Фасцинация это в психологии: Фасцинация это в психологии, примеры, метод фасцинации

Фасцинация это в психологии, примеры, метод фасцинации

Фасцинация – это эффект, вызываемый специальным воздействием информации, отображается в поведении. Сам термин походит от английского fascination, что означает очарование, завораживание. Выходя из такого обозначения, этот эффект воздействия, определяет такое состояние, в котором человек, как будто становится очарованным, это трансовое состояние. Во время применения этого метода в психотерапии, у реципиента возникает гипнотическое состояние.

Фасцинация в психологии это эффект, достигаемый именно словесным воздействием, под влиянием которого теряется семантически значимая информация во время ее восприятия человеком, в результате повышается воздействие на поведение.

Данный эффект может проявляться во многих формах. Семантическим эффектом обладают слухи. От того, какая акустическая организация, интонированность, ритмическая организация информации, интенсивность воздействия будет меняться от минимального до максимального, например, монотонная речь и интонированная, декламирование и пение.

Первым, кто открыл существование явления фасцинации, был Н. Винер. Ученый выдвинул мнение, что семантически значимой информацией можно назвать ту, которая имеет непосредственное влияние на эффекторный аппарат системы, которая принимает воздействие. Другой ученый Ю. Кнорозов предполагал, что сигналы независимо от информации также могут нанести воздействие на фильтры принимающей сигнал системы, и снижать их эффективность, увеличивать количество семантически важной информации.

Семантическая фасцинация определяет поведение реципиентов, когда получаемая информация является для них жизненно важной. Так, в 1938 году, радиопостановка «Войны миров», вызвала фасцинацию у более миллиона человек, поскольку они поверили в спектакль, как в настоящий репортаж новостей, в Эквадоре подобная версия этой постановки привела к гибели людей.

Фасцинация это в психологии

Фасцинация в психологии это результат воздействия, зависимый от посторонних факторов (помех), на поведение человека, с помощью значимой для него информацией. Такие помехи способны возникать во время передачи информации, то есть в канале связи, или в самом мозгу. Если в мозгу, то перебои генерируются мозговыми механизмами, специально за это ответственными, которые выступают в качестве фильтров, ухудшающих качество информации по ее пути к принимающей системе.

Психологическая фасцинация примеры ее наиболее часто встречаются в психотерапии в использовании гипноза, когда пациент сосредотачивает взгляд на гипнотизирующем специальном предмете, например, блестящем шарике на цепочке.

Может быть, также фасцинация впечатлений от знакомства. Она создается в тот момент, когда происходит знакомство между людьми, обмен взглядами, и такие элементы, как доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, ласкающий слух тембр, приятный тон стимулируют потерю качества вербальной информации и способствуют созданию хорошего впечатления.

Воздействие фасцинации происходит благодаря определенным структурам мозга, связанным с фасцинацией, которые оптимальным способом стимулируют поведение, особенно в острых экстремальных ситуациях. Эти структуры могут действовать также помимо сознания, или даже имеют возможность отключить его.

Фасцинация впечатлений может случиться, когда человек очень сильно перенимается созерцанием красоты природы или произведения искусства.

Фасцинация примеры, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Люди сходят с ума от любви, от еды, алкоголя, игровых автоматов. Поскольку сознание сужается, восприятие становится тоже очень узким, широта внимания не может охватить сразу несколько стимулов, поэтому создается конкретная направленность на предмет. Влюбленный человек думает о своей половинке, у голодного перед глазами стоит еда, игрок думает о возможности выиграть.

Процесс фасцинации мало изучен, но существует теория, согласно которой во время самого фасцинативного воздействия в структурах мозга формируется своего рода фильтр, через который проходит информация, обладающая сильной энергетикой, она отключает антисуггестивные барьеры (доверие, мораль, этику, критическое мышление) вследствие чего, проникает на осознанный уровень и оттуда руководит человеком. Это только теория, на самом деле единственного мнения по поводу этого процесса нет, и никто не придумал возможности исследовать этот механизм.

Возможна психологическая фасцинация примеры, которую можно наблюдать все  время – это человеческая речь. Она тоже может быть разной: монотонное бормотание, эмоциональная речь, выразительная, побуждающая. С помощью такой интонированной речи можно управлять сознанием людей, побуждать их к определенным действиям, направлять их поведение в нужном русле, когда сами люди имеют, совершено противоположные мысли и желания действовать. Таким методом, пользуются рекламщики, политики, актеры. Человек может уберечься от нежелательного воздействия, если будет критически настроенным, но когда работают профессионалы, даже это не помогает.

Наиболее распространенным приемом, с помощью которого выключаются сознательные барьеры, есть ритм. Современная музыка с повторяющимися звуковыми колебаниями есть отличным примером фасцинирующего воздействия. На музыкальных концертах фанаты становятся неуправляемыми, они погружаются в состояние транса, из которого им трудно выйти и по окончании концерта, они потом еще долго отстукивают ритм музыки. В поэзии также есть ритм – это чередование безударных и ударных слогов, повторение строфических форм, рифм. В видеоряде ритм отображается в последовательности ярких картинок, кадров, врезающихся в память.

Фасцинация может выражаться в таком приеме, как внесение неясности во что-то, имеются в виду: недомолвки, полутона, неопределенность, которая заставляет человека задуматься и порождает, таким образом, своеобразную цикличность. Такой прием используется в техниках НЛП. Не договорив чего-то, не завершив мысль, человек, таким образом, оставляет область для фантазирования других.

Так же, как и ритмичность, так и сбой ритма является приемом фасцинации. Ритм, против которого создается антирезонансная защита, переключение на другой ритм – хороший способ удержать внимание человека.

Очень действенным методом является юмор. Он проходит прямо на бессознательный уровень психики. С помощью юмора в психику вводятся такие вещи, которые в обыкновенной обстановке могут быть отторгнутыми или могут вызвать совсем другие чувства.

Метод фасцинации

Фасцинация составляет информацию, которая имеет двойное воздействие на человека. Сама суть информации апеллирует к интеллекту, тогда как ее носитель и сила направлены на возбуждение эмоциональной сферы. Поскольку люди делают поступки, в большинстве случаев под воздействием эмоциональных побуждений. Получается, что большая часть человеческой жизни будет находиться в прямой зависимости от поступающей информации, если пустить на самотек процесс, регулирующий с помощью эмоций поведение и восприятие человека. В каком-то смысле, люди становятся роботами. Поэтому очень часто они делают неадекватные поступки, про которые сначала не задумываются, но потом понимают, что могли действовать иначе и жалеют о своих поступках.

Фасцинация имеет очень сильное воздействие, если человек не будет развивать в себе критическое мышление, он будет гораздо больше восприимчив к фасцинации, чем может поставить под угрозу свою жизнедеятельность. Выше уже говорилось о способах воздействия фасцинации на человека.

Но именно его применение в психотерапии имеет специфические особенности.

Метод фасцинации в психотерапии также называют методом Фариа. Ж. Фариа португальский психотерапевт, во время своего путешествия в Индии общался с факирами и позаимствовал у них этот метод, подкорректировал его и ввел в психотерапию.

Процесс фасцинации начинается с расположения психотерапевта и пациента, они должны находиться на расстоянии до полуметра, психотерапевт должен сидеть немного выше пациента, смотреть ему в глаза, не мигая. Одновременно психотерапевт хватает пациента за плечи, начинает медленно раскачивать его вперед-назад и смотреть прямо на переносицу. При этом психотерапевтом говорятся примерно такие слова: «Смотрите мне прямо в глаза. Ваши глаза становятся тяжелыми, они устают. Но вы их не закрываете. Веки тяжелеют, будто наливаются свинцом. Все тело становится тяжелым». Несколько секунд паузы. Если пациент начинает моргать во время паузы, психотерапевт должен проявить большую уверенность и твердость голоса: «Вы моргаете, а теперь ваши глаза закрываются, и вы засыпаете».

Когда пациент закрыл глаза, психотерапевт кладет на них пальцы и продолжает: «Ваши веки слепились, и вы не можете открыть их до тех пор, пока я не прикажу». Далее, продолжается монотонное внушение, вызывающее сонливость. Достигнув необходимого отсутствующего состояния человека, происходит самая важная часть, человеку внушается необходимая информация.

Есть люди, утверждающие, что такой метод не действен, а психотерапевт просто ставит театральный спектакль и демонстративно играет свою роль. На самом деле такой метод требует от психотерапевта немало усилий и определенной практики. Он должен ежедневно тренировать свой взгляд, фиксируя его на разных предметах на расстоянии менее полметра, смотреть на него не моргая, пока возможно.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

фасцинация | это… Что такое фасцинация?

ТолкованиеПеревод

фасцинация

(от англ. fascination — очарование) — эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение. Формы Ф. могут быть различными. В зависимости от акустической организации интенсивность Ф. может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важным фактором Ф. выступает ритмическая организация сообщения. Существует также семантическая Ф., когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (например, семантическая Ф. проявилась в «феномене 30 октября 1938 г.», когда радиоинсценировка «Борьбы миров» Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя).

Эффектом семантической Ф. обладают также слухи. Ф. лежит в основе гипнотического воздействия (см. гипноз), включаемого в некоторые психотерапевтические методики (см. психотерапия).


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

фасцинация

— специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего возрастает возможность ее воздействия на их поведение.

Формы фасцинация бывают различными. В зависимости от акустической организации интенсивность фасцинации может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важный фактор фасцинация — ритмическая организация сообщения.

Существует и фасцинация семантическая, когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения; например, она проявилась в «феномене 30 октября 1938 г. », когда радиоинсценировка «Борьбы миров» Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя. Эффект фасцинация семантической также присущ слухам.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Синонимы:

обаяние, ослепление, очарование, прелесть

  • фантом конечности
  • фацилитация социальная

Полезное


Влияние очарования на мозг

5 минут

Когда кто-то очарован чем-то или кем-то, он чувствует себя живым, вдохновленным, пораженным и, конечно же, счастливым. Немногие эмоции оказывают большее влияние на разум, чем восхищение.

Написано и проверено психологом Валерия Сабатер .

Последнее обновление: 15 ноября 2021 г.

Очарование — это эмоция, к которой всегда стремятся специалисты в области нейромаркетинга. Как и все художники, кинематографисты или создатели контента. Все они знают, что если сумеют пробудить это чувство у своей целевой аудитории, то успех гарантирован. Узнайте все о влиянии очарования в сегодняшней статье.

Когда кто-то чем-то увлечен, он не забывает о стимуле, который это ему дало. Остается стойкое психологическое впечатление, которое пробуждает положительные чувства и вдохновляет.

Мы хотели бы задать вам простой вопрос. Когда вы в последний раз испытывали эту эмоцию? Может быть, после просмотра произведения искусства или фильма. Возможно, вы были очарованы пейзажем, музыкальным произведением, последним технологическим прорывом или даже человеком. Мало найдется ощущений столь же приятных, как это.

Мы классифицируем увлечение как «положительную эмоцию», но на самом деле оно способно вызывать бесконечное количество ощущений, чувств и мыслей. Это заставляет нас чувствовать себя счастливыми, радостными, вдохновленными, заинтересованными, удивленными, а иногда даже влюбленными.

Как мы можем легко заключить отсюда, мы говорим здесь о психофизиологическом состоянии великой трансцендентности. Воздействие очарования является значительным. Настолько, что мы часто пытаемся использовать эту эмоцию, чтобы влиять на других. Люди, способные очаровать определенную группу, не только привлекут их внимание, но и будут приняты и ими будут восхищаться.

Воздействие очарования

Каждый учитель или воспитатель знает, что для того, чтобы пробудить интерес ребенка, нужно зажечь в нем искру очарования. Им нужно знать, как они могут создать эту эмоцию, используя материал, который им нужно преподавать, чтобы их обучение стало более мотивирующим.

Эта эмоция оказывает сильное влияние на сознание ребенка и позволяет нам поощрять его интерес к обучению, а также к открытиям.

Очарование — очень мощное состояние ума. В чем причина этого? Ну, каждый стимул, вызывающий в нас восхищение, почти мгновенно активирует нашу лимбическую систему. Это область мозга, связанная с эмоциями. Как только эта область стимулируется, высвобождаются эндорфины (гормоны удовольствия), которые даже могут помочь людям сосредоточиться и генерировать новые идеи.

Интересный факт, что термин « очаровывать » имеет свои латинские корни в другом слове, которое происходит от: завораживать . Долгое время это слово имело негативную коннотацию. Люди верили, что любой, кто испытывает очарование, способен проявлять различные виды злых сил, а также влиять на других людей и контролировать их.

В наши дни люди не верят в это. С психологической точки зрения чувство очарования чем-то является результатом психологического процесса позитивного благополучия и трансцендентности.

Инновации и очарование всегда идут рука об руку

Крупные бренды на рынке, особенно технологические, знают, что если они хотят привлечь своих клиентов, они должны добиться сильного эмоционального воздействия. Если мы не в восторге от продукта, это плохой знак. Мы могли бы также добавить, что , если новый продукт не вызывает восхищения у целевой аудитории, то, как правило, он недостаточно инновационный.

Таким образом, мы можем определить очарование, используя ряд очень специфических факторов:

  • Вещи, которые очаровывают нас, также бросают нам вызов , потому что они кажутся чем-то другим и поэтому привлекают наше внимание. Наш мозг всегда привлекает различные, стимулирующие и привлекательные элементы.
  • Также генерирует желание, ожидание и огромное любопытство.
  • Если нас что-то завораживает, то, в свою очередь, это создает уверенность и безопасность. Не важно, новый ли он. Если это увлекательно, то это желательно, а если мы этого хотим, то это нас привлекает.

Когда вы очарованы, вы живете настоящим моментом и находитесь в состоянии потока

Психолог Михай Чиксентмихайи также исследовал концепцию очарования и связал ее с состоянием потока. Он объясняет, что чувство очарования — это не то же самое, что чувство интереса к чему-либо . Это намного глубже.

Это почти как влюбиться, потому что вселяет в нас чувство абсолютной концентрации. Мы сосредотачиваемся на том, что происходит здесь и сейчас, и испытываем чувство абсолютной приверженности тому, что привлекло наше внимание.

Сила эстетического очарования

Воздействие очарования является ключом к эстетическим эмоциям. Рафаэль Бискерра, профессор Барселонского университета, определяет эстетическую эмоцию как реакцию, возникающую, когда мозг интерпретирует что-то как прекрасное. Однако здесь мы могли бы пойти гораздо дальше. Потому что на самом деле нас движет не только то, что приятно или привлекательно для глаз.

Мозг также увлекается таинственными вещами, которые вызывают у нас повышенный интерес. Исследования, подобные этому, проведенному в Белградском университете (Сербия), дают нам пищу для размышлений по этому вопросу.

Мало что оказывает на наш разум большее влияние, чем то, что кажется нам неоднозначным. Когда мы получаем эстетический стимул, сочетающий в себе известное и неизвестное, мозг возбуждается, вдохновляется и впечатляется.

Вещи, которые очаровывают нас, заставляют нас хотеть узнать больше. Это как наблюдать за Большим Сфинксом в Гизе. Нас привлекают его размеры, расположение, форма и история.

Однако больше, чем красота, захватывает нас своей загадочностью. Когда эстетика сочетается с вызовом, это сильнее отпечатывается на нашем разуме, а эмоциональный эффект сильнее.

Это может вас заинтересовать…

Психология тайны и очарования

В своем Это дело жизни: Дневники 1935-1950 итальянский писатель Чезаре Павезе размышляет о понятии тайны в отношении к творческому письму. В декабре 1939 г., Павезе отмечает, что «[…] произведение искусства имеет успех только тогда, когда

для самого художника в нем есть определенный элемент тайны». В своем дневнике он также пишет, что «каждый художник пытается разобрать механизм своей техники, чтобы изучить ее конструкцию, чтобы, в случае необходимости, он мог использовать ее в холодном виде», потому что «во время написания мы слепы к ней». Другими словами, когда писатель переживает процесс творческого письма, он не может его контролировать и не до конца понимает, каким будет результат. Это момент, когда появляется тайна. Но писатель еще раз прочитает их сочинения, лучше поймет и интерпретирует их. Согласно интерпретации Павезе, это момент, когда тайна исчезает:

«Осознавать свой стиль означает, что мы закончили выражать часть нашей тайны. А также то, что с этого момента мы не можем писать в этом стиле». (8 ноября 1938 г.)

Если мы проанализируем этот процесс, то переживание тайны произойдет в три момента. (I) Человек впервые взаимодействует с источником тайны, и он чувствует, что этот опыт является неполным, дезориентирующим или не до конца понятным для него.

(II) В этот момент человека еще больше привлекает источник тайны, потому что он хочет лучше понять его значение. (III) Этот второй контакт разрешает загадку.

Чтобы лучше изучить этот опыт, мы можем подумать о взаимодействии человека и природы. Исследования показывают, что люди, как правило, предпочитают обстановку, вызывающую ощущение таинственности. Эти среды обычно отображают виды, которые снаружи выглядят частично закрытыми. Давайте подумаем о лесной местности, которая частично скрывает заросли кустарника: люди действительно должны идти в лес, чтобы полностью визуализировать композицию и протяженность окружающей среды.

Но почему нас привлекают такие настройки?

Психология тайны основана на имплицитном предположении, что доступ к сцене, которая кажется неясной и расплывчатой, позволит нам получить больше знаний. Это привлекает интерес людей и подталкивает их к изучению сцены. С эволюционной точки зрения эта особенность, вероятно, восходит к ранним людям, которые, в отличие от сегодняшнего дня, были уязвимыми существами, сталкивающимися с постоянными опасностями. Им нужно было разработать визуальную стратегию, позволяющую быстро определять окружение, которое стоит исследовать. Таинственные декорации могут быть подходящими кандидатами, поскольку они выглядят сложными, полезными и потенциально уютными, по крайней мере, когда мы наблюдаем за ними снаружи.

Но есть еще что сказать. Тайна связана с концепцией очарования. Очарованность возникает, когда наше внимание невольно захватывается данным окружением. Будучи потенциальным источником беспрецедентных знаний, таинственная обстановка легко привлекает нас и поэтому является источником очарования. Еще раз, природные среды служат хорошим примером. Они захватывают наше внимание, не требуя огромных усилий. Глядя на природу, люди не пытаются сосредоточиться и почти не отвлекаются. Все это объясняет, почему взаимодействие человека с природой может привести к когнитивным преимуществам, таким как улучшение памяти, устойчивое расслабление и, следовательно, снижение стресса. Когда мы общаемся с природой и очарованы ею, мы, по сути, позволяем нашему мозгу отдохнуть и восстановиться, потому что нам не нужно тратить свою энергию, чтобы оставаться сосредоточенными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *