Мотивация это в психологии – Мотивация — Википедия

Содержание

Виды мотивации — Психология мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными.

Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые

www.sites.google.com

4. Мотивация как процесс. Мотивация и мотивы

4.1. Понимание термина «мотивация»

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен [К. Madsen, 1959]; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990).

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

Нелегко выяснить соотношения между мотивацией и мотивом и в книге И. А. Джидарьян (1976). Она пишет, что, в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент времени. Спрашивается — в чем же тогда состоит роль мотивации, если все осуществляется с помощью мотива? В этом случае понятие «мотивация» становится лишним.

В. Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами[6]. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы (К. Е. Игошев, 1974), в другом случае — как процесс формирования мотива поведения (В. Д. Филимонов, 1981), в третьем — как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система (Н. Ф. Кузнецова, 1975).

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Мотивация как механизм работы самосознания

Введение

В данной работе я постараюсь кратко раскрыть понятие мотивации личности, как основного инструмента функционирования самосознания, с точки зрения психологии, нейрофизиологии и ииссиидиологии.

Практически за каждым нашим выбором, тем или иным желанием стоит мотивация, и очень часто именно от неё будет зависеть результат не только очередного действия, но и предопределённость целой череды жизненных событий. Изучение мотивации важно и необходимо, потому что это один из методов управления личностью, стимуляции её к осознанности, воздействия на её потребности и желания.

В разные временные периоды человечество воспитывалось, развивалось и прогрессировало на основе свойственных тому времени представлений. Уровень самосознания нынешнего развивающегося человека стал гораздо выше и многограннее, чем десятилетия назад. Многие критерии качественности, на основе которых люди совершают выборы, ориентированы на улучшение и универсализацию представлений об окружающей действительности. В настоящее время, многие психологические, научные, эзотерические течения направляют свой интерес в сторону более детального изучения самосознания человека, чтобы максимально эффективно использовать заложенный в каждого из нас творческий потенциал, изучить и обосновать причинно-следственные взаимосвязи многих процессов.

Глубокое понимание принципов эволюции сознания – это один из насущных вопросов нашего времени и здесь есть необходимость более разносторонним образом взглянуть на формирование устремлений и целей личности, способов их достижения и необходимых для этого мотиваций. Давайте попробуем разобраться в принципах работы мотивационных механизмов, рассмотрим этапы формирования мотива как основного элемента мотивации. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Как ими осознанно научиться управлять? Что такое позитивные мотивации? Как повысить качественность своего мировоззрения с помощью мотиваций?

1. Мотив как основной элемент мотивации

Давайте начнем с того, что рассмотрим наиболее интересные грани и различия понятий мотивация и мотивов, с точки зрения нынешнего состояния науки.

Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поступков, а не описания поведения личности. Этому сопутствует поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Мотивация рассматривается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие психологические характеристики.

Мотив (лат. moveo — двигаю) является смыслом любой деятельности. Это причина, которая является основой действий и поступков, основополагающим «кирпичиком», формирующим такой сложный процесс как мотивация.

Мотивация – это в большей степени характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает активность личности на определённом уровне. Мотив в отличие от мотивации является свойством личности, изнутри побуждающим к совершению определённых действий.

Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. «Запутанность» внутреннего мира человека, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы и действия. Люди с развитыми идеалами, принципами, определившиеся в целях, больше руководствуются осознаваемыми мотивами. Способность осознанно и интеллектуально мотивировать свои действия позволяет сделать жизнь слаженной и гармоничной, целенаправленно задавая ей необходимое направление. Поэтому так важна изначально выбранная высокая цель – именно она мотивационно определяет основное направление жизненных изменений в периоды повышенной или пониженной осознанности личности.

Мотив и мотивацию довольно сложно отделить друг от друга, но для того, чтобы понять принцип появления мотивации, давайте далее рассмотрим более детальный механизм формирования мотива, этапы и функции.

2. Этапы формирования мотива

Процесс формирования мотива начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели. Доктор психологических наук Ильин Е.П. в своей книге [1, стр.77] детально разобрал этот процесс. Раасмотрим подробноэтапы формирования мотива по Ильину:

2.1. Первый этап – стимул (нужда), побуждение к поисковой активности

Для того чтобы нужда стала потребностью, необходимо принять её и сделать для себя значимой. Для этого необходимо осознание, то есть появление конкретного чувства, устойчивой мысли (например, голод, сон). На этом этапе важна интенсивность этого намерения, которое начинает вызывать дискомфорт, беспокойство, переживание. Что, в свою очередь, побуждает восстановить нарушенное желанием равновесие и направляет на поиск путей и средств её удовлетворения.

Этому этапу свойственен некий обобщенный образ потребности, просто сделать что-либо (мне нужно попить, поесть), абстрактная цель, без конкретизации (что именно поесть, выпить), и пока без вариантов её осуществления.

2.2. Второй этап – поисковая активность
  • Внешняя активность направлена на поиск удовлетворения потребности через материальный предмет (материальные средства) или реального объекта.
  • Внутренняя активность – это мысленный подбор вариантов для удовлетворения потребности.

Задача второго этапа мотивационного процесса заключается в определении вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. При выборе вариантов удовлетворения потребности, человек осуществляет сложную мыслительную деятельность или так называемые мотивационные операции:

  • Размышляет (обдумывает, раздумывает, продумывает).
  • Замышляет (обсуждает).
  • Советуется (спрашивает мнение других).
  • Детализирует.
  • Анализирует.
  • Оценивает.
  • Взвешивает.
  • Сопоставляет.
  • Обосновывает.
  • Учитывает.
  • Планирует.
  • Прогнозирует.
  • Предусматривает.
  • Просчитывает.
  • Сомневается.
  • Согласовывает.
  • Узнает (собирает информацию).

Благодаря этим операциям определяется, будет ли удовлетворена потребность, совершит человек поступок или откажется. Таким образом, мотив как осознанное побуждение для определенного действия, формируется в процессе взвешивания, оценки, анализа обстоятельств, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает.

Другим важным фактором второй стадии формирования мотива является прогнозирование последствий и различных сопутствующих факторов на пути достижения результата. Некоторые критерии могут влиять на выбор, например, моральный запрет или мнение со стороны.

В мотивации может быть несколько причин и побуждений: одни приводят к поисковой активности, другие — к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию правильнее рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как определенную совокупность причин и побуждений.

2.3. Третий этап – выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь

После детального анализа различных вариантов удовлетворения потребности, человек может выбрать конкретную цель и способ ее достижения.

Факторы, оказывающие влияние на достижение целей:

  • Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
  • Степень мобилизации человека, его настойчивость, волевые навыки, терпеливость.
  • Завышенная или заниженная самооценка.

Третьему этапу свойственно намерение достичь цели, волевое, сознательное побуждение к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива. Отсюда видно, что побуждение не является самим мотивом, оно является лишь частью (компонентом) мотива. Побуждение – это энергетическая часть такого системного образования как мотив.

Следует отметить, что намерение и побуждение тоже имеют разную специфику. Намерение больше характеризуется как замысел, предположение сделать что-нибудь. При наличии намерения человеку может не хватить решимости и силы воли для осуществления задуманного. Сложность этапов формирования мотива обусловлена наличием в «характере» мотива 3-х компонент: интеллектуального, волевого и эмоционального. При этом в одних случаях в мотивах преобладает интеллектуальное начало, в других — эмоциональное, что приводит к затруднению его окончательного формирования и побуждения к действию.

Формирование этапов мотива многие могут представлять как линейный процесс. Но, по мнению А. Маслоу [1, стр.41], любое мотивационное состояние ошибочно представлять как некое особое, специфическое состояние, которое обособленно от процессов, происходящих в организме человека. В его интерпретации, мотивационные процессы имеют непрерывную, бесконечную и изменчивую природу; выступают универсальной характеристикой любого психоментального состояния личности.

3. Понятие мотивации в психологии и ииссиидиологии

3.1.Иерархия потребностей личности по Маслоу.

Пирамида потребностей американского психолога А. Маслоу отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — иерархию потребностей. Он объясняет такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Рис.1. Пирамида (иерархия) потребностей личности по Маслоу.

«До тех пор, пока не удовлетворены физиологические потребности, именно они играют доминирующую роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно они организуют их и направляют к единственной цели – к удовлетворению. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают на задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности). Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей – потребностей в любви, в самоуважении и в самоактуализации». [2]

3.2. Понятие «наблюдателя» с точки зрения ииссиидиологии

Если рассмотреть структуру потребностей по Маслоу с позиции ииссиидиологии [3], в которой О.В.Орис предлагает радикально новый взгляд на строение человеческого сознания, то понятие иерархичности потребностей и мотиваций несколько расширяет свой спектр. Вводится такое понятие как «наблюдатель», которое ассоциируется с высшими потребностями и целями личности. Благодаря такому механизму фиксации своего внимания на высоких уровнях сознания, у личности появляется возможность как бы наблюдать со стороны за своими низшими желаниями, включая для них так называемый «фоновый режим».

Состояние «наблюдателя» [4] помогает человеку анализировать и фильтровать текущий поток психоментальной активности, более объективно расставлять акценты и приоритеты в сторону тех или иных выборов, анализируя гораздо большее количество причинно-следственных связей, чем это происходит в обычных, повседневных психических состояниях. То есть каждая ступень (уровень) потребностей, глубоко осознается и сопоставляется с внутренним состоянием «наблюдателя». Другими словами, это означает вступить в диалог с самим собой и понять свои истинные потребности и желания.

3.3. Метод «разотождествления» по Ассаджиоли

Состояние «наблюдателя» в ииссидиологии имеет некоторые сходства с методом «разотождествления» в трудах итальянского психолога Р. Ассаджиоли по психосинтезу [5] (направление трансперсональной психологии). В работе последнего выдвигается модель самосознания личности, благодаря которой можно рассматривать целостную личность «Я» как совокупность других «я» или субличностей. По словам автора, «субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира».

В его интерпретации личность имеет «сознательное Я», которое постоянно и непрерывно на протяжении каждого дня переходит от одного отождествления к другому: «Я расстроен», «Я счастлив», «Я голоден» и так далее. Как правило, это неосознаваемый процесс. Любое мыслечувственное побуждение – это некая субличность, поэтому «сознательное Я» имеет право выбора — отождествляться или разотождествляться с любыми такими проявлениями.

Одна из целей самонаблюдения – понять сущность собственного «я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой. Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили», — подчеркивает Р. Ассаджиоли.

3.4. Мотивация достижения и избегания

В классической психологии (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Б.Ф.Скиннер, Г.Хекхаузен) [6] выделяют такие разновидности мотивации: мотивации «достижения успеха» и «избегания неудач». Касательно данного вопроса, если принять во внимание иерархию потребностей по Маслоу, можно отметить, что мотивации «избегания» чаще всего возникают под воздействием желаний двух низших ступеней самосознания личности (физиологические потребности и потребность в безопасности), контролируемые присущими личности инстинктами самосохранения, страха, защиты. А мотивация достижения чаще подходит для удовлетворения более высоких потребностей личности (познавательные потребности, потребность саморазвития и духовного совершенствования.)

Позитивная мотивация или мотивация достижения, мотивация «пряника».

Положительные аспекты данной мотивации в том, что она является неким катализатором, активатором устремления, веры, оптимизма и позитивизма личности. Мотивация стимулируется наличием привлекающей цели, возможные проблемы не останавливают. Для мотивированных таким образом людей, характерными являются такие качества, как ответственность, организованность, энтузиазм, самостоятельность, смелость, решительность и многие другие.

К минусам можно отнести то, что такие личности настолько охвачены своими образами, идеями, планами, что не замечают вокруг возможных и явных несоответствий им, находясь в некой иллюзии как внешней, так и внутренней. 

Негативная мотивация или мотивация избегания, мотивация «кнута».

Негативная мотивация имеет такое название, потому что основана, прежде всего, на страхе, неуверенности, лени, неорганизованности. Например, страх потерять, страх не получить обещанное или страх наказания, — не побуждает, а скорее, вынуждает человека к действию. К минусам такой мотивации можно отнести:

  • присутствует страх неудач, неуверенность, поэтому видение перед собой чётких целей и их выполнение оказывается затруднительным;
  • отсутствует вдохновение, креативность, инициативность;
  • постепенный уход в сторону негативного мышления (страх, избегание, волнение), склонность к заниженной самооценке.

В социальной сфере такую мотивацию называют «демотивацией», то есть не побуждением к вдохновению, а вынужденной стимуляцией к деятельности, принуждением, давлением. К плюсам такой мотивации можно отнести: понимание возможных ошибок в планируемой деятельности, предусмотрительность, осторожность, продумывание вариантов действий заранее, взвешенность принимаемых решений. Опыт жизненных ошибок и неудач, во избежание их повторных проявлений, откладывается гораздо лучше, чем при мотивации «пряника».

Следует отметить, что в чистом виде тот или иной тип мотивации встречается редко, и можно говорить только о степени преобладания какой-либо из них.

4. Мотивация во взаимосвязи с гормональной системой организма

Множество ученых проделало огромную работу, прежде чем стало возможным разобраться в биохимических и нейробиологических аспектах наших эмоций. Каждая мотивация сопровождается специфической эмоциональной реакцией. Не будет преувеличением сказать, что от работы гормональной системы напрямую зависят многие наши чувства и эмоции. Прослеживается как прямая, так и обратная связь между гормонами, эмоциями, а также реакциями в организме. [7]

Ведущую роль в формировании мотиваций на биологическом уровне играет префронтальная область неокортекса и лимбическая система (эмоциональный мозг), а именно, гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга, на основе их влияний на другие отделы мозга, определяют формирование обусловленного мотивацией поведения с помощью выделения различных гормонов.

Возьмем для примера один из них. Ощущение счастья, довольства и легкости связано с присутствием в организме эндорфинов, из них наиболее известен серотонин — «гормон счастья». Под воздействием серотонина происходит стимуляция областей, отвечающих за процесс познавательной активности. Кроме настроения, серотонин отвечает за самообладание и эмоциональную устойчивость. Также он контролирует восприимчивость мозговых рецепторов к стрессовым гормонам, то есть адреналину и норадреналину. Поэтому у людей с пониженным уровнем серотонина малейшие негативные поводы вызывают сильную стрессовую реакцию. И наоборот, людям с достаточным содержанием серотонина гораздо легче находить выход из сложившихся ситуаций, подбирая необходимые мотивации.

Учёные и психологи сделали выводы, что любые наши эмоции – порождаются совокупной активностью гормональной системы либо наоборот, осознанно управляя эмоциями, можно активизировать выработку того или иного гормона. Существует нервная обратная связь, например, между лицевыми мышцами и мозгом. Психологи называют это «гипотезой лицевой обратной связи» (теория эмоций Джеймса-Ланге). [8]

Согласно этой теории, эмоции возникают благодаря произвольным или непроизвольным внешним воздействиям в двигательной сфере. Если насильно напрячь мышцы лица в улыбке, то настроение улучшится — потому что искусственная улыбка приводит к такой же выработке серотонина, что и улыбка от естественного хорошего настроения. Тонус мозга при этом повышается, усиливается его кровоснабжение. Электроэнцефалограммы показывают, что у хмурых и улыбающихся людей активизируются различные части мозга. Хорошее настроение стимулирует левую переднюю часть мозга (интеллектуальную активность), в то время как плохое настроение — правую переднюю часть (эмоциональную подавленность).

5. Мотивация с позиции позитивной психологии М.Селигмана и Ииссиидиологии О.Ориса

Руководитель научного направления позитивной психологии и президент Американской психологической ассоциации Мартин Селигман в своей работе [9], опираясь на результаты целой системы многолетних исследований, предлагает научно обоснованный обзор тех человеческих свойств и способов поведения, позитивных чувств и переживаний, которые способны делать жизнь человека счастливой и наполненной смысла.

В его экспериментах прослеживается закономерность в том, что оптимистичные и позитивные люди гораздо лучше способны мотивировать себя, чем пессимистично и негативно настроенные. Положительные эмоции делают восприятие мира человека более открытым, позволяют исследовать и находить новые, более оптимальные способы решения проблем и задач. Позитивные состояния личности определяются совокупностью сильных сторон и лучших черт характера человека, которые Селигман классифицировал на 24 положительные добродетели:

  1. Любознательность, интерес к окружающему миру.
  2. Любовь к знаниям.
  3. Способность к суждению, критическое мышление и открытость новому.
  4. Изобретательность, оригинальность, практический ум и здравый смысл.
  5. Знание людей и себя самого, умение общаться.
  6. Умение видеть перспективу.
  7. Храбрость.
  8. Упорство, трудолюбие, прилежание.
  9. Цельность натуры, искренность, честность.
  10. Доброта и щедрость.
  11. Способность любить и быть любимым.
  12. Коллективизм, чувство долга, командный дух и преданность.
  13. Справедливость.
  14. Лидерские качества.
  15. Самоконтроль.
  16. Благоразумие, скромность, осторожность.
  17. Смирение и скромность.
  18. Чувство прекрасного.
  19. Благодарность.
  20. Надежда, оптимизм, забота о будущем.
  21. Вера, осмысленность жизни, религиозность.
  22. Прощение и милосердие.
  23. Веселость и юмор.
  24. Увлеченность, энтузиазм, альтруизм.

В процессе опытов и исследований им были выделены черты характера, наиболее способствующие преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами являются: надежда, благодарность, любознательность, любовь и альтруизм.

Так, в области позитивной психологии за лучшие научные исследования, Барбара Фредриксон получила Темплтонскую премию за создание теории позитивных эмоций. Она утверждает: «Позитивные эмоции играют важнейшую роль в процессе эволюции. Они повышают наши интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости. Когда у вас позитивный настрой, окружающие проявляют большую симпатию, и с ними легче установить дружеские, любовные или другие отношения. Негативные эмоции действуют как ограничители. А под влиянием позитива мы, наоборот, становимся свободнее, терпимее, подходим к любой проблеме творчески, открыты для новых идей и впечатлений». [10]

Из цикла книг по ииссиидиологии О.В.Ориса [11], также можно проследить необходимость культивирования принципов позитивного мировоззрения. Основой мотивационной сферы является глубокая внутренняя работа с любыми, даже не значительными, проявлениями непозитивных состояний: обидчивостью, осуждением, критицизмом, раздражительностью, безрадостностью, не говоря уже об агрессивности, злости, враждебности, ненависти и прочих негативных проявлений.

По мнению автора ииссиидиологии, основными критериями качественности мотиваций являются признаки высокочувственного интеллекта (ВЧИ) и высокоинтеллектуального альтруизма (ВИА) [12]. Если кратко обозначить эти понятия, то ВЧИ – это состояние потребности постоянно направлять деятельность своего интеллекта на безусловную пользу всем окружающим людям. Признаки ВЧИ по своей сути — позитивны, конструктивны и не эгоистичны. ВИА — это внутреннее состояние насущной потребности что-то отдавать, привнесение пользы общему делу. Это способность делиться всем, что имеешь: радостью, прекрасными мыслями и чувствами, информацией, интересами, хорошим настроением, тем самым воодушевляя и стимулируя окружающих людей на позитивное мышление.

Из основных человеческих качеств автор выделяет следующие проявления [12]:

  1. Высокоинтеллектуальная и Высокочувственная Мудрость (Альтруизм + Интеллект).
  2. Ответственность.
  3. Открытость.
  4. Честность, искренность.
  5. Душевная инициативность.
  6. Толерантность.
  7. Эмпатия.
  8. Доброжелательность.
  9. Терпимость и другие.

Интеллектуально-альтруистичный образ жизни подразумевает необходимость постепенного осознанного перехода от эгоистичности, от влияния и давления инстинктивных программ на поведение человека.

В качестве примера хочу привести некоторые варианты мотиваций из собственной практики, основанные на представлениях ииссиидиологии:

  • Приятие жизни в любых её проявлениях. Состояние приятия — это абсолютное внутреннее согласие с тем, что есть. Умение взаимодействовать с окружающим миром, спокойно, с пониманием относиться ко всему происходящему во вне и внутри себя.
  • Справедливость обстоятельств. Мир изначально совершенен, полностью согласован и взаимоуравновешен. Каждое его проявление – важно и значимо, ценно и необходимо для всеобщего баланса. Всё, что существует, уже есть, и есть во благо чего-то.
  • Объективность любых проявлений. Окружающая реальность – всегда объективна по отношению к нам. Или другими словами, жизнь — всегда права.
  • Причины любых ситуаций внутри нас. Любые ситуации — это «зеркало» наших собственных состояний. Если сложно изменить саму ситуацию — можно изменить свое отношение к ней и понять, что есть причины, которые ее проявили для нас именно таким образом.
  • Доверие к жизни. Готовность в любой момент благодарить жизнь за всё, что она предлагает. Такой подход позволяет нейтрализовать возможные сложности, которые встречаются в жизни и любую ситуацию уже потенциально нейтрально принять.
  • Чтобы понять другого человека, необходимо поставить себя на его место, постараться воспринять его внутренний мир. С такой позиции гораздо легче оправдать любые выборы, понимая, почему человек поступает тем или иным образом.
  • Каждая личность имеет свободу выбора. Любое мнение имеет право на существование.
  • Любой человек отличается свойственной ему индивидуальностью, этим представляя ценность и уникальность. Эта мотивация помогает справляться с осуждением, критицизмом, высокомерием.
  • Каждый из нас помогает друг другу получить недостающий опыт, необходимый для дальнейшего саморазвития, то есть прямо или косвенно способствует нашей эволюции.
  • Любая ситуация – это возможность для каждого человека что-то понять и возможность проявить нестандартный для себя выбор в лучшую сторону.
  • Любое событие, окружающая обстановка, реакция другого человека — это проекции внутренней «базы данных» личности на «экран» жизни. То есть собственная реакция на внешнюю реальность обусловлена нашими внутренними данными.

Данные варианты мотиваций — лишь небольшая часть представлений, позволяющих на многие жизненные ситуации посмотреть с других, более осознанных позиций. Здесь можно отметить, что мотивация – это не только совокупность причин психологического характера, объясняющая поведение человека, но и определенный уровень восприятия того или иного явления, события, человека, окружающих обстоятельств.

Мотивации такого рода могут способствовать налаживанию и гармонизации внутриличностных, межличностных взаимоотношений, упрочнению социальных связей; появляются тенденции к объединению, консолидации, а в результате, снижение уровня враждебности и разрозненности между людьми, появляется интерес, аналитический подход и поиск взаимосвязей в возникающих жизненных ситуациях. [11]

Заключение

В данной работе был проведен краткий обзор такого понятия как мотивация личности. Мною был сделан акцент на предпосылках возникновения различных типов мотиваций, и наличии соответствующего мотива как её основного элемента. В процессе анализа этапов формирования мотива, стало ясно, что мотивация как процесс дальнейшего стимулирования и побуждения к конкретной деятельности, может терять свою актуальность из-за недостаточной аргументации, целесообразности и других факторов, влияющих на её окончательное формирование.

Современная позитивная психология, а также другие науки привнесли свой неоценимый вклад в изучение мотивационной сферы личности. Причем концепции классической и современной психологии, хоть и отличаются в своих теориях, но могут взаимно дополнять друг друга. Потребности людей, которые выстраивались некоторыми психологами (Альдерфер, Маслоу) в иерархическую структуру по вероятности их осуществления, дополняются материалами других авторов (Ассаджиоли, Орис). Благодаря методу «разотождествления» и позиции «наблюдателя», у человека появляется возможность контролировать и управлять потребностями различных уровней (ступеней пирамиды Маслоу), осознанно направлять и мотивировать свою деятельность в необходимую сторону.

На базе проведенных исследований, М. Селигман, Б. Фредриксон, О.Орис пришли к выводу о влиянии позитивного мировоззрения на формирование положительных свойств характера и поведения личности, что позволяет человеку быть устремленным, оптимистичным, коммуникабельным, стрессоустойчивым, уверенным в себе и достижении поставленных целей. Таким образом, культивирование в себе позитивного отношения к любым обстоятельствам, интеллектуально-альтруистичного образа жизни позволяют личности быть более осознанной и разносторонне мотивированной на достижение своих целей и улучшение качества окружающей жизни.

Тема мотивации как механизма работы самосознания личности, конечно же, охватывает гораздо больший объём информации. Самосознание личности представляет собой один из самых загадочных и интересных феноменов развития человека. Частично о теориях личности, структуре самосознания и инстинктивных уровнях можно ознакомиться в работе другого автора. [13]

Для дальнейшего исследования мотивационной сферы, в следующем материале, целесообразно будет рассмотреть вопросы о причинах возникновения непозитивных состояний и реакций, анализ их проявлений, поиске и подборе конкретных мотиваций, нейтрализующих данные психические состояния.

ayfaar.ru

1. Понятие мотивации. Психология труда: конспект лекций

1. Понятие мотивации

Многим из нас приходит в голову вопрос: почему люди работают? Для одних легкая работа неприемлема и неинтересна, для других работа, связанная с тяжелым трудом, приносит моральное удовлетворение. Многие работодатели задают себе вопрос: как сделать так, чтобы люди работали с большей отдачей? На эти вопросы можно получить ответ только после тщательного анализа поведенческих особенностей личности, проанализировав то, как можно сделать труд человека увлекательным и привлекательным.

Эти и многие другие вопросы возникают тогда, когда происходит процесс, связанный с управлением персоналом.

В России уделялось очень мало внимания данной проблеме. Отечественные ученые, занимающиеся анализом и исследованиями в области экономики, утверждают о том, что на протяжении многих лет большое внимание уделяется подходу, при котором во главе стоят технология, производственные планы, бюджет и даже административные планы, а не человек. Именно поэтому до недавних времен на многих предприятиях можно было встретить неудовлетворенность трудом, низкую мотивацию к труду. Однако и на сегодняшний день такая проблема существует, и для того чтобы ее решить, необходимо больше времени уделять именно мотивации персонала.

Руководители конкурентоспособных компаний любят повторять, что их главный потенциал заключен в кадрах. Именно это побуждает изучать персонал организации и научиться правильно формулировать мотивационную политику. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему стимулирования труда.

Если рассматривать мотивацию в узком смысле слова, то можно сказать, что мотивация – это действия побуждающие человека к труду, которые направлены на достижение поставленных целей и результатов, реализацию своих интересов. В этом случае мотивация труда будет выступать в качестве так называемого толчка, который способствует работе человека и реализации потребностей каждого человека. На сегодняшний день выделяют два вида мотивации: положительный и отрицательный.

Под положительной мотивацией понимается стремление человека добиться успеха в той или иной трудовой деятельности. Как правило, в момент положительной мотивации человек осознано выполняет какую-либо трудовую деятельность, при этом у человека только положительные эмоции.

Отрицательная мотивация отличается от положительной тем, что для человека она звучит как наказание, как материально, так и нематериально, за малейшую ошибку в работе. В психологическом смысле для каждого человека осознание отрицательной мотивации всегда вызывает негативное впечатление. И как следствие этого выступает нежелание работать вообще и полностью поглощаться работой.

Существуют случаи, когда наказание применялось не раз и это привело к тому, что сотрудники просто отказывались выполнять работу, пытались не брать на себя ответственность за исполнение того или иного задания и т. д. Мотив к трудовой деятельности формируется в том случае, когда трудовая деятельность является единственным источником, который может повлиять на приобретение благ.

Немалое значение при формировании мотива к труду играет вероятность, при которой возможно достижение задуманного. Если для того, чтобы получить желаемое благо, не надо затрачивать большего количества времени и сил, то формирование мотива происходит очень быстро. Если же от человека для достижения определенного блага мало что зависит, или благо просто не может быть получено в связи с рядом причин, то мотив труда формируется очень долго и даже может до конца не сформироваться. При частом повторении таких ситуаций появляется так называемый «феномен вынужденной беспомощности», исключающий трудовую активность.

Мотивы труда разнообразны.

Необходимо отметить, что мотив к труду выражает, как правило, несколько потребностей.

К примеру, мотив человека к получению материальных благ, что сразу же говорит о статусе и положении человека в обществе (люди, добившиеся положения в обществе, определенных материальных благ, всегда стоят на уровне выше остальных).

Также особенностью мотивации можно назвать и то, что существует направленность мотива труда и выделяют направленность на себя и направленность на других.

На сегодняшний день разработки в области мотивации с каждым годом набирают все большую скорость в сфере развития. Отечественные ученые и специалисты, к глубокому сожалению, почти не уделяют этой проблеме никакого внимания, в то время как за рубежом теоретики и практики активно занимаются изучением данного вопроса, разрабатывают новые модели и методы повышения мотивации у сотрудников.

Американский менеджмент почти сорок лет обучал сотрудников организации, чтобы те более ответственно подходили к работе, понимали и знали, где их «место» в бизнес-процессе, что в дальнейшем привело к тому, что люди оказались готовы к принятию решений и взять на себя ответственность за решения локального и частного характера.

Американский менеджер чаще всего уверен, что его сотрудник не сорвет задание. В отечественном же менеджменте все по-другому. У нас еще нет такого, что люди должны воспринимать труд как каторгу, он должен быть интересен и созидателен.

На многих фирмах есть планы работ – на квартал, на полгода, год. Чаще всего они опускаются руководителями вниз по иерархической лестнице.

В современных российских компаниях проблемой является патологическая, чудовищная жадность российского топ-менеджмента и руководителя, которые не понимают суть всей важности и необходимости системы положительной мотивации сотрудников. А это значит, что людей заставляют работать за копейки и при этом требуют от них очень много и часто то, что не входит в трудовые обязанности сотрудника.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *