Формирование образа я: Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста | Статья:

Становление и формирование образа Я у ребенка

Верхнее меню

Главное меню

Дошкольники Воспитание и обучение детей дошкольного возраста

Советуем посмотреть

YOU MUST ENABLED JS

Информация о материале
Дошкольная психология
Просмотров: 5520

Работу по формированию основной психологической предпосылки морального поведения — образа Я — мы предлагаем начинать с детьми четвертого года жизни.

Образ-Я — это представление человека о себе самом: а) то, что он о себе знает и думает; б) то, как он к себе относится.

Некоторые авторы считают, что зачаточные формы образа Я появляются уже на первом году жизни. Однако явно это обнаруживается лишь в конце третьего года, когда большинство детей начинает употреблять слово «Я». В этом возрасте ребенок уже понимает и осознает, что он самостоятельное, отдельное от других существо, что у него есть свои желания, и он готов отстаивать их.

Особенности как самих желаний, так и способов их отстаивания хорошо видны на следующем примере. Мать работает за письменным столом. Катя, ее дочь трех лет, открывает и закрывает один из ящиков стола.

  • Мать. Катя, перестань.
  • Катя. А я буду (выдвигает ящик).
  • Мать. Катя, перестань!
  • Катя. А я буду (вдвигает и снова выдвигает).
  • Мать не обращает внимание, пишет.
  • Катя. Скажи: Катя, перестань!
  • Мать. Катя, перестань!
  • Катя. А я буду (выдвигает). Скажи опять.
  • Мать. Катя, перестань.
  • Катя (очень довольная). А я буду.

Чего же хочет девочка? Двигать ящик? Но ведь ей фактически разрешили, перестав обращать на нее внимание.

Однако это ее совершенно не удовлетворяет. Девочке нужно, чтобы взрослый возражал, а она могла бы заявить о своем желании и отстоять свое право реализовать его.

Впоследствии мы не раз наблюдали, с каким наслаждением дети трехлетнего возраста говорят: «А я буду» или «Я не буду», когда взрослый явно в шутку предлагает им выполнить или прекратить совершенно незначимое действие.

Это вовсе не каприз, а особая форма проявления своего «Я», осознания своей самостоятельности, стремления утвердиться в наличии у себя каких-то желаний и своего права реализовать их.

Детские психологи подтверждают примерами из жизни, что именно в этом возрасте очень важно различать подлинные желания детей и их стремление заявить подобным способом о своем впервые осознаваемом «Я». Последнее всегда можно удовлетворить, «поиграв» немного в «Нельзя» — «А я буду». Серьезная реакция взрослого и тем более проявление в таких ситуациях строгости могут действительно привести и к капризам, и к подлинному негативизму.

Что касается иных желаний, то это особая проблема.

Другая важная особенность становления образа Я — то, через что ребенок осознает себя.

Ведь чтобы говорить «Я», надо иметь хоть какое-то представление о том, что это слово обозначает и что за ним стоит. Иначе говоря, надо иметь хоть какое-то представление о том, кто я и какой я. И здесь мы сталкиваемся с рядом странных и на первый взгляд непонятных вещей.

Взрослые и более старшие дети относят себя к какой-либо группе (я — девочка, я — школьник, я — чемпион школы по боксу, я — журналист и т.д.). Для ребенка трех лет подобные категории пока лишены осмысленного содержания, и он не может соотнести себя с ними.

Между тем, чтобы осознать себя как нечто отдельное и самостоятельное, необходимо приписать себе определенные, понятные и, что не менее важно, привлекательные характеристики.


  • Назад
  • Вперед

YOU MUST ENABLED JS

Формирование образа «Я» у дошкольников

Готовые работыКомментариев нет

Формирование образа «Я» у дошкольников

Объем 25 стр.

          Я концепция – восприятие человеком самого себя и его размышления по поводу своего Я, образование воедино и представляющее собой своеобразный центр управления внутри человека . Я- концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений , образов и оценок ,относящихся  к самому индивиду .Она включает оценочные представления , возникающие в результате реакций индивида на самого себя , представления о том как он выглядит в глазах других людей на основе которых формируются и представления о том , как он хотел бы выглядеть и как  и как должен себя вести .
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, так как  позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что феномен я – концепции окончательно не изучен по сей день и требует более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом «кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа.
Цель исследования: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция личности .                                     Предметом исследования является – теория, изучающая Я – концепцию личности.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме
2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.
3. Определить специфику структуры Я – концепции.
Содержание и объем понятия «Я – концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Но если синтезировать основные подходы к ее изучению, то можно выделить наиболее значимые критерии ее исследования в психологической науке.
Основоположником изучения «Я – концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое и «Я» – познающее, подчеркивая, что такое деление условно и отделить одну от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях.
Также вклад в исследование феномена я – концепции внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джеймс,              Ф. Райс, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, Ю.М.Орлов , Ч.Кули , Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон…
Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий.

ГЛАВА 1.  Психолого- педагогические условия формирования образа  «Я»  ребёнка дошкольного возраста
1.1. Психологические особенности формирования образа «Я» у детей дошкольного возраста.
Я-концепция ребенка еще слабо структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, само-сознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.
Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть во всем только светлые стороны», отличаются негативными самоустановками.
Я-концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае:
1) когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;
2) когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди.
Для «кристаллизации» Я-концепции важнейшим является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком.
Показателем растущего чувства собственной индивидуальности служит употребление ребенком местоимения «Я». Обычно на третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, они часто, выполняя какие-либо действия, описывают его. Например, взбираясь на стул, ребенок говорит: «Я сяду».
Еще до того как ребенок начинает говорить, он уже знает свое имя и реагирует на него. Позже имя включается им в «Я-образ» и используется как средство самоактуализации. На вопрос «Кто ты?» ребенок сообщает свое имя (до того как он запомнит и фамилию). Он часто негодует на неточность произношения своего имени и добивается верного обращения. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно он идентифицируется с эстетикой и другими содержательными составляющими своего имени. Порой детям нравятся красиво звучащие или редкие имена, но иногда резкое несоответствие своего имени другим (знакомым и привычным) заставляет ребенка отказаться от собственного и представляться другим именем.
Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности . Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.
Возможно, отстаивание своего имени или, наоборот, поиск более подходящего говорит о уже существующей структуре Я-образа или об активной динамике его структурирования.
Ребенок обычно рано усваивает, что его имя символизирует его самого. Ре-акция ребенка на свое имя является надежным показателем особенностей развития Я-концепции. Если ребенку нравится его имя, он обычно и сам себе нравится, и наоборот. Невозможно определить, является ли отношение к имени первичным или ребенок вначале имеет отношение к себе, а затем уже переносит его на имя. Однако для многих детей начало формирования Я-концепции совпадает с моментом обнаружения того факта, что у них есть имя.
Основные положения, выражающие связь моральных норм и Я-образа:
1. Основным психологическим фактором моральной саморегуляции является самосознание.
2. Моральное поведение определяется той формой самосознания, которая характеризуется расслоением целостного образа Я на Я-реальное и Я-потенциальное.
3. Мотивом, побуждающим человека соблюдать социальные норы, является стремление сохранить исходный положительный образ себя.
4. В содержание положительного образа Я входит такая характеристика, как соблюдение моральных норм и принципов.

 <……….>


№ 8882 Цена 100 руб  Хотите получить эту работу? Напишите заявку на [email protected]

Купить работу

Просмотров: 25

Отражение света и формирование изображения

Свет всегда следует закону отражения, независимо от того, происходит ли отражение от изогнутой поверхности или от плоской поверхности. Задача определения направления, в котором будет отражаться падающий световой луч, включает в себя определение нормали к поверхности в точке падения. Для вогнутого зеркала нормаль в точке падения на поверхность зеркала представляет собой линию, проходящую через центр кривизны. После того, как нормаль нарисована, можно измерить угол падения и отобразить отраженный луч под тем же углом. Этот процесс проиллюстрирован двумя отдельными падающими лучами на диаграмме справа.

На уроке 2 обсуждалось формирование изображений плоскими зеркалами. В Уроке 2 было подчеркнуто, что положение изображения — это место, где кажется, что отраженный свет расходится. Для плоских зеркал формируются виртуальные изображения. Свет на самом деле не проходит через место виртуального изображения; наблюдателю только кажется, что свет исходит из места виртуального изображения. В этом уроке мы начнем видеть, что вогнутые зеркала способны производить

реальных изображений (а также виртуальных изображений). Когда формируется реальное изображение, наблюдателю все еще кажется, что свет отклоняется от места, где находится реальное изображение. Только в случае реального изображения свет действительно проходит через место изображения.

 

Что такое изображение? Как это формируется?

Предположим, что лампочка помещена перед вогнутым зеркалом в точке где-то на

позади центра кривизны (C). Лампочка будет излучать свет в разных направлениях, некоторые из которых будут падать на зеркало. Каждый отдельный луч света, падающий на зеркало, отражается в соответствии с законом отражения. При отражении свет сойдется в точке. В точке, где сходится свет от объекта, создается копия, подобие или воспроизведение реального объекта. Эта копия известна как изображение . Как только отраженные световые лучи достигают места изображения, они начинают расходиться. Точка, в которой сходятся все отраженные световые лучи, называется точкой изображения. Это не только точка, где сходятся световые лучи, но и точка, от которой наблюдателю кажется, что отраженные световые лучи расходятся. Независимо от местоположения наблюдателя, наблюдатель увидит луч света, проходящий через реальное местоположение изображения. Чтобы увидеть изображение, наблюдатель должен совместить свой взгляд с местоположением изображения, чтобы увидеть изображение через отраженный световой луч. На приведенной ниже диаграмме показано несколько лучей от объекта, отражающихся от зеркала и сходящихся в месте расположения изображения. Затем отраженные световые лучи начинают расходиться, и каждый из них может помочь человеку увидеть изображение объекта.

 

 

Если лампочка находится в другом месте, применяются те же принципы. Местоположение изображения — это место, от которого кажется, что отраженный свет расходится. Определив путь, который проходит свет от лампы после отражения от зеркала, можно определить местоположение изображения. На приведенной ниже диаграмме показана эта концепция.

 


Вы могли заметить, что хотя для определения местоположения изображения применяется тот же принцип, получается другой результат.

Когда объект расположен на за центром кривизны (C), изображение располагается между центром кривизны (C) и фокальной точкой (F). С другой стороны, когда объект расположен между центром кривизны (C) и фокальной точкой (F), изображение расположено на дальше центра кривизны (C) на . В отличие от плоских зеркал, расстояние до объекта не обязательно равно расстоянию до изображения. Фактическое соотношение между расстоянием до объекта и расстоянием до изображения зависит от местоположения объекта. Эти идеи будут обсуждаться более подробно позже в этом уроке.

Flickr Physics Photo

смайлик нарисован на лампочке ночника; его внешний вид вымывается светом лампочки. Лампа ввинчивается в патрон и помещается перед вогнутым зеркалом (не показано). Изображение проецируется на карточку для заметок; изображение перевернуто.

 

Мы хотели бы предложить . ..

Зачем просто читать об этом и когда вы могли бы взаимодействовать с этим? Взаимодействие — это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием нашего интерактивного приложения Optics Bench или нашего интерактивного приложения Name That Image. Вы можете найти это в разделе Physics Interactives на нашем сайте. Интерактивная скамья Optics Bench предоставляет учащимся интерактивную среду для изучения формирования изображений линзами и зеркалами. Интерактивное приложение Name That Image Interactive предлагает учащимся интенсивную умственную тренировку по распознаванию характеристик изображения для любого заданного местоположения объекта перед изогнутым зеркалом.


Посетите: Интерактивная скамья Optics Bench  || Назовите это интерактивное изображение

 

Следующий раздел:

Перейти к следующему уроку:

Характеристики изображения плоских зеркал

Как обсуждалось в предыдущем разделе Урока 2, положение изображения — это место в пространстве, от которого, по-видимому, расходится весь отраженный свет. Поскольку кажется, что свет от объекта отклоняется от этого места, человек, который смотрит вдоль линии в этом месте, увидит копию или подобие реального объекта.


Виртуальные и реальные изображения

В случае плоских зеркал изображение называется виртуальным изображением . Виртуальные изображения — это изображения, которые формируются в местах, куда на самом деле не попадает свет. Свет на самом деле не проходит через место по другую сторону зеркала; наблюдателю только кажется, что свет исходит из этого места. Всякий раз, когда зеркало (будь то плоское или другое) создает виртуальное изображение, оно будет располагаться за зеркалом, откуда на самом деле не исходит свет. Позже в этом разделе мы будем изучать случаи, когда

реальных изображений формируются изогнутыми зеркалами. Такие изображения формируются на той же стороне зеркала, что и объект, и свет проходит через реальное местонахождение изображения.


Кажущаяся перестановка левого и правого изображения

Помимо того факта, что плоские зеркальные изображения являются виртуальными, следует отметить еще несколько характеристик. Вторая характеристика связана с ориентацией изображения. Если вы посмотрите на свое изображение в плоском зеркале (например, в зеркале в ванной), вы быстро заметите, что изображение переворачивается слева направо. То есть, если вы поднимете левую руку, то заметите, что на изображении поднимается то, что казалось бы правой рукой. Если вы поднимете правую руку, изображение поднимет то, что кажется его левой рукой. Это часто называют переворот влево-вправо . Эта характеристика становится еще более очевидной, если вы носите рубашку с надписью. Например, рубашка со словом «NIKE» будет читаться как «EKIN», если смотреть в зеркало; на рубашке со словом «ILLINOIS» будет написано «SIONILLI»; а на рубашке со словом «BOB» будет написано «BOB». (ПРИМЕЧАНИЕ. Мало того, что порядок букв будет изменен на противоположный, реальная ориентация самих букв также будет изменена. Конечно, это немного сложно сделать при наборе текста с клавиатуры.) правое изменение ориентации изображения, нет вертикального обращения сверху вниз. если вы встать на ноги перед плоским зеркалом, изображение не встать на голову . Точно так же потолок не становится этажом . Говорят, что изображение прямое , а не перевернутое .

Студентов, изучающих физику, обычно очень заинтриговала эта кажущаяся перестановка влево-вправо. Что именно происходит, из-за чего ILLINOIS читается как SIONILLI? И почему переворот наблюдается в направлении слева направо, а не в направлении головы к пальцам ног? Эти вопросы побуждают нас к более глубокому осмыслению ситуации. Предположим на мгновение, что мы можем напечатать название вашего любимого школьного предмета на вашей рубашке и попросить вас посмотреть в зеркало. Все мы знаем, что когда вы посмотрите в зеркало, вы увидите буквы SCISYHP, написанные на рубашке вашего изображения — перевернутая форма PHYSICS. Но можем ли мы действительно сказать, что слово, появившееся на вашей рубашке, — это слово ФИЗИКА (буквы не перевернуты)? Ответ — нет! (Но вам пока не обязательно в это верить. Продолжайте читать… и размышляйте.)

Чтобы глубже изучить причину появления перестановки левого и правого, давайте предположим, что мы напишем слово PHYSICS на прозрачной пленке и подержим ее перед собой перед плоским зеркалом. Если мы посмотрим на изображение транспаранта в зеркале, то увидим ожидаемое — SCISYHP. Буквы написаны перевернутыми , если смотреть в зеркало. А что, если мы посмотрим на буквы на транспаранте? Как ориентированы эти буквы? Когда мы стоим перед зеркалом и смотрим на буквы на транспаранте, мы наблюдаем неожиданное — SCISYHP. Если смотреть с точки зрения человека, держащего транспарант (и стоящего лицом к зеркалу), буквы демонстрируют такое же переворачивание влево-вправо, как и зеркальное отражение. Буквы кажутся перевернутыми на изображении, потому что они на самом деле перевернуты на рубашке. По крайней мере, они перевернуты, если смотреть с точки зрения человека, стоящего лицом к зеркалу. Представьте себе! Все это время вы думали, что зеркало переворачивает буквы на вашей рубашке. Но дело в том, что буквы уже были перевернуты на вашей рубашке, по крайней мере они были перевернуты от лица, которое стоит за футболкой . Люди, которые смотрят на вашу рубашку спереди, имеют другую систему отсчета и поэтому не видят буквы перевернутыми. Кажущееся переворачивание изображения влево-вправо — это просто феномен системы отсчета. Когда вы смотрите на свою рубашку в плоском зеркале (или в любой части мира), вы смотрите на свою рубашку спереди. Это переключение систем отсчета.


Расстояние до объекта и расстояние до изображения

Третья характеристика плоских зеркальных изображений относится к соотношению между расстоянием объекта до зеркала и расстоянием изображения до зеркала. Для плоских зеркал расстояние до объекта (часто обозначается символом d o ) равно расстоянию до изображения (часто обозначается символом d i ). То есть изображение находится за зеркалом на том же расстоянии, что и предмет перед зеркалом. Если вы стоите на расстоянии 2 метров от плоского зеркала, вы должны сфокусироваться на месте, находящемся на расстоянии 2 метров за зеркалом, чтобы увидеть свое изображение.

 

Относительный размер изображения и объекта

Четвертая и последняя характеристика плоских зеркальных изображений заключается в том, что размеры изображения совпадают с размерами объекта. Если перед зеркалом встанет человек ростом 1,6 метра, то он увидит изображение высотой 1,6 метра. Если перед плоским зеркалом поставить монету диаметром 18 мм, то изображение монеты будет иметь диаметр 18 мм. Отношение размеров изображения к размерам объекта называется увеличение . Плоские зеркала дают изображения с увеличением 1.

 

В заключение, плоские зеркала дают изображения с рядом отличительных характеристик. Изображения, сформированные плоскими зеркалами, являются виртуальными, прямыми, перевернутыми влево-вправо, на таком же расстоянии от зеркала, как и расстояние до объекта, и того же размера, что и объект.

 

Flickr Physics Photo

Изображение свечи в плоском зеркале. Изображение имеет те же размеры, что и объект, и находится на таком же расстоянии за зеркалом, как и объект перед зеркалом.

 

Проверьте свое понимание

1. Вы, возможно, заметили, что автомобили скорой помощи, такие как машины скорой помощи, часто маркируются на переднем капоте перевернутыми буквами (например, ECNALUBMA).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *