Спортивные игры в школе как непрерывный психологический тренинг
В результате некоторых размышлений можно прийти к выводу о том, что приобщение молодого человека к спортивным играм, постижение им основных законов игры, правил, а особенно приобретение практических навыков взаимодействия с другими участниками командной спортивной игры является огромным и недооцененным ресурсом, востребованным во все времена, но сегодня, в свете достижений разного рода научных и прикладных областей знания и накопленного человечеством практического опыта, актуальным уже с иных позиций.
Излишним будет напоминать современному читателю о том разнообразии разного рода тренингов (чаще говорят о психологических тренингах, тренингах личностного роста и т. д.), которые предлагаются на современном рынке услуг, особенно в крупнейших городах России и мира. На настоящий момент и в нашей стране подобные услуги стали бизнес-индустрией со значительным оборотом финансовых средств. Тренинг сегодня в целом осмыслен и принят в разных отраслях человеческой деятельности как эффективное средство решения разного рода психологических проблем, как возможность приобрести новый позитивный опыт, позволяющий расширять сферу привычного. Конечно, далеко не все тренинги эффективны и безопасны: многие так называемые «тренеры» вызывают как минимум вопросы, есть среди них и шарлатаны, и лица, нуждающиеся в психиатрическом лечении, и преступники — и у нас, и на Западе известен не один случай, когда результатом такого «тренинга» становились умственные расстройства участников и даже летальные исходы.
На фоне этих фактов и по сравнению с новыми «ловцами человеков» особенно выгодно выглядит, как мне кажется, современный преподаватель физкультуры. Это не проходимец, которому взбрело в голову, что он может обучать людей, делать из них супергероев, победителей, лидеров и т. п. У него по крайней мере есть педагогическое образование и нет судимости. Цели его — реальны, вполне конкретны и достижимы. Это специалист, которого государство подготовило для выполнения ряда конкретных задач — заниматься физическим развитием школьников и студентов, но и не только физическим, но и социальным, психологическим, а также и интеллектуальным. Ресурсов, которыми обладает преподаватель физкультуры для того, чтобы развивать личность, множество. И одним из наиболее ценных из них выступают спортивные игры.
Идеи о том, что на уроке физкультуры можно заниматься коррекцией девиантного поведения подростков (с позиций психолога) уже высказывалась [2], рассматривалась также роль подвижных игр в организации психологических тренингов [1], однако можно предположить, что хороший урок физкультуры уже сам по себе, без каких-либо нововведений, содержит в себе ресурсы, связанные с достижением задач психологической коррекции.
Помимо того, что спортивные игры — незаменимое средство физического развития человека (они включены в программу тренировок абсолютного большинства спортсменов самых разных видов спорта), они оказывают огромное влияние на психосоциальное развитие личности. Особенно актуальны здесь классические командные игры — баскетбол, волейбол, футбол. Даже овладение базовыми навыками основных действий, на которых они строятся (бросок и передача в баскетболе, подача и приём мяча в волейболе и т. д.), способствует развитию человека, особенно подрастающего, ведь известно, к примеру, насколько сильное влияние оказывают новые физические навыки на мозг, всегда открытый для обучения и даже жаждущий его. А опыт игры в команде, даже внесоревновательный, в рамках урока физкультуры, может стать сеансом психотерапии для человека, испытывающего трудности в общении с людьми.
Известно, насколько болезненно в подростковом и детском возрасте ребенок реагирует на колебания своего статуса в коллективе. На уроках физкультуры это проявляется с особой очевидностью. Мальчики, телосложение которых можно назвать «хилым», сильно переживают свою неспособность к выполнению каких-либо физических упражнений (например, подтягивания). Это переживание, стимулируемое порой и насмешками одноклассников, часто ведет к осознанию подростком необходимости работы над собой. Дети начинают заниматься спортом в домашних условиях только с той целью, чтобы доказать одноклассникам, что они не хуже всех других. Обратная сторона той же ситуации, когда после усиленного труда дома ребенок демонстрирует на уроке новые способности. В глазах других мальчиков он приобретает совершенно другой вид, статус в коллективе неизменно растет.
Проблемы иного рода (можно сказать, противоположного характера) характерны для девочек подросткового возраста. Обычно эти проблемы связаны с избыточных весомы учениц. Однако у девочек на уроках физкультуры срабатывает тот же принцип действий, что и в среде мальчиков. Девочки с избыточным весом начинают стремиться к похудению и проводят значительную работу над собой за рамками школы. Целью этих занятий является не столько похудение как факт, сколько обретение одобрения со стороны одноклассниц.
Даже малейший успех полезен для человека, переживающего подростковый кризис. Взаимодействие в команде может стать для кого-то первым опытом осознания и принятия себя в качестве полезного члена коллектива, что имеет важное терапевтическое значение.
C другой стороны, умение взаимодействовать в команде в современном менеджменте осознается как важнейшая составляющая успешного сотрудника. Для развития этого навыка на Западе разработана методика проведения мероприятий, целью которой является командообразование (тимбилдинг), т. е. построение команды (кстати, эта идея была воплощена в жизнь не без влияния спортивного опыта). На таких мероприятиях люди учатся работать вместе, использовать различные свои качества для достижения единой цели. И если в будущей, взрослой жизни, современный школьник вместе с коллегами будет тратить свое время на обучение работать в команде, то сегодня он имеет бесплатную возможность хотя бы в минимальной степени развить в себе соответствующие навыки на уроке физкультуры. Тем более что в любой командной игре требуется применять самые различные навыки, и нет такого игрока, который бы обладал сразу всеми ими, был бы универсальным. В команде востребованы навыки каждого — к примеру, в баскетболе есть свой разыгрывающий, центровой, защитники и нападающие. Конечно, тимбилдинг направлен на усовершенствование навыков взаимодействия между членами конкретного коллектива — отчасти эта цель может соответствовать интересам любой группы (класс в школе, группа в среднеспециальном и высшем учебном заведении и др. ), однако уже наличие каких-либо базовых навыков может быть востребованным в будущем. Эти идеи, на мой взгляд, вполне соотносятся с основными дидактическими принципами.
Литература:
1. Грецов А. Г. Подвижные игры в психологических тренингах со старшеклассниками и студентами // Адаптивная физическая культура. 2004. –№ 1. — С. 32 — 33.
2. Тиунова О. В. Психологический тренинг на уроках физической культуры // Молодежь и общество. — 2012. — № 3. — С. 102 — 108.
Классификация игр
Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.
Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи – это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны – это психофизическая интеллектуально творческая и социальная деятельность.
Эти виды деятельности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды:
1. Физические и психологические игры и тренинги – двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (приводящие в восторг и состояние экстаза), и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечебные игры и забавы.
2. Интеллектуально-творческие игры – предметные забавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; игровые методы обучения.
3. Социальные игры – творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры – коллективно-творческая досуговая деятельность.
5. Шоу-игры – конкурсы, викторины, лотерея, аукционы.
Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.
Игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров.
По содержанию. Это определяющая сторона игры, она представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание включает фабулу, тему, интригу, задачи игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные, лечебные, коррекционные, шуточные и т. д.
По форме. В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.
По времени проведения. Некоторые игры называют сезонными или природными: зимние, весенние, летние, осенние. Также игры различают по объему времени на длительные, кратковременные, игры-минутки.
По месту проведения выделяются настольные, комнатные, уличные, дворовые игры; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, туристской площадке и т.
д.), игры на празднике и на эстраде.По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуют игры младших детей (раннего и дошкольного возраста), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.
Объективно существуют игры для мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры для девочек, девушек и женщин.
По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.
По степени регулирования и управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструктором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти туристов.
По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов, атрибутов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.
Физические игры, построенные на движении, можно разделить на две группы: а) подвижные; б) спортивные.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий.
Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Ко второй группе (спортивным играм) относятся: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др. Наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, игры без сюжета и игры-забавы.
Сюжетные игры строятся на основе жизненного опыта взрослых и детей. Знания о явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц, характерных моментах выполнения трудовых действий людьми разных профессий служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.
Бессюжетные игры очень близки к сюжетным, в них нет лишь образов, которым подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные игры по сравнению с сюжетными требуют большей самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве, носят соревновательный характер.
Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнение же представляет собой методически организованные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, интеллектуального развития или психологического укрепления личности.
Игры-забавы (или аттракционы) часто проводятся на вечерах, праздниках – это веселое зрелище, развлечение для всех присутствующих, доставляющее радость, вызывающее заразительный смех. Но в то же время игры-забавы требуют от участников ловкости, сноровки, находчивости и фантазии.
Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у игроков вырабатывается чувство коллективизма, ответственности, умение согласовывать свои действия с действиями других. Создаются условия для общих радостных переживаний, активной деятельности, вдохновения, ликования от победы.
Подчинение правилам игры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.
Важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности играющих. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходят улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
К шоу-играм относятся конкурсы и викторины, которые в свою очередь также делятся на разные категории.
Конкурс – относительно интеллектуальная игра, построенная на вопросах и ответах. В игровом контексте конкурсы делятся по возрастному принципу на три категории: для людей среднего и старшего возраста, молодежной аудитории и школьников. Соответственно обозначенным категориям выбираются темы, определяется степень интеллектуальной нагрузки. Конкурсы для самых маленьких участников, а именно 3-7 лет, строятся с учетом их интересов. В качестве вопросов включаются отрывки из фильмов, зарисовки, мультипликации. Конкурсы для школьников строятся по облегченной программе, но и они содержат большой объем познавательного материала. Молодежные конкурсы учитывают характер аудитории. Для участников среднего и старшего возраста используется четкое разграничение по тематическому признаку: литературные, исторические и др.
Викторина – интеллектуальная игра, где на вопросы могут отвечать несколько человек (команд). Вопросы викторин содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников (семейные, для индивидуалов, групповые), тематике (музыкальные, литературные и др.).
Бывают викторины и профессиональные, предполагающие наличие у участников глубоких знаний в области техники, экономики, других отраслей науки и производства.
Сравнение физических, физиологических и психологических реакций высокоинтенсивных интервальных (HIIT) и малосторонних игр (SSG) тренировочных программ у юных элитных футболистов
1. Iaia F.M., Rampinini E., Bangsbo J. High — Интенсивные тренировки по футболу. Междунар. Ж. Спортивная физиол. Выполнять. 2009; 4: 291–306. doi: 10.1123/ijspp.4.3.291. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Деллал А., Чамари К., Пинтус А., Жирар О., Котте Т., Келлер Д. Реакции частоты сердечных сокращений во время игр с небольшими группами и коротких тренировок с прерывистым бегом среди элитных футболистов: сравнительное исследование. J. Прочность Услов. Рез. 2008;22:1449–1457. doi: 10.1519/JSC.0b013e31817398c6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Dupont G., Blondel N., Berthoin S. Эффективность коротких прерывистых пробежек: активное и пассивное восстановление. Евро. Дж. Заявл. Физиол. 2003; 89: 548–554. doi: 10.1007/s00421-003-0834-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Fiorenza M., Lemminger A.K., Marker M., Eibye K., Iaia F.M., Bangsbo J., Hostrup M. Тренировка высокой интенсивности повышает эффективность митохондриального окислительного фосфорилирования в температурно-зависимый характер скелетных мышц человека: влияние на физическую работоспособность. ФАСЭБ Дж. 2019;33:8976–8989. doi: 10.1096/fj.201
6RRR. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Халуани Дж., Чтуру Х., Габбетт Т., Чауачи А., Чамари К. Малосторонние игры в командных видах спорта: краткий обзор. J. Прочность Услов. Рез. 2014; 28:3594–3618. doi: 10.1519/JSC.0000000000000564. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Hill-Haas S.V., Coutts A.J., Dawson B.T., Rowsell G.J. Характеристики движения во времени и физиологические реакции в играх с небольшими составами у элитных юных игроков: влияние количества игроков и изменений правил. J. Прочность Услов. Рез. 2010;24:2149–2156. doi: 10.1519/JSC.0b013e3181af5265. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Деллал А., Хилл-Хаас С. , Лаго-Пенас С., Чамари К. Небольшие игры в футболе: физиологические реакции игроков-любителей и профессиональных игроков, физические и технических мероприятий. J. Прочность Услов. Рез. 2011;25:2371–2381. doi: 10.1519/JSC.0b013e3181fb4296. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Rampinini E., Impellizzeri F.M., Castagna C., Abt G., Chamari K., Sassi A., Marcora S.M. Факторы, влияющие на физиологические реакции на футбольные матчи с небольшим составом. Дж. Спортивная наука. 2007;25:659–666. doi: 10.1080/02640410600811858. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Selmi O., Marzouki H., Ouergui I., BenKhalifa W., Bouassida A. Влияние интенсивного тренировочного цикла и психометрического статуса на технические и физиологические аспекты, выполняемые во время малой двусторонние игры у футболистов. Рез. Спорт Мед. 2018; 26:401–412. doi: 10.1080/15438627.2018.1492398. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Hill-Haas S.V., Dawson B., Impellizzeri F.M., Coutts A.J. Физиология игровой тренировки в малом футболе: систематический обзор. Спорт Мед. 2011;41:199–220. doi: 10.2165/11539740-000000000-00000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Кастеллано Дж., Казамичана Д., Деллал А. Влияние формата игры и количества игроков на частоту сердечных сокращений и физические требования в малочисленных футбольных матчах. J. Прочность Услов. Рез. 2013;27:1295–1303. doi: 10.1519/JSC.0b013e318267a5d1. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. Dellal A., Varliette C., Owen A., Chirico E.N., Pialoux V. Игры с маленькими игроками в сравнении с интервальной тренировкой у футболистов-любителей: влияние на аэробную способность и способность выполнять прерывистые упражнения со сменой направления. J. Прочность Услов. Рез. 2012;26:2712–2720. дои: 10.1519/ОАО.0b013e31824294c4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Los Arcos A., Vazquez J.S., Martin J., Lerga J., Sanchez F., Villagra F., Zulueta J.J. Эффекты малых игр по сравнению с интервальной тренировкой в аэробной форме и физическом удовольствии у молодых элитных футболистов. ПЛОС ОДИН. 2015;10:e0137224. doi: 10.1371/journal.pone.0137224. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Selmi O., Khalifa W.B., Ouerghi N., Amara F., Zouaoui M., Bouassida A. Влияние вербального поощрения на психофизиологические и аффективные Ответы во время малых игр. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2020;29:8884. doi: 10.3390/ijerph27238884. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Toh S.H., Guelfi K.J., Wong P., Fournier P.A. Энергозатраты и удовольствие от футбольных игр с маленькими игроками у мальчиков с избыточным весом. Гум. Мов. науч. 2011;30:636–647. doi: 10.1016/j.humov.2010.12.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Халуани Дж., Чтуру Х., Деллал А., Чауачи А., Чамари К. Футбольные игры с маленькими игроками у молодых игроков: модификация правил, чтобы вызвать более высокие физиологические реакции. биол. Спорт. 2017; 34:163–168. doi: 10.5114/biolsport.2017.64590. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Хаммами А., Касми С., Фаринатти П., Фгири Т., Чамари К., Бухель Э. Артериальное давление, частота сердечных сокращений и воспринимаемое удовольствие после небольших футбольных игр и повторяющихся спринтов у нетренированных здоровых подростков. биол. Спорт. 2017;3:219. doi: 10.5114/biolsport.2017.65997. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Деллал А., Драст Б., Лаго-Пенас С. Изменение требований к активности в футбольных играх с небольшим составом. Междунар. Дж. Спорт Мед. 2012;33:370–375. doi: 10.1055/s-0031-1295476. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Деллал А., Лаго-Пенас С., Вонг Дель П., Чамари К. Влияние количества касаний мяча в боях 4 против 4 малых двусторонние футбольные матчи. Междунар. Ж. Спортивная физиол. Выполнять. 2011;6:322–333. doi: 10.1123/ijspp.6.3.322. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Kennett D.C., Kempton T., Coutts A.J. Факторы, влияющие на интенсивность упражнений в играх с небольшим составом, характерных для регби. J. Прочность Услов. Рез. 2012;26:2037–2042. doi: 10.1519/JSC.0b013e31823a3b26. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
21. Кастанья С., Д’Оттавио С., Гранда Вера Дж., Барберо Альварес Х.С. Требования к матчам профессионального мини-футбола: тематическое исследование. J. Sci. Мед. Спорт. 2009; 12: 490–494. doi: 10.1016/j.jsams.2008.02.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Kunz P., Engel F.A., Holmberg H.C., Sperlich B. Мета-сравнение эффектов высокоинтенсивных интервальных тренировок с эффектами малых игр и других тренировок Протоколы по параметрам, связанным с физиологией и работоспособностью юных футболистов. Спорт Мед. Открыть. 2019;21:7. doi: 10.1186/s40798-019-0180-5. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Radziminski L., Rompa P., Barnat W., Dargiewicz R., Jastrzebski Z. Сравнение физиологических и технических эффектов высокой интенсивности Беговые и мелкие игры у юных футболистов. Междунар. Дж. Спортивная наука. Тренер. 2013; 8: 455–466. дои: 10.1260/1747-9541.8.3.455. [CrossRef] [Google Scholar]
24. Impellizzeri F.M., Marcora S.M., Castagna C., Reilly T., Sassi A., Iaia F.M., Rampinini E. Физиологические и эксплуатационные эффекты общих и специальных аэробных тренировок у футболистов. Междунар. Дж. Спорт Мед. 2006; 27: 483–49.2. doi: 10.1055/s-2005-865839. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Hooper S.L., Mackinnon L.T. Мониторинг перетренированности спортсменов. Рекомендации. Спорт Мед. 1995; 20: 321–327. doi: 10.2165/00007256-199520050-00003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Кентта Г., Хассмен П. Перетренированность и восстановление. Концептуальная модель. Спорт Мед. 1998; 26:1–16. doi: 10.2165/00007256-199826010-00001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Foster C., Florhaug J.A., Franklin J., Gottschall L., Hrovatin L.A., Parker S., Dodge C. Новый подход к мониторингу тренировок. J. Прочность Услов. Рез. 2001;15:109–115. [PubMed] [Google Scholar]
28. Драст Б. , Уотерхаус Дж., Аткинсон Г., Эдвардс Б., Рейли Т. Циркадные ритмы в спортивных результатах. Обновление. ХроноБиол. Междунар. 2005; 22:21–44. doi: 10.1081/CBI-200041039. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Selmi O., Ouergui I., Levitt D.E., Nikolaidis P.T., Knechtle B., Bouassida A. Небольшие игры доставляют больше удовольствия, чем высокоинтенсивные интервальные тренировки Интенсивность тренировок в футболе. Открытый доступ J. Sports Med. 2020; 11: 77–84. doi: 10.2147/OAJSM.S244512. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Harrison C., Kinugasa T., Gill N., Kilding A. Аэробный фитнес для юных спортсменов: сочетание игровых и высокоинтенсивных интервальных тренировок. Междунар. Дж. Спорт Мед. 2015; 94: 929–934. doi: 10.1055/s-0034-1396825. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Борг Г. Психофизическая основа воспринимаемой нагрузки. Мед. науч. Спортивное упражнение. 1982; 14: 377–381. doi: 10.1249/00005768-198205000-00012. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Selmi O., Goncalves B., Ouergui I., Levitt D.E., Sampaio J., Bouassida A. Влияние показателей самочувствия и состояния восстановления на технические и физиологические Аспекты игры во время малых игр. J. Прочность Услов. Рез. 2021; 35: 2802–2809. doi: 10.1519/JSC.0000000000003228. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Foster C. Мониторинг тренировок спортсменов в отношении синдрома перетренированности. Мед. науч. Спортивное упражнение. 1998; 30:1164–1168. doi: 10.1097/00005768-199807000-00023. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Oliveira R., Martins A., Nobari H., Nalha M., Mendes B., Clemente F.M., Brito J.P. Однообразие в сезон, напряжение и острая/хроническая нагрузка воспринимаемой нагрузки, глобальная система позиционирования, работающая на основе переменных между позициями игроков в высшей элитной футбольной команде. BMC Sports Sci. Мед. Реабилит. 2021;13:126. doi: 10.1186/s13102-021-00356-3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Кендзьерски Д., Де Карло К.Дж. Шкала удовольствия от физической активности: два проверочных исследования. J. Спортивные упражнения. Психол. 1991; 13:50–64. doi: 10.1123/jsep.13.1.50. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Motl R.W., Dishman R.K., Saunders R., Dowda M., Felton G.M., Pate R.R. Измерение удовольствия от физической активности у девочек-подростков. Являюсь. Дж. Прев. Мед. 2001; 21:110–117. doi: 10.1016/S0749-3797(01)00326-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Маллен С.П., Олсон Э.А., Филлипс С.М., Сабо А.Н., Войжитски Т.Р., Мэйли Э.Л., Маколи Э. Измерение удовольствия от физической активности у пожилых людей: неизменность удовольствия от физической активности масштабирование (шаги) по группам и времени. Междунар. Дж. Бехав. Нутр. физ. Действовать. 2011;8:103. дои: 10.1186/1479-5868-8-103. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. McNair DM, Droppleman LF, Lorr M. Edits Manual for Profile of Mood States. ПОМС; Сан-Диего, Калифорния, США: 1992. стр. 1–40. [Google Scholar]
39. Filaire E., Bernain X., Sagnol M., Lac G. Предварительные результаты по настроению, тестостерону в слюне: коэффициент кортизола и командная эффективность в профессиональной футбольной команде. Евро. Дж. Заявл. Физиол. 2001; 86: 179–184. [PubMed] [Google Scholar]
40. Chamari K., Chaouachi A., Hambli M., Kaouech F., Wisløff U., Castagna C. Тест на расстояние с пятью прыжками как полевой тест для оценки взрывной активности нижних конечностей сила в футболистах. J. Прочность Услов. Рез. 2008;22:944–950. doi: 10.1519/JSC.0b013e31816a57c6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Chtara M., Chamari K., Chaouachi M., Chaouachi A., Koubaa D., Feki Y., Millet GP, Amri M. Эффекты одновременных внутрисессионных сеансов Последовательность тренировок на выносливость и силу на аэробную производительность и мощность. бр. Дж. Спорт Мед. 2005; 39: 555–560. doi: 10.1136/bjsm.2004.015248. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Сасси Р.Х., Дардури В., Яхмед М.Х., Гмада Н., Махфуди М.Е., Гарби З. Относительная и абсолютная надежность модифицированного Т-теста на ловкость и его связь с вертикальным прыжком и прямым спринтом. J. Прочность Услов. Рез. 2009 г.;23:1644–1651. doi: 10.1519/JSC.0b013e3181b425d2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Хопкинс В., Маршалл С., Баттерхэм А., Ханин Дж. Прогрессивная статистика для исследований в области спортивной медицины и физических упражнений. Мед. науч. Спортивное упражнение. 2009;41:3. doi: 10.1249/MSS.0b013e31818cb278. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Heidari J., Beckmann J., Bertollo M., Brink M., Kallus W., Robazza C., Kellmann M. Многомерный мониторинг состояния восстановления и влияние на производительность . Междунар. Ж. Спортивная физиол. Выполнять. 2018; 15:1–24. doi: 10.1123/ijspp.2017-0669. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Achten J., Jeukendrup A. Мониторинг сердечного ритма: приложения и ограничения. Спорт Мед. 2003; 33: 517–538. doi: 10.2165/00007256-200333070-00004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Esposito F., Impellizzeri F.M., Margonato V., Vanni R., Pizzini G., Veicsteinas A. Достоверность частоты сердечных сокращений как индикатора аэробной потребности во время футбольных занятий у любителей игроки в футбол. Евро. Дж. Заявл. Физиол. 2004; 93: 167–172. doi: 10.1007/s00421-004-1192-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Драст Б., Рейли Т., Кейбл Н. Физиологические реакции на лабораторные прерывистые и непрерывные футбольные упражнения. Дж. Спортивная наука. 2000;18:885–892. doi: 10.1080/026404100750017814. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Бангсбо Дж. Физиология футбола: с особым упором на интенсивные прерывистые упражнения. Акта Физиол. Сканд. 1994; 619:1–155. [PubMed] [Google Scholar]
49. Литтл Т., Уильямс А. Меры интенсивности упражнений во время футбольных тренировок с профессиональными футболистами. J. Прочность Услов. Рез. 2007; 21: 367–371. дои: 10. 1519/00124278-200705000-00013. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Круструп П., Мор М., Стенсберг А. Мышцы и метаболиты крови во время футбольного матча: последствия для результатов в спринте. Мед. науч. Спортивное упражнение. 2006; 38: 1165–1167. doi: 10.1249/01.mss.0000222845.89262.cd. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Coutts A.J., Rampinini E., Marcora S. Частота сердечных сокращений и уровень лактата в крови коррелируют с воспринимаемой нагрузкой во время футбольных матчей с небольшим составом. J. Sci. Мед. Спорт. 2009;12:79–84. doi: 10.1016/j.jsams.2007.08.005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Impellizzeri F.M., Rampinini E., Coutts A.J. Использование тренировочной нагрузки на основе СИЗ в футболе. Мед. науч. Спортивное упражнение. 2004; 36: 1042–1047. doi: 10.1249/01.MSS.0000128199.23901.2F. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Alexiou H., Coutts A.J. Сравнение методов, используемых для количественной оценки внутренней тренировочной нагрузки у футболисток-женщин. Междунар. Ж. Спортивная физиол. Выполнять. 2008;3:320–330. doi: 10.1123/ijspp.3.3.320. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
54. де Фрейтас К.Э., Берталья Р.С., Вечетти Джуниор И.Дж., Мареко Э.А., Саломао Р.А., де Паула Т.Г., Дал-Пай-Сильва М. Высокая конечная энергия низкоуровневой лазерной терапии на основе арсенида галлия улучшает восстановление скелетных мышц без положительного результата. Влияние на ремоделирование коллагена. Фотохим. ФотоБиол. 2015;91:957–965. doi: 10.1111/php.12446. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Нобари Х., Акино Р., Клементе Ф.М., Халафи М., Адсуар Дж.К., Перес-Гомес Дж. Описание острой и хронической нагрузки, однообразия тренировок и напряжения в течение Сезон и его взаимосвязь со статусом благополучия: исследование элитных футболистов до 16 лет. Физиол. Поведение 2020;225:113117. doi: 10.1016/j.physbeh.2020.113117. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
56. Клементе Ф.М., Мендес Б., Николаидис П.Т., Кальвете Ф., Каррисо С., Оуэн А. Л.Дж.П. Внутренняя тренировочная нагрузка и ее продольная взаимосвязь с сезонным самочувствием игроков в элитном профессиональном футболе. Физиол. Поведение 2017; 179: 262–267. doi: 10.1016/j.physbeh.2017.06.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Клементе Ф.М., Мендес Б., Бредт С.Д.Г.Т., Праса Г.М., Сильверио А., Каррисо С., Дуарте Э. Воспринимаемая тренировочная нагрузка, болезненность мышц, стресс, усталость и Качество сна в профессиональном баскетболе: исследование всего сезона. Дж. Хам. Кинет. 2019;67:199–207. doi: 10.2478/hukin-2019-0002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Раббани А., Басери М.К., Рейзи Дж., Клементе Ф.М., Каргарфард М. Мониторинг университетских футболистов во время перегруженного графика матча: вариабельность сердечного ритма по сравнению с субъективные показатели здоровья. Физиол. Поведение 2018;194:527–531. doi: 10.1016/j.physbeh.2018.07.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Чамари К., Хаддад М. , Вонг П., Деллал А., Чауачи А. Уровень травм у профессиональных футболистов во время Рамадана. Дж. Спортивная наука. 2012;30:С93–S102. doi: 10.1080/02640414.2012.696674. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Раббани А., Клементе Ф.М., Каргарфард М., Чамари К. Оценка усталости во время матча в течение четырех дней: полезность индекса Хупера и вариабельности сердечного ритма в профессиональном футболе Игроки. Передний. Физиол. 2019;10:109. doi: 10.3389/fphys.2019.00109. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Моалла В., Фесси М.С., Фархат Ф., Нуира С., Вонг Д.П., Дюпон Г. Взаимосвязь между ежедневной тренировочной нагрузкой и психометрическим статусом профессионала игроки в футбол. Рез. Спорт Мед. 2016; 24: 387–394. doi: 10.1080/15438627.2016.1239579. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Машико Т., Умеда Т., Накадзи С., Сугавара К. Позиционный анализ появления и взаимосвязи между послематчевой физической и умственной усталостью в студенческом регби игроки. бр. Дж. Спорт Мед. 2004; 38: 617–621. doi: 10.1136/bjsm.2003.007690. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Казанова Н., Палмейра Д.Е.О.А., Перейра А., Крисостомо Л., Травассос Б., Коста А.М. Кортизол, тестостерон и изменение настроения во время официальных соревнований по женскому футболу. Дж. Спорт Мед. физ. Соответствовать. 2016; 56: 775–781. [PubMed] [Академия Google]
64. Комотто С., Боттони А., Мочи Э., Пьячентини М.Ф. Анализ сессионного RPE и профиля состояний настроения во время тренировочного сбора по триатлону. Дж. Спорт Мед. физ. Соответствовать. 2015;55:361–367. [PubMed] [Google Scholar]
65. Кагета Т., Цучия Ю., Морисима Т., Хасегава Ю., Сасаки Х., Гото К. Влияние увеличения объема тренировок на работоспособность, физиологические и психологические параметры. Дж. Спорт Мед. физ. Соответствовать. 2016;56:913–921. [PubMed] [Google Scholar]
66. Kong Z., Fan X., Sun S., Song L., Shi Q., Nie J. Сравнение высокоинтенсивных интервальных тренировок и непрерывных тренировок от умеренной до интенсивной для Кардиометаболическое здоровье и удовольствие от упражнений у молодых женщин с ожирением: рандомизированное контролируемое исследование. ПЛОС ОДИН. 2016;11:e0158589. doi: 10.1371/journal.pone.0158589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Карраро А., Гобби Э., Ферри И., Бенвенути П., Занусо С. Восприятие удовольствия во время упражнений на аэробных тренажерах. Восприятие. Мот. Лыжи. 2014; 1:146–155. doi: 10.2466/29.06.PMS.119c15z3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
68. Аслан А. Сердечно-сосудистые реакции, воспринимаемая нагрузка и технические действия во время развлекательного футбола с малым составом: влияние размера поля и количества игроков. Дж. Хам. Кинет. 2013;38:95–105. doi: 10.2478/hukin-2013-0049. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Bartlett J.D., Close G.L., MacLaren D.P., Gregson W., Drust B., Morton J.P. Интервальный бег высокой интенсивности считается более приятным, чем Непрерывные упражнения средней интенсивности: влияние на приверженность упражнениям. Дж. Спортивная наука. 2011; 29: 547–553. doi: 10.1080/02640414.2010.545427. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
70. Альварес М.С., Балагер И., Кастильо И., Дуда Дж.Л. Поддержка автономии тренера и качество спортивной вовлеченности молодых футболистов. Охватывать. Дж. Психол. 2009 г.;12:138–148. doi: 10.1017/S1138741600001554. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Мэлоун С., Оуэн А., Мендес Б., Хьюз Б., Коллинз К., Габбет Т.Дж. Скоростной бег и спринт как фактор риска травматизма в футболе: могут ли хорошо развитые физические качества снизить риск? J. Sci. Мед. Спорт. 2018;21:257–262. doi: 10.1016/j.jsams.2017.05.016. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
72. Лу Д., Хоул К., Уотерсон А., Дункан С., Даффилд Р. Профили рабочей нагрузки до получения травмы у профессиональных футболистов. науч. Мед. Футб. 2017; 1: 237–243. дои: 10.1080/24733938.2017.1339120. [CrossRef] [Google Scholar]
73. Сильва Р., Клементе Ф.М., Гонсалес-Фернандес Ф.Т., Бернардо А., Ардиго Л.П. Еженедельные вариации краткосрочных максимальных прыжковых показателей футболистов: изучение взаимосвязи с накопленной тренировочной нагрузкой и матчем требования. Передний. Физиол. 2021;12:690353–690359. doi: 10.3389/fphys.2021.690353. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Сильва А.Ф., Гонсалес-Фернандес Ф.Т., Джейлан Х.И., Сильва Р., Юнеси С., Чен Ю.С., Бадику Г., Волански П., Муравска -Чалович Э., Клементе Ф.М. Взаимосвязь между фитнес-статусом и биомаркерами крови у профессиональных футболистов. Дж. Здоровьеc. англ. 2022;2022:5135817. doi: 10.1155/2022/5135817. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Тернер А., Уокер С., Стембридж М. Набор тестов для оценки физической подготовки футболистов. Сила Конд. Дж. 2011; 33:29–39. doi: 10.1519/SSC.0b013e31822fc80a. [CrossRef] [Google Scholar]
76. Карминатти Л.Дж., Поссамаи К.А.П., де Мораес М., да Силва Дж.Ф., де Лукас Р.Д., Диттрих Н., Гульельмо Л.Г.А. Прерывистые и непрерывные пошаговые полевые испытания: взаимозаменяемы ли максимальные переменные? Дж. Спортивная наука. Мед. 2013;12:165–170. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Келли Д.М., Драст Б. Влияние размеров поля на реакцию сердечного ритма и технические требования к небольшим футбольным играм у элитных игроков. J. Sci. Мед. Спорт. 2009; 12: 475–479. doi: 10.1016/j.jsams.2008.01.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Hill-Haas S.V., Rowsell G.J., Dawson B.T., Coutts A.J. Острые физиологические реакции и временные характеристики двух режимов малой тренировки у юных футболистов. J. Прочность Услов. Рез. 2009; 23:111–115. дои: 10.1519/АО.0b013e31818efc1a. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Faude O., Steffen A., Kellmann M., Meyer T. Влияние краткосрочных интервальных тренировок в течение соревновательного сезона на физическую форму и признаки утомления: A перекрестное испытание у юных футболистов высокого уровня. Междунар. Ж. Спортивная физиол. Выполнять. 2014; 6: 936–944. doi: 10.1123/ijspp.2013-0429. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Lattier G., Millet G., Martin A., Martin V. Усталость и восстановление после высокоинтенсивных упражнений, часть II: восстановительные вмешательства. Междунар. Дж. Спорт Мед. 2004;25:509–515. doi: 10.1055/s-2004-820946. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Кэтис А., Келлис Э. Влияние игр с малым составом на физическую подготовку и работоспособность юных футболистов. Дж. Спортивная наука. Мед. 2009; 8:374. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
82. Найироглу С., Йылмаз А.К., Сильва А.Ф., Сильва Р., Нобари Х., Клементе Ф.М. Влияние игр с небольшим составом участников и высокоинтенсивных интервальных тренировок на основе бега на состав тела и физическую подготовку детей до 19 летфутболистки женского пола. BMC Sports Sci. Мед. Реабилит. 2022;14:119. doi: 10.1186/s13102-022-00516-z. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
83. Невадо-Гарроса Ф., Торребланка-Мартинес В., Паредес-Эрнандес В., Бальсалобре-Фернандес К. Эффекты эксцентрической перегрузки и малых тренировка вспомогательных игр на результативность матчевых ускорений и торможений у футболисток до 23 лет. Дж. Спорт Мед. физ. Соответствовать. 2021; 61: 365–371. doi: 10.23736/S0022-4707.20.11232-5. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
Активные видеоигры для улучшения психического здоровья и физической формы — альтернатива для детей и подростков во время социальной изоляции: обзор
1. Li G., Fan Y., Lai Y., Han T., Li Z., Zhou П., Пан П., Ван В., Ху Д., Лю С. и др. Коронавирусные инфекции и иммунные реакции. Дж. Мед. Вирол. 2020; 92: 424–432. doi: 10.1002/jmv.25685. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Li Q., Guan X., Wu P., Wang X., Zhou L., Tong Y., Ren R., Leung K.S.M., Lau E.H.Y., Wong J.Y., et al. Динамика ранней передачи в Ухане, Китай, пневмонии, инфицированной новым коронавирусом. Н. англ. Дж. Мед. 2020;382:1199–1207. doi: 10.1056/NEJMoa2001316. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Всемирная организация здравоохранения . Назовите коронавирусную болезнь (COVID-19) и вирус, который ее вызывает. Всемирная организация здравоохранения; Женева, Швейцария: 2020 г.
4. Винер Р. М., Рассел С. Дж., Крокер Х., Пакер Дж., Уорд Дж., Стэнсфилд С. Закрытие школ и методы управления во время вспышек коронавируса, включая COVID-19: быстрый регулярный обзор. Ланцет Чайлд Адолеск. Здоровье. 2020;4:397–404. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30095-X. [Бесплатная статья ЧВК] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Учоа С.Б.Б., Учоа Б.Б. Коронавирус (COVID-19) — конституционная и этическая экспертиза мер, предусмотренных законом №. 13 979 от 6 февраля 2020 г. Cad Prospecção. 2020;13:441. [Google Scholar]
6. Парнелл Д., Уиддоп П., Бонд А., Уилсон Р. COVID-19, сети и спорт. Управление Спорт Лейс. 2020; 1:1–7. doi: 10.1080/23750472.2020.1750100. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
7. Матиас Т., Домински Ф.Х., Маркс Д.Ф. Потребности человека в изоляции от COVID-19. Дж. Исцеление. Психол. 2020; 25: 871–882. doi: 10.1177/1359105320925149. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Хаммами А., Харраби Б., Мор М., Круструп П. Физическая активность и коронавирусная болезнь 2019 (COVID-19): конкретные рекомендации по физическим тренировкам на дому. Управление Спорт Лейс. 2020; 1:1–6. doi: 10.1080/23750472.2020.1757494. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Robb C.E., de Jager C.A., Ahmadi-Abhari S., Giannakopoulou P., Udeh-Momoh C., McKeand J., Price G., Car J., Majeed A., Уорд Х. и др. Ассоциации социальной изоляции с тревогой и депрессией на ранних стадиях COVID-19Пандемия: опрос пожилых людей в Лондоне, Великобритания. Передний. Психиатрия. 2020;11:591120. doi: 10.3389/fpsyt.2020.591120. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Торалес Дж., О’Хиггинс М., Кастальделли-Майя Дж.М., Вентриглио А. Вспышка коронавируса COVID-19 и его влияние на глобальное психическое здоровье. Междунар. Дж. Соц. Психиатрия. 2020;66:317–320. doi: 10.1177/0020764020915212. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. де Матос Д.Г., Айдар Ф.Дж., Алмейда-Нето П.Ф., Морейра О.К., Соуза Р.Ф., Марсаль А. К. Влияние мер, рекомендованных правительством для ограничения распространения коронавируса (COVID -19) на уровень физической активности, качество жизни и психическое здоровье бразильцев. Устойчивость. 2020;12:9072. doi: 10.3390/su12219072. [CrossRef] [Google Scholar]. 19 октября 2020 г.)]; 1967 г. Бразилиа. Доступно на сайте: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Decreto-Lei/Del0227.htm
13. Рамчандани П. Covid-19: мы можем предотвратить некоторые негативные последствия для детей. [(по состоянию на 15 января 2021 г.)]; NewScientist. 2020 3277 Доступно в Интернете: https://institutions.newscientist.com/article/mg24532773-000-covid-19-мы-можем-предотвратить-некоторое-негативное-воздействие-на-детей/ [Google Scholar]
14. Йесмин С., Баник Р., Хоссейн С., Хоссейн Н., Махумуд Р. , Сальма Н., Хоссейн М. Влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье детей в Бангладеш: перекрестное исследование. Ребенок. Молодежный серв. 2020; 117:105277. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105277. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Schuch F.B., Bulzing R.A., Meyer J., Vancampfort D., Firth J., Stubbs B., Grabovac I., Willeit P., Tavares VDO, Calegaro VC, et al. Ассоциации физической активности от умеренной до высокой и малоподвижного поведения с симптомами депрессии и тревоги у самоизолирующихся людей во время COVID-19пандемия: поперечное исследование в Бразилии. Психиатрия рез. 2020;292:113339. doi: 10.1016/j.psychres.2020.113339. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Виана Р.Б., де Лира C.A.B. Эксеригры как стратегии преодоления тревожных расстройств в период карантина COVID-19. Games Health J. 2020; 9: 147–149. doi: 10.1089/g4h.2020.0060. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Аммар А., Брач М., Трабелси К., Чтуру Х., Бухрис О., Масмуди Л., Буазиз Б., Бентлаге Э., Хау Д., Ахмед М. и др. Последствия COVID-19Домашнее заключение на пищевом поведении и физической активности: результаты международного онлайн-опроса ECLB-COVID19. Питательные вещества. 2020;12:1583. дои: 10.3390/nu12061583. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Гао З., Чен С., Паско Д., Поуп З. Метаанализ активных видеоигр, влияющих на здоровье детей и подростков. Обес. 2015; 16:783–794. doi: 10.1111/обр.12287. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Гонсалес-Гонсалес К.С., Гомес Н., Аделантадо В.Н., Кайрос М., Кирс К., Толедо П., Марреро-Гордилло Н. Обучение здоровому образу жизни с помощью активных видеоигр, двигательные игры и геймификация учебной деятельности. вычисл. Гум. Поведение 2016;55:529–551. doi: 10.1016/j.chb.2015.08.052. [CrossRef] [Google Scholar]
20. Норрис Э., Хамер М., Стаматакис Э. Активные видеоигры в школах и их влияние на физическую активность и здоровье: систематический обзор. Дж. Педиатр. 2016;172:40–46. doi: 10.1016/j.jpeds.2016.02.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21. Mack I., Bayer C., Schäffeler N., Reiband N., Brölz E., Zurstiege G., Fernández-Aranda F. , Gawrilow C., Zipfel S. Возможности и ограничения видеоигр в борьбе с детским ожирением — систематический обзор. Евро. Есть. Беспорядок. 2017; 25:237–267. doi: 10.1002/erv.2514. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
22. Пейдж З.Э., Баррингтон С., Эдвардс Дж., Барнетт Л.М. Приносят ли активные видеоигры пользу развитию двигательных навыков у нетипично развивающихся детей и подростков: систематический обзор. J. Sci. Мед. Спорт. 2017;20:1087–1100. doi: 10.1016/j.jsams.2017.05.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Mentiplay B.F., Fitzgerald T.L., Clark R.A., Bower K.J., Denehy L., Spittle A.J. Улучшают ли вмешательства с помощью видеоигр двигательные результаты у детей с нарушением координации развития? Систематический обзор с использованием структуры МКФ. БМС Педиатр. 2019;19:22. doi: 10.1186/s12887-018-1381-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Левак Д., Маккормик А., Левин М.Ф., Брайен М., Миллс Р., Миллер Э., Свейструп Х. Активные видеоигры для детей с церебральным параличом: дает ли компонент виртуальной реальности на базе клиники дополнительные преимущества? Экспериментальное исследование. физ. Занять. тер. Педиатр. 2017; 38:74–87. doi: 10.1080/01942638.2017.1287810. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Liang Y., Lau P.W. Влияние активных видеоигр на физическую активность и связанные с ней результаты среди здоровых детей: систематический обзор. Игры Исцеление. Дж. 2014; 3:122–144. дои: 10.1089/g4h.2013.0070. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Леви М.Н., Кёппен Б.М., Стэнтон Б.А. Берн и Леви Принципы физиологии. Эльзевир Науки о здоровье; Амстердам, Нидерланды: 2005. [Google Scholar]
27. Мохер Д., Шамсир Л., Кларк М., Герси Д., Либерати А., Петтикрю М., Шекелле П., Стюарт Л.А., PRISMA-P Group Заявление о предпочтительных элементах отчетности для протоколов систематического обзора и метаанализа (PRISMA-P) 2015 г. Сист. Ред. 2015; 4:1. doi: 10.1186/2046-4053-4-1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Уззани М., Хаммади Х., Федорович З., Эльмагармид А. Райян — веб-приложение и мобильное приложение для систематических обзоров. Сист. 2016; 5:1–10. doi: 10.1186/s13643-016-0384-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Shea B.J., Reeves B.C., Wells G., Thuku M., Hamel C., Moran J., Moher D., Tugwell P., Welch В., Кристьянссон Э. и соавт. AMSTAR 2: инструмент критической оценки для систематических обзоров, включающих рандомизированные или нерандомизированные исследования вмешательств в здравоохранение или и то, и другое. БМЖ. 2017;358:j4008. doi: 10.1136/bmj.j4008. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Гао З., Чен С. Полезны ли полевые упражнения для профилактики детского ожирения? Систематический обзор. Обес. 2014; 15:676–691. doi: 10.1111/обр.12164. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Кармо Дж.Л.Ф.Д., Палмейра А.Л. Могут ли активные видеоигры стать частью решения по популяризации физической активности среди молодежи? Систематический обзор. Арка Упражнение Лечить. Дис. 2013; 4: 216–226. [Google Scholar]
32. Chaves C.F.B., Catrib A.M.F., Branco J.G.D.O., de Sales R.O., da Silva J.G.B., Abdon A.P.V. Использование образовательных технологий в укреплении сердечно-сосудистого здоровья детей: систематический обзор. Глоб. Продвижение здоровья. 2020; 4:32–41. дои: 10.1177/1757975920909119. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Йоронен К., Айкасало А., Сувитие А. Нефизические эффекты экзергеймов на благополучие детей и подростков: всесторонний систематический обзор. Сканд. Дж. Заботливая наука. 2017; 31: 449–461. doi: 10.1111/scs.12393. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Леблан А.Г., Чапут Дж.-П., Макфарлейн А., Колли Р.К., Тивель Д., Биддл С.Дж.Х., Мэддисон Р., Лезердейл С.Т., Тремблей М.С. Активные видеоигры и показатели здоровья детей и молодежи: систематический обзор. ПЛОС ОДИН. 2013;8:e65351. doi: 10.1371/journal.pone.0065351. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Pakarinen A., Parisod H., Smed J., Salanterä S. Оздоровительные игры для повышения самоэффективности детей в физической активности: количественный систематический обзор. Дж. Адв. Нурс. 2016;73:794–811. doi: 10.1111/янв.13160. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Williams W., Ayres C.G. Могут ли активные видеоигры улучшить физическую активность подростков? Обзор РКИ. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Общественное исцеление. 2020;17:669. doi: 10.3390/ijerph27020669. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Оливейра К.Б., Пинто Р.З., Сарайва Б.Т.С., Тебар В.Р., Дельфино Л.Д., Франко М.Р., Сильва К.К.М., Кристофаро Д.Г.Д. Влияние активных видеоигр на детей и подростков: систематический обзор с метаанализом. Сканд. Дж. Мед. науч. Виды спорта. 2019;30:4–12. doi: 10.1111/смс.13539. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Андраде А., Коррейя С.К., Коимбра Д.Р. Психологические эффекты Exergames для детей и подростков с ожирением: систематический обзор и метаанализ. Киберпсихология. Поведение соц. сеть 2019;22:724–735. doi: 10.1089/cyber.2019.0341. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Барнетт А., Серин Э., Барановский Т. Активные видеоигры для молодежи: систематический обзор. Дж. Физ. Действовать. Лечить. 2011; 8: 724–737. doi: 10.1123/jpah.8.5.724. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Бохнер Р.Э., Соренсен К.М., Беламарич П.Ф. Влияние активных видеоигр на вес в молодости: метаанализ. клин. Педиатр. 2015;54:620–628. doi: 10.1177/0009922814545165. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
41. Эрнандес-Хименес К., Сарабия Р., Пас-Зулуэта М., Парас-Браво П., Пеллико А., Руис-Аскона Л., Бланко К., Перес М.Х.Х., Агудо М.Х., Сарабия К., и другие. Влияние активных видеоигр на индекс массы тела у детей и подростков: систематический обзор и метаанализ оценки качества первичных исследований. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Общественное исцеление. 2019;16:2424. doi: 10.3390/ijerph26132424. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Exergaming как стратегический инструмент в борьбе с детским ожирением: систематический обзор. Дж. Обес. 2013;2013:438364. doi: 10.1155/2013/438364. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Лу А.С., Харрази Х., Гаргаби Ф., Томпсон Д. Систематический обзор видеоигр о здоровье по профилактике и лечению детского ожирения. Игры Исцеление. Дж. 2013; 2:131–141. doi: 10.1089/g4h.2013.0025. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Peng W., Lin J.-H., Crouse J. Действительно ли игра в Exergames является упражнением? Метаанализ затрат энергии в активных видеоиграх. Киберпсихология. Поведение соц. сеть 2011; 14: 681–688. doi: 10.1089/cyber.2010.0578. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
45. Koenig H.G. Влияние игровых программ укрепления здоровья на индекс массы тела у детей и подростков с избыточным весом/ожирением: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Ребенок Обес. 2018;14:67–80. [PubMed] [Google Scholar]
46. Бензинг В., Шмидт М. Экспергейминг для детей и подростков: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Дж. Клин. Мед. 2018;7:422. doi: 10.3390/jcm7110422. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Бриллиант Т.Д., Ноучи Р., Кавасима Р. Влияют ли видеоигры на мозг: данные систематического обзора. наук о мозге. 2019;9:251. doi: 10.3390/brainsci9100251. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Маркер А.М., Стайано А.Е. Вместе лучше: результаты сотрудничества и конкуренции в социальных играх. Игры Исцеление. Дж. 2015; 4:25–30. doi: 10.1089/g4h.2014.0066. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Ван Г., Чжан Ю., Чжао Дж., Чжан Дж., Цзян Ф. Смягчить последствия домашнего заключения для детей во время COVID- 19вспышка. Ланцет. 2020; 395: 945–947. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30547-X. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Имран Н., Зешан М., Первез З. Вопросы психического здоровья детей и подростков во время пандемии COVID-19. пак. Дж. Мед. науч. 2020;36:S67–S72. doi: 10. 12669/pjms.36.covid19-s4.2759. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
51. Ornell F., Schuch J.B., Sordi A.O., Kessler F.H.P. Медицинская пандемия и COVID-19: Воздействие на здоровую психику и возможное эстратегическое воздействие. [(по состоянию на 15 января 2021 г.)]; Rev. Дебаты Психиатрия. 2020 2 Доступно в Интернете: http://www.ufrgs.br/ufrgs/noticias/arquivos/pandemia-de-medo-e-covid-19-impacto-na-saude-mental-e-possiveis-estrategias [Google Scholar]
52. Cacciata, M. Stromberg, A. Lee, J.A. Соркин, Д. Ломбардо, Д. Клэнси, С. Влияние экзергейминга на качество жизни пожилых людей, связанное со здоровьем: систематический обзор. Междунар. Дж. Нурс. Стад. 2019;93:30–40. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2019.01.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. An R. Прогнозирование влияния пандемии коронавирусной болезни-2019 на детское ожирение в Соединенных Штатах: модель микросимуляции. Дж. Спорт Исцеление. науч. 2020;9: 302–312. doi: 10.1016/j.jshs.2020.05.006. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Смагелова М., Юхова Д., Чермак И., Смахел Д. Посредничество в использовании цифровых технологий детьми младшего возраста: взгляд родителей. Киберпсихология. Дж. Психосоц. Рез. Киберсп. 2017;11:3. doi: 10.5817/CP2017-3-4. [CrossRef] [Google Scholar]
55. Шаан К.В., Куро Ф.В., Сбараини М., Спарренбергер К., Коль Х.В., Шаан Б.Д. Распространенность чрезмерного экранного времени и просмотра телевизора среди бразильских подростков: систематический обзор и метаанализ. Дж. Педиатр. 2019;95:155–165. doi: 10.1016/j.jped.2018.04.011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Bull F.C., Al-Ansari S.S., Biddle S., Borodulin K., Buman M.P., Cardon G., Carty C., Chaput J.-P., Chastin S. ., Чоу Р. и др. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения 2020 г. по физической активности и малоподвижному образу жизни. бр. Дж. Спорт Мед. 2020; 54: 1451–1462. doi: 10.1136/bjsports-2020-102955.