозвучит государственный гимн. Популярно мнение, что американцы глубоко убеждены в превосходстве и исключительности своей державы.

Пригород, частная застройка, свежеподстриженный газон и флагшток при входе в дом — стереотипное представление быта «Американской мечты» (Фото: Unsplash)

Чтобы объяснить это, ученые обращаются к истории возникновения США. Первые поселенцы считали себя «группой талантливых святых, призванных заповедью Господа, что отделило их от большинства человечества». Политолог Дональд Девайн изучал фундаментальные американские ценности и среди основных выделил частную собственность, свободу и равенство возможностей. Другими центральными концептами американской ментальности считаются патриотизм, демократия, религия, свобода, бизнес. На переферии — дружелюбие, трудолюбие, семейные ценности, выгода и популярность.

Страны Скандинавии

Скандинавские страны из года в год возглавляют рейтинги самых счастливых государств мира (World Happiness Report). Все дело в особой национальной черте — умении довольствоваться немногим.

В культуре Северной Европы есть некий свод правил, так называемый Janteloven — закон Янте. Его сформулировал датско-норвежский писатель Аксель Сандемусе. Согласно его положениям, настоящий скандинав не должен быть «выскочкой», ставить себя на ступень выше остальных, считать себя умнее сограждан и достойным особого внимания. Все друг другу равны, поэтому никаких амбиций — только забота об общем благе.

В Швеции, например, существует другое понятие, характеризующее умеренность и достаточность во всем — «лагом». Это слово пришло из эпохи викингов. Они передавали по кругу рог с медовухой и каждый должен был отпить ровно столько, сколько он считает нужным, но при этом не забывать об остальных. Это действие и называли laget om. Лагом по сей день считается важнейшей национальной чертой шведов и касается умеренности во всех сферах потребления — от продуктов до природных ресурсов.

Западная Европа

Историк Анна Павловская исследует менталитеты разных стран и описывает национальный характер англичан как очень сдержанный — британцы не любят проявлять своих чувств и эмоций. Также она подчеркивает, что этот народ глубоко чтит и соблюдает свои традиции, которые приравниваются по своей силе чуть ли не к закону. Являясь политически свободным гражданином, каждый британец считает своей обязанностью строго подчиняться общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Павловская подробно изучила и итальянцев. «Для итальянца игра — неотъемлемая часть повседневной жизни. Он всегда играет, всегда на сцене, всегда в образе, если, конечно, есть, как и положено в театре, публика, зрители. Надо только учитывать, что все чувства, эмоции и реакции на события у итальянцев, как и в любом уважающем себя театре, сильно преувеличены. Крики мужчин и их отчаянная жестикуляция не означают, что они ссорятся, они просто обсуждают вчерашнюю вечеринку».

Важной составляющей итальянской натуры является стремление сохранить «bella figura» (дословно — «прекрасный вид»), то есть производить хорошее впечатление, держаться на публике уверенно, быть решительным, сильным, первым. Не забудем и знаменитое умение итальянцев получать удовольствие от жизни. Именно это — хорошее вино, семейные праздники, встречи с друзьями — имеют для итальянца первостепенное значение.

Стереотипный немец по Павловской «всегда носит усы, всегда прекрасно организован, мечтает о порядке, выполняет законы, в идеале живет в ритме военного марша. И все это, в основном (кроме усов), правда». Мы с детства знаем национальные черты немцев — педантичность, организованность, любовь к порядку, как у гончаровского Штольца, чеховского фон Корена или гоголевского мастера Шиллера из «Невского проспекта»: «Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и быть пьяным каждое воскресенье».

Посетители Октоберфеста (Фото: Pexels)

Как менталитет связан с культурой и традициями

Размышления о менталитете и попытки объективно наделить этническую группу неизменными национальными чертами даже в научной литературе рано или поздно сводятся к абстрактным образам, символам, цитатам из художественной литературы и древних легенд, примерам из личного опыта, и реже всего — к реальным цифрам. А тем временем социологи проводят опросы населения, чтобы понять, какими на самом деле ценностями обладают народы мира сегодня.

Одним из наиболее авторитетных исследований считается Всемирный обзор ценностей Рональда Инглхарта. Социологи уже более 40 лет изучают общественное мнение разных слоев населения. Исследователи фиксируют изменения в ценностях, которые касаются религии, отношений полов, трудовой мотивации, демократии, системы управления в стране, социального капитала, участия в политической жизни, толерантности, защиты окружающей среды и субъективного ощущения благополучия.

Результаты глобального исследования изображены на диаграмме Инглхарта. Расположение стран здесь зависит от показателей в двух измерениях. Вертикальная ось означает переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональным, а горизонтальная — от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Например, чем общество традиционнее, тем менее в нем лояльны к абортам, разводам, однополым бракам, эвтаназии. А переход к ценностям самовыражения означает, что в этой группе проблемы выживания в большей степени решены, и люди испытывают потребности следующего уровня.

Диаграмма Инглхарта, результаты 2017 года (Фото: «Постнаука»)

Россия вместе с Болгарией, Украиной и Эстонией относится к обществу с высокими баллами по секулярно-рациональным ценностям и ценностям выживания.

Особенно интересно следить за динамикой результатов во времени. Так, в ходе шестой волны исследований (прошедшей в 2010–2014 годах) россияне показали максимальный интерес к политике за все время проекта — с начала 1990-х годов он вырос с 33% до 41%. 38% наших сограждан признались, что политика действительно играет важную роль в их жизни, при этом 46% россиян поддерживают демократические ценности.

Пусть небольшие, но все же сдвиги в результатах опроса демонстрируют, что черты русского менталитета, которые якобы проходят сквозь века и не меняются со сменой эпох, на самом деле подвижны. Мир меняется, и человек вместе с ним.

Менталитет: есть или нет

Менталитет — категория сравнительная. В первую очередь она показывает, чем группы отличаются друг от друга. Социолог Максим Руднев утверждает, что люди разных национальностей в большей степени похожи, чем различны между собой.

Максим Руднев, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ:

«Сходства ценностей жителей очень разных стран намного, в разы больше, чем различия между отдельными людьми. Некоторые исследователи говорят о том, что не более 10% различий в ценностях объясняются страной проживания людей, а 90% — это внутристрановые различия между отдельными людьми. Когда вы предсказываете ценности человека по его стране проживания, вы можете быть уверены в этом максимум на 10%, тогда как образование, возраст, гендер и другие индивидуальные характеристики скажут об этой персоне значительно больше».

Исследования Максима Руднева и Владимира Магуна показали, что среди европейских стран, включая Россию, ценности очень похожи. В каждом из государств ученые нашли пять типов людей с определенными ценностями, и различия оказывались заметны только в распределении населения по этим классам. Например, группа людей, разделяющих индивидуалистические ценности, представлена во всех странах Европы, и в этом смысле швед-индивидуалист и россиянин-индивидуалист не отличаются по своим ценностям. Различия становятся заметны только когда мы смотрим на состав стран: оказалось, что в России индивидуалистов даже больше, чем в Швеции.

Как формируются представления о менталитете

Современные исследователи все чаще отзываются о менталитете как о лженаучном понятии, которое не отражает реальное положение дел, а скорее, становится удобным инструментом в руках демагогов. Максим Руднев объясняет, как в обществе формируются и поддерживаются стереотипы и ложные представления о разных народах мира:

«Мышление человека устроено так, чтобы находить видимые закономерности в окружающем мире. Если мы видим мокрую траву из окна, то делаем вывод, что ранее шел дождь. Мы наблюдаем сочетания признаков и явлений и замечаем паттерны, то есть устойчивые сочетания: если люди замечают, что цветы и приятный запах возникают одновременно, у них может сложиться убеждение, что все цветы хорошо пахнут.

В основном это очень полезный механизм, он помогает ориентироваться в мире, не обладая полной информацией об объектах. Так, мы, например, ведем себя осторожно на дороге, на которой как-то раз поскользнулись. По тому же принципу мы можем купить новое печенье знакомого бренда, хотя не знаем его вкус и состав — просто потому, что пробовали другие продукты этой фирмы, и они были вкусными.

Однако иногда эти механизмы дают сбои, потому что они основаны на очень ограниченной информации, но применяются очень широко. Так и складываются стереотипы: человек может увидеть в интернете ролик о том, как люди какой-нибудь национальности совершают противоправные действия и затем — часто непроизвольно — с опаской относиться ко всем похожим людям при встрече.

Во-первых, повторюсь, информация для таких представлений может быть очень ограниченной — многие, никогда не видя в жизни, например, англичан, обладают определенными предубеждениями и об их поведении и чертах личности.

Второе — этот механизм действует только тогда, когда мы не задумываемся о нем, не рефлексируем. Срабатывает автоматический механизм упрощения реальности. Если размышлять рационально, то один ролик в интернете не может быть свидетельством того, что все представители этой национальности агрессивны, а новое печенье под знакомым брендом окажется вкусным. Поэтому люди, которые задумываются, стараются постигать окружающий мир и рефлексировать насчет своих убеждений, в меньшей степени верят в различные этнические, гендерные, возрастные и другие стереотипы.

В-третьих, когда речь идет об оценке людей и их поведения, люди склонны приписывать поведение характеру человека, а не ситуации, в которой он оказался. В социальной психологии это называют фундаментальной ошибкой атрибуции. Легко верится, что люди из ролика вели себя агрессивно не потому, что, скажем, были пьяны и раздосадованы, а потому что такой у них «национальный характер». Легко верится, потому что это врожденный механизм обобщения. Он так же естественен и так же вреден, как желание справить нужду в тот момент, когда захотелось, а не ждать до того момента, когда окажешься в туалете. Такие позывы нужно сдерживать, но, к сожалению, не все считают нужным это делать».

Тургенев и русская культура – ​​Очерки в честь Ричарда Писа

    toggle"}»>
  • Ограниченный доступ

    Предварительный материал

    Страницы:
    я – ви
  • Ограниченный доступ

    Ричард Пис: благодарность

    Страницы:
    1–6
  • Ограниченный доступ

    Тургенев и русская культура

    Страницы:
    7–26
  • Ограниченный доступ

    Смерть и дева: повествование, пространство, пол и идентичность в
    Азии

    Страницы:
    27–52
  • Ограниченный доступ

    «Поэзия московского бытия»: анализ романа Н.
    М. Языкова « Весенняя ночь »

    Страницы:
    53–82
  • Ограниченный доступ

    Действительно ли
    Кармен пришла из России (с небольшой помощью Тургенева)?

    Страницы:
    83–102
  • Ограниченный доступ

    Тургенев и сфинкс

    Страницы:
    103–126
  • Ограниченный доступ

    «Застегнутый» герой своего времени: использование Тургеневым языка рудиментарных маркеров в
    Рудин

    Страницы:
    127–134
  • Ограниченный доступ

    Мистический союз в философии Владимира Соловьева

    Страницы:
    135–156
  • Ограниченный доступ

    Первая любовь и последний обряд: от Ивана Тургенева до Джона Банвиля

    Страницы:
    157–174
  • Ограниченный доступ

    Использование поэзии в тургеневской прозе:
    Тихое место

    Страницы:
    175–192
  • Ограниченный доступ

    «Авангард, знаете ли, легко может стать арьергардом.
    Все, что нужно, — это сменить направление». Анатолий Эфрос. Постановка Месяц в деревне : Диалог со Станиславским.

    Страницы:
    193–204
  • Ограниченный доступ

    Толстой: Великие люди и математическая механика истории.

    Страницы:
    205–220
  • Ограниченный доступ

    Послевоенный британский
    Месяц (с) в Стране

    Страницы:
    221–236
  • Ограниченный доступ

    Поклонение золотому тельцу: представление интеллигенции о буржуазном мире в николаевское время

    Страницы:
    237–257
  • Ограниченный доступ

    Темная сторона Тургенева.

    Страницы:
    259–265
  • Ограниченный доступ

    Парадоксы пародии: заметки о творчестве Михаила Зощенко и Евгения Попова

    Страницы:
    267–283
  • Ограниченный доступ

    Dulcis fumus patriae: Тютчев, Тургенев и
    Дым

    Страницы:
    285–300
  • Ограниченный доступ

    Зарисовки охотника : Перспектива Пирса

    Страницы:
    301–332
  • Ограниченный доступ

    Ностальгические видения и мнемонические образы: аллюзии Цветаевой на гетианское мировоззрение Ивана Тургенева

    Страницы:
    333–345
  • Ограниченный доступ

    Иван Тургенев
    Фантомы : Призрак колебания

    Страницы:
    347–362
  • Ограниченный доступ

    Публикации Ричарда Писа

    Страницы:
    363–372

«С его глубокими, но очень читабельными исследованиями произведений Тургенева и его культурной среды, Тургенев и русская культура окажется полезным как для специалистов, так и для широкой аудитории». в: Славянский и восточноевропейский журнал 53.4 (зима 2009 г.)

Дерек ОФФОРД: Ричард Пис: признание
Джо ЭНДРЮ: Введение: Тургенев и русская культура
Джо ЭНДРЮ: Смерть и дева: повествование, пространство, гендер и идентичность в Азия
Михаил БАСКЕР: «Поэзия московского бытия»: анализ романа Н.М. Языкова Весенняя ночь
А.Д.П. БРИГГС: Действительно ли Кармен прибыла из России (с небольшой помощью Тургенева)?
Леон БЕРНЕТТ: Тургенев и Сфинкс
Борис КРИСТА: «Застегнутый» герой своего времени: использование Тургеневым языка рудиментарных маркеров в Рудин
Рут КОАТС: Мистический союз в философии Владимира Соловьева
Нил КОРНУЭЛЛ : Первая любовь и последний обряд: от Ивана Тургенева до Джона Бэнвиля
Эрик Де ХАРД: Использование поэзии в тургеневской прозе: Тихое место
Рос ДИКСОН: «Знаете, авангард может легко стать арьергардом. Все, что нужно, это сменить направление». Анатолий Эфрос. Постановка Месяц в деревне : Диалог со Станиславским.
Чарльз ЭЛЛИС: Толстой: Великие люди и математическая механика истории
Синтия МАРШ: Послевоенные британцы Месяц (ы) в деревне век Николая
Ричард ПИР: Темная сторона Тургенева
Роберт ПОРТЕР: Парадоксы пародии: Заметки об искусстве Михаила Зощенко и Евгения Попова
Майкл ПУРСГЛОВ: Dulcis fumus patriae: Тютчев, Тургенев и Дым
Роберт РЕЙД: Охотничий Эскизы : Пирсова перспектива
Александра СМИТ: Ностальгические видения и мнемонические образы: Намеки Цветаевой на гетианское мировоззрение Ивана Тургенева
Клэр УАЙТХЕД: Призраки Ивана Тургенева : Призрак колебаний
Публикации Ричарда Писа: Составитель Дерек ОФФОРД

Русская культура | Центр демократической культуры

 

Изучение русской культуры в Центре демократической культуры принимает различные формы, включая Конференцию по советской культуре в Неваде, которая проводилась в UNLV в 1992 и 1997 годах. Мероприятие 1992 года собрало в Лас-Вегасе ученых из нескольких стран, представивших результаты своих исследований российского общества и культуры и продолжающих следить за судьбой реформ в зарождающихся демократиях. Участники рассмотрели причины, препятствовавшие формированию демократии в посткоммунистических обществах, руководствуясь прагматическими идеями. Результаты этой совместной работы опубликованы в книге «Российская культура на распутье: парадоксы посткоммунистического сознания». Кроме того, в 2000 г. UNLV организовал Международный фестиваль русского искусства и культуры9.0005

Следовать

индекс

Перейти к:

Материалы с 2012 года 2012

PDF

Народная культура: русский фольклор и нравы, Зара Абдуллаева

PDF

Интеллигенция без революции: культура Серебряного века, Андрей Ариев

PDF

Советская повседневная культура: оксюмор на?, Светлана Бойм

PDF

Российская кинематографическая культура, Оксана Булгакова

PDF

Выживание искусства и искусство выживания в сталинской России, Мариэтта Чудакова

PDF

Художественная культура: Испытание свободой, Даниил Дондурей

PDF

Русское искусство второй половины двадцатый век , Екатерина Деготь

PDF

Русская духовность и теология отрицания, Михаил Эпштейн

PDF

Психологическая культура: амбивалентность и сопротивление социальным изменениям, Александр Эткинд

PDF

Литературная культура: «Новый советский человек» в зеркале литературы, Морис Фридберг

PDF

Колонизирующий хаос: русская литература в конце ХХ века, Александр Генис

PDF

Искусство критики ? Критика как искусство!, Наталья Иванова

PDF

Моральная культура: общественная мораль и личная ответственность, Игорь Кон

PDF

Гражданская культура: общественное мнение и возрождение гражданской культуры, Юрий Левада

PDF

Эстетический код русского постмодернизма, Марк Липовецкий

PDF

Трудовая культура: трудовая мораль при социализме, Владимир Магун

PDF

Религиозная культура: вера в советской и постсоветской России, Джерри Панкхерст

PDF

Русская архитектура между анорексией и булимией, Владимир Паперный

PDF

Историческая культура: Россия в поисках себя, Борис Парамонов

PDF

Русская литература в христианском контексте, Борис Парамонов

PDF

Интеллектуальная культура: конец русской интеллигенции, Дмитрий Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *