Философия как образ жизни | МосКультУРА
Философия давно перестала быть образом жизни, способом бытия, превратившись в область исследований, в отстраненный анализ, в «философскую речь»; она больше не мыслит первоосновы, она больше не занимается преобразованием мышления, формированием ума и души, внутренним преображением человека. Древний грек занимался философией, которая была для него экзистенциальным выбором, формой жизни, способом мыслить, а чтение трудов Гераклита, Ферекида или Эмпедокла — «духовным упражнением» (Пьер Адо), волевой личностной практикой.
Философские сочинения мыслителей эллинистической и римской эпохи были направлены не на информирование, а на формирование и преобразование мышления читателей. Пифагор, Платон и Аристотель философствовали перед своими учениками не для того, чтобы снабдить их как можно большим количеством информации, они занимались исключительно формированием умов, открывали перед своими слушателями иные онтологические уровни, другие режимы бытия, фактически они подталкивали их к внутреннему преображению, сравнимому с тем, что переживали посвящаемые в мистерии.
Пьер Адо
Как справедливо подчеркивает Пьер Адо, произведения ранних мыслителей не были изложением некой системы (впервые идея систематической философии появится только у средневекового схоласта Франсиско Суареса), они представляли собой «духовные упражнения», направленные на преображение личности. Философия в Античности была способом существования, требующим от философа внутреннего преобразования и личной вовлеченности в каждое мгновение своей жизни. Духовные упражнения вовлекали в себя весь Ум. Тем не менее, современные историки философии продолжают подходить к философии Античности с мерками Средних веков и Нового времени, т.е. они упорно видят в ней теоретическую и абстрактную деятельность, но никак не практику. Философия перестала мыслиться как образ жизни. Адо полагал, что это следствие поглощения philosophia христианством.
В схоластике Средних веков theologia и philosophia оказались друг от друга на значительной дистанции, и философия была низведена до ранга «служанки теологии». И только в эпоху Возрождения мы вновь открыли для себя Сенеку, Эпиктета и, позднее, Марка Аврелия, а потом также Цицерона, и эпикуреизм, и осознали, что философия может быть образом жизни. О том, что философия перестала быть образом жизни с подъемом христианства, пишет и Андре ван дер Брак. Он указывает на то, что Ницше стремился возродить греческий подход к философствованию как образу жизни. К этому можно добавить, что в эти ряды встали Мишель Фуко и Людвиг Витгенштейн.
Открывая труды античных мыслителей, нам следует раз и навсегда оставить привычку применять к ним ценностную систему современности. Вне времени находятся идеи, универсалии, но не их понимание в разные эпохи! «До этого я рассматривал философские тексты — будь то тексты Аристотеля, или Святого Фомы, или Бергсона, — словно они вне времени и у слов всегда одинаковый, не зависящий от эпохи смысл. Я понял, что нужно принимать во внимание эволюцию мыслей и менталитетов на протяжении веков» , — признается Пьер Адо. Для меня это отправная точка. Нельзя одинаково воспринимать тексты античной философии и тексты философии современной. «Будь то диалоги Платона, или же учебные тетради Аристотеля, трактаты Плотина, комментарии Прокла — труды философов нельзя толковать без учета конкретной ситуации, в которой они рождены: они исходят из философской школы в самом конкретном смысле слова, когда наставник формирует учеников, стараясь привести их к самопреобразованию и самоосуществлению. По сути, хотя всякое сочинение является монологом, философское произведение всегда в скрытой форме диалог; фигура возможного собеседника всегда в нем присутствует» , — резюмирует Адо, считая, что философские тексты Античности всегда предназначались ограниченной публике и имели вполне конкретных адресатов — либо группу учеников, либо конкретного последователя, которому они были написаны. Например, по свидетельству Порфирия, Плотин создавал свои работы в ответ на вопросы, которые задавались слушателями. Преподавание философии в течение трех веков, то есть от Сократа до I века почти всегда представлялось по схеме вопрос-ответ. Диалог как философский жанр сегодня почти исчез, на его место пришли систематические трактаты. Сам Адо весьма скептически относится к возможности возрождения в наши дни диалогического характера античной философии. Он полагает, что подобная форма преподавания возможна лишь в сообществах типа античных школ, «организованных во имя того, чтобы совместно жить философией».
Чтобы сознать, что Пьер Адо имеет в виду под понятием «духовные упражнения», нужно выяснить, что он вкладывает в понятие «Дух». Духом он называет то, что Плотин именовал Интеллектом, Нусом, Высшей Реальностью. Нус есть то, что пребывает между Единым и множественностью. Пьер Адо: «Лично я определил бы духовное упражнение как волевую личностную практику, предназначенную для осуществления преобразования индивидуума, самотрансформацию» . Прежде чем остановиться на эпитете «духовный», он перебирал разные варианты: интеллектуальные упражнения, этические, психические, упражнения мысли, упражнения души и, наконец, в своем намерении рассказать о философской традиции в греко-римской античности, он остановился на духовных упражнениях. А затем еще долго объяснял, чем эти самые духовные упражнения точно не являются (например, они не являются синонимом «теологических» или «религиозных», т.к. последние — не более чем их часть).
Остановись Пьер Адо на эпитете «этический», ему пришлось бы пуститься в пространные разъяснения. Как мы привыкли трактовать слово «этика»?
Обыкновенно считается, что этика является учением о морали и нравственности, добродетели, однако давайте обратим внимание на древнегреческое слово ἦθος, этос («нрав», «душевный склад», «характер») и особенно на известное изречение Гераклита: ἦθος ἀνθρώπῳ δαίμων (что можно перевести как: «этос человека есть его даймон»).
Даймон, т.е. посредник между божественным миром и миром человеческим (без негативных коннотанций, появившихся в пост-античную эпоху). Слово ἦθος также имеет значение «местопребывание». А что это за местопребывание, если не та промежуточная срединная точка, в которой встречается/сливается/ и (или) сталкивается человек и божество? Середина, согласно Аристотелю, есть то, что всегда избирает добродетель. Это ее местопребывание. «Между» избытком и недостатком, человеческим и божественным и т.д. Собственно, когда имморалист Ницше нападал на современную мораль, он делал это во имя «добродетели в стиле Ренессанс, virtu, добродетели, свободной от моралина». Но если бы Адо взял эпитет «ноэтический» (обратимся к греч. νόησις — «мышление», νόημα — «мысль», νοῦς — «ум»), его упражнениям не пришлось бы дистанцироваться от неверных коннотаций, связанных с понятием «духовный».
Согласно Адо, формирование умов было фундаментом гуманитарных наук. Можно ли отнести философию к гуманитарным наукам? Андрей Баумейстер подчеркивает, что термин «гуманитарные науки» появился в эпоху Возрождения, в XV веке, однако философия куда древнее. Так может ли она быть гуманитарной наукой? Гуманитарные науки сосредоточены на человеке, на антропоцентрическом понимании мира, в то время как философия способна выступить как путь, ведущий за пределы «человеческого, слишком человеческого».
Питер Кингсли
Современный философ Питер Кингсли сумел возродить греческий подход к философии как образу жизни. Кингсли говорит, что он был ПРИЗВАН Парменидом, как был ПРИЗВАН и Эмпедоклом. «По мере того, как я возвращался в мир досократиков, углублялся в древнегреческие тексты, которые они оставили нам в наследство, я тотчас начал открывать для себя нечто совершенно иное. Эти так называемые философы не были теоретическими мыслителями или аферистами, они совсем не были похожи на рационалистов в современном понимании этого слова. Многие из них представали как чрезвычайно могущественные духовные существа. Греческие тексты, с которыми я вскоре познакомился и которые неверно толковались и неверно переводились на протяжение столетий, показали — когда искажения и неуместные интерпретации были отброшены прочь — что они представляют собой исключительные духовные учения и чрезвычайно могущественные техники медитации, которые все еще могут применяться и практиковаться в настоящее время. Я практиковал их сам и пережил трансформацию. Я вошел в контакт с линией преемственности и учениями античных учителей, которые на заре нашей цивилизации способствовали формированию Западного мира и привели нашу культуру к существованию», — говорит Питер Кингсли.
Джон Буссаич пишет: «Он [Кингсли] рассказывает о беседе, случившейся на Кафедре Классической Филологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе после лекции о Пармениде. Представитель кафедры жаловался, что Кингсли слишком догматичен и что его толкование ничуть не лучше, чем все остальные. Кингсли ответил: «Но Вы и я — не одно и то же. Вы прочитали Парменида так, чтобы суметь изменить его смысл в угоду себе. Я же читал Парменида так, чтобы он смог изменить меня».
Само понятие “философия” должно обрести другой смысл. Помните слова Ницше: «То, что и боги философствуют, кажется мне достойной и благочестивой мыслью, которая может доставить радость даже истово верующему» ? Так он писал в черновиках к книге “Дионис. Опыт божественного философствования”. Известно, что Ницше называл себя учеником философа Диониса. Безусловно, что, философствуя, человек вступает в сферу божественного. И, вновь обращаясь к Ницше, нельзя не подчеркнуть, что «все философы — люди, пережившие нечто из ряда вон выходящее». Много раньше, в эпоху Возрождения, нечто подобное изрек Пико делла Мирандола: “Если кто-либо будет исследовать значение и тайный смысл священных имен Аполлона, то увидит, что они свидетельствуют о том, что Бог является философом не менее, чем прорицателем” .
Быть философом можно только будучи тем, кто осуществляет действие, ибо мысль есть действие. Если же вы до сих пор этого не поняли, вы еще не начинали мыслить. Избавьтесь от ошибочного представления о том, что философ — это кабинетный многознайка, взаимодействующий с миром посредством взгляда в окно и бесконечных научных штудий. Равным образом следует изгнать и другое представление, согласно которому то бессмысленное мельтешение, что производит большинство людей, является действием.
Философия подразумевает активное вмешательство в бесконечно длящийся космогонический акт посредством преобразования внешнего мира, тонкого воздействия на него через выявление парадигмальных структур, которые лежат в основе мироздания; философия — это, если угодно, попытка перенесения «архетипических образов» из mundus imaginalis в материальный мир, мир форм.
«Отпечатать на становлении признаки бытия» (как говорил Ницше) — это и есть философствовать, а значит, действовать.
Философ — не профессия, им невозможно стать. Это своего рода онтологическая заданность, которую человек либо реализует, либо дает ей угаснуть. Есть старая красивая легенда об Ангеле Смерти, чьи крылья усеяны бесчисленными очами. Когда Ангел прилетает к человеку слишком рано, он лишь касается его своим крылом и, дабы тот не забыл об этой встрече, наделяет его дополнительной парой глаз. Глаз, взирающих в предбытие. Так вот, философия и есть такое «взирание» в предбытие. Свою вторую пару глаз философ получает в одно время с первой, только открываются эти глаза не сразу. Иногда для этого нужен учитель, книга, внезапное потрясение, столкновение со смертью, переживание нуминозного. В древности для этой цели служили мистерии.
Ницше, ощущавший себя современником скорее уж Гераклита, нежели представителей XIX столетия, знал, что подлинно мыслить (а значит, осмелиться мыслить опасно) — это переживать опыт божественного философствования. Философствования как действия, как образа жизни. В книге «Ницше. Биография его мысли» Рюдигер Сафрански пишет:
«Для юного Ницше философия — это занятие, которое властно вторгается в жизнь. Оно — не только рефлектирующее отображение жизни, оно еще и способствует ее изменению, оно уже само есть это изменение. Мышление есть действие. Правда, это относится не ко всякому мышлению и не ко всякому мыслителю. Чтобы истины могли быть не только найдены, но и воплощены, должны добавиться особая харизма мыслителя и витализирующая сила идей. Десятилетие спустя, в «Человеческом, слишком человеческом» Ницше назовет таких философов, которые способны воплощать идеи, «тиранами мысли». Наиболее классический их образец мы видим в Древней Греции. Парменид, Эмпедокл, Гераклит, Платон — все они хотели «одним махом попасть в средоточие всего бытия».
Натэлла Сперанская
Философия как образ жизни: moscultura — LiveJournal
Философия давно перестала быть образом жизни, способом бытия, превратившись в область исследований, в отстраненный анализ, в «философскую речь»; она больше не мыслит первоосновы, она больше не занимается преобразованием мышления, формированием ума и души, внутренним преображением человека. Древний грек занимался философией, которая была для него экзистенциальным выбором, формой жизни, способом мыслить, а чтение трудов Гераклита, Ферекида или Эмпедокла — «духовным упражнением» (Пьер Адо), волевой личностной практикой.
Философские сочинения мыслителей эллинистической и римской эпохи были направлены не на информирование, а на формирование и преобразование мышления читателей. Пифагор, Платон и Аристотель философствовали перед своими учениками не для того, чтобы снабдить их как можно большим количеством информации, они занимались исключительно формированием умов, открывали перед своими слушателями иные онтологические уровни, другие режимы бытия, фактически они подталкивали их к внутреннему преображению, сравнимому с тем, что переживали посвящаемые в мистерии.
Пьер Адо
Как справедливо подчеркивает Пьер Адо, произведения ранних мыслителей не были изложением некой системы (впервые идея систематической философии появится только у средневекового схоласта Франсиско Суареса), они представляли собой «духовные упражнения», направленные на преображение личности. Философия в Античности была способом существования, требующим от философа внутреннего преобразования и личной вовлеченности в каждое мгновение своей жизни. Духовные упражнения вовлекали в себя весь Ум. Тем не менее, современные историки философии продолжают подходить к философии Античности с мерками Средних веков и Нового времени, т.е. они упорно видят в ней теоретическую и абстрактную деятельность, но никак не практику. Философия перестала мыслиться как образ жизни. Адо полагал, что это следствие поглощения philosophia христианством.
В схоластике Средних веков theologia и philosophia оказались друг от друга на значительной дистанции, и философия была низведена до ранга «служанки теологии». И только в эпоху Возрождения мы вновь открыли для себя Сенеку, Эпиктета и, позднее, Марка Аврелия, а потом также Цицерона, и эпикуреизм, и осознали, что философия может быть образом жизни. О том, что философия перестала быть образом жизни с подъемом христианства, пишет и Андре ван дер Брак. Он указывает на то, что Ницше стремился возродить греческий подход к философствованию как образу жизни. К этому можно добавить, что в эти ряды встали Мишель Фуко и Людвиг Витгенштейн.
Открывая труды античных мыслителей, нам следует раз и навсегда оставить привычку применять к ним ценностную систему современности. Вне времени находятся идеи, универсалии, но не их понимание в разные эпохи! «До этого я рассматривал философские тексты — будь то тексты Аристотеля, или Святого Фомы, или Бергсона, — словно они вне времени и у слов всегда одинаковый, не зависящий от эпохи смысл. Я понял, что нужно принимать во внимание эволюцию мыслей и менталитетов на протяжении веков» , — признается Пьер Адо. Для меня это отправная точка. Нельзя одинаково воспринимать тексты античной философии и тексты философии современной. «Будь то диалоги Платона, или же учебные тетради Аристотеля, трактаты Плотина, комментарии Прокла — труды философов нельзя толковать без учета конкретной ситуации, в которой они рождены: они исходят из философской школы в самом конкретном смысле слова, когда наставник формирует учеников, стараясь привести их к самопреобразованию и самоосуществлению. По сути, хотя всякое сочинение является монологом, философское произведение всегда в скрытой форме диалог; фигура возможного собеседника всегда в нем присутствует» , — резюмирует Адо, считая, что философские тексты Античности всегда предназначались ограниченной публике и имели вполне конкретных адресатов — либо группу учеников, либо конкретного последователя, которому они были написаны. Например, по свидетельству Порфирия, Плотин создавал свои работы в ответ на вопросы, которые задавались слушателями. Преподавание философии в течение трех веков, то есть от Сократа до I века почти всегда представлялось по схеме вопрос-ответ. Диалог как философский жанр сегодня почти исчез, на его место пришли систематические трактаты. Сам Адо весьма скептически относится к возможности возрождения в наши дни диалогического характера античной философии. Он полагает, что подобная форма преподавания возможна лишь в сообществах типа античных школ, «организованных во имя того, чтобы совместно жить философией».
Чтобы сознать, что Пьер Адо имеет в виду под понятием «духовные упражнения», нужно выяснить, что он вкладывает в понятие «Дух». Духом он называет то, что Плотин именовал Интеллектом, Нусом, Высшей Реальностью. Нус есть то, что пребывает между Единым и множественностью. Пьер Адо: «Лично я определил бы духовное упражнение как волевую личностную практику, предназначенную для осуществления преобразования индивидуума, самотрансформацию» . Прежде чем остановиться на эпитете «духовный», он перебирал разные варианты: интеллектуальные упражнения, этические, психические, упражнения мысли, упражнения души и, наконец, в своем намерении рассказать о философской традиции в греко-римской античности, он остановился на духовных упражнениях. А затем еще долго объяснял, чем эти самые духовные упражнения точно не являются (например, они не являются синонимом «теологических» или «религиозных», т.к. последние — не более чем их часть).
Остановись Пьер Адо на эпитете «этический», ему пришлось бы пуститься в пространные разъяснения. Как мы привыкли трактовать слово «этика»?
Обыкновенно считается, что этика является учением о морали и нравственности, добродетели, однако давайте обратим внимание на древнегреческое слово ἦθος, этос («нрав», «душевный склад», «характер») и особенно на известное изречение Гераклита: ἦθος ἀνθρώπῳ δαίμων (что можно перевести как: «этос человека есть его даймон»).
Даймон, т.е. посредник между божественным миром и миром человеческим (без негативных коннотанций, появившихся в пост-античную эпоху). Слово ἦθος также имеет значение «местопребывание». А что это за местопребывание, если не та промежуточная срединная точка, в которой встречается/сливается/ и (или) сталкивается человек и божество? Середина, согласно Аристотелю, есть то, что всегда избирает добродетель. Это ее местопребывание. «Между» избытком и недостатком, человеческим и божественным и т.д. Собственно, когда имморалист Ницше нападал на современную мораль, он делал это во имя «добродетели в стиле Ренессанс, virtu, добродетели, свободной от моралина». Но если бы Адо взял эпитет «ноэтический» (обратимся к греч. νόησις — «мышление», νόημα — «мысль», νοῦς — «ум»), его упражнениям не пришлось бы дистанцироваться от неверных коннотаций, связанных с понятием «духовный».
Согласно Адо, формирование умов было фундаментом гуманитарных наук. Можно ли отнести философию к гуманитарным наукам? Андрей Баумейстер подчеркивает, что термин «гуманитарные науки» появился в эпоху Возрождения, в XV веке, однако философия куда древнее. Так может ли она быть гуманитарной наукой? Гуманитарные науки сосредоточены на человеке, на антропоцентрическом понимании мира, в то время как философия способна выступить как путь, ведущий за пределы «человеческого, слишком человеческого».
Питер Кингсли
Современный философ Питер Кингсли сумел возродить греческий подход к философии как образу жизни. Кингсли говорит, что он был ПРИЗВАН Парменидом, как был ПРИЗВАН и Эмпедоклом. «По мере того, как я возвращался в мир досократиков, углублялся в древнегреческие тексты, которые они оставили нам в наследство, я тотчас начал открывать для себя нечто совершенно иное. Эти так называемые философы не были теоретическими мыслителями или аферистами, они совсем не были похожи на рационалистов в современном понимании этого слова. Многие из них представали как чрезвычайно могущественные духовные существа. Греческие тексты, с которыми я вскоре познакомился и которые неверно толковались и неверно переводились на протяжение столетий, показали — когда искажения и неуместные интерпретации были отброшены прочь — что они представляют собой исключительные духовные учения и чрезвычайно могущественные техники медитации, которые все еще могут применяться и практиковаться в настоящее время. Я практиковал их сам и пережил трансформацию. Я вошел в контакт с линией преемственности и учениями античных учителей, которые на заре нашей цивилизации способствовали формированию Западного мира и привели нашу культуру к существованию», — говорит Питер Кингсли.
Джон Буссаич пишет: «Он [Кингсли] рассказывает о беседе, случившейся на Кафедре Классической Филологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе после лекции о Пармениде. Представитель кафедры жаловался, что Кингсли слишком догматичен и что его толкование ничуть не лучше, чем все остальные. Кингсли ответил: «Но Вы и я — не одно и то же. Вы прочитали Парменида так, чтобы суметь изменить его смысл в угоду себе. Я же читал Парменида так, чтобы он смог изменить меня».
Само понятие “философия” должно обрести другой смысл. Помните слова Ницше: «То, что и боги философствуют, кажется мне достойной и благочестивой мыслью, которая может доставить радость даже истово верующему» ? Так он писал в черновиках к книге “Дионис. Опыт божественного философствования”. Известно, что Ницше называл себя учеником философа Диониса. Безусловно, что, философствуя, человек вступает в сферу божественного. И, вновь обращаясь к Ницше, нельзя не подчеркнуть, что «все философы — люди, пережившие нечто из ряда вон выходящее». Много раньше, в эпоху Возрождения, нечто подобное изрек Пико делла Мирандола: “Если кто-либо будет исследовать значение и тайный смысл священных имен Аполлона, то увидит, что они свидетельствуют о том, что Бог является философом не менее, чем прорицателем” .
Быть философом можно только будучи тем, кто осуществляет действие, ибо мысль есть действие. Если же вы до сих пор этого не поняли, вы еще не начинали мыслить. Избавьтесь от ошибочного представления о том, что философ — это кабинетный многознайка, взаимодействующий с миром посредством взгляда в окно и бесконечных научных штудий. Равным образом следует изгнать и другое представление, согласно которому то бессмысленное мельтешение, что производит большинство людей, является действием.
Философия подразумевает активное вмешательство в бесконечно длящийся космогонический акт посредством преобразования внешнего мира, тонкого воздействия на него через выявление парадигмальных структур, которые лежат в основе мироздания; философия — это, если угодно, попытка перенесения «архетипических образов» из mundus imaginalis в материальный мир, мир форм.
«Отпечатать на становлении признаки бытия» (как говорил Ницше) — это и есть философствовать, а значит, действовать.
Философ — не профессия, им невозможно стать. Это своего рода онтологическая заданность, которую человек либо реализует, либо дает ей угаснуть. Есть старая красивая легенда об Ангеле Смерти, чьи крылья усеяны бесчисленными очами. Когда Ангел прилетает к человеку слишком рано, он лишь касается его своим крылом и, дабы тот не забыл об этой встрече, наделяет его дополнительной парой глаз. Глаз, взирающих в предбытие. Так вот, философия и есть такое «взирание» в предбытие. Свою вторую пару глаз философ получает в одно время с первой, только открываются эти глаза не сразу. Иногда для этого нужен учитель, книга, внезапное потрясение, столкновение со смертью, переживание нуминозного. В древности для этой цели служили мистерии.
Ницше, ощущавший себя современником скорее уж Гераклита, нежели представителей XIX столетия, знал, что подлинно мыслить (а значит, осмелиться мыслить опасно) — это переживать опыт божественного философствования. Философствования как действия, как образа жизни. В книге «Ницше. Биография его мысли» Рюдигер Сафрански пишет:
«Для юного Ницше философия — это занятие, которое властно вторгается в жизнь. Оно — не только рефлектирующее отображение жизни, оно еще и способствует ее изменению, оно уже само есть это изменение. Мышление есть действие. Правда, это относится не ко всякому мышлению и не ко всякому мыслителю. Чтобы истины могли быть не только найдены, но и воплощены, должны добавиться особая харизма мыслителя и витализирующая сила идей. Десятилетие спустя, в «Человеческом, слишком человеческом» Ницше назовет таких философов, которые способны воплощать идеи, «тиранами мысли». Наиболее классический их образец мы видим в Древней Греции. Парменид, Эмпедокл, Гераклит, Платон — все они хотели «одним махом попасть в средоточие всего бытия».Натэлла Сперанская
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект
как книга Пьера Адо «Философия как образ жизни» научила меня «любить несколько старых истин». То, что они говорят, может показаться очевидным, как только мы их прочитаем. Но это только потому, что они изменили наш взгляд на вещи.
Французский философ Пьер Адо (1922-2010) начал свою интеллектуальную карьеру в качестве священника-стажера и филолога (изучающего древние книги), с интересом к формам мистицизма. Тем не менее, благодаря своим философским исследованиям и писаниям, он стал всемирно известен, оказав огромное влияние в сфере современного стоицизма.
Самой известной работой Адо является его книга 1995 года «Философия как образ жизни: духовные упражнения от Сократа до Фуко», основанная на французском сборнике 1981 года.
Я наткнулся на него косвенно в 2008 году, когда мой университетский друг изучал авторов, оказавших влияние на известного философа Мишеля Фуко. Я был почти сразу очарован.
В этой книге Хадо говорит нам, что его цель — заставить людей «полюбить несколько старых истин». В моем случае и в случае со многими тысячами других людей по всему миру он преуспел в огромной степени.
Читать далее: Объяснитель: идеи Фуко
Образ жизни
Философия как образ жизни утверждает, что то, как мы в основном думаем о философии сегодня, как о профессиональном занятии небольшого числа экспертов, появилось сравнительно недавно.
Чтобы стать философом в древнем мире, утверждает Адо, требовалось гораздо больше, чем просто изучение профессиональных методов рассуждения, анализа и письма. Древние философы переняли «образ жизни» той или иной философской школы, будь то платоники, аристотелики, стоики, эпикурейцы или киники. Философы древнего мира, пишет Адо, стали своего рода признанной, несколько «резкой» культурной группой. О них даже писали комедии.
Со своей стороны, подчеркивает Адо, философы были склонны рассматривать людей в повседневной жизни как захваченных ненужными страхами и пустыми желаниями. Как он пишет, не исследуя наши мнения и мнения наших обществ, мы живем в своего рода «неподлинных условиях жизни, омраченных бессознательностью и измученных беспокойством».
Философия, подобная стоицизму, не только бросала вызов мышлению студентов, но и побуждала их «заново учиться видеть мир», как пишет Адо (вторя философу Морису Мерло-Понти). Они могли бы попытаться стать менее беспокойными и более мудрыми людьми.
Философия жизни
Адо не отрицает, что древние философы разработали очень сложные теоретические представления о природе и человеческой природе. Он провел десятилетия, изучая метафизические системы поздней античности. Но он показывает, что древние философы также стремились извлечь этические и экзистенциальные следствия из этих теоретических представлений. Они считали, что как мыслящие существа, то, что мы думаем, может и
Итак, возьмем эпикуреизм. Если все во Вселенной (как утверждали эпикурейцы) состоит из материальных атомов, подчеркивает Адо, это имеет практическое значение. Это означало, что не могло быть интервенционистских божеств, которых люди могли бы бояться. Смерть также была бы «ничто для нас». Ибо это будет только рассеяние атомов, составляющих наши души, которых мы уже не сможем испытать.
Конечно, Адо считает, что ученые должны анализировать теоретические и технические компоненты древних текстов. Философия как образ жизни, однако, бросает безошибочный вызов читателям применять древние философские идеи для улучшения нашей собственной повседневной жизни.
Как Хадо объясняет свой метод:
Если кто-то прямо говорит, делай то или это, он диктует поведение с тоном ложной уверенности. Но благодаря описанию духовных упражнений, прожитых другим, можно услышать призыв, который читатель может принять или отвергнуть. Читателю решать…
Духовные упражнения
Адо подчеркивает, что древние философы понимали, что людям трудно бросать вызов старым убеждениям, побеждать негативные эмоции и последовательно жить в свете своих самых глубоких, обоснованных убеждений, учитывая множество препятствий и отвлекающих факторов в жизни. Таким образом, он представляет свою, пожалуй, самую важную, но противоречивую идею в этой книге: идею этих «духовных упражнений».
Многие древние философские тексты, утверждает Адо, могут быть правильно поняты только как содержащие рекомендации философов и практику конкретных медитативных, познавательных и творческих упражнений, целью которых было изменить не только то, как они думали, но и то, что они
В стоицизме, например, ученикам предписывается заранее обдумывать худшее, что может случиться, и заранее готовиться к невзгодам; обучали методам оценки ситуаций, ограничивая их субъективные, страстные суждения о вещах и людях; или же просили представить свои проблемы так, как если бы они смотрели вниз с высоты, чтобы они могли оценить, насколько мал каждый из нас (и наши проблемы) в космическом масштабе.
Такие философии, как эпикуреизм и стоицизм, пишет он, могут, таким образом, «питать духовную жизнь мужчин и женщин нашего времени», несмотря на долгие столетия, прошедшие с тех пор, как они были написаны.
Возможно, эти заявления не звучат радикально. Но идея Адо о том, что философия может делать что-то «духовное», а не интеллектуальное, не говоря уже о том, чтобы питать жизнь современных мужчин и женщин, вызвала большую критику. Хадо обвиняли в превращении философии в «религию» или в недооценке места рассуждений и анализа в дисциплине.
После более чем десятилетнего академического изучения философии аргумент Адо стал для меня откровением. Он считал, что такие книги, как «Размышления» Марка Аврелия, не имеют смысла, если мы не признаем, что в них мы наблюдаем, как философ воплощает свои теоретические идеи (в данном случае стоицизм) в ежедневный режим, чтобы разобраться с гайками и болтами. своей жизни: от плохо ведущих себя людей до собственных желаний и страхов.
Читать далее: Путеводитель по классике: как «Медитации» Марка Аврелия могут помочь нам во время пандемии
Вместо того, чтобы бесконечно гоняться за теоретической оригинальностью, философия — в этой древней модели — ставит перед собой задачу жить более полноценно, более рационально, более гуманно.
«Завораживающая сила» «Медитации», например, именно для Адо заключается в том, что, когда мы читаем этот текст, «у нас возникает ощущение, что мы становимся свидетелями практики духовных упражнений — захваченных вживую…» Мы свидетельствуем, утверждает он, «кто-то, кто тренируется, чтобы стать человеком».
Это изображение философии как обращения к повседневным и в то же время фундаментальным проблемам нашло отклик во мне. Действительно, философия как образ жизни привела меня к чтению древних стоиков во главе с Эпиктетом и Марком Аврелием как источников упражнений и указаний в повседневной жизни, а также объектов профессиональных исследований. Мы с женой даже назвали нашего мальчика Маркусом.
Некоторое время спустя я стал участником мирового сообщества современных стоицистов, участвуя в мероприятиях, блогах и журналах. В годы COVID я стал одним из членов команды организаторов мероприятия Melbourne Stoicon-X, которое каждый октябрь собирает австралийцев, интересующихся стоицизмом как образом жизни, для обсуждения этих древних идей и обмена опытом.
Ничего бы этого не случилось, если бы я не наткнулся на книгу Адо.
Воплотить старые идеи в жизнь
Читать «Философия как образ жизни» — это все равно, что получить ключи к серии замечательных бесед о том, как лучше всего жить, которые были широко забыты, но процветали (на Западе) от Платона, по крайней мере, Мишелю де Монтеню.
Читать далее: Путеводитель по классике: Очерки Мишеля де Монтеня
Предлагая нам переосмыслить тексты эпикурейцев, стоиков, платоников, христианских философов и философов эпохи Возрождения, замечательная книга Адо открывает сокровищницу практических упражнений, которые напрямую говорят о невзгодах, которые бросает нам судьба.
Наверное, не всем нужна такая книга, и это достойно восхищения. Но многим в нашем неустроенном мире было бы полезно, как и мне, держать на полке экземпляр «Философии как образа жизни», научившись из нее любить несколько старых истин.
Stoicon-x Melbourne состоится в субботу, 29 октября, в рамках всемирной недели стоиков. Спикерами будут дайвер, спелеолог и бывший австралиец года Крейг Чаллен.
Философия как образ жизни в Apple Podcasts
37 выпусков
Присоединяйтесь к Робу Колтеру и Массимо Пильуччи и примите участие в серии увлекательных бесед, иногда со специальными гостями, о том, что значит практиковать философию как образ жизни. Новые серии выходят каждую вторую пятницу месяца. Полный указатель на https://philosophyasawayoflife.blog/philosophy-for-life-podcast/
- 37. Робин Уотерфилд об Эпиктете
37. Робин Уотерфилд об Эпиктете
Роб и Массимо разговаривают с вернувшимся гостем Робином Уотерфилдом, который недавно выпустил новый перевод Эпиктета «Полное собрание сочинений: справочник, беседы и фрагменты». Узнайте о том, что сделало Эпиктета самобытным, но традиционным стоиком, а также о радостях и опасностях перевода древних греков.
- 36. Графический роман о Марке Аврелии.
36. Графический роман о Марке Аврелии
Роб и Массимо разговаривают с Дональдом Робертсоном, автором графического романа Вериссимус: стоическая философия Марка Аврелия.
- 35. Стоицизм и издевательства
35. Стоицизм и запугивание
Присоединяйтесь к Массимо и Робу в другом выпуске подкаста «Философия как образ жизни», когда они разговаривают с вернувшимся гостем Мэттом Шарпом о его новой книге «Стоицизм, запугивание и не только — как Держите голову, когда другие вокруг вас потеряли голову и обвиняют вас.
- 34. В поисках характера
34. В поисках характера
Присоединяйтесь к Массимо и Робу в другом выпуске подкаста «Философия как образ жизни», где они рассказывают о новой книге Массимо «В поисках характера: чему нас учит история Сократа и Алкивиада». о нашем поиске хороших лидеров.
- 33. Десять лет современного стоицизма
33. Десять лет современного стоицизма
Рон и Массимо беседуют с Тимом ЛеБоном и Джоном Селларсом, двумя ведущими учеными группы современного стоицизма, о десятой годовщине организации, которая представляет вам Stoicon, Stoic Week и многое другое. . Modern Stoicism — это некоммерческая компания с ограниченной ответственностью, зарегистрированная в Великобритании и управляемая многопрофильной командой добровольцев. Его цели — исследовать и публиковать информацию о применении стоической философии в современной жизни на благо широкой публики. Тим — психотерапевт Национальной службы здравоохранения и частной практики, а также лектор и лайф-коуч. Имеет многолетний опыт преподавания курсов позитивной психологии и применения их на практике в работе с клиентами. Он является автором готовящейся к выходу книги «365 способов стать стоиком: ежедневное руководство по практическому стоицизму». Джон преподает философию в Ройал Холлоуэй, Лондонский университет, и приглашенный научный сотрудник в Королевском колледже Лондона, где он связан с проектом «Древние комментаторы Аристотеля». Он также является членом Колледжа Вольфсона в Оксфорде, где он получил стипендию младшего научного сотрудника. Недавно он написал книгу «Карманный эпикуреец».
- 32. Скай Клири о Симоне де Бовуар, экзистенциализме и том, как быть аутентичным
32. Скай Клири о Симоне де Бовуар, экзистенциализме и том, как быть аутентичным
Роб и Массимо беседуют со Скай Клири, автором книги «Как быть аутентичным: Симона де Бовуар и поиски самореализации». Мы говорим об экзистенциализме, аутентичности, недобросовестности и всевозможных других идеях, имеющих отношение к экзистенциальному образу жизни. «Как быть аутентичным» — это живое введение в философию экзистенциализма Симоны де Бовуар, а также исследование успехов и неудач, которые Бовуар и другие женщины испытали в стремлении к аутентичности. Скай К. Клири знакомит нас с некоторыми важными жизненными отношениями и вехами: дружба; романтическая любовь; свадьба; дети; и смерть, и исследует, как каждый из них дает нам возможность приблизиться к подлинности. Хотя многие люди не могут выбрать свой жизненный путь — будь то из-за системного угнетения или действий других людей, — Клири убедительно доказывает, что идеи Бовуара могут помочь нам стать более осознанными и жить целенаправленно, вдумчиво и энергично. и она показывает нам, как сделать это ответственными способами, которые укрепляют право каждого человека стать поэтом своей жизни. Скай Клири, доктор философских наук, философ и писатель. Она преподает в Колумбийском университете, Барнард-колледже и Городском университете Нью-Йорка, является автором книги «Экзистенциализм и романтическая любовь» и соредактором книги «Как жить хорошей жизнью». Работы Клири публиковались в The Paris Review, Aeon, The Times Literary Supplement, TED-Ed, Los Angeles Review of Books и других изданиях.