Факторы, влияющие на формирование личности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.
Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.
Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1) наследственность, т. е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;
2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;
3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;
4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;
5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.
Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- интеллектуальность;
- эмоции и чувства.
Разница между понятиями «темперамент» и «характер»:
Темперамент — это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Характер — это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.
Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.
Формирование личности человека: 5 основных факторов
Время чтения 7 минут
Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.
<<Оглавление>>
Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.
В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?
На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.
Формирование личности человека: 5 основных факторов
Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.
Наследственность, или биологическое в человеке
Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.
Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.
Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.
Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».
Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.
Окружающая среда
На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).
В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.
Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?
Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.
Обучение ребенка взрослыми
Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.
Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.
Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.
Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.
Собственный опыт
Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.
Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).
Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год.
Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.
Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.
Привязанность – еще одно условие развития
Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.
Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.
Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.
Программа привязанности – это важнейший фактор, что влияет на развитие личности в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.
Вывод
На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.
Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».
Тематика: Личностный рост
Важность развития личности
Личность человека определяется его/ее внешностью, характеристиками, отношением, мышлением и поведением с другими.
Давайте рассмотрим важность развития личности .
Развитие личности ухаживает за человеком и помогает ему оставить свой след . Люди должны иметь собственный стиль, чтобы другие следовали за ними. Не копируйте слепо других. Нужно подавать пример окружающим. Развитие личности не только заставляет вас выглядеть хорошо и презентабельно, но и помогает вам смотреть на мир с улыбкой.
Развитие личности играет важную роль в уменьшении стресса и конфликтов . Это побуждает людей смотреть на более яркие стороны жизни.
С улыбкой встречайте даже самые тяжелые ситуации. Поверьте мне, ваша улыбка на триллион долларов не только растопит половину ваших проблем, но и испарит стресс и беспокойство. Нет смысла придираться к мелочам и проблемам.
Развитие личности поможет вам развить позитивное отношение к жизни
Помните, что если есть проблема, то должно быть и решение. Никогда не теряй хладнокровия. Это усугубило бы ситуацию.
Важно, чтобы люди хорошо вели себя с окружающими. Вежливость с другими не только сделает вас популярным среди других людей, но и принесет вам уважение и гордость. Нельзя требовать уважения, грубя окружающим.
Развитие личности играет важную роль в развитии не только вашего внешнего, но и внутреннего «я» . Человек — животное социальное. Нужны люди вокруг. Человеку нужна та магнетическая сила, которая притягивает к нему людей. Вы должны иметь свою харизму.
Развитие личности поможет вам добиться признания и признания со стороны общества и окружающих.
Развитие личности играет важную роль не только в профессиональной, но и в личной жизни человека. Это делает человека дисциплинированным, пунктуальным и ценным для его/ее организации.
Недисциплинированному человеку трудно выжить в долгосрочной перспективе. Развитие личности учит уважать не только начальника и коллег по работе, но и членов семьи, друзей, соседей, родственников и так далее.
Никогда ни над кем не смейтесь на рабочем месте. Избегайте критики и высмеивания своих коллег по работе.
Никогда нельзя нести на работу свое отношение или личные обиды. Офис — это не место, где вы можете грубить другим только потому, что прошлой ночью поссорились с другом.
Сеансы развития личности помогут вам провести различие между личной и профессиональной жизнью. Очень важно сохранять баланс между обеими жизнями, чтобы вести мирную жизнь без стресса.
Развитие личности помогает привить человеку положительные качества, такие как пунктуальность, гибкий подход, готовность к обучению, дружелюбие, стремление помочь другим и т. д. . Никогда не стесняйтесь делиться информацией с другими.
Всегда приходить в офис вовремя. Некоторые люди имеют тенденцию работать допоздна. Поздние сеансы не только повышают уровень стресса, но и портят личную жизнь. Допоздна просиживание в офисе указывает на то, что человек крайне плохо владеет навыками тайм-менеджмента.
Развитие личности поможет вам стать яркой личностью и выделиться среди остальных. Развитие личности также играет важную роль в улучшении навыков общения.
Человек должен овладеть искусством выражать свои мысли и чувства самым желаемым образом. Развитие личности делает вас уверенным в себе человеком, которого ценят и уважают, куда бы он ни пошел.
❮❮ Предыдущий Следующий ❯❯
Статьи по теме
Просмотреть все статьи
3 основных фактора, влияющих на развитие личности
РЕКЛАМА:
Эта статья проливает свет на три основных фактора, влияющих на развитие личности. Факторы: 1. Биологические факторы 2. Культурные детерминанты личности 3. Влияние семьи на развитие личности.
Фактор № 1. Биологические факторы :В целом влияние биологических факторов на структуру личности ограничено и косвенно.
К биологическим факторам относятся генетические, наследственные факторы, внешний вид и телосложение, а также скорость созревания.
РЕКЛАМА:
Большинство этих факторов подробно обсуждалось в главе о развитии в этой книге. Для развития личности такие характеристики, как агрессивность, нервозность, робость и общительность, сильно зависят от генетической одаренности.
Конституциональный склад, также во многом определяемый наследственностью, влияет на личностные характеристики человека и косвенно влияет на развитие его личности. Дети, надежно классифицированные как активные, умеренно активные или тихие, на самом деле представляют собой различия, связанные с наследственной одаренностью, хотя обучение и обучение могут вызывать заметные изменения. Здесь окружающая среда и культура играют решающую роль.
Влияние внешнего вида и телосложения подробно обсуждалось в разделе физического развития и не требует повторения. Единственное, что следует отметить, это то, что любой недостаток во внешнем виде или телосложении может быть компенсирован другими достижениями, достигнутыми в жизни человека.
Скорость взросления является еще одним важным фактором, вызывающим поразительные вариации в разном возрасте, которого достигает ребенок вследствие хронологического развития. Различия в поведении заметны у относительно зрелых или незрелых подростков одного возраста.
РЕКЛАМА:
Это различие может быть связано с воздействием на подростка различных социально-психологических условий. Поздне созревающий мальчик выглядит моложе своего возраста, и другие, вероятно, будут считать его незрелым и обращаться с ним как с незрелым, в то время как рано созревающий мальчик, скорее всего, будет считаться более взрослым в социальном и эмоциональном плане.
Но следует с осторожностью подчеркивать влияние физических характеристик на развитие личности. Потому что, хотя скорость взросления и связанные с ней факторы могут влиять на развитие личности, связь между телосложением и психологическими характеристиками не очень жесткая и категоричная. На отношения может влиять огромное количество сложных взаимодействующих факторов, определяющих структуру личности человека.
Фактор № 2. Культурные детерминанты личности :С точки зрения развития личности наиболее значимым аспектом мира человека является его социальная среда. Все люди живут в обществе, взаимодействующей группе людей, и каждое общество имеет самобытную культуру, совокупность накопленных знаний, характерный образ мышления, чувства, установки, цели, идеалы и систему ценностей.
Культура регулирует нашу жизнь и влияет на развитие личности на каждом шагу, прежде всего предписывая и ограничивая то, что он должен будет приобрести для развития своей личности. Такая культура ожидает и обучает своих членов вести себя приемлемым для группы образом. Каждая культура имеет свои собственные концепции, потребности и особые методы воспитания детей, а также набор ожиданий в отношении моделей одобренного поведения.
Существуют культурные различия в методах достижения таких целей, как сохранение группы и поддержание солидарности или удовлетворение основных потребностей ее членов. Существуют культурные предписания для различных типов воспитания детей в соответствии с потребностями различных групп. Опять же, существуют социальные классовые различия — дети из разных социально-экономических слоев отличаются по структуре личности, поведению и установкам.
Они отличаются мотивацией достижения — основной потребностью, ведущей к успеху в жизни. Родители из среднего класса, как правило, сильно подчеркивают достижения, а родители из низшего класса — нет. Социологический анализ показывает, что у ребенка из низшего класса мало развита способность «откладывать удовлетворение», потому что для него будущее неопределенно. Следовательно, вариация в социальном классе приводит к постановке разнообразных целей, способов и методов развития социального поведения и, тем самым, обуславливает вариативность индивидов в развитии личности.
Фактор № 3. Влияние семьи на развитие личности :Конечной целью развития личности является развитие социального поведения у детей. Социализация — это процесс, посредством которого отдельный младенец приобретает поведенческие возможности и, в конечном счете, те модели поведения, которые являются привычными и приемлемыми в соответствии со стандартами его семьи и социальной группы. Он начинает усваивать эти образцы социального поведения из ближайшего окружения и постепенно из широкого круга расширенных сред.
Первое социальное обучение ребенка происходит дома, и его самый ранний опыт общения с семьей, особенно с матерью, имеет решающее значение для определения его отношения к другим людям и его ожиданий от них. Мать остается для него самым важным, потому что она удовлетворяет его первичные потребности в еде, в облегчении его боли и источнике удовольствия, в тепле. Младенец вскоре учится искать свою мать и приближаться к ней всякий раз, когда он голоден, испытывает боль или дискомфорт.
Если мать проявляет заботу и удовлетворяет его потребности быстро и эффективно, она вознаграждает реакции ребенка на «приближение», и они, вероятно, будут повторяться. Положительные реакции подхода затем постепенно распространяются и на других людей, и у ребенка развивается позитивное социальное отношение. Как мы видели в теории Эриксона, самые ранние взаимодействия между матерью и ребенком закладывают основу для развития у ребенка доверия и недоверия к миру. Это приводит к тому, что доверие и недоверие переходят в доверие к другим, когда ребенок вырастает.
РЕКЛАМА:
Почти все теоретики развития личности утверждают, что ранние отношения матери и ребенка влияют не только на непосредственное поведение ребенка, но и на его последующую и долговременную адаптацию.
Практика воспитания детей также принимается во внимание как влияющая на развитие личности. Отношение родителей (в процессе воспитания) к растущей независимости ребенка и их реакции на исследования и любопытство сильно влияет на развитие важных мотивов, таких как любопытство и стремление к автономии, независимости, мастерству, компетентности и достижениям. а также интеллект. Это видно из различных межкультурных исследований методов воспитания детей и их влияния на поведение детей.
Снисходительные и спокойные родители позволят своему ребенку свободно исследовать и исследовать, поощряя и вознаграждая его любопытство и независимое поведение. В результате их дети будут активно манипулировать своим окружением, тем самым развивая уверенность в себе, спонтанность и стремление к господству над своим окружением.
Родители, которые жестко ограничивают своих детей в изучении и манипулировании окружающей средой и препятствуют развитию мотивации к самостоятельности, в конечном итоге приведут к зависимому поведению ребенка. Тот же результат дает, когда матери становятся чрезмерно защищающими. Сверхзащищенные дети становятся покорными, уступчивыми, а иногда и пассивными.
Влияние различных типов домашней атмосферы на личностные характеристики изучено в межкультурном и по результатам исследований выявлено, что дети из демократических семей, для которых характерна общая вседозволенность, частое общение с детьми, акцент на принятии решений ребенком , решение проблем и помощь им в рационализации поведения — ведут к укреплению их (детей) силы эго и сильной самооценки в будущем.
Напротив, дети, воспитывающиеся в авторитарных (контролируемых, ограниченных) домах, домах с четкими правилами, запретами и ограничениями, как правило, тихие, воспитанные, застенчивые, социально неуверенные в себе дети. Дети из очень «снисходительных» семей демонстрируют почти такое же поведение, когда вырастают, как и дети, ограниченные и чрезмерно защищенные.
Таким образом, можно предположить, что черты, вырабатываемые в ходе развития личности, зависят в целом и в целом от взаимодействия биологических, культурных и социальных факторов и благоприятной среды, обеспечиваемой семьей и обществом.
Приведенные выше прогнозы (полученные из различных исследований) являются лишь обобщениями и не являются абсолютно окончательными. Большинство черт, приобретаемых ребенком в будущем, зависят от многих других факторов, с которыми он сталкивается в собственной жизни, от собственного восприятия и реакции на них. На поведение маленького ребенка может повлиять реакция его сверстников на него. Изменения личности действительно часто происходят в детстве, потому что на этом этапе характеристики личности не являются фиксированными или неизменными.
По мере того, как его мир расширяется, ребенок сталкивается со многими новыми ситуациями и сталкивается со многими новыми социальными взаимодействиями, которые могут привести к радикальным изменениям в структуре личности и поведении. Даже простое социальное обучение и формальное обучение отношениям и ценностям в надлежащих учебных ситуациях, таких как школа и другие учреждения, играют важную роль во влиянии на изменение и развитие личности.