Философия аксиология: Turn cookies on or off — Computer

«Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма | Яковлева

1. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа / Пер. с нем. Е.Ф. Корша. М. : URSS: Либроком, 2012. 160 с. ISBN: 978-5-397-03029-8

2. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений (1871–1872) // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: Сборник, Минск : Попурри, 2000. С.177–185. ISBN: 985-438-378-4

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М. : Республика, 1998. 410 с. ISBN: 5-250-02670-2

4. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев : Cartel, 1996. 116 с. ISBN: 5-8238-0289-7

5. Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994. 490 с. ISBN: 5-7333-0447-2

6. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж : Ymca-press, 1931. 136 с.

7. Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А.Б. Глаголева, под ред. Ю.С. Медведева, Д.В. Скляднева. СПб. : Владимир Даль, 2002. 707 с. ISBN: 5-93615-016-Х

8. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М. : Республика, 2003. 494 с. ISBN: 5-250-01849-1

9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М. : Прогресс. 1988. 704 с. ISBN 5-01-001035-6

10. Выжлецов Г.П. Онтологическая аксиология: истоки и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. Вып. 3. С. 275–281. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2017.302

11. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань : АГУ, 2004. 279 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20066010 (дата обращения: 17.03.2022).

12. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : РУДН, 2006. 457 с. ISBN: 5-209-01971-3

13. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. Т. № 1 (4). С. 66–78. URL: https://iphras. ru/page16794623.htm (дата обращения: 17.03.2022).

14. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. № 1. Аксиология и теория познания. С. 7–36.

15. Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Фундаментальные исследования. 2011. № 8–3. С. 519–523. URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 17.03.2022).

16. Ильинский И.М. Образовательная революция. М. : Московская гуманитарно-социальная академия, 2002. 592 с. URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/obrrev-sod.php(дата обращения: 17.03.2022).

17. Жаров В.К., Таратухина Ю.В. Феноменология кросс-культурного образования. М. : Янус-К, 2016. 136 с. ISSN: 978-5-8037-0692-2

18. Дзуцев Х.В. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности: этносоциологический анализ. М. : ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2014. 316 с. ISBN: 978-5-8336-0843-2

19. Карпов А.О. Опыт философского осмысления современной научно-образовательной практики // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2005. № 1. С. 94–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11717105 (дата обращения: 17.03.2022).

20. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. С. 2–21. URL: http://xn--h2am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-209-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

21. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М. : АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 680 с. ISBN: 5-17-019075-1

22. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. М., СПб. : Университетская книга, 2002. 272 с. ISBN: 5-7914-0023-3

23. Франк С.Л. Теория ценности Маркса и её значение. СПб. : Изд. М.И. Водовозовой, 1900. 382 с.

24. Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) // Философы России XIX–XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. С. 124–125. ISBN: 5-212-00800-Х

25. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М. : Прогресс-Традиция, 2009. 272 с. ISBN: 978-5-89826-316-0

26. Майнонг А. Самоизложение / Пер. с нем. Р. Громова. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. 80 с. ISBN: 5-7333-0245-3

27. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129–143.

28. Шпенглер О. История и политика. Избранные произведения. СПб. : Владимир Даль, 2020. 536 с. ISBN: 978-5-93615-237-5

29. Тойнби А.Д. Роль личности в истории. М. : Астрель, 2012. 222 с. ISBN: 978-5-271-41624-8

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. М. Левиной. М. : АСТ, 2020. 316 с. ISBN: 978-5-17-122819-4

31. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения: Пер. Н.Л. Поляковой // Thesis. 1996. No. 2, pp. 94-122. C. 5–29. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/876/582/1217/2_2_1pars.pdf?ysclid= l116onf9jz (дата обращения: 17.03.2022).

32. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М. : Политиздат, 1967. 351 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006142467 (дата обращения: 17.03.2022).

33. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л. : Ленинградский ун-т, 1960. 152 с.

34. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 204 с.

35. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск : НГУ, 1998. 283 с. ISBN: 5-7615-0455-3

36. Булдаков С.К. Аксиология образования: смена ценностных оснований // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 3. С. 6–11. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/archive-ru.html (дата обращения: 17.03.2022).

37. Лосев А.Ф. Исследования по философии и психологии мышления. М. : Мысль, 1999. 719 с. ISBN: 5-244-00859-5

38. Фомичева Т.В. Образовательные ценности: диалектика общего и особенного // Социальная политика и социология. 2013. Т. 2 (95). № 3. С. 138–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21360370 (дата обращения: 17.03.2022).

39. Столович Л.Н. Аксиологические течения в современной русской философии // Соловьевские исследования. 2011. № 4 (32). С. 7–27. URL: http://solovyov-studies.ispu.ru/taxonomy/term/11 (дата обращения: 17.03.2022).

40. Елизарова Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9 (83). С. 14–17. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/2/2010_9/elizarova_9_10_14_17.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

41. Концева Н.П. Мировоззренческий статус студенческой молодёжи: анализ ценностных установок студентов университетов Сибирского федерального округа // Science Education Today. 2020. № 6. C. 101–119. DOI: 10.15293/2658-6762.2006.06

42. Unger M., Marsan G.A., Meissner D., Polt W. New challenges for universities in the knowledge triangle // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45. Issue 2. Р. 806–819. DOI: 10.1007/s10961-018-9699-8

43. Gibbs P. The three goods of higher education; as education, in its educative, and in its institutional practices // Oxford Review of Education. 2019. Vol. 45. Issue 3. P. 405–416. DOI: 10.1080/03054985.2018.1552127

44. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle Between Research, Education and Innovation – A Conceptual Discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. No. 2. Р. 10–26. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.2.10.26

45. Gallego J.P. Metodología y contenido axiológico de los programas de educación en valores // Foro de Educación. 2016. Vol. 14. Issue 21. Р. 217–226. DOI: 10.14516/fde.2016.014.021.011

46. Stanciu M. Миф о пещере, или Воспитание ценностей. Скачок во времени, педагогическая аксиология (СIEA 2018) // Образование для ценностей: непрерывность и контекст: Пятая международная конференция по образованию взрослых (Iasi, Romania, 25–27 апреля 2018 г.). С. 285–291. DOI: 000455654000038

47. Борисов С.В. Аксиология образования: «Ищу человека!» // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 69–77. URL: http://www.phil-ed.ru/images/pdf/2012_5_44.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

онтология, гносеология, философия природы, этика, эстетика, логика, аксиология, философская антропология, философия науки и техники, социальная философия.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) — учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или сту¬пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др.

Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

Конспект по философии

Что нужно знать педагогу: понимание четырех основных направлений философии

Распространяйте любовь

Кто-то может возразить, что философия является сущностью образования, и, не зная своей философии, как вы можете учиться, как вы можете учить, как ты можешь жить? В этой статье четыре основных направления философии будут обсуждаться в качестве обзора, чтобы помочь понять важность философии для учителя, воспитателя, родителя или ученика.

Слово философия происходит от двух греческих слов. Первое слово, фило, означает «любовь». Второй, sophy, означает «мудрость». Таким образом, буквально философия означает «любовь к мудрости». У каждого человека есть отношение к жизни, детям, политике, обучению и предыдущему личному опыту, которое информирует и формирует его набор убеждений. Хотя вы можете этого не осознавать, этот набор убеждений, или личная философия, влияет на то, как вы живете, работаете и взаимодействуете с другими. То, во что вы верите, напрямую отражается как на вашем обучении, так и на процессе обучения. В этой главе исследуются различные философские взгляды, влияющие на профессию учителя.

Хотя роль восточной философии в мировой истории и в образовании была значительной, в этой главе основное внимание уделяется роли западной философии в формировании образовательной философии, распространенной в Соединенных Штатах. Важно понимать, как взаимосвязаны философия и образование. Чтобы стать самым эффективным учителем, которым вы можете быть, вы должны понимать свои собственные убеждения и в то же время сопереживать другим. Разработка собственной образовательной философии является ключевой частью вашего пути к тому, чтобы стать учителем.

Чтобы понять основы философии образования, необходимо сначала изучить четыре основных направления философии. Понимание философии образования будет способствовать пониманию того, как эти основы привели к тому, что сегодня обычно практикуется и во что верят в классе. Четыре основных направления философии — это метафизика, эпистемология, аксиология и логика.

Метафизика

Метафизика — это раздел философии, который рассматривает физическую вселенную и природу высшей реальности. Он задает такие вопросы, как: что реально? Каково происхождение мира? Что находится за пределами звезд? Ваше рассмотрение реальности как внешнего творения или внутренней конструкции может повлиять на ваши метафизические убеждения и взгляды, а также на ваше учение. Независимо от вашего определения реальности, исследование и классификация физической вселенной составляют основу нескольких школьных предметов.

Эпистемология

Эпистемология — это раздел философии, изучающий, как люди узнают то, что они знают.
Произведенное от греческого слова episteme, означающего знание или понимание, эпистемология относится к природе и происхождению знания и истины. Эпистемология предполагает, что существует четыре основных основы знания: божественное откровение, опыт, логика и разум и интуиция. Они влияют на то, как преподавание, обучение и понимание происходят в классе.

Аксиология

Аксиология – это раздел философии, изучающий принципы и ценности. Эти ценности делятся на два основных вида: этические и эстетические. Этика – это вопрос о морали и личных ценностях. Эстетика — это исследование того, что красиво, приятно или со вкусом. В аксиологическом образовании речь идет не только о знаниях, но и о качестве жизни.

Логика

Логика — это раздел философии, занимающийся организацией рассуждений. Изучающие логику учатся структурно мыслить. Логика имеет два типа: дедуктивное и индуктивное рассуждение. Дедуктивное рассуждение включает в себя рассмотрение общего случая, вывод общего набора правил или принципов, а затем применение этих правил к конкретным случаям. Индуктивное рассуждение включает в себя взятие конкретных примеров и рассмотрение общих принципов, правил или случаев, которые их вызвали.

Какова ваша философия? Включены ли все четыре направления в ваши ценности в области образования?

Ценность аксиологии — Алан Прушан

Никогда не слышали об аксиологии? Я не удивлен. Аксиология – это философское учение о ценности. Он включает вопросы о природе и классификации ценностей, а также о том, какие вещи имеют ценность. Это не разговор о ваших ценностях, а скорее о том, как мы оцениваем вещи.

Многие из нас не интересуются философией. Однако я обнаружил, что изучение различных философских точек зрения может помочь нам понять мир. Мой старший сын изучал философию. Когда он впервые поделился, что хочет изучать философию, я выразил беспокойство. Почему бы не изучить то, что вы можете использовать, чтобы выйти в мир и получить работу? С презрением 18-летнего подростка он сказал мне: «Папа, ты получил предпрофессиональную степень. Эти типы степеней учат вас что думать; степень гуманитарных наук научит вас тому, как думать».

Недавно меня познакомил с приветственной речью в колледже Кеньон в 2005 году автор Дэвид Фостер Уоллес. В этом обращении он предположил, что степень в области гуманитарных наук не учит вас, как думать, а скорее учит тому, что у вас есть выбор, о чем думать. К сожалению, слишком многие из нас не думают, а повторяют то, чему нас научили другие, будь то родители, священнослужители, учителя, профессора, друзья или коллеги. Истинное мышление встречается не часто.

Доктор Роберт Хартман провел много лет, размышляя и разрабатывая способ использования математики для открытия или раскрытия того, как люди оценивают вещи, для количественной оценки аксиологии. В конце концов он это сделал и был номинирован на Нобелевскую премию мира за свою работу.

Хартман определил, что существуют три широкие категории ценностей: внутренние, внешние и системные. Или проще: люди, задачи и системы.

Его работа показала, что должен существовать естественный порядок вещей. Люди более ценны, чем задачи, которые более ценны, чем системы. Другими словами, люди решают проблемы, используя системы и поддерживающие их структуры.

И степень, в которой мы ценим эти ценностные категории, напрямую связана с индивидуальными суждениями и способностями к принятию решений.

Когда человек резко переоценивает или недооценивает любую из этих трех категорий ценностей по сравнению с другими категориями, это серьезно влияет на его суждения и принятие решений. Обладая этими знаниями, мы можем использовать наблюдение, чтобы выявить, как люди оценивают вещи, и увидеть влияние.

Доктор Хартман отправился в путешествие, чтобы попытаться объяснить, как мог произойти Холокост. Другими словами, как так много людей присоединились к идеологии нацистской партии и оценили ее, что они были готовы работать и способствовать резне более 6 миллионов евреев и более 11 миллионов человек? Это явная демонстрация того, что люди драматично ценят идеологию непропорционально больше, чем людей.

Хотя это крайний случай, он не является чем-то необычным. Во всем мире есть политические лидеры, которые в непропорционально большей степени ценят свою систему правления над своим народом и используют свою власть для подавления и контроля над своими гражданами. Эта непропорциональная оценка идей над людьми не является чем-то необычным или ограничивается политическими лидерами.

На протяжении веков это также верно и для религий. Один клиент недавно поделился со мной, что члены семьи подвергали остракизму другого члена семьи, никогда больше не разговаривая с ним, потому что они либо делали, либо ценили что-то отличное от ценностей религии другого человека. Сильные идеологические взгляды настраивали членов семьи против членов семьи, людей против людей, католиков против протестантов или нации против наций на протяжении поколений. Все это примеры того, как люди непропорционально ценят свою идеологию над людьми. Я знаю евреев, которые отказывались от своих детей, потому что они не женились на еврейке.

Как трагично.

Это не ограничивается этими большими предметами. Как только я изучил аксиологическую науку о том, как измерять, как люди оценивают вещи, я пришел к выводу, что Энди Рид никогда не выиграет Суперкубок. Я сделал эту оценку, когда Энди Рейд тренировал «Филадельфию Иглз», команду моего родного города. Для меня было очевидно, что он непропорционально ценит свою атакующую систему над навыками своих игроков. Он говорил снова и снова: «Ребята просто должны запустить систему». Чтобы усугубить ситуацию, он непропорционально ценил своих игроков, а не задачи. Я сделал эту оценку, потому что он изо всех сил пытался справиться со второй половиной игр, когда его команда отставала. Он больше не мог полагаться на свой план игры, ему нужно было приспосабливаться к обстоятельствам, разворачивающимся на поле в режиме реального времени. Это ориентировано на задачу, и исторически, на мой взгляд, он боролся в этой области. Вот почему на протяжении всей своей карьеры он боролся с управлением часами и временем, а также с тем, когда бросить вызов.

Пожалуйста, поймите меня правильно, я не испытываю неприязни к Энди Риду. На самом деле, я считаю, что он гений нападения и способен развивать свои атаки на протяжении более 20 лет в НФЛ, что немаловажно. Помимо того, что он является одним из самых успешных тренеров за всю историю, я считаю, что у него самое большое тренерское дерево в истории НФЛ, то есть больше его помощников тренеров стали главными тренерами, и многие из них очень хорошие. чем любой другой главный тренер.

В конце концов, он выиграл Суперкубок в феврале 2020 года. Я считаю, что с тех пор, как он покинул Филадельфию, он, возможно, научился больше ценить своих игроков в балансе со своей атакующей системой. Для меня доказательством его зрелости в этой области является наблюдение за подбором нескольких высококвалифицированных атакующих игроков, включая Патрика Махоумса. Очевидно, что Энди построил свое нынешнее нападение, чтобы максимально использовать навыки своих игроков. Кажется, он больше не ставит свою систему впереди своих игроков.

Какое отношение это имеет к нам с вами? Проще говоря, суждения и принятие решений напрямую коррелируют со степенью, в которой мы оцениваем людей, задачи и системы относительно друг друга. Что касается меня, я могу сказать вам, что я оцениваю задачи над людьми, а затем над системами. Хорошей новостью для меня является то, что они не сильно непропорциональны. Чем их больше, тем менее эффективным я буду как лидер.

Я предлагаю вам понаблюдать, как это мог бы сделать сторонний наблюдатель, насколько вы цените людей, задачи и системы, и задать себе вопросы, С чем я веду и почему? Какое влияние это может оказать на мою эффективность как лидера?  

Думаю, Дэвид Фостер Уоллес счел бы, что это ценные вещи, о которых стоит подумать.


Измерение вашего уровня суждений и принятия решений возможно и многое говорит о том, как вы руководите, и о вашей эффективности. Если вам нужна помощь в этой области для себя или своей руководящей команды, дайте мне знать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *