Физиология и психология: Психология физиологическая . Что такое «Психология физиологическая «? Понятие и определение термина «Психология физиологическая » – Глоссарий

Содержание

Основы физиологии и психологии здоровья

dc.contributor.authorКайгородова, Надежда Захаровна
dc.date.accessioned2013-10-25T08:59:57Z
dc.date.available2013-10-25T08:59:57Z
dc.date.issued2011-05-31
dc.identifier.citationОсновы физиологии и психологии здоровья: учеб. пособие / АлтГУ ; [сост. Н. З. Кайгородова]. — Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011. — 117 с.ru_RU
dc.identifier.isbn978-5-7904-1145-8
dc.identifier.urihttp://elibrary.asu.ru/handle/asu/21
dc.description.abstractПредставлен материал, который будет использоваться при чтении лекций по курсам «Валеология» и «Психология здоровья». Затрагивается широкий спектр вопросов: физиологические и психологические подходы к проблеме здоровья, механизмы здоровья и болезни, факторы риска для здоровья, методы диагностики здоровья и средства повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Основное внимание уделяется научному мышлению в вопросах здоровья. Пособие предназначено для студентов любых немедицинских специальностей для формирования у них культуры здоровья.
ru_RU
dc.publisherБарнаул: Издательство Алтайского государственного университетаru_RU
dc.subjectБиоритмологические особенности жизнедеятельностиru_RU
dc.subjectПитаниеru_RU
dc.subjectЗдоровый образ жизниru_RU
dc.subjectФизиология человека и животныхru_RU
dc.subjectОтраслевая психологияru_RU
dc.title Основы физиологии и психологии здоровьяru_RU
dc.typeBookru_RU
dc.asulib.disciplineПсихология здоровьяru_RU

ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ – ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аристотель. Поэтика. Риторика. О душе. М.: Мир книги. 2007. [Aristotel. Poetika. Ritorika. O dushe. [Poetics. Rhetoric. About the soul. Moscow. Mir knigi. 2007. (In Russ].

Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М. Весть. 2014. [Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen. Vrach i filosof [Doctor and philosopher] Moscow. Vesti. 2014. (In Russ)].

Гиппократ. Сочинения. [Кн.1]. Избранные книги.М. Биомедгиз. 1936. [Gippokrat. Sochineniya. Izbrannye knigi[ Essays. Selected books]. Moscow. Biomedgiz. 1936. (In Russ)].

Гобс Т. Левиафан. Мысль. М. 2001. [Gobs T. Leviathan Mysl [Leviathan. Thought] Moscow. 2001. (In Russ)].

Ламетри Жюль. Человек-машина. Минск. Литература. 1998. [LaMettrie Jules. Chelovek-mashina [Human-machine]. Minsk. Literatura. 1998. (In Russ)].

Baars B. J. The conscious access hypothesis: Origins and recent evidence. Trends in Cognitive Sci. 6(1): 47-52. 2002.

Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. Вопр. психологии. 2: 104-118. 2004. [Chuprikova N. I. Psychology and the subject of psychology in the light of the achievements of modern neuroscience. Question of psychology. 2: 104-118.2004. (In Russ)].

Chalmers D.J. Facing up to the Problem of Consciousness. J.Consciousness Studies. 2(3): 200—219. 1995.

McGinn C. Can We Solve the Mind-Body Problem? The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge. Mass. MIT Press. 529–542. 1997.

Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб. Питер. 2001. [Sechenov I. M. Elementy mysli [Elements of thought]. St. Petersburg. Piter. 2001. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л. Медицина. 1983. [Nozdrachev A.D. Fiziologiya vegetativnoj nervnoj sistemy [Physiology of the autonomic nervous system]. Leningrad. Medicine. 1983. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Физиология и психология страха. Природа. 5: 61-67. 2000. [Nozdrachev A.D., Shcherbatykh Yu.V. Physiology and psychology of fear. Nature. 5: 61-67. 2000. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д., Губанов Н.И. Сеченов и некоторые вопросы диалектики чувственного познания. Вестн. СПбГУ. 3(2): 143–148. 2005. [Nozdrachev A.D., Gubanov N.I. Sechenov and some questions of dialectics of sensory cognition. Vestnik SPbSU. 3(2): 143–148. 2005. (In Russ)].

Черниговский В.Н. Избранные труды. Серия: Памятники отечественной науки. XX век. СПб. Наука. 2007. [Chernigovski V.N. Izbrannye trudy. Seriya: Pamyatniki otechestvennoj nauki. XX vek [Selected works. Series: Monuments of Russian science. XX century]. St. Petersburg. Nauka. 2007. (In Russ)].

Ноздрачёв А.Д., Пальцев М.А. Отец русской физиологии. К 190-летию со дня рождения И.М.Сеченова. Вестн. Рос. акад. наук. 89(8): 860-873. 2019. [Nozdrachev A.D., Paltsev M.A. The founder of Russian physiology to the 190th anniversary of the birth I. M. Sechenov. Bull. Russ. Acad. Sci. 89(8): 860-873. 2019. (In Russ)].

Павлов И. П. Рефлекс свободы. СПб. Питер. 2001. [Pavlov I. P. Refleks svobody [Reflex of freedom]. St. Petersburg. Piter. 2001].

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности животных. «Настоящая физиология головного мозга». М. Наука. 1973. [Pavlov I. P. Dvadcatiletnij opyt obektivnogo izucheniya vysshej deyatelnosti zhivotnyh. «Nastoyashchaya fiziologiya golovnogo mozga» [Twenty-year experience of objective study of higher activity of animals. «Real physiology of the brain»]. Moscow. Nauka. 1973. (In Russ)].

Klimenko V. M. Golikov J.P. The Pavlov Department of Physiology: A Scientific History. The Spanish J. Psychology. 6(2): 112-120. 2003.

Щербатых Ю.В. Нейро-лингвистическое программирование в свете теории условных рефлексов И. П. Павлова. В сб.: Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук. Воронеж. 111-118. 2017. [Scherbatykh Yu. V. Neuro-linguistic programming in the light of the theory of conditioned reflexes I. P. Pavlov. Priority directions of development of the Humanities and economic Sciences. Voronezh. 111-118. 2017. (In Russ)].

Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Клинико-психопатологические аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях. Социальная и клиническая психиатрия. 3: 35-38. 2000. [Shcherbatykh Yu.V., Ivleva E.I. Clinical and psychopathological aspects and violations of vegetative homeostasis in social phobias. Social and Clinical Psychiatry. 3: 35-38. 2000. (In Russ)].

Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам («Работа по психологии» Г.Г. Шпета). Вопросы психологии. 3: 72-82. 2009. [Zinchenko V. P. the psychologist’s Answer to physiologists («Work on psychology» by G. G. Shpet). Questions of psychology. 3: 72-82. 2009. (In Russ)].

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М. Мир. 1988. [Bloom F., Lazerson A., Hofstadter L. Mozg, razum i povedenie [Brain, mind and behavior]. Moscow. Mir. 1988. (In Russ)].

Бехтерев В.М. Объективная психология. М. Наука. 1991 [Bekhterev V.M. Obektivnaya psihologiya [Objective psychology]. Moscow. Nauka. 1991.]

Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПБ. Прайм-Еврознак. 2001. [Frager R.,Fadiman J. Lichnost: teorii, eksperimenty, uprazhneniya [Personality and personal growth] NY. Longman. 1998 (Russ. Ed. Personality: theories, experiments, exercises. St. Petersburg. Prime-euroznak. Mocsow. Olma-Press. 2001. (In Russ)].

Серебреников В.С. Независимость психологии от физиологии. Христианское чтение. 7-8: 853-871. 1913. [Serebrennikov V. S. Independence of psychology from physiology. Christian reading. 7-8: 853-871. 1913. (In Russ)].

Бехтерева Н.

П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд. Л. Медицина. 1974. [Bekhtereva N.P. Nejrofiziologicheskie aspekty psihicheskoj deyatel’nosti cheloveka. 2-e izd. [Neurophysiological aspects of human mental activity. 2nd ed.] Leningrad. Medicine. 1974. (In Russ)].

Берридж К., Крингельбах М. Счастливый мозг. В мире науки. 10: 36-42. 2012 [Berridge K., Kringelbach M. Happy brain. In the world of science. 10: 36-42. 2012. (In Russ)].

Дельгадо Хосе. Мозг и сознание. М. Мир. 1971. [Delgado J. Physical Control of the Mind – toward a psychocivilized society. NY. Harper & Row Publ. 1969. (Russ. Ed. Delgado J. Mozg i Soznanie. Moscow. Mir. 1971. (In Russ)].

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М. Мир. 1990. [Hubel D. Eye, Brain, and Vision. W.H. Freeman Publ. 1988. (Russ. Ed.: Hubel D. Glaz, mozg, zrenie. Moscow. Mir. 1990. (In Russ)].

Чуприкова Н.И. Теория отражения, рефлекторная деятельность мозга, осознанные ощущения человека. Вопр. психологии. 4: 10-22. 1980. [Chuprikova N. I. Theory of reflection, reflex activity of the brain, conscious human sensations. Question of psychology. 4: 10-22. 1980. (In Russ)].

Medvedev S.V., Korotkov A.D., Kireev M.V. Hidden nodes of the brain systems. Human Physiology. 45(5): 552-556. 2019.

Иваницкий А.М. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза. Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 46 (2): 241-252. 1996. [Ivanitsky A.M. The Brain basis of subjective experiences: the hypothesis of information synthesis. Journal of higher nervous activity named after I.P. Pavlova. 46 (2): 241-252. 1996. (In Russ)].

Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. Москва. Ленинград. Медгиз. 1947. [Bykov, K.M. Kora golovnogo mozga i vnutrennie organy [The cerebral Cortex and the internal organs.] Moscow. Leningrad. Medgiz. 1947. (In Russ)].

Медведев С.В. Мозг против мозга. Новеллы о мозге. М. Бослен. 2017. [Medvedev S.V. Mozg protiv mozga. Novelly o mozge [Brain against brain. Short stories about the brain.] Moscow. Boslen. 2017. (In Russ)].

Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии. Вопр. психологии. 5: 87-89 2004. [Sokolov E.N. New trends in the development of psychology. Questions of psychology. 5: 87-89 2004. (In Russ)].

Соколов Е.Н. Нейроны сознания. Психология. Журн. высш. школы экономики. 1(2): 3-15. 2004. [Sokolov E.N. Neurons of consciousness. Psychology. J. Hgher School of Economics. 1(2): 3-15. 2004. (In Russ)].

Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки. (11): 85-93. 2005. [Ivanitsky A.M. Consciousness and the brain. In the world of science (11): 85-93. 2005. (In Russ)].

Щербатых Ю.В. Что есть психика? История и перспективы решения психофизической проблемы. Вестн. по пед. и псих. Южн. Сибири. (3):120-147. 2020. [Scherbatykh Yu.V. What is the psyche? History and prospects for solving a psychophysical problem. Bull. of Ped. and Psych. of South. Siberia. (3): 120-147. 2020. (In Russ)].

Крис Фрит. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М. Астрель. CORPUS. 2010. [Frith, Christopher D. Making up the mind: how the brain creates our mental world. Blackwell Publishing.2007 (Russ. Ed.: Frith Christopher D. Mozg i Dusha. Moscow. Astrel. 2010. (In Russ)].

Crick F. The Astonishing Hypothesis: The Scientific Search for the Soul. New York: Charles Scribner’s Sons. 1994.

Koch C. The Feeling of Life Itself — Why Consciousness is Widespread but Can’t be Computed. The MIT Press. 2019.

Paulson S. On Reconciling Atheism and Meaning in the Universe. The Atlantic. Aug 29. 2012.

Tononi G. Consciousness as integrated information: a provisional manifesto. Biol. Bull. 215: 219-221. 2008.

Tononi G., Boly M., Massimini M., Koch Ch. Integrated information theory: from consciousness to its physical substrate. Nature Rev. Neurosci. 17 (7): 450 –461. 2016.

Metzinger T. Being No-One. Cambridge. MA. MIT Press. 2003.

Bartels A., Zeki S. The neural Basis of Romantic Love. NeuroReport. 11(17): 3829–3834. 2000.

Singer T., Seymour B., O’Doherty J. Kaube H. Empathy for pain involves the affective but not sensory components of pain. Sience. 3030 (5661): 1157-1162. 2004.

Мухин В.Н., Клименко В.М., Калуев А.В. Итоги 24-й международной мультидисциплинарной конференции по нейронаукам и биологической психиатрии «stress and behavior». Мед. академ. журн. 17 (2): 123-126. 2017. [Mukhin V.N., Klimenko V.M., Kaluev A.V. Results of the 24th international multidisciplinary conference on neuroscience and biological psychiatry «stress and behavior». Med. Acad. J. 17(2): 123-126. 2017. (In Russ)].

Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г. Методологические и концептуальные противоречия на стыке психологии и физиологии. Психология. Журн. высш. школы экономики. 8(1): 62-77. 2011. [Chernyshev B. V., Chernysheva E. G. Methodological and conceptual contradictions at the intersection of psychology and physiology. Psychology. J. Higher Sch. Economics. 8(1): 62-77. 2011. (In Russ)].

Крик Ф. Мысли о мозге. Мозг. Под ред. П.В. Симонова. М. Мир. 257–275. 1982. [Krik F. Thoughts about the brain. Brain. Ed. by P.V. Simonov. Moscow. Mir. 257-275.1982. (In Russ)].

Островский М.А. Новые технологии в нейронауках. Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 105 (11): 1331–1332. 2019. [Ostrovsky M.A. New technologies in neuroscience. Russ J. Physiol. 105(11): 1331—1332. 2019. (In Russ)].

Аракелов Г.Г. Будущее российской психологии — в развитии нейронаук. Нац. психол. журнал. 2: 64-69. 2012. [ Arakelov G.G.The future of Russian psychology is in the development of neuroscience. National Psych. J. 2: 64-69. 2012. (In Russ)].

Павлов И. П. Письмо Г.И. Челпанову. Вопр. психологии. 3: 99-100. 1955 [Pavlov I. P. Letter to G.I. Chelpanov. Question of Psychology. 3: 99-100. 1955. (In Russ)].

Физиология высшей нервной деятельности | СГУ

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов представления о функциях, общих принципах и закономерностях работы отдельных нейронов, спинного и головного мозга; изучение механизмов работы высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих видовую и индивидуальную адаптацию к условиям среды; выявление качественного своеобразия высшей нервной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Физиология высшей нервной деятельности» (ВНД) относится к базовой части блока «Дисциплины» Б1.Б.4, изучается во 2 семестре.
Данный курс имеет тесную взаимосвязь с дисциплиной «Анатомия центральной нервной системы», так как изучение физиологии ВНД предполагает наличие у студентов знаний анатомии ЦНС — изучение функций нервной системы невозможно без знания её строения.
Также имеется тесная логическая и содержательно-методическая взаимосвязь физиологии ВНД и дисциплин базовой части профессионального цикла. Так, например, в курсе физиологии ВНД изучаются механизмы и закономерности возникновения распространения возбуждения, природа синаптической передачи нервных импульсов, механизмы формирования временных связей, механизмы памяти, функциональная межполушарная асимметрия и пр. Эти и другие темы важны для последующего освоения таких дисциплин, как «Психофизиология», «Нейрофизиология», «Память, мышление, речь». Изучение возрастных особенностей ВНД важно для лучшего усвоения программы по психологии развития и возрастной психологии, а филогенетическиъ особенностей ВНД — для изучения зоопсихологии. Освоение таких тем, как локализация высших психических функций в коре больших полушарий, теория функциональных систем, физиология эмоций, вторая сигнальная система, типы ВНД, системность в работе головного мозга и др. необхожимо для изучения студентами в дальнейшем таких дисциплин базовой части профессионального цикла, как нейропсихология, патопсихология, введение в клиническую психологию и некоторых других.

Компетенциии обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности».

Изучение физиологии высшей нервной деятельности должно способствовать формированию общекультурной компетенции выпускников ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию.

Репродукция = физиология + психология

«Выключение» репродуктивной функции…

– Осуществление репродуктивной функции, т.е. функции рождения и выращивания детей, требует от человека больших физических и психологических усилий. Сама репродуктивная функция заложена в нас генетически, работает по определенной программе и «выключается» только в условиях жесткой нехватки ресурсов. Например, можно наблюдать «выключение» репродуктивной функции у женщин, страдающих анорексией, т.к. из-за отсутствия полноценного питания их организму просто не хватает сил даже для поддержания своего нормального функционирования. Поэтому для самосохранения организм первым делом отключает ту функцию, которая не является жизненно необходимой.

Ресурсы для деторождения есть!

– К счастью, мы живем в то время, когда у человека нет существенных препятствий в удовлетворении своих базовых физиологических потребностей – в еде, воде, во сне, в жилье, в защите от холода. А значит, есть тот уровень ресурсов, который достаточен для осуществления физиологической части репродуктивной функции. Но кто, на самом деле, оценивает, достаточно ли у человека ресурсов для деторождения? Конечно, он сам, на уровне своих ощущений. По представлениям самого человека ему может не хватать материальных, жилищных, эмоциональных и других ресурсов, не смотря на то, что это противоречит объективной реальности. Поэтому на бессознательном уровне закрепляется установка «у меня нет ресурсов», соответственно, организм на это отвечает «выключением» репродуктивной функции.

Причина в эмоциях и установках!?

– Человек может повлиять на две своих составляющих – физиологию или психологию. К физиологии отнесем все органы репродуктивной сферы, также другие системы организма (пищеварительную, выделительную, дыхательную и т.д.), а к психологии – поведение и эмоции. Представим ситуацию, которая встречается довольно часто. Женщина по каким-то причинам сознательно или бессознательно не хочет иметь детей от своего партнера: в ее представлении он может быть плохим отцом, или у нее может быть страх, что после рождения ребенка, этот мужчина уйдет, или у нее просто нет к нему полового влечения. Получается, на психологическом уровне она к беременности не готова.

Психологическая защита организма

– У одной женщины в такой ситуации на момент возможного оплодотворения (овуляции) будет резкое снижение полового влечения, раздражительность и т.д. – таким образом, она бессознательно влияет на свое поведение и тем самым «выключает» репродуктивную функцию. У другой женщины может случиться воспаление яичников – органов, ответственных за выработку яйцеклеток. У третьей во время полового акта могут вырабатываться собственные антиспермальные антитела, «убивающие» сперматозоиды ее партнера. Во всех трех случаях беременность не наступит,т.к. изначально на бессознательном уровне женщины были к ней не готовы. Это не значит, что женщины не хотели иметь ребенка, наоборот, это желание может быть очень сильным, но на бессознательном уровне существовал запрет на беременность.

То, как отреагирует организм, какую психологическую защиту он выберет, куда будет направлен «удар», зависит от множества факторов – от личной истории человека, его индивидуальных особенностей, особенностей физиологии. Таким образом, мы видим, что репродуктивная функция может быть блокирована внутренним психологическим конфликтом. А его разрешение, соответственно, сделает ненужной психологическую защиту и восстановит естественное репродуктивное функционирование.

Разобраться с внутренними причинами ненаступления беременности, невынашивания, определить влияние психики на возникновение заболеваний репродуктивной сферы может помочь репродуктивный психолог.

Репродуктивная психология – новая отрасль в психологии, которая исследует проблемы, связанные с реализацией репродуктивной функции. К этой области также относятся психологические проблемы, возникающие при использовании вспомогательных репродуктивных технологий.

Репродуктивный психолог Наталья Сергеевна Королева ведет прием по адресу:

г. Вологда, ул. Герцена, 50

Запишитесь на прием репродуктивного психолога сейчас!

 (8172) 26-44-26

К юбилею И. М. Сеченова: Президентская библиотека знакомит с жизнью и деятельностью известного физиолога

«До Сеченова вопросами психологии в России почти не занимались, – пишет С. Мусаэлян в издании «И. М. Сеченов» (1943), электронная копия которого представлена на портале Президентской библиотеки. – Только в 50-х – 60-х годах борцами за научную психологию выступили Чернышевский и Добролюбов. Передовая общественная мысль России уже в то время ставила вопрос о связи психологии с физиологией. Белинский в одной из своих статей писал: „Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии“. Белинский считал, что как изучение, так и воспитание личности должно быть основано на „естественно-научных основах“».

13 августа 2019 года исполняется 190 лет со дня рождения Ивана Михайловича Сеченова, естествоиспытателя, основателя русской физиологической научной школы, мыслителя-рационалиста, который превратил физиологию в точную науку и клиническую дисциплину. Президентская библиотека предлагает ознакомиться с основными вехами научного пути учёного-новатора, сумевшего так много привнести в развитие российской медицины.

Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года в селе Тёплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. В 14 лет Иван по совету старшего брата был направлен в Главное инженерное училище в Петербурге. «Ученье давалось ему легко, – сообщает Мусаэлян, – и он без труда переходил из класса в класс, особенно интересуясь физикой и математикой. Однако после неудачно сданного экзамена должен был оставить училище и идти на службу в армейские сапёры…»

В 1848 году 19-летним юношей Сеченов уезжает в Киев во 2-й резервный сапёрный батальон. Однако военная служба сильно тяготила молодого прапорщика. Прослужив офицером немногим более полутора лет, Сеченов подал в отставку и осенью того же года поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета – и сразу с головой погрузился в занятия. После слушания блестящих лекций профессора И. Т. Глебова, читавшего сравнительную анатомию и физиологию, Сеченов задумался о том, чтобы посвятить себя изучению сравнительной анатомии. Физиология в то время читалась слабее, по устаревшим учебникам, опытов на лекциях было недостаточно, и потому интереса к себе она не вызвала.

Тогда Иван Сеченов не предполагал, что пионером в этом сегменте медицинской науки предстоит стать ему самому.

После окончания медицинского факультета в степени докторанта Сеченов отправляется из Москвы за границу, где в течение почти двух лет слушает курсы физиологии и сравнительной анатомии. Он вернулся в Россию с богатейшими экспериментальными и теоретическими наработками. Успешно защитился и получил назначение в Императорскую Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию адъюнкт-профессором по кафедре физиологии – с обязательством немедленно начать чтение лекций.

Преподавательская деятельность Сеченова была яркой и успешной. Он привёз с собой из-за границы всё необходимое оборудование для проведения опытов с нервно-мышечным аппаратом в разделе физиологии, совершенно неизвестном в России. «Лекции о животном электричестве», прочитанные молодым профессором, произвели огромное впечатление не только в академических кругах, но и в среде прогрессивных деятелей культуры. Помимо простой и увлекательной манеры читать лекции, успех курса был обеспечен благодаря лабораторному сопровождению теоретической части. При этом молодой профессор руководствовался мыслью, что «университеты для выполнения их назначения должны служить рассадниками знания, должны быть не только учреждениями, где наука проповедуется, но и рабочими научными центрами, где она развивается, что учить и учиться можно с успехом, только работая», цитирует учёного автор книги «И. М. Сеченов».

Вместе со своим другом С. П. Боткиным Сеченов поднял престиж академии на небывалую до того высоту и сделал занятия физиологией едва ли не самыми популярными, привил студентам любовь к самостоятельным исследованиям.

В 1862 году он уезжает в Париж, чтобы поработать в лаборатории знаменитого физиолога Клода Бернара. Результатом явилось исследование «Рефлексы головного мозга», суть которого кратко можно выразить так: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Положения этого исследования какое-то время спустя были подтверждены наблюдениями клиницистов. Однако наряду с восторженными отзывами об этой работе «Рефлексы…» встретили негодующие отзывы в тех сферах, где научная мысль вообще имела малую ценность. В 1866 году, когда этот труд вышел отдельной книгой, на издание был наложен арест, под которым оно находилось более года. «Из-за этой книги, – пишет Сеченов в своих автобиографических записках, – меня произвели в ненамеренного проповедника распущенных нравов и философа нигилизма».

В 1872 году вышла книга русского историка, психолога, социолога и публициста К. Д. Кавелина «Задачи психологии», направленная против материалистического понимания психики, в частности против воззрений Сеченова. Да и с Чернышевским в то же самое время Кавелин боролся отнюдь не только с помощью психологии. Широко известной стала нашумевшая «психологическая» полемика между Сеченовым и Кавелиным в 1872–1874 годах на страницах журнала «Вестник Европы». Яростный оппонент добился того, что царская цензура вообще запретила высказываться по затронутым публицистом и физиологом вопросам.

Но Сеченов вовсе не считал Кавелина несокрушимым врагом, ему достаточно было признания со стороны Д. И. Менделеева и других близких по духу учёных, а также композитора А. П. Бородина, художника А. А. Иванова, он был знаком с Достоевским… Личность Сеченова оказала сильное влияние на российскую художественную интеллигенцию того времени. Поэтому не приходится особенно удивляться тому, что Чернышевский именно с него писал своего Рахметова в романе «Что делать?», а Тургенев – Базарова в «Отцах и детях».

В 1901 году Сеченов вышел в отставку. Его имя было присвоено 1-й Московской медицинской академии, Институту эволюционной физиологии и биохимии РАН. Академией наук учреждена премия имени Сеченова, присуждаемая раз в три года за выдающиеся исследования по физиологии – клинической дисциплине, которая позволила российской медицине сделать существенный прорыв вперёд.

Учебники, научно-методическая литература – ROZETKA

Выучить иностранный язык, научиться решать любые конфликты мирным путем, подружиться с собственным ребенком-подростком, развить в себе лидерские качества – всему этому и многому другому нас учат специализированные книги. Учебники и научно-методологическая литература способны избавить современного человека от большей части привычных проблем, вернуть ему здоровье, обогатить знаниями, а также научить жить без ссор, недопониманий, в согласии со своими близкими и с собой.

Учебники, научно-методическая литература – путь к новым знаниям

Ежедневно человек сталкивается с огромным числом задач, решать которые необходимо для того, чтобы жизнь приносила радость. Нужно правильно выстраивать отношения с коллегами и подчиненными, научиться распределять время, не жертвуя действительно важными делами, развить внимательность, наработать навыки, необходимые для построения карьеры. Для людей семейных значимо выстраивание уважительных и комфортных отношений между всеми членами семьи, да и в целом знания по психологии будут полезны, они дают возможность смотреть вглубь вещей, игнорируя внешнюю шелуху. Еще одни огромнейший пласт сведений, который в современных условиях очень ценен – это знания иностранных языков. Мир глобализируется, и сегодня люди с разных уголков планеты имеют возможность понимать друг друга. Но для этого им необходимо научиться говорить на одном языке.

В учебниках и научно-методологической литературе скрывается богатство знаний, накопленных человечеством за всю историю своего существования

Существует заблуждение, что учебники нужны исключительно в школе и в ВУЗе, а после их окончания люди в данном виде литературы не нуждаются. На самом деле все наоборот. Сегодня чтобы считаться действительно образованным человеком, учиться приходиться постоянно. Но процесс этот не является обременительным, ведь знания дают свободу, позволяют иначе взглянуть на мир, стать в каких-то аспектах развитее и умнее.

На «Розетке» в категории «Учебников и научно-тематической литературы» доступны к заказу такие тематики:

  • психология;
  • философия;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • медицина;
  • иностранные языки;
  • география;
  • биология;
  • анализ и т. д.

В отдельные разделы вынесены школьные учебники и пособия для учащихся в ВУЗах. В наличие большое количество словарей не только самых востребованных, но и более редких языков.

Научно-методическая литература, учебники: нюансы выбора

Не каждая книга с броским названием и внушительным количеством страниц может претендовать на звание учебника. Подобное издание должно содержать полезную, правильно структурированную информацию, изложенную в доступной для понимания форме. Учебную литературу нужно научиться фильтровать, отбирая ценное, тогда не придется жалеть о деньгах, потраченных на материал, который не несет никакой смысловой нагрузки. Чтобы сделать правильный выбор, читайте аннотации, смотрите, кто автор произведения, если есть возможность, просмотрите содержание, чтобы удостовериться, что эта книжка будет вам полезна.

В интернет-магазине «Розетка» выбор учебных книг очень широк. Их заказывают с доставкой в Киев, Одессу, Николаев, Полтаву, Днепропетровск, Ровно, Тернополь и прочие города Украины.

Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Актуальность создания учебника по психофизиологии объясняется целым рядом причин. Прежде всего, большим количеством вузов, обучающих студентов по специальности психология, а, следовательно, и большим рынком учебной продукции. С другой стороны, наука психофизиология в последнее десятилетие сделала огромный рывок в познании взаимосвязи мозга и психики, поскольку появилась возможность с помощью томографических методов увидеть прежде скрытые от глаза исследователя процессы, протекающие при той или иной человеческой деятельности. Возникла в связи с этим потребность переосмыслить новые данные и внести их в учебный курс.

СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Особенностью вновь создаваемого учебника является попытка объединения идей отечественной науки с представлениями, разрабатываемыми исследователями других стран. Подзаголовок учебника говорит о том, что это « психологическая физиология с основами физиологической психологии». Психофизиология берет свое начало от идей, заложенных А.Р. Лурия, тогда как физиологическая психология – название, введенное Вундтом в конце 19 века. Разрушение железного занавеса привело к интенсивному обмену идей, новые методы позволили увидеть единые механизмы процессов, которые казались слишком далекими в рамках умозрительных концепций. Именно поэтому другой особенностью учебника является обилие конкурирующих гипотез при описании явлений психической жизни человека, отсутствие ощущения законченности в их понимании, что направляет мысль студента на поиск новых решений. Все это позволяет будущим психологам осознать, что психофизиология является наукой, то есть дисциплиной, в которой каждая гипотеза может быть опровергнута.

АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ. Простота языка, которым написан учебник, позволяет предлагать его не только специалистам, студентам психологических факультетов, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами психосоматики, воспитания детей, здорового образа жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РАБОТЫ. Третья особенность учебника заключается в появлении в нем глав, которые до сих пор не встречались в такого рода изданиях. В тоже время их необходимость определена современной жизнью. Это главы «Психофизиология пола», «Психофизиологические механизмы старения», «Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения», «Паранатальная психофизиология». Реальная жизнь не знает «среднего» человека, она знает мужчин, женщин и людей, у которых есть проблемы в причислении себя к одной из этих категорий. Современная наука уже много знает об этом, однако учебники осторожно обходили до сих пор эту тему. Человечество стремительно стареет, но студенты часто имеют ограниченные знания о тех процессах, которые происходят с миллионами людей, когда они перестают быть молодыми. Но эти знания позволяют предлагать стиль жизни, удлиняющий период активного освоения действительности. Глава, посвященная аддикциям, описывает новое понимание аддиктивной личности, которая при определенных условиях реализует поведение, зависимое от наркотиков, алкоголя, курения, азартных игр, компьютеров и т.д. Глава, посвященная паранатальной психофизиологии, объединяет воедино периоды вынашивания ребенка, его рождения и формирования привязанности к матери. Представленные в ней данные позволяют студенту получить объективную информацию о явлениях, которым посвящено множество теоретических построений, описывающих процесс формирования личности и критические периоды ее становления. Столкновение данных разных наук позволит студенту сделать собственный выбор. Еще одной особенностью учебника является редкая для обычного издания иллюстративность – редкая страница обходится без рисунка. Особенно много их там, где идут ссылки на морфологию. Такое количество иллюстраций нет даже в учебниках по анатомии. Возможность не только читать, но и видеть, существенно облегчает процесс освоения новых знаний. Более того, каждая глава снабжена словарем, что также повышает эффективность работы над учебником.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. Появление такого рода учебников, несущих в себе жар научных споров, ставящих вопросы, позволит обучать психологов, готовых задавать вопросы и искать на них ответы, а не только использовать багаж, созданный другими.

Чем занимается физиологический психолог? | Работа

Автор Fraser Sherman Обновлено 7 марта 2019 г.

Психология изучает разум, физиология изучает тело. Дисциплина физиологической психологии объединяет эти две дисциплины, чтобы выяснить, как физическая структура мозга влияет на наше сознание и наши мысли. Травмы мозга и проблемы с химическим составом мозга могут вызвать психические и эмоциональные проблемы. Физиологическая психология исследует, диагностирует и лечит их.

Совет

Психолог изучает, как наше тело, особенно наш мозг, влияет на наш разум. Они могут участвовать в чистых исследованиях или в лечении психических заболеваний. [ref2] Это также известно как биологическая психология и поведенческая нейробиология.

Разум и тело

Люди иногда считают разум и тело отдельными вещами, но они глубоко связаны. Несмотря на то, что метод, с помощью которого формируется сознание в мозгу, все еще остается загадкой, физический мозг оказывает большое влияние на наши мысли и личность.

Химия — одно из влияний. Наш мозг использует нейротрансмиттеры для связи от одного нейрона к другому. Такие химические вещества, как серотонин и дофамин, влияют на наш аппетит, настроение и мышление. Дисбаланс нейротрансмиттеров является факторами шизофрении, депрессии, аутизма и болезни Паркинсона.

Маниакально-депрессивное заболевание, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство и анорексия — еще примеров физиологического поведения .

Темы, представляющие интерес

Существует огромное количество предметов, которые вы можете исследовать или рассматривать как физиологический психолог .

  • Развитие нервной системы.
  • Взаимодействие химических веществ с мозгом и нервной системой.
  • Контроль поведенческих состояний i , включая пол и репродуктивное поведение.
  • Биологические ритмы и сон.
  • Эмоции и психика l Расстройства.
  • Нейронные механизмы обучения и запоминания.
  • Язык.
  • Восстановление после повреждения мозга или нервов.

A

Обязанности физиологического психолога

В отличие от большинства психологов, психологу для изучения необходимы тела, а не только мозг. Недостаточно взять интервью у испытуемого или пройти тест Роршаха. Поскольку экспериментировать на людях неэтично, в обязанности психолога исследования входит работа на животных: вызвать зависимость у животного или повредить его мозг с помощью нейрохирургии невозможно с испытуемыми людьми.

На сегодняшний день невозможно получить такие же результаты, используя только образцы тканей или компьютерные программы. В обязанности психолога-психолога входит взвешивание этических вопросов перед началом исследования:

  • Гуманно ли обращаются с животными, использованными в проекте. . Даже если эксперимент закончится летальным исходом, животные должны быть до этого сыты и иметь комфортные условия жизни.
  • Оценка серьезности эксперимента.Например, забор крови морской свинки менее вреден, чем нейрохирургия.
  • Уравновешивает ли потенциальная польза для людей вред для животных?
  • Насколько велик потенциальный вред , если исследование не будет проведено? Если исследования на животных помогут найти лекарство от болезни Альцгеймера, например, отказ от исследования может привести миллионы людей к старости и преждевременной смерти.

Получение образования

Вы должны начать подготовку к карьере в области физиологической психологии в средней школе.Если в вашей школе есть уроки психологии, возьмите их. Биология важна, как и математические навыки: например, любая исследовательская карьера требует большого количества статистических данных.

Учеба в колледже будет похожа на двойную специализацию: вы изучаете психологию, но вам также придется много узнать о биологии человека и нейробиологии. Если вы пойдете на степень магистра, вы узнаете об экспериментальном дизайне и методах исследования; нейроанатомия; развитие нервной системы; хранение в памяти; и физическая основа поведенческих расстройств.

Работа и доход

Как физиологический психолог вы можете работать в клинической практике или в исследованиях, или преподавать в своей области. Рабочие места включают клиники, больницы, исследовательские лаборатории и колледжи.

На момент написания средняя годовая зарплата физиологического психолога составляла 56 513 долларов США . Заработная плата варьируется от 19 500 долларов до 118 500 долларов , но большинство зарплат находится в диапазоне от 34 500 долларов до 71 500 долларов. Лет опыта и местоположение, в котором вы работаете, могут быть более важными факторами при определении вашей заработной платы, чем уровень вашей квалификации.

Взломать систему стресса, чтобы позволить вашей психологии влиять на вашу физиологию

Есть люди, которые проявляют невероятную устойчивость к перепадам температур. Подумайте о буддийских монахах, которые могут спокойно выдерживать обтекание морозными полотенцами, или о так называемом «ледяном человеке» Вим Хофе, который может без проблем оставаться в ледяной воде в течение длительного времени.

Этих людей обычно считают сверхчеловеческими или особенными. Если это действительно так, то их подвиги — просто развлекательные, но неуместные акты водевиля.Что, если они не уроды, а натренировали свой мозг и тело с помощью методов самомодификации, которые дают им сопротивление холоду? Может ли кто-нибудь сделать то же самое?

Как два нейробиолога, изучавшие реакцию человеческого мозга на воздействие холода, мы заинтригованы тем, что происходит в мозге во время такого сопротивления. Наши и другие исследования начинают предполагать, что такие «сверхспособности» действительно могут быть результатом систематической практики техник, которые изменяют чей-то мозг или тело.Эти модификации могут иметь отношение к поведенческому и психическому здоровью и потенциально могут быть использованы кем угодно.

Привод баланса корпуса

Методы модификации поведения, такие как йога и внимательность, стремятся изменить физиологическое равновесие — то, что ученые называют гомеостазом. Гомеостаз — это основная потребность выживания и имеет решающее значение для физической целостности организма.

Например, когда кто-то подвергается воздействию холода, определенные центры мозга инициируют изменения в реакции организма.К ним относятся уменьшение кровотока к конечностям и активация групп мышц глубокого слоя для выработки тепла. Эти изменения позволяют телу удерживать больше тепла и происходят автоматически без сознательного контроля.

Сообщения передаются от мозга к телу, поддерживая системы в гомеостатическом равновесии. Дивадкар и Музик, CC BY-ND

Гомеостаз поддерживается, когда периферические органы («тело») собирают сенсорные данные и направляют их в центр обработки («мозг»), который систематизирует эти данные и определяет их приоритетность, составляя планы действий.Затем эти директивы передаются телу, которое их выполняет.

Это баланс между восходящими физиологическими механизмами и нисходящими психологическими механизмами, который обеспечивает гомеостаз и направляет действия. Наша идея состоит в том, что этот баланс между физиологией и психологией можно «взломать», обучив мозг справляться с воздействием холода. Это очень интересный трюк — и мы считаем, что происходящие в мозге изменения выходят за рамки простой переносимости холода.

Мозговые системы для поддержания гомеостаза образуют сложную иерархию.Анатомические области в примитивном стволе мозга (средний мозг, мост) и гипоталамус образуют гомеостатическую сеть. Эта сеть создает представление о текущем физиологическом состоянии организма.

Исходя из того, что это представление описывает состояние организма в настоящий момент, регулирующие процессы вызывают физиологические изменения на периферии через нервную систему. Репрезентация также генерирует базовые эмоциональные реакции на физиологические изменения — «холод неприятен», которые вызывают действия: «Мне нужно попасть в дом.”

Средний мозг, выделенный на этой иллюстрации красным цветом, расположен глубоко внутри человеческого мозга. Базы данных наук о жизни (LSDB) / Викимедиа, CC BY-SA

У людей область в задней части среднего мозга, называемая периакведуктальным серым цветом, является центром управления, который посылает телу сообщения о боли и холода. Эта область выделяет опиоиды и каннабиноиды, химические вещества мозга, также связанные с настроением и тревогой. Периакведуктальный серый передает эти химические сигналы телу по нисходящему пути, который подавляет переживание боли и холода, а также через другие нейротрансмиттеры в мозг.

Примитивные сети низшего порядка, такие как те, что связаны со стволом мозга, эволюционировали раньше областей мозга более высокого порядка, таких как его кора. И сети более низкого порядка оказывают большее влияние на сети более высокого порядка. Вот наглядный пример: сильная простуда мешает рациональному мышлению, а это состояние при переохлаждении является катастрофическим. Но нельзя просто представить солнечный пляж, чтобы смыть неприятности, связанные с ощущением сильного холода. В этом случае «физиологическая» система перевешивает «психологическую» систему.

Эта асимметрия причинно-следственных связей в мозговых сетях принималась как должное. Но могут ли стратегии, направленные на врожденные физиологические механизмы, вызвать психологический контроль сверху вниз? Новые исследования показывают, что техники, сочетающие физиологические факторы стресса с сосредоточенной медитацией, могут «сломать» эту асимметрию, позволяя психологическому модулировать физиологическое. Это то, что мы наблюдали в недавних исследованиях, которые мы провели на «Iceman» Вим Хофе.

Отто Музик готовит Вима Хофа к работе с фМРТ, чтобы увидеть, как его мозг реагирует на воздействие холода.Государственный университет Уэйна, CC BY-ND Техники самомодификации

Хофа включают контролируемое дыхание (гипервентиляцию и задержку дыхания) и медитацию. В нашем исследовании он выполнял эти техники до того, как мы неоднократно подвергали его воздействию холода, прокачивая ледяную воду с температурой 39 градусов по Фаренгейту через гидрокостюм, который он носил на все тело.

Задержка дыхания и холод образуют два физиологических фактора стресса, тогда как медитация — это форма психологического контроля. Когда нормальные субъекты подвергаются воздействию холода, температура тела изменяется, вызывая гомеостатические импульсы.Но температура кожи Хоф осталась неизменной, на нее не повлияло воздействие холода. Более того, в отличие от контрольных субъектов, он активно активировал периакведуктальную серую область своего мозга, область, важную для регулирования боли. Его техника самообучения, кажется, изменяет способность его мозга справляться с холодами, модулируя болевые пути.

Расширение преимуществ

Чем можно объяснить наши открытия с «Ледяным Человеком»?

Воздействие холода, по-видимому, вызывает вызванную стрессом обезболивающую реакцию в гомеостатической сети мозга, которая уже активирована задержкой дыхания.Активация периакведуктального серого цвета предполагает снижение восприятия боли и, следовательно, беспокойства. Эти устойчивые изменения в гомеостатической сети мозга Хофа повышают его устойчивость к холоду. Эффект усиливается сосредоточенной медитацией, которая порождает ожидание положительных результатов.

Вот важная часть: это ожидание, вероятно, расширит эффект снятия боли, вызванной стрессом, за пределы немедленного воздействия холода. Если такое ожидание — «Я встретил холод и чувствую себя бодрым» — исполнится, это приведет к высвобождению дополнительных опиоидов или каннабиноидов из периакведуктального серого цвета.Этот выброс может повлиять на уровни нейротрансмиттеров, таких как серотонин и дофамин, еще больше усиливая чувство общего благополучия. Эта петля положительной обратной связи связана с хорошо известным «эффектом плацебо».

В более общем плане, методы, подобные тем, которые использует Хоф, по-видимому, также оказывают положительное влияние на врожденный иммунный ответ организма. Мы ожидаем, что они также окажут положительное влияние на настроение и тревогу из-за высвобождения опиоидов и каннабиноидов. Хотя эти эффекты еще недостаточно изучены, мы думаем, что, вызывая вызванную стрессом реакцию анальгезии, практикующие могут установить «контроль» над ключевыми компонентами систем мозга, связанными с настроением и тревогой.

В настоящее время миллионы людей употребляют наркотики, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Многие из этих препаратов обладают нежелательными побочными эффектами. Методы модификации поведения, которые обучают пользователей способам воздействия на гомеостатическую систему их мозга, однажды могут предоставить некоторым пациентам альтернативы без наркотиков. Попытки понять связи между физиологией мозга и его психологией действительно могут обещать более счастливую жизнь.

Перейти к основному содержанию Поиск