ЭТОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Е. Н. Панов
ЭТОЛО́ГИЯ (от греч. ἔϑος – привычка, характер, нрав и… логия), наука о биологич. основах поведения животных; занимается гл. обр. анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции. Э. – самостоят. науч. направление, первоначально противопоставившее себя физиологич. и психологич. школам исследования поведения (зоопсихология, бихевиоризм и др.). Оформилась в 1930-х гг. Её становление связывают гл. обр. с работами К. Лоренца и Н. Тинбергена, заложившими основы теории инстинктивного поведения. Этологи отказались от предлагаемого бихевиоризмом понимания поведения как совокупности реакций организма на стимулы внешней среды (принцип «стимул – реакция»). Согласно осн. принципам Э. организм в каждый момент активно осуществляет фильтрацию внешних стимулов в соответствии со своим внутр. состоянием. Важнейшие положения Э., подкреплённые большим фактич. материалом, внесли существенный вклад в представления о важной роли эндогенной ритмики в организации индивидуального поведения. Концепция Э. о «врождённых моторных координациях» (т. н. комплексы фиксированных движений), стереотипность которых у каждого вида даёт возможность использовать их в качестве надёжного таксономич. признака, сделала Э. сравнительной наукой и позволила ей перейти к изучению эволюции поведения. Установив, что врождённые координации могут использоваться животными в качестве стереотипных сигналов общения, Э. положила начало исследованиям механизмов биокоммуникации. Усиление контактов Э. с популяционной экологией в 1960-х гг. дало мощный толчок к изучению социального поведения и этологич. структуры популяций животных (см. Иерархия у животных). Важное направление совр. Э. – изучение поведения человека в традициях работы Ч. Дарвина «О выражении ощущений у животных и человека». Осн. метод Э. – наблюдения за животными в естеств. среде с последующей проверкой новых гипотез в полевом или лабораторном эксперименте. Осн. положения классич. Э. 1920–40-х гг. – о роли центр. программ, видовом стереотипе, о генетич. детерминированности мн. элементов поведения и др. подтверждены данными физиологии и нейрофизиологии, некоторые устарели или существенно изменены. Сравнит. Э. – важный инструмент изучения микроэволюции. Э. тесно связана с физиологией, экологией, популяционной генетикой и генетикой поведения, а также с эксперим. психологией; ныне интенсивно развивается т. н. когнитивная этология (в действительности – раздел зоопсихологии). Данные Э. используются в практике с. х-ва, при решении задач по охране животного мира. См. также Поведение животных, Зоопсихология, Социобиология.
Библиография
Лит.: Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975; Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М., 1981; Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982; Гороховская Е. А. Этология: Рождение научной дисциплины. СПб., 2001; Панов Е. Н. Дифференциация зоопсихологии на этологию и сравнительную психологию на рубеже XIX и XX веков // Этология и зоопсихология. Электронный журнал. 2010. № 1; он же. «Когнитивная революция» в изучении поведения животных: отказ от правила Ллойда-Моргана // Там же. 2011. № 2; он же. Парадокс непрерывности: Языковой рубикон: о непроходимой пропасти между сигнальными системами животных и языком человека. М., 2012.
Вернуться к началу
Этология как наука
Слово «этология» использовалось во второй половине XVIII—начала XIX в. только применительно к человеку «для обозначения и интерпретации характера путем изучения жестов».
Как самостоятельная научная дисциплина этология возникла и оформилась в начале XX в. Вначале она занималась определением и сравнительным анализом различных стереотипных движений и инстинктов животных. Возникновение этого научного направления связано с работами У. Крэйга, Ч. О. Уитмена, О. Хейнрота. Вершины своего развития классическая этология достигла в трудах К. Лоренца, Н. Тинбергена, К. фон Фриша.
Классическая этология основной упор в своих исследованиях делала на объяснении феномена мотивации. Предложенная К. Лоренцом гидравлическая модель поведения, казалось, объясняла действие всех его регуляторов: при росте мотивации (например, при лишении животного пищи) происходит накопление специфической энергии, которая относится только к данному типу поведения. Накапливаясь, энергия неизбежно должна найти выход. В результате в случае с пищевой депривацией животное демонстрирует двигательную активность, направленную на поиски пищи. После того как определенный поведенческий акт завершается (животное насытилось), наступает фаза покоя. В этот период данное поведение (в нашем случае пищевое) нельзя уже обнаружить. С накоплением отологических знаний стало очевидно, что концепции побуждения и активации, лежащие в основе мотивационного анализа, не облегчают, а, напротив, усложняют поведенческие исследования. Возникли серьезные сомнения в полезности моделей, объясняющих мотивацию накоплением энергии.
Несмотря на то что представители классической школы основное внимание уделяли изучению врожденных, генетически обусловленных форм поведения, необходимо все же отметить, что объектом их исследования являлась целостная система поведения, включающая не только врожденные, но и приобретенные элементы.
Современная этология представляет собой новую фазу исследований, связанных с поведением человека и животных, тесно взаимодействующих со сравнительной психологией, зоопсихологией. В настоящее время можно говорить о формировании своеобразной синтетической науки о поведении, изучающей широкий спектр вопросов относительно его эволюции, определения адаптивной и функциональной значимости, исследования механизмов развития поведения и контроля за отдельными его проявлениями.
Этологи осознают, что поведение в естественных условиях связано с морфологией объекта, прежде всего со строением нервной системы. Происходит явный отход этологов от традиционных исследований в области «эволюции инстинктов». Первоочередная задача ученых уже не сводится к определению, насколько и какая форма поведения определяется генотипом животного или влиянием внешней среды. Л. В. Крушинский (1977) писал, что вопрос о врожденных или приобретенных формах поведения попросту лишен смысла. Задача может состоять в уяснении уровня развития поведения, «высоты психики» и способности к определенным действиям у представителей разных таксонов (по мнению А. Н. Северцова (1922) их следует рассматривать как врожденные), а также степени вариабельности этих действий, которая вряд ли является наследственной.
Важным вкладом этологии в развитие социальных дисциплин является доказательство определенной канализации развития поведения животных и человека. По современным этологическим представлениям, поведение не детерминируется генетически. Однако это не означает, что оно безгранично податливо в своем формировании к воздействию среды. Существует определенная поведенческая предрасположенность у животных и человека, связанная с наличием пределов для научения особей. Ограничения накладываются самой природой сенсомоторного аппарата индивидов, их способностями к восприятию информации, свойствами нервной системы.
В настоящее время многие этологи отказываются от представлений, связанных с мотивацией, считая, что этим понятием описываются в основном явления, «природа которых недостаточно понята».
Природу поведения объясняют на разных уровнях: физиологическом, психологическом, этологическом. К физиологическим механизмам относят нервные, гуморальные и сенсорно-перцентивные. Физиологический подход к изучению явлений поведения сталкивается, однако, с серьезными трудностями. Дело в том, что поведение и физиологические механизмы, с ним связанные, постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга. С одной стороны, физиология как будто бы управляет поведением, с другой,— получается, что поведение регулирует физиологические процессы. К примеру известно, что эндокринная система влияет на проявление агрессивного поведения, однако известно также, что уровень гормонов в крови животных может изменяться под влиянием поведения. Такая тесная взаимозависимость физиологии и поведения позволяет предположить, что «физиология… является скорее внутренним механизмом его реализации, но не причиной и движущей силой».
Ключ к пониманию природы поведения Н. Овсяников и Я. Бадридзе предлагают искать на психологическом уровне. Для понимания психологических механизмов поведения эти авторы предлагают использовать понятие психологического комфорта. Психологический комфорт представлен в модели как движущая сила поведения. Любая поведенческая реакция может описываться в виде двух психологических состояний — комфорта и дискомфорта. Психологический комфорт представляет собой некое равновесное психологическое состояние, в котором особь находится, если отсутствуют противоречия между потребностью, текущей активностью и окружающими ее средовыми факторами. Равновесное, комфортное состояние всегда эмоционально положительно. Переход к состоянию дискомфорта осуществляется, когда один из трех перечисленных факторов вступает в противоречие с другими. Изменения эти сопровождаются появлением отрицательных эмоций.
Модель Н. Овсяникова, Я. Бадридзе предполагает, что поведение животных всегда направлено на поддержание состояния психологического комфорта и приведение всех параметров в соответствие друг с другом. Положительным моментом этой гипотезы является универсальность ее применения к анализу поведения на индивидуальном уровне. Второй важный момент—попытка поиска механизмов, работающих в пределах самой системы поведения. И третий момент, на который хотелось бы обратить внимание,— признание способности животных прогнозировать ход событий в социальной и физической среде и корректировать свои действия с учетом возможных изменений. Здесь отражены позиции современной этологии относительно роли бессознательного и сознательного в поведении животных. Отрицательными моментами модели психологического комфорта являются ее неоднозначность и отсутствие реальных методов измерения эмоционального состояния, внутреннего равновесия, оценки потребностей животного. В этологическом подходе, разрабатываемом Р. Хайндом, основной упор делается на анализе внутренних этологических механизмов поведения на индивидуальном и групповом уровнях. Этот подход подчеркивает несводимость закономерностей функционирования поведения на более сложном социальном уровне к сумме проявлений поведения на более низком уровне.
В последнее время основной упор в этологических исследованиях делается не на анализе абстрактного поведения отдельных особей, а на изучении взаимодействий и взаимоотношений между ними. И эта тенденция хорошо отражена на схеме. Предполагается, что каждая из взаимодействующих друг с другом особей имеет определенные представления о вероятном поведении партнера, пригодном в данной ситуации. Необходимые представления особи получают на основе предшествующего опыта общения с другими представителями своего вида. Контакты двух незнакомых особей, носящие отчетливо враждебный характер, часто ограничиваются лишь сериями демонстраций. Такого общения бывает достаточно, чтобы один из партнеров признал себя побежденным и продемонстрировал подчинение. Происходит все это мирным путем как раз благодаря способности особей определять силу и возможности соперника по его внешним признакам (размерам, упитанности и здоровью, возрасту, манере держаться, темпераменту и т. д.). Если конкретные особи взаимодействовали между собою много раз, то между ними возникают определенные взаимоотношения, осуществляющиеся на общем фоне социальных контактов. Чтобы правильно оценить характер взаимоотношений между особями и объяснить их причины, нужно представлять себе, что: 1. Поведение каждого партнера зависит от прошлого, настоящего и ожидаемого поведения партнера; 2. Поведение во взаимодействии зависит от обоих особей; 3. Разные типы взаимодействий в пределах отношений в паре могут влиять друг на друга; 4. В разных взаимоотношениях особь может вести себя различно. Важно понять психические закономерности, лежащие в основе такой поведенческой вариабельности.
Вместе с тем рисунок 1 отчетливо показывает, что следует избегать прямых параллелей при сравнительном анализе, ибо все уровни социальной сложности испытывают взаимное влияние друг на друга. Многие виды человеческой деятельности специфичны и носят символический характер, понять который, можно лишь обладая знаниями относительно социального опыта данного индивидуума и особенностей социально-культурной структуры общества. Ограничение этологических сопоставлений человек—животное происходит также вследствие разнообразия человеческих культур и поведенческих различий между видами в пределах одного рода у животных. Внешнее сходство поведенческих и психологических характеристик не всегда обязательно предполагает сходство базовых механизмов и одинаковое функциональное значение демонстрируемого поведения.
Социальная среда для всех животных является своеобразной «оболочкой», которая окружает особей и видоизменяет, трансформирует воздействие на них со стороны физической среды. Социальность поэтому можно рассматривать в качестве универсальной адаптации животных к среде обитания. Чем сложнее и гибче социальная организация, тем большую роль она играет в защите особей данного социума. Пластичность социальной организации может рассматриваться как одна из причин, обеспечивающих приматам быструю приспособляемость к разным внешним воздействиям. И именно поэтому усложнение и повышение устойчивости социальных структур могут рассматриваться, на наш взгляд, как необходимая предпосылка антропосоциогенеза.
Этология на современном этапе пытается найти ответы на ряд вопросов, решение которых было невозможно на базе традиционных теорий мотивации и инстинкта. Прежде всего предстоит решить вопрос: почему социальные системы у животных и человека всегда структурированы и почему эти структуры практически всегда организованы по иерархическому принципу?
Сети отношений между особями описываются у животных в понятиях родственных, сексуальных связей, систем доминирования, индивидуальной избирательности. У человека сети отношений существенно более разнообразны. Сети могут перекрываться (например, в группах у приматов ранговые, родственные и репродуктивные отношения), но могут и существовать независимо друг от друга (например, сети отношений подростка в семье и школе со сверстниками в современном человеческом обществе). Группы особей, вступая во взаимоотношения друг с другом, образуют социальную структуру представителей данного вида. Важно подчеркнуть, что между уровнями социальной сложности существует постоянное взаимное влияние.
Японские приматологи уже в средине 60-х годов пришли к убеждению, что каждая особь, являясь представителем вида и членом конкретной социальной организации, вносит вклад в развитие последней. Свойства конкретной особи влияют на формирование характерных черт социальной структуры вида. Чтобы подчеркнуть значимость индивидуальности для функционирования социума, ими был даже введен специальный термин «specia», который обозначал сообщество особей одного вида. Каждая особь вида — яркая индивидуальность. Ее присутствие или отсутствие в группе приводит к конкретным социальным перестройкам. Именно японским исследователям принадлежит идея о возрастании индивидуальной вариабельности при переходе от простых видов к более сложным. Наряду с существенной ролью каждой индивидуальности в определении уникальных характеристик конкретной группы осуществляется также и обратное влияние вышестоящих социальных структур на формирование индивидуальных свойств особей. По мнению Р. Хайнда, во всех случаях более высокий уровень обладает более сложными специфическими свойствами, которые отсутствуют на предшествующих ступенях. В человеческом обществе существенное влияние на поведение отдельного индивида оказывают социальные институты, нормы поведения и вся социокультурная структура. Однако социальные события в человеческом обществе трудно бывает понять исходя исключительно из этого влияния. Но и ошибочно было бы считать, что основные принципы социальной психологии и социологии можно раскрыть на основе анализа поведения отдельного человека.
Предложенная Р. Хайндом схема универсальна и применима к исследованиям поведения всех млекопитающих. Она позволяет устранить основные недоразумения между представителями биологических и социальных наук относительно возможностей сравнительного анализа поведения человека и животных, которые происходят вследствие неадекватного понимания диалектических отношений между характеристиками особей и уровнями социальной организации. Схема позволяет также представить, на каких уровнях возможно искать сходство в поведении человека, и животных.
Этологи пытаются объяснить причины различий в поведении особей противоположного пола, выявить механизмы внутригрупповой интеграции, объяснить закономерности деления групп у животных и причины, заставляющие особей определенного пола покидать родную группу. Чрезвычайно много усилий прилагается к исследованию общих закономерностей распределения особей в пространстве.
Важно отметить, что представители западной и японской этологических школ по-разному подходят к решению указанных проблем. В то время как западные специалисты пытаются объяснить поведение отдельной особи и эволюцию социальных структур с эволюционных позиций в понятиях репродуктивного успеха, японские ученые постоянно подчеркивают, что различия в поведении разных видов и различия социальных структур нельзя объяснить как адаптацию к различным экологическим условиям, приобретенную в ходе эволюции. Представители японской приматологической школы подходят, как нам кажется, вплотную к постулированию специфических закономерностей развития поведения (с учетом возможности саморазвития системы поведения и существования внутренних движущих сил развития этой системы). Признается, что разные предпосылки в сходных экологических условиях могут привести к возникновению принципиально различных свойств в поведенческих системах у разных видов и что существенную роль в возникновении поведенческих различий играют также исходные морфофизиологические характеристики особей и уровень развития их головного мозга.
этология | биология | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Этология как физическая наука
Tinbergen, N. Z. Tierpsychol. 20 , 410–433 (1963).
Google ученый
Натан, Р. и др. Проц. Натл акад. науч. США 105 , 19052–19059 (2008 г.).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
«>Бенишу, О., Ловердо, К., Моро, М. и Вуатурье, Р. Rev. Mod. физ. 83 , 81–129 (2011).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Вичек Т., Цирок А., Бен-Джейкоб Э., Коэн И. и Шохет О. Phys. Преподобный Летт. 75 , 1226–1229 (1995).
ОБЪЯВЛЕНИЯ MathSciNet Google ученый
Биалек, В. и др. Проц. Натл акад. науч. США 111
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Аттанаси, А. и др. Физ. Преподобный Летт. 113 , 238102 (2014).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
«>Шриффер, Дж. Р. Наука 180 , 1243–1248 (1973).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Бендер, Дж. А., Симпсон, Э. М. и Ритцманн, Р. Э. PLOS ONE 5 , e13617 (2010).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Schutz, C. & Durr, V. Phil. Транс. Р. Соц. B 366
, 2996–3005 (2011).Google ученый
Кейн, Дж. и др. Нац. коммун. 4 , 1910 (2013).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Рисс Б. и др. PLOS ONE 8 , e53963 (2013).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
«>Mendes, C.S. et al. БМС Биол. 13 , 50 (2015).
Google ученый
Мачадо, А.С., Дармохрай, Д.М., Файад, Дж., Маркес, Х.Г. и Кэри, М.Р.
eLife 4 , e07892 (2015).Google ученый
Ульманн В., Рамдья П., Дельгадо-Гонсало Р., Бентон Р. и Унсер М. PLOS ONE 12 , e0173433 (2017).
Google ученый
Taylor, J. et al. АКМ Транс . Графика 35 , 143 (2016).
Google ученый
Вей, С.-Э., Рамакришна, В. , Канаде, Т. и Шейх, Ю. в 2016 IEEE Conf. по компьютерному зрению и распознаванию образов 4724–4732 (IEEE, 2016).
Циммерманн, К. и Брокс, Т. Препринт на https://arxiv.org/abs/1705.01389 (2017).
- Burghardt, G.M. et al. Этология 118 , 511–517 (2012).
Google ученый
Сигети, Б., Стоун, Т. и Уэбб, Б. Препринт на https://doi.org/10.1101/066787 (2016).
Берман, Г. Дж., Чой, Д. М., Биалек, В. и Шаевиц, Дж. В. J. R. Soc. Интерфейс 11 , 20140672 (2014).
Google ученый
Klibaite, U., Berman, G.J., Cande, J., Stern, D.L. & Shaevitz, J.W. Phys. биол. 14 , 015006 (2017).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
«>Swierczek, N. A., Giles, A. C., Rankin, C. H. & Kerr, R. A. Nat. Методы 8 , 592–598 (2011).
Google ученый
Кокабас А., Шен С.-Х., Го З.В. и Раманатан С. Nature 490 , 273–277 (2012).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Stirman, J. N. et al. Нац. Методы 8 , 153–158 (2011).
Google ученый
Лейфер, А. М., Фанг-Йен, К., Гершоу, М., Алкема, М. Дж. и Самуэль, А. Д. Т. Нац. Методы 8 , 147–152 (2011).
Google ученый
Kim, D.H. et al. Нац. Методы
14 , 1107–1114 (2017).Google ученый
Portugues, R. & Engert, F. Фронт. Сис. Neurosci 5 , 72 (2011).
Google ученый
Годри, К., Хонг, Э. Дж., Кейн, Дж., де Биворт, Б. Л. и Уилсон, Р. И. Nature 493 , 424–428 (2012).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Корралес-Карвахаль, В. М., Фейсал, А. А. и Рибейро, К. eLife 5 , e19920 (2016).
Google ученый
Чургин М.А. и др. eLife 6 , e26652 (2017).
Google ученый
Джордан Д., Куэн С., Катифори Э. и Лейблер С. Proc. Натл акад. науч. США 110
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Эйролес, Дж. Ф. и др. Проц. Натл акад. науч. США 112 , 6706–6711 (2015).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Buchanan, S.M., Kain, J.S. & de Bivort, B.L. Proc. Натл акад. науч. США 112 , 6700–6705 (2015).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Питтман В. Э., Синха Д. Б., Чжан В. Б., Кинсер Х. Э. и Пинкус З. Lab Chip 17 , 3909–3920 (2017).
Google ученый
Кафкафи Н., Мэйо С.Л. и Элмер Г.И. Психофармакология 231 , 231–242 (2014).
Google ученый
Wiltschko, A.B. et al. Нейрон 88 , 1121–1135 (2015).
Google ученый
Goulding, E.H. et al. Проц. Натл акад. науч. США 105 , 20575–20582 (2008 г.).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Jhuang, H. et al. Нац. коммун. 1 , 68 (2010).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Шемеш Ю. и др. eLife 2 , e00759 (2013).
Google ученый
Hong, W. et al. Проц. Натл акад. науч. США 112 , E5351–E5360 (2015 г.).
Google ученый
Майя Шагас, А., Прието-Годино, Л.Л., Арренберг, А.Б. и Баден, Т. PLOS Biol. 15 , e2002702 (2017).
Google ученый
«>Кабра М., Роби А. А., Ривера-Альба М., Брэнсон С. и Брэнсон К. Нац. Методы 10 , 64–67 (2012).
Google ученый
Перес-Эскудеро, А., Висенте-Пейдж, Дж., Хинц, Р.К., Арганда, С. и де Полавьеха, Г.Г. Нац. Методы 11 , 743–748 (2014).
Google ученый
Гаттерманн Р. и др. биол. Lett 4 , 253–255 (2008).
Google ученый
Стивенс Г. Дж., Джонсон-Кернер Б., Биалек В. и Рю В. С. PLOS Comput. биол. 4 , e1000028 (2008 г.).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
«>Gyenes, B. & Brown, A.E.X. Фронт. Поведение Неврологи. 10 , 159 (2016).
Google ученый
Stephens, G.J., Bueno de Mesquita, M., Ryu, W.S. & Bialek, W. Proc. Натл акад. науч. США 108 , 7286–7289(2011).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Брукманс, О. Д., Роджерс, Дж. Б., Рю, В. С. и Стивенс, Г. Дж. eLife 5 , e17227 (2016).
Google ученый
Гирдхар, К., Грубеле, М. и Чемла, Ю. Р. PLOS ONE 10 , e0128668 (2015).
Google ученый
Wolpert, D.M. & Ghahramani, Z. Nat. Неврологи. 3 , 1212–1217 (2000).
Google ученый
Flash, T. & Hochner, B. Curr. мнение Нейробиол. 15 , 660–666 (2005).
Google ученый
Сумбре Г., Фиорито Г., Флэш Т. и Хохнер Б. Curr. биол. 16 , 767–772 (2006).
Google ученый
Todd, J.G., Kain, J.S. & de Bivort, B.L. Phys. биол. 14 , 015002 (2017).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Brown, A.E.X., Yemini, E.I., Grundy, L.J., Jucikas, T. & Schafer, W.R. Proc. Натл акад. науч. США 110 , 791–796 (2013).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
«>Vogelstein, J. T. et al. Наука 344 , 386–392 (2014).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Маркес, Дж. К., Лакнер, С., Феликс, Р. и Оргер, М. Б. Curr. биол. 28 , 181–195 (2018).
Google ученый
Salge, C., Ay, N., Polani, D. & Prokopenko, M. PLOS ONE 10 , e0139475 (2015).
Google ученый
Gerlach, M. & Altmann, E.G. Phys. X 3 , 021006 (2013 г.).
Google ученый
Шварц Р.Ф., Браницки Р., Гранди Л. Дж., Шафер В.Р. и Браун А.Е.Х. PLOS Comput. биол. 11 , e1004322 (2015).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Петровский С., Машанова А., Янсен В. А. А. Proc. Натл акад. науч. США 108 , 8704–8707 (2011).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Кейн, Дж. С., Стокс, К. и де Биворт, Б. Л. Проц. Натл акад. науч. США 109 , 19834–19839 (2012 г.).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Catania, KC PLOS ONE 5 , e10953 (2010).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Каин, Дж. С. и др. Эволюция 69 , 3171–3185 (2015).
Google ученый
Гордус А. , Покала Н., Леви С., Флавелл С. В. и Баргманн К. И. Cell 161 , 215–227 (2015).
Google ученый
Ву, Х. Г., Миямото, Ю. Р., Кастро, Л. Н. Г., Олвечки, Б. П. и Смит, М. А. Нац. Неврологи. 17 , 312–321 (2014).
Google ученый
Докинз, Р. в Точки роста в этологии (ред. Бейтсон, П. П. Г. и Хиндес, Р. А.) 7–54 (Cambridge Univ. Press, Кембридж, 1976).
Барто, А. Г. и Махадеван, С. Динамика дискретных событий. Сист. 13 , 341–379 (2003).
MathSciNet Google ученый
Лэшли, К.С. в Церебральные механизмы в поведении (изд. Джеффресс, Л.А.) (Wiley, New York, NY, 1951).
Seeds, A. M. et al. eLife 3 , e02951 (2014).
Google ученый
Гомес-Марин, А., Стивенс, Г.Дж. и Браун, А.Е.Х. J.R. Soc. Интерфейс 13 , 20160466 (2016).
Google ученый
Berman, G.J., Bialek, W. & Shaevitz, J.W. Proc. Натл акад. науч. США 113 , 11943–11948 (2016).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Вагнер, Г. П., Павличев, М. и Чеверуд, Дж. М. Нац. Преподобный Жене. 8 , 921–931 (2007).
Google ученый
Хоул, Д. Proc. Натл акад. науч. США 107 , 1793–1799 (2010 г.).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Роби, А. А. и др. Cell 170 , 393–406 (2017).
Google ученый
Vergassola, M., Villermaux, E. & Shraiman, B.I. Nature 445 , 406–409 (2007).
ОБЪЯВЛЕНИЯ Google ученый
Тинберген, Н. Исследование инстинктов (Oxford Univ. Press, Оксфорд, 1951).
Мендес, К. С., Бартос, И., Акай, Т., Марка, С. и Манн, Р. С. eLife 2 , e00231 (2013).
Google ученый
Geissmann, Q. et al. ПЛОС Биол. 15 , e2003026 (2017).
Google ученый
Брэнсон К., Роби А. А., Бендер Дж., Перона П. и Дикинсон М. Х. Нац. Методы 6 , 451–457 (2009).
Google ученый
Hums, I. et al. eLife 5 , e14116 (2016).
Google ученый
Кацов А.Ю., Фрайфельд Л., Горовиц М., Кюн С. и Кландинин Т.Р. eLife 6 , e26410 (2017).
Google ученый