Социально психологическая реабилитация: Социальная психологическая реабилитация

Социальная психологическая реабилитация

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Цели и задачи социальной психологической реабилитации

2. Этапы реализации социальной психологической реабилитации

3. Начальный этап социальной психологической реабилитации

В начале третьего тысячелетия в глобальном социуме отмечается усиление тенденций к гуманизации, оптимизации путей социальной интеграции людей с особыми потребностями, обеспечения им равных прав и возможностей, доступности информационной и социокультурной среды. Вследствие чего проблема повышения эффективности социальной психологической реабилитации представляет собой приоритетную задачу российского социума.

Цели и задачи социальной психологической реабилитации

Определение 1

Главной целью социальной психологической реабилитации выступает возвращение человека с особыми потребностями к активной социальной, трудовой деятельности, интеграция в общество.

Достижение поставленной цели предусматривает реализацию нескольких направлений деятельности отдельных специалистов и организаций, обеспечивающих реабилитацию личности:

  • реализация профессиональной реабилитации;
  • обеспечение профобучения;
  • повышение профессиональной квалификации;
  • сопровождение учебных процессов;
  • оказание содействия в процессе трудоустройства;
  • производственная адаптация в комплексе с сопровождающими мероприятиями медицинской реабилитации.

Реализация указанных направление социальной психологической реабилитации требует разработки новых методов, подходов, программ, позволяющих повысить эффективность социально-психологической поддержки.

Этапы реализации социальной психологической реабилитации

Процесс интеграции личности с особыми потребностями в общество представляет собой длительный процесс, реализацию которого целесообразно проводить поэтапно:

  • на подготовительном этапе осуществляется информационное обеспечение лиц, нуждающихся в профессиональной поддержке, относительно направлений деятельности при реализации социальной психологической реабилитации, включая информирование относительно особенностей проведения медико-социальной экспертизы, обеспечения и оборудования специальных учреждений и пр. ;
  • основной этап включает проведения непосредственно мероприятий, направленных на медицинской, социальную, психологическую, профессиональную реабилитацию личности;
  • на заключительном этапе осуществляется подведение итогов реализации реабилитационной деятельности.

Начальный этап социальной психологической реабилитации

Медицинское, социально-психологическое сопровождение личности начинается с реализации профессиональной диагностики, разработки индивидуальных программ и пр. Основными направлениями социально-психологической реабилитационной деятельности этого этапа выступают следующие:

  • реализация мероприятий по профессиональной диагностике, профессиональной ориентации;
  • разработка индивидуальной программы сопровождения, на основании максимально полного учета данных медицинского обследования;
  • проведение психологического обследования личности с целью диагностики готовности к образовательной деятельности, объемов возможной коррекции мотивационной, познавательной, коммуникативной сфер, личностных и характерологических особенностей, степени сформированности эмоционально-волевой сферы;
  • установление взаимосвязи со специалистами лечебно-профилактических учреждений;
  • проведение первичного социального обследования с целью разработки индивидуальной программы социального сопровождения.

Замечание 1

Таким образом, результаты начального этапа оказания социальной психологической поддержки становится основой для реализации конкретных мероприятий по коррекции выявленных недостатков, фундаментом для разработки индивидуальных программ социальной психологической реабилитации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01.12.2021

Выполнение любых типов работ по психологии

Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Социально-психологическая реабилитация и проблемы формирования личности детей

Проблемы формирова­ния личности незрячего неотделимы от вопросов практики социальной и соци­ально-психологической реабилитации инвалидов по зрению.

В теории и практи­ке социальной реабилитации сформулирован принцип: реабилитация слепого – это прежде всего реабилитация его как личности. Однако, как отмечает Д. Э. Урлакис, исследований, в которых непо­средственно изучались бы вопросы социализации и формирования личности слепых и слабовидящих, чрезвычайно мало.

В основном усилия различных ав­торов направлены на анализ различных аспектов реабилитации взрослых ин­валидов по зрению и исследование их личностных особенностей в связи с проблемой реабилитации.

В этой связи интересна работа Л. Н. Силкина, в которой с позиций общей и социальной психологии представлена попытка дать научное обоснова­ние программы социально-психологической реабилитации и средств ее осуще­ствления на примере организации такой работы в школе восстановления тру­доспособности слепых (ШВТС).

Социально-психологическая реабилитация рассматривается как восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего и взросло-ослепшего, нарушенных в ре­зультате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и ме­тодами. Реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему окруже­нию, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности не зрячего.

Выделяются три аспекта:

  • адаптация личности к предметному миру;
  • адаптация личности к социальной среде;
  • адаптация личности к собственно­му «Я».

В первом случае речь идет о достижении мобильности, самостоятельно­сти, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона ре­абилитации, связанная с формированием или восстановлением умений и на­выков, необходимых незрячему для самостоятельной жизни.

Второй аспект связан со взаимодействием незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т.е. в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незря­чего, с общением и др. Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием свое­го «Я». В целом же реабилитация инвалида по зрению в личностном плане вы­ступает как проблема становления внутренней саморегуляции личности.

О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации для формиро­вания личности подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что, по данным Т. С. Шалагиной (1990), 50 % учащихся ШВТС – это выпускники школ для слепых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость.

Причиной неподготовленности к самостоя­тельной жизни этих людей, по мнению Т. С. Шалагиной, является замкнутая, оторванная от реальных жизненных проблем, система обучения в школе-интер­нате для слепых детей. Нарушено и психосексуальное развитие подростков, что связано с нивелирующими тенденциями воспитания мальчиков и девочек и ведет к маскулинизации черт характера у девочек и феминизации их у мальчи­ков.

Как показало исследование контингента учащихся ШВТС, имеющих вро­жденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опросника MMPI можно выделить две группы лиц с различной степенью психологической адаптации:

  • те, кто обладает хорошей психологической адаптацией;
  • те, кто об­ладает плохой психологической адаптацией.

Обе группы различаются определенными личностными характеристиками, во многом определяющими успех психологической адаптации.

К первой группе относятся лица, имеющие следующие характерные каче­ства: приподнятое настроение, повышенную словоохотливость, разговорчи­вость. Обычно им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что отра­жается часто в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре ко­торого выделяется фактор эмоциональной подвижности.

Такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в социальной сфере и отношение к ним окру­жающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присутствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определенной стойкости аффекта. В поведении этих лиц можно отметить чер­ты обидчивости, повышенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптиро­ванная. Это лица, не достигшие психологической реабилитации.

Они живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разреше­нию собственными силами. У них на первый план выступают факторы тревож­ности и неуправляемости поведением. Основное для таких людей – чувство страха, порождаемое внешними обстоятельствами. Эти люди часто застенчи­вы, скованны, закомплексованы. У них обычно отмечаются признаки неуверен­ности в себе, в своих силах и возможностях.

Г. Пуочяускене показывает, что это является результатом внутрен­ней каузальной атрибуции, которая характеризуется отношением субъекта к успехам и неудачам своей деятельности,локализацией препятствий внутри самой личности, а не вовне, в независящих от нее обстоятельствах. С точки зрения Г. Пуочяускене, именно развитие внутренней каузальной атрибуции яв­ляется тем решающим условием, которое обеспечивает благоприятное тече­ние процесса реадаптации. Добавим, что указанное понимание внутренней кау­зальной атрибуции связано с определенными структурами «образа Я» (в частности, с переживанием своего дефекта) и с таким личностным образовани­ем, как уровень притязания.

Конечную цель психологической реабилитации инвалидов по зрению сфор­мулировал Т. Руппонен: конечной целью реабилитации является достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зритель­ный дефект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную ха­рактеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такого состояния возможно только при определенной психологической работе с инди­видом и, кроме того, при адекватном отношении к нему со стороны социально­го окружения, т.е. при определенной психологической поддержке широкого кру­га людей.

Вопросы взаимоотношений незрячего с социальным окружением, которое в основном состоит из зрячих людей, являются довольно острыми и не полу­чившими еще своего разрешения.
Так, В. П. Гудонис вообще рассматривает отношение зрячих к сле­пому как основную проблему социальной реабилитации.

В массе зрячих (около 80%, по данным автора) бытует мнение, что незрячий – это обездоленный судьбой, беспомощный человек. По мнению В. П. Гудониса, такое восприятие незрячих связано с их изолированностью в обществе. Взрослые слепые объединены сетью УПП общества слепых, дети находятся в системе специализированных учебно-воспитательных учреждений. Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, в силу отсутствия информации о жизни сле­пых) у зрячих нет адекватного представления о возможностях слепых и нет элементарных знаний и навыков оказания конкретной помощи слепому челове­ку.

Особенностям межличностного восприятия слепых и зрячих было посвящено исследование В. Петренко и В. Вашвилайте. Исследовались пред­ставления слепых о зрячих и зрячих о слепых методом семантического диффе­ренциала Осгуда. Было установлено, что есть связь между стереотипным вос­приятием слепого зрячими и теми оценками, какие слепые ожидают от зрячих.

В то же время слепые не идентифицируют себя со «стереотипным образом слепого», имеющимся у зрячих. Сравнение представлений слепых и зрячих о мотивах поведения других людей также показало расхождение. Было обнару­жено, что для слепых более важным, чем для зрячих, является категория аль­труизма.

Исследование социальных установок слепых по отношению к зрячим и по отношению к себе было проведено А. Суславичюсом. Было показано, что установки зрячих и слепых различны. Так, у зрячих можно выделить три группы социальных установок:

  • социальная установка игнорирования слепых, избегания контактов с ни­ми. Многие зрячие исходят при этом из суждения, что слепым неприятен кон­такт со зрячими;
  • псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зрячие снисходительны в своем отношении к слепым. Исходя из этого, зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению активности послед­них. Это часто отмечается в родительских установках.

Другим проявлением псевдоположительной установки является нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивают его о дефек­те и пр.;

  • адекватная социальная установка, которая включает в себя правильную оценку реальных возможностей слепого, создание для него благоприятных условий развития его способностей и достижения жизненных целей.

Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть разделены на три типа:

  •  социальная установка зависимости, т.е. с точки зрения слепого зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него;
  • установка избегания зрячих, предпочтение общения с себе подобными;
  • адекватная социальная установка, когда общение с другими людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зрительного дефекта.

Было также показано, что установка лиц с нарушением зрения по отноше­нию к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей внешности. При этом самооценка незрячих именно этого фактора зави­сит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берется соб­ственное представление о себе, построенное исходя из оценки своего положе­ния, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Оценка своей внешности является составной частью интегративной оцен­ки самого себя. Исследование Д. Джервиса самооценки слепых (1960), на ре­зультаты которого ссылается А. Суславичюс, показало, что слепые склонны относить себя к крайне положительным или крайне отрицательным значениям на шкале самооценки. Либо слепые считают себя неспособными к выполнению своих жизненных задач, либо их самооценка завышена, что Проявляется в иг­норировании факта слепоты и ее последствий.

Как отмечает Т. Руппонен, изменения в самооценке связаны с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с вро­жденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники. Особенно остро этот кризис, по мнению Т. Руппонен, переживается в подростковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т. Маевского, который показал, что в подростковом возрасте имеет место обострение нарушений социальных отно­шений в связи с тем, что дети начинают осознавать свой зрительный дефект.

Указанные выше факторы несовпадения социальных установок зрячих и слепых, особенности самооценки слепых ставят особую проблему – положение незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как мы уже виде­ли, это в первую очередь положение незрячего в среде зрячих и характер их взаимоотношений, а также вопросы формирования адекватного образа слепого у зрячих, содержания социальной роли «инвалида по зрению», значения коммуникации.

Как показало исследование Р. Банзявичене (1986), нарушение об­щения, вызванное слепотой, является наиболее стрессогенным фактором, вы­зывающим наибольшие отрицательные переживания. Особенно затруднено об­щение слепых со зрячими вследствие недостаточной психологической компе­тенции слепых и отсутствия у них необходимых навыков общения.

Приведенные выше факты особенностей личностного развития незрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят проблему пре­дельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда происходит актив­ное формирование их личности. В этой связи речь скорее должна идти не о ре­абилитации как таковой, а о предупреждении возможных негативных измене­ний и последовательной подготовке детей к самостоятельной жизни.

Завершая рассмотрение разных аспектов социально-психологической реа­билитации незрячих, отметим, что почти все исследователи большое внимание уделяют личностным изменениям, личностному формированию инвалидов по зрению. Действительно, успешность социальной реабилитации (или абилита­ции, если вести речь о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубо­кие нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.

Как показывают вышеприведенные исследования, скорее следует говорить не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В нее включаются:

  • представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям;
  • отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, от­ношение к жизненным ценностям;
  • отношение к непосредственному социальному окружению, отношения с другим полом.

Формирование основных личностных структур: образа себя, направленно­сти личности и ее временной перспективы, отношений с другими – невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка – наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта.

Полу­чение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном взаимодей­ствии ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверст­никами, ребенок получает разнообразный опыт, который приводит к формиро­ванию дифференцированной системы отношений личности. Особое значение в формировании личности имеет система отношений к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Влияние различных типов отношений в семье на развитие личностных ка­честв слепого и слабовидящего ребенка изучались Г. А. Буткиной и С. М. Хо­рош. Из всего многообразия возможных типов взаимоотношений в семье, созда­ющих как благоприятные, так и неблагоприятные условия для развития ребен­ка, рассмотрим три варианта неблагополучно складывающихся внутрисемей­ных отношений, воспитывающих у ребенка нежелательные личностные каче­ства. К сожалению, такие типы взаимоотношений встречаются довольно часто.

1. Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупре­ждая любое его желание. Уберегая его от всякого риска, они балуют ребенка, потакая его капризам и прихотям. Довольно часто излишняя опека сопровожда­ется чрезмерным проявлением любви, захваливанием, переоценкой способно­стей ребенка.

Маленький слепой, видя отсутствие твердости со стороны родителей, их нерешительность и постоянный страх за него, превращается в деспота. При таком характере взаимоотношений главенствующая роль принадлежит не взрослым, разумно учитывающим потребности и желания слепого ребенка, а ребенку, который диктует свою волю.

Доброта и мягкость, не сопровождае­мые неуклонной требовательностью к слепому, у которого должны быть свои обязанности, не формируют привычки к труду. Ребенок превращается в изба­лованное, эгоистическое существо, совершенно не готовое в будущем к само­стоятельной жизни. У него формируется чисто потребительская психология, не воспитываются необходимые качества личности, такие как трудолюбие, само­стоятельность, инициатий и чувство ответственности, отсутствуют воля и эмо­циональная сопротивляемость различным жизненным препятствиям.

2. Подавляющее, деспотическое поведение родителей по отношению к ре­бенку. Такой вариант общения в значительной степени определяется личност­ными особенностями родителей, как правило, одного из них. Родители на пер­вое место ставят строгость, твердость и жесткость. Здесь господствует железная непреклонность в указаниях и требованиях, и никакие чрезвычайные обстоятельства не в силах отменить или ослабить их. Оскорбления, недоверие
– обычный стиль отношений в таких семьях. Практика наказаний, угроз держит детей в постоянном напряжении, подавляет их и травмирует.

Воспитывающий прибегает к насилию обычно тогда, когда он не в силах обосновать разумность своих требований. Проявление бездумной жесткости к ребенку вызывает как ответную реакцию ложь и чувство разобщенности. Покоряясь воле взрослого, ребенок испытывает неприязнь к нему и, если он чувствует свою безнаказан­ность, переходит к открытому неповиновению.

Другие замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Авторитарные родители страдают эмоциональной глухотой, что делает их неспособными к сопереживанию и существенно затруд­няет их понимание той субъективной жизненной ситуации, в которой находится слепой ребенок, а также понимание его потребностей и интересов.

Ребенок растет либо несамостоятельным, подавленным, часто задерган­ным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хронического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрессивность.

3. Общее эмоциональное отчуждение членов семьи и родителей по отно­шению к слепому ребенку приводит к отсутствию взаимопонимания между ними и духовной разобщенности.
Слепой ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей. У него не фор­мируется потребность в общении ни с членами семьи, ни с другими людьми.

Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка, у него об­остряется чувство неполноценности и своей ненужности, возникает ранняя глу­бокая тревожность, и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адекватного чувства собственного достоинства. Его самооценка неоправданно занижена.

Жизнь слепых детей, в период обучения долгое время проживающих в школе-интернате, проходит в условиях регламентированного, ограниченного общения. Это чрезвычайно стабильная по составу, устойчивая по распределе­нию социальных ролей среда сверстников и ограниченное число взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой подросток. Общение взрослых и детей в этих условиях строится скорее по формальным принципам, а не по ин­дивидуально-варьирующим эмоциональным.

Все это не может не влиять на процесс формирования личности подростка. Исследования глубинных структур личности подростков и старших школь­ников с нарушением зрения (Р. А. Курбанов, А. И. Виленская) проводились по проективным методикам: использовалась методика неоконченных предложе­ний, методика самооценки Дембо-Рубинштейн и методика определения уровня притязаний. Анализ данных обнаруживает у подростков тенденцию занижения уровня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это же характерно и для незрячих старшеклассников.

При этом среди группы подростков с наруше­нием зрения имеется большой диапазон колебаний в уровне притязаний, отмечается также тенденция снижения числа адекватных выборов при переходе от идеального к реальному уровню притязаний. Стратегия исследования уровня притязаний у старших школьников позволяла проследить, как испытуемый строит свое поведение при движении от одной промежуточной цели к другой и как на него влияет успех или неуспех.

Незрячие старшие школьники лучше всего выполняли задание на запоми­нание и испытывали серьезные трудности при решении задач, требующих об­щих знаний. Это свидетельствует о неумении незрячих школьников пользо­ваться информацией, содержащейся в книгах, журналах, радиопередачах, неу­мении найти в своей памяти необходимый материал. Как уже указывалось, уро­вень притязаний незрячих учащихся оказался несколько ниже, чем у нормально видящих школьников.

Если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих – в зоне наименьшей сложности. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном разви­тии и в сочетании с достаточно высокой самооценкой свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве случаев удовлетворяет средний уровень раз­вития. Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выявляется при анализе сложившейся системы ценностей, представлений о себе и своем де­фекте и месте среди зрячих.

Большинство учащихся неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.
Для незрячих подростков личностно-значимыми являются отношения со сверстниками, своими соучениками, отношения с близкими взрослыми, отноше­ние к своему дефекту.

Особое место занимают сферы, отношение к которым еще не сформирова­ лось или же оно противоречиво, амбивалентно, так что суммарная оценка этой сферы составляет 0. Для незрячих подростков это сферы отношения к семье, к прошлому, к друзьям. Большое внимание было уделено результатам, полученным по Шкале «здоровье», поскольку это были вопросы, связанные с отношением к своему дефекту, а также вопросы отношения к зря-Чим и оценка своего места в среде зрячих.

Результаты исследования показывают, что дети этого возраста еще недо­статочно адекватно оценивают себя в связи со своимизрительными возможно­стями. Наблюдается тенденция либо завышения самооценки по этой шкале, когда подросток помещает себя значительно выше середины, а в беседе при­знается, что, по его мнению, нарушение зрения не связано со здоровьем, либо занижения самооценки, когда ученик помещает себя на шкале ниже середины, мотивируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.

Следует отметить, что для незрячих подростков и при оценивании себя по другим шкалам, особенно по шкале «счастье», характерна тенденция заниже­ния самооценки в связи с наличием у них зрительного дефекта.

Наибольшую ценность для незрячих старшеклассников, по полученным данным, представляют такие качества, как целеустремленность, умение доби­ваться поставленной цели. Однако называя их, они не раскрывают способов их достижения. Привлекательными чертами характера в людях и в себе они счи­ тают терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования показали также, что у незрячих старшеклассни­ков значительное место занимают сознание вины, страхи и опасения. У большинства учащихся это «социальные страхи», связанные с общением с другими людьми. У незрячих старшеклассников проявляется двойственное отношение к по­ловой жизни. Оно связано со страхами и опасениями, с сознанием вины и яв­ляется источником сильных внутренних конфликтов.

Анализ отношения к своему дефекту показал, что учащиеся сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их, и это также проявление глу­бокого внутреннего конфликта.
Таким образом, исследования показали, что уровень притязаний и самоо­ценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив, чем у зрячих, у них не сформировано адекватное отношение к своему дефекту; общение про­текает в форме монолога, что затрудняет контакты с другими людьми; значи­мыми сферами личности являются сознание вины, отношение к половой жизни. Это с большой обоснованностью позволяет ставить вопрос о необходимости проведения серьезной коррекционной работы.

Для современной тифлопедагогики и тифлопсихологии это означает необ­ходимость построения системы обучения, причем исходя не столько из позиции приравнивания к массовой школе по окончательному результату обучения, сколь­ко из возможнстей и особенностей детей с нарушением зрения. Выход в рыночные отношения поставил более остро вопрос о целях задачах обучения этой категории детей и о тех качествах, свойствах личности и всей познаватель­ной деятельности, которой следует формировать у выпускников в процессе их подготовка жизни.

Абилитация и реабилитация слепых и слабовидящих детей в первую очередь требует умений, навыков, способностей детей к работе в сре­де зрячих. Уже поэтому необходимо усилить внимание к обучению слепых и слабовидящих умениям ориентироваться не только в ограниченном, знакомом пространстве, но и свободно и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства, используя специальные знания, которым их необходимо научить в школе. Особого внимания заслуживает проблема ориентации среди людей и в быту.

Значительно больше внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: способность и готовность к преодолению трудностей, упорство, настойчивость в достижении цели. Отмечено, что чрезмерная опека как дома, так и в школе-интернате способствовала формированию черт ижди­венчества.

Что такое психосоциальная реабилитация и восстановление

Что такое психосоциальная реабилитация и восстановление?

Программа, созданная в CerritosCollege, была создана для удовлетворения потребностей нашего сообщества. Существует острая нехватка специалистов в области психического здоровья по целому ряду причин. Наиболее очевидной причиной является стигматизация психически больного человека. Это идея о том, что психически больные остаются инвалидами навсегда, и поэтому лекарства единственный вариант. Текущий план лечения психически больных включает диагностику и медикаментозное лечение. в котором конечной целью является создание бессимптомной жизни для больного человека. Эта модель является медицинской моделью и, вкратце, утверждает, что профессионалы должны смотреть на лечение больного. В результате такого обучения, как профессионалы, мы маркируем и классифицируем психически больной. Это, конечно, способствует стигматизации нашего общества. Далее, это модель может быть неточной, так как многие люди с расстройствами не хотят лечиться или вылечили. Наконец, хотя лекарства и работают, у нас еще нет всех знаний и технология, касающаяся физиологии и химии этих расстройств, доступная для лечить и лечить психически больных. Поэтому было высказано предположение, что лекарства лучше всего работают в сочетании с психотерапия. Однако некоторые из современных форм психотерапии также могут оказаться неадекватными.

Модель лечения, которая в последнее время привлекла внимание и стала успешной, — это психосоциальная Модель реабилитации и восстановления при психических заболеваниях. Эта модель предполагает, что психически больные люди могут быть реабилитированы обратно в общества и добиться выздоровления, которое не обязательно требует полного облегчения симптомов. Точно так же, как пациенты, перенесшие инсульт, и пациенты, перенесшие артроскопическую операцию на коленном суставе, могут реабилитироваться, чтобы восстановить некоторые из своих прежних способностей, умственно больные также могут быть реабилитированы, чтобы воссоединиться с местным сообществом и обществом в целом, с лекарствами или без них. Модель выздоровления полезна при лечении всего человека, в отличие от лечения просто психическое заболевание. Многие люди с физическими недугами продолжают жить очень полной жизнью. некоторые трудности, которые с обучением могут стать минимальными. Психическое заболевание можно рассматривать таким же образом. Для человека есть нечто большее, чем его болезнь: клиент — это не болезнь.

Основные препятствия для включения этой модели в существующую систему охраны психического здоровья 1) необоснованное убеждение, что лекарства являются единственным средством лечения психических заболеваний и 2) не хватает обученных людей для лечения психически больных через Психосоциальная реабилитация и восстановление. Хотя эти проблемы существуют и, возможно, их не удастся полностью преодолеть, все же есть надежда. Президентский комитет новой свободы США, созданный президентом Бушем в 2000 г. в своем отчете за 2003 г. рекомендовали, чтобы текущий курс лечения психически больным лицам недостаточно. Этот комитет предлагает несколько рекомендаций, которые могли бы привести к полному изменение системы психического здоровья с точки зрения медицинской модели на реабилитационно-восстановительную перспектива модели. Кроме того, Калифорнийский совет по планированию психического здоровья, консультативный совет Калифорнийский комитет по психическому здоровью сделал те же предложения для штата Калифорнии.

 

Психосоциальная реабилитация (ПСР) – ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ

Что такое психосоциальная реабилитация?
Психосоциальная реабилитация (также называемая психиатрической реабилитацией или ПСР) способствует личному выздоровлению, успешной интеграции в общество и удовлетворительному качеству жизни лиц, страдающих психическим заболеванием или проблемами психического здоровья. Психосоциальные реабилитационные услуги и поддержка являются совместными, ориентированными на человека и индивидуализированными и являются важным элементом спектра социальных услуг. Они сосредоточены на том, чтобы помочь людям развить навыки и получить доступ к ресурсам, необходимым для повышения их способности быть успешными и удовлетворенными в жизни, работе, обучении и социальной среде по их выбору, и включают широкий спектр услуг и поддержки.
Подходы PSR основаны на передовых и перспективных практиках в ключевых областях жизни, таких как занятость, образование, отдых, хорошее самочувствие и основные жизненные навыки, а также вовлечение семьи, поддержка сверстников и услуги, предоставляемые сверстниками. Из-за их продемонстрированной эффективности и ориентированности на выздоровление эти подходы должны быть широко доступны для людей, живущих с длительными психическими заболеваниями и/или проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ.

Отличительные и определяющие черты подходов ПРБ

  • Подходы PSR основываются на оцененных сильных сторонах людей, а не на их недостатках и проблемах. Другими словами, подходы PSR основаны на сильных сторонах — они основаны на оценке сильных сторон человека в качестве основы для индивидуальной постановки целей и восстановления. Это главное отличие от традиционных подходов, основанных на заболеваниях, которые сосредоточены на проблемах и недостатках.
  • Подходы к психосоциальной реабилитации основаны на сотрудничестве; человек направляется и индивидуализируется. Они помогают людям заново открыть для себя навыки и получить доступ к ресурсам сообщества, необходимым для успешной жизни и самоидентифицированного качества жизни. Соответственно, подходы PSR включают в себя постановку целей клиентом, а не цели, устанавливаемые другими.
  • Подходы PSR помогают людям вести осмысленную жизнь, сосредоточив внимание на детерминантах хорошего психического здоровья, включая занятость, образование, социальную поддержку, основные жизненные навыки, досуг и хорошее самочувствие.
  • Подходы PSR обычно помещают людей в выбранные ими целевые условия, такие как работа и жилье, а затем обучают и поддерживают их в этих условиях. Точно так же другое обучение, такое как обучение социальным навыкам, происходит в естественной среде человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *