Философия готов – Псевдоромантика смерти, или Субкультура готов | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Содержание

Псевдоромантика смерти, или Субкультура готов | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Красивые и умные, артистичные, талантливые и неформальные. Что же привлекает подростков в субкультуре готов? Может это просто чувственные дети, которые хотят выделиться из толпы? Или у них имеются психологические проблемы, которые нужно решать? Кто же они на самом деле и как их понять изнутри?…

0 3496 20 Мая 2016 в 22:05

Автор публикации: Виктория Павлович, педагог

В конце 70-х годов в Великобритании, на базе молодежного панк-движения, взяла свое начало готическая субкультура. Она приобрела массовость и популярность среди поклонников исполнителей готической музыки, основной идеей которой является воспевание смерти.

Эта субкультура разделилась на несколько неоднородных отдельных направлений, модные тенденции задавали сами музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники. В основном это черный цвет в одежде и черный цвет волос, бледное лицо и мрачный макияж, металлические и серебряные аксессуары, кресты и египетский анкх, как символ вечной жизни, изображения летучих мышей и символов смерти. Дополнительно могут присутствовать пирсинг и татуировки на открытых участках тела и лице, красные линзы, накладные клыки или цепочки в нос. Так готы выделялись среди представителей других субкультур, например, панков или хиппи.

Развивалась субкультура преимущественно в Англии и Европе, но стала популярной также в Северной Америке и, в меньшей степени, в Азии и Австралии. В Россию готическая субкультура пришла немного позже, в искаженном виде. Представители этой субкультуры в России сравнительно немногочисленны, так как готический рок в России менее популярен, чем другие жанры. В крупных городах есть местные готические сообщества, но готы в России сталкиваются с враждебностью или неадекватной реакцией на их внешность или увлечения. Их называют «неформалами» так как они выделяются из толпы. Однако, это не мешает им и дальше продолжать заниматься тем, что их привлекает.

Отношение общества к готам разное. Некоторые их боятся и обходят стороной, другие жалеют их от души, третьи ненавидят. Родители не могут понять, что же происходит с их детьми, увлеченными этой субкультурой. В 15-16 лет, а то и раньше, они меняются не только внешне, но и внутренне. Родители боятся потерять связь с ребенком, который уже считает себя взрослым и самостоятельным.

Красивые и умные, артистичные, талантливые и неформальные. Что же привлекает подростков в субкультуре готов? Может это просто чувственные дети, которые хотят выделиться из толпы? Или у них имеются психологические проблемы, которые нужно решать? Кто же они на самом деле и как их понять изнутри?

Что скрывается за внешностью гота, как понять его личность и желания, разберем в этой статье.

Почему подростки выбирают для себя субкультуры

У подростков в разном возрасте может появиться желание присоединиться к субкультуре. Такое решение они принимают тогда, когда у них уже сформированы свои взгляды на жизнь. Они пытаются самостоятельно реализовать свои природные свойства, пробуют найти реализацию, ищут способы наполнения и наслаждения.

Конечно же, далеко не каждый пойдет в такое сообщество. Это обусловлено свойствами нашей психики. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек имеет врожденные психические свойства, которые разделяются на восемь векторов, каждый из которых уникален. У современного человека бывает, как правило, от трех до пяти векторов.

Вектор – это свойства характера человека, совокупность желаний и способностей, способ мышления, заданные нам от рождения. Каждый из векторов нуждается в развитии и наполнении и человек подсознательно стремится наполнить желания всех своих векторов.

Среди нас есть особенные люди с высокой эмоциональностью, открытостью, которые познают мир глазами. Им также присущи сопереживание, влюбчивость, демонстративность и большой потенциал зрительного интеллекта. Речь идет об обладателях зрительного вектора, в основе которого – эмоциональные переживания в диапазоне от страха смерти до всеобщей любви.

Привнося в нашу жизнь эмоции сопереживания и любви, они создают культуру и искусство, ограничивая общую неприязнь в обществе. Описанные свойства заданы природой в зрительном человеке с самого рождения, но нуждаются в развитии и воспитании.

Разные состояния зрительного вектора

Мы все рождаемся в неразвитом состоянии и развиваемся в свою противоположность. В зрительном векторе это два состояния: страх и любовь. Ребенок со зрительным вектором рождается со страхом смерти, который первично проявляется в страхе темноты или страхе остаться одному. Страх является первичной и самой сильной эмоцией. Развиваясь, человек избавляется от страха, вынося его наружу в сопереживание и любовь, когда становится страшно не за себя, а за другого. Развитый и реализованный зрительный вектор – это сострадание, сопереживание и сочувствие другому человеку.

Именно в случае недостаточного развития и реализации зрительного вектора, подростка тянет в различные субкультурные сообщества. Тенденциозно основная часть подростков, пришедших в готическую субкультуру, имеют в наличии зрительный вектор в состоянии страха. Их объединяют не только общие интересы, но и общие свойства психики.

Ненаученные выносить эмоции наружу, в сострадание и любовь, зрительные подростки ищут себе подобных и пополняют субкультурные группы. В таком состоянии они любят привлекать к себе внимание одеждой или эпатажным внешним образом, выделяться из толпы.

Суть демонстративности готов – это подсознательное стремление пугать других и пугаться самому, испытывая наполнение зрительного вектора эмоцией страха. Внешне это выражается походами на кладбище в темное время суток, макияжем под «труп», черными волосами и черной одеждой. Пристрастие к символике смерти указывает на зрительный вектор в стрессующем состоянии.

Внутреннее состояние таких подростков – это раскачка эмоций от состояния «очень страшно» до «не очень страшно». В стрессующем или неразвитом состоянии зрительник требует любви к себе и не способен любовь отдавать. Он не может реализовать весь потенциал своих свойств в полной мере и испытывать любовь, сострадание и сопереживание к другим людям.

Нужно понимать, что и в развитом, и в стрессующем состоянии зрительного вектора человек будет стремиться к получению удовлетворения, то есть испытывать яркие эмоции. Только достигаться это будет разными способами: либо чувственным сопереживанием другим людям и выстраиванием эмоциональных связей, либо эмоциональными раскачками и наполнением страхами.

Философия готов

Быть готом подразумевает сложное состояние души, особое мировоззрение. Это целиком отдельные, самостоятельные культура и философия. Нельзя одеться в черное, перекрасить волосы в черный цвет и назваться готом. В первую очередь, гот – это поклонник готической музыки, придерживающийся определенных философских взглядов.

Тексты песен готической музыки пронизаны смыслом, что в земной жизни нет ничего хорошего, что все наилучшее ждет человека в жизни после смерти, а сама смерть – это избавление от страданий. К тому же, жизнь не вечна, то ли дело – смерть.

Нередко даже путают готов с панками или эмо, хотя это совершенно разные и самостоятельные субкультуры. В обществе бытует некий стереотип, что готы – это что-то вроде секты, они собираются на кладбищах, похожи на сатанистов, прибегают к эзотерике и мистике.

Среди представителей готов немало интеллектуально развитых и начитанных людей, которых просто привлекает готическая музыка или интерес к мистике. Подростки с тонкой и романтичной душой, хорошим образованием и творческой натурой, склонные к поэзии или рисованию, также могут быть готами. Проявляется это в их творчестве, будь то рисунки, поэзия или музыка в стиле темной романтики, мистики и загадочности. Все это — лишь проявления свойств психики.

Депрессивные состояния готов-звуковиков: отличия звука и зрения

Нередко можно встретить утверждения, что готам свойственно думать о смерти и суициде из-за подтекста музыки. Однако это нужно уметь отличать от актерской имитации зрительника. Искусственно заставить себя пребывать в депрессии невозможно. Настоящая депрессия – это состояние звукового вектора. Имитацию депрессии всегда можно отличить, если понимать звуковой вектор и отличать его от зрительного.

Можно заметить, что сами музыканты и исполнители готической музыки, а также выдающиеся деятели этой субкультуры, являются носителями звукового вектора или звуко-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, объем психики у звукового вектора намного больше, чем у зрительного, и желания звукового вектора отличаются от желаний всех других векторов.

Звуковой вектор означает наличие у человека абстрактного интеллекта, потенциальный талант писателя и композитора, музыканта и поэта. Для звуковика сложно найти радость в материальных вещах. Ни материальные блага, ни мопед в 16-ть лет не могут наполнить этот объем. Все, что нужно звуковику – это найти смысл жизни. Находя спокойствие в темноте, тишине и одиночестве, в максимальном сосредоточении он понимает, что шум и суета – не для него, жизнь ему кажется наполненной страданиями. И, не найдя своей реализации в жизни, может прийти к выводу, что только смерть принесет его душе мир и гармонию. Наедине с самим собой такой звуковик старается вынести свои состояния наружу – в свои тексты и музыку.

Готов со звуковым вектором меньше, чем со зрительным. Звуковой вектор наблюдается тенденциозно у лидеров групп. Зрительникам не свойственны постоянные депрессивные состояния, они предпочитают проводить время на вечеринках и в других местах, где они могут продемонстрировать себя. Однако, в состоянии страха зрительники притягиваются к звуковикам в соответствующем состоянии.

Прогулки по кладбищу тоже несут разный смысл для разных векторов. Если для зрительника такие собрания наполняют их страхи, то для звуковика это возможность побыть в размышлении о жизни и смерти, смысле. В отличии от зрительников, звуковики всегда предпочтут тишину и покой, иногда — небольшие тихие компании самых близких друзей. Они склонны к замкнутости, являются интровертами. Они по-другому видят и воспринимают этот мир. Это так называемые Mopey Goths, которых принято считать настоящими готами, ведь они точно соответствуют самой сути субкультуры.

Люди со звуко-зрительной связкой векторов могут стремиться слушать тяжелую музыку, вести разговоры на суицидальную тему, у них — нестандартное отношение к жизни и миру. Помимо смены настроения, свойственной зрительникам, у них, как у звуковиков, могут быть депрессии, замкнутость, на лице могут просматриваться такие состояния как отстраненность, отсутствие мимики. От них можно также услышать высказывания о бессмысленности жизни.

Звуко-зрительные музыканты в своем творчестве воспевают смерть, так как их зрительный вектор наполнен страхом смерти, а звуковой вектор наполняет музыку смыслом, то есть рассуждениями о смысле жизни, которые в данном случае выглядят мистически окрашенными. Все это привлекает к ним поклонников в таких же состояниях. Общие свойства и состояния векторов – вот что объединяет людей в отдельную субкультуру, задавая этому особую эстетику, стиль и формы поведения.

Зона риска: опасность суицидальных настроений и сценарий жертвы у подростков

Суицидальные мысли и завершенный суицид всегда говорят о наличии звукового вектора. Такие мысли не приходят в один день, в одно мгновение. Это всегда долгий путь поиска ответов на вопросы о смысле жизни. У звуковика настолько отличается взгляд на жизнь, что людям без звукового вектора бывает сложно его понять.

В своей замкнутости и одиночестве звуковик пытается осмыслить свою жизнь в этом мире. При этом он чувствует свое отличие от других, ему сложно вписаться в поток жизни. Только звуковик способен ощущать свое смертное тело отдельно от бессмертной души и ложно предполагать, что избавление от тела принесет ему счастье. Следует понимать, что не каждый звуковик имеет суицидальные мысли и склонен к самоубийству. Однако, каждый самоубийца имеет в наличии звуковой вектор.

Зрительники в состоянии страха тоже могут стать жертвой. Диапазон человека со зрительным вектором – от жертвы в неразвитом состоянии до жертвенности в развитом состоянии. В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть такое понятие как виктимный комплекс. Его причиной является наличие у человека кожного вектора с мазохистскими тенденциями в сочетании с неразвитым зрительным вектором. На короткой дистанции проявления виктимности возможны и у развитого зрительного человека, например, в случае сверхстресса. Эмоциональные раскачки зрительного вектора в походах ночью по кладбищу наполняют человека сильными и яркими эмоциями страха, что на подсознательном уровне может привлечь преступника.

Однако не каждый гот находится в зоне риска. Сами по себе готы не представляют опасности обществу, хотя своим внешним видом могут вызывать неприязнь у окружающих. Причина суицида и виктимного сценария кроется не в субкультурах как таковых, а в плохих состояниях звукового и зрительного векторов.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что в потенциале такие люди могут стать поэтами, писателями, композиторами, музыкантами, программистами при развитом и реализованном звуковом векторе. Либо врачами, художниками, актерами, певцами, если развит и реализован зрительный вектор. Это задано природой, но требует развития и реализации.

Неформальная молодежь: нормально ли быть непохожим на всех

Если подросток выбрал для себя такое наполнение, как субкультура готов, то активно мешать ему не стоит. Домашний арест в 16 лет и запрет – это худший вариант по выстраиванию отношений с подростком. Подросток ищет для себя то удовольствие, которое способно наполнить его желания.

Готы – тоже люди, пусть и выглядят не так, как это обычно принято в обществе Они по-своему нормальные, просто имеют свой взгляд на жизнь. Они имеют такие же вектора, как и другие звуковые и зрительные люди, просто реализовать себя хотят по-другому. В наше время опасно не быть готом, а не понимать свойства своей психики и свой потенциал.

Сегодня разрыв между поколениями настолько большой, что дети отличаются от родителей не только набором векторов, но и объемом психики. В подростковом возрасте родители забывают, что для их ребенка приоритетно не мнение родителей, а взгляды друзей.

Отвлечься от интересов к субкультуре подросток может в том случае, если предложить ему что-то более интересное и увлекательное, более наполняющее его потребности в звуковом и зрительном векторах.

Узнать об этом больше вы сможете на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Для участия регистрируйтесь: https://www.yburlan.ru/training

Автор публикации: Виктория Павлович, педагог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

Готы: философия смерти

Смерть предстоит всему: она – закон, а не кара.

(Сенека)

Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистицизма. Мы смертные существа. Тогда как бытие, которое мы стремимся охватить познанием, вечно и бесконечно. Именно эта постигнутая однажды людьми несоразмерность между их смертью и бесконечностью бытия прежде всего создает у человека ощущение, что он узник в этом мире. Другие существа – животные, растения – вовсе не сознают этой гигантской разницы, а потому для них проблемы свободы просто не существует…

 

Готы: философия смерти

Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни, ведь Смерть – это не отсутствие жизни, а её завершение. Поэтому смерти стоит противопоставить не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое.

 

Слово «Смерть» – является ключевым в мировоззрении гота. Готы воспринимают Смерть как облегчение, иногда как начало чего-то нового, прекрасного. Готы воспринимают Жизнь как промежуточный этап. Жизнь приносит много физической боли, а еще  больше моральной. Измены, потери, неудачи, болезни – список может быть нескончаемым. А после смерти физического тела, будет легко. Впереди целая вечность и не надо ссориться, не надо к чему-то стремиться – только наслаждаться. Возникает простой вопрос: для чего мы живем? Для того чтобы совершенствовать свой дух. Набрать знания, мысли, чувства. Мы должны быть в гармонии со своим внутренним миром. Внутренний комфорт. Это один из аспектов философии жизни гота.
Почему готы мрачны и депрессивные? Оглянитесь вокруг! Неужели Вас все устраивает в этом мире? Вы не замечаете боль и страдания других? Вы сами живете прекрасно? Ни о чем не задумываетесь? Мир вокруг нас противен и гадок. Он пропитан жестокостью и насилием – все это противно готам. Этот мир заставляет нас быть эгоистами. Думать исключительно о себе, как бы быть лучше других. У человека уже выработался инстинкт первенства. Каждый хочет принизить рядом с ним стоящих. Вместо эволюции – деградация. Зачем самому становиться лучше, когда можно просто делать других хуже. Примеров так много, что нет смысла их приводить! Конечно, надо жить и радоваться каждому мгновению – как последнему. Те, у кого не получается радоваться жизни, довольно мрачные люди. Им тяжело нести бремя жизни. Вызывает раздражение, а иногда и злость этот праздник во время чумы. «Человек сам кузнец своего счастья». Тот, кто это сказал, был в свое время каким-нибудь графом и не знал нужды. Каждый жизненный шаг воздвигает перед нами новые ограничения. Наш выбор мал. Согревает сердце лишь одно – после смерти мы станем свободны. Многие смотрят на смерть как на пробуждение, на начало нового этапа. Мы не умираем. Умирает время.

 

 

– Ты согласен с тем, что самоубийство – это постоянное решением временной проблемы?

– Я буддист, и думаю, что самоубийство – это временное решение постоянной проблемы.

 

 

gothicsstyle.ru

Готы…Кто эти люди?.. — Мир Психологии — LiveJournal


«Готика» (gothic) — обобщающее понятие, которым сегодня обозначают стиль жизни, мироощущение и жизненую философию, целый комплекс направлений искуства (музыка, арт, литература, кино, фото, архитектура, етс.) составляющих — вместе, разумеется, со своими носителями, готами, так называемую — «готическую субкультуру».

Готы — люди:
а) относящие себя к готической субкультуре и
б) исповедующие в какой-то степени готический стиль жизни —
в) специфическое «черное», ироническо-философское отношение к окружающему миру и жизни,  г) любовь к готической музыке и/или литературе, арту, етс, 
д) ношение тотально черной одежды + серебра и создание специфического «готик» и «вамп» имиджа как у женщин так иногда и у мужчин. 

Готы — Те, кто испытал эмоциональную боль и понял, что боль может давать силу.

В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский, и таким образом сформировала готическую пост-панк волну. Аудитория не отставала от своих кумиров в плане имиджа и общую эстетику этого периода можно описать как «темный панк». «Темные панки», предшественники современных готов, были близки по идеологии к своим прямым предтечам – панкам, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел более декадентские черты. На прямую связь указывает хотя бы то, что до сих пор используемый девиз готов “Goth’s Undead” напрямую перекликается с девизом панков “Punks Not Dead”. Имидж готов также возник путем трансформации панковского имиджа — на головах остались ирокезы (выбритые виски до сих пор — отличительный признак готов), только ирокезы приобрели черный цвет и иногда уже не ставились торчком, а зачесывались на одну сторону (отсюда и происходит существующая до сих пор основная прическа готов). В одежде тоже стал доминировать черный цвет.


[МИРОВОЗРЕНИЕ]

Готы имеют так называемое готическое мировоззрение, в принципе, сочетание двух основных элементов : — жизнь по принципам абсолютного индивидулизма и нео-романтики (dark romantic). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте, етс), искать красоту даже в том мире в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип даков — «Die Loughing!» (умирай улыбаясь). Переплавливать все свои эмоции как позитвные так и негативные —   боль, отчаяние и иные, в жизненую энергию. Чувствовать себя нормально со своим мрачным/ироническим настроением, странными взглядами на жизнь и брать из всего этого силу./P>

Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которая других просто «грузит», депрессирует, кажется слишком мрачной, заумной  или слишком сложной. Готы живут тем (музыка, книги, етс), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и для многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон,  к примеру — только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные — боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и др. — для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки, краски эмоций — полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серости реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств печаль. Радость — край, грусть — второй край. Готы — посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депресии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточеность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни — он слушает ту музыку, которая дает силу, енергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обостренно и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и «конвеерной». Поэтому к готике часто приходят через «черную» полосу жизни, которая заставляет отделить фальш от истинных эмоций, а искуственно созданную, исходно «коммерческую», «искуственную» или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции…

 

[ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ]

Готы следуют своей жизненной философии [абсолютный индивидуализм и нео-/dark-романтика], хотя у каждого гота она разная и в этом как раз и выражена готика как абсолютный индивидулизм в вкусах и взглядах. Есть только некоторые размытые объеденяющие принципы. В целом философия базируется на чем-то среднем между жизнью по принципам Виктора Цоя, жизненных идеалах романов Ремарка ( «Триумфальная Арка», «Черний обелиск», «Три товарища», etc.) и истинами, которые являются жизнеными для фильма «Ворон» ( the Crow ). Жить одним днем, но что-бы это стоило того. Попытка сделать так, что что-бы все было красиво или не было. Любить — так до конца,   выглядеть — так сексульньно и/или индивидуально, говорить — так правду. И в то же время — в реальной жизни и работе, добиватся большего, по иезуитскому принципу «цель оправдывает средства». Сочетать банальное и высокое. Сложные тунели глубоких эмоций и примитивные инстинкты… 

Также, как указано в жизненной философии, готы исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы — которые сочетаю две грани — СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ (потому его нужно соответственно прожить ) и обще-зажеваных-тривиальных НАСТОЯЩАЯ ВЕРА в себя, в настоящую дружбу и любовь, постоянный поиск чего-то настоящего, нового — в жизни, музыке, арте и т.д….. ( «She always said simple, trivial things — I used to say it was kinda trivial — Believe me nothing is trivial!» , The Crow ). Таким образом в большинстве своем готы сочетают два этих подхода и выходит: жить каждый день как последний и при этом придерживатся своей философии и выглядеть так как это соответсвует состоянию души (отделение от общества) —  то есть в черном…

[ГОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА]

Слушают готическую и около-готическую музыку —
Начиная с «чистой» готики, готического, философско-мистического рока ( gothic, gothic rock ) — The Sisters of Mercy, The Mission, Bauhaus, The Fields of the Nephilim, The Cure, The Cult, Swans, Joy Division, The Merry Thoughts, Clan of Xymox, etc.

В славянском выражении — мрачный рок («sad» slavic rock) — философского Виктора Цоя (группа КИНО), немного языческой Алисы, изменчиво-электронных Наутилус Помпилиус, простой Агаты Кристи и надрывных Кому Вниз.

Проходя через готический метал и индастриал ( gothic metal, industrial ) — Type o Negative, Rammstein, Das Ich, Lacrimosa, Nine Inch Nails, HIM, Paradise Lost, Theatre of Tragedy, Oomph!, Tiamat, Evereve, Tristania, Curve, Lacuna Coil, Dreadful Shadows…

К мистической, христианской, языческой, сатанинской готике ( dark folk, pagan gothic, christian gothic, occult gothic, satan gothic) — Inkubbus Sukkubus, Current 93, Death in June, Sol Invictus, Marylin Manson, Saviour Machine, Christian Death, Faith and the Muse, etc…

И к близким или пограничным стилям — разная «холодно-романтическая» электроника , «темна волна» электроники, etc. (dark wave, synth pop, EBM, dark electro, goth synth) — Wumpscut, Depeche Mode, Front 242, Deine Lakaien, De/vision, VNV Nation, VNV Nation, Razed in Black, In Strict Confidence, etc..

Около-готическая музыка или же музыка с элементами готики (ее часто слушают потенциальные готы…и готы) — U2, Garbage, Mylene Farmer, Tori Amos, Nick Cave, Би-2, Tricky, Midnight Oil, Angelo Badalamenti, etc.


К данному крылу также относятся фанаты музыкальных групп «HIM», «Расмус», «69 eyes».

ГРУППА HIM
Финская группа HIM. Аббревиатура расшифровывается как «His Infernal Majesty», то есть «Его Адское Величество». Вокалист Вилле Херманни Вало (по отцу финн, по матери — венгр).
Сначала HIM играли тяжелый индастриал с сатанистскими текстами, потом настал период концентрации на поп-балладах с эротическим подтекстом.
Сам Вилле называет стиль, в котором группа играет «любовный металл»(‘love metal’). По его мнению, ‘love metal’ — это музыка, которая включает элементы поп — рока, металла, готики, глэма.
Готы до сих пор не могут договориться по поводу HIM. Многие считают, что он заимствовал готический имидж, тему любви и смерти и соединил это с легкими поп-мотивами. Другие полагают, что Вилле Вало основал новый готический стиль Love Metal. Но даже сам музыкант не может определиться, к какому лагерю он принадлежит. В одном интервью он называет себя истинным поклонником готики, а буквально через неделю заявляет, что никакого отношения к готам не имел и иметь не собирается.

ГРУППА «РАСМУС» «THE RASMUS»
История «The Rasmus» началась в 1994-м году в одной из средних школ Хельсинки. В 1995году выпустили свой первый сингл, записанный на собственные средства (им довелось даже расклеивать объявления и работать на почте). Демо-запись попала на радио, далее события развивались с ошеломляющей скоростью. Rasmus заинтересовался Warner Finland – местный филиал одного из крупнейших выпускающих лейблов. На нем в мае 1996 и был выпущен дебютный альбом группы, получивший название «Peep» и разошедшийся десятитысячным тиражом, что является огромным показателем для маленькой Финляндии.

ГРУППА «69 EYES»
Группа возникла в 1990 году в Финляндии. В 1999 году начала играть в созданном ею новом стиле, названном goth’n’roll.
В отличие от группы HIM, вокруг которой идут споры о ее «готичности» или «неготичности», в среде готов сама постановка вопроса о «готичности» группы «69 eyes» считается неуместной.


Как отличить готику от других стилей музыки?

В основном это можно сделать по нескольким признакам указаным далее. Но основной параметр — это атмосфера. То есть в музыке присутсвует «готическая атсмосфера». По-этому поводу есть много споров и критики от недоброжелателей, так как благодаря именно этой «готик» атмосфере готика и захватила настолько много стилей музыки. Если атмосфера в музыке — заставляет задуматься, по-своему мрачная, печальная или же «на грани» этих эмоций, со скрытой грустью (то есть песня однозначно не несет веселья) — и при этом она еще возвышенная, то это почти всегда готика (готическая музыка, песня). По этому у группы, не имеющей отношения в готике, может быть одна-две готических песни . При этом группа не является готической, но музыка некоторых песен несет готическую атмосферу и даже может быть готик-хитом. Яркие примеры — песня «Frozen» Мадонны, или же «Kiss me, kill me, thrill me» U2, из славянских исполнителей — песня Ирины Билык «А я пливу у човнi», песня «Де ти тепер» Марии Бурмаки, много песен Линды, etc. Музыка (атмосфера) и имидж группы в указаных песнях (клипах) соответсвует «канонам» готики, но при этом эти песни являются всего лишь одинокими исключениями из всего творчества исполнителя.

Готическая музыка — не зависимо от того насколько тяжелая — готический рок, готический метал или готик-электроника — всегда возвышенная, сверх-эмоциональная, мрачная или холодная (печальная) музыка с «ангельскими» женскими бэк-вокалами, элементами хорового пения, колоколами, достаточно частым использованием драм-машин, и вставками «темной электроники». Основной вокал — это мощный или отстраненный «готический» голос (в большинстве случаев мужской) или женский — вкрадчивый проникновенный, ведьмовский. Иногда злой шепот. Тексты — в спектре от сугубо философских и романтических до сугубно жизненых, мистических, языческих,»темных» и т.д. В большинстве случаев объединение всех этих элементов и дает музыке «готическая».

Готик-группы. Группа считается безусловно готической (готик-группа) если играя готическую музыку участники еще и придерживаются готик-имиджа — черный цвет одежды, общая стилистика, серебро. Для однозначного опредления «готическая» желателен также соответсвующая готик-, вамп-косметика, еtc.  


[ИМИДЖ]

Готы имеют свой имидж — тотально черный цвет одежды (иногда с элементами красного), носят только серебро (как знак презрения к золоту, символу стандартных, зажеванных ценностей, цвету тупости и бессмысленно пролитой людской крови). У девушек ярко-выразительный стиль Вамп — тяжелая черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей — от ярко-красного ( кровавого ) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева каждый день… Черный цвет — как щит, барьер, защита от повседневной банальной-псевдо-разноцветной и в то же время тотально серой жизни. Черный цвет — как возможность показать, что можно выразить в одном цвете больше чем другие не могут выразить используя все цвета жизни. Черный цвет и серебро — единственные два элемента, общие для совершенно разных людей называемых себя готами. Единственные два элемента, в которых готы сознательно разрешают себе быть похожими друг на друга и путем которых они жертвуют частью своей индивидуальности.


[СТИЛЬ ЖИЗНИ]

Достаточно противоречивый стиль жизни — в комплексе все перечисленное ранее — жизненая философия, вкусы (готическая музыка, кино, литература, ест) имидж.  Противоречивый стиль жизни потому-что для готов характерно сочетание несочетаемого : сарказма и романтизма, иронического отношения к жизни и глубоко скрытой веры в правду и чистые эмоции, черный юмор, сочетание сексульности и строгости в образе…

Для субкультуры «готов» характерна общая тенденция к театральности, позёрству и гипертрофированной заботе о специфическом имидже, к извращенной форме эстетства, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готам нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую, вампирскую и хипповскую эстетику.

Для «готов» характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция, либо имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.

Движение «готов» в целом является аморфным, общая иерархия и иерархические структуры в конкретных объединениях или направлениях отсутствуют.


Средний возраст «готов» – 15-19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет. По данным МВД России, фиксируется существенное численное превалирование девочек: на 10 девочек – 2-3 мальчика.

Движение «готов» характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни «гота». Иногда девочки-готы (встречается самоназвание «готесса»), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода). Практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках и встречах.

Специалисты выделяют следующие подгруппы «готов»:

1. Готы – сатанисты.


2. Готы – «вампиры». Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между «готами» и как своего рода визитная карточка гота-«вампира».

mirpsihologii.livejournal.com

готы-философия одиночества. Зачем? Какова цель жизни?

Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других словах, — «жизненную философию» сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте и др.) , искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков — «Die laughing!» (умирай улыбаясь)) . Переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные — боль, отчаяние и подобные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально с своими «отклонениями»: мрачным настроением, иронией, странными взглядами на жизнь — и брать из всего этого силу. Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто «грузят», депрессируют, кажутся слишком мрачными, «заумными» или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги и др.) , что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру — только позитивных и радостных) . Им хватает 4 цветов. Остальные — боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций — полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть — два измерения. Готы — посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего — в жизни, музыке, арте.. .Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир. Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни — он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и «конвеерной». Поэтому к готике часто приходят через «черную» полосу жизни, которая заставляет отделить фальшь от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно «коммерческую» или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции.. .Также, готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и обще-зажеванных-тривиальных: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. «She always said simple, trivial things — I used to say it was kinda trivial — Believe me nothing is trivial!» (The Crow). Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответсвует состоянию души (обычно — с преобладанием черного цвета) .Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики) , то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. А вообще http://darkproject.narod.ru/nef_goth_1.htm

Цель жизни — получение удовольствия. Если человек получает удовольствие в собственных слезах и одиночестве, никто не праве лишить его такого «счастья».
А удовольствие каждый получает по-своему: кто-то добивается успехов в работе, кто-то обзаводиться семьей, кто-то остается холостяком, кто-то пробивается на эстраду, кто-то философствует и получает удовольствие от идеи эмоционального декаданса, кто-то веселится и мыслит позитивно.
Люди разные. И этим разным людям не понять друг друга!

culture.ques.ru

ФИЛОСОФИЯ ГОТА — Я мокрая, я сухая — LiveJournal

Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других словах, — «жизненную философию» сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте и др.), искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день — внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков — «Die laughing!» (умирай улыбаясь)). Переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные — боль, отчаяние и подобные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально со своими «отклонениями»: мрачным настроением, иронией, странными взглядами на жизнь — и брать из всего этого силу. Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто «грузят», депрессируют, кажутся слишком мрачными, «заумными» или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги и др.), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру — только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные — боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций — полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть — два измерения. Готы — посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость — проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего — в жизни, арте… Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир. Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни — он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обостренно и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и «конвейерной». Поэтому к готике часто приходят через «черную» полосу жизни, которая заставляет отделить фальшь от истинных эмоций. Также, готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответствует состоянию души (обычно — с преобладанием черного цвета). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить — так до конца, выглядеть — так сексуально и индивидуально, говорить — так правду. Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций. Готы — абсолютные индивидуалы, возрождающие романтику. Чужаки общества в черном, у которых есть своя философия, музыка и мировоззрение, литература, арт и, которые начали называться готами («другими», потому что исторически не было иного, лучшего слова, сочетающего силу и красоту). Категория «готов» является защитной границей между миром романтики и лавиной усредненного общественного мировоззрения., Готы — всегда смотрят на темные стороны жизни, не закрывая на них глаза. Готы берут энергию и жизненную силу из той музыки, которая других просто депрессирует и кажется слишком мрачной., Готика — тяга к большему во всем — жизни, любви, музыке и др. Стиль «непростой» жизни, дорога к красоте, к моменту отчаянного понимания самого себя и стиль, который защищает нас от зажеванных и догматических общественных ценностей, потому что готы — формация индивидуалов. Анти-тусовка. Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами, но когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир… Готика — это индивидуализм и романтика как стиль жизни. Знание того, кто мы есть. Мы знаем, что мы — готы и называем себя так. Готы — защитная категория, с помощью которой мы отделили себя от канонов и постулатов дешевого и закоммерциализированного общества, от всего стандартного и простого. Для того, чтобы быть готом, нужно лишь быть самим собой и не открещиваться от своих «слишком» мрачных, «заумных», нестандартных, нетрадиционных, депрессивных, меланхолических вкусов и стиля жизни.

Вам необходима перетяжка мягкой мебели ? Обращайтесь!

filrulit.livejournal.com

1. Эстетика и философия готики. Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

Похожие главы из других работ:

Арабская культура средних веков как срединная культура

5. Философия

Основным содержанием истории средневековой арабской философии явилась борьба восточных перипатетиков,исходивших из эллинистического наследия, и сторонников религиозно-идеалистических учений…

Готика Средневековья и современное общество

Зарождение Готики

Небольшой пролог. Готика — (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной…

Готика Средневековья и современное общество

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в…

Готическая литература, истоки, традиции, развитие.

Глава 2. Особенности жанра готики в английском литературоведении

Готический и романский стили искусства

2.1 Основные типы искусства готики

Готика (от итал. — gotico, название германских племен, готов), художественный стиль, завершивший развитие средневекового западноевропейского искусства (середина. XII-XVI в.; расцвет — XIII в.). Готический стиль возник в Северной Франции…

Готический и романский стили искусства

2.2 Скульптура готики

Готика — период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу (горельефу). Стройные готические статуи…

Духовная культура в контексте историзма

3.4 Философия

Подобно религии и искусству, философия родилась из мифологии. Но она с самого начала выступила не просто как отделившаяся от мифологии отрасль духовной культуры, а как соперница мифологии. Первыми философами стали те…

Искусство и религия как социокультурный феномен

1.1.1 Эстетика в жизни и теории

Искусство входит в ряд важнейших культурных универсалий. В нём напрямую воплощается фундаментальное человеческое стремление, без которого трудно представить историю культуры, — стремление к совершенству…

Культура Древней Греции

Глава 2. Эстетика спорта

спорт искусство древний греция И все-таки время от времени возникали дискуссии о том, что же такое спорт — искусство или нет? В ходе таких дискуссий ставилась задача, учитывая все различия спорта и искусства…

Культура и искусство XVII–XIX веков

1.2 Эстетика классицизма

Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства…

Культура, религия и исскуство Японии

1.РЕЛИГИЯ И ЭСТЕТИКА ЯПОНИИ

Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал- мира природы и мира человека. При этом то «мир природы выражался через образ человека…, то, наоборот…

Молодежные субкультуры

3.ЭСТЕТИКА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес…

Научные знания средневекового арабского мира

Философия

Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами был Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления. Ученые активно переводили сочинения античных авторов [4]…

Романский и готический стили — архитектурные доминанты европейской культуры

2.4. Светские сооружения эпохи готики

Города, становившиеся все более богатыми и влиятельными, нуждались в оборонительных стенах. В Каркассоне стены с башнями, поставленными через одинаковые интервалы, следуют рельефу местности. Зубцы, венчающие стены…

Эстетика барокко

2.1 Сущность, принципы и эстетика барокко

Теперь, изучив предпосылки появления и историю самого термина «барокко» изучим сущность, принципы и основы эстетики этого стиля. Изучим особенности эстетики барокко. Под эстетикой в целом…

cult.bobrodobro.ru

Малькова Кс. Взаимосвязь средневековой готической эпохи с современной готической субкультурой



Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3

1.     Значимость готического стиля как эпохального ………………………4

1.1.                  Философия готики ………………………………………….6

1.2.                  Эстетика готики …………………………………………… 7

2.     Современная молодежная готическая субкультура ………………….10

2.1.                  Влияние эстетики готической эпохи на современную 

            молодежную субкультуру ………………………………….13

Заключение …………………………………………………………………… 15

Список источников …………………………………………………………… 17

Приложение …………………………………………………………………….18

Введение

Одной из особенностей человеческой натуры является боязнь одиночества. Человек — целиком и полностью существо социальное, жизнь и времяпрепровождение в группе для него крайне важны. Именно поэтому люди объединяются в группы, компании и коллективы, исходя из многих факторов, таких как: возраст, социальный статус, интересы.

Особенно ярко выражено стремление к объединению у молодежи. Становление личности человека и формирование его мировоззрения во многом зависит от круга его общения. Находясь в группе, молодые люди чувствуют себя в безопасности. Во многом, выбор группы зависит от тех интересов и взглядов, которые формировались у человека до вступления в группу. Таким образом, у нашего современника есть достаточно широкий выбор тех молодежных субкультур, к которым он может примкнуть: от по-детски «мультяшных» эмо, агрессивных рэйверов, эпатажных панков, до меланхоличных модов или загадочных готов.

Все эти субкультуры — явление достаточно молодое и в основе его лежит попытка самореализации и поиска своего жизненного места среди молодых людей, в современном динамичном и изменчивом мире.

Одной из наиболее интересных (возможно в силу присущей ей ауры мистицизма) субкультур является готическая молодежная субкультура. Возможно потому, что название ее напрямую ассоциируется в понимании людей с временами мрачного средневековья; или потому, что их ценности и поведение обывателю кажутся извращенными и ненормальными.

Таким образом, цель данной работы — выяснить взаимосвязь между готической эпохой и современной готической субкультурой, через осмысление основ эстетики и философии обеих культур.

 Данная работа — это попытка осмыслить, в какой мере средневековая эстетика XIII - XV в.в. могла повлиять на философию молодежи конца XX — начала XXI в.в.

1.     Значимость готического стиля как эпохального

Каждая великая художественная эпоха  означает собой определенную ступень  творческой эволюции человечества. Каждая, являя собой целостный пласт культу­ры, порождает свой особый мир художествен­ных образов, спаянный единством мировоз­зрения и общностью отклика на требования времени, основополагающей образной идеей и взаимным родством форм пластического выражения — всем тем, чем определяется су­щество эпохи, ее характер и облик, отличаю­щий ее от других исторических этапов. Если обратиться в этом плане к готике, то среди других эпохальных систем она выделяется своими исключительными интегрирующими качествами — той мерой стилевой целостнос­ти, какой не были наделены ни романика, ни великие творческие этапы послеготических времен[1].

Определение «готический» было дано художественному стилю XII — XIVвеков несколькими веками позже его появления (в XVI  — XVII веках) и первоначально носило явно пренебрежительный смысловой оттенок: так определяли искусство, в широком смысле доренессансное и неитальянское. По сути он означал «варварский». Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться по отношению к искусству, созданному между романским и ренессансным периодами[2].

 Этот типично северный стиль родился во Франции, точнее, в области Иль-де-Франс. Главными отличительными чертами готики являются наличие стрельчатых арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных элементов.

Ее образным решениям при­суща активно направленная действенность и огромная сила внушения, — недаром по ин­тенсивности и эффективности выражения конфессиональной идеи с ней не может срав­ниться в европейском искусстве ни одна дру­гая художественная система.

Период поздней, или как ее еще называют, пламенеющей готики (XIV и XV века) характеризуется наибольшей декоративностью и ритмичностью линий[3].

Готический стиль как сугубо религиозный просуществовал почти и до наших дней; можно встретить немало католических и лютеранских церквей, построенных в XIX веке в стиле псевдоготики, отмеченных дурным вкусом и внешним подражательством.[4]

Готика придала новый облик средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда — все отмечено печатью стилистического единства. Всему готическому искусству свойственно движение по восходящей. Этот стремительный взлет ввысь особенно ощутим в странах Северной Европы, где воздвигнуто немало устремленных в небо башен, увенчанных остроконечными шпилями. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные формы, например, женщины того времени носили изящные конусовидные шляпки. Также готический стиль прослеживается и в письме того времени: заостренные, ломаные декоративные буквы, в которые миниатюристы вплетали художественные образы. Такое письмо получило название готического.

Готическая архитектура выражает чувство религиозного порыва эпохи, которая пережила массовый фанатизм крестовых походов за овладение священной землей и познала глубокие потрясения, вызванные народными движениями, а так же повсеместной идеей централизации. Такой ход событий отразил новую расста­новку общественных сил, проявившуюся в сфере духовной и художественной культуры.

Если в романскую эпоху главной силой были монастырские объединения вокруг папы, то в готическую эпоху положение меняется в сторону усиле­ния светских слоев общества и прежде всего городов.

Конфессиальная активизация в эпоху готики сказывается в при­ближении храма и церковного ритуала к веру­ющему. Монументальные соборные построй­ки теперь возводятся не в монастырях, а в го­родах. Именно в готике вырабатывается тип церковного здания нового назначения — го­родской собор, культовое сооружение особой идейной значимости, призванное собирать под своими сводами все население города[5].

В религиозном сознании человека эпохи готики сильнее выявлен мо­мент личного переживания: непосредствен­ное вовлечение верующего в литургический обряд и более тесный эмоциональный кон­такт со зримыми сакральными образами. Такая форма приобщенности к вере и к риту­алу больших человеческих масс вносит в со­знание верующего новое качество — всеобщ­ность религиозного чувства.

Естественным следствием активизации ин­дивидуального отношения к вере в эпоху готи­ки были примеры отхода от строгой религиоз­ной ортодоксальности и распространение еретических учений. В отдельных случаях та­кого рода отклонения, по существу своему находившиеся на грани ереси, вводились цер­ковью в официальные рамки, чаще же ереси становились объектами преследований со сто­роны учрежденной в то время инквизиции.   

Особой насыщенностью социальными и религиозными конфликтами, а также распро­странением разного рода мистических идей отмечено XIV столетие, время поздней готи­ки, чему способствовала «Черная смерть», эпидемия чумы, обезлюдившая многие евро­пейские страны. Так в сумме сложнейших идейных перипетий и драматических собы­тий складывается картина духовной жизни в рассматриваемую эпоху[6].

1.1.         Философия готики

Философия готической эпохи, традицион­но именуемая временем зрелой схоластики, демонстрирует торжество умозрительного на­чала во всей его развитости и изощренности.

Грандиозные понятийные структуры возво­дятся на уровень высочайшей интеллектуаль­ной сублимации, но при этом они метафизи­чески отделены не только от живого потока жизни, но и от захватывающих эмоциональ­ных импульсов[7] и обострившегося чувства реальности — особенностей мироощущения, нашедших свой впечатляющий отклик в обра­зах готического искусства.

Обращаясь к философии времен вы­сокой готики, мы можем констатировать на­личие признаков ее внутреннего родства с современным ей искусством в одном специ­фическом пункте. Речь идет о параллели меж­ду многосложными умозрительными постро­ениями мыслителей-схоластов в форме все­объемлющих энциклопедических «сумм», с их архитектонической завершенностью, и под­черкнуто «системными» качествами готиче­ской художественной концепции, наглядно выявившимися в ее главном порождении — во всеохватывающем образном комплексе го­родского собора, в последовательной логике его композиционного строя и в развернутой иерархии его программных и образных значимостей[8]. Вряд ли в данном случае можно с полной уверенностью говорить о прямом и непосредственном воздействии мыслителей на зодчих и на мастеров других видов, — речь должна идти о возникшем на этом историчес­ком этапе показательном сближении самих принципов мышления в сфере духовного и ху­дожественного действия.

1.2.         Эстетика готики

Многие из исходных установок в эстети­ческой теории романики и готики были общи­ми для обеих эпох. И в том и в другом случае в полной мере сохраняется тезис о примате сверхчувственной идеи, воплощаемой в чув­ственных формах, о возвышении души в за­предельный мир сверхчувственной красоты, ведущем к постижению божества.

В приме­нении к художественной практике за этим тезисом стоит необходимость следования архетипу и верность освященным правилам иконографии. Ключевой тезис средневековой эстетики — Бог как исходное начало красоты — выражен у Ульриха Страсбургского в главе «О красоте» (сочинение «Сумма о благе») в следующей фор­мулировке: «Бог не только совершенно пре­красен в себе самом как предел красоты, но, кроме того, он есть причина конечная всей красоты… как солнечный свет, разливаясь и производя сияние и цветы, есть то, что созда­ет всякую телесную красоту»[9].

Форма и свет — две категории, определяющие сущность кра­соты. «Сотворенные вещи… в соответствии с природным строем, сначала были бесфор­менны, ибо земля была «безвидна и пуста», а затем получили форму, когда дух Божий но­сился над водами, благостью и духовной кра­сотой согревая и формируя ее»[10]. Из утверждений, высказываемых мысли­телями XIII столетия, заслуживает быть от­меченным суждение Бонавентуры, который различает два понятия красоты, распространяя понятие прекрасного не только на изоб­ражаемый художником объект, но и на само исполнение, на его художественную сторону, причем, по его словам, оба понятия могут оцениваться отдельно, независимо от пози­тивных или негативных качеств объекта изо­бражения. «Образ называется прекрасным, когда он хорошо написан… и тогда, когда хо­рошо изображает того, чей он образ… Так изображение дьявола называют прекрасным, когда оно хорошо изображает гнусность дья­вола, между тем как сама гнусность остается гнусностью»[11].

Еще одним важным эстетическим аспектом готического стиля является наделение большой значимостью фактора света (освещения).

Для фрески и для иконы функция реального физического света сводится к функции освещения.

Для мозаики реальный свет означает нечто большее: он  содействует цветовой активизации и качественному преображению смальтового слоя.  Еще существеннее роль света для витража:  свет составляет его жизненную субстанцию,  смысл и основу его существования — то двуединство, в котором материальность красок  трансформируется в цветовые лучи, то есть  в чистую цветовую энергию, преобразующую  свет солнца в бесконечно-изменчивое красочное многообразие[12]. И в данном случае должно быть подчеркнуто, что раскрытие в готике  богатейших образных ресурсов витражного искусства (в менее развитых формах витражи применялись и в романскую эпоху) произош­ло не как следствие длительного спонтанного процесса, а в форме своеобразного скачка — как результат прямой инспирации со стороны руководителя строительства церкви Сен Дени, аббата Сугерия[13].

Наконец, как еще одно проявление практи­ческой эстетики может быть расценено но­вое, сравнительно с романской эпохой, отно­шение к архитектуре, сложившееся в эпоху готики и нашедшее свой отклик в ученых кру­гах. Исходным моментом здесь было реаль­ное положение, которое заняла в ту пору ар­хитектура, когда с особой отчетливостью вы­явилась ее главенствующая и организующая роль в общей системе пластических искусств, сильнейшее эмоциональное воздействие ее нового образного языка при чрезвычайном усложнении инженерно-технической основы. Архитектор оказался в центре созидательной деятельности своего времени. Грандиозность и конструктивная изощренность соборных построек потребовали от зодчих развитого творческого воображения, обширных зна­ний, высочайшего мастерства и чувства боль­шой художественной и профессиональной ответственности.[14]

2.     Современная молодежная готическая субкультура

Одни подразумевают под gothic синоним слову мрачный, другие - эклектичность, соединение разнообразных стилей. Будучи и философией, и стилем жизни, готическая субкультура опирается как на прошлое, так и на будущее. Основной идеей, характеризующей готов, является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми, но вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически — животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное — игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Главная идея, таким образом, готической субкультуры — стремление взять темные стороны нашего «Я» и явить их свету таким образом, чтобы мы признали их частью себя независимо от того, насколько они хорошие или плохие.

Современная готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца 70-х, начала 80-х г.г. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодежи среднего класса, который на тот момент входил в состояние преуспевания. Получив некоторую экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей, внушаемой извне. Ответом на данное замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. Основой для данной субкультуры стал синтез исторических элементов, сильно тяготеющих к драматическим традициям, философиям и идеям байроновской Англии, Германии времен Второй Мировой, а так же эпохи американских битников.

Существуя некоторое время без какого - либо определенного названия, субкультура вначале была названа new romantics (новые романтики), а затем готы.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично — депрессивный» взгляд на жизнь. Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия»[15].  В исходном смысле «танатос» — это не стремление к смерти, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти, больше развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос».

Готика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов напоминает о ней. Восприятие смерти — одна из характерных особенностей готического мировоззрения и один из признаков принадлежности к готам. Образ смерти крайне важен в готической эстетике и проходит через многие пласты готической культуры. Нормальное состояние готов — angst (тоска) — достаточно всеобъемлющий термин, которым описывается обычное готическое состояние.

Готическая музыка родом из английского панка 70 — х годов. Она весьма разнообразна, но для нее характерны некоторые общие черты: мрачный атмосферный звук, ярко выраженный декадентский, депрессивный, романтичный и мрачный характер текстов.

На раннем этапе формирования готической субкультуры, готы и музыка были неразрывно связаны — готами тогда называли исключительно поклонников готических групп, и подобная ситуация продолжалась довольно долго. В настоящее время связь готов с музыкой несколько ослабла. Можно быть готом, не слушая готическую музыку.  Gothic — культура — это не только прослушивание музыки или чтение готических романов, но и готический имидж. Для готов понятие «имиджевый» равнозначно понятию «мрачный».

Мрачные цвета от головы до пят, черные волосы, обилие серебряных украшений и make-up холодных оттенков. В одежде популярны кожа, шелк, бархат. Иногда присутствуют элементы одежды эпохи ренессанса и даже раннего средневековья. Серебряные украшения - еще одна отличительная черта готического гардероба. Серьги, цепи, ожерелья, браслеты, кулоны, кольца — как правило, все украшения несут в себе какую — либо символику: католические распятия, пентакли, руны и фольклорные орнаменты.

Готическая субкультура охватывает все религии и их разновидности, она не имеет прямой привязки к религии. Готы активно используют религиозные образы в песнях, религиозные украшения в одежде, но все это носит саркастический характер и к религии отношения не имеет.

Но готическое мировоззрение выражается не только в манере одеваться. Существует готическая литература, которая представлена в основном писателями и поэтами, следующими философии экзистенцианалазма и романтизма: А. Камю, К. Ясперс, Бодлер, Р. Ремарк. Особо можно выделить Мери Шелли и Волпоул.

Готы отдают предпочтение кино, где обязательно культивируются темы вампиризма, мистицизма и смерти[16]. Готический кинематограф славится работами немецких экспрессионистов, в том числе черно — белыми фильмами начала XXвека. Культовое значение для гот — культуры приобрела американская экранизация «Дракулы» 30-х г.г. В среду готического кино попадают чуть ли не все фильмы о вампирах («Дракула» Ф.Ф.Копполы, «Интервью с вампиром», «Дракула 2000», «Голод» и др. (см.рис.5). К фильмам, которые называют готикой, часто относятся фильмы с депрессивным или мистическим содержанием: «Битлджус», «Ворон», «Эдвард Руки — ножницы», «Колдовство», «Семейка Адамс» и др.  

 Готов часто путают с сатанистами, очевидно из-за их вампирического стиля одежды. На самом деле готы с сатанистами не имеют ничего общего. Готы — это романтики-интеллектуалы, искатели красоты и эмоций.

2.1.         Влияние эстетики готической эпохи на современную молодежную субкультуру

Доподлинно неизвестно, почему современную субкультуру, получившую сначала название «новые романтики» затем переименовали в «готическую». Согласно единственной существующей (и хотя бы частично объясняющей этот факт) версией является теория о том, что субкультура была названа так не в честь немецкого племени завоевателей, а в честь того каннатотивного оттенка, которое это название носит: «готы — варвары». Субкультура, выходящая за рамки обыденности и подчиняющаяся лишь своим собственным законам может быть, по мнению остального общества, лишь «варварской». Но ведь именно по такой аналогии была названа и готическая художественная эпоха. Причина, по которой такие разные по времени и масштабу культуры получили одинаковое название одна — неприятие со стороны общества своего времени.

Некоторая взаимосвязь между готами и готической эпохой просматривается. Во-первых, влечение готов к мистицизму. Именно в эпоху готики зародилось наибольшее количество мистических течений (рыцари Храма, Чаша Грааля, ведовство). Колыбель мистических течений с одной стороны - и заинтересованность мистикой у современных готов с другой.

Во-вторых, время, которое теперь ассоциируется с готической эпохой, породило наибольшее количество ереси, что привело к разгулу инквизиции. Существуют целые средневековые трактаты, рассказывающие о том, как узнать нечисть и побороть ее (например, «Молот Ведьм» Я.Шпренгера и Г.Крамера). Инквизиция, суды, казни. Не следует забывать и о крестовых походах, когда в угоду церкви проливали кровь и погибали тысячи людей. Кроме субъективно человеческих деяний, эпоха готики ознаменована эпидемией чумы, унесшей жизни людей доброй половины Европы. Готическая эпоха — это во всех отношениях эпоха смерти. Пожалуй, ни в одну из эпох не погибало такое количество людей.

И с другой стороны — непреодолимое влечение представителей современной готической субкультуры к смерти. Смерть - ключевая фигура этой субкультуры. Но не страх смерти, а интерес к ней и понимание ее культивируется готами, отсюда — прогулки по кладбищам, сборы в склепах и проч.проявления готической «девиантности».

В-третьих, наряду с развитием церковной власти, во времена готической эпохи зарождается (впервые так явно с античных времен) интерес к науке: Дж.Бруно, Д.Бэкон, Парацельс, Н.Коперник и др. И с другой стороны, неподдельный интерес современных готов к точным наукам, в отличие от представителей других маргинальных субкультур. Именно готов (из всех остальных молодежных течений) считают самыми интеллектуально развитыми, и это действительно так. Современный гот имеет хорошее высшее образование и стремится к получению высокой должности.

В-четвертых, извращенное (для современника) понимание прекрасного. Искусно выполненные изображения чудовищ и монстров художественной готической эпохи наводили и наводят на людей и по сей день страх, благоговение и удовольствие от любования прекрасным одновременно (здесь вспоминаются эмоции послушника из книги У.Эко «Имя розы», когда он рассматривает портал готического собора). Такие изображения пугают, но вместе с тем заинтересовывают, вызывают желание рассматривать.

Так и современные готы пытаются найти прекрасное в том, что у обыденного человека вызывает страх: то, что создают современные готы (особенно поэзия и художественное искусство) основано на идеях мистики и смерти (рис.1,3), в их произведениях имеют место трагичность и драматичность. Радость для гота не может быть прекрасна, т.к. имеет только одну сторону, в то время как страдание и тоска многогранны, имеют множество оттенков и полутонов. Через чувство трагичности к готу приходит мироощущение, по аналогии с тем, как виды чудовищ готической эпохи должны были вселять в паству любовь к всевышнему, т.е. стремление к прекрасному через ужасное.

Заключение

Несмотря на некоторые аспекты готической эпохи, оказавшие влияние на молодежную готическую субкультуру, между ними есть некоторые существенные различия. Самое важное и главное из них заключается в том, что готические времена характеризуются всеобщностью религиозного чувства. Именно в это время активизируются связи церкви и верующих: церковь не самостоятельная единица, отныне она интегрирована в общество (посредством строительства городских соборов).

Что касается отношения современных готов к религии, то здесь однозначно оценить ситуацию достаточно сложно: некоторые из них принадлежат к какой-либо конфессии, однако вера не является для них первостепенным фактором. Как отмечают исследователи готической субкультуры, многие из ее представителей вообще не имеют веры как таковой, а к религиозным аспектам относятся с сарказмом. Поэтому и религиозную символику готы используют лишь как атрибутику для создания своего образа, а не для выражения глубокого религиозного чувства (см.рис.4). Религия для гота — это инструмент формирования имиджа, а не платформа для формирования мировоззрения.

Таким образом, можно сделать вывод о том,  что напрямую современная готическая субкультура не зависима от средневековой эпохи. Главным образом, этот факт заключается в том, что целью всего готического искусства и культуры было стремление к Богу, в то время как современные готы к религии относятся весьма халатно. Однако нельзя отрицать того, что дух эпохи средневековья, заключающийся не только в искусствах, но и науке, быте людей, социальной, политической, культурной ситуации в те времена, наводит на мысль, что некоторая весьма явная взаимосвязь между средневековой эпохой и современными готами все-таки существует: современные готы в своей эстетике опираются на то эмоциональное и духовное состояние, которое было присуще готической эпохе, с ее разгулом смерти и мистицизма.

Загадочность этой эпохи пугает и притягивает одновременно (как ужасные горгульи на порталах Нотр Дам де Пари). Тоже самое ощущение вызывают у наших современников представители готической субкультуры, их поведение и плоды их деятельности. Готика, как историческая, так и современная ассоциируется со смертью, мистикой, трагизмом, мрачностью, неопределенностью, тревогой (см. рис.6,7). Именно эти качества отражаются в представлении о мире современных готов.

 Готика — эпоха неоднозначности, перелома, своеобразный переход от «варварского» к «высшему», возможно в этом кроется причина обращения к ней молодых людей, находящихся в поисках своего «я».

Список источников

1.     Э. Мартиндейл. Готика. — М.: Слово, 2001. — 288с.

2.     М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. — М.: Советский художник, 1985. — 167с.

3.     Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — 127с.

4.     www.russ.ru/culture/krug_chteniya/bogi_ugasli_i_otstupili_goticheskoe_obschestvo_i_ego_vragi 

5.     http://www.qton.ru/239.html

6.     http://gothic.centerblog.net/rub-murmures-funebres-8.html

7.     www.soporaeternus.ru

8.     http://www.expert.ru/printissues/siberia/2008/21/

 

 

 

 

 



[1] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.9

[2] Э. Мартиндейл. Готика. — М.: Слово, 2001. — с.7

[3] М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. — М.: Советский художник, 1985. — с.78

[4] М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. — М.: Советский художник, 1985. — с.72

[5] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.11

[6] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.12

[7] Э. Мартиндейл. Готика. — М.: Слово, 2001. — С.53

[8] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.14

[9] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.16

[10] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.16

[11] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.17

[12] Э. Мартиндейл. Готика. — М.: Слово, 2001. — с.79

[13] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. — М.:«Искусство», 2001. — С.17

[14] Э. Мартиндейл. Готика. — М.: Слово, 2001. — с.89

[15] http://www.qton.ru/239.html

[16] http://gothic.centerblog.net/rub-murmures-funebres-8.html

08.12.2008

www.taby27.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *