Форма проявления бессознательного сновидения: : , ( — PsyhologySide.ru

Содержание

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным. Сновидения, гипноз и деятельность мозга

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным

Мои доводы убедительны.

Аргументы многим знакомы.

Чуть надменно, чуть снисходительно

Утверждаю я аксиомы.

Удивительны только тем они,

Что уже через пять минут

Вновь становятся теоремами

И опять доказательств ждут.

В настоящее время уже недостаточно привести убедительные аргументы в пользу реальности бессознательной психической активности, необходимо также определить границы этого понятия и рассмотреть причины существования по видимости далеких друг от друга форм проявления бессознательного, их общность и различия. Мы попытаемся в первом приближении ответить на эти вопросы, исходя из теоретического положения, согласно которому разные формы бессознательного психического являются разными вариантами со отношения бессознательного психического и сознания.

Принимая такое определение, мы тем самым определяем границы понятия «бессознательное психическое».

Так, в согласии с Ф. В. Бассиным, мы считаем, что о бессознательном психическом можно говорить только тогда, когда существует развитое сознание. Тем самым подчеркивается, что бессознательное психическое не есть просто негативное определение (то есть отсутствие сознания в процессе психического отражения, что свойственно животным и маленьким детям), а является особой, исключительно человеческой формой психического отражения наряду с сознанием и в неразрывной связи с ним. Следовательно, из рассматриваемой проблемы сразу же исключается бессознательное психическое маленького ребенка, так как у него еще недостаточно развито сознание, и потому в применении к нему более адекватно говорить, с нашей точки зрения, о досознательном.

Исходя из нашего определения, к рассматриваемой проблеме не относится также неосознание сколь угодно сложных физиологических процессов, происходящих в мозгу. Во-первых, они не могут быть отнесены к психическому, понимаемому как отражение субъектом объективной реальности в виде образов, понятий, отношений и переживаний, такого психического отражения.

Эта идея содержится в книге Ф. В. Бассина «Проблема бессознательного», но, к сожалению, она не получила в ней достаточно полного и последовательного развития. Во-вторых, неосознанность физиологических процессов никак не определяется спецификой их отношений с сознанием: физиологические процессы лежат в основе как осознаваемых, так и бессознательных форм отражения и в качестве их общих механизмов не могут быть отнесены ни к тем, ни к другим. Подчеркивать неосознаваемость происходящих в мозгу физиологических процессов при обсуждении проблемы соотношения сознания и бессознательного психического столь же непродуктивно, как подчеркивать «неживой, неорганический» характер атомистических процессов при обсуждении вопроса о соотношении живой и неживой природы. Эти процессы являются общими для органического и неорганического мира, и то обстоятельство, что сами они не являются органическими, ничего не добавляет к проблеме демаркации между живым и неживым. Точно так же и сознание и бессознательное психическое базируются на определенных типах нейронной активности и определенных системных процессах, которые хотя и не осознаются, но не должны относиться к бессознательному психическому.

Рассмотрим теперь, исходя из нашего определения, последовательно различные формы бессознательного психического.

I. Хорошо известно, что в нашем мозгу хранится и постоянно увеличивается информация (получаемая в процессе именно психического отражения объективной реальности), которая, однако, может оставаться неосознанной в каждый данный момент. Так, читающие эти строки «не осознают» в момент чтения, что бумага, на которой написан текст, сделана из того же материала, что и стол, за которым сидит читающий субъект. Но достаточно нам сейчас обратить внимание на этот факт, как он тотчас осознается. Такого рода информация не является объектом сознания только в силу своей неактуальности для текущей деятельности, подчиненной осознанным задачам. Однако она легко может стать объектом сознания, как только произойдет изменение задач, и информация приобретет актуальность или, как в нашем примере, как только будет поставлена задача на осознание. Важно подчеркнуть, что неосознание в данном случае определяется малой значимостью информации для действующего субъекта, а отнюдь не конфронтационными отношениями с сознанием.

II. Совершенно иная ситуация имеет место в тех случаях, когда содержание психического отражения является актуальным, но не осознается в связи со слишком большой сложностью и нелинейностью информации. Для того, чтобы проанализировать специфику возникающих при этом соотношений между сознанием и бессознательным, необходимо дать определение сознания и рассмотреть связь сознания с процессами мышления.

1) Сознание представляет собой высшую форму психического отражения, возникающую как продукт общественной деятельности человека, и одновременно – как необходимое условие и средство осуществления такой деятельности. В психологическом аспекте сознание можно определить как знание о собственном знании объективной реальности, противостоящей познающему субъекту, и о себе как о субъекте познания. Из этого определения вытекают две важнейших функции сознания:

а) объективирование и закрепление в речи знания об объективной реальности и его абстрагирование от познающего субъекта обеспечивают не только приспособление к среде, но и ее активное изменение в процессе коллективного труда.

С этой функцией сознания связано формирование значений;

б) выделение себя из окружающей среды в качестве субъекта-личности обеспечивает возможность к самовосприятию и самооценке, а это является предпосылкой к развитию интериоризированных социальных мотивов, которые выполняют незаменимую для человеческого общества функцию регулятора социального поведения «изнутри» субъекта. С этой функцией сознания связано формирование личностного смысла (А. Н. Леонтьев).

В состоянии неизмененного бодрствующего сознания обе эти функции, одна из которых определяет непосредственное взаимодействие со средой, а другая – опосредованную регуляцию поведения через самовосприятие, неотделимы друг от друга, но в некоторых особых состояниях сознания они могут функционировать порознь.

Выделение себя из среды, объективирование знания о собственном знании в речи возможно только при появлении способности к обобщениям и абстрагированию. Здесь мы подходим к некоторым представлениям о психологии мышления, которые получили особенно интенсивное развитие за последние годы и на которых имеет смысл остановиться подробнее.

2) Исследования, проведенные на людях с пересеченными межполушарными связями подтвердили наличие у человека двух принципиально различных типов мышления.

Здесь необходимо оговориться, что нерасчлененный мозг функционирует как единое целое, оба полушария, как и оба типа мышления, находятся в постоянном сложном взаимодействии, и речь может идти только об относительной привязанности типов мышления к полушариям. Логико-вербальное мышление можно также назвать социальным, поскольку оно сформировалось на человеческом уровне филогенеза как средство приспособления к сложной социальной среде человеческого общества, что является необходимым условием деятельного существования.

Если выделение себя из окружающего мира возможно лишь при появлении способности к обобщению, абстрагированию и речи (как конкретному способу закрепления и передачи обобщенных понятий), то следует признать, что основой для развития сознания является логико-вербальное мышление. Мы отдаем себе отчет в том, что эти два понятия не являются полностью идентичными (можно сказать, что сознание как высшая форма логико-вербального мышления включает в себя все свойства этого мышления плюс способность к интроспекции), но для дальнейшего рассуждения нам важно под черкнуть именно генетическую связь сознания с вербальным мышлением, поскольку понятие вербального мышления является значительно более определенным и его анализ может быть осуществлен значительно легче, чем анализ понятия «сознание».

Мы сказали, что вербальное мышление развилось на определенном этапе филогенеза как средство приспособления к усложнившейся социальной среде, потребовавшей новых форм общения (речи). Однако одновременно с бесспорным выигрышем в способности к адаптации и овладению средой развитие вербального мышления до степени доминирующего (каковым оно стало в условиях нашей цивилизации) неизбежно сопровождается определенным проигрышем в связи с его ограниченностью. И эта ограниченность вытекает из самой его природы: для того, чтобы стали возможными логико-знаковое оперирование с реальной действительностью, прием и передача вербальной информации для совершенствования социального общения, вербальное мышление должно обеспечить дискретное, упорядоченное отражение реальной действительности.

Между тем объективная действительность не может быть целиком описана в рамках вербального мышления. Это, разумеется, не значит, что упорядоченность и дискретность насильственно привносятся в действительность вербальным мышлением, как представляют себе многие философы-идеалисты и агностики.

Будь это так, вербальное мышление вело бы к искаженному отражению реальности (что и бывает в случаях патологии), не могло бы выполнять свою коммуникативную функцию и быть орудием преобразования действительности. Элементы упорядоченности и дискретности содержатся в объективной действительности и не привносятся в нее, а, используя термин А. Н. Леонтьева, «вычерпываются» из нее вербальным мышлением для создания внутренне непротиворечивой модели мира. Но при этом за рамками остается все, что не вписывается в эту модель, что не может быть логически организовано и представлено в дискретном виде.

Разумеется, принципиальные возможности логико-вербального мышления и сознания (в гносеологическом смысле слова) не ограниченны, отражаемая сознанием модель мира не является застывшей, а постоянно расширяется, включая в себя все новые аспекты действительности. Вербальное и невербальное мышление постоянно взаимодействуют, вербальное мышление постоянно обогащается за счет включения в модель новых, ранее неупорядоченных элементов реальности, без чего был бы невозможен никакой вид творчества и прогресс.

В конце концов, «чувственная ткань» сознания есть результат постоянного перекодирования языка невербального мышления на язык вербального. Но только в гносеологическом смысле не существует никаких принципиальных ограничений для полного сознательного постижения мира.

Когда же речь идет о конкретно-психологических аспектах проблемы, то очевидно, что у каждого данного субъекта в каждый данный момент логико-вербальное мышление не охватывает и не исчерпывает всего богатства отражаемой реальности (хотя оно и постоянно развивается в этом направлении). Выполняя функцию адаптации к социальной среде как важной части окружающего мира, вербальное мышление отражает этот мир недостаточно полно.

3) Возвращаясь теперь к сознанию (в конкретно-психологическом, а не в гносеологическом смысле слова), мы видим, что оно, базируясь на логико-вербальном типе мышления, не может и не призвано отражать всю реальную действительность. Сознание представляет собой высшую по социальному критерию, но принципиально не всеобъемлющую форму психического отражения.

За рамками сознания естественно должны оказаться явления, не поддающиеся логико-вербальной переработке и трансформации. Однако эти явления находят свое психическое отражение; подвергаясь переработке на невербальном уровне, они влияют на поведение (иначе была бы невозможна адаптация в целостном мире) и составляют сферу бессознательного психического.

Шахматист, приступая к решению той или иной задачи, не перебирает все возможные варианты комбинаций, а останавливается на какой-то одной, которая кажется ему наиболее перспективной, хотя он не всегда может объяснить, почему он так считает. Нам могут возразить, что, поскольку шахматист осознает сам факт предпочтения одной комбинации возможным другим, надо считать, что он просто «не понимает» причину своего выбора, и что следует говорить не о неосознанных предпосылках к выбору решения, а о непонимании причин выбора, совершаемого осознанно. Однако в основе такого выбора в действительности лежат цельное восприятие и оценка всей позиции, ее образ, включающий в свернутом виде выделение ее более сильных и более слабых сторон. В какой степени этот субъективный образ соответствует объективному соотношению сил в позиции – это вопрос таланта и опыта шахматиста, но сам образ существует, хотя и не осознается. (Мы имеем в виду, конечно, не формальное расположение фигур, а их взаимодействие, с учетом правил игры). Поэтому непонимание причин интуитивного выбора есть следствие неосознания образа позиции, определяющего этот выбор.

То, что на данном этапе не может быть организовано и упорядочено в рамках вербального мышления, уже тем самым оказывается в противоречии с созданной этим мышлением моделью действительности и вне ее. Неосознание обусловлено тем, что информация, поступающая от объекта, слишком сложна и нелинейна, чтобы быть полностью усвоенной с помощью логико-знакового мышления. Она слишком мало поддается структурированию, чтобы соответствовать прокрустову ложу этого мышления, но при этом осознаваемое отнюдь не находится во взаимоисключающих отношениях с неосознаваемым.

Такие отношения скорее можно считать взаимодополняющими, и именно они лежат, по нашему мнению, в основе интуиции и подлинного творчества.

Действительно, для творческого акта необходимо видеть действительность во всей ее сложности и многогранности, воспринимать ее такой, какая она есть, «с детской непосредственностью», как говорят иногда о художниках. Казалось бы, некоторая искусственная упорядоченность, вносимая логико-знаковым мышлением, должна только мешать этому процессу. Однако известно, что дети, несмотря на высокую творческую потенцию и недостаточное развитие вербального мышления и сознания, не способны к истинному социально-значимому творчеству. И это естественно, ибо если невербальное мышление обеспечивает непредвзятость и многогранность подхода, то вербальное мышление обеспечивает организацию и направление компонентов творчества, ограничивая его потенциальную хаотичность, способствуя критическому анализу «изнутри».

Таким образом, в отношении творчества вполне применима гегелевская триада, где тезисом является бессознательное (невербальное мышление), антитезисом – сознание, а синтезом – их взаимодополнение. Интуиция, реализованная в творчестве, отражает синергические отношения сознания и бессознательного психического.

III. Принципиально иной причиной неосознания являются конфронтационные, взаимоисключающие отношения между сознанием и бессознательным психическим. Возможность таких конфронтационных отношений также обусловлена свойствами самого сознания. Возникая на базе логико-вербального мышления, сознание, как указывалось, обеспечивает самовосприятие и становление социальных мотивов. Здесь заложены предпосылки для антагонистических противоречий между сознанием и бессознательным, примером чего является интрапсихический конфликт между социальными мотивами и противоречащими им установками поведения, возникающими в силу того, что вся система отношений человека далеко не исчерпывается теми отношениями, которые согласуются с социальными мотивами.

Если при неантагонистических противоречиях то, что не включено в модель «субъект-объект», не отрицает, а только дополняет саму модель, то при антагонистических противоречиях, в связи с противоположным влиянием сознания и бессознательного психического на поведение, происходит их взаимное отрицание. К примеру, субъект испытывает враждебность к другому, осознает это чувство, но либо не может найти для него объяснения, либо находит объективно неубедительное (например, приписывает объекту своей враждебности отрицательные качества, которых у него нет). Косвенный анализ взаимоотношений этих людей (а это осуществимо в гипнозе, с помощью психологических тестов и т. п.) показывает, что в основе враждебности в данном случае лежит чувство зависти, которое субъект не осознает потому, что это чувство неприемлемо для его самовосприятия. Нам могут возразить, что в этом случае следует говорить не о неосознании чувства зависти, а о непонимании причин осознаваемого чувства враждебности, но тем самым проблема неосознания была бы подменена совсем другой проблемой непонимания.

Мы считали бы такое возражение ошибочным. Сущность процесса понимания сводится к объяснению одной категории явлений через другие, известные и понятные, или через выявление связей между категориями. Следовательно, о первичном непонимании чувства враждебности можно бы говорить в том случае, если бы это чувство выводилось из других, более простых категорий, или если бы субъект знал о своем чувстве зависти, но ему были бы неясны причинно-следственные связи между этим чувством и враждебностью. В действительности же субъект не знает о существовании чувства зависти, и поэтому непонимание причины враждебности есть всего лишь вторичное следствие незнания (неосознания).

Неприемлемый для сознания мотив является классическим объектом исследования в зарубежных работах. Экспериментально показано, что он активируется поступающей извне информацией, и эта информация, как правило, не осознается так же, как и сам мотив.

IV. Совершенно особым представляется соотношение сознания и бессознательного психического в сновидениях.

Доказано, что быстрый сон и связанные с ним сновидения играют важную роль в системе психологической защиты. Схематически это может быть представлено следующим образом: часть информации, воспринимаемой субъектом в период бодрствования, оказывается неприемлемой для сознания, поскольку находится в антагонистических отношениях с определяемыми сознанием и социальными мотивами основными установками поведения. Если не удается предотвратить восприятие этой информации с помощью перцептуальной защиты или обеспечить такую ее трансформацию, при которой она перестает быть враждебной сознанию (с помощью рационализации), то эта информация, как и активированные ею мотивы, не допускается в сознание, но сохраняется на уровне бессознательного (вытесняется). Поведенческим отражением этого бессознательного психического (неприемлемых мотивов) является невротическая тревога.

Чем сильнее выражена невротическая тревога перед ночным сном у адаптированного субъекта, тем выше представленность быстрого сна и тем больше ярких сновидений. После такого сна тревога уменьшается, а та информация, которая до сна вызвала активацию неприемлемых мотивов и была в силу этого вытеснена из сознания, оказывается доступной сознанию и уже не вызывает невротической тревоги. Так обстоит дело у клинически здоровых, адаптированных людей, у которых уровень тревоги в вечерние часы относительно невысок. Искусственное лишение быстрого сна у таких субъектов ведет к противоположному эффекту – повышению уровня тревоги и вытеснению конфликтной информации. У больных с клиническим проявлением невроза, то есть при декомпенсации, потребность в быстром сне повышена (он имеет тенденцию начинаться раньше, чем у здоровых), но сновидений меньше, чем в норме, и они более бедные. Имеются и некоторые объективные изменения качества быстрого сна. Это было расценено нами как проявление качественной неполноценности быстрого сна, что может играть важную роль в генезе неврозов.

Что же происходит во время самих сновидений, выполняющих такую защитную функцию? На основе интроспективного анализа и рассказов других каждый знает, что в сновидении сознание претерпевает своеобразную трансформацию: нас не удивляют самые неожиданные изменения сюжета, бессвязность и несообразности происходящего в сновидении, необычные сочетания образов, немыслимые перемещения во времени и пространстве. Мы совершенно не прогнозируем последовательность событий в сновидениях и в каждый данный момент воспринимаем происходящее как само собой разумеющееся. После пробуждения нам бывает трудно исчерпывающе передать сюжет и даже ощущения от виденного – и это при уверенности в субъективном знании сновидения. В большинстве случаев сновидение не несет никакой полезной информации для сознания и быстро забывается.

Нетрудно заметить, что все эти качества могут быть объяснены как проявление доминирования невербально-образного мышления. Однако при всем том было бы грубой ошибкой считать, что функция сознания во время сновидений полностью отсутствует. Во-первых, мы можем, пусть отрывочно и неполно, вербализовать наши знания о сновидении. Во-вторых, и это особенно важно, в сновидении наше представление о себе как о личности не претерпевает коренных изменений, сохраняются не только простые чувства (страха, удовольствия), но и такие социально обусловленные, как чувство стыда, вины и т. п. Происходящее с нами в сновидении, как правило, не является неприемлемым для нас как личностей, а когда возникает угроза неприемлемого, то это тяжело субъективно переживается. Иногда при этом наступает пробуждение, а в других случаях это можно предполагать по своеобразной диссоциации в отчетах: субъект при пробуждении знает, что видел неприятное сновидение, но ничего не может о нем рассказать (отсутствие осознания).

Все это заставляет предполагать своеобразное изменение сознания в сновидении: функция отражения объективной реальности и абстрагирования знания об этой реальности от себя как субъекта познания нарушена (человек не осознает себя видящим сновидения), в результате чего нет и критического отношения к воспринимаемому. И в этом смысле сознание осуществляет как бы пассивную регистрацию результатов активности невербального мышления (чего не бывает в бодрствовании), а само невербальное мышление тоже не отражает объективной реальности, а только использует следы предшествующих отражений для организации автономной активности.

Но в то же время выделение себя как субъекта-личности (обеспечивающее самовосприятие и самооценку, по крайней мере на уровне представлений о себе как о действующем лице в сновидении) сохраняется, и в этом смысле сознание осуществляет активное взаимодействие с бессознательным психическим, в результате чего, в частности, неприемлемое для личности содержание не осознается.

Такая диссоциация сознания может быть понята с точки зрения задач, выполняемых сновидением: в сновидении сознание не осуществляет функцию непосредственного приспособления к объективной реальности, а лишь выполняет функцию приспособления личности как носителя социальных мотивов к другим, но также личностно обусловленным мотивам. Разумеется, в конечном итоге это ведет к улучшению адаптации в период бодрствования, но только в результате устранения мотивационного конфликта.

Наша гипотеза заключается в том, что с помощью языка образов, присущего невербальному мышлению, в сновидении достигается своеобразное как бы «примирение» конфронтирующих мотивов, так что вытесненные мотивы, по крайней мере на какое-то время, перестают быть враждебными сознанию вследствие их трансформации. Динамика образов в сновидении отражает поиск путей такого примирения, а осознание образов означает успешность такого поиска. Критико-аналитическая функция сознания, осознание себя видящим сновидение (то есть выделение себя как субъекта познания) в этих условиях были бы помехой для максимального использования возможностей невербального мышления.

Говоря на психологическом языке, образы сновидений утрачивают в значительной степени качество объективных значений, сохраняя качество личностного смысла. Именно поэтому они выполняют свою роль, а измененное сознание не возмущается их алогичностью. Утрата качества объективных значений при сохранении качества личностного смысла и привела к постановке вопроса о символике сновидений. Мы считаем малоперспективным искать универсальную расшифровку символов в сновидении здорового человека, учитывая индивидуальность и неповторимость каждой личности. Совсем другое дело – качественно неполноценные сновидения при неврозах, где возможности образного мышления достигать примирения конфликтных мотивов ослаблены, и потому некоторые образы отражают мотивы в почти не трансформированном виде.

Итак, своеобразие ситуации в сновидениях состоит в следующем.

Бессознательное, конфронтирующее с сознанием (вытесненный мотив), определяет потребность в сновидении. В то же время в самом сновидении используются возможности бессознательного (невербального мышления) для примирения мотивов, то есть в конечном итоге во имя сознания, и имеет место не антагонистическое, а синергическое взаимодействие бессознательного с измененным сознанием.[3]

V. При аффективных действиях особенности соотношения сознания и бессознательного психического во многом полярны их соотношению в сновидениях. Если образы сновидений сохраняют личностный смысл для сознания сновидящего при неосознании объективных значений, то для поступков, совершаемых в состоянии патологического аффекта, характерно осознание формальных значений действий, но смысл совершаемого (включающий представления о дальнейшей субъективной оценке поступка и его последствий для субъекта) затемнен или полностью утрачен. Именно это неосознание личностного смысла определяет снижение контроля над собственным поведением и облегчает нарушение социальных норм, далее достаточно хорошо интериоризированных. Позднее, при осознании смысла происшедшего, возникает чувство вины или стыда.

VI. Наконец, в заключение очень коротко остановимся на некоторых других формах нерегулируемого сознанием поведения в условиях патологии.

Особый интерес представляют сомнамбулизм (снохождение) и истерическая спячка. Функциональный смысл этих состояний во многом различен. Есть основания предполагать, что при снохождении происходит реализация в интегральном невербальном поведении мотивов, которые по тем или иным причинам не удается интегрировать с социальными установками поведения (в том числе это не удается сделать и в сновидении). При истерической спячке также выявляются признаки отреагирования неприемлемых мотивов, но не в виде невербального поведения, а в виде психических переживаний и неосознаваемых галлюцинаторно-образных представлений.

Все эти состояния имеют одно существенное сходство – полное выключение сознания, несмотря на видимую целесообразность поведения при некоторых из этих состояний. Таким образом, поведение или переживание оказывается неосознаваемым и не фиксируется в оперативной памяти субъекта не в силу особых отношений их с сознанием (сложность вербализации, неприемлемость для сознания, перестройка самого сознания и т. д.), а потому, что в отличие от всех перечисленных состояний бессознательное при описываемых эпизодах просто не сосуществует во времени с сознанием.

В самом начале этой главы мы подчеркнули, что, согласно нашему определению бессознательного психического, о нем можно говорить только тогда, когда уже имеется развитое сознание, и на этом основании предложили отнести психическое ребенка к досознательному. Может показаться, что и приводимые случаи клинической патологии не соответствуют нашему определению бессознательного психического. Но это не так. В описываемых ситуациях сознание вне эпизодов сомнамбулизма развито достаточно и вполне активно. Поэтому само выключение сознания в эпизодах можно рассматривать как результат своеобразного взаимоотношения сознания и бессознательного психического – такого взаимоотношения, когда для проявления активности бессознательного в качестве условия требуется выключение сознания.

Мы не считаем, что исчерпали все возможные варианты соотношений сознания и бессознательного психического, определяющих формы проявления бессознательного. Но уже рассмотренного достаточно для подтверждения правоты представлений Ф. В. Бассина относительно того, что отношения сознания и бессознательного психического не исчерпываются конфронтацией (как полагал З. Фрейд), а значительно богаче и интереснее.

Наш основной вывод заключается в следующем. Базой для бессознательного психического является невербальное мышление, а многообразие форм проявления бессознательного определяется различными соотношениями сознания и бессознательного, различной позицией и различной степенью активности сознания в этих отношениях. Анализ бессознательного психического с предложенной точки зрения может оказаться перспективным для понимания природы и функций конкретных проявлений бессознательного психического.

43. Развитие отношений между взрослым и ребенком

43. Развитие отношений между взрослым и ребенком К важнейшей особенности дошкольного возраста относят то, что память ставится в центр сознания. Прежде всего у ребенка изменяется мышление: оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений.Первое

Инверсивность отношений между массой и энергией

Инверсивность отношений между массой и энергией В своей книге Наука и Современный мир Альфред Норт Уайтхед описывает интеллектуальный климат на рубеже веков, который привел к парадигмальному смещению от субстанции к структурным отношениям. Он пишет:Опасность нависла

37. Формы межличностных отношений

37. Формы межличностных отношений Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):1) любовь – наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и

II. Отношения между эго и бессознательным

II. Отношения между эго и бессознательным Предисловие ко второму изданию Эта небольшая книга была написана на основе лекции, которая изначально была опубликована в 1916 г. под названием «Структура бессознательного» (La Structure de l’Inconscient)[92]. Позже та же самая лекция появилась

1. Различие между личным и безличным бессознательным

1.  Различие между личным и безличным бессознательным В свое время мы разошлись с венской школой по вопросу о природе объяснительного принципа в психоанализе, который, по нашему мнению, заключается не в сексуальном импульсе, а просто в энергии. В дальнейшем наше понимание

Сходство между пищевой диетой и рационом отношений

Сходство между пищевой диетой и рационом отношений Когда речь заходит о решениях относительно пищи, мы точно знаем, что рацион, изобилующий сахаром, жирными продуктами и ненужными углеводами, пагубно воздействует на наше тело.Многие годы книги о вкусной и здоровой пище

Развитие отношений между диспетчером и демоном

Развитие отношений между диспетчером и демоном Джон: Вам нужно найти два состояния полной самоотдачи, к которым вы уже имели доступ где-то в личной истории. Есть одно ограничение: оба эти состояния должны быть состояниями полной, стопроцентной погруженности и при этом

Разные формы подчинения

Разные формы подчинения Каждый водитель хотя бы раз в жизни увяз в песках, болоте или на льду. И хотя не всегда появляется добрый самаритянин, но вы навсегда запомните момент, когда незнакомец помог вам справиться с проблемой. Эта помощь имела нечто общее с божественным

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия, дополняемая

7. Принятые формы сексуальных отношений

7. Принятые формы сексуальных отношений Первое, чему учится маленькая девочка в своих отношениях с мальчиками,- это стремление их избегать и чувство антагонизма. Ее приучают соблюдать в своем общении с мальчиками ее родственной группы и семейства в целом все запреты,

Глава 28.

Разные рекомендации для отношений

Глава 28. Разные рекомендации для отношений Совместная жизньЕще один большой шаг вперед в развитии ваших отношений. Я считаю плохой идеей переехать жить к девушке. Желательно, чтобы вы переехали в дом или квартиру, которые будут нейтральной территорией, а еще лучше, чтобы

Идеализация отношений между людьми

Идеализация отношений между людьми Еще один вид ошибочных убеждений, которые легко могут отравить вам жизнь на работе, это идеализация взаимоотношений между сотрудниками в коллективе. Многие люди (в том числе руководители) почему-то ожидают, что в их коллективе должны

Идеализация отношений между людьми

Идеализация отношений между людьми

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной

Древние формы отношений между мужчиной и женщиной Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству – парный брак, цивилизации – моногамия, дополняемая

Сновидения – продукты бессознательного

Самым легкодоступным для человека продуктом бессознательного являются сновидения, которые Фрейд назвал «королевским путем в бессознательное». Сущность нашей психики, какой она сложилась в ходе своего исторического развития, выражается более в бессознательной форме, чем в форме сознания. И если сознание постоянно нуждается в отдыхе для восполнения своей энергии, то бессознательное не прекращает свою деятельность ни днем, ни ночью.

Сновидения – это непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики, и как таковые они, вероятно, возникают у нас постоянно, хотя мы и не осознаем этого днем по причине высокой ясности сознания, но ночью, когда его энергия падает и возрастает активность бессознательного, сны прорываются из его глубин и становятся видимыми. Таким образом, наряду с сознанием, являющимся «дневной» стороной души, у нее есть её «ночная» сторона, проявляющаяся в виде бессознательной психической деятельности, которая может быть зафиксирована в виде сновидений.

Сновидения являются лучшим отображением событий как внешнего, так и внутреннего мира. Они дают нам знать о скрытой, сокровенной стороне жизни и позволяют увидеть те её составляющие, которые не могут обнаружить себя в дневной жизни. В сновидении обретают дар речи образы и влечения как личного бессознательного, так и восходящие к самым первозданным пластам психического. Продукты глубоких слоев бессознательного появляются как фрагменты сновидений, мотив которых неизвестен сновидцу, но которые всё же функционируют в его сновидении таким образом, что совпадают с функционированием архетипов, известных по историческим источникам. Образ того, что человек не мог встретить в реальной жизни, того, что не принадлежит к его личному опыту (например, какой-нибудь крабоящер, гигантская черепаха и т.д.) – это архетип.

Сновидения являются чистыми произведениями Природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью. В мире сновидений (как и в бодрствующем мире) люди и ситуации возникают не по воле Эго, не в силу его симпатий; задачи сна не выбираются, а даются, точно так же, как повседневный мир представляет собой объективную реальность за пределами Эго. Зачастую чужеродные, иррациональные и непонятные сюжеты вызывают к снам недоверие, как к весьма ненадежному источнику информации…….

И всё же сновидения наиболее пригодны для понимания бессознательных содержаний.

Что же касается облика сновидений, то в них, безусловно, имеется всё: от молниеносного впечатления до бесконечной тягучести. Иногда оно носит случайный абсурдный характер. И всё же существует огромное число «усредненных» сновидений, в которых можно распознать определенную драматическую структуру, развивающуюся от момента открытия сцены, появления персонажей, возникновения завязки до кульминации и наступления развязки.

В сновидении есть место действия, действующие лица, иногда время действия. С этого исходного положения оно начинается, и эту первую фазу Юнг обозначил как экспозиция. Вторая фаза – завязка. Ситуация как-то усложняется, наступает некоторое напряжение, так как неизвестно, что сейчас произойдет. Третья фаза – кульминация. Здесь происходит что-то решающее или что-то резко меняется. Четвертая и последняя фаза – результат, порожденный работой сновидения. Последняя фаза содержит изложение окончательного положения дел, которое одновременно является также «искомым результатом». Такое деление на 4 фазы просматривается при анализе подавляющего большинства сновидений, встречающихся на практике…….

Весьма редко встречаются такие сны, в которых всё от начала и до конца понятно. Обычно сон кажется полной бессмыслицей, потому-то им и пренебрегают. Но утверждая, что перед вами бессмыслица, не забывайте, что вы, может быть, просто чего-то не понимаете…….

Нам никогда не следует забывать, что у всех остальных цивилизаций были совершенно другие представления о снах, и что на протяжении тысячелетий очень разумные, очень многознающие и многоопытные люди придерживались совсем иных взглядов на этот счет и ценили сновидение, видя в нем предсказателя судьбы, посланца богов, предостерегающего и утешающего.

Понять смысл сновидений люди пытались во все времена…….

Для бессознательных проявлений не существует прямого и общепринятого языка в нашем понимании этого слова. Бессознательное выражает себя через символы…….

Трудность толкования сновидения возникает из-за символичности содержаний сновидений, придающей им многозначность. Ни в одном отдельно взятом конкретном случае нельзя сказать со всей определенностью, ЧТО следует понимать под тем или иным символом. Конечно существует бесконечно много относительно устойчивых символов. Научное определение их природы возможно только путем сравнительных мифологических, фольклорных, историко-религиозных и этимологических исследований.

Однако в практическом отношении сиюминутная психологическая ситуация, в которой находится сновидец, с большой долей вероятности, менее всего нуждается в теоретических изысканиях. На практике люди во все времена сопоставляли сновидения с последующими за ними жизненными ситуациями и составляли так называемые сонники. Их существует бесчисленное множество, и все они отличаются различным толкованием символов. Верить сонникам крайне неразумно. Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности увидевшего его человека, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. Все символы отличаются тончайшими сдвигами оттенков значения, благодаря которым в каждом отдельном случае они получают индивидуальную окраску. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации…….

На практике целесообразно обращать внимание прежде всего на те значения символа, которые могут быть соотнесены с сознательной ситуацией, иначе говоря, следует рассматривать символ таким образом, как если бы он не был наделен устойчивым значением, и попытаться узнать, ЧТО означают данные вещи именно для этого сновидца.

При толковании сновидений ни в коем случае нельзя исходить из какой бы то ни было теории, нужно понять, какие чувства вызывают у сновидца образы, увиденные во сне. Ибо сны всегда касаются частных проблем человека, о которых у него имеется ошибочное сознательное суждение. Сны являются реакцией на нашу сознательную позицию…….

Сны являются естественной реакцией саморегулирующейся психической системы, и их обязательно следует «прочитывать» в контексте текущей жизни сновидца. Личное бессознательное спящего выходит на связь только с ним самим и отбирает для этого такие символы, которые имеют смысл только для него, и ни для кого более…….

Кроме того, не менее важно точно знать и учитывать философские, религиозные и моральные убеждения человека, так как одни и те же символы встречаются как в мифологических и религиозных системах, так и в социальных структурах каждого общества.

Бытует расхожее мнение, что сновидение имеет противоположный смысл. Юнг же считал, что у нас нет никакого права обвинять сновидение в неких намеренных обманных маневрах. Природа хотя и бывает часто темной и непрозрачной, однако она никогда не бывает хитрой, подобно человеку…….

Напрашивается вопрос: почему в сновидении бессознательное не говорит с нами прямо и открыто без всяких околичностей?

Дело в том, что энергетика сознания существенно выше, чем у подсознания, и в состоянии сна сознание как бы «высвечивает» подпороговое содержание психики. Подсознание хранит идеи и образы в существенно меньшем напряжении, чем то, что присуще осознанному состоянию. Под порогом сознания теряется яркость изображения, а связи между образами и идеями становятся менее последовательными и рациональными, более зыбкими, близкими к аналогии и, следовательно, всё более неразличимыми, а само сновидение приобретает фрагментарный характер…….

Формы, принимаемые сновидениями, обычны для подсознания, поскольку материал, из которого они складываются, удерживается в подсознании именно в таком виде. Таким образом, сон не может породить сформулированную мысль, ибо это прерогатива сознания. Но если что-то вдруг добавляет энергии любому из этих туманных образов, то их восприятие становится четче…….

Есть ли польза от сновидения, если его содержание непонятно?…….

Конечно, понимание значительно ускоряет результат, но, однако, многое в Природе работает без того, чтобы быть понятым…….

Порой люди совсем неплохо понимают свои сны и делают выводы, которые способствуют более благоприятному разрешению их проблем, хотя и не могут сформулировать это словами.

При анализе сновидений весьма эффективен логический принцип, который называется амплификацией. Это просто-напросто поиск параллелей. С его помощью люди научились читать древние иероглифы и клинопись, так же можно читать и сны. Но далеко не все сны заслуживают внимания.

Сновидения могут быть истолкованы двумя способами: объективно, как относящиеся к внешней ситуации в жизни сновидца, и субъективно, как отражение внутренней ситуации или процесса.

Объективно толкуются сновидения, источник которых лежит в хитросплетениях собственной жизни сновидца. Их содержание исчерпывается повседневностью и наполнено проблемами и трудностями данного человека…….

Так как сновидения являются лучшим отображением событий внутренней жизни человеческой души, то их можно толковать на субъективном уровне. При таком способе толкования образы сновидения представляют собой какие-то стороны личности сновидца (его фрагментарные личности), хотя они могут быть изображены фигурами людей, окружающих сновидца в реальной жизни. Тогда вся драматургия сна будет интерпретироваться как взаимоотношения между этими фрагментарными личностями.

Отдельно стоит рассмотреть повторяющиеся сны. Были случаи, когда один и тот же сон снился человеку с детства и до зрелых лет. Это явление обычно означает попытку исправить дефект в мировоззрении сновидца…….

Повторяется тема или отдельные мотивы сновидения, хотя «сценарий» может быть слегка иным. Эти сновидения надолго запоминаются, так как их содержание или причудливо, или они пробуждают определенные эмоции. Повторяющиеся сны возникают как послания к нам бессознательного, когда появляется какой-либо аспект, к которому необходимо привлечь наше внимание. Сновидения повторяются до тех пор, пока мы не воздадим должное этому аспекту. Это чаще происходит в юношеском возрасте, однако иногда такое повторение простирается на многие десятилетия. Но если один и тот же сон повторяется на протяжении небольшого отрезка времени, это служит признаком его безотлагательности.

По значению сновидения бывают большие и малые. Малые сны автобиографичны, в них отражаются события повседневной жизни, реакции на них сновидца, конфликты между желаемым и дозволенным…….

Малые сны бывают разных типов…….

Огромное множество снов действует психологически компенсаторным образом. Компенсаторное сновидение отражает такую точку зрения на ситуацию или событие, которая отличается или противоречит преобладающему сознательному мировоззрению человека, а также компенсирует то, что было упущено его сознанием. ……

В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума…….

Опыт показывает, что компенсаторные сны преследуют 3 цели:

1. компенсацию эмоционального состояния;

2. коррекцию убеждений;

3. изменение структуры комплексов…….

Самое важное заключается в том, чтобы нам удалось осознать бессознательную компенсацию и тем самым преодолеть односторонность и неполноту сознания. Однако до тех пор, пока действенны и полезны другие воспитательные меры, мы не нуждаемся в сотрудничестве бессознательного. Испытанные сознательные методы воспитания нельзя заменять анализом бессознательного…….

Иногда снятся проспективные, или предсказывающие, сны. Эти сновидения предупреждают о важных будущих событиях, дают прозрения и открывают новые возможности для действия. Они могут показывать потенциальные возможности для нового роста и общее направление в жизни, так же, как и проблемы, которые необходимо решать. ……

Было бы неправомочным называть их пророческими, потому что они, собственно говоря, столь же мало пророческие, как и прогноз погоды или болезни. Речь идет только лишь о предварительном комбинировании вероятностей, которое, конечно, в некоторых случаях может также совпадать с действительным положением вещей, однако вовсе не обязательно должно совпадать и согласовываться с ним во всех деталях. Только в этом последнем случае можно было бы говорить о пророчестве…….

К этой же категории снов относятся телепатические сны. Так называются сны, которые снятся одновременно двум людям, или когда во сне человек получает неизвестную ему информацию о другом человеке или ситуации, полностью соответствующую реальности. Такие сны могут быть экстрасенсорного происхождения, и они ставят множество вопросов о нашей способности воспринимать информацию, не соответствующую общепринятому пониманию времени и пространства. Подобные сновидения хотя не так часты, но вполне реальны. ……

Но есть и иной класс снов, которые мы называем видениями – сны, в которых человек выходит за рамки личного горизонта и сталкивается с проблемами страны, Земли, с образами вселенского масштаба. К таким «большим» снам относятся также пророческие и вещие сны. Пророческие сны разгадывал библейский Иосиф фараону, а пророк Даниил Навуходоносору. Вещие сны – это те сны, которые сбываются буквально. В них сновидец видит события, вскоре после этого происходящие в реальности, но о которых он не знал заранее. И пророческие, и вещие сны снятся редко…….

При каких обстоятельствах человек видит большие мифологические сны? С современным человеком это случается довольно редко, поскольку наше сознание в значительной мере отгорожено от лежащей в его основе архетипической памяти. И соответственно, мифологические сны воспринимаются нами как нечто инородное. Но всё обстоит иначе, когда речь заходит о ментальности, приближенной к первобытной психике. Примитивные народы подобным снам придают огромное значение и называют их «большими снами» в противоположность обычным снам. Они чувствуют всю важность этих снов, их общезначимость. Поэтому в первобытном сообществе сновидец сообщает свой сон собранию соплеменников, и он обсуждается самым серьезным образом. О таких снах было принято сообщать и в Римском Сенате. Существует рассказ о том, как в 1-ом веке до н.э. дочери одного из сенаторов приснилось, что к ней явилась богиня Минерва и посетовала на то, что римляне привели в запустение её храм. Девушка чувствовала, что об этом сне следует сообщить Сенату, и тот выделил деньги для реставрации храма. О сходном случае рассказывал и древний грек Софокл…….

Такие мифологические и коллективные сны по своему характеру таковы, что вызывают у людей интенсивное желание рассказать о них. Человек чувствует себя настолько переполненным впечатлением от увиденного сна, что никогда бы и не подумал скрыть это сновидение от других. Это совершенно естественный инстинкт: подобные сны не принадлежат одному отдельному человеку, они общезначимы. Они истинны и в целом, и в частном, то есть и сами по себе, и применительно к конкретным обстоятельствам конкретного человека. ……

Интересные и полезные сведения о сне и сновидениях вынесены в главу 19 этого раздела как приложение к этой теме, чтобы не прерывать изложение учения Юнга…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

как бессознательное влияет на искусство

Пройдя определенный путь в восприятии и понимании искусства — от классики до абстракции, — я осознанно выбрал последнее. Началось все с Пушкинского музея: первое знакомство с классическим искусством. Потом было много других музеев, появилась насмотренность. И вдруг видишь объявление о какой-то выставке. Хвалебные отзывы. Современное искусство! Идешь, почти бежишь, ибо хочется получить новые впечатления, а там… мазня! Вот прямо точно! Мазня! Но почему-то люди вокруг ходят с умным видом, рассматривая странные картины. И не «хлопают дверью» в попытке убежать от этого кошмара! Почему? Что они видят такого? Что открыто им и скрыто от меня? 

Так начался новый этап знакомства с современным искусством. Практический опыт врача-психотерапевта и гуманитарные знания искусствоведа дали два ключа для осмысления: абстракцию я разбираю и с позиции психологии. Именно такой двойной фокус помог понять и прочувствовать иррациональное искусство, всю эту «мазню». В цикле статей я хочу поделиться опытом, выступить в роли проводника, чтобы показать новое, по-своему прекрасное, изящное, глубокое искусство. 

ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Для начала давайте определимся с терминами, научной базой, чтобы свободно ими оперировать и допускать, по возможности, меньше интерпретаций – будем держать единый дискурс.

Бессознательное – термин, обозначающий психологические явления, которые протекают без контроля сознания человека. Это определение далеко не научно и не претендует на всеобъемлемость. Однако оно как нельзя лучше отражает квинтэссенцию феномена бессознательного.

Бессознательное активно используется психологами и психиатрами с целью объяснения различных мыслей, мотивов и поступков человека, которые не могут быть объяснены без дополнительного изучения личности, истории жизни человека и его воспитания.

Исторически бессознательным начали заниматься Эммануил Кант, Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, отталкиваясь от работ Сократа, Платона, Августина, Спинозы. В конце XIX века продолжил развитие теории бессознательного австрийский невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud). 

Зигмунд Фрейд

Фрейд использовал в своей работе бессознательное, назвав его Оно. Помимо Оно Фрейд выделил Эго и Суперэго – составные и неразрывные части личности человека. 

  • Эго – собственно Я личности. Это понятные и объяснимые поступки, рациональные мысли и желания. 
  • Суперэго – ограничения Я личности, которое складывается из воспитания, норм морали, законов социума.
  • Оно, соответственно, темная сторона личности, хранилище скрытых, неудовлетворенных желаний, чаще сексуального характера. А если руководствоваться теорией Фрейда, то исключительно сексуального характера.

Личности свойственны различные формы психологической защиты. Основных форм существует шесть. Особый интерес для понимания современного искусства представляют вытеснение и сублимация. Прочие формы психологической защиты также влияют на творческий процесс, но в меньшей степени. 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ

Что же есть бессознательное в искусстве? Это проявление различных не контролируемых сознанием глубинных психических процессов в эстетической деятельности человека и, в частности, художественном творчестве с последующей репрезентацией.

Последователь Фрейда французский психоаналитик и философ Жак Лакан, развивая теорию психоанализа во взаимосвязи с искусством, говорил о предметах живописи, что «картина не соревнуется с внешностью, она соперничает с тем, что Платон обозначил для нас как находящееся за внешним – как бытие, или Идея». 

Жак Лакан

Л.С.Выготский, изучавший психологию искусства, говоря о взаимосвязях сознательного и бессознательного, отмечает, что «существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им».

Лев Семёнович Выготский

Творчество – это одна из форм проявления бессознательного, содержащее осколки памяти, приправленные эмоционально значимыми событиями и эмоциями текущего момента, создает те или иные образы, которые художник облекает в форму, создавая произведение искусства. Художник обычно не может объяснить смысла изображенного. Ведь то отображение подсознания. Образы могут быть расплывчаты, бесформенны, процессы и явления не последовательны, взаимосвязи не логичны. И все это может быть выражено неординарным способом посредством обычных и не очень медиумов (изобразительных средств – краска, песок, стекло, бумага и т.д.). 

КАК ПРОИСХОДИТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС?

Разберем ранее выбранную нами форму психологической защиты — вытеснение. Согласно психоаналитической теории Фрейда, в результате дистресса человеку свойственно вытеснять различные события, идеи, мысли. Условно – забывать, а фактически – переносить их в область долговременной памяти, которая не является активной. При этом существующие нейронные связи, ответственные за хранение этой информации, разрываются лишь частично. Таким образом, вытесненное может влиять на актуальное поведение человека, формируя определенные модели, характер, привычки, и, что наиболее нам важно и – спонтанные поступки. При этом влияние бессознательного на них не будет осознаваемым личностью. 

Сублимация, как форма психологической защиты, проявляется в творчестве посредством «выплескивания» неудовлетворенных потребностей и возможностей на холст или с помощью других медиумов.

Человеку крайне сложно, а порой и невозможно объяснить почему он высказался таким образом, откуда у него возникла определенная идея. А ведь идея есть ни что иное, как основополагающий элемент творчества. Очень часто и интуиция — проявление бессознательного, основанного на прошлом опыте, который условно забыт или вытеснен. Но это уже не относится к нашей теме напрямую. Хотя… «Черный квадрат» Малевича – вполне мог бы быть символом бессознательного. Ибо лучше его бессознательное и не изобразишь. Но все же вернемся к творчеству.

Бессознательное, помимо спонтанных поступков, способно обнаруживать себя в фантазиях и сновидениях. И уж абсолютно точно при галлюцинациях – обманчивом чувственном восприятии окружающей действительности. Здоровый человек имеет право на гипнагогические и гипнокампические галлюцинации. Это галлюцинации при отходе ко сну и при пробуждении. Фрейдовское Оно просыпается в те моменты, когда спит Я личности и дремлет Суперэго. 

Для художника его бессознательная сфера — это не только источник тревожности и душевного дискомфорта. Иррациональное – кладезь творчества. Количество комбинаций из звеньев бессознательного, в которое откладывалось на протяжении жизни увиденное и услышанное, но не отреагированное на уровне чувств и эмоций, стремится к бесконечности. Сдобренное переживаниями и неудовлетворенными потребностями копилка бессознательного может выдавать как возвышенное, так и обыденное. Другое дело, что это будет репрезентация, как правило, свободная от норм и правил.

На обложке знаковая работа Роберто Матта «Слышать живое» (1941)  

Значение снов и бессознательной умственной деятельности

Столетие назад Зигмунд Фрейд в духе научных изысканий и после многих лет исследований в качестве невролога опубликовал Толкование сновидений . Книга положила начало его исследованию разума и развитию психоанализа.

Публикация книги также положила начало научным исследованиям сознания и развитию более точного понимания проблем психического здоровья. Линия, где встречаются мозг и поведение, находится в центре внимания современной нейробиологии. И сны оказались основой для большей части этих исследований.

После периода, когда сны считались не более чем ментальным фейерверком, ученые обнаружили, что они дают много информации о работе разума. Фрейд называл сны «королевской дорогой в бессознательное». Современные ученые, используя такие технологии, как ПЭТ, обнаруживают, что «дорога» Фрейда действительно «королевская».

Толкование снов

«Поэты и философы до меня открыли бессознательное; то, что я открыл, было научным методом, с помощью которого можно изучать бессознательное». —Зигмунд Фрейд

История Толкование снов так же увлекательна, как и книга.

Что произошло, когда Фрейд опубликовал

Толкование сновидений ?

Можно сказать, что родились области психоанализа, психиатрии и психологии, но, что гораздо важнее, началось научное мышление о разуме. До этого мозг был чем-то физическим, а разум был чем-то вроде эльфийского духовного мира. Существовала наука о мозге и суеверные предположения о разуме. После Фрейда изучение разума стало более серьезным и научным.

Как

Толкование Снов это удалось?

Проще говоря, благодаря теории Фрейда мы впервые поняли, что у нас есть причина видеть сны; эта причина заключается в бессознательном решении проблем, с которыми не может справиться сознательный разум. Эта теория означала, что разум подчиняется своим собственным правилам. Люди намеревались открыть для себя эти правила и их причины.

Был ли Фрейд первым, кто исследовал разум с научной точки зрения?

Нет, но в «Толкование снов» он был первым, кто взглянул на разум и разработал теорию о его основе и создании. Утверждения Фрейда, сделанные в « Сновидениях » о сознательном и бессознательном, дали ярлыки эфирным частям разума, которые делают нас людьми. По сути, он заложил основу для наших нынешних представлений о разуме. До этого мышление было гораздо более духовным или даже алхимическим.

Итак, Фрейд установил исходную линию?

В Dreams он начал создавать средства мышления и изучения разума. Сравните это с открытием Ньютоном законов тяготения: без них у вас нет возможности изучать большую часть физики; с ними вы можете изучать все, от планет до кварков и глюонов. С работы Фрейда, начатой ​​в Dreams, есть основа для изучения всего, от войны до самых тайных страхов и надежд человека.

Когда и как Фрейд открыл для себя психоанализ?

Фрейду всегда было интересно исследовать свои собственные мысли и мотивы; после смерти отца в 1896 году он прошел самоанализ.

Он проанализировал свои сны, детские воспоминания, экранные воспоминания, оговорки и эпизоды забывчивости. Экранные воспоминания — это воспоминания о событиях, которые на самом деле заменяют другие воспоминания, которые были забыты. Эти воспоминания могут быть необычайно яркими, потому что они представляют собой слияние различных сцен.

Ему приснился сон («Сон с закрытыми глазами») в ночь после похорон отца в октябре 1896 года, который заставил его предпринять непрерывный систематический процесс самоанализа (в отличие от отдельных эпизодов анализа до этого). Этот анализ включал изучение сложных и амбивалентных эмоций, которые он испытывал по отношению к своему отцу. В ходе этого самоанализа у него развилось представление об Эдиповом комплексе (то есть сложных чувствах ребенка к своим родителям).

Где Фрейд писал о своем самоанализе и собственных снах?

В основном в Толкование снов . К 1902 году он записал 50 снов. Сорок три описаны в «Толкование снов», четыре в «О сновидениях», и три в его письмах своему коллеге Вильгельму Флиссу.

Сознавал ли Фрейд, что смерть его отца была центральным стимулом для его самоанализа и его книги снов?

В предисловии ко второму изданию в 1909, он писал:

«… эта книга имеет еще одно субъективное значение для меня лично — значение, которое я понял только после того, как я закончил ее. Я обнаружил, что это была часть моего собственного самоанализа. , моя реакция на смерть моего отца, то есть на самое важное событие, самую острую утрату в жизни человека. Узнав, что это так, я почувствовал себя не в силах стереть следы пережитого».

Что на самом деле означает анализ снов и других элементов, таких как воспоминания?

Анализировать сны и воспоминания — значит пытаться понять, как события из прошлого, включая далекое прошлое в детстве, продолжают активно влиять на наше текущее поведение и чувства без нашего сознательного осознания их влияния.

Как Фрейд анализировал сон?

Он прислушивался к ассоциациям сновидца (его собственным или его пациента) к сновидению. Через ассоциации и связи можно было понять мотивы сновидений: текущие и прошлые конфликтные ситуации.

Как эти события продолжают влиять на нас, если мы не осознаем их?

Фрейд предположил, что эти воспоминания продолжают существовать вне нашего сознания, бессознательно.

Какая связь между бессознательной психической деятельностью и сновидениями?

Фрейд сказал: «Толкование снов — это высший путь к познанию бессознательной деятельности ума». Он имел в виду, что, поскольку сны являются такой бессознательной деятельностью, они дают почти прямое представление о работе бессознательного.

Каким был первый сон Фрейда, в котором он понял, что сны имеют значение?

Сон «Укол Ирме» (приснился 24 июля 1895 г.). Он обсуждал свои ассоциации с этим сном примерно на 25 страницах «Толкования сновидений ». В письме своему коллеге Флиссу Фрейд писал: «Как вы думаете, однажды на доме появится мраморная табличка, говорящая: «В этом доме 24 июля 1895 года Тайна Сновидений была открыта доктору Дж. Зигмунд Фрейд’? В настоящее время, кажется, что это мало перспективно» 9.0005

Что, по Фрейду, было главным стимулом для сновидений?

Сны подпитываются желаниями человека, особенно желаниями, которые человек не осознавал. На другом уровне цель сна — позволить человеку продолжать спать.

Что было проблематичным в идее, что все сны — это исполнение желаний?

Тревожные сны и сны о наказании. Фрейд пришел к пониманию того, что тревога часто возникает в результате удовлетворения желаний человека. Феномен сновидений о наказании был одним из факторов, которые привели Фрейда к концепции «супер-эго» (та часть разума, которая имеет дело с моральным чувством человека и его или ее бессознательной потребностью в наказании).

Травматические сны оказались проблемой для Фрейда (были ли они исключением из правила, согласно которому все сны являются исполнением желаний?). Фрейд пришел к выводу, что травматические сны служат для преодоления травмы, а не для удовлетворения желаний. Другие аналитики утверждали, что нет необходимости противопоставлять два типа сновидений.

Каковы постулированные Фрейдом основные механизмы работы сознания во сне?

Работа сновидения, так называемая , состоит из четырех основных элементов.

Смещение — это способ перехода важности идеи от одной идеи к другой. (Например, наиболее значимые для человека идеи или чувства могут переходить от одной идеи в скрытом содержании сновидения к незначительной детали в явном содержании сновидения.)

Конденсация — представление о том, что Образ может представлять несколько идей, которые сходятся в одном образе сновидения.

Соображения репрезентативности — все значения, включая абстрактные мысли, представлены через образы.

Вторичная редакция объясняет, как кажущаяся бессвязность и абсурдность сна устраняются путем заполнения пробелов, чтобы сделать явное содержание сна более логичным.

Чем отличается явное содержание сновидения от скрытого?

Проявленное содержание — это сон, как он воспринимается сновидцем. Проявленное содержание является результатом работы сновидения.

Скрытое содержание — значение сновидения, выявленное анализом. Скрытое содержание проявляется не как повествование (как явное содержание), а скорее как группа мыслей, выражающих одно или несколько желаний.

Теория сновидений Фрейда (с критикой)| Психология

РЕКЛАМА:

Прочитав эту статью, вы узнаете о теориях сновидений: 1. Теория сновидений Фрейда 2. Другие теории сновидений.

Теория сновидений Фрейда:

Согласно Зигмунду Фрейду (1856-1939), все сны мотивированы и являются выражением желаний. Сны детей и некоторые сны взрослых, например, сны о еде и питье при голоде или жажде, являются прямым выражением желаний, возникающих из органических потребностей.

Сны об утешении и откровенно сексуальные сны также являются непосредственным исполнением желаний. Но большинство снов взрослых и некоторые сны детей являются косвенным или замаскированным выражением вытесненных и потому бессознательных желаний.

РЕКЛАМА:

Родители не разрешают детям есть много сладкого или обращаться с ножами. Их желание сделать это подавляется, становится бессознательным и выражается в сновидениях.

Им снится, что они едят много сладкого или держат в руках ножи. Сновидения взрослых в основном являются косвенными, замаскированными или символическими выражениями подавленных и бессознательных сексуальных желаний и желаний досады, возникающих в результате вмешательства в сексуальные желания.

Сексуальные желания часто запрещены обществом и не могут быть реализованы в реальной жизни. Поэтому они подавляются и становятся бессознательными.

Но они не теряют своей силы; они заставляют себя входить в поле сознания при каждом удобном случае. Фрейд приписывает даже младенцу сексуальное желание родителей, братьев, сестер и т.п. Он не определяет природу их сексуальных желаний, которые, конечно же, не имеют характера сновидений взрослых и являются косвенным выражением их недавних хорошо определенных подавленных и бессознательных сексуальных желаний.

РЕКЛАМА:

Большинство их снов являются косвенным, замаскированным или символическим выражением их подавленных и бессознательных инфантильных сексуальных желаний. В бодрствующем состоянии Цензор или Супер-Эго не позволяют этим несоциальным сексуальным желаниям войти в поле сознания.

Во время сна Цензор или Супер-Эго ослабляет бдительность; поэтому подавленные, бессознательные, инфантильные половые желания маскируются и проявляются как сновидения. Подавленные сексуальные желания косвенно реализуются в сновидениях. Фрейд различал явное содержание и латентное содержание сновидений.

Проявленное содержание — это события, а скрытое содержание — сексуальные желания или либидо. Сновидения — это символические выражения либидозных желаний. Фрейд дает большое количество символов, обозначающих различные половые объекты.

Император, король или высокопоставленный представитель мужского пола заменяет отца. Императрица, королева или высокопоставленный женский персонаж обозначают мать. Братья и сестры символизируются маленькими животными и паразитами. Мужской половой орган символизируется палками, зонтиками, шестами, деревьями, ножами, кинжалами, копьями, ружьями, пистолетами, змеями и т. д.

Женский половой орган символизируется ямами, впадинами, пещерами, кувшинами, бутылками, коробками, сундуками, карманами, кораблями, шкафами, печами, комнатами и т. д. Яблоки, персики, фрукты и т. д. обозначают грудь. Многие виды движений являются символами полового акта. Рождение символизируется падением в воду или подъемом из нее и смертью, отправкой в ​​путешествие или путешествием на поезде.

Маскировка или искажение скрытого содержания сексуальных желаний в содержание явное осуществляется путем сгущения, умолчания, смещения аффекта, драматизации и вторичной обработки.

Это искажающие механизмы. Конденсация означает, что сон может одновременно представлять множество потребностей и импульсов. Опущение означает, что событие, прямо выражающее недопустимое желание, допущено для придания сновидению невинного вида.

Смещение аффекта означает перенос чувства или эмоции с важного элемента на второстепенный элемент сновидения. Драматизация означает визуализацию и проекцию. Женщине приснилось, что она увидела себя с лысой головой. Она проснулась и обнаружила, что ей холодно из-за сквозняка.

Ощущение холода превратилось в зрительное ощущение. Проекция означает превращение своего мысленного воображения во внешние объекты в окружающей среде. Вторичная обработка означает попытку сновидца сделать явное содержание связным и понятным.

РЕКЛАМА:

Он рассказывает свой сон, делая его более логичным. Это искажающие механизмы сновидений. Подавленное и бессознательное инфантильное либидо или сексуальное желание выражается в сновидениях в форме символов.

Критика теории сновидений Фрейда:

(i) Теория Фрейда содержит некоторые элементы истины. Во-первых, сны поддерживаются волей, коренящейся в инстинктах. Во-вторых, подавленные желания часто находят выражение в снах. В-третьих, некоторые сновидения являются выражением подавленных сексуальных желаний. В-четвертых, это прямое или замаскированное осуществление подавленных сексуальных желаний посредством символов. В-пятых, некоторые искажающие механизмы, упомянутые Фрейдом, в сновидениях действительно проявляются оккультно.

(ii) Но теория Фрейда не совсем верна. Все сновидения не являются прямым или косвенным исполнением подавленных сексуальных желаний. Они не мотивируют все мечты. Подавленное либидо или половое влечение не могут объяснить все сновидения. Есть много других видов снов. Фрейд преувеличивает сексуальный мотив или либидо.

Сны мотивированы не только сексуальным желанием, но и мотивом мастерства и другими мотивами. Кольридж написал во сне известное стихотворение «Кубла-хан», но наяву не смог вспомнить его целиком. Его сон был мотивирован поэтическим порывом. Некоторые сюжеты своих рассказов Стивенсон создавал во сне. Таким образом, сны мотивированы интеллектуальным импульсом и художественным импульсом.

(iii) Некоторые сны — просто фантастическая игра воображения. Они не могут прямо или косвенно исполнить любое неудовлетворенное желание. Они не только невинно выглядят, но и действительно невинны. Теория Фрейда верна, поскольку она подчеркивает мотивацию сновидений.

(iv) Фрейд перебарщивает с бессознательным. Неисполненные желания не так бессознательны, как он думает. Они могут быть сознательными, но не анализироваться умом. Неудовлетворенные желания, которые могут быть вполне осознанными, находят выход в сновидениях. Неудовлетворенные желания не обязательно бессознательны. Они могут занимать границу сознания.

(v) Фрейд сформулировал свою теорию после изучения и анализа сновидений неприспособленных или ненормальных людей и поэтому подчеркивал сексуальный мотив сновидений. Но мы должны идти от нормального к ненормальному, а не от ненормального к нормальному.

Макдугал справедливо замечает, что теория Фрейда может быть применима к некоторым сновидениям, особенно к сновидениям некоторых невротиков, но нет достаточных оснований для доказательства того, что все сновидения могут быть адекватно объяснены его теорией.

Другие теории сновидений:

Адлер считает, что некоторые сны являются воплощением сорванного самоутверждения. Они относятся не к прошлому, а к будущему. Они не реализуют подавленное в прошлом желание, а предсказывают грядущее действие, которое предстоит совершить индивидууму. Мотив господства или инстинкт самоутверждения гораздо более подвержен подавлению, чем сексуальный мотив, и находит выход в некоторых сновидениях.

Юнг считает, что некоторые сны являются выражением расового коллективного бессознательного, унаследованного нами вместе с нашим мозгом от наших далеких предков. Иногда в наших снах появляются примитивные образы мышления в терминах призраков и ведьм.

Некоторые сны связаны с нынешними трудностями человека и его бессознательным отношением к своим жизненным проблемам. Сны относятся к прошлому, по Фрейду. Согласно Адлеру, они относятся к будущему. Согласно Юнгу, они относятся к настоящему.

Риверс считает, что сон вызван психическим конфликтом. Оно представляет собой два противоречивых желания: сознательное желание, приемлемое для бодрствующей личности, и бессознательное желание, неприемлемое для нее и, следовательно, вытесненное. Он представляет Супер-Эго и Ид или примитивный импульс, на языке Фрейда. Оно представляет собой не только вытесненное либидо, как считает Фрейд.

Человеку снится, что его преследует дикое животное и оно настигает его, хотя он изо всех сил старается убежать от него. Животное представляет первобытный импульс, от которого оно хочет убежать, и то, что он охвачен им, несмотря на все усилия, направленные на то, чтобы убежать, представляет его желание удовлетворить этот импульс. Таким образом, его сон удовлетворяет оба желания. Он представляет собой конфликт между двумя его желаниями.

Главная ››

Мечты и мечты | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описывать и различать теории о том, почему мы видим сны

Сны

Сны и связанные с ними значения различаются в разных культурах и периодах времени. К концу 19 века немецкий психиатр Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что сны представляют собой возможность получить доступ к бессознательному. Анализируя сны, Фрейд считал, что люди могут повысить самосознание и получить ценную информацию, которая поможет им справиться с проблемами, с которыми они столкнулись в своей жизни. Фрейд проводил различие между явным и латентным содержанием сновидений.

Содержание манифеста — это фактическое содержание или сюжетная линия сна. Скрытое содержание , с другой стороны, относится к скрытому значению сна. Например, если женщине снится, что ее преследует змея, Фрейд мог бы утверждать, что это отражает страх женщины перед сексуальной близостью, а змея служит символом мужского пениса.

Фрейд был не единственным теоретиком, сосредоточившим внимание на содержании сновидений. Швейцарский психиатр 20-го века Карл Юнг считал, что сны позволяют нам подключиться к коллективное бессознательное . Коллективное бессознательное, как его описал Юнг, является теоретическим хранилищем информации, которую, по его мнению, разделяют все. Согласно Юнгу, определенные символы в снах отражают универсальные архетипы со значениями, одинаковыми для всех людей, независимо от культуры или местонахождения.

Исследователь сна и сновидений Розалинд Картрайт, однако, считает, что сны просто отражают жизненные события, важные для сновидца. В отличие от Фрейда и Юнга, идеи Картрайта о сновидениях нашли эмпирическое подтверждение. Например, она и ее коллеги опубликовали исследование, в котором женщин, переживающих развод, несколько раз в течение пяти месяцев просили сообщить, в какой степени они думают о своих бывших супругах. Эти же женщины были разбужены во время быстрого сна, чтобы дать подробный отчет о содержании их сновидений. Выявлена ​​значительная положительная корреляция между тем, насколько женщины думают о своих бывших супругах в часы бодрствования, и количеством раз, когда их бывшие супруги появлялись в качестве персонажей в их снах (Cartwright, Agargun, Kirkby, & Friedman, 2006). Недавнее исследование (Horikawa, Tamaki, Miyawaki, & Kamitani, 2013) выявило новые методы, с помощью которых исследователи могут эффективно обнаруживать и классифицировать визуальные образы, возникающие во время сновидений, с помощью фМРТ для нейронного измерения паттернов мозговой активности, открывая путь для дополнительных исследований. в этом районе.

Рисунок 1 . Существует много теорий о том, почему мы видим сны: теория симуляции угроз рассматривает сновидения как эволюционную «практическую площадку» для борьбы с угрозами; теория ожидания-исполнения говорит, что ночью мы расходуем эмоциональную энергию; теория активации-синтеза утверждает, что сны — это бессмысленные интерпретации случайных импульсов мозга; Теория непрерывной активации утверждает, что сны помогают перенести воспоминания в нашу долговременную память.

Алану Хобсону, нейробиологу, приписывают разработку теории активации-синтеза сновидений. Ранние версии этой теории предполагали, что сны не были наполненными смыслом репрезентациями страха, предложенными Фрейдом и другими, а скорее были результатом того, что наш мозг пытался осмыслить («синтезировать») нейронную активность («активацию»), которая происходило во время быстрого сна. Недавние адаптации (например, Hobson, 2002) продолжают обновлять теорию на основе накопленных данных. Например, Хобсон (2009 г.) предполагает, что сновидение может представлять собой состояние протосознания. Другими словами, сновидение включает в себя создание виртуальной реальности в нашей голове, которую мы могли бы использовать, чтобы помочь себе во время бодрствования. Среди множества нейробиологических данных Джон Хобсон цитирует исследование осознанных сновидений как возможность лучше понять сновидения в целом. Осознанные сновидения — это сновидения, в которых во время сна сохраняются определенные аспекты бодрствования. В осознанном сне человек осознает, что видит сон, и поэтому может контролировать содержание сна (Лаберж, 19 лет).90).

Теории сновидений

Хотя теория сновидений Фрейда может быть наиболее известной, а предположения Картрайта о сновидениях наиболее правдоподобными, существует несколько других теорий о цели сновидений. Теория моделирования угроз предполагает, что сновидения следует рассматривать как древний биологический защитный механизм. Считается, что сны обеспечивают эволюционное преимущество из-за их способности неоднократно имитировать потенциальные угрожающие события. Этот процесс усиливает нейрокогнитивные механизмы, необходимые для эффективного восприятия и предотвращения угроз.

Теория ожидания-исполнения  утверждает, что сновидения служат разрядке эмоциональных возбуждений (пусть и незначительных), которые не проявлялись в течение дня. Эта практика освобождает место в мозгу, чтобы справиться с эмоциональными возбуждениями на следующий день, и позволяет инстинктивным побуждениям оставаться нетронутыми. По сути, ожидание выполняется (действие «завершается») в метафорической форме, так что ложное воспоминание не создается. Эта теория объясняет, почему сны обычно забываются сразу же после них.

Одной из выдающихся нейробиологических теорий сновидений является теория активации-синтеза . Согласно этой теории, сны — это электрические импульсы мозга, которые извлекают случайные мысли и образы из наших воспоминаний. Теория утверждает, что люди сочиняют истории о снах после пробуждения в естественной попытке разобраться в бессмысленности. Однако, учитывая обширную документацию реалистичных аспектов человеческих сновидений, а также косвенные экспериментальные доказательства того, что другие млекопитающие, такие как кошки, тоже видят сны, эволюционные психологи предположили, что сновидения действительно служат определенной цели.

Теория непрерывной активации предполагает, что сновидения являются результатом активации и синтеза мозга. Сновидение и быстрый сон одновременно контролируются разными механизмами мозга. Гипотеза гласит, что функция сна заключается в обработке, кодировании и передаче данных из кратковременной памяти в долговременную посредством процесса, называемого консолидацией. Тем не менее, существует не так много доказательств, подтверждающих это. Медленный сон обрабатывает память, связанную с сознанием (декларативная память), а быстрый сон обрабатывает память, связанную с бессознательным (процедурная память).

В основе теории непрерывной активации лежит предположение, что во время быстрого сна бессознательная часть мозга занята обработкой процедурной памяти. Между тем, уровень активации в сознательной части мозга снижается до очень низкого уровня, поскольку входы от органов чувств в основном отключены. Это запускает механизм «постоянной активации» для генерации потока данных из хранилищ памяти, который течет через сознательную часть мозга.

Ссылка на обучение

Рассмотрите цель и стадии сна, а также причины, по которым мы видим сны, в следующем видео CrashCourse:

Вы можете просмотреть расшифровку «Спать, возможно, мечтать: ускоренный курс психологии № 9» здесь (открывается в новом окне).

Попробуйте

Глоссарий

Теория активации-синтеза: утверждает, что сны на самом деле ничего не значат. Вместо этого сны — это просто электрические импульсы мозга, которые извлекают случайные мысли и образы из наших воспоминаний.

коллективное бессознательное:  теоретическое хранилище информации, разделяемой всеми людьми разных культур, как описано Карлом Юнгом

теория непрерывной активации: предполагает, что сновидения являются результатом активации и синтеза мозга; предполагается, что во время быстрого сна бессознательная часть мозга занята обработкой процедурной памяти

латентного содержания: скрытого значения сна согласно взгляду Зигмунда Фрейда на функцию сновидений

осознанное сновидение: люди осознают, что они спят, и могут контролировать содержание сна Теория симуляции: предполагает, что сновидение следует рассматривать как древний биологический защитный механизм, который обеспечивает эволюционное преимущество из-за своей способности неоднократно моделировать потенциальные угрожающие события, тем самым усиливая механизмы, необходимые для эффективного предотвращения угроз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *