Фасилитация: что это, как работает, инструменты, примеры
Фасилитация помогает организовать общение в группе, включить в диалог всех участников и искать креативные идеи. Рассказываем, зачем еще она может пригодиться, кто такой фасилитатор и как он поможет вашей компании
Фасилитация — это набор инструментов и практик, которые позволяют эффективно организовать групповое обсуждение. В буквальном переводе facilitation означает «облегчение процесса». Фасилитация позволяет модерировать дискуссию таким образом, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной. Помогает в этом фасилитатор — коммуникативный тренер, который следит за ходом беседы и дает участникам различные задания.
Фасилитация может быть полезна на рабочих планерках, при брейншторме новых идей, на семинарских занятиях и в других ситуациях, когда требуется активное групповое обсуждение. В ходе любых встреч неизбежно возникают моменты, когда несколько присутствующих высказываются особенно активно, а остальным не хватает времени, смелости или желания выразить свое мнение. В итоге их позиция остается неуслышанной. Фасилитация поможет избавиться от этой проблемы.
Как появилась фасилитация
Впервые термин «фасилитация» применил американский психолог Роберт Зайонц в 1965 году. Ему пришла идея провести эксперимент с тараканами, в ходе которого выяснилось, что насекомые проходят легкий лабиринт быстрее, когда работают в паре и под взглядами других тараканов. При этом сложные лабиринты тараканы быстрее проходили в одиночку и без «надзора». В дальнейшем Зайонц обнаружил аналогичные результаты и у людей. Это привело его к мысли, что обстоятельства влияют на качество работы. Так появилась теория социальной фасилитации.
В дальнейшем идею подхватил еще один американский психолог — Карл Роджерс. В 1980-х годах он применил теорию в сфере образования. Роджерс рассмотрел роль учителя не как носителя знаний, а как человека, который выстраивает личностные отношения с учениками и помогает им учиться с помощью признания, доверия и эмпатии. Роджерс сосредоточился на создании в классе такой атмосферы, которая помогала ученикам активно и свободно участвовать в процессе обсуждений — без критики и традиционных властных отношений, включающих оценивание. Роджерс считал важным безоговорочное положительное отношение к ученику, поскольку считал, что оно помогает полностью раскрыть потенциал человека. Со временем методика начала применяться в сферах, не связанных напрямую с обучением. Например, стала помощником в выстраивании рабочей коммуникации.
Кто такой фасилитатор
Фасилитатор — это человек, который ведет беседу группы и выступает в роли проводника. Его задача — сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно. Он структурирует разговор и при необходимости вмешивается в обсуждение. Фасилитатор помогает установить основные правила общения. Например решает, как члены группы будут взаимодействовать между собой, сколько времени дается на высказывание и каким образом будет приниматься финальное решение. Он также следит за взаимоотношениями внутри группы: предотвращает конфликты и нападки, сводит к минимуму доминирование одного или двух участников и контролирует, чтобы все могли высказать свое мнение. Фасилитаторы помогают вести беседу таким образом, чтобы привести к результату, который устроит всех участников. При этом сам фасилитатор занимает нейтральную позицию: не навязывает свое мнение, не вступает в дискуссию и не принимает никаких решений.
В роли фасилитатора может выступать как внешний консультант (иногда они встречаются среди agile-коучей), так и обученный сотрудник компании. Например руководитель или представитель HR. Обучиться фасилитативным навыкам можно как самостоятельно, по учебникам, так и на специализированных курсах. Но главное — применять полученные навыки на практике.
Хороший фасилитатор должен:
- Готовиться. Иногда подготовка может длиться дольше самой беседы. Перед сессией фасилитатор должен выстроить план разговора, изучить особенности команды и разобраться в теме обсуждения.
- Управлять временем. Чтобы уложиться во временные рамки и не затягивать обсуждение.
- Четко обозначать правила. Фасилитатор следит за ходом беседы, дает инструкции и задания. Важно, чтобы группа понимала, что и зачем от нее требуют.
- Активно слушать. Этот навык поможет не пропустить ни одной мысли в дискуссии.
- Уметь фокусироваться. Следить за тем, чтобы беседа не отклонялась от темы.
- Задавать вопросы. Чтобы двигать команду в нужном направлении.
- Пресекать круговые обсуждения. Чтобы группа не стояла на месте и постоянно двигалась вперед.
- Быть беспристрастным. Не давать критические оценки и стремиться к объективности.
- Поддерживать энергию. Вовремя делать перерывы и менять задания.
- Адаптироваться. Чтобы не теряться в случае, если беседа пойдет не по плану.
- Быть эмпатичным. Команда должна чувствовать, что проводник разделяет ее страхи и стремления.
- Создавать психологически безопасную среду.
- Постоянно развиваться. Чтобы корректировать свои практики для достижения максимально эффективного результата.
Цели фасилитации
В фасилитации применяется множество методов и практик, которые подбираются в зависимости от необходимого результата. Они помогают генерировать идеи, повышать продуктивность и приходить к коллективным решениям. Методы могут комбинироваться или применяться по отдельности, в зависимости от поставленных задач.
Цели встреч могут быть различными, рассказывает Елена Литвинова, фасилитатор, бизнес-консультант, декан Факультета корпоративных коммуникаций, основатель и идеолог комьюнити «Фасилитатор-фасилитатору». Можно встретиться, чтобы определить, в каком направлении движется компания и услышать на этот счет разные точки зрения. Например, чтобы обсудить, какие сейчас используются подходы в разных филиалах к погашению дебиторской задолженности. На такой встрече участники не принимают решение, а меняются опытом.
Другой тип встреч — генерация идей. Например, команда встречается и обсуждает, как завоевывать новую нишу на рынке. Далее лучшие идеи могут реализоваться на практике. Иногда команды собираются чтобы совместно принять решение: что будут реализовывать, какой последовательностью шагов и кто будет нести за это ответственность.
Методы и техники фасилитации
В фасилитации существует множество техник и упражнений, которые помогают прийти к нужному результату. Вот некоторые из них:
- Мозговой штурм
Команда в быстром темпе выдает идеи, среди которых не выделяются плохие или хорошие — важно количество, а не качество. Все идеи фиксируются для дальнейшего обсуждения.
В каких случаях применять: когда нужно быстро решить проблему.
- Множественное голосование
После мозгового штурма идеи оформляются в список и каждый участник голосует за лучший вариант. При этом количество голосов не ограничено.
Затем список сокращается, а отмеченные идеи выносят на обсуждение. После обсуждения проходит повторное голосование, где можно голосовать уже не больше, чем за половину идей. И так до тех пор, пока команда не придет к финальному решению.В каких случаях применять: когда нужно выбрать одно решение.
- Мета-планирование
Каждый участник группы пишет на стикере свое мнение по поставленному вопросу. Далее записи собирают на стене и начинается коллективное обсуждение.
В каких случаях применять: когда нужно в краткие сроки услышать мнение каждого.
- Работа в мини-командах
Команда разбивается на группы по два-три человека. Каждая группа обсуждает один и тот же вопрос, после чего все делятся своими результатами.
В каких случаях применять: когда нужно включить всех участников группы в обсуждение. Особенно полезен в начале встречи.
- Во все тяжкие
Участники команды в случайном порядке озвучивают от двадцати идей, которые начинаются с фразы «было бы хорошо, если бы…». Предложения могут начинаться с самых очевидных, но в процессе обсуждения появится больше креатива.
В каких случаях применять: при поиске новых творческих решений.
- Групповой обзор
В в последние 5–10 минут группа анализирует, что она узнала за время встречи и какие идеи вынесла. Что получилось, что не получилось и что можно улучшить в следующий раз.
В каких случаях применять: когда нужно повысить производительность.
Для чего нужна фасилитация в бизнесе
«Фасилитация сейчас — это обязательный бизнес-навык, — считает Елена Литвинова. — Современному бизнесу важно привлекать и слышать разные мнения внутри команды, находить консенсус по вопросам и принимать совместные решения. Для этого проводятся встречи с применением фасилитационного подхода. Он позволяет каждому быть услышанным, участвовать в общей дискуссии и влиять на процесс обсуждения. Это дает людям ощущение собственной значимости, причастности к финальному результату. Сотрудники охотнее включаются не только в разработку, но и реализацию идей. Поскольку чувствуют, что у них есть голос, их мнение важно.
Я верю, что компании, которые используют фасилитационный стиль в бизнес-коммуникации, становятся более успешными. Мы видим это на наших текущих корпоративных проектах, когда не просто внедряются фасилитационные инструменты и методы, а трансформируется стиль взаимодействия в командах и между командами. Отдельно можно выделить успех таких компаний, где изменения начинаются с трансформации мышления лидера — больше доверия в решениях и действиях передается сотрудникам».
Почему важна фасилитация
«Фасилитация создает среду, в которой люди имеют возможность высказаться и участвовать в общем деле, — рассказывает Елена. — Следовательно, они не чувствуют себя обиженным и не назревает конфликт. Все обсуждается конструктивно и спокойно.
Фасилитация возможна везде. Это связано с тем, что в любой сфере людям важно выстраивать такую коммуникативную культуру, которая включает мудрость и ответственность каждого. Например, в социальных дискуссиях с горожанами, в некоммерческих организациях или во время саммитов по разным вопросам. Отдельно хочу выделить применение фасилитации при обучении, когда меняется роль учителя от «говорящей головы» к включению всех учащихся в активное познание темы и взаимообучение.
Если у сотрудников есть психологические несовместимости или критическое отношение к тому, что делает компания, то такие вопросы разрешаются в рамках коуч-сессий, one-to-one встреч, сессий с психологами и прочее. Но если люди в группе хотят решать задачи, то фасилитация максимально в этом поможет. С ее помощью можно увидеть мнения с разных сторон, выявить корень проблемы и принять взвешенное решение, максимально полезное для бизнеса».
Принципы и правила фасилитации. Что такое фасилитация
Принципы и правила фасилитацииЛегко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.
Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.
Что такое фасилитация
Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.
Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.
Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.
Кто такой фасилитатор
Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:
- направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
- отбирать действительно удачные решения группы;
- брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
- работать с разного рода группами;
- ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
- сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
- быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
- противостоять стрессу;
- открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.
Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников.
Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.
Отличие фасилитации от модерации
Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:
- Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
- Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
- Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
- Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации
Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
Существуют 5 правил фасилитации:
- исследование процесса в противовес всеведению;
- все участники процесса равны;
- каждое мнение важно;
- все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации
Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:
- Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
- Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
- Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
- Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
- Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:
Фасилитация в бизнесе
Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?
- Повышение эффективности деятельности сотрудников.
- Увеличение мотивации персонала.
- Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
- Создание безопасного психологического пространства.
- Внедрение новых технологий в бизнес.
Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.
Читайте также:
- Модерация и фасилитация стратегических сессий
- Как эффективно принимать решения в одиночку?
- Как рассортировать идеи и не прогадать
- Правила игры: как играть в корпоративные игры
- Алгоритм достижения цели
Что такое фасилитация? | ATD
В чем разница между фасилитацией, презентацией и обучением?
Инструкторы помогают другим улучшить их результаты, обучая, инструктируя или содействуя обучению. Таким образом, фасилитация и презентация являются инструментами в наборе инструментов тренера. В большинстве случаев эффективные и привлекательные преподаватели тратят меньше времени на представление контента посредством лекций или лекций и больше времени на содействие обучению этому контенту.
Презентация и фасилитация
Презентация | Содействие |
Ведущий предоставляет информацию, как правило, в виде лекции. | Фасилитатор способствует обучению всех, обычно посредством обсуждения или таких мероприятий, как ролевые игры. |
Докладчик – это эксперт, который делится своими знаниями по предмету. | Фасилитатор предоставляет возможность членам группы делиться знаниями и учиться друг у друга. |
Ведущий большую часть времени говорит. | Ведущий проводит большую часть времени, задавая вопросы, побуждая других говорить и отвечая на вопросы учащихся во время занятий |
Ведущий обычно находится на сцене или в передней части зала. | Ведущий обычно перемещается по классу, помогая отвечать на вопросы учащихся или следить за ходом выполнения заданий |
Навыки фасилитатора
Фасилитаторы могут быть любого происхождения и с разным уровнем опыта. Однако лучшие фасилитаторы демонстрируют следующие навыки:
Слушание. Фасилитатор должен активно слушать и слышать, что говорит каждый учащийся или член команды.
Опрос. Фасилитатор должен уметь задавать открытые вопросы и стимулировать обсуждение.
Решение проблем. Фасилитатор должен уметь применять методы группового решения проблем, включая:
• определение проблемы
• определение причины
• рассмотрение ряда решений
• взвешивание преимуществ и недостатков решений
• выбор наилучшего решения
• внедрение решения
• оценка результатов.
Разрешение конфликта. Фасилитатор должен признать, что конфликт между членами группы естественен и, если он выражен вежливо, его не нужно подавлять. Конфликт следует предвидеть и разрешать конструктивно.
Использование стиля участия. Фасилитатор должен поощрять всех учащихся или членов команды к активному участию и участию в собраниях в зависимости от их индивидуального уровня комфорта. Это включает в себя создание безопасной и комфортной атмосферы, в которой члены группы готовы поделиться своими чувствами и мнениями.
Принятие других. Фасилитатор должен быть непредвзятым и не критиковать идеи и предложения, предложенные учащимися или членами группы.
Сопереживание. Фасилитатор должен уметь «пройти милю в чужой обуви», чтобы понять чувства учащихся или членов команды.
Ведущий. Фасилитатор должен быть в состоянии направить тренинг или собрание на достижение заранее определенного результата.
ФАСИЛИТАЦИЯ определение | Кембриджский словарь английского языка
Примеры фасилитации
фасилитации
Час обсуждения возможного облегчения монументальных изменений отложен.
От Хаффингтон Пост
Что делает высшее образование особенным, так это то, что оно способствует общению между более и менее опытными учащимися.
От Хаффингтон Пост
В модели аргументации учащиеся задают вопросы и ответы, а учителя обеспечивают структуру, помощь и руководство.
От Хаффингтон Пост
Недооцененную, но жизненно важную роль в мозговом штурме играет графическое содействие .
От Хаффингтон Пост
упрощение бизнеса связано с более совершенными системами финансового расчета.
От Хаффингтон Пост
В наши дни ожидается, что учителя сосредоточатся на « облегчение «фактического знания, которое вдруг становится широко доступным.
Из Атлантики
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Переводы facilitation
на китайский (традиционный)
便利化, 促進…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
便利化, 促进…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится облегчение ?
Обзор
легкий
способствовать
облегченный
содействие
содействие
фасилитатор
управление объектами
средство
перед
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.