Философия циники – Киники — Википедия

Содержание

25. Киники и циники. В поисках смысла [сборник]

25. Киники и циники

В древней Греции были такие философы, которых называли «киниками», буквально «собачьими». Так дразнили их противники, желая унизить — а те и не возражали. Чем плоха собака, если посудить здраво? Живет сама по себе, легко переносит трудности, не заботится о том, как она выглядит и что о ней подумают окружающие. Вот и они вели себя точно так же. Это из их числа был тот самый Диоген, которому для жилья вполне хватало большой глиняной бочки, и у которого, по преданию, нашлась только одна просьба к великому царю и завоевателю Александру Македонскому: отойти в сторону, чтобы не заслонять солнечный свет. Основателями школы были непосредственные ученики великого Сократа, и учение это пользовалось в свое время большой популярностью. Именно от киников ведут свое начало другие великие философы древности, стоики.

Но если в современном языке «стоическое поведение» — это едва ли не высшая похвала добродетельному и мужественному человеку, то вот киникам с именем не повезло. Название их школы, в котором только заменилась первая буква (это произошло из-за особенностей средневекового произношения латинских слов), стало обозначать одно из самых отвратительных явлений нашего мира — цинизм. Советский уголовный кодекс ужесточал наказание за преступление, совершенное «с особым цинизмом», даже не раскрывая этого понятия — дескать, и так всё ясно. Особый цинизм — это, по сути, откровенное пренебрежение нормами закона и нравственности. Не просто украл или нахулиганил, а сделал это на виду у всех, сознательно попирая любые нормы морали.

С тех пор это выражение пошло в народ и его употребляют уже как угодно — «особым цинизмом» могут отличаться действия не только преступников, но и чиновников, политиков, правоохранителей. Выборы и то у нас обычно проводятся с особым цинизмом, а уж о всяких приватизациях и «спорах хозяйствующих субъектов» и говорить нечего. Так и привыкают люди жить с ним, сами наращивают цинизм в качестве брони: ну да, мы так живем, и все так живут, а иначе не получается. С волками жить — по волчьи выть.

Но как же это благородные собаки превратились в бессовестных волков? На могиле Диогена была начертана надпись:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же

Переживёт века слава твоя, Диоген:

Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указал нам путь, легче которого нет.

Да ведь это звучит — с поправкой на гекзаметр — почти как тропарь преподобному! Диоген жил до Христа, но христианская аскетика, на самом деле, немало заимствовала у киников и стоиков.

О современном цинизме сказано было много, но лучше всех сказал, на мой взгляд, Оскар Уайлд. Циник — это человек, который всему знает цену, но не знает никаких ценностей (a man who knows the price of everything and the value of nothing). Этим-то он и отличается от киника. Пусть Диоген и другие философы-киники нечасто говорили о высших ценностях, но сама жизнь этих людей свидетельствовала об их приверженности добродетели и мудрости. Диоген отказался от всех земных благ именно ради них. Циник, напротив, идет самым коротким путем к тому, чтобы исполнить свои желания, не считаясь ни с чем, осознанно распихивая всех, кто вокруг. Потому он и опаснее человека, совершившего преступление под влиянием случайного порыва или особенных обстоятельств.

Но как становятся циниками? Путей, конечно, много, но я назову тот, который мне кажется самым характерным. Владимир Высоцкий пел несколько десятилетий назад: «я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю…» Это очень меткие слова. В России принято шарахаться из крайности в крайность: то мы строим коммунизм впереди планеты всей, то самый отъявленный капитализм, то у нас диктатура, то анархия… Восторженность и цинизм — тоже два полюса, две крайности. Человек восторженный всему верит и горит этой своей верой, он не в состоянии трезво оценить реальность, подменяет ее прекрасными идеями. Так у нас верили в коммунизм, в рынок, демократию… сегодня многие верят в особый духовный путь России, или в превосходство западного образа жизни, в кристальную чистоту русского православия или в неизбежность всемирного экуменизма — да какая разница. Главное, чтобы эта доверчивость была всеохватной, не знающей исключений.

А потом наступает разочарование. Мир оказывается куда более сложным и неоднозначным, и примитивные схемы ничего больше не объясняют и никак не помогают. Можно, конечно, начать кропотливую работу над собственной картиной мира: менять примитивные представления на более точные и адекватные, учиться жить в этом сложном мире… Но можно поступить намного проще: объявить этот мир большим складом ресурсов, с которого можно получать всё, что хочется, «и не париться», как говорит молодежь. Вот суть поворота от восторженности к цинизму, остальное — детали.

Так происходит в нашей общественной жизни — у людей было слишком много поводов для разочарований. Нечто подобное случается и в жизни церковной: сначала человеку рассказывают много всего светлого и хорошего, он ждет встречи с ангелами и духоносными старцами, а потом… «нет, и в церкви всё не так, всё не так, как надо» — пел тот же Высоцкий. Можно пойти путем реализма: честно признавать существующие проблемы и делать что-то для их решения, а заодно и корректировать своё «как надо». Но это слишком сложно. И тогда человек может пойти по пути, который покажется ему легким, и тут, как обычно, диавол предлагает выбор. Можно сохранять свою восторженность, в корне отрицая любые проблемы — а можно стать циником. Жить внешне церковной жизнью, поскольку это приносит определенное положение в обществе, успокоенность, да и доход, если ты работаешь на эту организацию. А вот ценностей никаких не нужно — главное, знать цену каждого события, поступка и предмета.

Что же можно противопоставить цинизму? Если принять определение Уайлда, ответ, в общем-то, очевиден. Прививка от цинизма — это высшие ценности. Воспитывая ребенка, родители обычно стараются не просто объяснить ему, как добиться в жизни одного и избежать другого (как раз это циник прекрасно умеет), но и «что такое хорошо и что такое плохо». И когда тот же ребенок или даже взрослый человек приходит в церковь, ему тоже очень важно объяснить какие-то самые главные вещи, причем объяснить их в первую очередь. Не вываливать на него сразу гору информации: как следует одеваться, как обращаться к батюшке, что готовить в какой пост, через какое плечо и в какой момент службы передавать свечки, и так далее, и тому подобное. Нелепым выглядит и требование ко всем прихожанам немедленно заняться изучением церковнославянского языка, если они его еще не освоили.

Не то, чтобы все эти вещи были не нужны… они имеют свою цену, и немалую, и благо тому, кто их приобретет. Но горе тому, кто при этом не найдет в христианской жизни высших ценностей. Кто, условно говоря, придет в храм к постному уставу или плюсквамперфекту, а не ко Христу, кто будет искать внешнего эффекта, а не внутреннего преображения. Какое-то время, возможно даже, всю жизнь, человек может пребывать в состоянии искусственно подогреваемой восторженности, но дальше его с высокой долей вероятности ждет тот самый «особый цинизм». Только уже в церковных стенах, а это вдвойне отвратительно.

В Евангелии нет слова «циник», но те, кого мы бы назвали сегодня циниками, там есть. Это те самые книжники и фарисеи, с которыми так горячо спорил Христос — вспомним, как Он без единого упрека отпускал грехи мытарям и прелюбодейкам, и как жестко говорил с людьми, казалось бы, вполне приличными и очень даже набожными на свой лад. Они сначала интересовались этим новым Проповедником… но стоило им понять, что Его проповедь угрожает их положению в обществе — и они были готовы переступить через что угодно, лишь бы Его остановить. Фарисейство — новозаветная разновидность цинизма.

Конечно, не все фарисеи были таковы, вспомним хотя бы Иосифа Аримафейского или Савла — будущего апостола Павла. Их привело ко Христу живое нравственное чувство, те самые не задушенные ценности. Человек может заблуждаться, и заблуждаться очень серьезно, как тот же Савл, который яростно гнал христиан. Но если он ошибается искренне, если ему не безразлична Истина, то и он не безразличен Ей. И значит, всё еще возможно исправить. Для стопроцентного циника эта возможность закрыта: он уже всё понял, всё заранее взвесил и расчислил. И сам был взвешен и найден слишком легким, как Валтасар на своем пиру. Цинизм, по сути, это ад, который начинается уже здесь и сейчас — только человек еще этого не понял, он принимает его пламя за теплый огонек в камине, около которого так уютно греть озябшие руки…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Цинизм — это… Что такое Цинизм?

 Цинизм / Кинизм

 ♦ Cynisme

   Пренебрежение условностями, высокими принципами и добрыми чувствами. В философском смысле быть циником (киником) значит никогда не смешивать реальность и благо, бытие и ценность, иначе говоря, «то, что делается», и «то, что должно делаться» (Макиавелли, «Государь», глава XV). В расхожем смысле слова цинизм есть стремление к эффективности, не отягощенное заботой о морали или идеологии. Обычно цинизм считают одной из форм бесстыдства, хотя иногда он принимает форму трезвости мысли, отвергающей притворство и легковерие.

   Прежде чем превратиться в недостаток и обрести дурную репутацию, цинизм под именем кинизма был школой добродетели, и, не исключено, самой требовательной к своим адептам. В истории философии кинизм наряду с мегарской школой стал одним из двух звеньев цепочки, протянувшейся от Сократа к стоицизму. Он представляет собой одно из важнейших течений всей античной философии. Школу, созданную учеником Сократа Антисфеном, затем возглавил его великий ученик Диоген. Кинизм – это радикальный номинализм. Не существует никаких абстракций, никакие законы и условности не имеют никакого значения: есть лишь индивидуумы и их поступки. Отсюда – яростная тяга к независимости, признающей лишь свободную добродетель и лишь добродетельную свободу. Это подразумевает необходимость преодолеть в себе животное начало и глупость. Можно ли назвать кинизм аскетическим учением? Пожалуй, но это аскетизм без ханжества. Тот же Диоген, для закалки обнимавший посреди зимы обледенелые статуи, не стеснялся прилюдно заниматься онанизмом. Он считал лицемерие большим злом, чем удовольствие, а удовольствие более здоровым чувством, чем разочарование. К Александру Македонскому он не испытывал ничего, кроме презрения. Свобода и истина прежде всего. Зачем скрывать то, что не является злом, и поклоняться тому, что не является добром?

   Древний кинизм Диогена и Кратета и цинизм новейшего времени (Макиавелли) объединяет равное уважение к разделению порядков. Истина не есть благо; то, что делается, не может служить основанием для того, что должно делаться; долг не может заменить эффективность. А раз так, неважно, чему отдавать предпочтение – нравственной добродетели вслед за Диогеном или политической эффективности вслед за Макиавелли. Главное – не смешивать их между собой и не отрекаться ни от того ни от другого.

   Киник отказывается принимать свои желания за реальность и отступать перед реальностью своих желаний. Он отказывается поклоняться реальности: вместо молитвы он выбирает деятельность. Он ни во что не верит, но он и не нуждается в вере, чтобы желать. Ему вполне хватает воли к действию.

   Древние греки называли киников собаками, потому что они проповедовали свое учение всем желающим на площади cуnosarges (проворных собак) и отвергали всякий стыд. Не случайно своей эмблемой они избрали все ту же собаку. «Я собака, – говорил Диоген, – но собака породистая, из тех, что умеют охранять своих друзей». Добродетель киников не признает веры и закона, но отнюдь не отвергает верности и мужества.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

philosophy_sponville.academic.ru

Цинизм — Википедия

Цини́зм или цини́чность (др.-греч. Kυνισμός) — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5]. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].

Говоря о политической коммуникации, цинизм рождается в ситуации, в которой аудитория, принимая политические сообщения, склонна скорее не доверять им, чем доверять. Другими словами общественность скептически относится к тому, что говорят политики. В общественной сфере цинизм сложно измерить — как правило этот уровень определяется контекстуальными факторами (факторами окружающей среды или личными факторами)[7].

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[8].

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[9][10].

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[11]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[11].

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

Современное понимание цинизма[править]

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[12].

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[13].

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленным как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[10]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[14].

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[9][10].

Цинизм в законодательстве[править]

Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[15], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества [16][17].

  1. ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. ↑ Цинизм — Малый академический словарь
  3. ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  4. ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  5. ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  6. ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  7. ↑ [1] — Darren G Lilleker Key Concepts in Political Communication, 2006
  8. ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  9. 9,09,1 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  10. 10,010,110,2 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  11. 11,011,1 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
  12. ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
  13. ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  14. ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человоческой мотивации»
  15. ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  16. ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
  17. ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др.. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

www.wikiznanie.ru

Философия — словарь терминов — цинизм

Цинизм

цинизм

– (изначально: от учения античных «киников») – позиция нигилизма (отрицания, отбрасывания) достояний культуры, каких-либо установлений, правил, принципов, особенно распространенных в данном обществе социальных и моральных установок, официальных норм. В своих крайних проявлениях цинизм может приобретать довольно эпатажные (вызывающие), даже хулиганские формы: оскорбления, вандализм, издевки, насмешки, протесты путем откровенно издевательского поведения, надругание над символами и святынями пр. Цинизм возникает не на пустом месте и имеет ряд источников. В социальном плане может выступать даже на государственном уровне и проявляться, прежде всего, в неуважительном отношении власти к своему народу, в несоблюдении прав и достоинства граждан, в экономической политике «держания в черном теле»; может осуществляться как «цинизм силы» – осуществление власти откровенно аморальными средствами: фашизм, тоталитаризм, терроризм и др.формы тирании. Может проявляться и как ответная реакция людей в неблагоприятных социальных и политических реалиях: неуважение к власти, игнорирование закона, бунтарские настроения, разрушительные тенденции, охлократия и т.д. – люди становятся на принципиальные позиции антикультуры, не видя другого выхода. С бытовой, нравственной точки зрения, цинизм – это проявление низкой моральной культуры, примитивного уровня духовного развития, что принимает формы неуважения к другим людям, особенно чем-то отличающимися или стоящими на более низкой ступени социальной лестницы. Цинизм в этом случае – результат нетерпимости, эгоизма и других негативных качеств уже самого человека.

См. в других словарях

1.

  (от греч.-учение киников (циников)): позиция демонстративного и тотального негативизма по отношению к общепринятым социокультурным нормам и ценностям. Происхождение понятия «цинизм» связано с деятельностью древнегреческих философов-циников, известных своим отрицательным отношением к достижениям цивилизации и культуры. Ц. как форма мироотношения, имеет сугубо деструктивную направленность. …

Евразийская мудрость от А до Я

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Школа циников. Школа циников была основана Антисфеном из Афин, жившим в 444-347 гг. до Р. X. Он был учеником Сократа. Доктрины циников могут быть описаны как крайний индивидуализм, рассматривающий человека как живущего самого по себе. Окружение человека рассматривалось ими как причина дисгармонии, страдания, что и заставляло человека все больше уединяться и сосредоточиваться на внутренней своей природе. Циники отрицали все земные приобретения, жили в самых грубых жилищах и питались только самой простой пищей. Предполагая, что богам ничего не нужно, циники утверждали, что жаждущие благ даже близко не приближаются к божествам. Будучи спрошенным о том, что ему дает жизнь философа, Антисфен ответил, что он понял, как изменить себя. (Мэнли П. Холл)

Школа циников была основана Антисфеном из Афин, жившим в 444-347 гг. до Р. X. Он был учеником Сократа. Доктрины циников могут быть описаны как крайний индивидуализм, рассматривающий человека как живущего самого по себе. Окружение человека рассматривалось ими как причина дисгармонии, страдания, что и заставляло человека все больше уединяться и сосредоточиваться на внутренней своей природе. Циники отрицали все земные приобретения, жили в самых грубых жилищах и питались только самой простой пищей. Предполагая, что богам ничего не нужно, циники утверждали, что жаждущие благ даже близко не приближаются к божествам. Будучи спрошенным о том, что ему дает жизнь философа, Антисфен ответил, что он понял, как изменить себя.

Диоген из Синода знаменит главным образом из-за бочки, которая долгое время служила ему домом. Афиняне любили философа-нищего, и когда бочка прохудилась, город предоставил Диогену новую и наказал мальчишек, провертевших дырки в старой. Диоген утверждал, что все в мире принадлежит мудрости, и доказывал это с помощью такой логики: «Все вещи принадлежат богам, а боги — друзья мудрецов, все вещи являются общими среди друзей, следовательно, все вещи принадлежат мудрым». Среди циников числились Онесикрит, Кратет, Метрокл, Менипп, Менедем.

manly-p-hall.narod.ru

ЦИНИЗМ это что такое ЦИНИЗМ: определение — Философия.НЭС

ЦИНИЗМ

от греч.-учение киников (циников)): позиция демонстративного и тотального негативизма по отношению к общепринятым социокультурным нормам и ценностям. Происхождение понятия «цинизм» связано с деятельностью древнегреческих философов-циников, известных своим отрицательным отношением к достижениям цивилизации и культуры. Ц. как форма мироотношения, имеет сугубо деструктивную направленность.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ЦИНИЗМ

позднелат. cynismus, от греч. ??v????? — учение киников), нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда -к офиц. догмам господств. идеологий, выраженное в форме издевательского глумления. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, стремящихся достигнуть своих эгоистич. целей любыми средствами. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это «Ц. силы», характерный для практики господств. эксплуататорских Групп, осуществляющих свою Власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами (фашизм, культ насилия и т. д.). Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе гнет несправедливости и бесправия, идеологич. и моральное лицемерие эксплуататорского класса, но не видящих выхода из своего положения и повергнутых в состояние духовной опустошенности. Коммуйистич. нравственность выступает против Ц. во всех его проявлениях.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

ЦИНИЗМ

позднелат. cynismus, от греч. ???????? – учение киников) – нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда – к общепризнанным и офиц. догмам господств. идеологии, выраженное в форме издевательского глумления. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это «Ц. силы», характерный для практики господств. групп, осуществляющих свою власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами и средствами. Элементы идеологии такого рода в разное время формулировались теоретиками иезуитизма (см. Иезуиты), макиавеллизма (см. Макиавелли), ницшеанства (см. Ницше), а в наиболее антигуманной и реакц. форме проводились в жизнь и проповедовались фашизмом и расизмом. Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе наибольший гнет несправедливости и бесправия, идеологическое и моральное лицемерие господств. класса, но не видящих выхода из своего положения, потерпевших банкротство своих идеалов и повергнутых в состояние духовной опустошенности. Такая чисто негативная оппозиция офиц. идеологии отразилась, в частности, в раннем эмотивизме. О. Дробницкий. Москва.

Оцените определение:

terme.ru

РЕГРЕССИВНЫЙ НИГИЛИЗМ ФИЛОСОФОВ-ЦИНИКОВ : Философия права и преступления

«Осевое» время — это открывшиеся широчайшие возможности для проявления трансгрессивных устремлений не только в сторону преодоления, переступания существующих социальных норм. Это также возможность, исходя из собственного разумения и свободного выбора, устремляться из настоящего к прошлому, апеллировать к культурным традициям патриархально-родовой древности. Более того, это и возможность устремиться еще дальше — в ретроспективу доцивилизованного, докультурного состояния человеческого рода. И здесь трансгрессивность оборачивается регрессивностью, уходом за нормативную черту общепринятых поведенческих стереотипов в область, где социальные нормы еще как бы не существуют, еще не возникли и не стали типовыми регуляторами человеческой жизнедеятельности. Демонстрацией такого трансгрессивно-регрессивного ухода стала позиция греческих

 

философов-циников Антисфена, Диогена и их единомышленников.

Родоначальником школы циников стал ученик софиста Гор-гия Антисфен (444—368 гг. до Р. X.). Являясь сыном раба, не имея прав на афинское гражданство, болезненно переживая свою социальную ущемленность, Антисфен начал предпринимать разнообразные экстравагантные выходки с целью привлечения к себе общего внимания. Ему казалось, что таким образом он сможет компенсировать собственную гражданскую неполноценность. В главный предмет его нападок и настойчивого третирования были превращены нормы цивилизованного, культурного общежития, правила этикета, морально-правовые предписания, религия, искусство, наука, семья. В итоге он получил прозвище «Дворняги», «Пустобреха» или циника (от греч. cinos—собака). Историк Диоген Лаэртский посвятил ему следующие строки:

Жил ты как пес, Антисфен, обычай такой соблюдая: Речью людские сердца рвать ты на части умел.

Ратуя за возврат людей к докультурному, естественному существованию в единении с природой, Антисфен считал это состояние более предпочтительным, поскольку оно исключало подневольный труд, наличие денег, бедных и богатых и, напротив, предполагало простую, гармоничную жизнь и свободную, не оскверненную меркантильными расчетами любовь. Никакие социальные нормы не должны стеснять и сковывать человеческое естество. Люди должны быть свободны от власти как государственных, так и божественных законов.

Ученик Антисфена, Диоген (412—323 гг. до Р. X.), выходец из Синопа, в юности увидел вещий сон, в котором демон велел ему «перечеканивать монету». Диоген занялся изготовлением фальшивых денег и попал в тюрьму, а затем был отправлен в изгнание. Вынесенные наказания заставили его иначе отнестись к совету демона, и он находит новое толкование: «Переоценивай ценности!»

Поселившись в Афинах и являясь там человеком «второго сорта», без гражданства, без прав, Диоген вынужден был жить подаянием и бродяжничать. Знакомство с Антисфеном пробудило в нем интерес к философии и стремление подвести под свой образ жизни соответствующую философскую базу.

Постепенно у Диогена сложились воззрения, согласно которым цивилизация, государство — это главные источники зла, социальной несправедливости, неравенства, насилия и преступлений. Титан Прометей, некогда укравший огонь для людей и тем самым способствовавший развитию ремесел, искусств, цивилизации, заслуженно был наказан Зевсом, ибо своей кражей он принес человечеству неисчислимые беды.

 

Государство разрушило естественное состояние, в котором люди имели возможность быть безмятежно счастливы. Теперь оно занимается преимущественно лишь тем, что продолжает калечить людей, и среди них уже не осталось чистых сердцем, нравственных и достойных. Диоген доказывал это всем, расхаживая днем по Афинам с фонарем и говоря, что он тщетно ищет Человека.

Отсюда следовал вывод, что задача людей состоит не в том, чтобы двигаться вперед и дальше укреплять могущество городов и государств. Напротив, они должны вернуться к прежнему, до-культурному состоянию, когда не было ни религии, ни морали, ни права. Убедить их в необходимости такого радикального демарша должна была философия циников с ее тремя основными негативными принципами — атеизмом, имморализмом и правовым нигилизмом.

Свое отрицательное отношение к государству, его институтам и законам Диоген объяснял еще и тем, что последние совершенно бесполезны, поскольку хорошие люди в них не нуждаются, а дурные от них не становятся лучше. Представляя собой искусственные нагромождения условностей, законы тиранствуют над людьми, не внося в их жизнь ничего, кроме вреда.

Диоген предпочитал считать себя гражданином не государства, а всего мироздания — Космоса. «Я — космополит», — заявлял он, не желая признавать ни государственных, ни национальных, ни географических границ. Пренебрегая многими моральными и правовыми нормами, принятыми в афинском государстве, и часто страдая из-за этого, Диоген не уставал повторять, что для него существует только единое вселенское государство, имя которому природа.

Главная задача космополита — жить согласно естественным законам космоса, естественному праву, установленному самой природой. Именно так живет философ-мудрец. Свободный от социальных условностей, он соизмеряет свои действия и поступки только с требованиями биологической целесообразности. Поэтому его отличают самодостаточность, независимость, внутренняя свобода от всего, что создано цивилизацией. Чем меньше у человека искусственных потребностей и запросов, навязываемых цивилизацией, тем он мудрее и счастливее.

Регрессивный нигилизм философов-циников явился своеобразным испытанием того, насколько необходимы людям в их социальной жизни нормы цивилизованного взаимодействия. Циники попытались жить вне этих норм, философски обосновать правомочность такого образа жизни и посмотреть, что из этого получится. Их социально-философский эксперимент, сопровождавшийся множеством либо скандальных, либо комических выходок, оказался любопытным и имел немало заинтересованных наблю-

 

дателей. Среди населения греческих полисов всегда было немало лиц с маргинальным социальным статусом — переселенцев, нищих, бродяг, которые не были привязаны ни к государству, ни к собственности и не слишком почтительно относились к нормам морали и законам права. У философов-циников люмпенские нигилистические умонастроения обрели вид сознательной установки на социально-философское экспериментирование. Но в итоге этот продолжительный эксперимент зашел в тупик и не имел серьезного и масштабного продолжения. Афинское общество не приняло его скандальных проявлений. Цивилизованных греков не привлекла философски обоснованная возможность жить, подобно животным, по законам одной лишь биологической целесообразности. Во всем этом не было необходимого элемента заманчивой новизны. Все, что предлагали циники, уже некогда имело место в прошлом, в отдаленные времена человеческой предыстории. Память о многих тысячелетиях полуживотного существования, когда не было религии, искусства, морали, права, жила в древних мифах. Возвращаться в это исходное состояние, повторять то, что уже давно пройдено, греки в своем большинстве не желали. Их манила перспектива цивилизованного существования, культурного развития.

www.adhdportal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *