Синтаксис любви — стр.6
Содержание
Очевидно, у русского народа Эмоция и Физика стоят «вверху», тогда как Логика и Воля «внизу». И такой порядок функций сразу и хорошо объясняет, почему столь непростым оказался исторический путь России; почему она так бедна на проявления сильного духа и глубокого ума, но так богата на художественные таланты; почему народной физиономии оказалось присуще то, что Бердяев очень точно назвал «вечно-бабским» в характере русского человека. Когда Эмоция и Физика «вверху», а Логика и Воля «внизу», клеймо «женственности», даже в применении к нации, выглядит хоть и обидным, но вполне понятным и обоснованным.
Запомним первую особенность порядка функций: наличие ВЕРХА и НИЗА. А вслед за тем запомним еще одну важную его особенность: деление функций на результативные и процессионные.
Что следует понимать под теми и другими? — Постараюсь быть краток. Результативными являются функции (Первая и Четвертая), для которых при самовыражении результат дороже процесса.
1)
2)
3)
4)
Результативная
Процессионная
Процессионная
Результативная
Еще можно сказать, что результативные функции по самому принципу своего действия внутренне одиноки, не склонны к поиску партнера и при самовыражении тяготеют к монологу. Процессионные функции, наоборот, расположены к диалогу, любят партнерство и максимально широкое взаимодействие. Для наглядности приведу такой пример. Если, скажем, человек предпочитает реализовывать свою логическую функцию в виде результата, добытого в ходе одиноких кабинетных размышлений, то уверенно можно сказать, что Логика его результативна (Декарт). Если же человек находит подлинное удовлетворение лишь в процессе общения с другими, то Логика его явно процессионна (Сократ).
Главная примета Первой функции — ее ИЗБЫТОЧНОСТЬ.
Если мы чувствуем, что чем-то нас природа наделила не просто в достатке, но даже с некоторым перебором, то можно с уверенностью сказать, что это Первая функция. Какова бы она ни была: 1-я Эмоция, 1-я Воля, 1-я Логика, 1-я Физика.***
Первая функция — самая сильная сторона нашей натуры, поэтому при первых контактах с другими людьми мы вполне бессознательно выкладываем ее на стол как свою козырную карту. Например, обладательница 1-й Физики, идя на встречу с незнакомым человеком, сначала (опять подчеркну — вполне бессознательно) подумает о том, достаточно ли глубоко ее декольте, а уж потом о содержании беседы, своей роли в ней и т.п. Тогда как обладательница 1-й Логики сначала продумает тему разговора, а уж потом займется внешностью…
***
Первая функция — главное наше оружие в конфликтах: семейных, производственных или каких-либо еще.
В этой связи обретают новый интересный ракурс самые банальные бытовые истины. Скажем, принято считать, что когда муж бьет жену, а жена при этом плачет, то, значит, муж — зверь, а жена — страдалица.
В самом использовании Первой функции в качестве оружия не было бы большого греха (надо же чем-то сражаться!), если бы, кроме всего прочего, Первая в этих битвах не была слишком жестока. А Первая беспощадна. Сама результативная природа ее не терпит компромисса и требует абсолютной победы в борьбе. 1-я Физика лупит противника если не до смерти, то до полной отключки, 1-я Воля добивается безраздельной власти, абсолютного лидерства, 1-я Логика в дискуссиях владеет только одной истиной — своей и, доказывая ее, не останавливается, пока не разгромит оппонента по всем пунктам, 1-я Эмоция кричит, пока не оглушит и не заставит замолчать противника.
***
Первая — молот, одинаково пригодный и для разрушения, и для созидания. Однако, это именно молот со всеми вытекающими из данного обстоятельства удобствами и неудобствами, молот кузнеца, а не молоточек ювелира. Изделия, им сотворенные, тонкостью отделки не отличаются, они грубоваты, просты и ориентированы более на надежность, чем на красоту.
***
Наиболее сильной стороне своей натуры человек обычно придает статус инструмента высшей достоверности. Поэтому еще один ракурс Первой функции — превосходство с точки зрения теории познания. По гносеологическому признаку Первая четко делит человечество на четыре неравные части: сенсуалистов ( 1-я Физика ), волюнтаристов ( 1-я Воля ), мистиков ( 1-я Эмоция ), рационалистов ( 1-я Логика ). Сенсуалисты верят только опыту, мистики — только переживаниям, волюнтаристы — только личной энергии, рационалисты — только логике.
6
Третья Логика — Школа психософии PSY-Sofia
Третьей Логике, как и любой Третьей функции, свойственна раздвоенность. Она склонна отрицать способности человека познать мир с помощью разума и описать его с помощью формул, и в то же время в ней живет страстное поклонение уму, зависть к чужому интеллекту и чужим способностям описывать мир с помощью формул.
Люди с Третьей Логикой всё подвергают сомнению, готовы оспорить любую информацию — и при этом больше всего на свете ищут истину.
В силу своей тонкости, Третья Логика способна увидеть малейшие логические несоответствия. Она не пропустит самый мелкий разрыв в логической цепочке.
Обладатели Третьей Логики – самые любознательные люди в мире. Они стремятся познать все аспекты бытия как можно точнее и полнее. Мир кажется им слишком сложным, чтобы понять его до мелочей. Но именно понять его до мелочей им больше всего и хочется. Такие люди много учатся, читают – чтобы не оказаться в дураках, не допустить ошибку в какой-нибудь мелочи. Они задумываются над вопросами, которые другим не пришли бы в голову.
Третья Логика любит докапываться до малейшей детали, даже на самый риторический вопрос ей хочется знать точный ответ и записать самые подробные «логические» инструкции. Часто она задает парадоксальные вопросы, интересуясь внутренней сутью вещей. Она любит творить парадоксы и доводить каждое положение до абсурда.
Третьей Логике свойственно отвращение ко всякого рода категоричным суждениям. Когда только есть возможность, она старается бороться против них. Беда в том, что бОльшую часть времени Третья Логика не решается вступать в острые диспуты, особенно с теми, кто способен двумя-тремя категоричными фразами поставить ее на место.
Если Третья Логика вступает в спор, она делает это для того, чтобы самоутвердиться. А чтобы не ударить в грязь лицом, предпочитает заранее всё продумать. Но в пылу спора она остается в постоянной готовности свернуть общение или уйти в манипуляцию.
Реализация себя в сфере интеллектуального общения является для Третьей Логики предметом стресса. Чтобы скрыть от других свой страх, она ударяется в отрицание всего чего только можно (т.е. в скептицизм). Отрицать (т.е. собственно быть скептиком) — это хороший способ снять с себя ответственность. Пусть другие попробуют доказать, что А — это А, а Б — это Б, а она будет задавать провокационные вопросы и не соглашаться.
У такого поведения есть и еще одна выгода. Третья Логика страстно хочет производить впечатление очень умного человека и больше всего на свете боится слова «дурак». Когда Третья Логика начинает придираться и отрицать, она выглядит очень умной. И при этом ответственность за результат полностью перекладывает на других.
Защищаться Третья Логика может не только отрицанием и уходом в логические манипуляции, но и попытками прекратить разговор фразами типа: «Хватит болтать» и «Не будем об этом говорить». Если это не помогает, то она может уходить в молчание и делать вид, что ничего не слышит. Окружающим может казаться, что она таким образом пренебрегает ими, но она в это время испытывает настоящую боль.
Самое безопасное для Третьей Логики – неспешно вести беседу, в которой нет побежденных и победителей, где не нужно напрягаться, а потому нет оснований заслужить обидное «Ты дурак, ничего не понимаешь и не можешь объяснить».
Третья Логика – собеседник, который, как говорится, любит «садиться на уши». Она любит праздную болтовню, разговоры «ни о чем» — ведь именно в таких разговорах можно наслаждаться процессом, и не важно, что разговор никуда не приведет. При каждом удобном случае она старается завязать диалог, в котором будет задавать множество вопросов и спорить по самым ничтожным поводам. Этим она может довести своих собеседников до белого каления, нисколько того не желая.
Это люди, которые получают наивысшее удовольствие, когда что-то познают, доказывают, раскладывают по полочкам, выносят новое знание. Третья Логика наслаждается самим процессом формулирования мысли, она может смаковать слова, сама удивляясь тому, как они складываются в логические конструкции. Она может часами перебирать слова и упиваться тонкой игрой смыслов вместе с партнером, который поддерживает такой диалог.
У Третьей Логики есть две любимых темы для разговоров. Первая — это отрицание роли разума в познании мира: Третья Логика готова часами логически доказывать несостоятельность логических доказательств. Вторая — это обсуждение разных умозрительных вопросов, где невозможно прийти к однозначному мнению: она будет с удовольствием изощряться в том, чтобы рассмотреть самые невероятные возможности и не прийти в итоге ни к чему конкретному.
Третья Логика — противница простых решений. Если можно решить вопрос как простым, так и сложным способом, Третья Логика обязательно отдаст предпочтение сложному. Простое решение привело бы к результату, для Третьей же Логики важен непрекращающийся процесс.
Самая большая сложность для Третьей Логики — это из всех известных ей фактов собрать непротиворечивую систему и расставить в ней приоритеты. Мышление Третьей Логики устроено так, что расставить приоритеты ей сложнее всего: все факты кажутся ей равнозначными, и она затрудняется отдать предпочтение одному перед другим.
Третья Логика — плохой оратор. Для нее передавать мысли словами — это двойной стресс: во-первых, ей сложно ясно мыслить, а во-вторых, связь между мышлением и речью у нее тоже несколько нарушена. Часто Третья Логика уходит в сторону от главной мысли, теряет ее и уже не может вернуться. И все это сопровождается мучительным ощущением своей несостоятельности.
При этом Третьей Логике очень важно, чтобы ее понимали. Для этого она готова делать очень многое. От этого зависит ее благополучие, по этому признаку она строит взаимоотношения. Это ее «ахиллесова пята», ранимое место.
Третья Логика любит разного рода кроссворды, тесты, логические задачи. В частности, это помогает ей безопасно протестировать собственные знания и полноценность.
Третья Логика собирает знания, чтобы где-нибудь ими блеснуть. И очень гордится своими знаниями. Если Третьей Логике не удалось реализоваться в жизни как человеку большого ума, она может гордиться интеллектуальными успехами своих детей и каждое их достижение воспринимать как собственную заслугу.
Третьей Логике нравится поучать других, и делать она это может долго и нудно, как в устном, так и в письменном виде.
Третья Логика склонна к мистицизму и суевериям. В этом для нее заключается попытка найти замену рациональному началу для объяснения мира. Она часто верит в приметы и старается дословно следовать инструкциям, даваемым разного рода колдунами и мистиками.
Развитая Третья Логика — это прекрасный, очень интересный собеседник, способный рассмотреть каждое явление с тысячи разных сторон, найти недочеты в чужих утверждениях и задать вопросы, которые расширяют картину мира других.
В целом мир Третьей Логики – это запутанный мир логических конструкций, в котором бесконечный процесс формулирования, доказывания и перебирания мыслей является самым большим удовольствием, а слово «дурак» — самым большим оскорблением. Здесь не терпят категоричных утверждений и всегда готовы ответить: «Нет, это не так». Третья Логика не дает успокоиться разуму. Общаясь с Третьей Логикой, понимаешь, что не на все вопросы еще есть ответы, что еще есть над чем подумать.
9 основных стоических верований
Мудрость
Автор: Стивен Хансельман
[1] Если вы хотите плавного течения жизни, живите согласно природе
В основе стоического учения лежит идея основателя Зенона Плавный поток жизни ( euroia biou ) исходит из «жизни в согласии с природой». Именно второй вождь стоиков, ученик Зенона Клеант, добавил последнюю часть «с природой» ( te phusei; или «согласно» 9).0005 ката пхусин ). Стоики видели полностью материальную вселенную, пронизанную разумом и целью, великий мир-город людей, которые были связаны с ним и друг с другом как разумные и социальные существа. Зенон был первым философом, рассматривавшим долг ( kathekon ) как главную заботу, нашу обязанность действовать надлежащим образом в соответствии с данными нам ролями в семье и обществе, и не случайно, как следствие, он учил, что мы обязаны участвовать в общественная жизнь пока у нас не получается.
Зенон разделил учебную программу стоиков на три части, предназначенные не только для изучения, но и для практики: физика, логика и этика. Стоики видели в физике плодородное поле, в логике — защитный забор, не допускающий порчи, а в этике — плод интеграции этих трех областей исследования в наши действия. Зенон поставил перед своими учениками задачу достичь такого состояния, при котором все, что они делают, находилось бы в «гармоническом согласии с духом, который руководит каждым человеком, и с волей того, кто правит вселенной».
Стоический Бог не был трансцендентным и стоящим выше природы, но вместо этого был ее синонимом. Их пантеизм (Бог во всем) утверждал, что каждый из нас разделяет божественный огонь. Как и другие греческие мыслители, предшествовавшие ему, Зенон считал, что у каждого из нас есть даймон , внутренний гений или цель, которая связывает нас с универсальной природой. Те, кто живут, сохраняя гармонию индивидуальной и универсальной природы, счастливы, а те, кто этого не делает, счастливы. Несоответствие этих двух природ — коренной источник человеческих страданий, а не то, как мы должны жить. Итак, как нам избежать этой дизъюнкции?
[2] Счастье не в вещах, а только в добродетели – все дело в том, что мы ценим и в выборе, который мы делаем
Ранние стоики часто расходились во мнениях по поводу многих деталей, но все они соглашались, что для человека счастливую жизнь можно было найти только в погоне за добродетелью (arete, или человеческим совершенством) , стремлении, которое включало в себя обуздание наших желаний, отвращений и импульсов, чтобы они лучше согласовывались с четырьмя основными добродетелями воздержания ( sophrosune ), мужество ( andreia ), справедливость ( dikaiosune ) и практичная мудрость ( phronesis ). Проще говоря, для людей добродетель оказывается лучшей операционной системой для движения по миру — это программа, которой мы все должны следовать. Эти четыре основные добродетели и множество связанных с ними второстепенных достоинств – это то, на чем мы должны сосредоточиться, и они представляют собой комплексное решение – неразделимое и законченное.
Арий Дидим, который служил одним из двух ближайших стоических советников первого римского императора Августа, дал нам наиболее полный список стоических добродетелей, который у нас есть. Его очень прямолинейные определения представляют их как необходимые виды практического знания для жизни:
[*] Мудрость ( phronesis ) есть знание того, что нужно делать, а что нельзя делать, а чего нельзя делать, и ведет нас к соответствующим действиям ( kathekonta ). В мудрости мы найдем такие добродетельные качества, как здравый смысл, осмотрительность, проницательность, благоразумие, целеустремленность и изобретательность.
[*] Самоконтроль ( sophrosune ) — это знание того, что стоит выбирать, чего стоит избегать, а чего нет. В этой добродетели содержатся такие вещи, как аккуратность, благопристойность, скромность и самообладание.
[*]Справедливость ( dikaiosune ) – это знание того, что каждому человеку и ситуации должно быть уделено должное. Под этим знаменем стоики поместили благочестие (отдавая должное богам), доброту, хорошие товарищеские отношения и честное обращение.
[*] Храбрость ( andreia ) — это знание того, что ужасно, а что нет, а что нет. Это включало настойчивость, отвагу, великодушие, мужество и трудолюбие.
Такой подход к жизни означает полную революцию в нашем мышлении и отношении. Мы должны перестать верить, что счастье заключается в вещах, и вместо этого осознать, что оно состоит только в добродетельной жизни. Когда мы ставим внешнее выше добродетели, мы отделяем нашу индивидуальную природу от универсальной, которая всех нас связывает. Вместе с тревогой и изоляцией возникают токсичные эмоции.
Вопреки распространенному мнению, Добро и Зло заключаются не в вещах, которых мы желаем или которых хотим избежать, а только в нашем собственном мышлении и убеждениях, а также в решениях и действиях, которые мы принимаем из-за них. Эпиктет, великий философ и бывший раб, призывал своих учеников сосредотачиваться только на своем «обоснованном выборе» (9).0005 prohairesis ) — наша способность использовать свой разум, чтобы выбирать, как мы классифицируем, реагируем и переориентируемся на внешние вещи и события. Эти внешние вещи с моральной точки зрения безразличны, ни хороши, ни плохи сами по себе. Только ценность, которую мы приписываем вещам, и то, как мы используем наш разум и выбор в их отношении, делает что-либо хорошим или плохим. Оставленные без контроля, наши желания и отвращения, управляемые ложными убеждениями, порождают ядовитые эмоции, которые причиняют нам сильную неустойчивость и страдания в жизни. Нашей единственной целью должно быть то, как заставить добродетель работать в каждом конкретном случае. Эпиктет резюмировал это следующим образом:
«Сущность добра — это определенный вид разумного выбора; точно так же, как сущность зла иного рода. А как насчет внешних? Они являются лишь исходным материалом для нашего разумного выбора, который находит в работе с ними свое собственное благо или зло. Как он найдет добро? Не восхищаясь материалом! Потому что, если суждения о материале верны, это делает наш выбор хорошим, но если эти суждения искажены, наш выбор становится плохим».
[3] Мы не контролируем внешние события, мы контролируем только наши мысли, мнения, решения и обязанности
Когда мы смотрим на внешние события в правильной перспективе, мы обретаем устойчивость ( eustatheia ), которая помогает нам на жизненном пути. В реальном мире у всех нас есть вещи, в которых мы нуждаемся, а также обязанности и обязанности, вытекающие из нашей семьи, отношений и призвания. Зенон был первым, кто разделил эти внешние факторы на то, что он назвал «предпочтительными и непредпочтительными безразличными». Он имел в виду, что, хотя они и не имеют внутренней моральной ценности, они образуют своего рода ценности второго класса, которые являются важной частью нашей жизни: такие вещи, как здоровье и богатство, следует предпочесть болезням и бедности, и если мы достаточно удачливы, чтобы иметь их, они могут принести пользу нам и другим, поскольку мы ведем добродетельную жизнь.
Но, как и многие другие вещи в жизни, здоровье и богатство часто преходящи, и многое из того, что происходит, находится вне нашего контроля и, как выразился Эпиктет , не зависит от нас (ta ouk eph’ hemin). Мы всегда должны помнить, что единственное, что зависит от нас ( ta eph’ hemin ), это то, как мы используем наш разум, формируем мнения о ценности и истинности вещей, а также решения и действия, которые мы предпринимаем, пытаясь делать соответствующие вещи ( kathekonta ). Никакой поворот судьбы, каким бы трудным он ни был, не может удержать нас от добродетели, стабильности и счастья, которые она может принести.
Антипатр, пятый глава школы стоиков, упорно трудился, чтобы внедрить эту практику в повседневную жизнь. Его формула добродетели заключалась в том, чтобы «постоянно и неуклонно выбирать то, что соответствует природе, и отвергать то, что ей противоречит». Для Антипатра все сводилось к тому, чтобы наши личные интересы не взяли верх над моральным компасом. Он был первым, кто подчеркнул важность брака и семьи, подчеркнул важность этического поведения в бизнесе и подчеркнул, что этот выбор формирует основу сильного общества — как совместная работа для общего блага является первостепенной обязанностью как в дома и в общественной жизни.
Эта практическая повседневная этика получит дальнейшее определение у преемника Антипатра Панаэция, который разработает обширную ролевую этику и поделится ею с римской элитой благодаря своим отношениям с великим полководцем и государственным деятелем Сципионом Эмилианом. Панэций расширил правило Зенона о том, что мы должны участвовать в общественной жизни, написав то, что Цицерон позже назовет величайшим произведением, написанным об обязанностях, — своего рода руководство для восходящих молодых лидеров римского общества. Подобно Антипатру, которого он сменил на посту главы школы стоиков, Панаэтий подчеркивал наш долг действовать для общего блага, а не только для личной выгоды. Он считал, что у всех нас есть врожденное стремление к лидерству, и хотя мы не можем все быть храбрыми Сципионами на поле боя, каждый из нас может стремиться к величию души (9).0005 megalopsuchia ), который стремится приносить пользу другим в любом качестве, которому мы служим. Это было своевременное сообщение в коррумпированном обществе, которое было захвачено личным интересом и использованием военных и государственных должностей для личного обогащения. И именно эта этическая модель дала стоицизму влияние на высшие уровни римского общества в течение следующих 300 лет.
[4] У каждого из нас есть все внутренние ресурсы, необходимые для процветания.
Стоики не были лишены эмоций — они просто хотели устранить токсичные эмоции и заменить их хорошими эмоциями ( eupatheia ), которые включали рациональное желание ( boulesis ; в отличие от слепой надежды), рациональную осторожность ( eulabeia ; в отличие от слепого страха), и положительные эмоции, такие как благодарность ( eucharistia ), радость ( chara ) и любовь к другим ( philostorgia ). Основой стоической философии является оптимистический взгляд на человеческую личность. Мы не рождены в грехе, не безнадежно испорчены и не лишены средств в жизненной битве.
Напротив, Клеант считал, что каждый из нас рождается с ресурсами ( aformai ), необходимыми нам для процветания на жизненном пути. Он писал, что в каждом из нас есть семена добродетели, что мы подобны наполовину законченным стихотворениям, и наша задача в жизни состоит в том, чтобы работать над созданием законченного и прекрасного стихотворения. Мы можем столкнуться с плохим окружением и препятствиями на пути, писал он, но это ничем не отличается от того, как ограничивающие правила поэзии придают искусству его красоту или как сжатие воздуха трубными трубами создает прекрасный звук.
Панэций подчеркивал эти врожденные ресурсы, призывая молодых лидеров преодолевать искушения и колкости римской общественной жизни. Эти инстинкты к добродетели даны людям природой, и мы можем процветать и жить благородно, если научимся жить в соответствии со своей природой и своими обязанностями, максимально используя данные нам ресурсы. Авл Геллий рассказывает нам, что Панэций любил напоминать своим юным подопечным о панкратисте — греческом боксе, больше похожем на сегодняшние бои UFC. Да, в жизни мы столкнемся с неожиданными ударами, но, как великие спортсмены, мы будем готовиться не только встретить их, но и преодолеть.
Арий Дидимус также написал бы об этих врожденных ресурсах — у каждого из нас есть свои собственные имплантированные дары, которые могут привести нас к добродетельной жизни. Наши личности по-разному подходят нам к разным путям этического развития. У всех нас разные точки старта, но эти врожденные инструменты вместе с тяжелыми усилиями приведут нас туда, куда мы хотим. Мы должны сосредоточиться на поставленной задаче и не терять ни минуты на задачи, которые не являются нашими. Мы должны иметь мужество. Мы должны быть справедливыми. Мы должны проверить наши эмоции. Мы должны, прежде всего, быть мудрыми.
Эпиктет позже напишет о многих различных аспектах этих врожденных ресурсов, которые, по его мнению, включают наши чувства, наш разум и, прежде всего, нашу способность выбирать, но он также говорил о многих моральных предубеждениях ( prolepseis ), которые могут направлять нас. Он считал, что основная цель образования состоит в том, чтобы прояснить эти моральные предубеждения и сохранить их, повторяя панкратиста Панетия , «как начищенное оружие». Маркус тоже благодарил за эти врожденные ресурсы и говорил, что «искусство жить было больше похоже на борьбу, чем на танец». Борьба, в которой, как поощряют нас эти стоики, мы вполне достойны.
[5] Мы должны избавиться от токсичных эмоций. Почему надежда, страх и гнев всегда являются худшими стратегиями
мы сами погрязли в тревоге, гневе, страхе, зависти и множестве токсичных и контрпродуктивных состояний. Результатом этой неудачи является то, что наши обязанности перед семьей и наши роли лидеров будут страдать независимо от усилий.
Сегодня мы часто слышим, что «Надежда — это не стратегия». Это хороший удар по отсутствию планирования, но такая расплывчатая проекция на будущие события сама по себе является ядовитой эмоцией. Стоики напомнили нам, что Страх — это всего лишь обратная сторона Надежды. Надежда и страх — это не что иное, как возможность проецировать наши мысли и убеждения в будущее относительно положительных или отрицательных результатов, которые мы не контролируем. Сенека повторял изречение, которое он узнал от учителя-стоика Гекатона Родосского, что, когда мы перестаем надеяться, мы перестаем бояться. Сенека постоянно напоминал нам, что вместо того, чтобы заимствовать такие проблемы и беспокойство, которое с ними связано, мы всегда добьемся большего успеха, если вместо этого сосредоточимся на нынешних обстоятельствах, в которых мы действительно можем изменить ситуацию.
Точно так же гнев — это эмоция, на которую стоики потратили много времени. Афинодор Кананит, другой стоический советник императора Августа, научил его практике, которую он нашел бесценной. «Когда ты чувствуешь, что злишься, Цезарь, — приказал он, — ничего не говори и не делай, пока не повторишь про себя двадцать четыре буквы алфавита». Время и расстояние — лучшее средство от гнева, который обычно создает гораздо больше проблем, чем обстоятельства, вызвавшие его, как писал Сенека . Находясь в изгнании на острове Корсика в течение восьми долгих лет, Сенека написал целую книгу о Гневе, которую посвятил своему брату, занятому службой Клавдию, императору, изгнавшему Сенеку в порыве гнева. Мы живем в гневные времена, и многое из того, что мы переживаем, не более чем гнев, кусающий себя, как выразился Сенека . Марк Аврелий писал, что мягкость и вежливость — это более мужественная и человечная реакция на неприятные обстоятельства, и что чем дальше мы будем от гнева, тем сильнее мы будем.
[6] Мы являемся и должны оставаться единым «я» — мы не можем жаловаться или обвинять кого-либо еще (лучше всего иметь дело с нашими собственными демонами)
Стоики верили в единое рациональное «я». Они взяли на себя ответственность за поддержание этого единства и никогда не поддержали бы такое мышление, как «дьявол заставил меня сделать это», или любую другую форму возложения вины или ответственности на кого-то другого. Заметным исключением среди стоиков был выдающийся гений Посидоний, который изменил стоическую психологию, чтобы дать то, что он считал лучшим описанием иррациональных сил, которые, как он видел, разрывали на части великих лидеров, таких как Помпей, в свое время. По словам Посидония, человек должен устроить свою жизнь так, чтобы «жить, созерцая истину и порядок вселенной и содействуя им, насколько это возможно, ни в коем случае не руководствуясь иррациональной частью души». Тем не менее, он все еще отстаивал главный тезис стоиков, что мы не можем быть разделены против самих себя. Это восходит к зеноновской гармонии индивидуальной и универсальной природы, а также к стоической вере, которую они взяли у Гераклита, что «характер есть судьба». Исходная фраза, ethos antropoi daimon на самом деле лучше перевести как «персонаж — это личный бог». Это означает, что если мы позволим нашему характеру испортиться, то у нас будет тиран, осуществляющий террор над нашей жизнью. Настоящий демон в жизни — плохой персонаж.
Лучше всего это выразил Эпиктет, когда сказал:
«Эти вещи несовместимы. Вы должны быть единым человеком, хорошим или плохим. Вы должны усердно работать или над своими рассуждениями, или над вещами, не зависящими от вас, — очень заботиться о внутреннем, а не о том, что снаружи, то есть стоять с философом или с толпой!»
Легче сказать, чем сделать, поэтому мы предпочитаем жаловаться на внешние источники или искать другого виновника. Но и здесь Эпиктет не менее суров:
«Ничто, кроме моего разумного выбора, не может помешать или повредить ему — только мой разумный выбор может сделать это сам с собою. Если бы мы полагались таким образом всякий раз, когда терпят неудачу, и винили бы только себя и помнили, что только мнение является причиной беспокойства и беспокойства, тогда, клянусь Богом, мы бы добились прогресса».
[7] Ни один человек не является островом: Золотое правило стоиков
На момент смерти Эпиктета в Афинах учился и преподавал другой стоик по имени Иерокл. Он написал большой труд под названием «О соответствующих действиях » ( peri ton kathekonton ), от которого сохранился ряд фрагментов, в том числе содержательная книга «Элементы этики » ( ethike stoicheiosis ), систематический букварь. предназначенный для использования в классе, наряду с рядом других фрагментов, наполненных наставлениями, рассчитанными на более широкую аудиторию. Подобно Антипатру и Мусонию до него, темы, затронутые в этих популярных фрагментах, включают советы о браке, семье и ведении домашнего хозяйства.
Элементы этики выделяется среди стоических этических произведений римского периода своим строго систематическим подходом к определению этических принципов. Основываясь на работе Хрисиппа, который учил о роли того, что подходит или уместно ( oikeios ) в нашем развитии как людей, а также на работе Антипатра по соединению наших личных интересов с интересами наших собратьев. , Гиерокл создал нечто замечательное.
Начиная со способности человека к самовосприятию и связанного с ним стремления к самосохранению, Гиерокл переходит к соединению этой сферы личных интересов с социальной сферой — интересами других людей. Иерокл превращает предыдущие стоические рассуждения о том, что является «подходящим» или «уместным», в вызов, чтобы увидеть и практиковать этику, которая соединяет два полюса oikeiosis (присвоение) – личное и общественное. Наши личные интересы связаны из-за нашей фундаментальной рациональной и социальной природы с интересами и заботами других. Он изображает эти сферы интересов как ряд кругов, исходящих из нашего собственного «я»/разума:
Как бы мы ни старались жить в мире, в котором доминируют наши собственные интересы, мы будем страдать и не сможем реализовать свою человечность, если не будем постоянно работаем над тем, чтобы соединить нашу сферу интересов с заботами других. Иерокл предлагает простое решение, основанное на его гениальной модели. Мы всегда должны стараться приблизить внешние круги к себе, то есть относиться к семье так, как вы относитесь к себе; относиться к другу, как к семье; обращаться с согражданином как с другом; относиться к земляку как к согражданину; и, наконец, относиться к иностранцу, как к своему соотечественнику. Во всем, что мы делаем, мы должны стараться приблизить эти круги к себе. Ни один человек не является островом, и никто не является неприкасаемым.
Этот стоический oikeiosis больше не просто присваивает себе то, что требуется его конституции для физического выживания, но теперь включает в себя радикальную концепцию превращения незнакомой заботы других в знакомую . От «правила не толкаться» Хрисиппа до акцента Антипатра на том, чтобы быть справедливым по отношению к другим, стоики выстраивали этическую систему, основанную на взаимосвязанности ( симпатия ) и взаимном сотрудничестве. Иерокл дал простую карту для практического воплощения этой добродетели. Это золотое правило стоиков, и оно крайне необходимо в современном мире.
[8] Наше личное развитие связано с сотрудничеством с другими
Из-за работы, проделанной Хрисиппом, Антипатром и Гиероклом по созданию этической системы, которая включила неразрывную связь между нашими личными интересами и интересами других , стоики всегда положительно ориентировались на активное социальное взаимодействие с прицелом на сотрудничество. Сенека напишет целую книгу, самую длинную, о том, как принести пользу другим. Постоянно ища способы быть полезным другим, он искал нравственных образцов, которые поступали так же, и даже после своего вынужденного ухода из двора Нерона Сенека надеялся, что свободное время его последних лет, посвященное писательству, послужит та же цель. Эти работы, в том числе его «Моральные письма» и «Очерки», выдержали испытание временем и помогли бесчисленному количеству людей.
Ни один стоик не отразил эту ориентацию в своих произведениях больше, чем император Марк Аврелий. В The Meditations есть более 80 ссылок на общее благо, фраза, которая появляется почти на каждой странице работы. Маркус написал, что каждое утро он просыпался и думал обо всех неприятных людях, с которыми столкнется в тот день, но затем строго напоминал себе, что, поскольку он знал красоту Добра и уродство Зла, он вместо этого сосредоточился бы на том, как они себя чувствовали. на самом деле его семья и что мы все «созданы для сотрудничества». В другом месте он писал: «Всякий раз, когда вам трудно вставать по утрам, напоминайте себе, что вы созданы природой для работы с другими».
Это мощная мантра, которая помогает нам жить каждый день.
[9] Настойчивость и сопротивление: все дело в прогрессе, а не в совершенстве
Стоики видели искусство жизни как процесс постоянного улучшения — они верили в прогресс, а не в совершенство. Независимо от наших ролей и обязанностей, независимо от препятствий и трудностей, с которыми мы сталкиваемся, они напоминали нам, что всегда происходит более глубокая работа. Стоики видели в нас и ремесленников, и артефакты. Пока мы работаем над вещами повседневной жизни, мы делаем более глубокую работу над собой. По мере того, как мы добиваемся успехов в наших различных начинаниях и сталкиваемся с неудачами, мы постоянно совершенствуемся: лучше обдумываем вещи, учимся предвидеть неприятности (9).0005 premeditatio malorum ), решив действовать более добродетельно и избавившись от токсичных эмоций.
Хотя мы никогда не достигаем этого полностью, наш прогресс приносит мир и стабильность в нашу жизнь и приносит пользу всем вокруг нас. В этом упражнении мы учимся превращать слова в дела, кризис — в характер, а трудности — в возможности делать и быть хорошими. Как Маркус сказал, «плод этой жизни – хороший характер и действия на общее благо».
Это ключевой момент стоической философии, и то, что отличает ее от всех других типов философии, которые склонны сосредотачиваться на аргументации и словесном превосходстве. Философия, писал Сенека, предназначена не для того, чтобы указывать на недостатки других, а для того, чтобы соскребать наши собственные недостатки.
Авл Геллий записывает прекрасный отрывок из Эпиктета, когда его попросили резюмировать его философию. «Если кто-нибудь примет эти два слова близко к сердцу и будет использовать их для своего собственного руководства и регулирования, то он будет почти без греха и будет вести очень мирную жизнь. Эти два слова, — сказал он, — это ἀνέχου (упорствовать) и ἀπέχου (сопротивляться)».
Упорствовать и сопротивляться. Мужество и настойчивость, чтобы продолжать двигаться к тому, что хорошо, и самообладание и осознание, чтобы сопротивляться тому, что плохо. Таковы составляющие свободы, в каком бы состоянии человек ни находился.
Автор: Стивен Хансельман, соавтор книги The Daily Stoic: 366 размышлений о мудрости, настойчивости и искусстве жизни и Lives of the Stoics, которая доступна для предварительного заказа и установлена релиз 29 сентября!
Логическое определение и значение — Merriam-Webster
логика ˈlä-jik
1
а(1)
: наука, занимающаяся принципами и критериями достоверности вывода и доказательства : наука о формальных принципах рассуждения
профессор логики
(2)
: ветвь или разновидность логикимодальная логика
булевская логика
(3)
: раздел семиотики
специально : синтаксис
(4)
: формальные принципы отрасли знаний
логика грамматики
б(1)
: определенный способ рассуждения, рассматриваемый как действительный или ошибочный
Она долго объясняла ситуацию, но он так и не увидел ее логики.
(2)
: уместность, уместность
не мог понять логику такого действия
с
: взаимосвязь или последовательность фактов или событий, рассматриваемых как неизбежные или предсказуемые
По логике событий анархия ведет к диктатуре.
д
: расположение элементов схемы (как в компьютере), необходимое для вычислений
также : сами контуры
2
: что-то, что заставляет принять решение отдельно от разума или вопреки ему
логика войны
логик
ло-джи-шэн
имя существительное
Знаете ли вы?
Логистика следует той же схеме, что и другие существительные во множественном числе, такие как баллистика , лингвистика , статистика или физика , которые обозначают области исследования и принимают глаголы в единственном или множественном числе.
Логика , используемая строго в единственном числе, является наукой, которая имеет дело с формальными принципами разума. Если гость входит в дом с мокрым зонтом, логично предположить, что на улице идет дождь.
Как и во многих других областях экономики, цифровая революция оказывает глубокое влияние на доставку логистики . Сочетание мобильных вычислений, аналитики и облачных сервисов, все из которых подпитываются Интернетом вещей (IoT), меняет то, как компании, занимающиеся доставкой и выполнением заказов, осуществляют свою деятельность.
— Эндрю Меола, Business Insider , 14 октября 2016 г.
И логика , и логистика в конечном счете происходят от греческого logos , что означает «разум». Но в то время как логика происходит непосредственно от греческого языка, логистика пошла более длинным путем, сначала перейдя во французский язык как logistique , что означает «искусство расчета», а затем оттуда в английский язык.
Синонимы
- интеллект
- рассуждение
- причина
- рассуждения
- смысл
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Если вы просто используете немного логики , ты увидишь, что я прав. В ваших рассуждениях нет логики . В том, что он говорит, есть какая-то логика .
Недавние примеры в Интернете А гигант промышленного контроля Siemens обнаружил серьезную уязвимость в одной из своих самых популярных линеек программируемых логических контроллеров на этой неделе. — WIRED , 14 января 2023 г. В ту ночь Герберт бросил на 383 ярда и три тачдауна, ведя «Чарджерс» к абсурдному, четвертому преобразованию вниз, 90 005 логическому 90 006 — бросающему вызов тачдауну в последние минуты, чтобы вызвать овертайм. — Штатный писатель Следите, Los Angeles Times , 11 января 2023 г. Нет доказательств или логика представлена в поддержку этих утверждений, не оставив читателя мудрее после прочтения его статьи. — Джо Мекан, WSJ , 9 января 2023 г. Капиталистическая логика , управляющая производством желаний, распространяется и на их распределение. — Ясмин Алсайад, The New Yorker , 9 января 2023 г. Адвокаты, представляющие Мэриленд, представили аналогичные logic защищает штат в судебном процессе, оспаривающем его прежний запрет на вещание. — Алекс Манн, Baltimore Sun , 6 января 2023 г. Как объяснила мне во время недавней прогулки куратор выставки Сара Грандин, мили и мили материалов BnF не соответствуют единой организационной логике . — Globe Staff, BostonGlobe.com , 5 января 2023 г. Некоторые считают, что видеоигры защищены от рецессии — люди всегда будут искать домашние развлечения, 9Логика 0005 работает — и отрасль выиграла от повышения внимания и доходов в начале пандемии. — Шеннон Ляо, Washington Post , 5 января 2023 г. Его вселенная и правила, которыми она руководствуется, нарисованы широкими, логическими мазками, в то время как ее метафоры иногда сделаны зловеще, явно буквальны. — Энджи Хан, The Hollywood Reporter , 5 января 2023 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «логика». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское logik , от англо-французского, от латинского logica , от греческого logike , от женского рода logikos разума, от logos Reason — подробнее в легенде
Первое известное использование
12-й век, в значении, определенном в смысле 1a(1)
Путешественник во времени 33
Первое известное использование логики было в 12 веке
Посмотреть другие слова из того же века
Словарные статьи около
логикабревенчатое стекло
логика
логический
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Логика».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/logic. По состоянию на 22 января 2023 г.Копировать цитату
Детское определение
Логика
сущ.
логика ˈläj-ik
1
: изучение правил и тесты здравого рассуждения
2
: разумное мышление 1
особенно : здравые рассуждения
нет логика в этом примечании
3
: связь (как фактов или событий) таким образом, который кажется разумным
логика ситуации
4
: расположение элементов схемы (как в компьютере), необходимое для вычислений для говорящих на испанском языке
Britannica English: перевод logic для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о logic
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
расправа
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Сложные слова, которые вы должны знать
- Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимый ?
- Непредсказуемый Медленный
- Стриж Безжалостный
Прослушайте слово и напечатайте его.