Основания философии истории Ж.-Ж. Руссо и И. Канта
И. Кант называет идеи Ж.-Ж. Руссо решающим фактором, приведшим его мысль к «коперниканскому перевороту» в философии, к созданию трансцендентальной антропологии. В области философии истории преемственность идей этих философов исследована мало. Всё творчество Ж.-Ж. Руссо посвящено философской антропологии, но его мысль не систематична, он философ-художник. Сравнительный анализ требует дополнительной подготовки по выделению и систематизации философских тезисов и аргументов в его текстах. Философия Канта универсальна и значительно более систематична.
Подход Руссо и Канта к истории – антропологический: история движется индивидами, группами людей и всем человеческим родом (всеми людьми как видом, в современной научной классификации). Ход истории определяется соотношением и взаимодействием двух факторов, неотъемлемо составляющих суть человека: природного и культурного [14, c.
Природа отчасти способствует развитию и функционированию культуры. Кант даже предлагает предполагать развитие культуры реализацией цели природы: ведь культурные задатки, способности вложены в человека природой [1, c. 18]. Иного мы не можем предполагать, если не ищем их истоки в сверхъестественном. Но культурные задатки, по Канту, есть не что иное, как способность освобождаться от законов природы, быть существом надприродным, метафизическим, разумным, хотя только частично — именно в этом уникальность человека, его суть. Кант в антропологии последовательный антинатуралист [14, c. 9].
Философы эпохи Просвещения, и вслед за ними Руссо, считали разум человека способностью в сущности естественной, природной – их антропология натуралистична.
Руссо заметил и доказал неестественность тех социальных (политико-правовых, нравственных) отношений и искусства, которые возникли в результате развития наук и ремёсел [13, c. 93]. Способность к этому развитию — неотъемлемая составляющая сущности человека, и она делает его существом надприродным. Но второй элемент сущности, подлинная нравственность, по Руссо, может быть только естественной. Таким должно быть и искусство как её проводник. К последовательному антинатурализму Руссо не пришёл.Периодизация истории строится Руссо и Кантом в соответствии с движением от начала истории человечества к её вероятной конечной цели. В начале истории человек есть существо, которое только что обрело способность быть культурным. Затем эта способность интенсивно развивается, а природа противостоит ей [14, c. 12]. На начальных и средних этапах это развитие невозможно без острого конфликта с природой. Но высшие этапы позволяют достичь гармонии, хотя и не полной.
В обеих системах общая периодизация составлена по принципу триадичности [14, c. 12]. И такая триадичность вполне естественна, так как она основана на структуре времени, текущем из прошлого через настоящее к будущему. Первая эпоха в триаде – далёкое прошлое, начало истории, когда свершается в мире величайшее событие: появляется «человек разумный». Вторая эпоха – та, в которую жили Руссо и Кант, она продолжается и сегодня. Её начало отмечено появлением конфликтов и постоянного противостояния между большими группами населения, которые заняты различными видами деятельности – т.
е., началом столкновения групповых интересов. Третья эпоха – идеальное состояние общества, которого оно может достичь или не достичь в будущем.Помимо общего описания истории, Руссо и Кант строят предположения о развитии человечества от начального состояния до появления древних государств и установления в них монархической формы правления [10, 6]. Философы сами отмечают, что эти предположения значимы прежде всего для их антропологии, как подкрепляющая иллюстрация. Но в них содержится особая периодизация предполагаемого далёкого прошлого. Она изложена более сжато и структурировано, чем общая, содержит много важных положений и выявляет много важных предпосылок. Эта периодизация органично встраивается в общую и дополняет её – получается многоуровневая схема. Предполагаемое прошлое, как и вся история, описывается триадично, причём второй и третий его периоды содержат по три подпериода каждый.
Хронологические рамки всех трёх периодов общей периодизации точно не известны: одни из них находятся в очень далёком догосударственном прошлом, другие – в будущем, время наступления которого невозможно точно спрогнозировать. Довольно точно известно лишь время смены этапов развития в частной периодизации прошлого человечества: это приблизительные даты образования первых государств и смены их формы правления.
Общую схему многоуровневой периодизации истории в философии И. Канта и Ж.-Ж. Руссо можно представить следующим образом [14, c. 12-13]:
I. Естественное состояние. Природа преобладает над культурой. Культура доантагонистическая, общество раннегуманистическое, догосударственное.
Первобытное состояние, дикость. Этическое состояние — естественное.
Выход из дикости: первые проявления культуры, первые изменения в мышлении и действиях людей. Проходил в три этапа. Вероятно, на последнем из них появилась религия – отныне люди объединены в этическую общность в исторических разновидностях веры, в том числе церковной.
Согласно Руссо, в то время, предположительно [10, c.
Согласно Канту, человек в этом периоде: 1) освободился от деспотизма чувственных влечений [6, c. 39], 2) приобрёл сознание будущего [6, c. 41], 3) осознал, что он — цель природы, и ни одно живое существо ему в этом не соперник [6, c. 41].
Общие элементы в описании этого воображаемого периода:
появляются орудия труда
осознаётся место в природе и среди себе подобных
возникает язык
возникает представление (понятие) о морали, наряду с ухудшением действительных нравов
начинается общение людей друг с другом
на эмоциональном уровне – заканчиваются беззаботность и счастье
II. Состояние антагонизма природы и культуры, антагонистическое состояние самой культуры (столкновение интересов людей и их отчуждение друг от друга в специализации).
Переход от присваивающего хозяйства к производящему [10, c. 115-120; 6, 45-46].
Возникновение государств республиканского типа – вхождение в эпоху сословно-иерархического внутригосударственного строя и естественного внешнеполитического состояния государств [10, c. 120-125; 6, c. 47-48].
Трансформация республиканской формы правления в деспотическую монархию [10, c. 132-133; 6, c. 48-49].
Сходства условных характеристик этого этапа:
происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему
отраслевое разделение хозяйства на земледелие и ремёсла
труд становится принципиально коллективным, разделение труда в коллективе
появляется право и правосудие
нравы достигают одного из худших своих состояний
появляется социальное неравенство – источник зла (по Канту, также и добра)
Теперь об отличиях. Кант утверждает, что ремёсла изобретены объединившимися земледельцами, Руссо – что земледелие возникло благодаря изобретению первого из ремёсел. В-общем, эти занятия тесно взаимосвязаны. Одно из них порождает, развивает и поддерживает другое посредством товарообмена между двумя группами населения. Со временем важнее становится не различие людей по роду занятий, а различие по достатку, социальное неравенство. Рано или поздно в процессе формирования общества активно участвует стремление к славе и богатству.
Государство было создано для урегулирования конфликта, но не сняло его, а лишь смягчило, заглушило, прекратило открытую борьбу, и закрепило социальное неравенство. Становление государственности проходило в два этапа: сначала образовалось демократическое правительство, затем – власть деспотов, где все равно несвободны перед одним. Образовавшиеся государства воюют друг с другом. Кант отмечает, что это является механизмом сохранения внутригосударственной свободы, Руссо такого не замечает.
Господство культуры, приводящее в гармонию её отношения с природой.
Культура послеантагонистическая, гармоничная, сознательно управляемая и планируемая. Отчуждение личности преодолено господством моральных отношений. Форма правления республиканская (в частности, её лучшая разновидность), государства находятся между собой в отношении вечного мира [12; 2, c. 138-149]. В религии, по Канту, это эпоха «единодержавия» чистой религиозной веры, истинной церкви [7, c. 348-354]. В периодизации Руссо последняя эпоха — время господства «гражданской» религии, допускающей существование иных, не противоречащих ей, видов веры [9, c. 322-323].
Исторический процесс рассматривается обоими мыслителями как линейный, история человечества — как единая, всемирная. Каждый народ, хотя и в разное время, проходит все этапы этого процесса.
Развитие культуры есть прогресс, и он происходит постоянно, по крайней мере, в одной из её составляющих, хотя бы в некоторых частях Земли. Согласно Руссо, до перехода от добывающего хозяйства к производящему, прогрессивно развивались все области культуры, после этого перехода – только науки, искусство и ремёсла (нравственность при этом в упадке) [11]. Кант и в этой эпохе видит прогресс во всех социальных отношениях, т.е. также и в политике, праве, нравах, религии: поведение людей, хоть и медленно, становится всё более разумным [8, c. 200]. Некоторую роль в этом сыграло то, что Руссо не дожил до Великой французской революции, а Кант был её свидетелем.
Сходятся периодизации Руссо и Канта в оценке нарастания степени гуманизации (развитие общества через «отчуждение» к единству) и политического развития (движение к республике и вечному миру). Детальные характеристики общего состояния общества в «эпоху отчуждения», механизмов его политико-правового функционирования в эту эпоху и в идеальном состоянии — значительно различаются.
Руссо видит современный ему социум разобщённым, общественные связи – иллюзорными [15, c. 176]. Людей объединяют ложные потребности и разделение труда. Последний пункт, о роли труда, отмечает и Кант, и это единственный общий момент. Теперь о двух специфических пунктах кантовского понимания общества. Первый заключается в том, что люди обладают свойством «необщительной» или «недоброжелательной» общительности – это проявление борьбы доброго и злого начал, стремления общаться и уединяться, действуя только по своему усмотрению. Помимо этого, поколения людей и индивиды в составе каждого поколения образуют систему, которая как целое обладает особыми, надындивидуальными свойствами [1, c. 20, 22]. Руссо не замечает этой системности.
Руссо наделяет народ неотъемлемым правом на революцию [15, c. 179]. Кант против революций, он выступает за реформы и Просвещение [5, c. 29]. Он отвергает радикальные руссоистские оценки возможностей и способностей народа и правителей в нереспубликанском устройстве, характеризует их как частичные, но не полные противоположности. И Руссо, и Кант полагают, что законы в государстве должны утверждаться общей волей, но Кант утверждает, что правом на это, т. е. гражданством, могут обладать только экономически самостоятельные подданные государства [4, c. 120-121].
В заключение хотелось бы отметить главные для историософии сходства и расхождения во взглядах Руссо и Канта. Сближают философов принцип триадичности в построении периодизации, а также комплексное рассмотрение факторов, определяющих историческое развитие, с позиций антропологии и философии культуры. Их подход в целом находится в русле просвещенческого рационализма, и его невозможно причислить к более поздним и известным концепциям XIX-XX веков: материалистическому пониманию истории в стадиальном подходе, циклическому пониманию культурной динамики в локально- или стадиально- цивилизационном подходах.
Кант, относя мораль к специфически социальному, является строгим антинатуралистом в понимании сущности человека, позиция Руссо в этом вопросе непоследовательна: основу морали он находит в чувствах, которые объединяют человека с животными, а роль разума считается второстепенной. Это различие проявилось в периодизации нравственного развития человечества.
Другой важный аспект – понимание функционирования общества, понимание соотношения индивида и социума. Кант отчётливо показал, что общество — и в целом социум — является системой, и только в этой системе полностью реализуются специфически человеческие способности, которыми обладает каждый полноценный индивид. Последний не может их самостоятельно полностью реализовать ввиду своей телесной ограниченности.
Это различие проявлено, хотя только в качестве уточнения, в периодизации истории по общему состоянию культуры и по степени гуманизации. В системном видении Канта развитие культуры даже во вторую эпоху, эпоху антагонизма, столкновения интересов, предстаёт более упорядоченным, чем с точки зрения Руссо. И более гуманным, в смысле соотношения потенциальных и действительных возможностей каждой личности.
Как видно, периодизация истории Руссо и Канта отражает содержание их этики, антропологии и социальной философии.
Литература:
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Избр.: В 3 т. Т. 2: К вечному миру. Калининград: Калинингр. кн. Изд-во, 1998.
Кант И. К вечному миру // Соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966.
Кант И. Конец всего сущего // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
Кант И. Метафизика нравов // Немецкая классическая философия. Т. 1: Право и свобода. М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио, 2000.
Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966.
Кант И. Предполагаемое начало истории человечества // Избр.: В 3 т. Т. 2: К вечному миру. Калининград: Калинингр. кн. изд-во, 1998.
Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты. М.: Наука, 1996.
Кант И. Спор факультетов. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. — 286 c.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Об общественном договоре. Трактаты. М.: Канон-пресс, 1998.
Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Об общественном договоре. Трактаты. М.: Канон-пресс, 1998.
Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 году по вопросу, предложенному этой же Академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» // Об общественном договоре. Трактаты. М.: Канон-пресс, 1998.
Руссо Ж.-Ж. Суждение о вечном мире // Трактаты о вечном мире. М.: Соцэкгиз, 1963.
Асмус В. Ф. Жан-Жак Руссо // Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984.
Калинников Л. А. Философия истории Канта // Кант И. Избр.: В 3 т. Т. 2: К вечному миру. Калининград: Калинингр. кн. изд-во, 1998. – 200 с.
Кассирер Э. Философия Просвещения. М.: РоссПЭн, 2004. - 399 с.
Социальная Философия Жан Жака Руссо Реферат – Telegraph
➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
Социальная Философия Жан Жака Руссо Реферат
Исследование жизненного пути представителя французского Просвещения XVIII века Жана Жака Руссо . Анализ его размышлений о природе человека . .
Главная > Реферат >Философия . Сохрани . . Философские взгляды Ж . Ж . Руссо 7 . . Жан Жак Руссо родился 28 я 1712 года в Женеве, в семье часовщика . . . Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в частности . .
Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем явлениям . . Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, . .
Тип работы: реферат . . Социально-мировоззренческая позиция Руссо 14 Заключение 19 Список использованной литературы 21 . . Жан Жак Руссо (1712-1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения .
Философия Ж . Ж . Руссо Реферат выполнил: Игорь Анатольевич Конюхов . . и корня социальных зол, выдвижения принципа народоправия в противовес идее просвещенного государя . . . Руссо Жан Жак реферат по философии .
Главная > Реферат . . РЕФЕРАТ . Тема: Жан Жак Руссо . Выполнил: студент 2 курса 212 группы . . СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ . Мысль . .
19 . 2020 — Тема: Жан Жак Руссо . Идея социального неравенства . Раздел: Бесплатные рефераты по философии . Тип: Реферат | Размер: 15 .02K . .
14 . 2020 — СКОРЕЕ КЛИКАЙ ПО ССЫЛКЕ! ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ ТАМ -> http://bochki .info/click .html . Социальная Философия Жан Жака Руссо . .
Реферат по философии на тему: Социальная философия эпохи Просвещения: Т . Гоббс, . . Жан Жак Руссо – мысли и афоризмы эпохи просвещения .
Рефераты на гуманитарные темы . . Философские и социально-политические идеи . 3 . . . Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум . .
Философия: Мировоззренческая система Ж .-Ж . Руссо, Реферат . . ровоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формиро- . вание нового образа . . вавшая необходимость буржуазно-демократических социальных пре- .
Перейти к разделу Философия Жан-Жака Руссо — Основная статья: Философия Жан-Жака Руссо . . причины социального неравенства и его . .
Жан-Жак Руссо — философ, моралист и политический мыслитель . . . [с .326, 6] . Социально-экономические и демократические идеи Руссо получали . . и др . дан анализ правовых, политических, философских концепций Ж .-Ж .Руссо .
Основные философские идеи философа Жан Жака Руссо . Политические взгляды Руссо и общественный договор . Биография, книги и основные труды . .
Жан-Жак Руссо – мыслитель и наиболее яркий представитель радикального . . Попытался объяснить причины социального неравенства и его виды . .
Жан-Жак Руссо: философия и его основные идеи . mystroimmir .ru . gif . Основные идеи социальной философии Жан Жака Руссо . revolution .allbest .ru .
Представники німецької класичної філософії високо оцінювали внесок Освіти в . . в широкому використанні людського розуму для реалізації соціального прогресу . . . Світоглядна система Жана-Жака Руссо завоювала величезну . .
15 . — Тема: Жан Жак Руссо . Идея социального неравенства . Раздел: Бесплатные рефераты по философии . Тип: Реферат | Размер: 15 .02K . .
Социальная философия эпохи Просвещения: Т . Гоббс, Ж .-Ж . Руссо . . и государства продолжил французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) .
25 . 2020 — На основе сравнительного анализа философских учений авторы представляют . . Социальная философия Жан-Жака Руссо // Вопр . философии . . . Здравствуйте! Помогите подобрать литературу для реферата по . .
24 . 2020 — Второе место разделили студенты 1-го курса Алик Зеленков (доклад «“Нормальный политический порядок” Жан Жака Руссо») и Данил . .
16 . 2019 — О формах социально-политического устройства 21 §7 . . . Купить . Артикул: 29952 Категория: Философия Метка: Реферат . . Жан Жак Руссо оставил глубокий след не только в истории Франции, но и в истории всего . .
Жан Жак Руссо — французский писатель, музыковед, композитор, ботаник, . . социальной философии — конфликт между современным обществом и . .
Помощь в написании рефератов по философии на тему Жан-Жак Руссо . Поможем даже в безвыходной ситуации .
2 . 2020 — Социальная философия XVIII века . Жан-Жак Руссо . — пост пикабушника mnepoxer2 . Комментариев — 4, сохранений — 3 .
Основными представителями эпохи Просвещения являются Жан Мелье . . Жюльен Офре деЛаметри (1709-1751), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени . . С точки зрения Ж . Мелье, религия — главный источник всех социальных зол . .
Руссо (RousseauRousseau) Жан Жак (28 .06 . 1712 . . во многом определили дальнейшее развитие социальной философии и философии права .
24 . 2019 — реферат, добавлен 27 .11 . 2 . . . сенсуализм Локка . Биография Монтескье . Жан Жак Руссо — создатель новой педагогики . . . Критика атеизма и деизм Вольтера . Социально-философские взгляды, драматургия, . .
16 . 2020 — Жан Жак Руссо — Реферат | кафедра философии . refdb . . . Реферат Федеральных Органов Система Права Социального Обеспечения . .
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – французский просветитель, философ, социолог и . . В своей философии права Руссо исходит из идеи независимой, . . люди сразу переходят к социальной организации, Руссо предусматривал . .
Жизнь Жан-Жака Руссо Социально-политические и философские взгляды Руссо . Естественное и свободное воспитание . Возрастная периодизация
Жан Жак Руссо: философия и педагогика . . . социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой . . Лекция, реферат .
20 — Работа по теме: Темы рефератов по Социальной философии . Предмет: . . Социально-философская концепция Жана-Жака Руссо . 16 .
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях . . быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа .
социальная философия (Никколо Макиавелли, Жан Боден, Гуго . Гроция . . человека в XVIII-XX веках (Эммануил Сведенборг, Жан-Жак Руссо, Дени . Дидро . . Реферат защищается обучающимся в устной форме в присутствии .
8 . — РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:«Взгляды Ж .Ж . Руссо на дошкольную педагогику» . . Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712—1778), . . Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, . .
Источники для рефератов и конспектов . . . и правовой философии Ш . Монтескьё, Вольтера, Жана-Жака Руссо, а также по антропологии . . Элеаты . Учение Гераклита . Анаксагор . Атомисты . Эмпедокл . Социально-экономические .
. . Программа курса · Примерная тематика рефератов · Библиографический список . . Идеи Просвещения, взгляды французских философов-просветителей, . . что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает . . Французский просветитель Жан Жак Руссо занимает особое место во . .
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) . . искусства — из честолюбивого желания выделиться, философия — из стремления . .
Философия Просвещения с наибольшей полнотой отражала состояние и . . Они провозглашали новые социальные идеалы, главным из которых была . . идеолог «третьего сословия» Жан Жак Руссо (1712–1778), философы и . .
Готовые дипломные работы, рефераты, контрольные или курсовые . . Социальная инженерия как метод становления теории познания К . Поппера 19 . . Французское Просвещение . Жан-Жак Руссо его биография и основные . .
Исследование жизненного пути представителя французского Просвещения XVIII века Жана Жака Руссо . Анализ его размышлений о природе человека . .
Главная > Реферат >Философия . Сохрани . . Философские взгляды Ж . Ж . Руссо 7 . . Жан Жак Руссо родился 28 я 1712 года в Женеве, в семье часовщика . . . Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в частности . .
Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем явлениям . . Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, . .
Тип работы: реферат . . Социально-мировоззренческая позиция Руссо 14 Заключение 19 Список использованной литературы 21 . . Жан Жак Руссо (1712-1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения .
Философия Ж . Ж . Руссо Реферат выполнил: Игорь Анатольевич Конюхов . . и корня социальных зол, выдвижения принципа народоправия в противовес идее просвещенного государя . . . Руссо Жан Жак реферат по философии .
Главная > Реферат . . РЕФЕРАТ . Тема: Жан Жак Руссо . Выполнил: студент 2 курса 212 группы . . СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ . Мысль . .
19 . 2020 — Тема: Жан Жак Руссо . Идея социального неравенства . Раздел: Бесплатные рефераты по философии . Тип: Реферат | Размер: 15 .02K . .
14 . 2020 — СКОРЕЕ КЛИКАЙ ПО ССЫЛКЕ! ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ ТАМ -> http://bochki .info/click .html . Социальная Философия Жан Жака Руссо . .
Реферат по философии на тему: Социальная философия эпохи Просвещения: Т . Гоббс, . . Жан Жак Руссо – мысли и афоризмы эпохи просвещения .
Рефераты на гуманитарные темы . . Философские и социально-политические идеи . 3 . . . Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум . .
Философия: Мировоззренческая система Ж .-Ж . Руссо, Реферат . . ровоззренческой системы Жан-Жака Руссо и его вклад в формиро- . вание нового образа . . вавшая необходимость буржуазно-демократических социальных пре- .
Перейти к разделу Философия Жан-Жака Руссо — Основная статья: Философия Жан-Жака Руссо . . причины социального неравенства и его . .
Жан-Жак Руссо — философ, моралист и политический мыслитель . . . [с .326, 6] . Социально-экономические и демократические идеи Руссо получали . . и др . дан анализ правовых, политических, философских концепций Ж .-Ж .Руссо .
Основные философские идеи философа Жан Жака Руссо . Политические взгляды Руссо и общественный договор . Биография, книги и основные труды . .
Жан-Жак Руссо – мыслитель и наиболее яркий представитель радикального . . Попытался объяснить причины социального неравенства и его виды . .
Жан-Жак Руссо: философия и его основные идеи . mystroimmir .ru . gif . Основные идеи социальной философии Жан Жака Руссо . revolution .allbest .ru .
Представники німецької класичної філософії високо оцінювали внесок Освіти в . . в широкому використанні людського розуму для реалізації соціального прогресу . . . Світоглядна система Жана-Жака Руссо завоювала величезну . .
15 . — Тема: Жан Жак Руссо . Идея социального неравенства . Раздел: Бесплатные рефераты по философии . Тип: Реферат | Размер: 15 .02K . .
Социальная философия эпохи Просвещения: Т . Гоббс, Ж .-Ж . Руссо . . и государства продолжил французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) .
25 . 2020 — На основе сравнительного анализа философских учений авторы представляют . . Социальная философия Жан-Жака Руссо // Вопр . философии . . . Здравствуйте! Помогите подобрать литературу для реферата по . .
24 . 2020 — Второе место разделили студенты 1-го курса Алик Зеленков (доклад «“Нормальный политический порядок” Жан Жака Руссо») и Данил . .
16 . 2019 — О формах социально-политического устройства 21 §7 . . . Купить . Артикул: 29952 Категория: Философия Метка: Реферат . . Жан Жак Руссо оставил глубокий след не только в истории Франции, но и в истории всего . .
Жан Жак Руссо — французский писатель, музыковед, композитор, ботаник, . . социальной философии — конфликт между современным обществом и . .
Помощь в написании рефератов по философии на тему Жан-Жак Руссо . Поможем даже в безвыходной ситуации .
2 . 2020 — Социальная философия XVIII века . Жан-Жак Руссо . — пост пикабушника mnepoxer2 . Комментариев — 4, сохранений — 3 .
Основными представителями эпохи Просвещения являются Жан Мелье . . Жюльен Офре деЛаметри (1709-1751), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени . . С точки зрения Ж . Мелье, религия — главный источник всех социальных зол . .
Руссо (RousseauRousseau) Жан Жак (28 .06 . 1712 . . во многом определили дальнейшее развитие социальной философии и философии права .
24 . 2019 — реферат, добавлен 27 . 11 . 2 . . . сенсуализм Локка . Биография Монтескье . Жан Жак Руссо — создатель новой педагогики . . . Критика атеизма и деизм Вольтера . Социально-философские взгляды, драматургия, . .
16 . 2020 — Жан Жак Руссо — Реферат | кафедра философии . refdb . . . Реферат Федеральных Органов Система Права Социального Обеспечения . .
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – французский просветитель, философ, социолог и . . В своей философии права Руссо исходит из идеи независимой, . . люди сразу переходят к социальной организации, Руссо предусматривал . .
Жизнь Жан-Жака Руссо Социально-политические и философские взгляды Руссо . Естественное и свободное воспитание . Возрастная периодизация
Жан Жак Руссо: философия и педагогика . . . социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой . . Лекция, реферат .
20 — Работа по теме: Темы рефератов по Социальной философии . Предмет: . . Социально-философская концепция Жана-Жака Руссо . 16 .
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях . . быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа .
социальная философия (Никколо Макиавелли, Жан Боден, Гуго . Гроция . . человека в XVIII-XX веках (Эммануил Сведенборг, Жан-Жак Руссо, Дени . Дидро . . Реферат защищается обучающимся в устной форме в присутствии .
8 . — РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:«Взгляды Ж .Ж . Руссо на дошкольную педагогику» . . Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712—1778), . . Ошибка философов, писал Руссо, имея в виду Гоббса и Локка, . .
Источники для рефератов и конспектов . . . и правовой философии Ш . Монтескьё, Вольтера, Жана-Жака Руссо, а также по антропологии . . Элеаты . Учение Гераклита . Анаксагор . Атомисты . Эмпедокл . Социально-экономические .
. . Программа курса · Примерная тематика рефератов · Библиографический список . . Идеи Просвещения, взгляды французских философов-просветителей, . . что только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает . . Французский просветитель Жан Жак Руссо занимает особое место во . .
Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) . . искусства — из честолюбивого желания выделиться, философия — из стремления . .
Философия Просвещения с наибольшей полнотой отражала состояние и . . Они провозглашали новые социальные идеалы, главным из которых была . . идеолог «третьего сословия» Жан Жак Руссо (1712–1778), философы и . .
Готовые дипломные работы, рефераты, контрольные или курсовые . . Социальная инженерия как метод становления теории познания К . Поппера 19 . . Французское Просвещение . Жан-Жак Руссо его биография и основные . .
Реферат На Тему Луна
Реферат Про Маникюр
Контрольная Работа По Прикладной Экономике
Комплекс Общеразвивающих Упражнений По Физкультуре Реферат
Реферат На Тему Нормы Русского Языка
Жан-Жак Руссо — Корни теории образования
Жан-Жак Руссо был философом 18-го века, который позже стал известен как философ-революционер в области образования и предшественник романтизма. Один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения в Европе 18-го века, его идеи относительно образования и роли, которую общество играет в развитии/образовании ребенка, были опубликованы в его знаменитой работе Emile , которая вызвала некоторые искры, которые помогли зажечь Французскую революцию и в конце концов привел к собственному изгнанию из Парижа.
Родившийся в Женеве 28 июня 1712 года, Руссо окончательно верил, что люди рождаются хорошими, но развращаются обществом. Он также считал, что люди усваивают эти «дурные привычки», только живя в городе, поэтому он предпочел сельскую среду для обучения детей. Он хотел отказаться от лицемерия и претенциозности общества. Он считал, что естественное образование способствует и поощряет такие качества, как счастье, спонтанность и любознательность, связанные с детством. Он хотел, чтобы дети были защищены от общественного давления и влияния, чтобы естественные склонности каждого ребенка могли проявляться и развиваться без какого-либо неоправданного искажения.
Величайшим произведением Руссо был Émile , опубликованный в 1762 году. Это скорее трактат о воспитании с внешним видом рассказа, чем роман, книга описывает идеальное образование, которое готовит Эмиля и Софи к их возможной свадьбе. Книга первая посвящена младенчеству ребенка. Основной тезис всех сочинений Руссо подчеркивает природную доброту человека. Именно общество развращает и делает человека злым. Руссо утверждает, что в этот период развития ребенка воспитатель может лишь стоять в стороне, следя за тем, чтобы ребенок не приобрел вредных привычек. Руссо осуждал практику некоторых матерей, отдающих своих младенцев кормилицам. Он считал, что матерям необходимо кормить грудью собственных детей. Эта практика соответствует естественному праву.
Согласно второй книге Руссо « Эмиль », цель образования состояла в том, чтобы воспитатель готовил ребенка не к определенному социальному учреждению, а в том, чтобы уберечь ребенка от пагубного влияния общества. Эмиль получает образование вдали от города или поселка; проживание в деревне, близкой к природе, должно позволить ему развиться в доброжелательного, хорошего взрослого человека. Ребенок учится, используя свои чувства в прямом опыте. Он живет в спартанской простоте.
Книга третья описывает интеллектуальное образование Эмиля. Опять же, это образование основано на собственной природе Эмиля. Когда он готов учиться и интересуется языком, географией, историей и наукой, он будет обладать внутренним направлением, необходимым для обучения. Это обучение вырастает из деятельности ребенка. Он будет изучать языки естественным путем посредством обычной разговорной деятельности. Руссо предполагает, что мотивация Эмиля ведет к целенаправленной самодисциплине, необходимой для приобретения знаний. Наконец, Эмиля обучают столярному делу, чтобы подготовить его к жизни.
Четвертая книга описывает социальное и религиозное образование Эмиля. Рассматривается образование Софи, и книга завершается свадьбой Эмиля и Софи. Эмилю разрешается общаться с людьми в возрасте 16 лет. Его направляют к желательному отношению, которое ведет к самоуважению. Раннее образование Эмиля защищает его от тлетворного влияния общества. Откровения и догмы организованной религии не нужны человеку. Фундаментальные принципы любой религии утверждают существование Бога и бессмертие души, и они познаются только сердцем. Закончив объяснение идеального воспитания Эмиля, Руссо обращает внимание на воспитание Софи. Женщины не образованы, как мужчины. Естественная цель женщины — доставить удовольствие мужчине. Ожидается, что она будет иметь детей и заботиться о них, а также ублажать, советовать и утешать своего мужа, когда это необходимо. Ее образование не выходит за рамки этой цели.
Его взгляды на монархию и правительственные учреждения возмутили власть имущих, а его идеи о естественной религии, неортодоксальные как для католиков, так и для протестантов, вынудили его бежать в Мотье в Невшателе под защитой Фридриха Великого. Там Руссо изучал ботанику и в конце концов принял приглашение Дэвида Юма поселиться в Англии, где написал большую часть своих автобиографических исповедей .
Философские идеи Руссо о воспитании детей были весьма рискованными и наделали немало шума. Его философия также не была гендерно-нейтральной. Руссо считал, что женщины должны быть обучены управлять своими мужьями. Они должны были быть слабыми и пассивными, воспитанными в невежестве и предназначенными для работы по дому. Мужчины должны были обучаться самоуправлению, и философия Эмиль в основном относился только к мужчинам в обществе. Он считал, что частная сфера зависит от натурализованного подчинения женщин как для ее функционирования, так и для публично-политической сферы. По иронии судьбы, одно из его основных убеждений в отношении Эмиля , которое не было бы скандальным во времена Руссо, в современном обществе явно воспринималось бы как сексистское.
Мощное влияние Руссо на европейское романтическое движение и после него было связано с его видением возрожденной человеческой природы. Его философия обнаружила поразительное сочетание идеалистических и реалистических элементов, которые постоянно, казалось, открывали возможность лучшего мира. Это оптимистическое мировоззрение передавалось через особенно красноречивый и убедительный стиль, богатый эмоциональными и музыкальными обертонами, производивший впечатление глубокой искренности. Великой задачей Руссо было убедить самых скромных людей в том, что они никогда не должны стыдиться называть себя людьми.
В конце концов Руссо уехал из Парижа жить в деревню. Он совершенно разочаровался в нормах городского общества, особенно в монархии, и даже почувствовал отвращение к собственным друзьям. Он чувствовал, что дети более полно узнают, что правильно, а что неправильно, переживая последствия своих действий на собственном опыте, а не подвергаясь физическому наказанию, как это делало большинство людей в его время. Руссо твердо верил, что природа добра, а человек по существу нет; у людей есть потенциал быть добрыми, но часто они предпочитают этого не делать.
Ища убежища в больнице, Руссо в конце концов умер безумным в коттедже в Эрменонвиле 2 июля 1778 года от внезапного приступа тромбоза, вызвавшего подозрения в самоубийстве. Он был похоронен там до 1794 года, когда его останки были помещены вместе с прахом Вольтера в Пантеон в Париже.
Read Émile
Взгляды Руссо и Локка на собственность — 1179 слов
Содержание
- Введение
- Идеи Руссо о собственности
- Ответ Локка Руссо
- Ответ Руссо Локку
- Заключение
- Цитированные работы
Введение
Теории формирования государственности и цивилизованного общества с регламентированной системой прав и свобод всегда занимали значительное место в трудах философов. Причем свои рассуждения приводили как мыслители античной эпохи, так и Нового времени. Однако, в отличие от более старых концепций социализации человека и необходимости взаимодействия друг с другом как обязательного аспекта гражданственности, более поздние доктрины связаны с более прагматичными подходами. В частности, представления Руссо о важности стремления человека к самосохранению не предполагают обязательной социализации и основываются на имущественном вопросе как одном из основных атрибутов жизни. Локк, также приложивший немало усилий для объяснения своих взглядов на идею собственности, подчеркивал взаимовлияние свободы и собственности на собственность и, в отличие от Руссо, не разделял существенно эти два понятия.
Идеи Руссо о собственностиОтличительные взгляды обоих философов можно объяснить в контексте их ключевых тезисов о становлении государственности и общества. Жан-Жак Руссо говорит, что естественный человек живет страстями и не следует разуму; тем не менее с развитием общества развивается и разум (стр. 24). Растут личные потребности, и для их удовлетворения возникает необходимость вступать в разнообразные отношения с людьми. В связи с этим появляется конфликт интересов, возникают неоднозначные ситуации. В результате, как утверждает Руссо, у людей появляются материальные приоритеты, и остро встает вопрос о частной собственности, что и является причиной возникновения государства (с. 49).). Таким образом, появляется первая форма социального неравенства – имущественный раздел, предполагающий разделение общества на богатых и бедных.
Между двумя классами идет борьба, что является естественным явлением. Цель богатых — сохранить свое имущество и приумножить свое материальное положение. Они хотят поработить бедняков, чтобы они не могли посягать на их имущество. Для этого они обманным путем предлагают заключить общественный договор и создать аппарат публичной власти. В результате Руссо отмечает, что возникло государство, а также новый тип социального неравенства — политическое различие между правящими и управляемыми (с. 19).8). Третья форма неравенства — установление деспотической власти в государстве. Необходимо политическое решение, направленное на восстание и создание государства, призванного обеспечить свободу и равенство на основе нового общественного договора. Вопрос частной собственности остается актуальным, так как это явление нельзя уничтожить, а необходимо установить законодательно закрепленные ограничения. Эти тезисы составляют основные идеи Руссо о собственности и ее отделении от свободы.
Ответ Локка РуссоОбосновывая естественный характер свободы личности (в том числе в идеологической и религиозной сферах), Локк называет главной гарантией независимости личности обладание собственностью. Однако, в отличие от Руссо, рассматривающего собственность как условность, Локк оценивает это понятие гораздо шире и упоминает конкретные нематериальные активы, являющиеся обязательными компонентами собственности (Кан, с. 671). Мыслитель отмечает, что право владения имеет трудовое происхождение, а потому его справедливость неоспорима (Локк, с. 26). Выступая с контраргументами Руссо, Локк мог отметить, что без возникновения и признания частной собственности невозможно прогрессивное развитие общества. Превращение земли, которую обрабатывает человек, или полученных продуктов в частную собственность не ущемляет интересов и возможностей других людей, поскольку земельные просторы огромны (Локк 13). В результате, прилагая усилия, каждый может добиться выгоды, полагаясь на свой талант и трудолюбие.
Стремясь обосновать независимость права собственности от государственной власти, Локк противопоставил идеям Руссо гипотезу о том, что собственность как естественное право возникает в догосударственном обществе. Мыслитель мог бы также добавить, что индивидуальное присвоение не требует никакого согласия со стороны людей, имеющих общее право на объекты природы (Локк, с. 7). Единственной основой присвоения является труд, а общественное отношение собственности образует феномен личности. Собственность является не только одним из направлений и форм выражения свободы и прав человека, но и их экономической основой. Эти рассуждения можно было бы противопоставить прагматическим тезисам Руссо о классовом обществе и исключительно материальной основе любой формы собственности.
Ответ Руссо ЛоккуВ ответ на доводы Локка о личной свободе в отношении выбора материальных и нематериальных благ Руссо, в свою очередь, мог дать дополнительное обоснование. В частности, договорные отношения между государством и народом являются естественным социальным явлением, поскольку государство призвано защищать граждан и их имущество (Иногути и Ле, с. 492). Мыслитель не стал бы доказывать беспочвенность демократии. И наоборот, он предположил бы, что формальный договор, существующий между государством и гражданами, может быть расторгнут, если правительство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру (Иногути и Ле, стр. 49).1). Кроме того, Руссо упомянул о пользе ограничения собственности в контексте достижения высоких целей и приоритета общественных интересов над частными. Уровень жизни людей определяет компетенцию власти, а равные условия в улучшении благосостояния можно считать основой демократического строя. Поэтому предоставление полной свободы владения собственностью не способствует гармоничному развитию общества.
В дополнение к этим контраргументам Руссо мог бы также указать на социально неоднозначный характер накопления капитала и увеличения собственности. Мыслитель видит в собственности причину войн и конфликтов (Пирс, с. 4). Хотя он не отрицает важности права пользоваться жизненными благами, он также призвал бы Локка обратить внимание на важность сдерживания неконтролируемого расширения собственности. Как отмечает Пирс, суверенный человек не может считаться свободным, если примитивные ценности, такие как стремление к собственности, делят человечество на классы, что усугубляется несовершенством форм правления (с. 4). В результате люди, не ставящие перед собой задачу накопления имущества любыми доступными средствами, живут счастливо и свободно, в отличие от тех, кто имеет безграничные желания и стремления разбогатеть. Эти ответы Локку могли стать основой позиции Руссо о недопустимости предоставления полной свободы при обладании большим количеством материальных ценностей.
Заключение
Расхождения во взглядах Руссо и Локка на ценность собственности и свободу человека как одно из следствий породили существенную основу для философских рассуждений. Решая, чья концепция более актуальна и правильна, следует учитывать характер общества, в котором эта концепция продвигается. Сегодня идеи Локка выглядят более естественными, поскольку современное демократическое общество не препятствует развитию личности во всех направлениях. Неравенство, выраженное в социальных классах, менее выражено, чем в период деятельности Руссо, который, тем не менее, также предлагает рациональные представления о равенстве и высоких ценностях. Поэтому временные рамки и особенности общественного развития являются ключевыми причинами, определяющими значимость того или иного понятия и его актуальность.
Процитированные работы
- Кан, Стивен М., изд. Классика западной философии . 8-е изд., Hackett Publishing, 2012.
- Иногути, Такаши и Лиен Тхи Куинь Ле. «К моделированию глобального общественного договора: Жан-Жак Руссо и Джон Локк». Японский журнал политических наук , том. 17, нет. 3, 2016, стр. 489-522.
- Локк, Джон. Второй трактат о правительстве Джона Локка . Электронная книга «Проект Гутенберг», 2012 г. Интернет.
- Пирс, Стивен. «Локк против Руссо: революции в собственности».