Формальный лидер — Психологос
Формальный лидер (номинальный) — человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции.
Это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремиться сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать свое влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
Формальное и неформальное лидерство
Особенности формального лидерства
- Формальное;
- Неформальное.
Определение 1
Формальное лидерство это воздействие индивида на других людей (подчиненных) в силу официально занимаемой им руководящей должности (директор, председатель, топ-менеджер и т. п.). Такой человек обладает определенными преимуществами и обязанностями, исходя из его статуса и занимаемой должности. Тот, кто наделен статусом формального лидера, не всегда выполняет сами лидерские функции.
Формальный лидер по большей части направляет работу других и одновременно несет персональную ответственность за все полученные результаты. Хороший менеджер постоянно контролирует сроки и действия сотрудников, он может вносить порядок и последовательность в те виды работ, которые выполняются сотрудниками. Свое взаимодействие с подчиненными руководитель (лидер) выстраивает на основе фактов и придерживаясь рамок по отношению к целям и задачам. Такое взаимодействие достаточно редко выходит на неформальный уровень, но и имеющиеся отношения вполне устраивают все стороны.
Официально назначенный руководитель обладает некоторыми преимуществами. Например, он чаще становится лидером именно потому, что уже имеет конкретные навыки и полномочия в этих процессах. Но следует помнить еще и о том, что даже официально назначенный руководитель не считается лидером, ведь его признанию предшествует масса процессов. Лидерство вообще базируется чаще на неформальной основе, поскольку для того, чтобы человека признали главным, недостаточно просто установить его на эту должность.
Быть лидером – значит уметь вести за собой людей. Настоящие лидеры покоряют аудиторию своей убедительностью и харизмой. Они оказывают определенное психологическое воздействие, им хочется верить, доверять свои жизни, свою работу. А еще лидер – объективен. Он дает оценку всему происходящему, опираясь на опыт и те показатели, которые демонстрирует непосредственно исполнитель. Конечно, есть место и межличностным отношениям, но в таком случае лидерство носит скорее неформальный характер.
Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и не особо интересуется дальнейшей карьерой. В первом случае руководитель, отождествляя себя с высшим руководством, а не с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором случае он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, формальный лидер – это человек, полностью погруженный в работу и не стремящийся вступить в межличностные неформальные контакты с подчиненными. Руководители выстраивают свои отношения соответственно ролям, которые подчиненные играют в той цепочке событий, где есть определенная структура компании, цели и задачи предприятия, планы и сроки. Как правило, формальное лидерство имеет особое значение в крупных организациях и корпорациях, где необходимо регулярно поддерживать крепкие связи и контролировать все процессы между структурными подразделениями компании.
Формальный лидер имеет особую поддержку. Она выражается в делегированных официальных полномочиях. Обычно лидер действует внутри отведенной ему функциональной области, поскольку он лучше всего понимает ее, полностью погружается в специфику процессов.
Сущностьи виды неформального лидерства
Определение 2
Неформальным лидером является человек, который не всегда занимает руководящую должность, но при этом его слова становятся очень весомыми для коллектива. У него нет полномочий для того, чтобы принимать какие-то важные решения, и он не имеет права управлять персоналом. Но его личность настолько сильная и яркая, что он внушает доверие сотрудникам, имея над ними определенный уровень власти.
Главное преимущество неформального лидера состоит в том, что он теснее и ближе общается с коллегами. Понимая, что им действительно нужно, какие проблемы есть в коллективе, он может быть влиятельнее, нежели формальный лидер. Все это именно из-за того, что у него имеется конкретный уровень эмпатии и понимания, а также участия непосредственно в выстраивании коллектива и в его жизни. Также неформальное лидерство примечательно еще и тем, что иногда коллектив находится под влиянием одного из коллег. При этом сотрудники сами этого до конца не понимают, нет осознания. Но они замечают, что есть человек, который может организовывать команду, грамотно распределять обязанности между сотрудниками и помогает им в решении задач.
В случае затруднений к неформальному лидеру обращаются намного чаще, чем к формальному. Во-первых, этот человек практически всегда находится на своем рабочем месте, а значит, он быстрее даст обратную реакцию и связь. Во-вторых, намного проще обсуждать некоторые проблемы и вопросы с человеком, который находится примерно на том же уровне, что и все остальные сотрудники. Лидер может увлечь за собой других людей, привлечь их к выполнению какой-либо деятельности, внушить им идею и желание действовать в сложившихся условиях. У него есть талант организатора, внутреннее чутье. Как правило, такому не учат в вузах, эти качества развиваются внутри человека и лишь подкрепляются, когда тот набирается опыта.
Существует 5 разновидностей неформальных лидеров:
- Организатор – занимается в основном организационными вопросами;
- Рубаха-парень – имеет хорошую фантазию и находит нестандартное решение проблем;
- Бунтарь – всегда знает, когда и как выразить свою мысль, которая может быть абсолютно противоположной той идее, которая высказывается формальным лидером;
- Дирижер – к нему обращается руководитель, если хочет выстраивать отношения с подчиненными;
- Серый кардинал – не претендует на главенство, но может оказывать влияние на коллектив.
Роль неформальных лидеров: что делать руководителю
Неформальный лидер — член коллектива, который, не обладая официальной властью и статусом, имеет сильное влияние на коллег. Оно может быть обусловлено разными причинами: индивидуальными психологическими особенностями сотрудника, наличием в коллективе соперничающих группировок, разных интересов и других источников противостояния. Давайте разберемся, неформальный лидер в корпоративной культуре — беда или благо?
Роль неформальных лидеров
С одной стороны, неформальные лидеры — ценный ресурс. Это люди, которые серьезно мотивированы проявить себя. При этом они умеют объединять единомышленников и последователей. В идеальной ситуации такой лидер сам поддерживает решения руководителя и служит ему надежной опорой, добиваясь поддержки коллектива. При таком благоприятном сценарии именно неформальному лидеру можно поручать отдельные сложные задачи и проекты, освобождая время руководителя. Получается, что неформальных лидеров нужно привлекать и поддерживать, создавая таким образом дополнительные возможности для роста и развития сотрудников.
С другой стороны, наличие подчиненного, пользующегося авторитетом в коллективе, может создавать серьезные сложности для руководителя, когда такой неформальный лидер возглавляет оппозицию. Особенно если руководитель (формальный лидер) сам еще не слишком опытен в разрешении конфликтных ситуаций. А если неформальных лидеров в коллективе несколько, они борются за влияние и с руководителем, и между собой? И особенностями корпоративной культуры и психологического климата в подразделении являются «скандалы, интриги, расследования»? В этом случае наличие неформального лидера может стать серьезной проблемой. Постоянная борьба внутри коллектива будет отнимать время и энергию, которые нужно тратить на решение производственных задач.
Что делать руководителю
В обоих случаях руководителю, который видит признаки неформальных групп в организации, стоит уделять их лидерам достаточно внимания. С любым из них как позитивным, так и негативным, нужно обсуждать сложившуюся ситуацию:
- Позитивным неформальным лидерам рассказать о том, что в их поведении и действиях нравится руководителю, описать какой именно помощи он ожидает. Наиболее ценной бывает осознанная, инициативная поддержка, которую сложно получить без взаимопонимания.
- Оппозиционерам дать честную и открытую оценку происходящего, объяснить, какие сложности они создают не только менеджменту, но и всему коллективу и компании. Важно разобраться, почему именно они так поступают, и есть ли возможности для удовлетворения их интересов. Например, если сотруднику важно иметь в коллективе особый статус, влияние и уважение, то можно официально поручать ему ответственную значимую работу. Явно дать понять, что он может и дальше добиваться желаемого без конфронтации и интриг.
Часто в консалтинговых проектах по внедрению организационных изменений (например, при внедрении новой системы показателей или системы оплаты) эксперты предлагают включать некоторых лидеров оппозиции прямо в состав рабочей команды. Там они смогут открыто и на законных основаниях влиять на проводимые изменения. Руководитель же, вовлекая их в совместную работу, существенно снижает силу сопротивления и даже может сделать из противников своих сторонников.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
Кроме того, у неформальных лидеров полезно поучиться. Что позволяет этим людям влиять на умы и добиваться своего? Как оппозиционеры замечают то, чего не видит руководитель? Что они умеют делать лучше начальства, и как перенять их навыки?
Запомнить
- Неформальный лидер — это сотрудник, который имеет сильное влияние на коллег, однако не является руководителем и не обладает официальной властью.
- Роль неформальных лидеров в коллективе двояка: с одной стороны, они могут оказывать поддержку руководству. С другой — возглавлять оппозицию в коллективе и мешать работе.
- Неформальным лидерам в любом случае следует уделять повышенное внимание. Позитивных поддерживать и отмечать их заслуги, с негативными — разговаривать откровенно, стараться переманить на свою сторону и давать понять, что перемен можно добиться без конфронтации.
- Кроме того, руководителю следует учиться у неформальных лидеров, анализировать, что те делают лучше, почему за ними идут люди.
Как развить лидерские качества и создать эффективную систему работы с командой? Узнайте на тренинге от экспертов Русской Школы Управления! Подробнее о программе и доступных форматах.
Следите за нашими обновлениями:
кто это, как им стать
Талантливый сотрудник может быстро вырасти до руководителя. Но все-таки это редко происходит в первые месяцы работы. Спросили у психолога Константина Почтенного, как вести себя на новом месте, если хочется сразу проявить лидерский потенциал.
Власть формального главы коллектива определена его должностью. Такому руководителю не обязательно выстраивать личные отношения, чтобы все знали, кто тут босс. Он просто выше по иерархии, поэтому управляет остальными. Неформальный лидер равен по положению другим сотрудникам, но пользуется всеобщим уважением, может влиять на настроения в команде и координировать работу коллег. К такому человеку приходят за советом, его считают компетентным и значимым для компании, какую бы позицию он ни занимал. Чтобы ваш путь к неформальному лидерству на новой работе был осознанным и комфортным, стоит сделать шесть важных шагов.
Поймите свою мотивацию
Для начала стоит разобраться, почему вы стремитесь быть лидером и чего ждете. Хорошо, если вы четко понимаете, что это подготовка к будущей позиции руководителя. Если же вам просто хочется лидерства как такового, стоит задуматься.
«Если человеку хочется быть неформальным лидером — это вызывает вопросы. Может ли он реализовать себя в формальной структуре, подняться по должности или ему нужно только захватить внимание людей?» — говорит психолог Константин Почтенный.
Возможно, неформальное лидерство важно для вас, потому что якобы дает чувство уверенности. В таком случае лучше обсудить эту тему с психологом. Иначе вы можете столкнуться с обманутыми ожиданиями:статус есть, а уверенности по-прежнему нет.
Не бойтесь роли новичка
Вы не останетесь новичком навечно. Со временем вы получите больше опыта, освоитесь в команде и будете расти в том направлении, которое выберете. Но и перепрыгнуть через ступень адаптации не получится. Поэтому стоит смириться, что какое-то время вы будете находиться в роли начинающего неопытного сотрудника.
«Есть такой закон коллектива: кто раньше появился, тот и главный. Это касается любых систем — семьи, организации, команды. Не стоит пытаться насадить свои правила там, где они установлены до тебя. Нужно спокойно находиться в позиции новичка и понимать, что это не навсегда. Со временем ты будешь лучше разбираться во внутренней кухне и станешь опытным», — говорит Константин Почтенный.
В позиции новичка есть свои преимущества. Вы можете задавать любые вопросы, изучать процессы, ошибаться — другие сотрудники с пониманием отнесутся к этому. Спокойно принимайте свой временный статус. Так вы покажете коллективу, что способны адекватно оценивать ситуацию и справляться даже с не слишком комфортным для большинства положением.
«Для людей с сильными лидерскими навыками роль новичка часто очень неудобна. Они стараются быстрее выпрыгнуть из нее. Но по сути, ты все равно не будешь постоянно находиться в статусе новичка. А форсирование событий может принести вред», — объясняет Константин Почтенный.
Изучите реальную ситуацию
Хороший руководитель всегда думает об интересах команды. Поэтому полезно сначала изучить отношения и традиции в коллективе. Первое время можно просто наблюдать: к кому чаще всего обращаются за помощью, а кого стараются лишний раз не беспокоить. Замечайте нюансы поведения других сотрудников: как они реагируют на критику, часто ли хвалят коллег, легко ли соглашаются на дополнительную работу. Так вы будете лучше ориентироваться в обстановке.
«Хороший лидер учитывает, что в команде есть другие люди со своими мотивами и амбициями. Связи, которые возникают в организации, невозможно регламентировать. Новичку приходится выстраивать собственные. Даже если его профессиональный уровень выше, чем у остальных, ему все равно придется адаптироваться к существующей системе», — говорит Константин Почтенный.
Избегайте слишком активного или чересчур закрытого поведения. Лучше наблюдать за ситуацией, аккуратно строить отношения с новыми коллегами и не пытаться искусственно ускорить процесс сближения. Сотрудники, которые очень стараются подружиться с вами, могут преследовать собственные цели. Сохраняйте адекватную дистанцию, общайтесь со всеми коллегами одинаково вежливо, не демонстрируя никому явного расположения в первое время.
«Неуверенный в себе человек старается со всеми сразу подружиться, от него исходит слишком много активности. Такое поведение раздражает. Желание быстро адаптироваться может принести вред: человека отвергнут из-за того, что он навязывает непривычный темп. Другая сторона проблемы — излишняя скрытность, отстраненность, когда новый сотрудник не проявляет себя, ничего не спрашивает и старается поменьше контактировать с коллегами. Это может стать сигналом, что он боится взять на себя ответственность и опасается осуждения», — говорит Константин Почтенный.
Спросите совета у более опытных
Налаживайте связи с новыми коллегами через простые просьбы и рабочие вопросы. Люди, к которым мы обращаемся за советом или помощью, чувствуют себя важными и нужными. В результате вы быстрее освоитесь, а у коллег сложится о вас хорошее впечатление.
«Можно начать с вопросов о том, как все устроено в компании. Например, как принято поздравлять сотрудников, как пишут деловые письма. Надо не бояться спрашивать что-то у более опытных коллег. Это не слабость или некомпетентность, а проявление здорового интереса», — говорит Константин Почтенный.
Настоящий лидер не боится признать достоинства других. Поэтому всегда благодарите коллег за помощь. Если чей-то совет был особенно полезным для вас, не забывайте отметить это.
Беритесь за сложные задачи
Лидерство в коллективе тесно связано с ответственностью. Поэтому не избегайте профессиональных вызовов. Новому сотруднику редко поручают сложные задачи. Но если вы столкнулись с такой, не пасуйте. Обращайтесь за помощью, если нужно, и настойчиво старайтесь разобраться с поручением.
Следующий шаг — расширение функций. Освоившись на новом месте, стремитесь глубже изучить специфику собственных задач и то, чем занимаются коллеги в смежных направлениях. Не замыкайтесь только на своей позиции — интересуйтесь процессами, за которые отвечают сотрудники на уровень выше.
Не притворяйтесь
Не старайтесь казаться тем, кем не являетесь. Можно метить в лидеры и заявлять о своих амбициях, но не стоит механически демонстрировать лидерские качества. Будьте внимательны к другим и ведите себя естественно.
«Настоящая уверенность видна, когда человек понимает, чего он хочет. Ему не приходится убеждать себя, что он будет лидером. Он делает шаги, адекватные своему положению», — говорит Константин Почтенный.
Сильный профессионал, который не боится брать на себя ответственность и умеет работать в команде, приходит к статусу начальника естественным путем. Например, в компании появляются новички, а более опытные сотрудники растут — становятся менторами для начинающих или собирают собственную команду. Искусственно создать образ профессионала не удастся, потому что отсутствие опыта обнаружится при первых же сложностях в работе. Если вы заняты в сфере, где ориентируются на реальный результат, подтверждайте свой уровень настоящими достижениями.
Помните, что все может сложиться иначе
На возможность лидерства влияет много факторов. Поэтому одной только мотивации, чтобы получить статус, может быть недостаточно. Обычно в сложившейся команде уже распределены роли лидеров. Перемены возможны, но для этого потребуется время и настойчивость.
Не исключено, что, поработав в компании, вы поймете, что не видите себя руководителем или неформальным лидером именно здесь. Но где бы вы ни решили строить карьеру дальше, вам пригодится умение налаживать связи с коллективом и способность извлекать пользу из роли новичка.
Теги
Лидеры мнений в компании. Как с ними работать: вызовы и решения
В конце XX века один из ключевых исследователей современного лидерства, американский психолог Уоррен Беннис вывел 12 различий руководителя (менеджера) и лидера1. Ключевое из них заключается в том, что руководители управляют, а лидеры – изменяют и совершенствуют.
Выявление неформальных лидеров компании и работа с ними способствуют командному решению задач, с которыми ни один, даже самый талантливый сотрудник, не справится в одиночку. И в этом главная их ценность для организации.
«Когда мы говорим о силе разнообразия, я не могу представить себе ничего более мощного, чем использовать потенциал разнообразной группы лидеров мнений, чтобы донести до людей информацию самым глубоким, длительным и удовлетворяющим образом», – говорит в интервью журналу Forbes, ведущий специалист по влиянию в области CMOs Тамара Макклири2.
Потенциал неформального лидерства высок во многих сферах: культуре, образовании, политике, общественной деятельности, деловой среде.
В компаниях сотрудники, которые являются неформальными лидерами:
- помогают быстро транслировать информацию персоналу,
- организуют эффективный обмен опытом между сотрудниками,
- помогают найти кандидатов для проекта из общего числа сотрудников,
- держат руку на пульсе новостей в компании и создают эффект единства.
Но при работе с неформальными лидерами существуют сложности, которые возникают в том случае, если лидер не поддерживает руководство организации и его инициативы.
Что это за сложности? Как их преодолевать? Какие ошибки можно совершить на этом пути и как их предотвратить? Читайте в новом материале Yva.ai.
3 барьера в работе с лидерами мнений и способы их преодоления
Руководители часто задаются вопросом об особенностях неформального лидера и работе с ним. Безусловно, психология такого лидера будет отличаться от психологии формального лидера. При работе с сотрудником-лидером мнений руководителю – самостоятельно или с помощью HR-специалиста – важно выстроить понятную и конструктивную коммуникацию. Как её начать?
Challenge #1 Выстроить конструктивную коммуникацию
Первое, что важно сделать вместе с лидером мнений, – договориться о ценностях и целях. Определите, как именно планируется использовать его влияние. Например:
- чтобы эффективно, но мягко проводить изменения в компании,
- чтобы выявлять способности других сотрудников, необходимые бизнесу, и развивать команду вместе с её лидером,
- чтобы поддерживать и развивать кросс-функциональную коммуникацию и т. д.
Часто эти функции не входят в основной перечень рабочих обязанностей неформального лидера, и первый разговор с ним очень важен для принятия решения о дальнейшем сотрудничестве.
Постарайтесь вызвать у собеседника ответное доверие и взаимный интерес. Хорошо, если беседа будет проходить в менее формальной обстановке, чем классические рабочие встречи. Вы можете пригласить сотрудника на совместный кофе-брейк и заранее сказать, что хотите побеседовать о возможностях раскрытия его потенциала.
Во время первой беседы важно обратить внимание на две вещи:
- разделяет ли этот лидер ценности компании,
- есть ли личностное взаимопонимание между ним и ключевыми лицами3.
Для этого можно начать с небольшого интро о вас, ваших ценностях и убеждениях, а затем уже о ценностях и целях компании. Если вы раскроетесь как человек, вашему собеседнику будет проще сделать то же самое, а это важно для понимания ключевых ценностей и мотивов сотрудника – опорных точек, на которых могут строиться ваши договорённости.
Говоря о компании и о роли неформального лидера в ней, ясно сформулируйте ожидания и перспективы. Объясните, что компании важно благополучие каждого сотрудника, так как она видит связь между личным процветанием людей, их вовлечённостью и эффективностью. И влияние неформального лидера является ценным ресурсом, чтобы компания могла слышать мнение своих сотрудников и быстро преодолевать трудности.
Придерживайтесь честной коммуникации:
- говорите прямо о том, чего компания хотела бы от лидера,
- давайте только те обещания, которые точно сможете исполнить,
- делайте акценты на общих, объединяющих факторах, но признавайте и возможные расхождения во взглядах.
Ваша основная задача – выяснить, насколько личные интересы сотрудника коррелируют с задачами организации, и понять, хочет ли лидер мнений помогать компании решать сложные командные задачи.
Если это так, то результатом правильно выстроенной коммуникации станет согласие неформального лидера работать вместе с вами над достижением командных целей и использовать для этого его влияние на коллег.
Challenge #2 Договориться о взаимных преимуществах сотрудничества
Разумный вопрос, который возникает у любого высокопотенциального сотрудника, когда от него хотят чего-то большего, чем просто выполнения служебных обязанностей, – «В чём преимущества для меня?».
Эксперты не рекомендуют делать акцент на финансовой составляющей мотивации. Лучше, чтобы интерес к союзничеству неформальных лидеров с формальными руководителями лежал за пределами материальной сферы.
Это объясняется тем, что не все потребности человека удовлетворяются деньгами. Часто у неформальных лидеров бывает удовлетворён базовый уровень потребностей, и актуализируются более высокоуровневые – потребности в признании и самореализации. Такой человек охотно соглашается на сотрудничество, если понимает, что может:
- реализовать одновременно и цели компании, и свои собственные,
- сделать что-то по-настоящему важное и ценное,
- развиваться в новом для себя качестве,
- заниматься тем, что ему интересно и т. д.
Многое будет зависеть от вашего умения слушать и слышать, убеждать, уступать и договариваться. Прежде чем начать обсуждать с лидером мнений детали его новых функций, постарайтесь проанализировать, какие реальные преимущества вы можете предложить и что из этого ему действительно важно.
Здесь полезно вспомнить методологию Yva.ai о стилях лидерства. Понимание, какой стиль лидерства и какие навыки преобладают у конкретного неформального лидера, подскажет, какие преимущества он оценит и чем компания может реализовать лично его.
Так, например, лидерам с развитыми качествами Интегратора важно делать что-то полезное, объединяющее всех членов команды. Это чуткие и внимательные люди, которые заботятся о всеобщем благополучие и ценят человеческую составляющую в деловых отношениях.
Если вы ищете лидера-проводника для внедрения программы благополучия сотрудников или вам нужен эффективный переговорщик, скорее всего, Интеграторы оценят возможность этим заниматься. Данный стиль лидерства отличается умением отслеживать детали на этапе планирования и реализации проекта. Он всегда доводит начатое до логического конца.
Инноваторы любят риск и находятся в постоянном поиске новых идей. Они не всегда умеют эффективно «продавать» инициативы коллегам, но если умеют – это можно и нужно использовать для проведения различных трансформаций бизнеса и реорганизаций.
Инноваторов больше других интересует возможность пробовать новое, для них это уже само само по себе ценность и мощный вовлекающий фактор, и если вы понимаете, что ждёте от неформального лидера этого, скажите об этом вашему Инноватору.
Доминанты чувствуют себя на своем месте, когда руководят людьми и проектами. Больше ответственности, больше полномочий – вот что может по-настоящему увлечь лидера-доминанта. Такие люди заряжаются от руководства собственной командой и решения больших творческих задач.
Если вам нужно объединить сотрудников в серьёзной конкурентной борьбе или преодолеть кризис, то Доминант – это человек, который умеет принимать сложные решения, и ценит, когда ему в этом доверяют.
Эксперты – это лидеры, которые завоевали уважение благодаря профессиональным навыкам и компетенциям. Для них важная ценность – это углубление мастерства: как их собственного, так и коллег.
Лидеры-эксперты – это естественные союзники обучения, передачи опыта, масштабирования лучших практик и построения культуры self-learning в компании. Они с удовольствием берутся за такие задачи и будут рады почувствовать доверие компании к их мнению в этих вопросах.
Протекторы чувствуют себя востребованными, когда их просят разложить процессы по полочкам, навести порядок, создать технологию или инструкцию. Это люди правил: они создают правила и помогают другим их исполнять.
Если вы ждёте от лидера союзничества в стандартизации процессов и налаживании стабильной, чёткой работы, протекторы оценят, что вы видите их склонность и способность к этому и просите помочь именно их.
Больше интересных и полезных фактов о каждом стиле неформального лидерства вы можете получить в бесплатном мастер-классе Давида Яна «5 стилей лидерства для долгосрочного успеха компании». Нажмите на баннер, чтобы перейти к просмотру.
Challenge #3 Преодолевать разногласия
Работа с неформальными лидерами – это инвестиция времени и усилий HR-ов и руководителей в долгосрочное сотрудничество, в создание плоской («горизонтальной») структуры организации, в которой высокая скорость принятия и исполнения решений достигается за счёт доверия сотрудников.
Чтобы это доверие развивалось, нужно поддерживать установленный с лидерами мнений контакт через встречи (офлайн или онлайн), на которых вы можете обмениваться важной информацией и решать рабочие вопросы. Постарайтесь сделать обмен обратной связью регулярным, но не навязчивым. Придерживайтесь дружеской тональности и принципа партнёрства.
Чаще всего плодотворному сотрудничеству угрожают расхождения позиции сотрудников-лидеров и руководства компании. Чего важно добиваться, выстраивая коммуникационный мост между формальными руководителями и неформальными лидерами?
- Чтобы стороны приняли как данность тот факт, что разногласия будут, и это нормально
- Чтобы наличие другой точки зрения у сотрудников не вызывало у руководителей резкой, деструктивной критики
- Чтобы лидер мнений принимал к исполнению уже принятые решения
К чему HR может прибегнуть, добиваясь того, чтобы каждый сотрудник считал, что «мы все в одной лодке»?
- К прозрачному и понятному информированию
- К объяснению плюсов и минусов каждой позиции
- К напоминанию о целях
Последнее особенно помогает возвращать любой диалог в конструктивное русло.
Почему формальным руководителям важно договариваться с неформальными лидерами?
Неформальные лидеры обладают влиянием на сотрудников, пользуются их доверием и уважением. Они способны убедить их как поддержать инициативы руководителей, так и воспротивиться важным решениям.
Так, в одной компании сменилась часть руководящего состава. Фирму ждала масштабная реструктуризация, и это стало причиной для паники среди сотрудников. Прямой контакт нового руководства не возымел успеха: настороженность продолжала расти, а эффективность – снижаться.
Тогда генеральный директор решил проанализировать, кто из давно работающих сотрудников пользуется доверием, к кому прислушиваются коллеги. Таким человеком оказался руководитель отдела маркетинга, который выступил в роли посредника после того, как его удалось убедить, что предстоящие изменения не угрожают благополучию сотрудников.
Таким образом, неформальный лидер помог успокоить коллектив, снизить тревожность сотрудников и дал возможность новым руководителям сориентироваться во внутренних трендах и плавно встроиться в структуру компании4.
Но не всегда влияние неформального лидера бывает положительным. Примером может послужить ситуация, когда в российской финансовой компании на выходном интервью всплыли неприятные подробности одного увольнения.
Неформальный лидер, всерьёз опасавшийся конкуренции, устраивал перспективным новичкам настоящий моббинг (форма психологического насилия группы над мишенью).
История закончилась хорошо для компании и плохо для лидера: новенькую сотрудницу уговорили остаться, деструктивного руководителя уволили, а с коллективом провели разъяснительную беседу.
Чтобы такого не происходило, в компании должна выстраиваться культура внутреннего сотрудничества, а не внутренней конкуренции. Тогда лидер мнений мог воспринять талантливого новобранца как партнёра для реализации более интересных и сложных задач, а не конкурента, претендующего на его пост.
Топ-10 ошибок работы с неформальными лидерами
Порой найти подход к неформальному лидеру мешают управленческие ошибки, которые совершает руководство. Поговорим о 10 наиболее распространенных, разберёмся, как избежать ошибок, что делать с уже существующими проблемами и какие подходы можно применить для их решения.
Ошибка #1 Игнорировать неформальных лидеров
Отрицание и игнорирование влияния неформальных лидеров на коллектив может привести к тому, что вы потеряете реальное управление. Такой лидер, имея отличное от руководства мнение, будет вести команду своим путём.
Опасность ошибки в том, что она редко выражается в прямом переченьи: просто несогласный лидер – когда осознанно, когда нет – реализует не те решения, которые вроде бы были приняты.
Какие признаки должны насторожить работодателя и представляющего его интересы HR-а? Снижение вовлечённости сотрудников, снижение лояльности к компании при высоком NPS и показателях социального капитала лидера, существенные задержки в исполнении решений руководства, заметные отклонения от курса, отток клиентов, стагнация партнёрских отношений… Эти моменты указывают на то, что руками неформального лидера в компании сформировалась квазикультура, которая не способствует эффективной работе5.
Задача руководства сделать из лидера мнений союзника, и первый шаг на этом пути – признать влияние лидера, начать воспринимать это как ценность.
Ошибка # 2 Неверно определять неформального лидера
Руководству не всегда удаётся корректно определять людей, обладающих реальным влиянием, потому что не все лидеры проявляют себя открыто6.
Апеллируя к методологии пяти стилей лидерства, самым заметным с точки зрения привычного понимания, кто такие лидеры, является стиль Доминантов и Инноваторов.
Но, во-первых, даже их следует отличать от «крикунов», которые много предлагают и часто обращают на себя внимание, но не очень много делают.
А во-вторых, важно помнить, что и другие стили лидерства играют в компании важную роль. Без Интеграторов развалится командная работа. Без Протекторов компания будет совершать много дорогостоящих ошибок. А без экспертов не получится добиться высокого уровня командного профессионализма.
Чтобы обнаружить скрытого неформального лидерства, полезно обращать внимание на следующие признаки:
- сотрудник работает в компании сравнительно давно – доверие и уважение коллектива формируются длительно, новичку сложно заработать влияние быстро,
- сотрудник хорошо знает стандарты и традиции – скорее всего, это Протектор, хранитель корпоративной культуры,
- к сотруднику часто обращаются за поддержкой – это признак Интегратора, который умеет налаживать коммуникацию,
- сотрудник нередко берет под своё крыло новобранцев в компании – это признак лидера Эксперта.
Ошибка #3 Пытаться навязать коллективу своего лидера
Зная истинную природу лидерства, можно с абсолютной уверенностью сказать, что на роль лидера невозможно назначить «сверху»7.
Лидером можно только стать, потому что лидерство существует в системе неформальных отношений и оно неотрывно от команды. Тот факт, что новому руководителю нужно время, чтобы сработаться с уже существующей командой, объясняется именно этим.
Поэтому попытки искусственно навязать коллективу «своего» человека нередко заканчиваются снижением эффективности, внутренними конфликтами и даже увольнениями сотрудников, которые не согласились принять «новую метлу».
Чтобы этого не происходило, важно находить неформальных лидеров внутри команды и помогать новому руководителю наладить сотрудничество с действующим неформальным лидером. Если лидер примет руководителя, примет и команда.
Ошибка #4 Наделить лидера рискованно высокими полномочиями
Продвижение лидера по карьерной лестнице – закономерный результат успешной работы и эффективное средство мотивации лидера.
Ошибка возникает в ситуациях, когда лидер или недостаточно опытен и рискует завести команду не туда, или когда у него есть возможность проводить собственную политику в обход официального курса компании.
В первом случае важно учитывать тип лидера. Умение влиять на психологический климат, мотивацию и опыт сотрудников не всегда сочетается с успешным исполнением административных функций. Проще говоря, не всякий неформальный лидер – хороший руководитель8.
Во втором случае важно оценивать лояльность руководителя организации, и в этом могут помочь умные инструменты оценки вовлечённости – такие, как платформа Yva.ai.
Ошибка #5 Видеть в неформальном лидере конкурента
«Конфликты между действующим и неформальным лидерами возникают, когда у них расходятся цели, когда руководитель не пользуется авторитетом у сотрудников, когда ему недостает профессионализма или житейского опыта», – комментирует Руслан Кадыров, гендиректор ООО «Центр клинической и прикладной психологии».
Ситуации, когда руководитель и неформальный лидер конкурируют, случаются. Тем не менее, воспринимать каждого лидера как конкурента – неполезно и неправильно.
С учётом различных типов лидерства, а также личных приоритетов, далеко не каждый лидер стремится к руководству.
«Лидер – это человек с огоньком, с горящими глазами, он может увлечь остальных в том направлении, которое считает правильным. «Неформал» воздействует на эмоциональную сферу, которая является более древней по сравнению с интеллектом человека»9, – говорит директор Центра Развития Бизнеса «ГРОС-консалт» Ольга Григорьева.
«Конструктивных неформальных лидеров как ценнейших людей для бизнеса надо холить, лелеять и всячески мотивировать», – советует Людмила Ларионова, директор кадровой компании «Эгида».
Если неформальный лидер поддерживает руководителя, разделяет его ценности и цели, то его влияние на коллег – это не опасность, а инструмент эффективной работы, и тандем конструктивного лидера с грамотным менеджером может дать по-настоящему впечатляющие результаты.
А если не поддерживает? Как быть, если конфликт между действующим руководителем и неформальным лидером обострился до стадии ультиматума?
Маркетолог кадрового агентства Right Way Алевтина Баранова советует не спешить с увольнением «неудобного» лидера. Во-первых, это может поставить под сомнение авторитет руководителя, а во-вторых, есть риск, что ответом на такую меру станет уход части команды.
Прежде чем увольнять неудобного лидера, стоит разобраться, в чём заключается реальная причина противостояния двух коллег. Часто причиной становится вполне решаемый вопрос.
Например, обоим лидерам – формальному и неформальному – присущ лидерский стиль Доминанта, а для таких людей конкуренция – это драйвер развития.
Если они оба в целом разделяют цели и идеалы компании, стараясь работать на общее благо, то разумным решением будет перераспределение ресурсов, поручение каждому из лидеров собственной «делянки» и направление их конкурентной энергии не внутрь компании, а вовне – на рынок.
Хотите узнать больше о том, как эффективно выявлять ваших неформальных лидеров и управлять их потенциалом? Запишитесь на индивидуальную консультацию со специалистом Yva.ai.
- Лидер и руководитель: в чем разница? // HeadHunter. 2016.
- 6 Types Of Influencers And How To Identify A ‘True’ Influencer // Forbes. 2019.
- 15 советов по совместной работе с лидерами мнений // Энциклопедия результативного маркетинга Zolle. 2016.
- Как использовать неформального лидера для пользы дела // HR-лига. 2010.
- Неформальный лидер в корпоративной культуре. Как выявлять неформальных лидеров, противостоять их влиянию в коллективе и что делать с корпоративной квазикультурой?// Русская школа управления. 2019.
- Неформальный лидер в коллективе: как вести себя с «темной лошадкой» // Gd.ru. 2020.
- Формальное и неформальное лидерство //Студопедия. 2020.
- Неформальные лидеры: опасности и возможности // Мудрый экономист. 2011.
- Управлять серым кардиналом // Деловая неделя. Анна Глуховская. 2008.
1.2 Формальное и неформальное лидерство, в чем сходство и различия. Роль неформальных лидеров в структуре организационного поведения
Похожие главы из других работ:
Автоматизированная разработка ремонтной документации для распределителя шихты доменной печи в условиях ЗАО «Донецксталь»
2. ГРАФИКИ РЕМОНТА И ФОРМАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАШИНЫ
…
Анализ гендерной проблемы в управлении
1.1 Гендерные различия в управлении
В мире господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы высококлассные менеджеры. Однако, количество женщин-менеджеров невелико…
Исследование стилей и эффективности руководства в гендерном аспекте
1. Половые различия в свойствах личности
…
Исследование стилей и эффективности руководства в гендерном аспекте
1.1 Половые различия в социальной активности
Е. Маккоби и К. Джеклин (E. Maccoby, C. Jacklin, 1974), проанализировав исследования о степени активности мальчиков и девочек, о стремлении их к достижениям и доминантности, отрицают наличие различий по этим параметрам и утверждают…
Команда и ее эффективность в организации
1.2 Различия между командой и группой
При рассмотрении определения команды может возникнуть некоторое непонимание того, чем именно команда отличается от обыкновенной группы. Такая путаница может возникать из-за того, что люди в организациях часто рассматривают группы…
Концепции «Lean production» в управлении офисом
3.3 Различия между подходами
Попробуем выделить различия между подходом ERP и подходом Lean. Мы видим, что обе методики могут сочетаться друг с другом. Хочется подчеркнуть, что изложенное ниже- это суть подходы, а не результаты конкретных внедрений…
Лидерство в управлении
2. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
«Когда вождь, заслуживающий названия самого лучшего, завершает работу, люди говорят, что мы все сделали сами». Лао-Цзы Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению…
Основные закономерности влияния феномена организационного лидерства на эффективность работы организации
2.3 Неформальное лидерство
В заключении хотелось бы акцентировать внимание на понятии, которое в максимальной степени отражает взаимосвязь между лидерством и его ролью в формировании организационного поведения. Как уже было сказано выше…
Основы классификации нововведений по их типу. Виды стратегий нововведений
1.1 Понятие нововведения, его различие и сходство с инновацией
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов…
Стили лидерства
1.1 Формальное и неформальное лидерство
С развитием институциональных форм общественной жизни стали различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой…
Теоретические аспекты лидерства в организации
1.1 Сущность лидерства, формальное и неформальное лидерство
Лидерство — это управленческое взаимоотношение между руководителем и последователями, основанные на эффективных для данной ситуации сочетаниях различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей…
Управление конфликтами
1.2.3 Различия в целях
Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому…
Управление конфликтами
1.2.4 Различия в представлениях и ценностях
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению…
Управление мотивацией: гендерный аспект
2.2 Гендерные различия (в мотиваторах)
Рассмотрим гендерные различия в мотиваторах. Под мотиваторами подразумеваются факторы, влияющие на принятие человеком решения о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность [37]. Другими словами, мотиватор — это то…
Управление мотивацией: гендерный аспект
2.2 Гендерные различия (в мотиваторах)
Рассмотрим гендерные различия в мотиваторах. Под мотиваторами подразумеваются факторы, влияющие на принятие человеком решения о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность [37]. Другими словами, мотиватор — это то…
Второй шаг к лидерству – стать лидером в группе
Второй этап лидерства – это лидер в группе (коллективе). Здесь лидерство проявляется уже на более высоком уровне, чем на первом этапе. На этом этапе ребёнок берёт на себя ответственность уже за коллектив. Например, в современной школе это — лидер РДШ (Российское движение школьников) или вожатый. На этом уровне у ребёнка развивается ответственность за коллектив и тренируются организаторские навыки управления группой.
Настоящее лидерство начинается тогда, когда появляется “Мы»”. Понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. Лидерство – это ситуативная функция. Не существует какой-то одной определенной модели, к которой лидер бы мог прибегать всё время, не существует чётких понятий, что есть правильно для лидера, а что нет. Работает только то, что работает для данного окружения лидера.
Лидер не обязательно имеет ярко выраженные организаторские способности. Очень часто именно скрытый «неформальный» лидер имеет большую значимость для остальных членов коллектива, чем лидер, назначенный преподавателем, по-другому «формальный лидер».
Формальные лидеры – это те, кого, как правило, назначили. Такой лидер берет на себя административные обязанности, например, староста класса отмечает отсутствующих. Позиция формального лидера часто может быть неблагодарной, но полезной для будущей жизни. Умение находить общий язык одновременно с коллективом и вышестоящими людьми – одно из основных качеств формального лидера.
Неформальный лидер – это тот человек, за которым коллектив тянется независимо от того, какую он занимает «должность» и чем занимается. Такой лидер имеет поддержку и уважение со стороны своего коллектива.
В психологии принято различать следующие типы лидеров в ученическом коллективе:
- Деловой лидер (руки группы) умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между членами группы. С деловым лидером хорошо работается, он может организовывать, налаживать нужные взаимоотношения, обеспечивать успех.
- Эмоциональный лидер (сердце группы) умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе, к нему другие члены коллектива могут обратиться за пониманием, «поплакаться в жилетку». От эмоционального лидера в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.
- Лидер-инициатор умеет продуцировать разные позитивные идеи, выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей.
- Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива.
- Информационный лидер (мозг группы). К информационному лидеру все в коллективе обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации.
- Лидер-критик умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
- Лидер-исполнитель умеет чётко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Для ребёнка, который захотел проявить себя как лидер в коллективе, решил развивать свои лидерские задатки и нарабатывать лидерские навыки, существует достаточный выбор позиций лидерства, которые он может занять в своём коллективе.
Кунц Анна Владимировна,
педагог-психолог МБУДО «Созвездие»
Формальное лидерство и неформальное: определения и различия производительность, моральный дух и потенциал для успеха. И формальные лидеры, и неформальные лидеры могут привести организацию к этим улучшениям. Если вы стремитесь занять более высокую должность на своей работе или просто хотите развить лидерские качества, важно понимать эти типы лидерства и то, чем они отличаются друг от друга.В этой статье мы объясним, что такое лидер, дадим определение формальному и неформальному лидерству и рассмотрим некоторые различия между двумя формами лидерства.
Что такое лидер?
Лидер — это человек, который может влиять на действия других. Лидеры существуют в контексте групп, включая команды, компании и другие подобные организации. Остальные члены группы полагаются на лидера в принятии решений и определении действий, которые позволяют им достичь своих целей. Например, тренер баскетбольной команды является лидером, который диктует стратегию группы и количество игрового времени, которое получает каждый игрок, и этот выбор может напрямую повлиять на исход игры.
Существует несколько стилей лидерства. При принятии ключевых решений некоторые лидеры обращаются к вовлеченным сторонам, другие придерживаются автократического подхода к принятию решений, а третьи предпочитают промежуточный стиль, сочетающий элементы демократии и автократии. Однако, независимо от конкретного стиля, эффективные лидеры часто имеют определенные общие черты. К ним относятся:
Решительность: Решительность — это способность принимать решения или действовать быстро и эффективно.Этот навык часто проистекает из обширного опыта, который позволяет человеку предсказывать потенциальные результаты на основе прошлых результатов.
Общение: Общение — это способность передавать информацию и улучшать понимание. Сильные коммуникативные навыки необходимы, потому что они позволяют лидерам эффективно делиться своим видением успеха и способами его достижения.
Решение проблем: Решение проблем означает способность понимать, почему возникают проблемы и как их преодолевать.Если лидер обладает отличными навыками решения проблем, другие в организации с большей вероятностью будут доверять ему преодоление любых препятствий, с которыми сталкивается группа.
Коучинг: Коучинг – это способность поддерживать и развивать способности других и помогать им реализовать свой потенциал. Лидеры могут обучать других, предоставляя честную, действенную обратную связь и рекомендации по возможностям развития.
Ответственность: Когда у лидера есть чувство ответственности, он чувствует, что несет ответственность за любые ошибки или неудачи, которые происходят.Они считают, что успех зависит от хорошего выполнения своей работы, поэтому они лично заинтересованы в достижении положительных результатов.
Связанный: 10 распространенных стилей лидерства (плюс как найти свой собственный)
Что такое формальное лидерство?
Официальное лидерство — это обстоятельство, при котором физическое лицо является официально признанным главой группы или организации. Этот тип лидерства связан с названием должности, поэтому профессиональная ответственность формальных лидеров заключается в том, чтобы мотивировать своих подчиненных и брать на себя ответственность за факторы, которые могут привести к успеху организации, такие как распределение ресурсов и принятие решений.
Генеральный директор корпорации является примером формального лидера. Они несут ответственность за управление всеми ресурсами и операциями, а также за принятие решений, ведущих компанию к прибыльности. Кроме того, как высшее руководство организации, они официально имеют больше полномочий, чем другие в компании.
Связанный: Лидерство Названия: Определение и примеры
Что такое неформальное лидерство?
Неформальное лидерство — это когда человек не имеет официального статуса лидера группы, но другие члены группы видят в нем и считают его ведущей силой.Неформальные лидеры, как правило, опытны и хорошо осведомлены, поэтому именно к ним люди обращаются за ответами и рекомендациями. Часто они заслужили статус неформального лидера, развивая прочные отношения с окружающими их людьми и доказывая своими действиями свою надежность и надежность.
Примером неформального лидера является коллега, хорошо известный своим интеллектом, мудростью и коммуникабельностью. Этот человек не обязательно является высокопоставленным членом организации, но другие уважают его и обычно обращаются к нему за советом и информацией о процедурах.На встречах они могут часто предлагать действенные идеи, которые приводят к решению проблем. Если они дают инструкции, другие часто охотно прислушиваются к ним.
Подробнее: Неформальное лидерство: определение и как стать неформальным лидером
Формальное и неформальное лидерство
Есть несколько различий между формальным и неформальным лидерством. К ним относятся:
Авторитет против влияния
Формальные и неформальные лидеры получают свой авторитет из разных источников.Для формальных лидеров их власть проистекает из иерархии, в которой они действуют. Человек, назначенный на руководящую должность, имеет право принимать решения и делегировать задачи, потому что его титул наделяет его этой властью, и члены иерархии признают это.
Неформальные лидеры, напротив, обладают меньшим авторитетом, чем влиянием. Их сила основана на доверии, дружелюбии и общих интересах с коллегами, а также на репутации, которую они заработали благодаря своей работе.Члены внутри организации признают качества, а не звание неформального лидера.
Связано: Как иметь влияние на рабочем месте
Ограниченные отношения против экспансивных
Как формальные, так и неформальные лидеры поддерживают профессиональные отношения, но отношения одного часто обязательно более узкие, чем отношения другого. Обычно формальные лидеры наиболее тесно сотрудничают с другими высокопоставленными членами своей организации, такими как руководители и люди, занимающие уровень в иерархии непосредственно ниже их.Их полномочия позволяют им делегировать передачу информации своим младшим, тем самым ограничивая профессиональные ассоциации, которые они обычно имеют.
Профессиональные отношения неформальных лидеров часто охватывают более широкий круг членов организации. Они работают непосредственно вместе с членами своей команды, но также работают между отделами. Обычно другие команды знают и признают свой статус неформального лидера и, таким образом, общаются с ними по важным вопросам, доверяя им распространение информации среди соответствующих сторон.
Связано: Навыки построения отношений: определения и примеры
Индивидуальное и совместное принятие решений
При формальном лидерстве решения обычно принимаются непосредственно самими лидерами. Консультанты могут вносить некоторый вклад, но указание продолжать определенный курс исходит от одного человека. Например, генеральный директор может решить повысить минимальную зарплату в своей компании, сократив разрыв между самыми низкими и самыми высокими доходами в организации. Другие руководители компании могут не согласиться с этим решением, но решающее право принадлежит генеральному директору.
Однако при неформальном руководстве процесс принятия решений часто привлекает других участников к участию в процессе. Вместо того, чтобы направлять действия других, неформальный лидер, скорее всего, спросит их мнение и побудит их задавать вопросы. Затем, прежде чем принять решение, неформальный лидер может сначала подтвердить, что другие согласны с ним. Таким образом, члены организации, не являющиеся лидерами, могут влиять на курс, который избирает группа.
Организация против членов
Когда формальные лидеры принимают решения, обычно в первую очередь учитываются цели организации, а влияние на членов может быть второстепенным соображением.Например, если генеральный директор решает сосредоточить большую часть маркетинговых усилий компании на конкретном продукте, это решение, вероятно, проистекает из убеждения, что этот продукт может принести наибольшую прибыль. Если эта попытка увенчается успехом, она сначала улучшит компанию, а затем потенциально принесет пользу сотрудникам.
Однако неформальные лидеры обычно принимают решения, заботясь о благополучии и интересах своих коллег. Например, неформальный лидер, работающий с другими над проектом, может спросить других, какой вклад каждый из них, по их мнению, может внести, прежде чем соответствующим образом назначать задачи.Эта система, в которой каждый чувствует, что может приложить все усилия, приносит непосредственную пользу в первую очередь членам и потенциально может привести к результату, который принесет пользу организации в целом.
Разница между неформальным и формальным лидерством
jacoblund/iStock/GettyImages
Лидер — это человек, за которым следуют другие — будь то в команде, на работе, в школе или в любой ситуации, когда есть цели, которые нужно достичь. Лидер руководит группой и вдохновляет остальных на совместную работу для достижения общей цели.Лидеров можно условно разделить на два типа: формальные лидеры и неформальные лидеры.
Формальное лидерство
Формальное лидерство — это когда человек официально назначается лидером группы. Примерами такого лидерства являются генеральный директор компании, учитель в школе, капитан спортивной команды и начальник отдела. Работа формального лидера состоит в том, чтобы организовать имеющиеся ресурсы, разработать логистику и мотивировать членов команды выполнять свои задачи в меру своих возможностей.
Неформальное лидерство
Неформальный лидер — это лицо, официально не назначенное главой группы. Однако другие участники обращаются к нему за мотивацией и вдохновением. Хотя генеральный директор является формальным лидером компании, сотрудники могут рассчитывать на коллегу, который, по их мнению, разделяет их цели и видение и обладает некоторыми знаниями или опытом, которые помогут им реализовать свои цели. Хотя эти лидеры формально не занимают руководящую должность, их коллеги признают их лидерами.
Различия
Формальные лидеры обладают властью и определенными правами и привилегиями, которых нет у неформальных лидеров. Рассмотрим случай компании, в которой генеральный директор является формальным лидером, а сотрудник — неформальным. Формальный лидер обладает властью над группой и имеет право дисциплинировать и наказывать заблудших членов. Ее авторитет также дает ей возможность давать награды группе. С другой стороны, неформальный лидер не может официально принимать меры против членов группы и не может вознаграждать своих товарищей по команде.Он должен полагаться на открытое общение, общее видение, руководство и харизму. Неформальный лидер должен вести через пример, индивидуальное поведение и личность.
Конфликт и сотрудничество
Группа с формальными и неформальными лидерами, скорее всего, столкнется с конфликтами между ними, если они не разделяют одинаковое видение. Группа по-разному относится к двум лидерам. Ожидается, что члены группы будут лояльны к формальному лидеру, потому что он обладает властью и властью, и они, вероятно, будут лояльны к неформальному лидеру, потому что он один из них.Неформальный лидер имеет большую приверженность группе, в то время как приверженность формального лидера лежит на организации. В любой ситуации важно, чтобы формальные и неформальные лидеры работали вместе, чтобы группа достигла оптимальных результатов.
Формальное лидерство: определение и объяснение — видео и расшифровка урока
Ключевые концепции
Формальное лидерство имеет четыре ключевые концепции. Давайте подробно рассмотрим каждую из этих концепций:
Назначаются формальные лидеры: Формальная власть основана на положении человека в организации.Формальное лидерство очень полезно для установления легитимности полномочий члена в организации, поскольку оно прямо санкционировано организацией. Например, мало кто из сотрудников корпорации ставит под сомнение авторитет президента, поскольку он был должным образом назначен на эту должность советом директоров корпорации. С другой стороны, в организации могут быть лидеры других типов, чья власть и авторитет не основаны на формальной санкции организации. Например, если члены вашей команды назначают вас руководителем группы, у вас нет формального лидерства, потому что ваши полномочия не санкционированы организацией.
Правила, процедуры и обычаи определяют власть и ограничивают поведение: Итак, что это значит. Что ж, объем власти формального лидера определяется формальными правилами, процедурами и институционализированными обычаями организации. Их поведение также ограничено этими правилами, процедурами и обычаями. Например, президент компании может быть самым влиятельным сотрудником организации, но он все еще связан и ограничен антидискриминационной политикой компании.
Формальное руководство необходимо для взаимодействия с посторонними: Отдельные лица и другие организации обычно не вступают в определенные отношения с организацией, если формальный лидер не одобряет сделку.Например, организация должна делегировать полномочия физическому лицу для заключения контрактов, получения банковского финансирования и возбуждения судебных исков для защиты интересов организации.
Формальное лидерство ограничено: Члены организации могут следовать приказам формального лидера, но они могут не быть мотивированными или лояльными формальному лидеру только из-за его формального авторитета. Мудрый лидер будет дополнять свой формальный авторитет другими формами власти, такими как власть вознаграждения, референтная власть и даже разумное использование силы принуждения.
Краткий обзор урока
Формальное лидерство — это полномочия, предоставляемые члену организации в зависимости от занимаемой им должности в организации. Формальные полномочия обычно основаны на формальных правилах и процедурах организации и могут дополняться институционализированными организационными обычаями. Формальное лидерство часто необходимо организации для взаимодействия с другими из среды организации. Наконец, для лидера с формальным руководством неплохо было бы дополнить свою базу авторитета другими формами авторитета.
Формальное и неформальное лидерство: что лучше?
Термин «лидер» обычно заставляет нас думать о харизматичном, целеустремленном человеке, суперпродавце, который сидит за их большим креслом и в их впечатляющем офисе и прокладывает путь к успеху для всех подчиненных. Хотя это частично верно, истинное определение лидера — это любой человек, который инструктирует группу людей. Существуют разные типы лидерства; формальные и неформальные, а также другие.
В каждой группе есть человек, который берет на себя роль лидера, независимо от того, формально он назначен или неформально наделен властью. Эти лидеры играют важную роль в организациях, решая повседневные проблемы, и они составляют суть их организации.
В любой ситуации эффективные лидеры способны предоставить новые возможности и оптимистичный взгляд на группу людей, которыми они руководят, для достижения их целей и задач.Вместо того, чтобы просто следовать за толпой, хорошие лидеры мыслят нестандартно и представляют свою собственную логику, поскольку они одновременно изобретательны и склонны к риску.
Для организаций исключительные лидерские качества необходимы для преодоления препятствий, эффективного управления компанией и достижения новых высот производительности. Хотя у каждого есть определенное количество лидерских навыков, и почти каждый может продемонстрировать формальные и неформальные лидерские навыки, не все могут правильно использовать эти навыки.
Исключительные лидерские качестваИстинное лидерство состоит не только в знании основ управления группой людей, но в целом успешных лидеров часто считают решительными, справедливыми, страстными, творческими, умными, чуткими и уверенными в своих стремлениях.
Хороший лидер также может обладать отличными навыками общения, как в письменной, так и в личной жизни. Точно так же лидеры, как правило, являются смелыми людьми, которые готовы пойти на небольшой риск во время своего пребывания в должности, особенно если это дает возможность добиться большего.
Несмотря на то, что эти базовые навыки остаются одинаковыми у лидеров всех типов, до сих пор ведутся жаркие споры о том, какой метод лидерства является наиболее эффективным.
Типы лидерстваСтиль лидерства относится к определенному поведению и качествам, которые лидер демонстрирует, направляя и управляя группой подчиненных для достижения целей своей организации. Вместо того, чтобы основываться исключительно на личностных чертах, эти стили лидерства, как правило, различаются по характеру своей роли.
Официальное руководствоКак следует из названия, формальные лидеры — это те, кто наделен властью над определенной группой. Будучи назначенными лидерами, эти люди несут ответственность за группу, работающую под их контролем, и могут свободно осуществлять над ними власть.
Формальный лидер обычно ассоциируется скорее с должностью, чем с простой ролью, тем более что в обязанности лидера входит организация, планирование и эффективное руководство членами группы для достижения целей, определенных командой.
По мере того, как количество организаций и групп увеличивается, а вместе с ними и их вызовы в нашем глобальном, управляемом технологиями современном мире, потребность в официальном лидере становится очевидной. Для того чтобы управлять большой группой людей, которые должны работать продуктивно и укладываться в сроки, руководителю важно иметь прямые полномочия.
Благодаря этому подчиненные склонны более серьезно относиться к указаниям лидеров и создают профессиональное рабочее пространство, где люди очень сосредоточены на надлежащем выполнении своих инструкций.Ну, по крайней мере, так должно быть в хорошо функционирующих организациях.
Поскольку формальные лидеры обладают властью, они имеют определенные права и привилегии, которые отличают их от подчиненных. Например, формальные лидеры могут иметь власть над группой, поддерживать дисциплину и наказывать членов, которые не соблюдают правила. К сожалению, иногда вместо того, чтобы мудро использовать свою власть и авторитет, лидеры на самом деле выражают негативное лидерство.
Неформальное лидерствоИ наоборот, неформальный лидер — это тот, кто не имеет официальных полномочий контролировать группу людей.Вместо этого сама группа решает следовать указаниям члена, с которым они связаны, и начинает охотно следовать их инструкциям, не давая им официального титула.
В большинстве случаев неформальные лидеры формируются благодаря их харизматичным и дружелюбным личностям, что заставляет людей соглашаться их слушать. Неформальные лидеры, как правило, эмоционально интеллектуальны, обладают такими чертами, как сочувствие, и к ним чрезвычайно легко найти подход. Эти качества заставляют людей в группе ассоциироваться с неформальным лидером, делая позицию лидеров все более важной и влиятельной.
Интересно, что неформальные лидеры обычно получают роль лидера естественным образом, а не назначаются формально. В некоторых случаях этот тип лидерства оказывается более эффективным, поскольку подчиненные могут напрямую связываться с лидером, а не работать только под его командованием.
Поскольку неформальные лидеры не обладают прямой властью или контролем, они становятся влиятельными в организациях, используя три основных основы власти: это включает референтную власть или личный пример, экспертную власть или очарование других своими знаниями и навыками; и поощрять власть, когда они могут признавать и ценить усилия других членов группы.
Формальное или неформальное лидерство: в чем большая разница?Когда дело доходит до выбора одного стиля руководства над другим, все становится немного сложнее. В то время как формальное лидерство может быть уместным в определенных ситуациях, вполне вероятно, что неформальное лидерство окажется более эффективным в других ситуациях.
Конечно, задним числом все имеет смысл. Неформальный лидер в компании «А» имел огромный успех, а формальный — катастрофу, и наоборот.Но для того, чтобы сделать это лидерское решение лучшим и более взвешенным, важно исключить основные различия между этими двумя стилями лидерства:
Роль лидераПомимо основного различия официальной власти между формальным и неформальным лидерством, существует гораздо большее несоответствие между той ролью, которую играет сам лидер. В то время как формальные лидеры в основном направляют группу к достижению определенного набора целей, неформальные лидеры с большей вероятностью будут следовать своим собственным инстинктам.
В такой ситуации роли формального и неформального лидера могут резко контрастировать. Формальный лидер рассматривает группу с точки зрения власти, тогда как неформальный лидер рассматривает группу как свою собственную команду. Эти различные точки зрения могут привести к тому, что у обоих лидеров будут разные цели, которые также могут находиться в прямой конкуренции друг с другом.
Вопрос о лояльностиПосле того, как формальный лидер был назначен, его/ее лояльность лежит внутри организации, чтобы обеспечить эффективное достижение их целей.Напротив, неформальный лидер часто остается верным самой группе и предпочитает защищать интересы людей внутри группы, а не организации. Поскольку группа «назначила» его, он чувствует своего рода обязательство, которого не чувствует формальный лидер.
Хотя интересы группы и организации должны совпадать, могут возникать ситуации, когда они сталкиваются и создают конфликт.
Чтобы избежать таких ситуаций хаоса, важно определить, следует ли использовать формальное или неформальное лидерство для управления определенной группой людей.Хотя оба могут быть лучшими лидерами со своей точки зрения, важно понимать, какой стиль будет более эффективным в определенной ситуации, в зависимости от данного рынка, экономики и социальных условий.
Сравнительный анализ: резюмеТеперь, когда было установлено, что формальный и неформальный стили лидерства различаются более чем по одному, вопрос о том, какой стиль лидерства выбрать, становится все более трудным. Однако, говоря проще, ниже приведены некоторые основные плюсы и минусы каждого стиля руководства:
Формальное руководство: профессионалы- Официальное назначение, например, назначение начальником, приводит к ощущению власти и контроля над подчиненными.
- Члены группы с большей вероятностью будут уважать и следовать командам формального лидера.
- Может использовать неформальных лидеров для максимальной поддержки группы
- Чаще встречается в обществе, например, президенты, генеральные директора и учителя.
- Формальные лидеры гораздо более опытны, чтобы руководить группой людей.
- Формальное руководство создает впечатление, что сотрудники контролируются, а не участвуют в процессе принятия решений.
- Члены группы могут не связываться с лидером, что затрудняет эффективное достижение целей.
- Может быть воспринят как пугающий и не совсем честный по отношению к членам группы в отношении интересов организации.
- Неформальные лидеры обычно очень харизматичны и обладают очень сильными способностями к межличностной чувствительности, что облегчает общение с ними и развитие продуктивных отношений в группе.
- Члены группы тянутся к неформальным лидерам, поскольку они считают его/ее частью группы.
- Команда имеет чувство принадлежности и чувствует, что они являются неотъемлемой частью организации и рассматривают ее интересы как свои собственные.
- Неформальные лидеры, как правило, наиболее эмоционально интеллектуальны из всей группы, вдохновляя других работать лучше.
- Высокий уровень близости неформальных лидеров со своей командой позволяет им знать истинный статус прогресса команды в любой момент.
- Члены группы могут выбирать лидера по поверхностным причинам, а не по важным лидерским качествам, необходимым для лидерства.
- Неформальные лидеры не могут использовать полномочия для выполнения проекта.
- Вся группа может не согласиться на одного неформального лидера, что приведет к внутреннему конфликту.
В заключение можно сказать, что ни один стиль руководства не подходит для всех ситуаций.Решение о том, назначать ли формального лидера или уступить место неформальному, остается полностью субъективным, в значительной степени зависящим от целей, которые должны быть достигнуты, и от импульса, который поддерживается внутри членов группы, как на личном и на профессиональном уровне.
Во многих случаях организации, как правило, имеют как формальный, так и неформальный стили лидерства, демонстрируемые разными людьми. В таких случаях становится необходимым сотрудничество между двумя лидерами, использующими разные стили руководства.
Хотя у них могут быть разные взгляды, и их успешное соединение может быть сложным, для них взаимовыгодно работать вместе и защищать интересы не только организации, но и членов группы.
Формальный и неформальный лидер | Все о Бизнесе и менеджменте
Формальный и неформальный лидер
Формальный лидер — это член организации, который в силу своего положения наделил полномочиями влиять на других членов организации для достижения целей организации.Неформальный лидер не имеет формальных организационных полномочий влиять на других, но обладает особыми способностями и талантом влиять на других членов организации и руководить ими. Менеджеры, директора являются формальными лидерами в типичной организации. Неформальные лидеры обладают сильной самомотивацией, позитивным настроем, мотивируют других и прилагают усилия для достижения целей организации. Неформальные лидеры — лучшие кандидаты в будущие формальные лидеры.
Важным отличительным фактором между формальным и неформальным лидером является то, что формальный лидер официально обязан вести членов к цели организации и несет ответственность за результаты или результаты усилий в конце.Неформальный лидер не имеет такой официальной приверженности цели группы или организации и может не нести прямой ответственности за конечные результаты и не нести за них ответственности. Формальный лидер несет официальную ответственность перед организационными целями, имеет официальное описание должностных обязанностей. У неформального лидера может не быть формального описания работы, чтобы руководить и мотивировать других, и описание работы может быть ограничено определенной задачей.
Лидерство – одна из основных управленческих функций. Предполагается, что менеджеры являются формальными лидерами, потому что у них есть полномочия влиять на своих подчиненных, и ожидается, что они будут их использовать.Они официально несут ответственность за результат своей группы. Однако в организации не все менеджеры являются лидерами, независимо от того, есть у них непосредственные подчиненные или нет. В некоторых случаях описание работы может требовать сильного лидерства, с другой стороны, лидерство может не быть основным фактором. Однако в современном конкурентном мире большинство управленческих должностей требуют лидерских качеств, межличностного и межгруппового взаимодействия, и менеджер должен управлять различными видами ответственности и ролями. Лидер влияет на других членов группы, ведет группу и направляет членов к ее целям.Лидер влияет на уровень мотивации подчиненных, их производительность и качество их решений.
Лидер может преуспеть или многие не преуспеют, чтобы помочь организации достичь ее цели. Эффективный лидер помогает организации достичь цели, неэффективный лидер — нет. Менеджеры являются формальными лидерами и должны обладать сильными лидерскими качествами для достижения целей организации.
Джагдиш Хирай
(комментарии и отзывы приветствуются)
Нравится:
Нравится Загрузка…
РодственныеСравнительный анализ формального Vs. Неофициальный ведущий | Малый бизнес
Автор Chron Contributor Обновлено 19 июля 2021 г.
Лидерство основывается на способности сформулировать свое видение и убедить других следовать этому видению. По мере роста вашего бизнеса вам необходимо находить и поощрять лидеров в различных отделах, которые могут помочь вам направлять сотрудников в направлении реализации вашего видения. Вы и эти лидеры можете руководить формально или неформально.Оба стиля вписываются в рамки разных теорий лидерства и могут привести к одному и тому же результату, но пути к нему могут быть совершенно разными. Давайте посмотрим на формальное и неформальное лидерство.
Полномочия формального руководства
Когда вы назначаете руководящую роль отдельному лицу, это лицо имеет право принимать решения. Вы ожидаете, что сотрудники будут уважать должность так же, как и человек, который ее занимает. Формальные лидеры имеют возможность помочь или помешать карьерному росту своих подчиненных с помощью оценок эффективности, рекомендаций руководству и дисциплинарных мер.В целом формальное лидерство имеет нисходящий характер. То есть лидер находится на вершине подразумеваемой или явной иерархии.
Полномочия неформального лидерства
Неформальный стиль лидерства основан на духе товарищества и общих личных интересах. Неформальный лидер мотивирует сотрудников, указывая на судьбу, которую разделят все сотрудники, если они будут работать для достижения цели. По данным Tough Nickel, этот тип лидера обладает типами лидерских качеств, которые позволяют им выслушивать все точки зрения, прежде чем принимать решения, и завоевывает уважение последователей благодаря демонстрации способности рассуждать и положительным результатам.
Стили общения
Общение со стороны формальных руководителей обычно принимает форму указаний, которым руководитель ожидает от подчиненных. При таком стиле руководства сотрудники редко вовлекаются в процесс, ведущий к принятию решения. После того как решение принято и доставлено, у сотрудников может быть возможность задать вопросы и высказать свое мнение, но их вклад не изменит решение. Однако неформальное лидерство вовлекает сотрудников в процесс принятия решений.Сотрудники могут предлагать идеи и предложения по решению проблемы, но окончательное решение может принять лидер. Смысл неформального лидерства в том, что сотрудники могут влиять на принятие решений.
Отношения на работе
Формальные лидеры, как правило, имеют отношения начальник/служащий. Иерархия, существующая в формальных условиях, подразумевает, что при любых разногласиях с лидером мнение лидера будет преобладать. Сотрудники работают под формальным руководством, предполагая, что лидер обеспокоен компанией и может рассматривать желания сотрудников как противоречащие тому, что принесет пользу операции.Неформальные лидеры приветствуют разногласия, и, хотя такой лидер может иметь право игнорировать оппозицию, такое случается редко, согласно Leadership Inspirations. Неформальные лидеры обычно убеждают оппозицию увидеть более широкую картину и, по крайней мере, понять, почему лидер придерживается определенной точки зрения.
Совет или одобрение
Под формальным руководством сотрудники стремятся получить одобрение от лидера. К неформальным лидерам сотрудники часто обращаются за советом. Формальный лидер склонен осуждать сотрудников, и это делает общение несколько пугающим.Неформальный лидер с большей вероятностью будет наставлять сотрудников и, следовательно, может давать указания вместо выговоров.
6 стилей лидерства, о которых вам нужно знать
Знаете ли вы, какой стиль лидерства вы используете чаще всего? Даже если вы не менеджер, лидерство внутри вас. Для некоторых людей это просто более очевидно, чем для других. Прежде чем мы перейдем к практическим советам о том, как развивать эти навыки, позвольте мне объяснить теорию, лежащую в основе концепции лидерства.
Во-первых, что такое лидерство?
Лидерство примерно влияние .Лидер — это тот, кто может влиять на мнения и поведение других людей. Это доступно каждому, поскольку вам не нужен титул, чтобы иметь влияние. Лидерство возникает между лидером и людьми, на которых оказывается влияние, которых мы называем «последователи». Лидер не лидер, если за ним не следуют люди.
Это влияние принимает различные формы.
6 стилей лидерства
Формальное лидерство против неформального лидерства
формальный лидер имеет титул и занимает официальную должность менеджера в компании.Они находятся в роли, которая влечет за собой руководство людьми и командами. Неформальный лидер — это человек, не имеющий титула, но оказывающий влияние на других, которые воспринимают его/ее как человека, на которого нужно равняться.
Харизматическое лидерство против лидерства-слуги
Это второе сравнение фокусируется на том, откуда исходит влияние: спереди или сзади. Харизматичный лидер — это тот, кто стоит на пьедестале, выдвигает себя на первый план и вдохновляет других следовать за собой.Лидер-слуга — это тот, кто осторожно поддерживает последователей сзади. Они расширяют возможности своих последователей, не мешая им, и позволяют им быть впереди. Они показывают, что потребности других стоят на первом месте.
Транзакционное лидерство против трансформационного лидерства
Транзакционное лидерство основано на обмене между лидером и последователями. Если последователи будут усердно работать, лидер предоставит награду.Если они этого не сделают, лидер накажет их. Это работает лучше всего, когда лидер дает четкие инструкции и достаточно ресурсов для последователей, чтобы выполнить работу, и когда лидер следит за производительностью, чтобы вовремя обнаружить любые ошибки.
Трансформационное лидерство заключается в том, чтобы влиять на других с вниманием, стимулированием и вдохновением. Речь идет о том, чтобы узнать, кто такие последователи, и развить их навыки. Это также бросает им вызов, давая им сложные задачи и поощряя творчество.Трансформационный лидер устанавливает видение и связывает его с повседневными целями. Это человек с харизмой, который отстаивает то, во что он верит, и имеет сильные ценности.
Какой стиль(и) лидера вы предпочитаете?
Как видите, лидеры не принадлежат только к одной группе. Ваше влияние на других может быть основано на наградах спереди или сзади, независимо от того, есть ли у вас должность менеджера или нет. Вы также можете иметь роль менеджера и открыто вдохновлять последователей, ставя себя на первое место. Подумайте о том, к какому типу лидеров вы относитесь, посмотрев на свои отношения на работе и на то, как вы заставляете людей делать то, что, по вашему мнению, лучше для них и для компании.Если вы не считаете себя лидером, это может быть связано с тем, что вы не осознаете свою личность лидера, чему вы также можете научиться и над чем работать.