Философия жизни и смерти в рассказах бунина: Философия жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина «Легкое дыхание» и «Господин из Сан-Франциско» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Тема жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина

Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.

Иван Алексеевич Бунин — один из лучших прозаиков русской литературы. Можно по-разному относиться к Бунину как личности, к его политическим взглядам, но было бы по меньшей мере невежественно не знать и не ценить его творчество, его великолепную прозу. Проза Бунина, несмотря на свою кажущуюся простоту завораживает и заставляет вникать в каждое предложение в поисках потаенного смысла.

Тема жизни и смерти, характерная скорее для мистицизма, в рассказах писателя-реалиста имеет особенный оттенок. Свой нетривиальный подход к проблеме жизни и смерти, являющийся одним из основных вопросов человеческой жизни, Бунин отобразил в нескольких рассказал.

Рассказ «Антоновские яблоки», относящийся к раннему творчеству писателя, на первый взгляд, никак не соприкасается: с этой темой. Но стоит лишь внимательно вчитаться в бунинские строки, как перед вами предстаёт целая история расцвета и заката в жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства.

Антоновские яблоки  — символ благополучия, символ жизни. Не зря же существует пословица: «Ядреная антоновка — к веселому году». Лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни пропитаны запахом антоновский яблок. Писателю грустно, что былые времена проводят и запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Дух помещиков угасает, на смену элите приходят бедные мелкопоместные дворяне. Но грусть писателя светла, Бунин старается находить в жизни все хорошее, что есть в данный момент. «Хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» — восклицает он, признавая, что с уходом богатого дворянства все равно сохранялся стержень бытия, осталась грань, отделяющая жизнь дворянских усадеб от смерти.

В другом произведения Бунина «Господин из Сан-Франциско» писатель выносят суровый приговор буржуазной психология. Этот приговор тем более интересен, что он звучит из уст не революционера, а сторонника монархии, каковым являлся писатель. Господин из Сан-Франциско — человек без истории, без имени, без цели.

Цель-то у него, конечно, была — накопление денег, но, достигнув ее, он стал еще более духовно опустошенным. Так как все люди его положения отправляются в круиз, то и он также отправился в это плавание. В рассказе заложена сюжетная симметрия: два пути на пароходе — физически живого человека и трупа Эти пути одинаковы, так как в обоих случаях на «Атлантиде» плывет всего лишь физическая оболочка. Разве можно назвать жизнью то подобие существования, которое было у нашего господина? Если это так — то камень тоже живое существо. Подобно камню, поднятому на некоторую высоту и приобретшему, в результате, некоторую энергию так и господин из Сан-Фракциско, откушав очередной обед, получает ее. Камень теряет энергию, падая с высоты, и ваш герой теряет ее, танцуя на балу или читая газету. Господин из Сан-Франциско тяжело белан, как и все представители буржуазии, той болезнью, которая называется отсутствием жизни или, попросту говоря, смертью.

В рассказе «Легкое дыхание» мы встречаемся с еще одним подходом Бунина к проблеме жизни и смерти. Молодая гимназистка Оля Мещерская своим недолгим существованием в этом мире дает многим урок жизни. В описании этой девушки, ее поступков сначала ощущаешь что-то странное, необычное. Лишь потом понимаешь, что единственное, что заложено в  Оле, — это естественность. Естественность и называет Бунин жизнью. В противопоставления Оле ставится ее классная дама. Та своим существованием мимикрирует, подражает жизни, обитая в выдумке. Она каждый день ходит на могилу Мещерской. Оля занимает все мысли классной дамы и наполняет ее жизнь. Ведь если у человека нет собственной жизни, то что-то должно заполнить пустоту.

Творчество Бунина широко освещает тему любви. Мы видим отношение героев рассказов писателя к жизни и смерти сквозь призму их любовных переживаний. В повести «Митина любовь», в рассказе «Темные аллеи» Бунин подводит нас к мысли, что любовь бессмертна. В «Митиной любви» главный герой кончает жизнь самоубийством, убивая, таким образом, в себе любовь. Митя не смог избавиться от грязи, которой засорена его любовь но в то же время и разлюбить он не в состоянии.

Оставался единственный выход — мгновенное избавление от всего мира, то есть смерть. В рассказе «Темные аллеи» финал не так трагичен, но также ясно видна мораль «Молодость проходит, а любовь — другое дело», — говорит главная героиня рассказа Надежда. Герой рассказа Николай Алексеевич давно забыл их прошлый роман, но, увидев через несколько лет Надежду, он почувствовал, любовь снова проснулась в нем, те годы показались ему чудесными и волшебными. Но грезы любви разбиваются о каменные стены быта, мещанский склад мыслей не позволяет Николаю Алексеевичу представить Надежду своей женой, матерью своих детей.

Иногда любовь умирает против воли влюбленных. В рассказе «Ворон» отец убивает зарождающуюся любовь своего сына и горничной Елены, выгоняя своего сына из дому, а впоследствии сам женится на Елене.

Предчувствуя собственную кончину, в 1952 году Бунин написал рассказ «Бернар». Это рассказ о превосходно знавшем свое дело моряке Бернаре, последними словами которого были: «Думаю, что я был хороший моряк». В конце рассказа Бунин пишет, что в свои последние дни он имеет право сказать нечто подобное тому, о чем сказал Бернар. Мы же, глядя с высоты прошедших лет, можем пойти дальше и сказать: «Бунин — не моряк, а адмирал русской литературы. Его проза еще долго будет являться образцом для многих поколений писателей».


< Предыдущая   Следующая >

«Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. Тема обреченности буржуазного мира. По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»»

Ивана Алексеевича Бунина называют «последним классиком». И это неудивительно. В своих произведениях он показывает нам весь спектр проблем конца XIX — начала XX века. Творчество этого великого писателя всегда вызывало и вызывает отклик в человеческой душе. Действительно, темы его произведений актуальны и в наше время. Бунинские размышления над жизнью, над ее глубинными процессами выливаются в совершенные художественные формы. Своеобразие композиции, образы, детали подчинены напряженной авторской мысли. Произведения писателя получили свое признание не только в России. После присуждения в 1933 году Нобелевской премии Бунин во всем мире стал символом русской литературы.

Одной из наиболее интересных тем его произведений была тема неотвратимой погибели буржуазного мира. Ярким примером является рассказ «Господин из Сан-Франциско». С мельчайшими подробностями, упоминая каждую деталь, описывает Бунин роскошь господ нового времени. Их алчность, жажду наживы и полную бездуховность. В центре произведения американский миллионер, у которого даже нет собственного имени. Вернее оно есть, но «его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил». Да и нужно ли ему имя? Это собирательный образ капиталиста того времени. До 58 лет жизнь его была подчинена накопительству, добыванию материальных ценностей. Он работает не покладая рук: «он не жил, а лишь суще-ствовал, правда, очень недурно, но, все же возлагая все надежды на будущее». Став миллионером, господин из Сан-Франциско хочет получить все то, чего был лишен долгие годы. Он жаждет удовольствий, которые можно купить за деньги: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни предаются автомобильным и парусным гонкам., другие — рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые стрельбе голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю…». Автор правдиво показывает жизнь обывателей, потерявших всякое духовное начало и внутреннее содержание. Для них чужды какие-либо чувства. Даже трагедия не способна разбудить в них человеческое начало. Так, смерть господина из Сан-Фран-циско воспринимается с неудовольствием, ведь «вечер был непоправимо испорчен». Однако скоро все забывают про «мертвого старика», восприняв эту ситуацию как небольшой неприятный момент. В этом мире за ценность берутся материальные блага, и деньги решают все.

Так, гости отеля за свою плату хотят получать исключительно удовольствия, хозяин же заинтересован в прибыли. После смерти главного героя, отношение к его семье резко меняется. Теперь на них смотрят свысока, и они не получают даже простого человеческого внимания.

Критикуя буржуазную действительность, Бунин показывает нам нравственное падение общества, его негуманность и паразитизм, неуважение к смерти, равнодушие. В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль «Атлантида» выступает как символ цивилизации, обреченный на гибель, а господин из Сан-Франциско — символ буржуазного благополучия общества. Люди, которые красиво одеваются, развлекаются, играют в свой игры и совершенно не думают об окружающем мире. Вокруг корабля — море, они его не боятся, потому что доверяют капитану и команде. Вокруг их общества — другой мир, бушующий, но никого не касающийся. Люди, подобные главному герою, находятся, словно в футляре, закрытом навсегда для других.

Символичен в произведении и образ огромного, как утес, дьявола, который является своего рода предупреждением человечеству. Вообще в рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля, словно преисподняя, в которой оказался господин из Сан-Франциско, продав свою душу за земные удовольствия. Неслучайно, что он попал на тот же корабль, где на также верхних палубах люди продолжают веселиться, ничего не ведая и ничего не боясь.

Бунин показал нам ничтожность даже могущественного человека перед смертью. Здесь деньги не решают ничего, вечный закон жизни и смерти движется в своем направлении. Любой человек равен перед ним и бессилен. Очевидно, что смысл жизни заключается не в накоплении разных богатств, а в чем-то другом. В чем-то более душевном и человечном. Так, чтобы после себя ты мог оставить людям какую-то память, впечатления, сожаления. Господин же или «мертвый старик» не вызвал у окружающих никаких эмоций, лишь напугал их «напоминанием о смерти». Общество потребителей обокрало самих себя. Их ждет такой же итог как господина из Сан-Франциско. И это не вызывает сочувствия.

Полтора века Ивана Бунина

22 октября 2020 года Ивану Алексеевичу Бунину, первому русскому писателю, получившему Нобелевскую премию по литературе, и не первому из великих писателей страны, умершему вдали от дома, исполнится 150. До конца жизни, в 1953 году, этот автор, не чуждый модернизму, лепил из себя последнего патриарха классической русской литературы. Неореализм и символизм оставили тематические и стилистические отпечатки на хрустальной поверхности бунинской прозы, не изменив его художественной направленности. Бунину удалось сохранить видимость художественного приличия, несмотря на то, что от самых ранних своих рассказов до последних он исследовал табуированную любовь и нимфолепсию — задолго до того, как этот термин был изобретен и вымышленно инсценирован другим русским эмигрантом.

Иван Бунин родился 2 октября 1870 года в обедневшей семье допетровских дворян в городе Воронеже, расположенном в лесостепной области России. Детство и юность он провел в тогдашней Орловской губернии. Семейные узы связывали Бунина с Василием Жуковским и Анной Буниной, выдающимися русскими поэтами первой половины XIX века. Бунин учился в классической мужской гимназии в городе Ельце, славившемся своими богатыми купцами, но так и не окончил ее. В молодости он попал под сильное влияние учения Толстого. В январе 1887 года Бунин дебютировал как поэт в петербургском еженедельнике 9.0007 Родина ( Родина ), оплакивающая смерть Семена Надсона, чьи жалобные и общественно активные стихи пользовались феноменальной популярностью в России конца XIX века.

Литературная слава пришла к Бунину в конце 1900-х — начале 1910-х годов. Ко времени своей эмиграции в 1920 году, ближе к концу Гражданской войны, Бунин стал живым русским классиком. Его репутация до ссылки во многом основывалась на его готических рассказах о сельской жизни, таких как «Сухая долина» и «Деревня», а также на его рассказах и новеллах о роковом желании, некоторые из которых предвосхищали его несравненный цикл романов 9.0007 Dark Avenues , написанный во Франции в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Разрушительная и смертоносная любовь у Бунина ломает преграды запретного. В других дореволюционных сказках Бунина фигурируют иностранные персонажи (в частности, «Джентльмен из Сан-Франциско», где изображена смерть американского промышленника на Капри) или переплетаются мотивы буддийской и даосской метафизики (например, «Сны Чанга» с его алкогольным опьянением). ошеломляющее знание собаками уровней универсальной истины). Способность Бунина воспринимать странность и непохожесть имела мало параллелей в русской литературе. В пятой книге своего романа Жизнь Арсеньева. Молодость , шедевр, написанный во Франции в 1920-х и 1930-х годах, но действие которого происходит в России 1870-х и 1880-х годов, Бунин описывает визит в Витебск:

Вечер был морозный; яркий. Везде вокруг было очень снежно, беззвучно и чисто, девственно; город показался мне древним и нерусским: высокие дома, сросшиеся в одно целое, с не очень большими окнами и глубокими и неотесанными полукруглыми воротами в нижних этажах. Время от времени попадались старые евреи, одетые в длинные [черные] пальто и белые чулки, с сапогами, глаза у которых были похожи на трубчатые, закрученные бараньи рога; [их лица] бескровны, глаза совершенно темные и печально пытливые. На главной улице был променад; медленно двигалась по тротуарам густая толпа пухлых барышень, одетых с провинциально-еврейской пышностью в бархатные толстые пальто, лиловые, голубые, гранатовые. За ними, но скромно, соблюдая дистанцию, шли молодые люди, все в котелках, но и с почками; с девичьей нежностью и округлостью в восточно-конфетных лицах; с шелковистым юношеским пухом на щеках; с томными антилопьими взглядами… Очарованная, я шла в этой толпе, в этом городе, который казался мне таким древним во всей своей дивной новизне. ( мой перевод )

И Иегуда Пен, и Марк Шагал, художники-евреи, вдохновленные Витебском, вероятно, найдут что-то очаровательное и знакомое в этом искусном воспоминании полуавтобиографического русского главного героя Бунина. Здесь Бунин пишет о евреях, которых он лично наблюдал в юности, а также переосмыслил через призму своего путешествия в Святую Землю в 1907 году. (Во второй строфе поэмы Бунина 1907 года «Иерусалим» гид обращается к русскому путешественнику: «И сказал мне проводник: «Сэр, я еврей/ И, может быть, я происхожу от царей./ Видите эти цветы в стены Сиона: это все, что нам осталось теперь». Заработав свою национальную известность за художественную литературу, часто действие которой происходит в русской деревне, Бунин был — и остается — одновременно одним из самых «западных» и одним из самых « Восток» русских писателей.

В своих лучших стихах он одновременно вторил важнейшим поэтам середины XIX века и пел своим неповторимым голосом. Рецензируя томик стихов Бунина в 1929 году, Владимир Набоков, товарищ по ссылке, быстро становившийся соперником Бунина в Русском Зарубежье, назвал произведение Бунина «лучшим, что было создано русской музой за несколько десятилетий», но добавил: «музыка и мысль у Бунина стихи сливаются в одно целое до такой степени, что нельзя говорить отдельно о теме и о ритме». Поэзия Бунина, и особенно его иудейские и ближневосточные стихи, еще ждут своих интерпретаторов и переводчиков.

Покинув Москву в июне 1918 г., Бунин и его будущая вторая жена Вера Муромцева полтора года жили в Одессе, где автор провел время в 1890-е годы и познакомился со своей первой женой Анной Цакни, дочерью Обрусевший грек и еврейка. Брак Бунина и Цакни распался; их сын Николай — единственный ребенок Бунина — умер в 1905 г. В январе 1920 г. Бунин и Муромцева навсегда покинули Россию, а в марте 1920 г. приехали в Париж, где в 1919 г.22.

Иван Бунин (французское написание «Иван Бунин») пробыл во Франции 33 года — в Париже (в 16 округе) и в Грассе в Приморских Альпах. Во Франции он написал и издал свой единственный роман «Жизнь Арсеньева »; как и его учитель Чехов, он, естественно, не любил раздутых или экспансивных повествовательных форм. В 1933 году Бунин, апатрид , стойко выступавший против левого и правого тоталитаризма и преклонявшийся перед свободой, был удостоен Нобелевской премии. В политическом климате 19 в.В 30-е годы эта награда значила гораздо больше, чем признание вклада Бунина в европейскую литературу.

Иван Бунин пережил войну и нацистскую оккупацию, избежал послевоенного большевистского энтузиазма некоторых русских эмигрантов. Он пережил Сталина на 248 дней и умер в Париже 8 ноября 1953 года. В год полуторавекового юбилея Бунина намечена волна официальных торжеств в стране его первой любви и первой литературной славы. Над пустым местом, где у родителей Бунина была последняя усадьба, кружат вороны и бушуют высокие травы.


¤

Изображения :


  1. Иван Бунин, 1936. Предоставлено Русским архивом Лидса.

  2. Городище Бутырки, усадьба родителей Буниных, ранее в Орле, ныне в Липецкой области России; Бунин жил здесь мальчиком в 1874-1881 годах. Фото 2019 г. Максим Д. Шрайер.

¤

Максим Д. Шрайер, профессор Бостонского колледжа, является автором и редактором почти 20 книг. Его книга Бунин и Набоков: История соперничества — национальный бестселлер в России. Последняя книга Шрайера — сборник стихов « О политике и пандемиях: песни русского иммигранта ».

Анализ темы сборника рассказов Ивана Бунина — Темные аллеи — Магистерская диссертация

Диссертация > Отличные темы дипломной работы показывают Автор: ЧжаоЧжэнь
Репетитор: МэнСуРонг
Школа: Внутренняя Монголия Обычная
Курс: Русский язык и литература
Ключевые слова: Иван Бунин «Темные аллеи» тоска по дому любовь жизнь смерть
CLC:
Тип: Магистерская работа
Год: 2005
Скачиваний: 382
Цитата: 1
Читать: Скачать диссертацию

Аннотация


Иван Бунин — первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе. Он также является одним из величайших писателей, который большую часть своей жизни посвятил созданию литературы и добился выдающихся достижений в области искусства. Произведения Бунина, большинство из которых составляют рассказы и повести, продолжают прекрасную традицию русской литературы и сильно апеллируют к читателю тем, что с глубоким чувством воспевают Родину, родной город и природу, настойчиво стремятся к любви и красоте и отражение таких вечных тем, как жизнь и смерть. В данном очерке рассматривается и анализируется тема сборника рассказов Бунина «Темные аллеи», созданного в последние годы его жизни за границей. Сначала анализируется предыстория создания этого произведения и его место в творчестве Бунина. Сборник рассказов «Темные аллеи» был закончен Буниным в 19 году.37 по 1944 год. Почти все из сорока рассказов, собранных в нем, изображают любовь. Это единственная книга, раскрывающая тему любви в истории русской литературы. Поэтому она и называется «Энциклопедия любви». Этот сборник — лучший из когда-либо созданных Буниным с самой совершенной техникой письма. Создание такого сборника любовных историй времен Великой Отечественной войны отражает сопротивление писателя жестокой реальности войны и его стремление к прекрасному миру. Затем в эссе в основном анализируется тема сборника. «Темные аллеи» — книга, в которой писатель показывает свое глубокое чувство тоски по родному городу. Бунин покинул свою любимую родину, Россию, после Октябрьской революции и больше никогда не возвращался, живя за границей. Таким образом, коллекция воплощает его сильное чувство потерянного родного города. Декорации родного города раскрываются между строк каждого его рассказа. Бунина мучило такое чувство. Свою наблюдательность и чувство жизни он показал в своих работах, которые заставили людей понять, как трудно человеку искать счастья, покинув родину. «Темные аллеи» — книга, посвященная теме любви, жизни и смерти. Бунин особенно заботился о них на протяжении всей своей художественной жизни. В этом сборнике он приложил особые усилия, чтобы скрупулезно описать жизнь и смерть, что заставило вечную любовь человека проявить другой характер. Это книга, которая действительно описывает любовь, в которой он рассказывает много несчастных историй, а также милых и красивых историй. Бунин описал счастливую и великую пору любви; между тем, он также показал несчастный конец, вызванный любовью. В эссе также уточняется, что художественное описание может заставить тему добиться эффекта заметности за счет контраста. В его произведениях естественный звук, запах и цвет смешиваются с пейзажами природы, что создает общую атмосферу для темы рассказа. литературы и языка, а также его глубокое понимание жизни, любви и счастья в последние годы жизни.

Связанные диссертации

  1. Ключевые технологии исследования риска потери жизни при прорыве плотины, TV122.4
  2. Необходимость усиления жизненного образования в средней школе и необходимый путь, G631
  3. Комплексное лечение пожилых пациентов с артериальной гипертензией, синдромами ТКМ и качеством жизни, R544.1
  4. Опрос и анализ подростковой любви среди учащихся средних школ, B844. 2
  5. Исследование неудач в обучении современных учащихся средних школ на основе философии жизни, G631
  6. Исследование методики преподавания романов Лу Синя в старшей школе: с точки зрения словесного представления жизни, G633.3
  7. Исследования характеристик развития розового рисового мотылька Sesamia Inferens на различных растениях-хозяевах и инсектицидах для борьбы с мотыльком, S435.112.1
  8. Исследование Линь Хунняня с его компанией и работами, K29
  9. Кто прославит жизнь, G40
  10. Жизненное повествование Исследование духа образования, G40
  11. Философские размышления о жизненном сознании Цаокао, B235.9
  12. Исследование изменения качества и модели прогнозирования срока годности охлажденной свинины, TS251.4
  13. Исследования моделей прогнозирования разложения плодов и срока хранения послеуборочной клубники, TS255.4
  14. Скрининг молекулярных маркеров интрогрессивной линии устойчивости к ложной мучнистой росе Cucumis Hystrix-C.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *