Критерии целей – Основные критерии цели. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2

Основные критерии цели. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2

Основные критерии цели

Первый – КОНКРЕТНОСТЬ. Как в песне поется «не все понятно, а что конкретно?», так при постановке цели следует стремиться максимально конкретизировать «что вы хотите?» на «что именно хотите?». Простая зарисовка.

Первый вариант:

– хочу купить автомобиль.

Второй вариант:

– хочу купить Peugout 407 красного цвета.

Обратите внимание на разницу между ними. Первый вариант – это скорее мечта. Второй как минимум обладает конкретностью. Такова зарисовка обязательного критерия постановки цели КОНКРЕТНОСТИ. Двигаемся далее.

Как в песне поется «Не все понятно, а что конкретно?», так при постановке цели следует стремиться максимально конкретизировать «Что вы хотите?» на «Что именно хотите?».

Второй критерий – ИЗМЕРИМОСТЬ. В отношении этого параметра цели много копий в спорах и диспутах сломали консультанты. Действительно, многие вещи, как утверждают некоторые, сложно измерить. К примеру, оценить качества будущей работы только прибывшего нового сотрудника. Если обратиться за помощью к науке или взглянуть на работу издательств, то решение находится на поверхности.

В чем основная сложность? Измеримость отвечает на вопрос «сколько вешать в граммах?». Нам требуются два фактора: качественный – граммы, литры, метры, штуки и т. д. и количественный – число, целое (1; 14; 555) либо дробное (7,4). Если удается надеть эти кандалы на конкретность цели, можем быть уверены, два критерия уже в кармане.

Но сложность в реальном бизнесе возникает тогда, когда надо померить (чем именно?) качество работы человека, работающего с человеком. Где измеримость в проведении переговоров?

Ответ – экспертная оценка! В науке уже много лет этот метод используется в социологических исследованиях, при работе с «человеческим фактором». Кратко раскроем суть метода.

Чтобы измерить «неизмеримое», собираем группу людей. Собранная группа должна состоять из людей с богатым опытом работы с «неизмеримым», в этом случае она называется экспертным советом. Проводим опрос каждого эксперта, суммируем оценки, получаем среднее – и вот готовое решение. Если объяснять в двух словах, то вышесказанное – правда. Я опускаю технологические тонкости экспертных оценок, это не цель нашей книги.

Например, требуется оценить качество обслуживания в торговом зале. Используем метод экспертных оценок следующим образом. На выходе из магазина нужно задать каждому клиенту вопрос: «Как вы оцениваете качество работы продавца? Если можете, поставьте оценку от 1 до 5. 5 баллов – отлично, 1 балл – отвратительно». В течение пары часов набираем 10–20 отметок. Средний балл по ним – в цифрах ответ на вопрос «Каково качество обслуживания?». Метод экспертных оценок очень интересен. И на взгляд автора, каждый руководитель обязан понимать его суть и уметь применять при необходимости. Продолжаем рассмотрение критерия измеримости.

Рекомендуемый диапазон MIN/MAX

Формулируя критерий измеримости в бизнесе, требуется доля погрешности на поставленные цифры. К примеру, цель звучит: «поднять на 12 % объем продаж». Более верно сформулировать ее «поднять объем продаж минимум на 8 %, максимум на 14 %. Плановый показатель – 12 %». Человеческому мозгу нужна подобная растяжка показателей результата.

В диапазоне min-план-max происходит образование зоны комфортной мотивации, когда человек прилагает усилия к достижению цели. Представьте, что менеджеру поставили план «на 10 % поднять продажи». В результате, пока менеджер не поднимет план на 10 %, он будет испытывать страх потерпеть неудачу. Даже если план выполнить на 9,8 % – то это все равно не 10! У человека остается чувство неудовлетворенности собой. Этот механизм подсознательный, поэтому фразы «да, почти что 10 %» не спасают нашу самооценку. Внутри себя не обманешь.

Иначе происходит, когда мы задаем три опорные точки. Вот как следует их определять.

Минимум – то, что человек может достичь относительно легко. Так сказать, с вероятностью 100 %. В примере с нашим менеджером 8 % он может сделать без особых усилий, просто работая каждый день.

План – цифры, которые человек хоть раз в жизни показывал. Несколько месяцев назад менеджер достигал роста объема продаж на 12 %. Поэтому это может быть плановой цифрой.

Максимум – то, что для исполнителя воспринимается реально, но он их еще не достигал либо достигал редко. Динамики роста продаж в 14 % менеджеру никогда не удавалось, его рекорд на сегодня это – 13 %. Однако при постановке цели 14 % может претендовать на роль максимальной планки в измеримости цели.

При подобной формулировке цели, с заданием трех границ, мы создаем поле мотивации. При выполнении работы, как только человек достигает минимального значения, он испытывает первое удовольствие: «Да! Я это сделал! Получилось!» В этот момент с арены уходит страх потерпеть неудачу и выходит желание добиваться успеха. У человека появляется стремление достичь следующей отметки – «План». Достиг ее – снова победа: «Класс! План я выполнил!». Подобное достижение подливает топлива в котел мотивации. Человек начинает с яростным желанием вкладывать усилия, стремится достичь планки максимума.

Вот таким образом, разбив одну цифру (измеримость цели) на три, мы заранее, на этапе формулировки цели, создаем условия для мотивации в процессе достижения цели. Это один из способов усилить мотивацию достижения. Мы рассмотрим несколько из них.

Последним обязательным параметром цели является ДАТА. Если вы «хотите купить Пежо 407», то формулировка «купить его к декабрю 2007 года» куда лучше, чем просто «хочу купить», не имея никакой даты. Во втором случае вы собираетесь жить вечно. Или вам безразлично, когда вы получите эти результаты. Если вы действительно хотите достичь желаемого, вы интуитивно определяете дату, «когда я хочу этим обладать». Тут важен именно точный срок, а не сколько времени потребуется.

Пример двух формулировок. Предположим, сегодня 15 ноября.

Вариант один – «выполнить задачу в течение 15 дней».

Вариант два – «выполнить задачу к 1 декабря».

В первом случае вы ставите перед собой временную рамку «15 дней» и двигаетесь с ней в будущее. Перед глазами – именно эти 15 дней, которые и через 5 дней воспринимаются мозгом как 15! Это как у Фоменко на Русском радио: «я же говорил вам, приходите завтра! А вы все сегодня да сегодня».

Во втором случае – по мере приближения к дате цели – времени все меньше. И вы реально чувствуете приближение финального срока. Как бегун видит на финишной прямой приближение заветной линии. С каждым шагом – все ближе к цели.

Еще один момент. При постановке относительной даты «через сколько» мозг вынужден помнить две цифры: дату, когда вы это поставили (15 ноября), и срок (15 дней). В случае же «1 июня» нужно помнить только одну дату. Наша человеческая природа такова, что если мы что-то можем забыть – забудем. Поэтому природа старается кодировать все минимальным количеством информации. Примером этого наглядно служит ДНК, где записано не «5 пальцев» – а «4 промежутка между пальцами»! И этой информации достаточно, чтобы у человека вырастало 5 пальцев.

Следующий критерий – РЕАЛЬНОСТЬ. Чтобы человек стремился достигать цели, она должна им восприниматься как реальная. Здесь важно, чтобы измеримость, которую мы рассмотрели выше, была реальна именно для исполнителя этой цели. К примеру, для профессионального спортсмена совершенно реально выполнить 120 отжиманий за 1 минуту. И эту цель он воспринимает как реальную. Для новичка даже 30–40 отжиманий могут восприниматься нереальными. Диапазон реальности хорошо иллюстрирует атмосфера Земли. Находясь здесь, где вы читаете этот текст, вы легко и непроизвольно дышите. Если вас поднять на высоту 5000–7000 метров, то ваше дыхание резко изменится. Вы начнете дышать часто и глубоко, поскольку на такой высоте воздух разряжен и организму, чтобы получить достаточно кислорода, требуется прокачивать через легкие на порядок больший объем воздуха. Если же прожить на такой высоте месяц-два, ваше дыхание станет таким же незаметным, как и сейчас. Организм адаптируется.

То же происходит и с реальностью. Поднять объем продаж на 1 % совершенно реально, это как незаметное дыхание. Поднять на 1000 % – воспринимается нереально. А вот на 50 % – реально, но «вроде как тяжело». Чем выше человек ставит планку реальности – тем выше у него амбиции и он ближе приближается к границе реальности. Если при постановке цели эту границу перейти, мозг реагирует: «это не реально» – и в результате блокирует мотивацию к достижению этой цели. Именно поэтому опасно ставить чрезмерно высокую планку людям с низкой самооценкой. В чем логика? В том, что самооценка, как правило, коррелирует с высотой атмосферы реальности. Высокая самооценка расширяет границы реальности, человек много считает достижимым и стремится это достигать. Низкая самооценка – человек воспринимает себя как неудачника, поскольку граница реальности давит как низкий потолок в подвальном помещении и ему в буквальном смысле «нечем дышать». Все, что он видит перед собой, любая серьезная цель кажется ему недостижимой.

Два пути для создания реальных целей

Исходя из этого, нетрудно догадаться: поднимая самооценку себе и своим сотрудникам, вы можете управлять границей реальности. Подняли самооценку, описание цели находится в диапазоне реальности – у мозга возникает мотивация достигать, и вы смело приступаете к выполнению первых задач. Хороший способ приблизить звезды.

Таковы четыре обязательных критерия постановки цели. В западной литературе, в практике российских консультантов встречаются еще несколько критериев. Так как совершенствоваться можно до бесконечности, нам важно найти ту грань, когда остановиться. Опыт показывает, что остальные критерии имеют место быть, однако они дополнительные, а не обязательные. Если хотя бы одного из четырех (конкретность, измеримость, реальность, дата) нет или они нечетко прописаны – в итоге достижение цели не более чем вероятность. Если есть все четыре критерия, они ясно и четко прописаны на бумаге (или в файле на компьютере), то это уже гарантия достижения цели.

Хорошо разобрав основные критерии цели, выполните практикум и переходите к десерту, знакомству с дополнительными критериями формулировки целей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Критерии, без которых ваша цель обречена.

Вы уже знаете, что достижение цели во многом зависит от её формулировки. И, наверняка, уже знакомы с SMART. Сегодня мы расскажем ещё о трех критериях, которые дополнят SMART и сделают вашу цель просто идеальной.

Итак, рассмотрим:

Критерий 1 – Цель должна быть сформулирована ПОЗИТИВНО

Что значит позитивно?

Напрашивается очевидный ответ — чтобы вызывала положительные чувства и эмоции. С этим трудно не согласиться, но мы бы не стали делиться с вами таким очевидным критерием. Все намного интереснее.

Позитивно сформулированная цель не содержит отрицательных частиц не и ни, наречий никуда и нельзя, местоимений никто и ничто, прилагательных никакой и ничей, частицы нет и любого другого отрицания.

Просто замените отрицательные формулировки на положительные. Например:

  • Не работать без выходных – Отдыхать/устраивать выходной хотя бы один раз в неделю.
  • Не расстраиваться по пустякам – Сконцентрироваться на важных делах и целях (уточните, на каких именно).
  • Не потратить ни копейки на ненужные вещи – Составить подробный бюджет на 2018 год.
  • Никуда не ездить, чтобы сэкономить деньги – Откладывать каждый месяц сэкономленные на поездках деньги, чтобы заплатить за обучение.

Ещё одним важным моментом при формулировании позитивной цели является использование формата «стремление к…», а не «избавление от…». Такой формат помогает сделать акцент на том, что вы хотите получить в своей жизни при реализации этой цели, а не на том, что хотели бы из неё исключить:

  • Избавиться от прокрастинации — Заниматься важными и срочными делами в первую очередь.
  • Бросить пить и курить – Вести здоровый образ жизни.

Заменив все отрицательные формулировки на положительные, и выдержав формат «стремление к…», вы получите не только позитивно сформулированную цель, вызывающую положительные эмоции. Вы буквально запрограммируете свой мозг на достижение этой цели. Удивительно, но это работает.  

Критерий 2 – Цель должна быть в зоне вашего контроля

В случае если вы – единственный человек, от которого зависит реализация вашей цели, шансы осуществить эту цель многократно возрастают. И, наоборот, чем меньше зона вашего контроля, и чем больше реализация цели зависит от других людей и внешних обстоятельств, тем сложнее достижение этой цели.

Снова очевидно, правда? Но почему же тогда мы продолжаем слышать «хочу, чтобы руководитель повысил мне зарплату», «хочу, чтобы отношения с мужем стали более гармоничными», «хочу, чтобы сотрудники были более ответственными» и т.д. Видимо, на деле все не так очевидно.

Руководитель, муж и сотрудники, вполне возможно, заинтересованы совершенно в других вещах, и повлиять на них вы можете только опосредованно. Чем больше этой опосредованности, тем меньше вашего прямого влияния. В итоге ответственность размыта, и всегда можно сказать, как в том анекдоте «Ну не шмогла я, не шмогла».

Для того, чтобы выяснить находится ли цель в зоне вашего контроля, задайте себе вопрос:

«Насколько достижение этой цели зависит от меня?». Ответив на этот вопрос, вам станет понятно стоит ли работать над достижением этой цели, или цель стоит переформулировать:

  • Хочу, чтобы руководитель повысил мне зарплату — Выполнить за месяц все задачи, поставленные руководителем точно и в срок.
  • Хочу, чтобы отношения с мужем стали более гармоничными — В течение месяца говорить мужу комплименты и отмечать все, что он делает для семьи (здесь все зависит от того, что вы вкладываете в слово «гармония»).
  • Хочу, чтобы сотрудники были более ответственными — Создать прозрачную систему оценки результатов сотрудников.

Критерий 3 – Цель должна быть экологичной

Что такое экологичность цели?

Экологичность – это проверка на безопасность изменений, которые произойдут в вашей жизни после достижения поставленной цели.

Небезопасные изменения либо вызовут в вашем подсознании бурю сопротивления, стараясь вернуть всё в исходное положение, либо всё-таки состоятся,  только вот последствия такого состояния вам вряд ли понравятся.

Примеры таких случаев:

Целью мужчины была должность Генерального директора в крупной компании. Спустя некоторое время после реализации цели мужчина начинает осознавать, что полностью лишился времени на себя и своё здоровье, а также на жену и детей. Как следствие, вскоре он начинает испытывать проблемы со здоровьем, а разногласия с женой ведут к разводу.

Девушка заканчивает медицинский институт, мечтая стать врачом-хирургом. Отработав первый год в больнице, она осознает, что хирурги должны быть очень выносливыми, поскольку операции могут длиться 10-12 часов. Через пару лет физическое здоровье девушки ухудшается, и она больше не испытывает удовольствия от своей работы.

Экологичность бывает двух видов: внешняя и внутренняя. И та, и другая очень важны для правильной постановки цели. Внешняя экологичность – это соответствие либо несоответствие вашей цели остальным вашим целям. Удастся ли мне сохранить все преимущества нынешнего положения? – один из вопросов, которые могут помочь при проверке цели на внешнюю экологичность.

Например, вы хотите получать образование в сфере PR (англ. Public Relations – связи с общественностью). При этом вы интроверт, и не очень любите общаться с большим количеством людей, поэтому ищете для себя деятельность поспокойнее. Явное противоречие целей.

Внутренняя экологичность – это соответствие либо несоответствие цели вашим убеждениям, ощущениям, образу жизни. Поскольку реализация вашей цели неизменно приведет к некоторым изменениям в вашей жизни, вам необходимо ответить на несколько вопросов прежде, чем выполнять намеченную цель:

  • Готовы ли вы принять изменения?
  • Будет ли вам комфортно в таком случае? Или всё-таки вам больше нравится текущая ситуация, и перемены, которые произойдут после достижения цели, вас не привлекают?

Например, клиент делает у вас большой заказ, сделка обещает быть очень выгодной. При этом вы знаете, что заказанный товар очень низкого качества, и, умолчав об этом, вы подведёте клиента.

Ниже приводится список вопросов, который может помочь при проверке цели на экологичность:

  • Как изменится ваша жизнь, когда эта цель будет достигнута? Готовы ли вы к этим изменениям?
  • Каким образом достижение цели может повлиять на жизнь других людей?
  • Как данная цель соотносится с другими целями, которых вы хотите достичь?
  • На кого ещё будет влиять эта цель?
  • Как изменятся ваши отношения с окружающими людьми после того, как ваша цель будет достигнута?
  • Как достижение цели повлияет на другие сферы вашей жизни?
  • Какие последствия может вызвать реализация цели?

Итак, теперь вы знаете, как сформулировать цель позитивно, как удостовериться в том, что она находится в зоне вашего контроля, а также, как проверить её на экологичность. Остаётся только приступить к реализации.

Если вы чувствуете, что в одиночку цели формулировать скучно и, скорее всего неэффективно, так же как и двигаться в направлении их реализации, то добро пожаловать в программу WinWin. У нас есть целый набор решений, созданных для того, чтобы вы максимально эффективно и с удовольствием достигали результатов.

Присоединиться к новому потоку можно до 25 февраля. 75% участников в этом месяце — выпускники предыдущих потоков. Отличный показатель качества программы, не так ли?

Неважно, какой тип поддержки для достижения цели вы выбираете. Важно, что вы продолжаете движение.

Желаем вам радостных открытий и везения на этом пути!

Статья подготовлена в соавторстве с Екатериной Абрамовой.

 

smarttalks.me

27. Формирование стратегических целей и критерии их оценки.

Сущность понятий «цель» и «задача». Установление общих долгосрочных целей, ключевые пространства, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели, Требования, предъявляемые к целям, критерии качества целей, Определение конкретных целей (задач). Построение иерархии целей предприятия (дерево целей)

Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. «Общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Задача — это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенный срок.

Установление общих долгосрочных целей. Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

«Общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Долгосрочные цели определяют стратегически намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяю семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегмент рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.

2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определение новых способов ведения бизнеса: освоение новых рынков, применение новых технологий или способов организации производства.

3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.

4. Производство. Приоритетными целями в этой области является достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукции, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

5. Финансы. Общая цель — сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.

6.Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть вязаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.

7.Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.

Критерии качества целей. Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

К числу основных характеристик целей относятся:

-Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ.

Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель.

-Достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможностей предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху, снижает мотивацию труда.

-Непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Недостаточное внимание к процесс установления целей или наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб предприятию. Так, широко провозглашенная российскими предприятиями в процессе перестройки цель — «сохранение трудового коллектива» — привела к снижению мотивации труда.

Определение конкретных целей (задач). Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного бизнеса. Вместе с тем конкретные цели могут быть установлены по каждому виду деятельности, который предприятие считает для себя важным и выполнение которого оно хочет отслеживать.

ПРИМЕР. Конкретные цели в различных областях деятельности:

-маркетинг — ежегодно предлагать на рынок новый товар; расширить число потребителей на 10%;

-финансы — увеличить рентабельность с 10 до 12% к концу года;

-кадры — ввести систему участия в прибыли к концу второго года.

Цели предприятия могут быть скорректированы по результатам комплексного анализа внешней среды и внутренних возможностей бизнеса.

Построение иерархии целей.

Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного н практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей

Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

-общая цель должна содержать описание конечного результата;

-при развертывании общей цели в иерархическую структуру сходит из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;

-при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;

-подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;

-фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

studfiles.net

Критерии целей и ограничения при их выборе

Ранее мы узнали, зачем нужны цели и рассмотрели правила их постановки. Цели помогают осмысленно выполнять работу и эффективно использовать личное время. Однако их эффективность сильно зависит от того, насколько правильно соблюдены критерии целей.

Критерии целей

К ним можно отнести следующие свойства:

  1. Конкретность — первая характеристика цели, которая показывает ее ясную видимость. Другими словами, конкретная цель, та, которая максимально точно описывает то, чего мы хотим достичь. Неконкретные цели могут быть из-за лени, игнорирования нужд или неясности собственных желаний.
  2. Измеримость позволяет физически измерить и понять достигнута ли цель. Эффективность бизнеса можно измерять в достигнутом доходе, который можно измерять в валюте.
  3. Амбициозность — это возможность достичь большего результата. Но цель должна соответствовать вашим возможностям. Из этого вытекает следующая характеристика цели.
  4. Цель должна быть реальной. Вы должны понимать рынок, и возможность создания бизнеса на этом рынке.
  5. И наконец, цель должна быть определена во времени. Если она не будет иметь срока выполнения, то может так получиться, что она так и никогда не будет достигнута.

Критерии целей — ясность, реальность и соответствие Вашим возможностям

Ограничения при выборе целей

Однако помимо описанных критериев также существуют и ограничения, которые задают границы целей, которые лучше стараться не превышать:

  1. Неэффективность. Цели имеют смысл, если они приносят положительный эффект.
  2. Конфликты с другими людьми. Энергия, затраченная на конфликты, приводит к тому, что масса усилий тратиться впустую.
  3. Недостаток совместной заинтересованности. Данное ограничение возникает в случае навязывания целей, без принятия мер по их согласованию с личными интересами других людей.
  4. Недостаток информированности об истинных причинах формирования определенных целей.
  5. Использование целей в качестве наказания и преследования людей.
  6. Недостаток анализа целей.

Итого

Таким образом, цели позволяют задать правильное направление Вашему движению. Их достижение будет зависеть во многом от того, насколько качественно Вами был произведен анализ факторов, влияющих на получение конечного результата, а также проверено соответствие сформулированных целей вышеуказанным критериям и принципам, а именно —  конкретности, измеримости, амбициозности, реальности и определенности во времени. При этом следует иметь в виду такие ограничения при выборе целей, как неэффективность, конфликтность, недостаточная заинтересованность других людей, недостаток анализа и отрицательный мотив цели.


Поделиться новостью в соцсетях

easywork.com.ua

как поднять компанию на новый уровень

5. Постановка задач. Критерии целей

Когда мы строим планы получения бизнес-результата или просто ставим задачи своим подчиненным, то далеко не всегда получаем то, что хотели.

Особенности национальной коммуникации, или, другими словами, культуральные традиции общения, почти всегда включают скрытый смысл. Когда мы общаемся или даже просто думаем, то часть логической последовательности упускаем, подразумевая, что наш собеседник понимает смысл точно так же, как и мы.

«Займись увеличением оборота». «Постоянно снижай затраты», «Подготовь компанию к изменениям», «Повысь дисциплину в подразделении», «Проведи встречу с клиентом», «Подбери нужных людей» – подобные цели ставят перед нами ежедневно. Иногда и мы сами их формулируем.

При этом наши подчиненные в силу своих знаний и субъективного представления о качестве выполнения задачи, разумеется, выполняют ее по-своему. Что мы получаем на выходе? Оборот не тот, не так поговорили с клиентом, да и люди тоже не те.

Как сделать задачу реализуемой? В этом нам поможет технология критериев постановки цели SMART, и мы рассмотрим одну из ее интерпретаций.

Что такое технология SMART? SMART – это аббревиатура, в одном из вариантов перевода означающая «умный».

В 1954 г. американский экономист Питер Друкер впервые предложил использовать критерии целей. Чтобы цель воплощалась, он ввел пять критериев, которым она должна соответствовать.

Цель должна быть: конкретной, измеримой, достижимой, реальной и определенной во времени.

Цель должна быть конкретной, четко сформулированной, иначе результат может быть самым неожиданным.

Цель должна быть измеримой, чтобы можно было абсолютно недвусмысленно понять, получен ли результат.

Цель должна быть достижимой, то есть соответствовать возможностям и ресурсам исполнителя. Например, задача изучить иностранный язык до уровня носителя за месяц ограничена ресурсами памяти. И только увеличение срока реализации задачи сделает ее выполнимой.

Цель должна быть реальной и отвечать фактору реальности как таковому. Например, системному администратору можно поставить задачу следующим образом: настроить корпоративный сервер с помощью магии. Конечно, некоторые бизнес-технологи утверждают, что это реально, но у нас нет уверенной статистики, подтверждающей это.

Наконец, цель должна быть определена во времени. Иначе всегда будут находиться поводы для поиска причин не достигать ее.

Начните с формулировки собственных целей, постепенно применяя эти критерии и к бизнесу.

Если сформулирована цель, то будет и решение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Как правильно ставить цели? Критерии правильной формулировки цели

Статья опубликована в разделе Саморазвитие | Просмотров 12584

Цель – это  то, что вы очень хотите и знаете как это получить. Не зря те, кто страстно желает добиться чего-то, достигает большего, чем тот, кто постоянно твердит: « У меня не получится, это не реально». Многие полагают, что ставят цели, но на самом деле их цели остаются мечтами. Для того, чтобы мечта стала целью, а потом задачей, нужен четкий план по реализации, вы должны знать 80% шагов к её достижению. Формулирование целей мотивирует на эффективную работу. Когда цель есть и написана на бумаге, в голове появляется четкая установка, что нужно делать. Правильно сформулированная цель – дело непростое!  От того как мы формулируем цели зависит результат. Как соотносятся мечта, цели и задачи подробнее в статье дерево целей.

Основные критерии правильно сформулированной цели (SMART – технология)

Цель должна быть конкретна, то есть,  сформулирована так, что будет понятна не только вам.  Указывайте места, события, предметы и их описания. Чем конкретнее цель, тем больше она переходит в задачу.

Цель должна быть измерима. Если не будет измерения, то, как вы поймете, что достигли её? Выберите основные критерии, например, определенная сумма денег.

Цель должна быть реальна, то есть вы должны знать более 50% действий для её достижения. Также она должна приводить вас к положительным эмоциям, а не к стрессу и депрессии.  Не выдумывайте того, чего вы никогда не сможете достичь. Также не следует очень завышать планку, но и занижать тоже не надо. Здраво оцениваете ситуацию.

У цели есть границы во времени. Цели бывают разные по времени: краткосрочные(1-6 месяцев), среднесрочные(1-3 года) и долгосрочные(5-10 лет). Определитесь со сроками выполнения. Выбираете срок окончания немного раньше, так как необходимо учитывать, что вы можете затянуть с выполнением. Имейте хотя бы 1 день в запасе, то есть, если нужно сдать отчет к  3 апреля, то задайтесь целью сделать его ко 2 числу, а лучше к  1. Создавайте себе психологическую обстановку, что надо сдавать не 3, а 2, так вы точно справитесь. Очень маленькая часть людей делает все заранее, обычно у всех происходит в последний момент.

И последний критерий – привлекательность цели. Хочется ли вам выполнять то, что совершенно не относится к вам? Конечно же, нет! Поэтому пишите такие цели, которых актуальны для вас, а не для кого-то другого. Если вам приходится ставить цели для другого человека, то исполнитель должен быть заинтересован в результате.

Правила формулирования цели

1. Соблюдение SMART критериев. Чем конкретнее ваша цель, тем вы ближе к ней.

2. Цель утвердительна и позитивна. Не употребляйте в формулировке частицу не. В место «не делай», пишите  «делать». Например, «не спи до обеда» заменяем «вставай в 9 утра и делай зарядку». Употребляйте слова означающие, что у вас это уже есть. Например, не правильно: «Хочу научиться  планировать», заменяем: «Я учусь планировать с  сегодняшнего дня и правильно ставить цели и задачи».

3. Принадлежать. Результат вашей цели должен полностью зависеть от вас. Когда вы надеетесь на кого-то,  то результат сразу искажается, ведь теперь он зависит не от вас. Допустимо только делегирование обязанностей, то есть тех задач, которые могут решить другие. В этом случае нужен контроль и ваши цели и исполнителя должны совпадать, иначе результат будет не эффективные.

4. Позитивный настрой. Только вера в результат приведет к успеху. Но вы должны быть готовы к поражению, потому что есть много препятствий, которые нужно учитывать и преодолевать. Если вы сбились с намеченной цели, стоит что-то изменить или пересмотреть и идти дальше. Учатся на своих ошибках, а не на чужих.

5. Формулировать на бумаге. Давно доказано, что формулирование целей и задач на бумаге более эффективны, чем те, что держатся в голове. Не нужно держать всё в голове, да это и не возможно, все равно что-нибудь забывается. Поэтому, чтобы достигать целей, надо формулировать их на бумаге, соблюдая все правила и критерии.

6. Видение. Представляйте результат. Чем детальнее будет картинка, тем лучше. Здесь срабатывает визуализация и притяжение. Чем больше вы этого хотите, тем быстрее оно притянется.

7. Маленькие подарки в конце достижения.  Делайте себе вознаграждение за достижение цели. Так путь к новой цели будет ещё интереснее, ведь вы знаете, что за результат получите «сладкую конфетку».

Другие статьи в рубрике Саморазвитие

Оставьте первый комментарий!

RSS лента новостей к этой заметке.

ofigenka.ru

Критерии эффективности целей

Для того чтобы процесс постановки целей не превратился в формальную обязанность, следует придерживаться определенных правил и рекомендаций. Характеристики эффективных целей и процесса их постановки представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Характеристики процесса эффективной постановки целей

Характеристика целей
• Конкретность и измеримость • Охват всех ключевых результатов • Труднодостижимые, но реальные цели • Четко определенный период времени • Непосредственная связь с уровнем вознаграждения

Характеристики целей

Цели организации на всех уровнях (стратегическом, тактическом и операционном) должны обладать следующими характеристиками.

Конкретность и измеримость. По мере возможности цели должны иметь количественное выражение: «увеличение прибыли на 2%», «снижение доли забракованной продукции на 1%», «повышение коэффициента средней эффективности преподавателя с 3,5 до 3,7», так как стимулирующий эффект общих, пространных словесных формулировок весьма низок. На высшем уровне управления цели могут носить как количественный, так и качественный характер. К примеру, в 1992 г. в соответствии с решением руководства перед сотрудниками компании Amoco были поставлены следующие цели: сокращение штатной численности на 8500 человек, децентрализация управления подразделениями, отказ от сотрудничества с ненадежными поставщиками, разработка и продвижение на рынок новых продуктов, таких как «Crystal Clear Ultimate» (высококачественный бензин). Каждая цель точна и позволяет измерить результат.

Охват всех ключевых результатов.Менеджмент не имеет возможности определить конкретные цели по всем аспектам деятельности организации, для каждого работника (если бы это было возможно, число целей было бы на столько велико, что они потеряли бы всякий смысл). Поэтому менеджерам следует выделить несколько ключевых областей: не больше чем 4 – 5 для каждого отдела или вида деятельности. Ключевые области – это виды деятельности, от которых в основном зависит результат работы компании. К примеру, в отделе маркетинга ALLTELL, телефонной компании, оперирующей в нескольких регионах США, выделяют следующие ключевые области и результаты: поиск новых сфер обслуживания, предоставление регионам информации для поддержания маркетинговых программ, совершенствование маркетинга существующих продуктов и разработка стратегического плана маркетинга, основанного на потребностях клиентов, исследования деятельности конкурентов и рыночных тенденций.

Труднодостижимые, но реальные цели. Не так давно менеджер одной из американских фирм подсчитал, что для выполнения всех предложенных руководством задач рабочая неделя его и его подчиненных должна составлять не менее 100 часов. Единственный результат изначально недосягаемой цели – ухудшение морального состояния сотрудников. Точно так же постановка простых целей означает снижение мотивации работников к их достижению. Том Питерс, соавтор книги «В поисках эффективного управления» (In Search ofExcellence), уверен что в лучших программах качества ставятся крайне амбициозные цели, которые заставляют работников «тянуться» к ним и тем самым соответствовать высоким стандартам. В компании Rubbermaid и 3M идут еще дальше. Исполнительный директор принял решение о том, что 30% продаж компании должны составлять товары, разработанные за последние 4 года (ранее – только 25%). Одна из задач менеджмента – контроль над ресурсным обеспечением поставленных целей (время, оборудование и денежные средства, которыми располагают отделы).

Четко определенный период времени.Постановка целей предполагает указание периодов времени, за который они должны быть достигнуты, т.е. определение крайних сроков, дат, к которым необходимо получить поставленные результаты. К примеру, компания может поставить цель пересмотреть должностные инструкции к 30 июня 1997 г. Если цель и стратегическая достигается через 2-3 года, целесообразно определить этапы ее достижения. К примеру, стратегическая цель по объему продаж может быть поставлена на 3 года вперед (в первый год — $100 млн., второй — $129 млн., в третий – на $165 млн.).

Непосредственная связь с уровнем вознаграждения.Воздействие целей на деятельность организации в конечном итоге зависит от повышения заработной платы, продвижения по служебной лестнице или иного, связанного с достижением, вознаграждения. Если сотрудник выполнил поставленную перед ним задачу, он должен получить заслуженную награду. Вознаграждение придает поставленным целям значимость и важность. Как правило, фиаско в достижении представлявшихся реальными целей объясняется факторами, неподконтрольными сотрудниками. Так, неспособность выполнить задачи в финансовой сфере может быть вызвана сокращением спроса или общим экономическим спадом. В этих условиях нельзя требовать от сотрудника достижения цели. И если работнику в трудных условиях удалось добиться выполнения хотя бы ряда задач, он должен быть вознагражден

Миссия

Производство уникальных и стандартных изделий из металлов для машиностроительных предприятий

 

Стратегические цели

Президент Норма возврата инвестиций 12%. Увеличение объема производства 5%. Отказ от массовых сокращений работников. Высокий уровень обслуживания покупателей.

Тактические цели

Вице-президент по финансам Объем счетов к оплате не должен превышать $500 тыс. Объем кредитов не должен превышать $1,25 млн. Бюджеты отделов должны предоставляться один раз в месяц. Неоплаченные счета не должны превышать 2% от объема продаж. Вице-президент по производству Достижение объема производства 1,2 млн. товарных единиц при средней себестоимости $19. Доля забракованных изделий не должна превышать 3%, планируется повышение производительности на 2%. Ответ на жалобы и предложения работников не должен занимать более 3 дней.   Вице-президент по маркетингу Объем реализации 1,2 млн. товарных единиц при средней цене $27. Представить на рынок одну новую товарную линию. Повысить объемы сбыта на новых рынках на 5%. Открыть один новый сбытовой офис. Добить расширения доли рынка компании до 19%.

 

Операционные цели

 

Менеджер по работе с дебиторами Выставление счетов к оплате осуществляется в течение 5 дней после заключения сделки. Проверка кредитоспособности новых покупателей в течение одного рабочего дня. Не допускать задержки в оплате счетов более чем на 5 месяцев. Раз в неделю связываться с покупателями, не оплатившими выставленные счета.   Мастер участка станков с числовым программным управлением Изготовление 150 тыс. штук стандартных заготовок при средней себестоимости $16. Время простоя оборудования не должно превышать 7%. Доля забракованных изделий не должна превышать 3%. Ответ на жалобы и предложения рабочих осуществляется в течение 24 часов. Менеджер по сбыту в регионе Ответы на запросы покупателей осуществляются в течение 2 часов. Объем реализации продукции 120,6 тыс. единиц. Контроль за соблюдением торговыми агентами следующих правил: посещение одного нового покупателя в день; осуществление контактов с крупными покупателями не реже 1 раза в месяц; осуществление контактов с покупателями не реже 1 раза в 2 месяца.

 

Рис. 2 — Иерархия целей производственного предприятия

После того как определены стратегические, тактические и оперативные цели, менеджменту необходимо принять решение о наиболее адекватном в конкретной ситуации подходе к планированию. Критическими факторами успеха в данном случае являются гибкость и адаптивность целей относительно изменяющихся условий внешней среды. Наиболее популярными подходами к планированию являются управление по целям, одноразовые планы, постоянные планы и ситуационные планы (сценарии).

Управление по целям

Управление по целям (УПЦ)– это метод планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта и работника, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности организации. Модель УПЦ представлена на рис. 3. Эффективный процесс УПЦ включает в себя следующие стадии:

1 Постановка целей. Самый сложный этап управления. В постановке целей участвуют работники всех уровней. Процесс постановки целей не ограничивается рамками рутинных операций и призван ответить на вопрос: «К чему мы стремимся?». Цели должны быть конкретны и реалистичны, их достижение — ограничено во времени. Кроме того, за решение поставленных задач должны нести ответственность конкретные сотрудники. Цели могут быть количественными или качественными (в зависимости от измеримости желаемых результатов). Количественные цели выражаются в цифрах, например: «в декабре торговый агент К. Джоунс должен найти 16 новых клиентов». Качественные цели звучат более пространно: «в следующем году маркетологи должны добиться повышения качества обслуживания потребителей и сокращения числа жалоб клиентов». Очень важно, чтобы в процессе постановки целей принимали участие большинство сотрудников, что стимулирует работников к их достижению. Если работа ведется в командах, в процессе постановки целей может принимать участие каждый член группы.

2 Разработка планов действий. План действия определяет конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. Такие планы разрабатываются как для отделов, так и для сотрудников.

3 Контроль над движением к целям. Периодически менеджеры должны контролировать «график» движения к целям, чтобы убедиться в том, что планы действия работают. Контроль обычно проводиться через 3, 6 и 9 месяцев после начала планового периода. Однако разработанный «маршрут» не является самоцелью, возможно, ситуация требует изменения намеченного курса. Главное – достижение конечных целей.

4 Оценка результатов деятельности. Последняя стадия процесса УПЦ заключается в оценке достигнутых результатов целей, отделов и работников. Оценка может быть положена в основу системы вознаграждения (к примеру, уровень результатов определяет и уровень заработной платы). Оценка деятельности отдела или компании в целом служит основанием для постановки цели на следующий год, и цикл УПЦ возобновляется. УПЦ может применяться во всех компаниях. Стадия 1: постановка целей

Стратегические цели компании

Стадия 2:

Разработка планов действий

 

Стадия 4:

Оценка результатов д еятельности

 

Стадия 3: контроль над движением к целям

Рис. 3 – Модель процесса управления по целям


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *