Фокус внимания это направленность сознания на определенный предмет: Пособие «Основы общей и медицинской психологии» Часть 2

Содержание

Что делать, если пропадает концентрация внимания

Очень часто при просмотре информации человек упускает важные детали. Сложная информация иногда настолько недоступна восприятию, что человеку хочется уйти от неё, отвлечься. Всё превращается в «сухой» набор знаков — ум с трудом цепляется за отдельный смысл.

Нередко отвлекающим маневром становятся замещающие информацию мысли, человек зацикливается на неприятных прошлых проблемах или на чем-то постороннем. Дело в том, что восприятие и осмысление информации не происходит без должного развития концентрации внимания.

Восприятие соединяет два существенных компонента – смысл и сенсорный стимул (сознание). Но, если бы человек воспринимал сразу все сигналы, которые поступают на рецепторы и воздействуют на мозг, то не хватило бы всех его ресурсов. Поэтому мозг обрабатывает ту информацию, на которую направлено внимание. Он действует по принципу избирательности. Наряду с памятью, внимание минимизирует усилия мозга.

Внимание

 – это отношение субъекта восприятия к объекту. Это отношение к конкретному объекту (предмету), в котором воплощены желания субъекта, цели или средства достижения. Именно реальный предмет объективирует психологические потребности субъекта, разделяя субъект и объект в сознании. До этого личность и эмоции слиты в одном состоянии. Желания и цели, будучи только эмоциями, начинают трансформироваться в смысловые единицы.

Например, если у человека плохое настроение в результате того, что он не успел утром попить чай, то по дороге он будет выделять все кафе на улице. Причина плохого настроения становится более-менее понятной. Подсознательная работа становится содержимым сознания. Иногда, когда объектом нашего внимание становиться личностный субъект его называют самосознанием.

Кроме того, внимание действует ещё более ювелирно, если это связано с практическим действием. Обычный камень во дворе не вызовет особого интереса, но, если необходимо забить гвоздь, его свойства – тяжесть и прочность – выделятся с помощью внимания из всей окружающей картины.

Внимание отсеивает все несущественные свойства предмета и выделяет для сознания самое нужное.

Текст в отличие от реальных предметов содержит косвенную информацию о реальной ситуации. Так, текст в отличие от непосредственного восприятия предметов, несет минимум информации, исключая разносторонние сенсорные стимулы. Поэтому чтение учебной литературы ещё более усложняется, пропадает концентрация внимания.

Внимание и его важные параметры

Одним из важнейших психологических параметров внимания является волевая направленность сознания. Мало иметь в голове намеченную цель, необходим волевой импульс для её претворения в жизнь. Однонаправленность эмоций и чувств, когда цели ничего не противоречит, провоцирует человека на тот или иной поступок. Волевое усилие позволяет удерживать внимание от начала действия до конца. Например, дочитать всю статью целиком.

Воля влияет на плавное продвижение сознания сквозь мелкие цели к самой главной – приоритетной, не заостряя внимание на мелких деталях. Волевой импульс имеет и обратное воздействие на цель – подавляющее. Если цель неосуществима (или человек не видит всех вариантов её достижения), то она начинает подавляться, внимание притупляется.

Воля влияет на регуляцию нашего поведения, исключая импульсивные и социально не принятые поступки.

Воля и внимание также обуславливает механизм восприятия. Суть его в том, чтобы регулировать общий порог чувствительности в зависимости от сенсорного стимула. При волевом усилии чувствительность к определенным стимулам увеличивается, при этом подавляются все остальные стимулы. Таким образом, фокус внимания может смещаться, выделяя то одни смысловые фигуры в пространстве, то другие. Это хорошо видно на примере известного двойственного рисунка: на нем то воспринимается изображение молодой девушки, то, при смещении фокуса, образ старухи.

Важными характеристиками внимания являются – устойчивость и концентрация.

Устойчивость внимания — это время удержания объекта в поле сознания. Оно зависит от таких психологических факторов, как заинтересованность в информации, эмоциональный настрой, окружающий шум. К физиологическим факторам относят общее состояние организма. На устойчивость внимания имеет влияние присоединение к информации не одного сенсорного стимула, а несколько – сочетание звука и света.

Концентрация внимания – это насколько сильным является стимул, на который направлено внимание. При хорошей сосредоточенности на определенном действии (практическом или умственном), ум способен детализировать объект и проникать в его суть. В этом процессе отключаются посторонние стимулы и шум, исключаются пересечения разнородной информации, не имеющей отношение к поставленной задачи.

Виды внимания

Психологи определяют два вида внимания – непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Так, маленького ребенка невольно привлекают разные яркие предметы, новые люди и игрушки, которых раньше не было в комнате. Как правило, внимание у ребенка очень неустойчиво, его легко отвлечь. Действия игры у него пока непоследовательны. У ребенка постарше, после двух лет и до пяти, внимание играет важную роль в формировании речи. Происходит взаимный процесс контроля своего поведения с помощью речи и произвольного внимания. Развитие навыков происходит с помощью указательных жестов, вызывающих ассоциации предмета и «звукового» слова.

Непроизвольное внимание имеет установку и направленность на удовлетворения физиологических потребностей человека. Так, человек, который долго хотел пить, начинает искать сосуд с водой даже в том месте, где его обычно не бывает.

Новое событие или обстановка невольно привлекают внимание – это тоже считается непроизвольным вниманием. Например, нечасто можно увидеть человека, идущего по улице зимой в одной пижаме. Он привлечет внимание.

Произвольное внимание

Произвольное внимание ещё называют волевым вниманием. Человеку необходимо уже самому приложить все усилия, например, чтобы прочитать скучную инструкцию к телевизору. Важным психологическим фактором является личностный мотив, разные смысловые установки, эмоциональная заряженность. Отношение к цели, как изначально недостижимой, ведет заведомо к плохому результату.

Отдельно надо сказать про смысловую установку. В случае произвольного внимания должна преобладать мотивационная мысль «я должен», а не «я не хочу». Устойчивое и длительное внимание проявляется в отношении новой информации, если она актуализирует уже известную и присоединяется к старому опыту. Например, хорошо изученное иностранное слово выделяется сознанием в тексте и в речи наиболее четко, чем другие.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться удерживать его как можно дольше на нужном объекте или мысли, не допуская других.

Один мудрец сказал: «Есть два способа носить воду: просто носить воду и носить воду с удовольствием». Любое дело, которое делается, должно делаться сосредоточенно.

Если человек думает о будущем результате своей работы, то он делает не одно дело, а два. Не следует в момент выполнения думать о награде за свою работу или о её последствиях.

Для того чтобы не прерывать свою работу, не отвлекать внимание на незнакомые детали (например, при чтении), заранее просматривайте план (или текст). Пытайтесь дополнить его недостающей информацией.

  1. Когда неудовлетворены физиологические потребности организма, то внимание к другим занятиям практически отсутствует. Перед, как начать занятие следует проветрить окно или погулять на улице, немного перекусить. Стоит помнить, что переедание не способствует хорошей умственной работе и вызывает сильную сонливость.
  2. Улучшению работы мозга способствует прием витаминов группы В, железа, магния и белковой пищи.
  3. Различные запахи, например, запах лимона или апельсина способствует концентрации внимания.
  4. Метод развития на концентрацию внимания: сосредоточите свой взгляд на кончиках пальцев.
    И старайтесь удержать его длительно время, не отвлекаясь.

Организация рабочего пространства

  • В комнате, где масса отвлекающих стимулов — звук телевизора, радио невозможно сосредоточить свое внимание на работе. Однако, обстановка комнаты, где абсолютно звенящая тишина тоже не помогает, а только расстраивает внимание. Необходимо найти «золотую середину», например, тихо включить медитативную музыку или медленный документальный фильм про животных.
  • При планировании своих дел, не стоит забывать о том, в какое время ваш мозг наиболее активен. Ученные выяснили, что наибольшая мозговая активность проявляется в утренние часы с 9 до 12 часов и в дневное время с 3 часов до 7 вечера. У некоторых людей, наибольшая активность проявляется в ночные часы перед сном.

Специальные упражнения на тренировку внимания

  1. Упражнение «Найди букву». Упражнение для тех, кто постоянно пропускает мелкие детали (буквы) при работе. Нужно взять любой текст (газету или книгу). Выбрать для себя какую-то одну букву, например, букву «к». Пересматривая глазами текст, постараться подчеркнуть карандашом все буквы «к», какие встречаются. Затем это же упражнение проделывается, выбрав одно какое-то слово.
  2. Упражнение «Смещение фокуса». Попробуйте потренироваться смещать свой фокус внимания, когда едите в машине. Обратите внимание сначала на само стекло, потом на объекты, которые видны за стеклом. Также можно использовать двойственные рисунки.
  3. Упражнение «Созерцание зеленой точки». Необходимо взять лист бумаги, нарисовать на нем в середине зеленую точку. Каждый вечер перед сном по 5 – 10 минут смотреть на эту зеленую точку. В упражнение можно включить аутотренинг, особенно это полезно для людей, которые сильно сомневаются в себе. Вместо чистого листа бумаги, использовать лист со словами «я все смогу», «меня ждет успех» и так далее.
  4. Упражнение на открытость внимания. Наибольшая концентрация внимание проявляется при незнакомых или необычных ситуациях. Как только психика адаптируется к возникшим изменениям, внимание притупляется. Хорошим примером является фильм «Трасса-60», когда доктор показывает пациенту сначала обычные карты – пики черные и черви красные. Затем показывает необычные, где масть не соответствует цвету. Для тренировки такого внимания необходимо разными фломастерами на листе бумаги написать названия цветов, не соответствующие цвету фломастера.
  5. Упражнение на переключение внимания. Попробуйте совершать два действия одновременно. Например, возьмите любую книгу и начинайте читать, одновременно считая слова в тексте.
  6. Упражнение на отключения внимания, развитие наблюдательности. Для этого необходимо отпустить внимание, позволить мыслям приходить на ум спонтанно, так чтобы мысль свободно текла одна за другой. Внимание не должно сосредотачиваться на какой-то конкретной мысли.

Источник: wikium.ru 

Фокус внимания: почему сейчас важно смотреть не по сторонам, а на себя

Антистресс

Фокус внимания — это сосредоточенность сознания на определенной цели. У каждого она своя. Чем активнее мы на ней концентрируемся, тем в большей степени наполняем энергией, и желаемые события начинают проявляться в жизни.

Если происходит что-то отвлекающее от цели, фокус внимания переключается на эту ситуацию. Она может быть тревожной, стрессовой или, наоборот, радостной — в любом случае формируются новые мысли и эмоции. Когда они позитивные, человек отвлекается, но может легко вернуть внимание в нужное русло, проявив сознательность. В случае с негативным настроем сделать это гораздо сложнее.

Мы не можем сфокусироваться на цели очень долго — от одного-трех дней до нескольких месяцев

В зависимости от направленности мыслей и эмоций формируется и телесная реакция. При переживании негатива человеку хочется плакать, кричать, он злится и обижается. Как следствие, возникают зажимы в теле, появляется боль в определенном участке, иногда и повышенный голод. Если внимание постоянно рассеивается или концентрируется на стрессовых ситуациях, со временем возникают расстройства, хронические заболевания.

Чтобы этого не происходило, необходимо сместить фокус с внешних обстоятельств на себя. События в нашей жизни во многом зависят от того, на чем мы сосредотачиваемся. Не стоит пытаться изменить этот мир: нужно начать с собственных целей и установок.

Как помогает смещение фокуса внимания

За внимание человека борется очень много факторов, так как это один из главных ресурсов — именно от него зависит качество нашей жизни. И смещение фокуса на себя может значительно его повысить:

  • Уменьшается физиологический эффект стресса, болезни или боли. Осознанность ума и тела позволяет не столь бурно реагировать на негативную информацию и ситуации.

  • Устраняются стрессовые переживания. Если мы научимся обращать внимание на себя, у нас будет меньше эмоциональных реакций — и мы не будем так остро отзываться на внешние обстоятельства.

  • Легче переносятся перемены и потери. Работая над собой, мы начинаем осознавать, что любые изменения — лишь начало нового жизненного этапа. И тогда они воспринимаются не как утрата, а как новые возможности.

  • Развивается открытость к позитивным изменениям. Наша повседневная жизнь улучшается, и словно сами собой начинают происходить судьбоносные события.

  • Сохраняется спокойствие и ясность ума в каждый момент. Мы становимся менее подвержены панике, поэтому в стрессовых ситуациях действуем организованно, исходя из поставленных целей.

  • Расширяется доступ к внутренним ресурсам для исцеления. Радостное ощущение жизни становится более осознанным. Высвобождается огромное количество энергии, которую организм может использовать для собственного восстановления.

  • Формируются волевые качества. Будучи сконцентрированными на своих целях, мы проявляем большую настойчивость и меньше «рассеиваемся» на внешние обстоятельства.

Но научиться концентрироваться на себе в один момент нельзя. Для этого необходимо регулярно практиковаться, используя специальные техники.

Упражнения для развития внимания

Чтобы научиться смещать фокус концентрации на себя и собственные цели, выберите практики, которые придутся по душе. Они не должны вызывать дискомфорт. Их плюс не только в самой смене фокуса, но и в возможности отвлечься, заземлиться, успокоить тело и ум.

Уделяйте упражнениям ежедневно определенное время и занимайтесь в тихом месте, где вас никто не побеспокоит. Не позволяйте себе делать что-либо небрежно: концентрируйтесь на каждом движении, мысли, словно они имеют жизненно важное значение.

Сканирование тела

Наша индивидуальность скрыта за мышечным панцирем, который определяет не только наш внешний облик, но и самочувствие. В стрессовых ситуациях мышцы зажимаются, поза становится неестественной, движения — скованными. Как результат, развиваются неврозы, артроз, болезни желудка, подавляются сексуальные желания, возникает агрессивность.

Напряженный мышечный панцирь сковывает личностный рост

Телесно-ориентированная терапия — целый комплекс психотерапевтических методов. Она направлена на расслабление тела и избавление от негативных установок. Отсутствие зажимов в мышцах помогает осознать и принять цели и желания, стать на путь развития и самосовершенствования.

В рамках практики «Сканирование тела» внимание фокусируется на телесных ощущениях. Поочередно, как сканер, мы охватываем каждый участок нашего организма, начиная с макушки. Эта техника позволяет абстрагироваться от навязчивых мыслей и перевести внимание на тело.

Упражнение на концентрацию

Сядьте или лягте так, чтобы вам было удобно ваше положение. Медленно вдохните и выдохните носом, отпустите напряжение. Сконцентрируйтесь на области глаз, возвращайте туда внимание, если оно «убегает».

Выберите перед собой точку и смотрите на нее, не отводя взгляд. Представьте, что вы увидели там что-то пугающее, и распахните глаза как можно шире. Повторите 2-3 раза это упражнение.

Затем опять сосредоточьтесь на точке, сделайте несколько вдохов и выдохов — и полностью расслабьте глаза. Повращайте ими в разные стороны по 20 раз, потом посмотрите вверх-вниз, в стороны, по диагонали — столько же раз.

Завершайте упражнение несколькими глубокими вдохами. Выполняйте его два раза в день утром и вечером в течение трех-пяти минут.

Медитативные практики

Медитация очищает ум и позволяет ознакомиться с механизмами внимания. Техники, направленные на самоосмысление, делают человека здоровее, сильнее, нормализуют энергетические потоки.

Самая простая медитация заключается в концентрации на дыхании. Сядьте так, чтобы спина была прямая. Положите кисти рук на колени. Сделайте медленный вдох, внимательно наблюдая за тем, как воздух проходит через легкие и наполняет тело изнутри. Выдох должен быть столь же осознанным: вас ничего не должно отвлекать.

Если беспокоят различные мысли, просто понаблюдайте, как они пролетают мимо

Не сосредотачивайтесь на них: пусть уходят, как плывущие по морю корабли. Уделяйте медитации 10-15 минут ежедневно, постепенно увеличивая время. Скоро вы заметите, что стали спокойнее и менее подвержены стрессу.

Переводя фокус на себя, мы эффективнее концентрируемся на целях и не растрачиваем попусту энергетические ресурсы. Благодаря этому достигаем в жизни большего, а наш путь становится успешнее и легче.

Клинический психолог, арт-терапевт, член Национальной арт-терапевтической ассоциации.

vk.com/olesya_elizareva

Текст:Редакция PSYCHOLOGIES.RU

Новое на сайте

Почему мужчина не принимает подарки: 5 основных причин

Подъем в 3:30 утра и голодание по 18 часов в день: как Марк Уолберг держит себя в форме

«Каждый день жалею о своей непродуктивности — но не могу ничего изменить»

Проявления сексуальности на работе: что они могут рассказать о нас

Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит?

Как принимать решения в стрессовой ситуации: 3 подсказки

«Я запретила себе влюбляться — и теперь не могу ответить парню на чувства»

«Муж постоянно называет меня бандеровцем, потому что у меня украинские корни»

Фокус внимания и осознание | Внимание и память: интегрированная структура

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

COWAN, NELSON,

‘Фокусирование внимания и сознательная осведомленность’

,

Внимание и память: интегрированная структура

, Oxford Psychology Series

(

, Нью -Йорк,

1998;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 января 2008 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195119107.003.0007,

, по состоянию на 15 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВнимание и память: интегрированная структураКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Это обширная глава, посвященная поиску доказательств, связывающих фокус внимания с осознанием. Концепция единого фокуса внимания включает представление об ограниченном ресурсе внимания, о том, что от него зависит осознание и что внимание может быть направлено вовне (на стимулы) или внутрь (на мысли). Обсуждаются и опровергаются несколько возражений против этой точки зрения. Есть проблемы со стороны когнитивной науки с точки зрения множественных ресурсов; из психологии в целом, из исследований диссоциированных состояний; а из философии разума — в понятие множественных перцептивных набросков вместо единого сознательного взгляда. Эти взгляды опровергаются доказательствами того, что, хотя люди часто имеют несколько продуктов восприятия, выражают противоречивые мысли и совершают противоречивые действия, некоторые из этих процессов происходят вне поля зрения и осознания. Все они не поддаются контролю, как и подмножество процессов, находящихся в фокусе внимания.

Ключевые слова: ресурс внимания, диссоциированные состояния, фокус внимания, взгляд на несколько ресурсов, проекты восприятия, единый фокус

Субъект

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

👉😀 4 типа концентрации внимания

Известно, что мозг является сложным органом. Как бы увлекательно это ни звучало, есть части, которые нам еще предстоит понять. Что мы знаем точно, так это то, как мы действуем, говорим, учимся и ведем себя, многое говорит о нашей личности. И наши модели поведения могут быть как одинаковыми, так и отличными друг от друга.

Когнитивная психология — это отрасль науки, которая стремится понять психические процессы человека, такие как использование языка, память, восприятие, решение проблем, рассуждение, творчество и внимание. А согласно когнитивной психологии, есть важные аспекты человеческого поведения, которые сильно зависят от нашего уровня внимания. Именно благодаря вниманию мы можем фокусироваться, концентрироваться или схватывать окружающее.

В этой статье мы объясним, как внимание и типы концентрации внимания влияют на поведение, и обсудим связанные с этим факторы, влияющие на нашу способность сосредотачиваться или концентрироваться.

Загрузите нашу инфографику «Четыре типа концентрации внимания» здесь.

Что такое внимание?

 

Внимание включает выборочную сенсорную информацию как часть нашего сознательного опыта. Это наша способность обрабатывать и сосредотачиваться в окружении конкурирующих стимулов и другой информации в нашем окружении. Было проведено несколько исследований, чтобы изучить, как внимание связано с исполнительными функциями, в том числе как внимание влияет на поведение.

Внимание помогает вашему осознанию и сознанию, но оно также может быть избирательным (например, сосредоточение на определенном объекте). Это позволяет человеку отключаться от любой менее «релевантной» информации, восприятия или даже ощущения от окружающей среды. На уровень внимания человека влияет ряд факторов.

Джон Б. Уотсон был одним из первых мыслителей, доказавших, что изменения поведения происходят благодаря процессу обучения, а обучение параллельно вниманию человека.

 

Четыре типа концентрации внимания, объяснение

Внимание — это процесс, а не продукт. Это помогает вам оставаться четким и позволяет вам сосредоточиться на объектах и ​​вашем окружении. Существует четыре типа концентрации внимания, а именно:

  • Устойчивая . Также известная как неразделенное внимание, устойчивое внимание — это тип концентрации, необходимый при попытке выполнить основные задачи, требующие постоянства и повышенной умственной активности. Это включает в себя подготовку к экзамену, следование сложному рецепту или вождение по незнакомой дороге.
  • Разделенный — Не все действия требуют вашего полного внимания. Повар, например, привык делать несколько дел одновременно — например, нарезать овощи и жарить рыбу. Вместо того, чтобы сосредоточить все свое внимание на одной задаче, разделенное внимание требует умственной концентрации в более широком масштабе. Распределенное внимание, также известное как многозадачность, длится не так долго, как устойчивое внимание.
  • Избирательный . Если вы книжный червь, вы, должно быть, испытали избирательное внимание больше, чем думаете. Часто во время чтения легко потеряться в мире воображения, и вы не обращаете внимания на другие вещи вокруг вас. Это избирательное внимание. Вы игнорируете то, что происходит вокруг вас, пока сосредотачиваетесь на одной задаче.
  • Чередование – Люди, обладающие умственной гибкостью, могут одновременно переключать внимание между разными задачами. В отличие от многозадачности, их внимание к одной задаче не уменьшает и не ограничивает их производительность в других задачах.

Что влияет на типы концентрации внимания и как внимание влияет на поведение

Внимание — это двусторонний процесс, и несколько факторов действуют как стимулы, которые возбуждают или ослабляют наш интерес или сосредоточенность на чем-либо. Факторы, которые влияют на типы концентрации внимания, основаны на стимулах, известных или скрытых, которые запускают нашу когнитивную функцию, ведущую к когнитивной обработке. Когда вы поймете, что влияет на вашу способность сосредотачиваться, вы также лучше поймете, как внимание влияет на поведение.

Факторы, влияющие на внимание, и типы концентрации внимания подразделяются на две основные категории.

Внутренние факторы

Детерминанты зависят от ваших собственных когнитивных ресурсов (и функции мозга). Он указывает на психическое состояние воспринимающего. Вот некоторые из наиболее распространенных внутренних факторов, влияющих на типы концентрации внимания:

  • Интересы . Мы естественным образом сосредотачиваемся на объектах, предметах или событиях, которые нас интересуют. Возьмем, к примеру, историю просмотров Netflix или YouTube. Скорее всего, шоу, которые вы смотрели, и каналы, на которые вы подписаны, относятся к схожим жанрам. В нашей повседневной жизни мы более внимательно относимся к стимулу, который нас больше всего интересует.
  • Мотив – Мотив – это фактическое представление наших основных потребностей. Однако в большинстве случаев внешние факторы играют значительную роль в формировании мотивов своих действий и поведения. Обычно наши основные потребности направляют наше внимание на удовлетворение жажды, голода, страха и других раздражителей.
  • Мышление – Готовность индивидуума действовать в определенных ситуациях определяет его внимание. Например, если вы планируете представить презентацию через неделю, вы, скорее всего, сосредоточитесь на своем графике и убедитесь, что у вас достаточно времени для подготовки.
  • Отношение и настроение – Перепады настроения могут легко сместить фокус, а отношение часто определяет готовность и способность человека концентрироваться.

 

Внешние факторы

Внешние факторы, влияющие на типы концентрации внимания, основаны на стимулах из нашего окружения. У нас нет никакого контроля над этим. Упомянутые выше внутренние факторы иногда находятся в прямой зависимости от внешних факторов. Некоторые из общих внешних факторов, которые определяют наше внимание:

  • Природа раздражителя . Каждый раздражитель индивидуален, поэтому понятно, что степень фокусировки будет разной для каждого из них. Некоторых людей больше привлекают визуальные стимулы, чем слуховые, в первую очередь потому, что у них более сильные зрительные навыки, чем слуховые или слуховые. В школьной среде некоторые учащиеся лучше учатся с помощью визуального представления, например видео и фотографий. Чем эффективнее стимул, тем выше будет уровень нашего внимания.
  • Размер и интенсивность раздражителя – Чем крупнее, ярче и громче раздражитель, тем больше он привлекает наше внимание. Так же, как запах свежеиспеченного печенья может отвлечь вас от учебы.
  • Повторение стимула – Вы помните популярный классический эксперимент Павлова на обусловливание? Повторение подачи мяса после звонка привлекало внимание собаки. Вначале собака игнорировала раздражитель, но после нескольких повторений он завладел ее вниманием.
  • Движение стимула Это была большая пицца, которую официант подал на соседний стол? Если вы голодны и ждете, пока официант примет ваш заказ, эта пицца на другом столе обязательно привлечет ваше внимание. Движущийся стимул быстрее привлекает внимание. Конечно, здесь играет роль внутренний фактор. В данном случае вы проголодались, поэтому проходящие заказы привлекают ваше внимание. Но если бы вы наслаждались едой, вы бы даже не подумали о том, что будет стоять на соседнем столе.

 

 

Как улучшить внимание?

Крайне важно, чтобы люди, особенно родители, понимали, что развитие внимания и то, как типы концентрации внимания влияют на поведение, не всегда могут быть самыми легкими для ребенка. Чтобы улучшить внимание, родитель, учитель или опекун должны учитывать внутренние и внешние факторы, которые могут помочь или помешать ученику.

Улучшая внимание, следует обращаться с умом как с мышцей. Если вы хотите стать сильнее и развить свои физические мышцы, вы делаете это, тренируясь и тренируясь. Напротив, малоподвижный образ жизни и отсутствие активности могут ослабить и привести к атрофии. То же самое верно и для вашего мозга. Улучшение определенных аспектов вашего умственного процесса требует практики и упражнений, которые помогут вам адаптировать новые способы мышления и поведения, в то время как обратное приводит к ухудшению ваших умственных способностей.

Также важно помнить, что, как и мышцы вашего тела, ваш разум имеет ограниченную силу. А когда вы подвергаете их как интенсивным упражнениям, так и занятиям, им потребуется время, чтобы расслабиться и восстановиться. Когда вы заставляете себя сосредотачиваться и продолжаете работать сверх текущих возможностей вашего разума, это приводит к тому, что вы становитесь еще менее продуктивными и усложняете задачи. Вот почему так важно включить медитацию в свою повседневную деятельность.

Другие шаги, которые вы можете предпринять для улучшения и укрепления внимания, включают:

  1. Создание списка дел
  2. Практика внимательности
  3. Упражнение
  4. Воспитание любопытства
  5. Активное прослушивание
  6. Медитация
  7. Здоровое питание
  8. Высыпаться
  9. Время простоя для отдыха
  10. Создание организационных систем для помощи в управлении временем
  11. Улучшение самообслуживания
  12. Уменьшение отвлекающих факторов
  13. Проведение времени на свежем воздухе (витамин D)

 

В Themba Tutors улучшение внимания и помощь людям в понимании того, как внимание и типы внимания влияют на поведение, являются частью основных целей наших специалистов по обучению, академических наставников и тренеров. Мы помогаем учащимся всех возрастов и взрослым, демонстрируя способы и стратегии, которые помогут укрепить их исполнительские навыки, включая концентрацию, управление временем, организацию и решение проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *