Определение что такое самопознание: Самопознание — урок. Обществознание, 6 класс.

Самопознание человека

Главная

Статьи

Интересное

Самопознание человека

интересное, интересные факты

У каждого человека есть только два предельных варианта выбора жизненной траектории: либо согласовывать свои поступки со знанием законов бытия, разного рода обоснованных требований, либо игнорировать их. Реализация первого варианта свое конкретное выражение находит в культурном образе жизни, реализация второго варианта — в анти культурном образе жизни, в неразумном поведении (наркомания, алкоголизм, терроризм и т. д.). Результат реализации первого варианта — утверждение в жизни жизни, результат второго — утверждение в жизни смерти. Всех людей, игнорирующих объективные законы человеческой жизни, т. е. разумные требования к ней, жизнь «наказывает» болезнями, страданиями, несчастиями, преждевременной смертью.

Овладение умением жить в согласии с разного рода необходимыми требованиями в различных видах своей деятельности (профессиональной, семейной, оздоровительной и т.

д.) проявляется в достижении человеком относительного равновесия с природой и обществом, выступает как «искусство жить». А последнее предполагает познание человеком не только внешнего мира, но и самого себя. Результатом самопознания является «образ я». Так как «образ я» есть то, на основе чего каждый человек строит свои отношения с другими людьми, в тех или иных видах деятельности самореализуется, осуществляет себя в мире, огромное значение самопознания в жизни человека очевидно. Поэтому неудивительно, что в трудах уже первых греческих философов настойчиво звучит призыв: «Познай себя!». По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов Древней Греции (Фалес, Питтак, Би-ант, Солон, Клеобул, Мюсон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого себя». «Кто знает себя, — утверждал афинский мудрец Сократ, — тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий.
Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий».

Познание человека вообще выступает либо как познание внешнего мира, либо как познание самого себя, т. е. как самопознание. Но что такое самопознание? По мнению, например, А. С. Спиркина, самопознание — «это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни». По мнению В. Г. Маралова, «самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми». Словарь терминов социальной педагогики дает такое определение: «Самопознание — познание своего Я в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я».



Недостаток приведенных выше определений самопознания состоит в том, что они осуществляются через перечисление тех или иных сторон индивида, которые отражаются в процессе самопознания. Но так как каждый человек как объект познания в такой же мере неисчерпаем, как и Вселенная, то очевидно, что ни в одном определении самопознания нельзя охватить всего того, что отражается в этом процессе. Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы вначале дать самое общее, абстрактное определение самопознания, а затем путем выделения определенных оснований конкретизировать его.

В научной литературе встречались также определения самопознания, в которых делается попытка выявить его сущность, т. е. выделить самое существенное. Так, например, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, самопознание — это свойство «отдавать себе отчет в своем отношении к миру и другим людям» (согласно словарям русского языка, устойчивое выражение «отдавать себе отчет» означает достижение понимания, осознания, подразумевает способность разобраться в чем-либо). Однако самопознание человека не сводится только к познанию своего отношения к миру и другим людям. Каждый человек в той или иной мере познает и свое отношение к самому себе. Кроме того, он познает и особенности своей психики и тела. С. А. Минюрова определяет самопознание как процесс, посредством которого человек получает знания о себе. В этом определении самопознание сводится к рациональному самопознанию. Между тем каждый человек познает себя не только на уровне рационального познания, но и на уровне чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Здесь следует также отметить то, что в литературе, особенно психологической, широко распространено сведение самопознания к осознанному самопознанию. Однако кроме осознанного самопознания существует также самопознание на обыденном уровне, когда индивид познает себя (напр., чего он хочет и как он намерен удовлетворить свою потребность), но при этом совсем не осознает того, что осуществляет познавательную деятельность. А. Н. Леонтьев справедливо указывал на необходимость различать 1) знание о себе (познание себя) и 2) осознание себя.

С учетом сказанного можно дать следующее исходное, наиболее абстрактное (общее) определение понятия «самопознание». Самопознание — это такое познание, в котором субъектом и объектом является отдельный индивид. Содержанием самопознания является отражение индивидом самого себя и формирование определенного образа своего «я». Конкретизация этого определения понятия «самопознание» предполагает прежде всего выявление его соотношения с близкими ему понятиями, с которыми оно нередко фактически отождествляется: «рефлексия» и «самосознание», затем со всеми другими понятиями, обозначения которых начинаются с части «само» и характеризуют «самость» индивида (начальный элемент термина «само» означает направленность на самого себя, исход от себя или осуществление для себя). К этим понятиям относятся: самоощущение, самовосприятие, самонаблюдение, самообеспечение, само-проектирование, самооценка, самоопределение, самоподготовка, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самоуправление, самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина и др..

Как самопознание человека соотносится с рефлексией и самосознанием? Приведем некоторые определения этих понятий.

«Рефлексия — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя; собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к другим, своих задач, назначения и т. д.». «Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта». «Самосознание — осознание человеком себя как индивидуальности. Это направленность сознания человека на самого себя — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия)».

«Самосознание — оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля; убеждение в ценности собственной личности». «Самосознание — полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе».

С трактовкой понятий «рефлексия» и «самосознание», которые даются в «Словаре по социальной педагогике», мы не согласны, так как в таком случае рефлексия сводилась бы к познанию человеком только своего внутреннего мира, при том что каждый человек познает свою активность и во внешнем мире, а самосознание сводилось бы только к сознательному оценочному самопознанию, хотя в структуру самопознания входит также предметное и проектное самопознание.

Что же касается определения понятий «рефлексия» и «самосознание» в Большом психологическом словаре, то они фактически идентичны: и рефлексия и самосознание направлены на осознание себя, своей индивидуальности. При этом термин «самосознание» мы будем рассматривать как синонимичный по отношению к терминам «само-осознание», «само-осмысление». Попытки вкладывать в них какое-то специфическое содержание и разграничивать с понятием «самосознания» нам представляются непродуктивными.

Рассмотрим теперь соотношение понятия «самопознания» со всеми другими понятиями, обозначения которых содержат начальную часть «само». Отметим, что проблема взаимосвязи соответствующих явлений, т. е. представления терминов и понятий в определенной системе, в специальной литературе не решена. Можно упомянуть только работу Г. К. Чернявской, в которой предпринята первая попытка систематизации указанных выше понятий. В качестве основания исследователем выбраны важнейшие вопросы, которые неизбежно встают в жизни перед каждым человеком. Эти вопросы были сформулированы И. Кантом: «Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?».

В соответствии с ответами на эти вопросы можно говорить о «блоках» внутреннего движения личности к самореализации: когнитивном, поведенческом и регулятивном. Когнитивный блок связан с ответом на первый из поставленных И. Кантом вопросов: «Что я могу знать?» Г. К. Чернявская в данный блок включает самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценку и само-модель, которые определенным образом взаимосвязаны.

Ко второму, поведенческому блоку, связанному с ответом на вопрос «Что я должен делать?», она относит самоподготовку, самообразование, самовоспитание и саморазвитие. Каждое из этих понятий характеризует определенный этап формирования личности, ее деятельности, направленной на становление себя как субъекта деятельности вообще.

К третьему блоку, связанному с ответом на вопрос «На что я могу надеяться?», Г. К. Чернявская относит саморегуляцию, самоконтроль и самодисциплину. Действия личности, в которых проявляются соответствующие процессы, с одной стороны, определяют цели и надежды для той деятельности, которая отражается понятиями первого и второго блоков, а с другой — оказывают непосредственное регулирующее влияние на эту же деятельность. Положительным моментом в подходе Г. К. Чернявской к выявлению природы самопознания является попытка раскрытия его взаимосвязи с блоком понятий, относящихся к самости индивида, и выявления механизма взаимосвязи самопознания и самореализации личности.

Связь самопознания с рядом терминов с начальной частью «само» исследовал А. Я. Голубчиков. В развернутом генетическом цикле самоопределения индивида он выделяет взаимосвязанные самопознание, само-проектирование, самоуправление и самореализацию. При этом самопознание предполагает решение следующих задач: а) насколько полно я выражаю сущность и идеалы рода? б) в чем типичность и своеобразие меня как личности? в) в чем выражается моя уникальность?

Само-проектирование характеризуется созданием многовариантного проекта, имеющего в структуре жизненную детерминанту и по содержанию охватывающего основные формы активности индивида. Самоуправление полагает целью управление своей природной организацией, психикой и жизнедеятельностью во всех процессах самоопределения. Самореализация предстает в виде цикличной взаимосвязи самообучения (совершенствование навыков деятельности), самовоспитания и самообразования как предметность основных форм активности индивида. В свою очередь, самореализация побуждает к познанию мира и самопознанию, само-проектированию и самоуправлению. Однако в концепции А. Я. Голубчикова нам представляются спорными следующие положения:

1) противопоставление самопознания и само-проектирования. На наш взгляд, само-проектирование — это один из конституирующих видов самопознания, связанный с познанием индивидом своего будущего;

2) слишком широкая трактовка самоопределения индивида. Получается так, что и самопознание, и само-проектирование, и самоуправление, и самореализация — всё это есть самоопределение. В действительности самоопределение — это процесс и результат целостного самопознания индивида, в которое включаются предметное, оценочное и проектное самопознание. Другими словами, самоопределение индивида — это процесс и результат сознательного выбора собственных позиций, целей и средств самоосуществления для достижения определенных результатов в настоящем и будущем.

На наш взгляд, к фундаментальным вопросам индивидуального бытия человека, которые каждый хотя бы раз в жизни задавал себе, относятся следующие: 1. Кто я такой и почему я такой? 2. Как я отношусь к себе? 3. Кем я хочу, могу и должен стать? 4. Как мне стать тем, кем я хочу, могу и должен стать? Ответ на первые два вопроса связан с предметным самопознанием, т. е. само-описанием и само-объяснением. Результатом становится знание о самом себе как о явлении реального мира, т. е. знание о себе как таковом (напр., я знаю, что я студент педагогического вуза и почему я поступил именно в этот вуз). Ответ на второй вопрос связан с оценочным самопознанием. Его результат — многообразные самооценки. Ответ на третий вопрос связан с проектным самопознанием, включающим в себя само-диагностирование, само-прогнозирование, само-целеполагание и само-планирование. Его результат — само-проект, представляющий собой идеальный образ той или иной будущей деятельности человека.

Ответ на четвертый вопрос связан с самоуправлением процессом практической реализации само-проекта. Реализация само-проекта в деятельности выступает как самореализация человека. Рассмотрение самоуправления и самореализации в единстве связано с тем, что эти процессы в реальной жизни находятся в органической взаимосвязи. Это обусловлено тем, что само-проект выступает как средство сознательного регулирования самореализации человека и как средство достижения ее целей.

Итак, с нашей точки зрения, самопознание индивида включает в себя предметное самопознание, оценочное самопознание и проектное самопознание. Представленная выше последовательность рассмотрения видов, или уровней, самопознания выступает как его собственная логика. В ней находит свое выражение то, что без предметного самопознания оценочное самопознание невозможно в принципе, поскольку, чтобы нечто оценивать в себе (напр. , результаты своей деятельности), надо располагать об этом (о результатах деятельности) объективным знанием. Разумеется, самооценка предполагает и знание должного (идеалов, норм, разного рода требований).

Результаты предметного и оценочного самопознания — соответствующие знания -служат основанием проектного самопознания (в проекте, кроме знания человеком своих потребностей и возможностей, также учитываются те внешние условия, в которых будет осуществляться его деятельность). Если предметное и оценочное виды самопознания связаны с отражением «я» реального (прошлого и настоящего индивида), то особенность проектного самопознания состоит в том, что оно непосредственно нацелено на познание его будущего, т. е. не того, что было или что есть, а того, что может и должно быть в его жизни, на конструирование «я» идеального.

Указанными взаимосвязями диалектика видов, или уровней, самопознания не исчерпывается. Она также выражается в том, что, во-первых, осуществление оценочного самопознания может потребовать возврата к предметному самопознанию, а осуществление проектного самопознания — к предметному или оценочному самопознанию или к тому и другому одновременно с целью либо уточнения каких-либо знаний, либо получения новых, во-вторых, в концептуальное предметное самопознание в качестве компонентов входят проектное и оценочное самопознание (так, напр. , предметное самопознание индивидом сущности своего нравственного «я» в принципе невозможно без постановки цели этого самопознания, определения средств ее достижения и самооценки полученного результата). Оценочное самопознание также предполагает предметное самопознание и включает в себя проектное самопознание.

Из вышеизложенного следует, что 1) самопознание предполагает не только прямые связи между его видами, но и связи обратные, даже объемные; 2) самопознание посредством диалектической взаимосвязи предметного самопознания, оценочного и проектного, как и познание (сознание) вообще, выполняет отражательную функцию и функцию саморегуляции в любом виде самореализации человека.

В свете сказанного широко распространенные в специальной литературе подходы к самопознанию отдельного человека нам представляются весьма спорными. Общее между ними состоит в том, что из самопознания исключается само-оценивание и само-проектирование и все эти процессы противопоставляются друг другу. Так, например, Г. К. Чернявская, как уже отмечалось, выделяет три блока внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий и регулятивный. В когнитивный блок, наряду с другими элементами, также включается самопознание и самооценка, а третий, регулятивный блок связывается с целеполаганием. Вследствие этого самопознание противопоставляется и само-оцениванию, и само-проектированию (целеполаганию). А. Я. Голубчиков в автореферате докторской диссертации в развернутом генетическом цикле самоопределения индивида также противопоставляет самопознание и само-проектирование, рассматривая их как положенные процессы.

Исключение из самопознания индивида само-оценивания и само-проектирования и рассмотрение их как положенных явлений — общее место в современной психологической литературе. Так, например, по мнению В. Г. Маралова, мерой взаимодействия между «я» как субъектом познания и «я» как объектом познания являются, с одной стороны, самопознание и само-оценивание, с другой — саморегулирование и самоконтроль. Очевидно, что при таком подходе самопознание и само-оценивание противопоставляются. При этом самопознание автором сводится к предметному самопознанию (т. е. к познанию того, «каков я есть», «какими я обладаю качествами» и т. д.). Что же касается саморегулирования и самоконтроля (отметим, что саморегулирование и самоконтроль рассматривать как положенные нельзя, поскольку самоконтроль — одна из форм саморегулирования), то их непосредственной основой является само-проектирование. Однако в схематическом изображении структуры самосознания. B. Г. Мараловым оно даже не упоминается.

Практически аналогичный подход к самопознанию представлен в учебном пособии С. А. Минюровой «Психология самопознания и саморазвития». Так, например, И. И. Чеснокова, на которую ссылается C. А. Минюрова, самосознание рассматривает в единстве трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Очевидно, что в этом подходе само-оценивание из самопознания исключается и рассматривается как положенное с ним. При этом, по мнению автора, обобщенные результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующей самооценке, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов. Однако какие другие существенные моменты включаются в саморегуляцию, автор не раскрывает. В любом случае, согласно И. И. Чесноковой, саморегулирование личности обходится без само-проектирования, что является недоразумением.

Для доказательства качественного отличия самопознания и само-оценивания и рассмотрения их как положенных процессов приводится следующая аргументация. Утверждается, что само-оценивание (иногда его называют ценностно ориентированной деятельностью), как и самопознание, имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие само-оценивания состоит в том, что оно устанавливает отношения не между объектами, а между объектом и субъектом, т. е. дает не чисто объективную, а субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях. Действительно, предметное самопознание и само-оценивание — это разные формы отражения индивидом самого себя. Но результат у них общий — знания. А знания — это всегда результаты рационального познания в виде понятий и суждений. Следовательно, само-оценивание, как и предметное самопознание, — это тоже самопознание, но оценочное самопознание. Его результат -оценочное знание. Если в предметном самопознании индивид познает, например, какие-то свои качества, то в оценочном самопознании он познает свое отношение к ним. Кроме того, само отношение субъекта к этим качествам — это тоже объект познания, который обладает сущностью.

Можно сделать следующий вывод: и предметное, и оценочное отражение индивидом самого себя — это разные формы, или уровни, самопознания. Поэтому рассмотрение самопознания и само-оценивания как положенных и исключение второго из первого, на наш взгляд, лишено всякого основания и является серьезным научным заблуждением.

Нельзя, по нашему мнению, самопознание и само-оценивание противопоставлять и на том основании, что самопознание дает объективную информацию, а само-оценивание — субъективную. Предметное самопознание также может быть субъективным, т. е. неадекватным, содержащим заблуждение, а само-оценивание, наоборот, может быть объективным (напр., выполняемая человеком строгая самооценка в соответствии с правовыми нормами).

Можно указать и на другие противоречия. В психологической литературе саморазвитие личности рассматривается как проблема ее практического преобразования на основе планирования и проектирования. При этом в механизм саморазвития включаются рефлексия, само-принятие и само—прогнозирование. Отметим прежде всего то, что рассматривать планирование и проектирование как положенные неправомерно, поскольку планирование есть составная часть проектирования. Кроме того, как отмечалось, рефлексия -это то же, что и сознательное самопознание. Но С. А. Минюрова самопознание и саморазвитие рассматривает как отдельные, самостоятельные явления (ее работа называется «Психология самопознания и саморазвития»). Поэтому, естественно, возникает вопрос о том, каким образом рефлексия (самопознание) одновременно является самостоятельной деятельностью и составной частью саморазвития? Это читателю непонятно. Непонятно и то, как в таком случае самопознание соотносится с проектированием (само-проектированием), которое затем сводится к само-прогнозированию, тем более что последнее, как отмечалось, одна из форм само-проектирования, понимаемого в широком смысле слова.

Общий вывод. В различной литературе последнего времени (и философской, и психологической) самопознание представлено в каком-то купированном виде, поскольку сводится только к предметному самопознанию. Из него исключается как самооценочное самопознание, так и проектное, и оба они рассматриваются как положенные с самопознанием. Это делает невозможным рассмотрение собственной логики самопознания и диалектики ее форм и ведет к концептуальной путанице.

В заключение рассмотрим вопрос о ценности самопознания в жизни индивида. Самопознание относится к числу фундаментальных ценностей человеческого бытия. О ценности самопознания писали философы, представители других отраслей науки и деятели искусства. Обобщая различные трактовки ценности самопознания, мы пришли к выводу, что смысл и назначение самопознания индивида состоит в обеспечении его продуктивной самореализации, понимаемой как творение им благ самому себе, другим людям, обществу при не нанесении никому вреда.

В общем понимании ценности самопознания можно выделить ряд аспектов. Сознательное самопознание позволяет каждому человеку:

1) строить свою жизнь не стихийно, а на научной основе, благодаря чему он в своем бытии обретает свободу;

2) получать в зависимости от нахождения на том или ином этапе своего жизненного пути определенные ответы на следующие вопросы индивидуального человеческого бытия: «Кто я такой и почему я такой?»; «Как я отношусь к себе, оцениваю себя?»; «Кем я хочу, могу и должен стать в жизни?»; «Как мне стать тем, кем я хочу, могу и должен стать?»;

3) оценивать свои потребности и возможности, уметь разбираться в своем внутреннем мире и в своем взаимодействии с внешним миром;

4) открыть свою уникальность, а уникальность — основа индивидуальности. В свою очередь, индивидуальность — основа творчества. Все духовные и материальные инновационные ценности в обществе были созданы личностями, если воспользоваться

словами Е. А. Баратынского, с «необщим выражением лица»;

5) обеспечить эффективное самоуправление личности. Это связано с тем, что само-проект, возникающий в результате самопознания, является и инструментом достижения целей, и инструментом сознательной саморегуляции;

6) использовать свои положительные качества, развивать и совершенствовать их и избавляться от своих отрицательных качеств, т. е. успешно заниматься самовоспитанием. Всем известно, что всякое воспитание есть прежде всего самовоспитание. А без самопознания оно невозможно;

7) познавать других людей. «Кто однажды обрел себя, — писал австрийский писатель С. Цвейг, — тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей»;

8) становиться тем, кем человек способен стать, а не тем, кем его заставляет быть социальное окружение, т. е. быть самим собой. Еще древнегреческий философ Пифагор утверждал: «Если тебя спросят: «В чем состоит благополучие?» — ответствуй: «Быть в согласии с самим собой»»;

9) брать на себя ответственность, так как в основании последней лежит предопределяемый самопознанием свободный выбор. А быть ответственным — значит быть подлинным субъектом самореализации. А. Мас-лоу отмечал: «Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он само-актуализируется»;

10) достичь зрелости и полноценного человеческого счастья.

Самопознание — это судьба человека.

Байлук Владимир Васильевич

Назад в раздел

интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье полезные советы интересные факты москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область

Самопознание.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются[кто?] три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искажают самооценку.

Основные пути самопознания

К основным путям самопознания относят;

  • анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;

  • самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;

  • самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).

  1. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.

Духовная деятельность изменяет сознания людей.

-Духовно-теоретическая-это производство духовных ценностей: мыслей, теорий, образов, обретающих форму научных и трудовых произведений.

-Духовно-практическая-это сохранение, воспроизведение, распространение и потребление духовных ценностей. Это деятельность, результатом которой является сохранение сознания людей.

Материальное производство создает вещи, а духовное – идеи, мысли, теории. Вещь – продукт труда, а идея – продукт умственного труда. Духовное производство—это производство духовных ценностей в форме научных трудов, литературных сочинений, художественных произведений, которые несут авторские идеи, взгляды, оценки, чувства.

  1. Мировоззрение, убеждение, вера.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Классификация;

  • Мифологическое(совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира)

  • Религиозное(основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей)

  • Философское

  • Научное(совокупность моделей, отображающих объекты, существование и характеристики которых установлены и доказаны научным методом)

Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.

В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде.

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

САМОПОЗНАНИЕ определение | Кембриджский словарь английского языка

Между унылым я знанием героя и ироничным порывом автора ни одно тщеславие не остается незамеченным.

Из Нью-Йоркского обозрения книг