Физическая агрессия это: Физическая Агрессия | это… Что такое Физическая Агрессия?

Развитие физической агрессии | Энциклопедия раннего детского развития


Ричард Э. Тремблей, PhD, FRSC, OQ
Университетский колледж Дублинa, Ирландия и Монреальский университет, Канада
, 2-е испр. изд. (Английский язык). Перевод: Июнь 2015

Документ PDF

Введение

Проявление физического насилия у подростков и молодых совершеннолетних людей  вызывает серьезную обеспокоенность во всех современных обществах. Действительно, риск быть арестованным и признанным виновным в преступном поведении выше именно в период позднего подросткового возраста и ранней взрослости, чем в течение любого другого периода жизни. За последние 40 лет были проведены сотни исследований, целью которых было разобраться в том, каким образом игривые дети превращаются в жестоких малолетних преступников. Как показали эти исследования, подростковая преступность и насилие тесно связаны с недостаточным родительским надзором, разрушением семьи, негативным влиянием сверстников и бедностью.

1,2 В большинстве случаев аресту за совершение насильственных преступлений подвергаются лица мужского пола. Долгое время главным объяснением жестокого поведения считалось следующее: «агрессивное и жестокое поведение – это выработанная реакция на фрустрацию, подобное поведение может также стать инструментом для достижения определенных целей. Формирование данной реакции происходит в процессе наблюдения за моделями подобного поведения. Например,  соответствующие модели могут быть найдены в семье, в кругу сверстников или еще где-либо в близком окружении человека, в средствах массовой информации или в порнографии со сценами насилия».3
 

Результаты последних исследований

Несмотря на то, что большинство исследований сосредоточено на изучении подростковой агрессии и агрессии у взрослых, в лонгитюдных исследованиях больших групп случайно отобранных новорожденных развитие физической агрессии с младенческого возраста начали изучать примерно 15 лет назад. Проведенные исследования показали, что большинство детей начинают применять физическую агрессию с конца первого – начала второго года жизни.4,5 Однако существуют серьезные различия в частоте проявлений физической агрессии как среди младенцев, так и среди детей, начинающих ходить.6,7,8,9 Большинство детей применяет физическую агрессию от случая к случаю, меньшее число детей относятся либо к тем, которые проявляют агрессию редко, либо к тем, кто применяет физическую агрессию намного чаще большинства. Именно агрессивное поведение с применением физического насилия является основной причиной, из-за которой детей дошкольного возраста направляют на обследование в клиники для людей с поведенческими проблемами.

9  

Имеющаяся в наличии информация о развитии физической агрессии у детей дошкольного возраста позволяет говорить о том, что частота применения физической агрессии увеличивается в возрасте от 30 до 42 месяцев, после чего она постепенно снижается.6-8 По сравнению с мальчиками девочки реже достигают высокого уровня агрессивности, по мере взросления они раньше, чем мальчики, сокращают частоту применения агрессии. 10 Далее лонгитюдные исследования агрессии детей вплоть до подросткового возраста показывают, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом, в течение которого дети учатся управлять физической агрессией. В самом деле, только небольшое число учеников начальной школы (от 5% до 10%), продолжающих демонстрировать высокий уровень физической агрессии, рискуют сохранить такое поведение и в подростковом возрасте.

11,12

Интересно, что в то время как частота проявлений физической агрессии снижается у детей с третьего или четвертого года жизни, частота использования косвенной, непрямой агрессии (высказывание унизительных замечаний у кого-то за спиной) существенно увеличивается в возрасте от 4 до 7 лет. При этом девочки склонны использовать именно эту форму агрессии гораздо чаще, чем мальчики.13,14  

Главные факторы, которые повышают риск того, что у женщины вырастут дети с серьезными проблемами в поведении, связанными с физической агрессией, следующие: низкий уровень образования матери, наличие у нее проблем с поведением, роды в юном возрасте, курение в течение беременности и низкий уровень дохода.

6-8,15,16 Результаты исследований больших групп детей-близнецов также указывают на фактор наследственности.17 

Выводы 

В отличие от традиционного мнения, детям необязательно предварительно наблюдать модели проявления физической агрессии для того, чтобы самим начать вести себя агрессивно. В 1972 году Дональд Хебб, один из отцов-основателей современной психологии, писал, что детям не нужно учиться испытывать гнев.18 В 1979 году в своей книге о социальном развитии Роберт Кернс напомнил всем изучающим развитие человека, что самыми агрессивными животными становятся те, кого изолировали от общества с момента рождения.19   Действительно, подобно другим животным, человеческие младенцы спонтанно используют физическую агрессию для скорейшего достижения собственных целей, например, когда они злятся или когда страстно желают обладать предметом, находящимся в собственности у кого-то другого.

20 Таким образом, исследования частоты проявлений физической агрессии в период раннего детства показывают, что детям не нужно черпать знания о том, как применять физическую агрессию, из окружающей среды; скорее, они получают знания о том, как обходиться без использования физической агрессии. Приобретение этого знания происходит при взаимодействии ребенка с окружающей средой, когда он видит, что в ответ на попытку проявить агрессию его самого могут обидеть, и он получит выговор от взрослых, а также во время шуточной борьбы21 или при использовании косвенной агрессии.14 

Несмотря на то, что проведенные исследования развития агрессии в младенчестве  существенно расширили наше понимание того, как агрессия эволюционирует в течение всей жизни человека, мы до сих пор не нашли адекватного толкования механизмов, объясняющих, почему некоторые младенцы агрессивнее других, почему одновременно с этим часть детей проявляет очень мало физической агрессии, почему девочки склонны применять физическую агрессию реже мальчиков, почему большинство детей уже в дошкольный период находят альтернативу физической агрессии, в то время как небольшая группа детей этого не делает. 

Рекомендации для служб и администрации

Результаты исследований, обобщенные выше, имеют важное значение для предотвращения физической агрессии. Во-первых, период раннего детства – это время наиболее эффективной помощи тем детям, которые предрасположены превратиться в хронических агрессоров, поскольку большинство детей именно в это время осваивают альтернативы физической агрессии. Поэтому для достижения данной цели мы, вероятно, должны организовать поддержку семьям из группы риска, начиная с периода беременности.

22 Во-вторых, поскольку применение физической агрессии в младенчестве является естественным этапом в развитии всех людей, то риск прибегнуть к насилию во взрослом возрасте остается высоким в тех ситуациях, когда люди не могут найти удовлетворительной замены агрессивным методам. Данное наблюдение могло бы объяснить, почему многие преступления с применением насилия совершают личности, не являвшиеся ранее хроническими агрессорами, а также почему многие конфликты между семьями, этническими и религиозными группами, социо-экономическими классами и нациями приводят к проявлению физической агрессии. Таким образом, нам нужны такие административные директивы, которые бы сводили к минимуму возможность возникновения ситуаций, способных породить конфликты среди граждан всех возрастов.

Литература

  1. McCord J, Widom CS, Crowell NA, eds. Juvenile crime, juvenile justice
    . Washington, DC: National Academy Press; 2001.
  2. Lipsey MW, Derzon JH. Predictors of violent or serious delinquency in adolescence and early adulthood: a synthesis of longitudinal research. In: Loeber R, Farrington DP, eds. Serious and violent juvenile offenders: risk factors and successful interventions. Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 1998:86-105.
  3. Reiss AJ Jr, Roth JA, eds. National Research Council (U.S.). Panel on the Understanding and Control of Violent Behavior. Understanding and preventing violence. Vol 1. Washington, DC: National Academy Press; 1993:7.
  4. Tremblay RE, Japel C, Pérusse D, McDuff P, Boivin M, Zoccolillo M, Montplaisir J. The search for the age of “onset” of physical aggression: Rousseau and Bandura revisited. Criminal Behavior and Mental Health 1999;9(1):8-23.
  5. Alink LRA, Mesman J, Van Zeijil J, Stolk MN, Juffer F, Koot HM, Bakermans-Kranenburg MJ, Van IJzendoorn MH.
    The early childhood aggression curve: Development of physical aggression in 10-to50-month-old children. Child Development 2006;77(4):954-966.
  6. Côté S, Vaillancourt T, Leblanc JC, Nagin DS, Tremblay RE. The development of physical aggression from toddlerhood to pre-adolescence: A nation wide longitudinal study of Canadian children. Journal of Abnormal Child Psychology 2006 ;34(1):68-82.
  7. NICHD Early Child Care Research Network (2004). Trajectories of physical aggression from toddlerhood to middle school: predictors, correlates, and outcomes. SRCD Monographs 69(4, 278): 1-146.
  8. Tremblay RE, Nagin DS, Séguin JR, Zoccolillo M, Zelazo PD, Boivin M, Pérusse D, Japel C. Physical aggression during early childhood: Trajectories and predictors. Pediatrics 2004;114(1):e43-e50.
  9. Keenan K, Wakschlag LS. More than the terrible twos: The nature and severity of behavior problems in clinic-referred preschool children.
    Journal of Abnormal Child Psychology
    2000;28(1):33-46.
  10. Côté SM. Sex differences in physical and indirect aggression: A developmental perspective. European Journal of Criminal Policy and Research 2007;13(3- 4):183-200.
  11. Broidy LM, Nagin DS, Tremblay RE, Brame B, Dodge K, Fergusson D, Horwood J, Loeber R, Laird R, Lynam D, Moffitt T, Bates JE, Pettit GS, Vitaro F. Developmental trajectories of childhood disruptive behaviors and adolescent delinquency: a six-site, cross-national study. Developmental Psychology 2003;39(2):222-245.
  12. Nagin D, Tremblay RE. Trajectories of boys’ physical aggression, opposition, and hyperactivity on the path to physically violent and nonviolent juvenile delinquency. Child Development 1999;70(5):1181-1196.
  13. Côté SM, Vaillancourt T, Barker ED, Nagin DS, Tremblay RE. The joint development of physical and indirect aggression: Predictors of continuity and change during childhood. Developmental Psychopathology 2007;19(1):37-55.
  14. Brendgen M. Development of indirect aggression before school entry. Tremblay RE, topic ed. In: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, eds. Encyclopedia on Early Childhood Development [online]. Montreal, Quebec: Centre of Excellence for Early Childhood Development and Strategic Knowledge Cluster on Early Child Development; 2012:1-5. Available at: http://www.child-encyclopedia.com/documents/BrendgenANGxp1.pdf . Accessed February 1st, 2012.
  15. Nagin DS, Tremblay RE. Parental and early childhood predictors of persistent physical aggression in boys from kindergarten to high school. Archives of General Psychiatry 2001;58(4):389-394.
  16. Keenan K, Shaw DS. The development of aggression in toddlers: a study of low- income families. Journal of Abnormal Child Psychology 1994;22(1):53-77.
  17. Dionne G, Tremblay RE, Boivin M, Laplante D, Pérusse D. Physical aggression and expressive vocabulary in 19 month-old twins. Developmental Psychology 2003;39(2):261-273.Hebb DO. A textbook of psychology. 3rd ed. Philadelphia, PA: Saunders; 1972. Cairns RB. Social development: the origins and plasticity of interchanges. San Francisco, CA: WH Freeman & Co; 1979.
  18. Lewis M, Alessandri SM, Sullivan MW. Violation of expectancy, loss of control, and anger expressions in young infants. Developmental Psychology 1990;26(5):745-751.
  19. Côté SM, Boivin M, Daniel DS, Japel C, Xu Q, Zoccolillo M, Junger M, Tremblay RE. The role of maternal education and nonmaternal care services in the prevention of children’s physical aggression problems. Archives of General Psychiatry 2007;64(11):1305-1312.
  20. Olds D, Henderson CR, Cole R, Eckenrode J, Kitzman H, Luckey D, Pettitt L, Sidora K, Morris P, Powers J. Long-term effects of nurse home visitation on children’s criminal and antisocial behavior: Fifteen-year follow-up of a randomized controlled trial. JAMA-Journal of the American Medical Association 1998;280(14):1238-1244.
  21. Pellis SM, Pellis VC. Play-fighting during early childhood and its role in preventing later chronic aggression. Tremblay RE, topic ed. In: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, eds. Encyclopedia on Early Childhood Development [online]. Montreal, Quebec: Centre of Excellence for Early Childhood Development and Strategic Knowledge Cluster on Early Child Development; 2012:1-4. Available at: http://www.child-encyclopedia.com/documents/PellisANGxp1.pdf. Accessed January 23, 2012.
  22. Schweinhart L, Xiang Z. Evidence that the High/Scope Perry Preschool Program prevents adult crime. Paper presented at: The 2003 American Society of Criminology Conference. November, 2003; Denver, CO.

Для цитирования:

Тремблей РЭ. Развитие физической агрессии. В: Тремблей РЭ, Буаван М, Петерс РДеВ, ред. Тремблей РЭ, ред. темы. Энциклопедия раннего детского развития [онлайн]. https://www.encyclopedia-deti.com/agressiya/ot-ekspertov/razvitie-fizicheskoy-agressii. Обновлено: январь 2012 r. (английский). Дата просмотра 21 ноября 2022 r.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Детская агрессия | Консультационный Центр

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

                                        Как агрессивность проявляется у детей?

  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
  • Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
  • У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

 Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
  • Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

            Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

 Первый — когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

 Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,,мести,,.

 Лечение агрессивности

  Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка ,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

  От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.  

Агрессивное поведение: признаки, причины и лечение

Агрессия, согласно социальной психологии, описывает любое поведение или действие, направленное на причинение вреда человеку или животному или повреждение физического имущества.

Несколько примеров агрессивных действий:

  • акты физического насилия
  • крик, ругань и грубость
  • сплетни или распространение слухов об однокласснике
  • намеренное разбивание любимой кружки соседа по комнате

Вы часто будете сталкиваться с «агрессией и насилием», объединенными в один неразделимый термин. Верно, что агрессия и насилие часто совпадают, но на самом деле это две разные вещи.

Насилие относится к крайней физической агрессии, направленной на причинение серьезного вреда. Иными словами, агрессия не всегда связана с насилием, но насилие всегда связано с агрессией.

Скажите, что вы разозлились на своего брата во время ссоры и в отчаянии швырнули книгу через всю комнату. Ты не хотел ударить его, но книга бьет его по голове, оставляя синяк. Это будет актом физической агрессии, но не обязательно насилием.

С другой стороны, если вы толкнете своего брата в стену, а затем ударите его с целью причинить ему боль, то будет актом насилия.

Агрессивное поведение нарушает не только социальные границы. Это также может повлиять на отношения и даже иметь профессиональные или юридические последствия.

Распознавание того, как агрессия проявляется в вашей жизни, может помочь вам принять меры к тому, чтобы справиться с ней, а также с гневом и любыми другими эмоциями, которые могут играть определенную роль.

Ниже мы рассмотрим типы и потенциальные причины агрессии, а также предложим некоторые рекомендации о том, когда пора обращаться за поддержкой.

Агрессию обычно делят на две категории.

Импульсивная агрессия

Этот тип агрессии, также известный как эмоциональная или аффективная агрессия, обычно возникает непосредственно из эмоций, которые вы испытываете в данный момент. Вместо этого он может казаться неконтролируемым или исходящим из ниоткуда.

Если вы не можете получить доступ к человеку или предмету, который вас расстраивает, вы можете перенаправить эту агрессию на что-то или кого-то, кого вы может получить доступ к — включая вас.

Примеры импульсивной агрессии:

  • Одноклассник берет именно ту книгу, которая вам нужна для исследования, из библиотечной тележки. Когда они уходят в туалет, вы подходите, чтобы взять книгу, и нажимаете кнопку питания на их компьютере, чтобы они потеряли свою работу.
  • Когда вы впервые встречаетесь, ваша подруга дарит вам дорогие часы. Подарок вызывает у вас дискомфорт, поэтому вы возвращаете его с извинениями, говоря, что не можете его принять. Они реагируют, бросая его на землю и топая ногами.

Инструментальная агрессия

Этот тип агрессии, также известный как когнитивная агрессия, включает планирование и намерение, как правило, для достижения определенного желания или цели.

Любая агрессия включает в себя определенную степень намерения причинить вред тому, кто не хочет, чтобы ему причиняли вред. Но акты инструментальной агрессии, как правило, предполагают больше расчета и цели, без какой-либо потери контроля.

Примеры инструментальной агрессии:

  • Вы только что подали заявление о повышении на работе, когда слышите, как ваш руководитель призывает другого сотрудника подать заявку на эту должность, говоря, что он отлично подойдет. Вам нужна эта должность, поэтому вы сообщаете нескольким людям, что заметили, что коллега пьет в их офисе, надеясь, что слух дойдет до вашего начальника.
  • Ваш подросток спрашивает, могут ли они получить 40 долларов на покупку видеоигры. У вас нет лишних денег, поэтому вы говорите «нет». Кажется, они принимают ваш ответ. Но на следующий день, когда вы собираетесь пойти за продуктами, вы не можете найти свой бумажник. В конце концов, он оказывается в мусорке — ваши деньги исчезли, а ваши карты разорваны на кусочки.

Как вы могли заметить, агрессия может принимать разные формы.

Иногда это более скрытно и тонко, чем очевидно и прямо. Таким образом, вы можете даже не осознавать, что определенные действия считаются агрессией.

Агрессия часто включает физический или словесный вред, но также может включать принуждение или манипуляцию:

  • Физическая агрессия включает удары руками, ногами, кулаками, пощечинами или любые действия, причиняющие физическую боль. Это не относится к случайным травмам, таким как случайное наступление собаке на хвост в темноте или сбрасывание друга с крыльца во время драки.
  • Вербальная агрессия может включать выкрики, ругань, оскорбления и другие жестокие и недобрые замечания, направленные на причинение боли и страданий. Ненавистнические высказывания также попадают в эту категорию.
  • Реляционная агрессия относится к действиям, направленным на нанесение ущерба репутации или отношениям другого человека. Примеры включают запугивание, сплетни и разыгрывание друзей друг с другом.
  • Враждебная агрессия описывает эмоциональные или реактивные действия, которые включают конкретное намерение причинить кому-то вред или что-то разрушить.
  • Пассивная агрессия может включать любое косвенное выражение негативных чувств. Общие примеры включают молчаливое обращение, ехидные или саркастические замечания и перенаправление вины.

Вы можете заметить, что агрессивное поведение происходит, когда:

  • вы чувствуете раздражение, злость, скуку или беспокойство
  • дела идут не так, как вам нужно
  • вы хотите расквитаться с тем, кто обидел вас
  • вы кому-то верите поступил с вами несправедливо
  • ваши эмоции становятся неуправляемыми
  • ситуация кажется невыносимой или неудобной
Откуда появляется гнев?

Гнев относится к эмоции, а агрессия относится к поведению.

Хотя гнев часто играет роль в агрессии — например, разжигая вспышки гнева или желание отомстить, — сам по себе он не вреден. Гнев на самом деле может быть полезным, если вы выражаете его продуктивно.

Признаки агрессии у детей и подростков

Дети и подростки не всегда проявляют агрессию так, как взрослые.

Наряду с физическими действиями, такими как пинки, удары и толкания, агрессия у ребенка может включать:

  • взрывные или буйные истерики и вспышки
  • поддразнивание или оскорбление сверстников с целью вызвать реакцию
  • угроза причинения вреда кому-либо или себе
  • использование игрушек или других предметов в качестве оружия
  • причинение вреда животным
  • уничтожение чужих вещей или повреждение имущества
  • ложь и воровство
  • 9000 агрессия у подростков может включать:

    • крик на родителей, братьев и сестер
    • проявление крайней раздражительности, гнева или импульсивности
    • уничтожение вещей или имущества
    • дразнить, запугивать или отталкивать сверстников
    • лгать, сплетничать и распространять слухи о сверстниках
    • использовать принуждение и манипуляции для поддержания социального статуса и контроля
    • угрозы причинить вред другим или себе

    агрессия и насилие, это два разных понятия.

    Жестокое обращение включает в себя желание захватить и удерживать власть и контроль. Это также:

    • встречается в отношениях определенного типа — романтических, семейных или профессиональных
    • происходит по шаблону
    • проявляется только в определенных контекстах — насилие часто не происходит публично, например

    Изучите признаки эмоционального насилия.

    Агрессия, как правило, не считается оскорбительной, если агрессивное поведение:

    • относится к определенному триггеру, такому как гнев, разочарование или угроза
    • происходит в различных условиях и обстоятельствах, а не только в частном порядке мгновенная потеря контроля

    Тем не менее, агрессивное поведение, безусловно, может считаться насилием. Подумайте об этом так: не всякая агрессия — насилие, но всякое насилие — агрессия.

    Агрессия обычно не имеет одной конкретной причины. Скорее, данные свидетельствуют о том, что ряд факторов может способствовать агрессивному поведению.

    Биологические факторы

    Химический состав мозга и другие биологические факторы, которые могут играть роль в агрессии, включают:

    • Неравномерное развитие мозга. Эксперты связывают повышенную активность миндалевидного тела и снижение активности префронтальной коры с агрессией. Поражения в головном мозге, которые могут возникать при нейродегенеративных состояниях, также могут приводить к агрессивному поведению.
    • Генетика. Мутации некоторых генов, включая моноаминоксидазу А, также могут способствовать этому.
    • Химический и гормональный дисбаланс мозга. Необычно высокий или низкий уровень некоторых нейротрансмиттеров, включая серотонин, дофамин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК), может привести к агрессивному поведению. Более высокий уровень тестостерона также может привести к агрессии у людей любого пола.
    • Побочные эффекты отпускаемых по рецепту лекарств и других веществ. Лекарства и вещества, вызывающие изменения в головном мозге, иногда могут приводить к агрессивному поведению. Несколько примеров включают кортикостероиды, алкоголь, анаболические стероиды и фенциклидин (PCP).
    • Заболевания. Агрессивное поведение может быть результатом определенных состояний здоровья, которые повреждают ваш мозг, включая инсульт, слабоумие и травмы головы.

    Психологические факторы

    Агрессивное поведение иногда может проявляться как симптом определенных психических заболеваний, в том числе: травматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

  • аутизм
  • биполярное расстройство
  • шизофрения
  • депрессия
  • расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • хронический стресс
  • определенные расстройства личности, в том числе пограничные, антисоциальные и нарциссические расстройства личности

Конечно, агрессия не всегда означает, что у вас есть психическое заболевание, а диагноз психического здоровья не означает автоматически, что вы будете себя вести агрессивно по отношению к другим.

Факторы окружающей среды

Обстоятельства и проблемы в повседневной жизни и окружающей среде также могут способствовать агрессивному поведению.

Агрессия может возникнуть как естественная реакция на стресс, страх или чувство потери контроля. Вы также можете реагировать агрессией, когда чувствуете разочарование, плохое обращение или неуслышанность, особенно если вы так и не научились эффективно управлять своими эмоциями.

Вероятность того, что вы будете вести себя агрессивно, выше, если ваше воспитание подвергало вас агрессии и насилию. Это может произойти, если вы:

  • имели жестоких родителей и опекунов или братьев и сестер, которые издевались над вами
  • вырос в районе или сообществе, где часто случались насилие и агрессия
  • подвергался жестокому или несправедливому обращению со стороны учителей и одноклассников

Что вызывает агрессию у детей и подростков?

Хотя большинство из вышеперечисленных причин также могут относиться к маленьким детям и подросткам, другие факторы также могут способствовать детской агрессии.

У детей часто возникают проблемы с выражением эмоций словами, например, ребенок, который чувствует страх, подозрение или разочарование, может агрессивно наброситься вместо того, чтобы четко выразить свои чувства.

Также стоит помнить, что маленькие дети еще не научились полностью уважать границы и права других. Таким образом, дети, ставшие свидетелями агрессии, могут научиться выражать себя через агрессию и насилие.

Психические расстройства, которые обычно поражают детей, включая СДВГ и аутизм, также могут играть роль в агрессивном поведении. Дети и подростки с этими состояниями могут:

  • иметь проблемы с преодолением болезненных и подавляющих эмоций
  • им трудно выражать свои потребности и просить о помощи
  • испытывать затяжное разочарование и дистресс, которые вызывают вспышки гнева и агрессии

Дети и подростки, страдающие депрессией, также часто испытывают гнев и раздражительность в качестве основных симптомов. Вы можете заметить эти чувства в их повседневном настроении, но гнев и раздражительность также могут проявляться как агрессивное поведение по отношению к другим.

Типична ли подростковая злость и агрессия?

Подростки довольно часто:

  • делать грубые замечания
  • вести себя импульсивно
  • иметь эмоциональные всплески
  • показывать кажущиеся случайными и резкие смены настроения адаптации к этим изменениям.

    Другие потенциальные триггеры могут включать:

    • школьный стресс
    • изменение социальных отношений
    • напряженность в отношениях с членами семьи и сверстниками
    • состояние физического и психического здоровья

    Тем не менее, никогда не помешает откровенно поговорить с подростком об его агрессивном поведении, особенно когда он:

    • кричит во время ссоры
    • вступает в драку
    • уничтожает имущество причинять вред себе и другим

    Старайтесь проявлять сострадание и поддержку, а не повышать голос и расстраиваться. Не знаете, как начать? Семейный терапевт может дать рекомендации.

    Человеку свойственно время от времени расстраиваться и расстраиваться, и эти эмоции могут легко привести к агрессивному поведению в определенных ситуациях.

    Работа над развитием и практикой более сильных навыков регулирования эмоций может иметь большое значение, безусловно. Но обращение к специалисту в области психического здоровья всегда является хорошим вариантом, когда агрессивное поведение:

    • происходит часто
    • вызывает проблемы в ваших личных и профессиональных отношениях
    • влияет на вашу повседневную жизнь
    • чувствует себя неуправляемым

    Необходимо как можно раньше получить помощь при агрессии, потому что агрессивное поведение может легко причинить долговременный физический или эмоциональный вред другим людям, животным и даже вам.

    Наилучшее лечение агрессивного поведения зависит от основной причины, но терапевт всегда может предложить дополнительные рекомендации по выявлению триггеров и способствующих факторов.

    Therapy предлагает безопасное пространство без суждений для:

    • поделиться опытом, который приводит к гневу и агрессивному поведению
    • исследовать детские травмы, которые могут способствовать агрессивному поведению
    • разработать новые методы преодоления трудных или подавляющих эмоций общение с напористым общением

    Типы терапии агрессии

    Терапевт может порекомендовать различные подходы к терапии, в зависимости от основных симптомов психического здоровья, которые вы испытываете.

    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь вам научиться выявлять и изменять бесполезные модели поведения и практиковать более полезные методы преодоления трудностей. Этот подход не слишком фокусируется на прошлом опыте, но может помочь улучшить симптомы депрессии, тревоги, расстройств личности, биполярного расстройства и СДВГ.
    • Психодинамическая терапия может помочь вам справиться с симптомами психического здоровья и эмоциональным дистрессом, проследив их корни в более ранних жизненных событиях.
    • Диалектическая поведенческая терапия может помочь вам выработать и отработать навыки преодоления стресса, регулирования эмоций и более эффективного управления межличностными отношениями.
    • Межличностная терапия может помочь вам решить проблемы в отношениях, которые влияют на ваше настроение и способствуют депрессии и другим симптомам психического здоровья.
    • Тренинг по управлению поведением родителей может помочь справиться с напряженной динамикой в ​​семье или бесполезной тактикой воспитания, способствующей или усиливающей агрессивное поведение.

    В некоторых случаях терапевт может также порекомендовать обратиться к психиатру, чтобы изучить варианты лекарств от агрессии. Некоторые психотропные препараты могут помочь ослабить агрессивные мысли и поведение, возникающие при психических заболеваниях.

    К ним относятся нейролептики, такие как рисперидон (риспердал) и галоперидол, и стабилизаторы настроения, такие как карбамазепин (тегретол), литий и вальпроевая кислота.

    Если у вас нет симптомов психического заболевания, ваш терапевт может порекомендовать обратиться к медицинскому работнику, который поможет исключить проблемы со здоровьем и другие медицинские причины агрессии.

    Поиск подходящего терапевта

    Не знаете, как найти терапевта? Здесь вы найдете девять советов по началу работы.

    Если вы предпочитаете онлайн-терапию, наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии поможет вам найти то, что подходит именно вам.

    В большинстве случаев агрессивное поведение происходит не просто так. Выявление основных причин агрессии может помочь избежать потенциально провоцирующих ситуаций, что, безусловно, может иметь значение.

    Имейте в виду, однако, что вы не можете избежать всех возможных триггеров. Вот почему принятие мер по прямому изменению своего поведения может помочь предотвратить агрессию в будущем. Терапевт может научить стратегиям, позволяющим лучше управлять своими эмоциями и сохранять контроль, что может привести к более полезному и продуктивному общению.

    Физическая агрессия в раннем детстве: траектории и предикторы

    1. Broidy LM, Nagin DS, Tremblay RE, et al. Траектории развития деструктивного поведения в детстве и правонарушений подростков: межнациональное исследование, проведенное в шести центрах. Дев Психология. 2003; 39: 222–245. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    2. McCord J, Widom CS, Crowell NE. Ювенальная преступность, ювенальная юстиция. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии; 2001. [Google Scholar]

    3. Reiss AJ, Roth JA, редакторы. Понимание и предотвращение насилия. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии; 1993. [Google Scholar]

    4. Фаррингтон Д.П. Детские, подростковые и взрослые черты агрессивных мужчин. В: Huesmann LR, редактор. Агрессивное поведение: современные перспективы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс; 1994. С. 215–240. [Google Scholar]

    5. Фергюссон Д.М., Хорвуд Л.Дж. Ранние проблемы с поведением и более поздние жизненные возможности. J Детская психологическая психиатрия. 1998; 39: 1097–1108. [PubMed] [Google Scholar]

    6. Кокко К., Пулккинен Л. Агрессия в детстве и длительная безработица во взрослом возрасте: цикл дезадаптации и некоторые защитные факторы. Дев Психология. 2000; 36: 463–472. [PubMed] [Академия Google]

    7. Нагин Д., Тремблей Р.Э. Траектории физической агрессии, оппозиции и гиперактивности мальчиков на пути к физически насильственной и ненасильственной преступности несовершеннолетних. Детский Дев. 1999;70:1181–1196. [PubMed] [Google Scholar]

    8. Сербин Л.А., Куперман Дж.М., Петерс П.Л., Леху П.М., Стек Д.М., Шварцман А.Е. Межпоколенческая передача психосоциального риска у женщин с детскими историями агрессии, абстиненции или агрессии и абстиненции. Дев Психология. 1998; 34:1246–1262. [PubMed] [Академия Google]

    9. Stattin H, Magnusson D. Роль раннего агрессивного поведения в частоте, серьезности и типах более поздних преступлений. J Consult Clin Psychol. 1989; 57: 710–718. [PubMed] [Google Scholar]

    10. Ривара Ф.П., Шеперд Дж.П., Фаррингтон Д.П., Ричмонд П.В. Жертва как правонарушитель в молодежном насилии. Энн Эмерг Мед. 1995; 26: 609–614. [PubMed] [Google Scholar]

    11. Шеперд Дж.П., Али М.А., Хьюз А.О., Леверс Б.Г. Тенденции насилия в городах: сравнение записей аварийно-спасательных служб и полиции. JR Soc Med. 1993;86:87–88. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    12. Lipsey MW, Derzon JH. Предикторы насильственных или серьезных правонарушений в подростковом и раннем взрослом возрасте: синтез лонгитюдных исследований. В: Loeber R, Farrington DP, редакторы. Серьезные и жестокие несовершеннолетние правонарушители: факторы риска и успешные меры. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications; 1998. С. 86–105. [Google Scholar]

    13. Tremblay RE, LeMarquand D. Индивидуальные факторы риска и защиты. В: Loeber R, Farrington D, редакторы. Дети-правонарушители: развитие, вмешательство и потребности в обслуживании. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications; 2001. стр. 137–164. [Академия Google]

    14. Джуби Х., Фаррингтон Д.П. Распутывание связи между разрушенными семьями и преступностью. Бр Дж Криминол. 2001; 41: 22–40. [Google Scholar]

    15. МакКорд Дж. Семейные отношения, преступность среди несовершеннолетних и преступность среди взрослых. Криминология. 1991; 29: 397–417. [Google Scholar]

    16. Нагин Д., Тремблей Р.Э. Родительские и ранние детские предикторы стойкой физической агрессии у мальчиков от детского сада до старшей школы. Арх генерал психиатрия. 2001; 58: 389–394. [PubMed] [Академия Google]

    17. Паттерсон Г.Р., Кросби Л., Вучинич С. Прогнозирование риска досрочного ареста полицией. Дж Квант Криминол. 1992; 8: 335–355. [Google Scholar]

    18. Нагин Д., Погарски Г., Фаррингтон Д.П. Матери-подростки и криминальное поведение их детей. Law Soc Rev. 1997; 31:137–162. [Google Scholar]

    19. Рейн А., Бреннан П., Медник С.А. Взаимодействие между осложнениями при рождении и ранним отвержением матери в предрасположенности людей к насилию во взрослом возрасте: специфика серьезного раннего насилия. Am J Психиатрия. 1997;154:1265–1271. [PubMed] [Google Scholar]

    20. Moffitt TE Группа по изучению электронных рисков. Матери подросткового возраста в современной Британии. J Детская психологическая психиатрия. 2002; 43: 727–742. [PubMed] [Google Scholar]

    21. Dionne G, Tremblay RE, Boivin M, Laplante D, Perusse D. Физическая агрессия и экспрессивная лексика у 19-месячных близнецов. Дев Психология. 2003; 39: 261–273. [PubMed] [Google Scholar]

    22. Lyons JJ, True WR, Eisen SA, et al. Дифференциальная наследуемость взрослых и ювенильных антисоциальных признаков. Арх генерал психиатрия. 1995;52:906–915. [PubMed] [Google Scholar]

    23. Rowe DC, Farrington DP. Семейная передача судимости. Криминология. 1997; 35: 177–201. [Google Scholar]

    24. Caspi A, McClay J, Moffitt T, et al. Роль генотипа в цикле насилия у детей, подвергшихся жестокому обращению. Наука. 2002; 297:851–854. [PubMed] [Google Scholar]

    25. Brame B, Nagin DS, Tremblay RE. Траектории развития физической агрессии от поступления в школу до позднего подросткового возраста. J Детская психологическая психиатрия. 2001; 42: 503–512. [PubMed] [Академия Google]

    26. Данн Дж., Манн П. Становление членом семьи: семейный конфликт и развитие социального взаимопонимания на втором курсе. Детский Дев. 1985; 56: 480–492. [Google Scholar]

    27. Хэй Д.Ф., Касл Дж., Дэвис Л. Применение силы малышами против знакомых сверстников: предвестник серьезной агрессии? Детский Дев. 2000; 71: 457–467. [PubMed] [Google Scholar]

    28. Кинан К., Шоу Д.С. Развитие агрессии у малышей: исследование малообеспеченных семей. J Abnorm Child Psychol. 1994;22:53–77. [PubMed] [Google Scholar]

    29. Кинан К., Вакшлаг Л.С. Более ужасных двоек: характер и выраженность поведенческих проблем у дошкольников, обратившихся в клинику. J Abnorm Child Psychol. 2000; 28:33–46. [PubMed] [Google Scholar]

    30. Tremblay RE, Japel C, Pérusse D, et al. Поиски возраста «начала» физической агрессии: новый взгляд на Руссо и Бандуру. Преступное поведение Ment Health. 1999; 9:8–23. [Google Scholar]

    31. Olds D, Henderson CR, Cole R, et al. Долгосрочные эффекты посещения дома медсестры на преступное и антиобщественное поведение детей: пятнадцатилетнее наблюдение за рандомизированным контролируемым исследованием. ДЖАМА. 1998;280:1238–1244. [PubMed] [Google Scholar]

    32. Eckenrode J, Ganzel B, Henderson CR, Jr, et al. Предотвращение жестокого обращения с детьми и безнадзорности с помощью программы посещения медсестрой на дому: ограничивающие последствия домашнего насилия. ДЖАМА. 2000; 284:1385–1391. [PubMed] [Google Scholar]

    33. Pagani L, Boulerice B, Vitaro F, Tremblay RE. Влияние бедности на академическую неуспеваемость и правонарушения у мальчиков: подход модели изменения и процесса. J Детская психологическая психиатрия. 1999;40:1209–1219. [PubMed] [Академия Google]

    34. Сэмпсон Р.Дж., Лауб Дж.Х. Городская бедность и семейный контекст правонарушений: новый взгляд на структуру и процесс в классическом исследовании. Детский Дев. 1994; 65: 523–540. [PubMed] [Google Scholar]

    35. Jaffee S, Caspi A, Moffitt TE, Belsky J, Silva P. Почему дети, рожденные матерями-подростками, подвержены риску неблагоприятных исходов в молодом возрасте? Результаты 20-летнего лонгитюдного исследования. Дев психопат. 2001; 13: 377–397. [PubMed] [Google Scholar]

    36. Fergusson DM, Woodward LJ, Horwood LJ. Курение матери во время беременности и психиатрическая адаптация в позднем подростковом возрасте. Арх генерал психиатрия. 1998;55:721–727. [PubMed] [Google Scholar]

    37. Вакшлаг Л.С., Лахи Б.Б., Лебер Р., Грин С.М., Гордон Р.А., Левенталь Б.Л. Курение матери во время беременности и риск расстройства поведения у мальчиков. Арх генерал психиатрия. 1997; 54: 670–676. [PubMed] [Google Scholar]

    38. Orlebecke JF, Knol DL, Verhulst FC. Проблемы с поведением детей усугубляются курением матери во время беременности. Арка здоровья окружающей среды. 1999; 54:15–19. [PubMed] [Google Scholar]

    39. Бреннан П.А., Грекин Э.Р., Медник С.А. Курение матери и криминальные последствия. Арх генерал психиатрия. 1999;56:215–219. [PubMed] [Google Scholar]

    40. Weissman MM, Warner V, Wickramaratne PJ, Kandel DB. Курение матери во время беременности и психопатология у потомства во взрослом возрасте. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1999; 38: 892–899. [PubMed] [Google Scholar]

    41. Pagani L, Boulerice B, Tremblay RE, Vitaro F. Поведенческое развитие детей после развода и повторного брака. J Детская психологическая психиатрия. 1997; 38: 769–781. [PubMed] [Google Scholar]

    42. Wadsworth MEJ. Отпечаток времени: детство, история и взрослая жизнь. Оксфорд, Англия: Clarendon Press; 1991. [Google Scholar]

    43. Raine A, Reynolds C, Venables PH, Mednick SA, Farrington DP. Бесстрашие, поиск стимуляции и крупный размер тела в возрасте 3 лет как ранняя предрасположенность к детской агрессии в возрасте 11 лет. Арх генерал психиатрия. 1998; 55: 745–751. [PubMed] [Google Scholar]

    44. Tremblay RE, Pihl RO, Vitaro F, Dobkin PL. Прогнозирование раннего начала мужского антиобщественного поведения по дошкольному поведению. Арх генерал психиатрия. 1994; 51: 732–738. [PubMed] [Академия Google]

    45. Паттерсон Г.Р., Рейд Дж.Б., Дишон Т.Дж. Антисоциальные мальчики. Юджин, Орегон: Касталия; 1992. [Google Scholar]

    46. Cairns RB, Cairns BD, Neckerman HJ, Ferguson LL, Gariepy JL. Рост и агрессия: 1. от детства до ранней юности. Дев Психология. 1989; 25: 320–330. [Google Scholar]

    47. Бейтс Дж., Фриланд С. , Лаунсбери М.Л. Измерение сложности младенцев. Детский Дев. 1979; 50: 794–803. [PubMed] [Google Scholar]

    48. Boivin M, Perusse D, Saysset V, Tremblay N, Tremblay RE. Продольное исследование развития детей в Квебеке (ÉLDEQ 1998–2002) Квебек, Квебек, Канада: Статистический институт города Уебек; 2000. Восприятие и поведение родителей; стр. 21–35. [Google Scholar]

    49. Zoccolillo M. Longitudinal Study of Child Development in Québec (ÉLDEQ 1998–2002) Québec, Québec, Canada: Institut de la statistique duq Uébec; 2000. Здоровье родителей и социальная адаптация: часть II, социальная адаптация; стр. 37–45. [Google Scholar]

    50. Статистическое управление Канады. Обзор инструментов обследования для сбора данных за 1994–95 годы, цикл 1. Оттава, Онтарио, Канада: Статистическое управление Канады; 1995. [Google Scholar]

    51. Нагин Д. Анализ траекторий развития: полупараметрический групповой подход. Психологические методы. 1999; 4: 139–177. [Google Scholar]

    52. Родер К., Линч К., Нагин Д.С. Моделирование неопределенности в латентном членстве в классе: тематическое исследование в криминологии. J Am Stat Assoc. 1999; 94: 766–776. [Google Scholar]

    53. Tremblay RE. Развитие агрессивного поведения в детстве: чему мы научились за прошедший век? Int J Behav Dev. 2000;24:129–141. [Google Scholar]

    54. Робинс Л.Н., Уэст П.А., Херьяник Б.Л. Арест и правонарушение в двух поколениях: исследование черных городских семей и их детей. J Детская психологическая психиатрия. 1975; 16: 125–140. [PubMed] [Google Scholar]

    55. Pagani L, Boulerice B, Tremblay RE. Влияние бедности на размещение детей в классе и проблемы с поведением в начальной школе: подход модели изменения. В: Дункан Г., Брукс-Ганн Дж., редакторы. Последствия взросления в бедности. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Мудрец; 1997. стр. 311–339. [Google Scholar]

    56. Suomi SJ. Траектории развития, ранний опыт и последствия для сообщества: уроки исследований с макаками-резусами. В: Китинг Д.П., Герцман С., редакторы. Здоровье развития и богатство наций. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press; 1999. С. 185–200. [Google Scholar]

    57. Бьоркквист К., Лагерспец К.М., Каукиайнен А. Девочки манипулируют, а мальчики дерутся? Тенденции развития прямой и косвенной агрессии. Агрессивное поведение. 1992;18:117–127. [Google Scholar]

    58. Крик Н.Р., Касас Дж.Ф., Мошер М. Реляционная и открытая агрессия в дошкольном возрасте. Дев Психология. 1997; 33: 579–588. [PubMed] [Google Scholar]

    59. Tremblay RE, Boulerice B, Harden PW, et al. Министерство развития людских ресурсов Канады, Статистическое управление Канады. Взросление в Канаде: Национальное лонгитюдное исследование детей и молодежи. Оттава, Онтарио, Канада: Статистическое управление Канады; 1996. Становятся ли дети в Канаде более агрессивными по мере приближения к подростковому возрасту? стр. 127–137. [Академия Google]

    60. Паттерсон Г.Р. Принудительный семейный процесс. Юджин, Орегон: Касталия; 1982. Подход социального обучения к семейному вмешательству: III. [Google Scholar]

    61. Рейн А. Аннотация: роль префронтальной недостаточности, низкого вегетативного возбуждения и факторов раннего здоровья в развитии асоциального и агрессивного поведения у детей. J Детская психологическая психиатрия. 2002;43:417–434. [PubMed] [Google Scholar]

    62. Borge A, Rutter M, Côté S, Tremblay RE. Ранний уход за детьми и физическая агрессия: дифференциация социального отбора и социальной причинности. J Детская психологическая психиатрия. 2004; 45: 367–376. [PubMed] [Академия Google]

    63. Холмберг М.С. Кандидатская диссертация. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл; 1977. Развитие моделей социального обмена от 12 до 42 месяцев: перекрестный и краткосрочный продольный анализ. (Microfilms International 78-7137) [Google Scholar]

    64. Restoin A, Montagner H, Rodriguez D, et al. Chronologie des comportements de Communication et profiles de comportement chez le jeune enfant [Хронология коммуникативного поведения и моделей поведения у детей младшего возраста] В: Tremblay RE, Provost MA, Strayer FF, editors.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *