Иван Ильин. Любимый философ Путина и война
«Все без исключения войны, которые вели русские, были оборонительными. Россия – всегда жертва “континентальной блокады” со стороны Европы. Россия не делает ничего дурного. Зло – лишь то, что делают России. Факты не имеют значения» – это не цитата из методички «Раша тудей» или Первого канала. Идея политической непогрешимости России была сформулирована задолго до начала российского вторжения в Украину и принадлежат философу Ивану Ильину, высланному из СССР на первом «философском пароходе» 29 сентября 1922 года. Всю оставшуюся жизнь (а в эмиграции он прожил 32 года) Ильин ненавидел большевизм и считал спасительными для российского народа и государства нацистские идеи гитлеровского образца. 100 лет спустя оказалось, что правящая элита России практически целиком состоит из преданных учеников Ивана Александровича.
Билеты на первый рейс в изгнание доставались лучшим из лучших. Или, скажем, самым характерным. Иван Ильин, которому Ленин собственноручно «выписал посадочный талон» на пароход вместо расстрела («Нельзя! Он автор лучшей книги о Гегеле»), был именно образцом «правой» философской мысли, монархистом, категорически не принявшим большевистский переворот.
Правда, в отличие от Бердяева, Европа встретила Ильина равнодушно – а после смерти в 1954 году постаралась забыть, оставив его имя в ряду множества второстепенных русских мыслителей правого толка. И это несмотря на то, что Ильин был наполовину немцем (по матери, Каролине Луизе Швейкерт фон Штадион). Он прекрасно писал и говорил по-немецки, но для мировой философии так бы и остался одним из многочисленных исследователей философии Гегеля, если бы не внезапный поворот в его посмертной судьбе, случившийся в XXI столетии. Теперь на Западе Ильину посвящают книги. В 2018 году американский историк Тимоти Снайдер опубликовал книгу «Дорогу к несвободе», где исследовал влияние философа на мировоззрение Путина:
«Русская культура, писал Ильин, автоматически порождает “братское единение” везде, где бы ни распространилась власть русских. Ильин брал слово «украинцы» в кавычки, поскольку отрицал их самостоятельное, вне российского организма, существование. Рассуждать об Украине – означает быть заклятым врагом России. Ильин считал само собой разумеющимся, что Украина окажется и в составе постсоветской России». Т. Снайдер, «Дорога к несвободе»
В постсоветской России труды Ильина рекомендованы для чтения правительственным чиновникам, изданы и переизданы немалыми тиражами. Цитаты из сочинений философа звучат с высоких трибун, ставятся эпиграфами к публицистическим статьям и широко используются в заданиях для ЕГЭ.
Обобщая эти факты, Снайдер находит в текстах Ильина первоисточник агрессивного мировоззрения Путина.
С этим смелым выводом согласны не все. Бывший профессор Томского университета Николай Карпицкий, живущий сейчас в Славянске, на который постоянно падают российские ракеты, считает недоказанной «вину» Ильина в ежедневных убийствах украинцев.
– Публицистика – это еще не философия. Чисто философская книга у Ильина всего одна, посвященная Гегелю, очень неплохая работа, которой он обеспечил себе место в истории. Что касается его социальной публицистики – что тут скажешь, таковы были его представления, отражающие время. Тогда национализм еще не дискредитировал себя и воспринимался как решение всех проблем, поэтому фашистские идеи были популярны среди, казалось бы, нормальных людей. Только «благодаря» Гитлеру, который на практике продемонстрировал, что такое фашизм, эти идеи стали неприемлемыми. В своем увлечении фашизмом Ильин не был оригинален. Сейчас эти идеи безнадежно устарели, но увлечение Ильиным стало модным среди русских националистов.
В кругах интеллигенции Ильин воспринимается безотносительно к его архаичным националистическим представлениям и даже культивируется. Взгляды Путина сформированы в логике картины мира спецслужб и ни из какой философской системы не вытекают, но требования моды заключаются в том, чтобы найти этим взглядам солидное обоснование, поэтому выбрали Ильина в качестве авторитета. Когда-то советскую космонавтику решили «привязать» к какому-нибудь русскому философу – и нашли Николая Федорова! На мой взгляд, Ильин имеет такое же отношение к действиям нынешнего режима, как Николай Федоров к космическим полетам. Настоящим родоначальником русского фашизма я бы назвал Данилевского, конкретно его книгу «Россия и Европа». Это русский аналог «Майн кампф», – считает Николай Карпицкий.
Мы никогда не узнаем наверняка, в какой степени именно чтение книг Ильина «вдохновило» Путина на вторжение в Украину, но в любом случае цитаты из статей философа звучат гораздо актуальнее спустя полвека после его смерти:
«Застарелая национальная вражда между азербайджанскими татарами и армянами требовала строгого территориального раздела, а этот раздел оказался совершенно неосуществимым: обнаружились большие территориальные узлы со смешанным населением, и только присутствие советских войск предотвращало взаимную резню… когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг: «Народы бывшей России, расчленяйтесь!» – то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки «бразды правления», погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия». И. Ильин, «Что сулит миру расчленение России?»
Русский немец
Для того чтобы стать убежденным монархистом и философом патриотического толка, у Ильина были все необходимые условия: он родился в Москве, в семье губернского секретаря и присяжного поверенного Александра Ильина, крестника императора Александра II. К тому же его мать, русская немка Каролина Луиза, «снабдила» его половинкой иноземного происхождения, часто способствующего острому ощущению патриотизма. И все-таки к своему мировоззрению он пришел самостоятельно.
В студенческие годы Ильин был, по воспоминаниям современников, «русским немцем»: больше всего его интересовала немецкая классическая философия – труды Канта, Шеллинга, Гегеля, которые он свободно читал в оригинале. Позднее именно философия Гегеля стала объектом его магистерской диссертации, замеченной Лениным и спасшей ему жизнь. Но пока до этого еще было далеко.
Как и большинство студентов, в 1905 году Ильин страстно сочувствовал революционным идеям, и так же, как большинство, в 1906-м полностью разочаровался «в этой ерунде», вернувшись к академической работе. Говорят, его отличала фантастическая работоспособность, которую ставили другим студентам в пример. Она была почти чудовищной: «Иногда, предвкушая, ляскаю зубами от писательского аппетита», – проговаривался он в одном из юношеских писем.
Закончив учебу, Ильин, как лучший студент, остался при Университете «готовиться к профессорскому званию» и стал преподавать на Высших женских курсах, где познакомился со своей будущей женой Наталией Вокач. Вскоре они обвенчались. Собственно, этим «личная жизнь» Ильина исчерпывается – в его биографии больше не было ни романов, ни глубоких привязанностей, и даже детей он после себя не оставил. Все его дальнейшее существование было посвящено политике и философии.
Ненависть
Переворот в мировоззрении Ильина, видимо, произошел в 1914 году, с началом Мировой войны. Надо думать, острое ощущение внутреннего раскола, которое неминуемо должно было в нем возникнуть из-за столкновения «двух родин» (в Германии Ильин перед войной провел несколько лет в научной командировке, слушая и читая лекции в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина и Геттингена), требовало выбора и ясности. Ильин решительно выбрал Россию, еще не подозревая, что немалую часть оставшейся жизни ему суждено провести именно в Германии. Он ненавидел и «бюргеровское» устройство жизни немцев, и «бюргеровскую» половину в себе. Все это с двойной силой толкало к идеализации России, к идее «избранности» русского народа, которая была высказана уже в 1914 году в патриотической статье с характерным названием «Духовный смысл войны». С этого момента и до самой смерти Ильин оставался бессменным борцом и идеологом «правого дела», убежденным противником любых форм либерального мироустройства. И это вполне подходило его характеру.
«Способность ненавидеть, презирать, оскорблять идейных противников была у Ильина исключительной. И с этой, только с этой стороны знали его москвичи тех лет», – вспоминала поэтесса и переводчик Евгения Герцык.
Чудовища против чудовищ
Правая философская мысль в России – это лабиринт, населенный чудовищами, которые всюду видят врагов и к тому же постоянно сталкиваются друг с другом. Но у этого лабиринта нет крыши, над ним – голубое небо и образ «небесной России», к которому монстры время от времени поднимают тоскующие окровавленные морды. Подобная картина описана в страшноватой «Розе мира» Даниила Андреева, и это не вполне метафора. Когда абстрактные и мистические идеи переносятся на почву государственного строительства, проливается кровь. Ильин сам дважды был тому свидетелем – в СССР и в фашистской Германии. Но столкновение идей всегда интересовало его больше, чем частная человеческая жизнь.
Справедливости ради следует признать, что это презрение к частной человеческой участи Ильин распространял и на себя самого. Когда произошел большевистский переворот, он без колебаний объявил о непримиримой вражде к новому режиму. Уже через три недели после революции в газете «Русские ведомости» вышла его статья «Ушедшим победителям», в которой он пророчил большевикам скорую гибель. С 1918 по 1922 год Ильина арестовывали шесть раз и выпускали на свободу лишь благодаря заступничеству личных знакомых Ленина. Наконец вождю надоело играть в эти игры, и он распорядился отправить Ильина вместе с другими опальными философами на пароходе «Обербургомистр Хакен» в Германию, подальше от объекта его ненависти.
Злое добро
Но расстояния не властны над подлинными чувствами. Ненависть к большевикам стала теперь для Ильина основной движущей силой, ощутимо влиявшей на его философию. Сделавшись профессором Русского научного института в Берлине, он вскоре выпустил ряд философско-публицистических работ, в которых идея избранности русского народа неожиданным образом трактовалась в контексте христианства. Согласно Ильину, заповедь о любви к своему ближнему не может и не должна распространяться на врагов христианства, к которым он в первую очередь причислял большевиков. Русский народ, обманутый большевистской идеей, должен вернуться к своей изначальной, «чистой» природе, и ради этого можно и нужно пролить кровь. Книга «О сопротивлении злу силою» (явно полемизирующая даже в своем заглавии с пацифизмом Толстого), изданная им в 1925 году, рассматривала этот вопрос с философской точки зрения, и в ней Ильин приходил к убедительному для себя выводу, что «вражда ко злу не есть зло». Бердяев, прочитав этот труд, пришел в ужас – и немедленно написал критическую статью «Кошмар злого добра», но автора это мало заботило, ведь он давно вышел на тропу непримиримой войны. И, разумеется, не он один.
Многие тысячи белогвардейцев, оказавшихся на чужбине, разделяли его ненависть к большевикам. Вскоре Ильин стал одним из главных идеологов Белого движения, а в 1927 году начал издавать журнал «Русский Колокол», в третьем номере которого (за 1928 год) была опубликована его статья «О русском фашизме». Слово было сказано.
Фашизм
Ильин был крайне раздосадован, что идеи фашизма родились не в России и не в среде белогвардейцев-иммигрантов, где, как он считал, им самое место, а в Италии, у Муссолини. Впрочем, и немецкий вариант фашизма он поначалу воспринял с энтузиазмом, тем более это была явственно выраженная антибольшевистская сила. Сразу после прихода Гитлера к власти он разразился статьей «Национал-социализм. Новый дух», в которой выступил в поддержку нового режима: «То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведёт Италию, а Гитлер ведёт Германию – европейской культуре даётся отсрочка…» Позиция Ильина была оценена новой властью – и спустя несколько месяцев его назначили директором Русского научного института, из которого немедленно стали увольнять «неблагонадежных» русских.
«Удаляется всё, причастное к марксизму, социал-демократии и коммунизму; удаляются все интернационалисты и большевизаны; удаляется множество евреев. Удаляются те, кому явно неприемлем «новый дух», – торжествовал Ильин. Однако даже немцам такая благонадежность казалась преувеличенной – и уже весной 1934 года самого Ильина тоже «удалили», сняв с должности директора. Его даже допросили в гестапо, после чего с некоторым недоумением выпустили на свободу. «Судорожная длань национал-социализма обрушилась и на без лести преданных. Так, на полицейском автомобиле повлекли на допрос профессора И. А. Ильина, сочинителя пышного адреса Гитлеру», – писал живший тогда в Берлине русский публицист Иосиф Гессен.
Так или иначе, до 1937 года он продолжал читать лекции в столице Рейха (в основном рассказывая об опасности большевизма). Его деятельность получила высокую оценку со стороны главы гестапо Рудольфа Дильса, но в Берлине Ильин, как и многие немецкие интеллектуалы, все-таки решил надолго не задерживаться: перед началом войны философ предпочел переехал в безопасную Швейцарию, где не было ни красного, ни коричневого цвета.
Все неоднозначно
Уже в 1948 году, за шесть лет до смерти, когда люди обычно начинают невольно думать о душе, из-под пера Ильина выходили удивительные строки: «Итальянский фашизм выговорил по-своему, по-римски то, чем искони стояла и строилась Русь: идею Мономаха и Сергия Радонежского, идею русского миссионерства и русской колонизации, идею Минина и Пожарского, идею закрепощения сословий, идею Петра Великого и Суворова, идею русской армии и белого движения».
«Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их…» – писал он, когда слегка «ошибшиеся» Германия и Италия лежали в развалинах.
Впрочем, в развалинах лежали и Россия, и почти вся остальная Европа, так что никому не было дела до частного мнения какого-то русского иммигранта, пусть бы и неплохого специалиста в области немецкой философии.
Но спустя полвека все изменилось.
Не лежится на месте
Ильина выкопали из могилы (в буквальном смысле этого слова) в 2005 году, когда его прах был перевезен с швейцарского кладбища в некрополь Донского монастыря. Посмертные и прижизненные «возвращения» тогда следовали одно за другим, и особенно знаковым виделся приезд Солженицына, выпустившего знаменитую брошюру «Как нам обустроить Россию», написанную отчасти в полемике с идеями Ильина. То есть идеи эти, выпущенные из темных склепов истории и запасников библиотек, уже оживали и носились в воздухе. Ленин продолжал безмятежно лежать в мавзолее, но те, кого он отправил на «Философском пароходе» прочь из России (или хотел бы отправить, будь они живы), один за другим вовлекали освободившуюся от коммунистов страну в «недоигранную игру» идей начала минувшего столетия. Константин Леонтьев, Владимир Соловьев, Николай Бердяев… И, в конце концов, Иван Ильин. О нем особенно заботилась Патриархия, видевшая в философе «своего» христианина-государственника, толкователя православной традиции в пользу сакрального значения власти. Поэтому для него и еще одного «возвращенного» изгнанника, писателя Ивана Шмелева (который, кстати, мечтал о победе Гитлера над большевистской Россией), предоставили места в главном капище страны.
Но всего этого даже близко не произошло бы без Путина, который то ли по подсказке своих идеологов-консультантов, то ли сам собой (ну, бывает, наверное, и такое!) увлекся отечественной философией. Это было тогда сенсацией: подумать только, у нас – президент, который читает и обсуждает философские книги! В «хорошие» годы Путин почти в каждую речь вворачивал по одной-две цитаты из отечественных мыслителей и историков, в том числе и из Ивана Ильина, которым явно интересовался.
Многое ему в работах философа могло очень импонировать, например, такие пассажи:«…кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него, – тот не посылает ему своего сердечно-волевого луча верности, силы и вдохновения, тот не «аккумулирует» к нему или в него, и потому жизненно и творчески теряет его; именно потому персону вождя и Государя враги всегда пытаются обессилить и подорвать подозрениями, насмешкой, очернением и клеветою».
На всякий случай президент, помимо самого праха Ильина, распорядился выкупить в США и привезти весь его архив, так сказать «бумажный прах» мыслей. Узнав об этом, журналисты и политологи твердо уверились, что именно работы Ильина лягут в основу новой русской идеологии, которую Путин многие годы вынашивает в себе, как курица золотое яйцо. И хотя идея «русского мира» – явно идея синтетическая, а слово «фашизм» остается в России под запретом, кто знает, ошиблись они или нет…
Чей веник?Порой, конечно, доходило и вовсе до смешного. Влияние Ильина на Путина настолько преувеличивалось, что все, даже самые мелкие, решения президента объяснялись как результат философских штудий. Например, в июне 2006 года, вскоре после неожиданной отставки генпрокурора Владимира Устинова, журналисты «Газеты.ру» писали, что, возможно, эта «необъяснимое» решение президента – результат чтения Путиным архива Ильина (который за несколько недель до того был переправлен из США в Россию), итог знакомства с его «нехрестоматийными» работами. Ну кто же в России любит прокуроров, особенно генеральных? «Мы вас умоляем, господин президент, читайте, читайте дальше!» – радостно заклинал Путина автор статьи.
Но, вероятно, у президента слишком мало времени. Скорее всего, он внимательно прочитал лишь книгу «Наши задачи» и небольшую работу Ильина «Что сулит миру расчленение России» (которую даже, по его утверждениям, несколько раз перечитывал). И правда, зачем больше? Там все сказано просто и прямо: и про мировую «закулису», и про спасительный для России фашизм, который, как известно, Муссолини выводил из латинского слова fasces (единая связка прутьев, которые легко переломать поодиночке, но которые крепки в своем единстве). «Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия… Они собираются разделить всеединый российский «веник» на «прутики», переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации», – писал Ильин в 1948 году, в начале холодной войны.
С тех пор мир разительно изменился, но Путин определенно исполнен решимости не уступать веник никому. И хотя жить внутри этого веника довольно пыльно, другого предназначения России, кроме как подметать геополитические задворки истории и столетние закрома философской мысли, нынешняя власть не предполагает. Уж лучше бы она вовсе не читала книги, чем так.
Иван Ильин: изгнанник и патриот
Публикации раздела Образование
Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин более тридцати лет прожил за границей. Однако наряду с Николаем Бердяевым и Львом Шестовым он стал одним из знаковых русских философов первой половины XX века. «Культура.РФ» рассказывает о трудах Ильина, его отношении к русской жизни и возвращении архивов в Россию.
Иван Ильин после окончания гимназии. 1901
Родители Ивана Ильина — Александр Ильин и Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион
Иван Ильин. Москва, 1909
Становление философа
Иван Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его отец был дворянином, крестником императора Александра II, присяжным поверенный Московской судебной палаты, а дед служил инженером, строил Московский Кремль, где в дальнейшем проживал со своей семьей.
Иван стал третьим сыном в семье. Оба его брата были юристами и юноша не смог противиться воле отца. «Золотой» выпускник гимназии, он поступил не на филологический, как того хотел, а на юридический факультет Московского университета. К этому времени 18-летний Ильин знал немецкий, французский, латинский, греческий и церковнославянский язык.
В университете блестящее образование продолжилось: учителями Ильина стали видный религиозный философ князь Евгений Трубецкой и выдающийся философ-правовед Павел Новгородцев. Последний вспоминал о студенте: «Ильин проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединенную с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь за его переутомление от чрезмерной работы». Идейными центрами школы Новгородцева были Платон, Руссо, Кант и Гегель. Именно Гегель оказался для Ильина самым важным философом в жизни — ему он посвятил множество научных работ.
С 1910 года началась научная карьера Ивана Ильина. Он стал членом Московского психологического общества, вышла его первая научная работа «Понятие права и силы». В конце года Ильин вместе с женой отправился в научную командировку в Германию и Францию. Там занимался изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию, а по некоторым источникам, имел даже встречу-сеанс с Фрейдом. Расширение мира и новый этап ученичества Ильин встретил с азартом: «Иногда, предвкушая, ляскаю зубами от писательского аппетита. Вообще обдумываю и задумываю так много, что в минуты утомления или упадка кажусь себе дуралеем».
В 1913 году Ильин в последний раз возвратился на родину. Обновленный, утвердившийся в собственных силах, он упрочил свою репутацию молодого ученого, блестящего лектора: его занятия собирали полные залы, а любящие студенты даже посвятили ему эпиграмму:
Рассеять может всякий сплин
Доцент Ильин.
В то же время вооруженный новыми знаниями Ильин стал еще более безжалостен к своим оппонентам. «Способность ненавидеть, презирать, оскорблять идейных противников была у Ильина исключительной. И с этой, только с этой стороны знали его москвичи тех нет», — вспоминала Евгения Герцек.
22 февраля 1914 года Ильин выступил с докладом «Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления». С него началась серия из шести работ, составивших диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека».
Этот научный труд до сих пор считается одним из лучших комментариев философии Гегеля. В нем Ильин подверг критике неспособность «разумного понятия» подчинить себе «иррациональную стихию» эмпирического мира. Диссертация прославила Ильина как философа мирового уровня, на долгое время оказалась последним его изданием в России, а также — в конечном счете — спасла ему жизнь.
Первый арест
Иван Ильин. Перед высылкой, Москва, 1922
Иван Ильин. Лекционное выступление в Берлине, после 1925-го
Иван Ильин. Прага, 1925
Советскую власть Ильин не принимал никогда. Он писал: «Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо». Эти взгляды сформировались в философе достаточно рано, но если Февральскую революцию он воспринял как временный беспорядок, к последующей Октябрьской отнесся уже как совершенной катастрофе.
Противостояние Ильина молодому советскому государству было вполне открытым: он поддерживал Белую армию печатным словом и даже финансово, а по версии следствия, и вовсе являлся членом ее южного объединения «Добровольческая армия», заведовал петроградским отделением. Сразу же после переворота Ильин публиковал в «Русских ведомостях» статью «Ушедшим победителям». В ней он обращался к павшим в борьбе белогвардейцам: «Вы победили, друзья и братья! И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам мы исполним завещанное».
Читайте также:
- Родоначальник русского социализма
- 7 интересных фактов о Михаиле Булгакове
- Жил такой парень
Первый раз Ильина задержали в апреле 1918 года. Уже тогда резонанс, вызванный арестом доктора государственных наук, преподавателя кафедры истории права и энциклопедии права, был значительным. Вплоть до того, что многие ученые и коллеги Ильина по кафедре требовали взять себя в «заложники», лишь бы сам философ был отпущен. Тогда дело кончилось амнистией.
К 1922 году Ильин попадал под арест уже шесть раз. И шестой мог оказаться последним: после ареста его сразу же осудили, приговорив к смертной казни — расстрелу. Тогда под следствием находилось более 200 человек — сплошь творческая интеллигенция. Позволить себе ликвидацию такого количества «золотых умов» советская власть не могла. Немыслимость расстрела Ильина понимал и сам Ленин. «Нельзя. Он автор лучшей книги о Гегеле», — писал он, имея в виду диссертацию философа. Так казнь было решено заменить массовой высылкой в Европу, вошедшей в историю под именем «философский пароход». Троцкий резюмировал: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Высылаемым разрешалось взять с собой лишь две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека: все деньги и другое имущество, в том числе обширные библиотеки, подвергались конфискации.
29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл пароход «Oberburgermeister Haken» — первый из двух «философских пароходов». Его пассажирами в числе прочих были философы Бердяев, Трубецкой и Ильин.
Берлин и второе изгнание
Супруги Ильины — Наталья и Иван. Горы Шюниге. 1941
Иван Ильин в своем кабинете. 1950
Иван Ильин за работой. 1951
Едва ли не первое, что сделал Ильин по прибытию в Германию — связался с генералом А фон Лампе, представителем барона Врангеля, к которому относился с большим пиететом. Врангель отвечал взаимностью: «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности «насилия», которое они начинают усматривать в активном противодействии злу. Ваша книга откроет им глаза». Белый генерал имел в виду брошюру «О сопротивлении злу силой», в которой встречаются такие цитаты:
«Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека. Христос никогда не призывал любить врагов Божьих, попирающих божественное».
Многие эмигранты отнеслись к новой радикальной патетике Ильина менее восторженно. Зинаида Гипиус назвала книгу «военно-полевым богословием», а Николай Бердяев заметил, что «чека» во имя Божие более отвратительно, чем «чека» «во имя диавола».
В Германии Ильин организовал работу Религиозно-философской академии, философского общества при ней, религиозно-философского издания «Русский колокол», который имел характерный подзаголовок: «Журнал волевой идеи». Кроме того, философ начал работу в Русском научном институте, где стал деканом юридического факультета. С 1924 года Ильин избран членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Словом, его берлинская общественная жизнь была едва ли не более насыщенной, чем на родине. Ильин, как многие пассажиры парохода Oberburgermeister Haken, не растворился в потоках эмиграции, а обнародовал в европейском культурном поле новую, прежде неизвестную Европе русскую идеологическую платформу.
Однако над философом сгущались тучи — в Германию пришел фашизм.
Отношение Ильина к фашизму менялось так же, как и отношение к русской революции: от недооценки угрозы — к крайнему неприятию. Первоначально философ видел в зарождении новой радикальной доктрины естественную, пусть и вынужденную меру. По Ильину, фашизм возник «как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым». Несимпатичными аспектами доктрины Ильин находил самую расовую теорию (он был ярым противником антисемитизма) и антицерковную борьбу.
Однако сам нацистский строй был к Ильину куда менее благосклонным. Сразу после прихода к власти Гитлера в 1933 году у философа назрел конфликт с немецким министерством пропаганды. В результате Ильин был уволен из Берлинского университета. Затем последовал запрет на преподавательскую деятельность. После — арест на все его печатные труды и полный запрет публичных выступлений. Философ остался без средств к существованию.
Новый удар от страны-«мачехи» Ильин воспринял болезненно: «Что за страшное время выпало нам на долю, что негодяям, законченным лжецам и бесстыдникам пути открыты, а нам — поток унижений». В июле 1938 года Ильин был вынужден покинуть Германию и переехать в Швейцарию. В будущее он смотрел без оптимизма: «Когда яйцо разбито оно выливается или в стакан или на сковородку. Чувствую, что яйцо разбито, но не вижу ни стакана ни сковородки».
Третья попытка наладить жизнь
Иван Ильин. Цолликон, 1934
Кабинет Ивана Ильина в Цолликоне. 1955
Супруги Ильины — Наталья и Иван.1927
Попытка заново, в третий раз, наладить свою жизнь началась безрадостно. В Швейцарии Ильину не хотели предоставлять право проживания и даже пытались отправить обратно в Германию. Только личное вмешательство композитора Сергея Рахманинова, согласившегося внести 4000 франков на «пансион» писателю, облегчило дело. Тем не менее, швейцарские власти сразу оговорили условие — запрет на любую политическую деятельность. Ильин был унижен, свою роль и судьбу он осознавал как мученическую: «Если бы только рассказать, — писал Ильин Сергею Рахманинову в августе 1938 года, — сколько раз люди обманывали и предавали меня, то это целое мученичество. Ибо — скажу Вам совершенно откровенно и доверительно — моя душа совсем не создана для политики, для всех этих цепких интриг».
Философ с женой поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. Новая жизнь проходила в ином для Ильина качестве. Он, оратор, лектор, публицист, организатор, идеолог — все чаще проводил время в затворничестве и — лишенный возможности публиковаться — начал писать в стол. В эти годы была создана наиболее обширная часть литературного и философского наследия Ильина.
На закате дней своих дней философ писал: «Пишу и откладываю — одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам… И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь сбережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».
Упорный каждодневный труд и частые болезни изнурили философа. 21 декабря 1954 года Ивана Ильина не стало. Над его могилой в Цолликоне был водружен памятник с эпитафией:
Все пережито,
Так много страданий.
Пред взором любви
Встают прегрешенья.
Постигнуто мало.
Тебе благодарность, вечное благо.
Возвращение на Родину
Иван Шмелев. 1935
Рукопись Ивана Ильина. Аксиомы религиозного опыта, предисловие.
Иван Ильин и Николай Метнер. 1913
Архив Ильина сохранили его ученики и единомышленники. В 1965 году он был вывезен из Цюриха в США студентом философа, профессором русского языка и литературы в Университете штата Мичиган Николаем Полторацким. Это соответствовало воле Ильина — он завещал хранить свой архив за рубежом, «пока в России не закончится большевистский режим». Однако путь наследия философа на родину был долгим. В СССР публикации и анализ его трудов были под полным запретом. Только в конце перестройки, в эпоху гласности, стали появляться работы, посвященные деятельности Ильина. Но о публикации трудов речи еще не шло.
В октябре 2005 года прах Ильина и его супруги Натальи Вокач был перенесен на Донское кладбище в Москве. Рядом с философом похоронены писатель Иван Шмелев и белый военачальник Антон Деникин, общение с которыми было важной частью его заграничной жизни. А в 2006 году вернулся на родину и архив Ильина. Он был доставлен из США в Россию и передан в альма-матер философа — МГУ.
В 100 коробках архива — рукописи, фотографии, личная библиотека философа. Здесь содержатся и уникальные эпистолярные материалы: переписка Ильина с известным русским композитором Николаем Метнером, писателем Иваном Шмелевым и белым военачальником Петром Врангелем.
Оцифровка архива заняла более четырех лет. Сегодня уже изданы 27 томов собрания сочинений Ильина. Цитаты и тексты из них широко используются как задания для школьного Единого государственного издания, их можно встретить в речах первых лиц государства. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге был открыт первый в России памятник Ивану Ильину.
Автор: Денис Спиридонов
Теги:
ПерсоныПубликации раздела Образование
Иван Ильин и идеология правления Путина
В последние дни апреля по российскому телевидению был показан 150-минутный документальный фильм о полутора десятилетиях правления Владимира Путина как лидера России. Показанный в годовщину его первой инаугурации (7 мая 2000 г.), фильм нес прямолинейную мысль: за 15 лет правления Путина он спас Россию от сил разрушения, как внутренних — Чечни и олигархов, так и внешних. — коварное западное влияние. Он, многократно подкрепленный фильмом, единственное, что скрепляет страну.
Более того, по фильму Путин является не только политическим спасителем: его лидерство также имело важное значение для духовного возрождения России и ее народа. Целых шесть минут фильма были посвящены рассказу о его работе по репатриации останков белорусского философа Ивана Ильина.
Ильин был неизвестен широкой публике до тех пор, пока российский кинорежиссер и консервативный активист Никита Михалков не вернул его из бездны в начале 2000-х. Но позор был лучшим местом для Ильина, чтобы повесить свою историческую шляпу. Он никогда не был глубоким или ясным мыслителем, он не был настоящим академиком или философом в классическом смысле, а скорее публицистом, конспирологом и русским националистом с фашистскими наклонностями.
Позор был лучшим местом для Ильина, чтобы повесить свою историческую шляпу.
Его произведения сначала продвигались в узком кругу Кремля, а затем цитировались различными государственными деятелями на протяжении второй половины первого десятилетия 2000-х годов. Собственный интерес Путина к Ильину стал очевиден после 2006 года, когда он стал часто упоминать этого философа в некоторых из своих крупных обращений к общественности. Владислав Сурков, когда-то известный как «Серый кардинал Кремля» и главный кремлевский пропагандист, также любит цитировать Ильина, чьи работы он использовал как инструмент для продвижения путинской идеи суверенной демократии. Путин поручил своим губернаторам прочитать книгу Ильина Наша миссия во время зимних каникул 2014 года.
Ильин также получил большое внимание со стороны, казалось бы, полярных групп в российском обществе. Члены Русской православной церкви называли его «религиозным философом» и человеком, который «проповедовал о духовном обновлении и возрождении России». В то же время лидер КПРФ Геннадий Зюганов цитировал Ильина как человека, который «внес очень значительный вклад в развитие российской государственной идеологии патриотизма».
Так кто такой господин Ильин?
Портрет Ивана Ильина работы Михаила Нестерова, 1921 год.
Русский музей, Санкт-ПетербургОТ АНАРХИЗМА К ФАШИЗМУ
Иван Александрович Ильин родился в 1883 году в аристократической семье в Москве. Окончив с отличием одну из лучших школ города, он поступил на юридический факультет Императорского Московского университета (ныне МГУ). Во время учебы в университете он поддерживал радикальные политические взгляды, такие как анархизм, но со временем перешел к правоцентризму, став протеже одного из самых активных либералов дореволюционной России Павла Новгородцева. В отличие от своего наставника, он не присоединился к процарской Белой армии в ее борьбе против большевиков в Гражданской войне в России. Тем не менее в 1919 г. он был депортирован из России. 22 как враг большевистского государства, наряду со 160 другими философами, историками и экономистами, которые впоследствии стали известны как «белые русские».
В течение десяти лет после ссылки Ильин работал в Германии, писал антибольшевистские манифесты и активно участвовал в русской интеллектуальной эмиграции. С 1927 по 1930 год он редактировал эмигрантский журнал «Колокол », а с 1923 по 1934 год преподавал в Берлинском Русском научном институте. попытаться создать альтернативу большевизму.
Радикальная эволюция его политических взглядов стала заметна в 1930-е годы, когда он стал восхвалять Гитлера и Муссолини. В своей статье 1933 года «Национал-социализм: «Новый дух»» он приветствовал фашизм как законный ответ большевизму, поддерживал правые устремления Гитлера и критиковал немецких евреев за их «сочувствие» коммунизму, пока его не уволили из университета. под политическим давлением в 1943 году и через несколько лет бежал в Швейцарию.
Ильин утверждает, что Российское государство — под которым он имел в виду старую Российскую империю и ее географический потомок Советский Союз — представляет собой уникальное геоисторическое образование, связанное духовным единством евроазиатских народов.
По его мнению, гитлеровский национал-социализм, фашизм Муссолини и русское белое движение были очень похожи и «духовно близки». Он описал их как разделяющих «общего и единого врага, патриотизм, чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тягу к диктаторской дисциплине, к духовному обновлению и возрождению/возрождению своей страны, поиску новой социальной справедливости. ” Противник как советского коммунизма, так и западной демократии, Ильин предвидел «особый» путь для России, основанный на продвижении православной церкви и традиционных ценностей, который приведет к духовному обновлению русского народа, который в тот момент он считал под влиянием западных политических и социальных конструкций.
Несмотря на ужасы Второй мировой войны и поражение Германии и Италии, Ильин не отказался от фашистской идеологии. В 1948 году он писал об ошибках Гитлера, но не о недостатках его идеологии. Он по-прежнему признавал ее справедливой и здоровой национально-патриотической идеей, выражая надежду на то, что Франсиско Франко в Испании и Антониу де Оливейра Саласар в Португалии избегут ошибок Гитлера и преуспеют в своих собственных поисках.
ПОЧЕМУ ПУТИН ЛЮБИТ ИЛЬИН
Начиная с конца 1940-х годов Ильин переориентировался исключительно на Россию, ее будущее и ее историческую миссию — головокружительное философское сочетание, которое нашло свое отражение в человеке — Путине, которого историк Тимоти Снайдер описал как «поставившего себя на первое место». глава популистских, фашистских и неонацистских сил в Европе».
В эссе 1950 года «Что влечет за собой расчленение России для мира» Ильин предсказал падение Советского Союза и дал указания, как спасти Россию от зла западного мира. В эссе из 12 пунктов, кажется, есть все до единого пропагандистские клише, которые сегодня использует Кремлевское телевидение.
Ильин утверждает, что Российское государство — под которым он имел в виду старую Российскую империю и ее географического потомка Советский Союз — представляет собой уникальное геоисторическое образование, связанное духовным единством евроазиатских народов.
Митра Патриарха Московского и всея Руси Кирилла бросает тень на лицо президента России Владимира Путина во время православной пасхальной службы в храме Христа Спасителя в Москве, 12 апреля 2015 года.
Иван Секретарев/Рейтер С началом холодной войны Ильин все больше убеждался, что Запад жаждет уничтожения России и сделает все возможное, чтобы добиться внутренней раздробленности. Он утверждал, что этот распад вызовет затяжную гражданскую войну в России, негативные последствия которой отразятся во всем мире. Между тем, если бы представилась такая возможность, великие державы неизбежно попытались бы аннексировать части Российского государства и спровоцировать хаос, дезорганизацию и упадок. Германия, пишет он, «двинется в Украину и Прибалтику, Англия откусит Кавказ и Среднюю Азию, Япония нацелится на дальневосточные берега».Как только Запад, особенно Германия, присоединит Украину, он воспользуется этой территорией для подрыва могущества Российского государства. Как и многие другие консерваторы, он не верил в существование такой вещи, как украинская нация; Таким образом, украинцы не имели права ни на какую форму государственности. Между тем для России потеря Украины была бы фатальной и привела бы к дальнейшему расчленению и распаду нации.
В назидание своим соотечественникам Ильин утверждает, что в ходе этого процесса Запад будет использовать идеи «демократизации», «федерализации» и «торжества свободы» против России только с одной целью — сделать ее слабой, чтобы его можно было ограбить вслепую. Чтобы быть уверенным, он не указал на конкретные примеры или доказательства. Ильин утверждал, что демократия невозможна в такой огромной стране, как Россия, и единственно возможная конфигурация власти — это «русская национальная диктатура». В глазах Ильина невозможно было объединить географическое, этническое и культурное многообразие России без сильной централизованной власти. Это была бы не тоталитарная диктатура, а скорее авторитарная. Это было бы государство, которое учило бы свой народ «свободе», но ограничивало бы ее так, чтобы Россия столкнулась не с анархией, а с порядком. Основанная на патриотизме и с сильным лидером во главе, такая система защитила бы Россию от революций и хаоса.
ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
Демократия не сработала для России; нация была испорчена западными ценностями и постоянно подвергается нападкам со стороны тех, кто стремится ее разрушить.
Итак, когда Путин начал переделывать Россию, он обратился к Ильину как к оправданию и обнадеживающему обещанию направления, в котором он стремился вести страну. Скорее всего, Ильин был выбран потому, что его работы узаконивали авторитарную власть Путина, оправдывали ограничения свободы и давали противоядие всем западным критериям свобод, прав и целей государства. По сути, Ильин дал своего рода легитимацию передачи почти безраздельной власти общенациональному лидеру — Путину, целью которого было бы укрепление государства и его духовное возрождение, продвижение консервативных ценностей и норм.
В своем выступлении перед Федеральным собранием России в 2006 году Путин упомянул «известного русского мыслителя Ивана Ильина», который, «размышляя об основополагающих принципах, на которых должно твердо стоять российское государство, отмечал, что у солдата есть высокое и честное призвание. . . . Мы всегда должны быть готовы отразить возможную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Мы должны быть в состоянии ответить на любые попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе направленные на укрепление собственных позиций за наш счет».
Всегда являясь теоретиком заговора, Ильин ввел русский термин мировая закулиса («мировая закулиса»), который он использовал для описания заговора западных лидеров против России. В более широком смысле этот термин подразумевает, что официально избранные лидеры Запада на самом деле являются марионетками истинных правителей мира: бизнесменов, масонских агентов, а зачастую и евреев. В наши дни эта фраза кажется вездесущей в российском дискурсе и в контролируемых государством СМИ.
Замените «евреев» на «геев» и «масонских агентов» на «иностранных агентов», и взгляды Ильина идеально совпадут с путинским пропагандистским нарративом: распад Советского Союза вряд ли был справедливым, и россиян обманули, чтобы они поверили в обещания демократии, вылившиеся в десятилетие бедности, унижений и политического бессилия. Демократия не работала в России; нация была испорчена западными ценностями и постоянно подвергается нападкам со стороны тех, кто стремится ее разрушить. То же самое относится и к недоверию Ильина к демократическому правлению. Причины, которые Ильин объясняет предполагаемой ненавистью Запада к России, ежедневно озвучиваются по российскому телевидению: Запад не знает и не понимает Россию и боится ее. Самое главное, пожалуй, в том, что он отвергает русские православные догматы.
Как и многие нынешние руководители России, Ильин продвигал духовное обновление под эгидой Православной церкви. Хотя сам Ильин и не был особенно религиозен, он видел религию в неразрывной связи с политикой и ужасался попыткам Советского Союза ее разрушить: «Демагогия и обман, экспроприация и террор, уничтожение религии и жизни — все это делалось для того, чтобы вызвать национального расцвета» русских меньшинств, а на Западе доверчивые и коррумпированные корреспонденты пели об «освобождении народов». .
Премьер-министр России Владимир Путин присутствует на церемонии коронации Новоправославного Патриарха Кирилла в качестве 16-го Патриарха Московского и всея Руси в Московском Храме Христа Спасителя, 1 февраля 2009 г.
Алексей Дружинин / Reuters Путин , также говорил о необходимости религиозного возрождения и о той важной роли, которую играет Православная церковь. Путин говорит: «Русская Православная Церковь играет огромную формирующую роль в сохранении нашего богатого историко-культурного наследия и возрождении вечных нравственных ценностей. Он неустанно работает над сплочением, укреплением семейных уз и воспитанием подрастающего поколения в духе патриотизма».Путин, таким образом, продвинулся вперед, заставив россиян поверить во что-то, и снова обратился к Ильину: «Свобода развития в экономике, в социальной сфере, в общественных инициативах — это лучший ответ на внешние ограничения, поскольку а также к нашим внутренним проблемам. И тем активнее граждане участвуют в устройстве собственной жизни. . . тем больше потенциал России». Ильин, конечно, не был сторонником личного выбора. Для него слово «свобода» означало нечто иное. Чтобы пояснить, Путин продолжил: «В связи с этим цитата: «Кто любит Россию, тот должен желать ей свободы; прежде всего за свободу самой России, ее интернациональную самостоятельность и самостоятельность; свобода для России — как единство [этнических] русских и всех других национальных культур; и, наконец, свобода русскому народу, свобода всем нам; свобода веры, поиск истины, творчества, труда и способностей»9. 0003
SPIN IT
Верят ли лично Путин и его команда идеям, которые они так активно пропагандируют, на самом деле не имеет значения. Кремлевские политтехнологи, как они уже делали не раз, просто экспроприировали чужие работы в своих пропагандистских целях. Через Ильина Кремль транслирует то, что считает правильной идеологией на сегодняшний день: крепкий коктейль из бескомпромиссной ненависти к Западу, отрицания европейского характера российской цивилизации, предпочтения диктаторских методов управления, оголтелого национализма и примеси конспирологии. теория. Правда стала податливой, но россияне по понятным причинам заблуждаются, веря информации, которую им предоставляет их правительство. Например, несмотря на массу свидетельств обратного, только пять процентов россиян считают, что их страна или Донецкая Народная Республика имели какое-либо отношение к крушению рейса 17 Malaysia Airlines9.0003
Граждане России годами кормятся этим ядовитым зельем. Когда путинскому режиму в конце концов придет конец, он гарантировал, что восстановление отношений России с западными либеральными странами станет трудной задачей.
Загрузка…
Пожалуйста, включите JavaScript для корректной работы сайта.
Модный фашист – загадка Россия
Ивана Ильина цитируют и упоминают не только президент России, но и премьер-министр Медведев, министр иностранных дел Лавров, несколько губернаторов России, патриарх Кирилл, различные лидеры партии «Единая Россия» и многие другие.
Это больше, чем просто цитаты здесь и там. Книги Ильина рекомендовали к обязательному прочтению два кремлевских «серых кардинала» — Владислав Сурков и Вячеслав Володин. Михаил Зыгарь в своей книге «Вся кремлевская рать» утверждает, что именно эти произведения Ильина повлияли на путинское определение традиционных российских ценностей. Можно долго спорить, означает ли это, что он просто один из «одобренных кремлевских философов», или что-то гораздо большее, но хотелось бы указать на нечто более простое для доказывания: Ильин — которого государство раскручивало последнее время. 15 лет как подлинному русскому философу, образцовому государственнику и истинному русскому патриоту — очень сомнительная историческая фигура, чтобы черпать вдохновение, даже неуместный человек, чтобы просто цитировать. Он был сторонником фашистской идеологии; черта, от которой он не отказался даже после окончания Второй мировой войны.
Чтобы обойти эту неловкость, работы Ильина принято делить на две категории. Первую составляют его работы о российской государственности и духовности, которые считаются уважаемыми и достойными цитирования главой государства и другими лицами. Вторая категория: сомнительные тексты о фашизме, которые Путин не цитирует, поэтому можно их игнорировать. Между этими категориями, по сути, не существует такого разделения, просто он более явно указывает на вторую категорию. Ильин на самом деле вполне последователен; его представления о духовности и российском государстве тесно связаны с его положительными взглядами на режимы Гитлера, Муссолини, Салазара и Франко.
Вот Ильин в 1934 году, пишущий о русской нации в стиле, близком к фашистским произведениям поэта и фашистского политика Габриэле Д’Аннунцио:
“ Эта идея должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической, государственно-религиозной. Эта мысль должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из ее духовного голода. Эта идея должна говорить о сущности россиян – как прошлого, так и будущего – она должна освещать путь грядущим поколениям россиян, придавая смысл их жизни и придавая им силы… Что бы это могло быть? Это идея воспитания в русском народе национального духовного качества. Это превыше всего. Это художественно. Это на века. Без него России не будет».
Говоря о « духовном качестве », Ильин имеет в виду уникальный способ, которым русские « любят и верят »; он открыто призывает к подавлению в людях разумного, предлагая формировать новый тип человека путем «
По Ильину, у русских есть « своя, особая » вера, которая выше католицизма и протестантизма, которые изначально ущербны в религиозном отношении. Родина – это совокупность вызовов и тягот, обрушившихся на наиболее пострадавшие в истории народы:
« Ни один народ в мире не имел такого количества бремени и такой же задачи, как русский народ. И ни один народ не извлек из этих испытаний и испытаний столько силы, столько самобытности, столько духовной глубины. Наш Крест [бремя] тяжел
».
Тяготы, которые тяготят русских людей, по Ильину, это тяготы земли, тяготы сурового климата и сотен народов, которым суждено было русским « дай жить, дышать и дать им великую Родину ». Особенно интересно, как Ильин видит историю России как многовековую «оборону и борьбу » — Россия выполняет важную миссию, веками обороняясь от вторгшихся соседей:
« не мы «взяли» эту землю: равнинную, открытую и беззащитную — она пришла к нам; оно заставило нас овладеть им, век за веком посылая вторгшиеся орды кочевников и армии оседлых соседей на наш путь ».
То, как он видит эту историю, находит отражение в его политической программе – большое внимание он уделяет религиозным вопросам, а также патриотическим военизированным образованиям, которые должны стать основой нового режима:
« Спасение России происходит от воспитания и укрепления русского национального рыцарства. Он включает в себя все: идею, повестку дня и борьбу. Это единственное, что единственно правильно и единственно необходимо. Все остальное — появление, развитие и последствия этого ».
Не забывает Ильин и армию : « Армия есть единство народов; его мужественный фундамент; его воля, это рыцарская честь. Вот как люди должны видеть это ». При этом Ильин ясно указывает, какими должны быть отношения между армией и обществом: « народ не должен и не смеет противопоставлять себя армии ». Параллели с другим фашистским мышлением в Европе того времени поразительны.
Это не должно вызывать удивления. Ильин доверяет народу только любить и верить, но никак не управлять страной: « масса может многого добиться в борьбе, но ее способность рассуждать остается жалкой ». Именно это подпитывает его ненависть к либеральной демократии и народному правлению в принципе и его увлечение идеей « национального вождя » или даже « национального диктатора », который по умолчанию не может быть подвластным власти западного образца. ограничений, ни критики его « любящих » русских народов:
“ И кто безоговорочно не любит своего народного вождя и не верит ему, верит в него, не посылая ему своих лучей верности, силы и вдохновения, идущего от сердца и воли… потеряет его; именно поэтому враги пытаются ослабить и скомпрометировать сомнениями, издевательством, демонизацией и клеветой образ вождя, Государя ».
В основном Иван Ильин предлагает России создание национальной диктатуры, которая опиралась бы на исключительную роль церкви и армии, и занималась бы постоянным «
Все вышесказанное говорит о сходстве философии Ильина с философией европейских фашистов 1930-х годов, и сам Ильин этого не отрицает. В своем эссе 1933 года «Национал-социализм: «Новый дух»» Ильин — «дух» национал-социализма — характеризует его так: « патриотизм, вера в самобытность германских народов и силу немецкого гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашистское «sacrificio»), дисциплина, социальная справедливость и бесклассовая братия – всенародное единство ». Ильин прямо сравнивает его с белоэмигрантским движением — «9001». В основе этого духа лежит сближение немецкого национал-социализма с итальянским фашизмом. Но не только этим, но и духом Русского Белого движения ». Действительно, Ильин стоит за те же ценности, которые он восхваляет в итальянском фашизме и немецком национал-социализме.
Традиционно защитники Ильина говорят, что его симпатии к нацистам были связаны в первую очередь с преобладанием его антикоммунистических взглядов, убеждением, что коммунизм нужно остановить во что бы то ни стало:
“ Что сделал Гитлер? Он остановил процесс больжевизации, дав огромную услугу всей Европе… Пока Муссолини руководит Италией, а Гитлер руководит Германией – европейская культура получает передышку ». Но Ильин идет еще дальше, давая прямое оправдание фашистской модели правления:
« Немцы смогли выйти из демократического тупика… Здесь происходит великое социальное взаимовлияние; но не имущественного, а государственно-политического и культурно-просветительского характера… Прослойка руководящих обновляется последовательно и коренным образом… В соответствии с новой ментальностью… Вытягиваются те, кто не любит «Новый Дух» … Этот дух является субстанцией всего этого движения; она горит в сердце каждого истинного национал-социалиста, она напрягает его мускулы, звенит в его словах и блестит в его глазах… Несправедливое очернение и клевета мешают адекватному осмыслению ее, грешат против истины и ранят все человечество ».
В 1937 году Ильин утверждает: « Выдвигая идеи «soldato» и «sacrificio» в качестве основных гражданских идей, итальянский фашизм высказал в соответствии со своей собственной римской традицией то самое, на чем изначально основывалась Русь и построены: идеи Мономаха и Сергия Радонежского, идеи русских миссионеров и русской колонизации, идеи Минина и Пожарского, идеи крепостничества, идеи Петра Великого и Суворова, идеи русской армии и Белого движения ». И « фашизм не дает нам новой идеи, а только дает нам новые попытки осуществить эту христианскую, русскую, национальную идею в данных нам условиях в соответствии с нашими взглядами ».
Еще после войны, в 1948 году в статье «О фашизме» Ильин пишет: « Фашизм есть сложное, многогранное и исторически далеко не исчерпанное явление. В нем есть здоровые и больные, старые и новые, государственно-консервативные и деструктивные черты. Поэтому при его оценке нужно быть спокойным и просто ». В этом произведении Ильин перечисляет ошибки, допущенные Гитлером и Муссолини, и заканчивает предостережением своим будущим последователям: « Франко и Салазар поняли это и стараются избегать этих ошибок.